Какие из следующих факторов главным образом определяют эффективность работы школы по формированию

Обновлено: 05.07.2024

Понятие эффективности школы связано с понятием качества ее деятельности как образовательной организации, которое, в свою очередь, отсылает нас к более общему понятию качества образования. Из всех определений качества образования нам наиболее близко определение Н. А. Селезневой [11, c. 11], с акцентом на многообразии целей и требований, соответствие которым должно быть согласовано при конвенциональном, по сути, принятии какого-либо понимания качества образования. Нам представляется, что сегодня на мировом и национальном уровнях в самых общих чертах согласованы и приняты такие аспекты качества школьного образования, как:

- определенный уровень предметных результатов;

- определенный уровень метапредметных результатов, компетенций (что декларируется в новых принятых Федеральных образовательных стандартах);

- удовлетворение школой запросов семей.

Если же говорить о понятии эффективности и качества деятельности образовательной организации (ОО), то, с нашей точки зрения, нельзя не использовать наработки теории и практики общей квалиметрии [1].

- понимание эффективности как степени достижения цели;

- понимание эффективности как способности организаций достигать максимальные результаты при фиксированных затратах или способности минимизировать затраты при достижении требуемых результатов;

- понимание эффективности как степени удовлетворенности клиентов и заказчиков.

Автор предлагает обобщенное понимание эффективности деятельности организации как ее свойства, связанного со способностью организации формулировать свои цели с учетом внешних и внутренних условий функционирования и достигать поставленных результатов путем использования социально одобренных средств при установленном соотношении затрат и результатов.

В работе Д. С. Синка [12] эффективность – комплексный показатель системы управления организацией, который включает такие аспекты, как:

- effectiveness – действенность – степень достижения цели (результативность, близость к цели);

- efficiency – экономичность – соотношение планируемых и фактически затраченных ресурсов и затрат;

Образовательные результаты школ и ресурсы их достижения сегодня. На получение образовательного результата ученика затрачиваются ресурсы школы и семьи. Самые очевидные и распространенные сегодня затраты семьи на обучение в школе связаны со все более распространяющимся феноменом репетиторства. Особенности современного репетиторства еще недостаточно изучены, и отношение как научного сообщества, так и общественности в целом к данному явлению противоречиво. Некоторые авторы [8; 15] считают его позитивным социальным явлением. Другие, основываясь на международных исследованиях [3; 4], полгаают, что феномен репетиторства искажает рейтинги школ и усиливает социальную стратификацию, так что во многих странах государство пытается контролировать данные практики. Есть попытки описать позитивные и негативные черты этого феномена, разграничить легальное и коррупционное репетиторство [25]. Международные и российские исследования однозначно подтверждают рост практик репетиторства во всех странах. Поэтому дискурс об эффективности школы и обоснование ее критериев сегодня не могут проводиться без учета этого существенного контекстного фактора школьного образования.

На рисунке 1 мы попытались изобразить все основные классы факторов, связанных с сегодняшним процессом общего образования и его результатами. Кратко прокомментируем рисунок. Понятно, что мы выделили только основные факторы и взаимосвязи, представляющиеся наиболее существенными.


Рис. 1. Взаимосвязи между блоками семейных и школьных ресурсов
(капиталов), образовательными практиками и различными показателями
результативности школьного образования

Мы выделяем три основные группы результатов:

  1. Академические, или предметные (индикаторами могут служить результаты ЕГЭ, ОГЭ, ВПР, диагностических контрольных работ по предметам).
  2. Функциональная грамотность (ФГ), компетенции (индикаторы – результаты специальных диагностик, международные исследования).
  3. Ценности-цели, или воспитательные результаты.

Формирование определенных ценностных ориентаций может быть важнейшей целью воспитательного процесса, но как количественно измеряемый школьный результат мы их не рассматриваем: здесь слишком высока роль семьи и других внешкольных факторов и слишком отсроченный эффект. Такие результаты мы исследуем только на неперсонифицированном уровне региональной образовательной системы и не используем их для сравнения школ.

Здоровье (физическое и психическое) можно рассматривать отчасти как результат, но скорее как цену достижения образовательных результатов.

Образовательный процесс как процесс учения (на стороне ученика) и соответственные практики деятельности, общения можно подразделить на принадлежащие формальному, неформальному и информальному образованию.

На формальное образование (процесс, организуемый школой) оказывают влияние как школьные факторы (социальный, культурный и профессиональный капиталы педагогов и управленческий капитал школы, психологический климат и уклад школьной жизни, а также вкладываемые школой материально-финансовые ресурсы), так и, опосредованно, факторы семейные (контингент учащихся школы или класса зависит от социо-экономического и культурного статуса семей).

На процесс учения и все образовательные результаты значительное влияние оказывает неформальное и информальное образование, за которое традиционно отвечает в большей мере семья, чем школа.

Основной показатель, по которому сейчас оценивают школы, – это показатель ОГЭ и ЕГЭ, а он, как видно из рисунка, определяется и работой школы, и работой репетиторов. По нашему опросу 2,5 тысяч выпускников петербургских школ 2018 г., более 60 % из них занимались с репетиторами, при этом мы наблюдаем значительный разброс показателя по школам. При одинаковых формальных результатах ЕГЭ одна школа может достигать их практически без помощи репетиторов, только за счет профессионального мастерства педагогов школы и эффективной организации работы, другая школа может достигать тех же результатов, перекладывая ответственность на родителей, которые вынуждены нанимать репетиторов.

Наконец, можно рассматривать и просто экономическую эффективность, сравнивая материальные и финансовые затраты школ, дающих одинаковые образовательные результаты.

При этом заметим, что сравнение школ должно проходить внутри одного кластера. Как показывают различные исследования, необходимо выделять кластеры школ по местоположению и типу школы.

Синтезируя вышеприведенные положения и определения, мы приходим к следующему. С нашей точки зрения, эффективная школа – это школа, которая в своем кластере обладает следующими свойствами:

  1. Показывает высокие результаты, по крайней мере, по двум направлениям (предметная, академическая результативность и функциональная грамотность, компетенции XXI в.).
  2. Удовлетворяет потребности (запросы) учащихся и родителей, местного сообщества.
  3. Обладает маркерами эффективности социальной (соотношение затрат семьи и школы, частота репетиторства), демографической (соотношение результата и потерь здоровья) и собственно экономической (соотношение результата и финансовых затрат школы).

Общая структура критериев эффективности школы. Важный аспект, обычно не учитываемый в предлагаемых моделях качества образования и эффективности школ как образовательных организаций, – это рассмотрение не только сиюминутного результата, но динамических и прогнозных показателей в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Рассмотрение долгосрочной динамики не характерно для нашего времени слишком быстрых изменений и неопределенности. В то же время наш опыт анализа различных мониторинговых данных свидетельствует, что только длительное изучение показателей (5−10 лет и более) позволяет выявить какую-то определенную тенденцию для возможного прогнозирования.

- краткосрочные (продуктивность, результативность, качество, удовлетворенность);

- среднесрочные (адаптивность, конкурентоспособность, развитие);

Применив этот подход к анализу понятия эффективности школы, мы считаем важным зафиксировать, по крайней мере, два аспекта эффективности: текущую (краткосрочную) и продолжительную (демонстрирующую стабильность или улучшение показателей за достаточно значительный период времени, скажем, за 3‒5 лет и более). Итоговая декомпозиция важнейших критериев эффективности школы представлена на рисунке 2.


Рис. 2. Критерии и показатели эффективности школы

Таким образом, для характеристики текущей эффективности школы мы предлагаем рассматривать основные показатели результатов, удовлетворенность основных участников образовательного процесса, а также выделенные нами три типа маркеров эффективности школы. Для характеристики среднесрочной и долгосрочной эффективности мы, с одной стороны, можем рассматривать динамику всех показателей результатов, удовлетворенности и маркеров эффективности. С другой стороны, показателями среднесрочной эффективности (конкурентоспособности) являются успешные инновационные изменения школы (получение статуса, участие в экспериментальной работе, победы в конкурсах и т. п.), а также привлечение более сильного контингента учеников [5]. В целом мы видим, что получен достаточно сложный конструкт, отражающий различные аспекты эффективности. Не всегда экономическая эффективность влечет за собой социальную, и, наоборот, краткосрочная эффективность не гарантирует развитие в будущем. Тем не менее полученная схема представляет основу для дальнейшего и более детального исследования эффективности школы как в теоретическом, так и в эмпирическом плане.

Сегодня все виды и формы образования связаны с Интернетом самым непосредственным образом. Репетиторство доступно по скайпу, и можно найти во многом заменяющие репетиторов интернет-ресурсы для тренингов подготовки к контрольной по предмету, к ЕГЭ. То, что дают репетиторы в плане технологий освоения знаний и подготовки к итоговой аттестации, а также в плане индивидуализации темпа, интенсивности занятий, регулярной индивидуальной проверки усвоенного, в принципе может предоставить Интернет. И традиционные занятия в классе все более используют интернет-ресурсы самого разного плана, и информальное образование (чтение, общение, путешествия, просмотр кино, спектаклей, опер, художественных выставок и др.) все чаще происходит в виртуальном формате. Мы не ратуем за то, чтобы Интернет и дистанционное обучение заменили живое общение учеников и педагогов; задача состоит в том, чтобы использовать Интернет как дополнительный ресурс для повышения социальной и демографической, а не только экономической эффективности школы. Наши исследования выпускников петербургских школ свидетельствуют о том, что молодые люди однозначно воспринимают Интернет как благо, ценность с очень высоким приоритетом, как бесконечный источник для познания, свободного общения, самореализации. Потенциально Интернет предоставляет все больше и больше возможностей для достижения образовательных целей.

Школьные учителя сегодня могут ориентировать учащихся на специальные интернет-ресурсы и таким образом сильнее, чем прежде, влиять на неформальное и информальное образование учеников, на их ценностные ориентации, мотивацию, функциональную грамотность, одновременно повышая образовательный потенциал Интернета.

Отталкиваясь от модели эффективной школы, предложенной Мортимором и Марцано, с учетом возрастающей роди Интернета, дистанционных технологий и все большей интеграции научного и образовательного знания, мы бы предложили в сегодняшнюю модель эффективной школы включить в качестве самых важнейших факторы, отраженные на рисунке 3.


Рис. 3. Главные факторы эффективности школы на современном этапе

Список литературы

1. Азгальдов, Г. Г. Квалиметрия для всех : учеб. пособие / Г. Г. Азгальдов, А. В. Костин, В. В. Садовов. − Москва : ИД ИнформЗнание, 2012. – 165 с.

2. Бахмутский, А. Е. Оценка деятельности современной школы : учебное пособие / А. Е. Бахмутский, И. Э. Кондракова, С. А. Писарева. – Москва : АПК и ППРО, 2009. – 72 с.

3. Брэй, М. Частное дополнительное обучение (репетиторство): сравнительный анализ моделей и последствий / М. Брэй // Вопросы образования. – 2007. – № 1. – С. 65–83.

4. Бурдяк, А. Я. Дополнительные занятия по школьным предметам: мотивация и распространенность / А. Я. Бурдяк // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2015. – № 2. – С. 96–112.

5. Дербишир, Н. С. Управленческие стратегии директоров эффективных школ / Н. С. Дербишир, М. А. Пинская // Вопросы образования. – 2016. – № 3. – С. 110–129.

6. Журавлева, Л. В. Эффективность образования: опыт Европы и США / Л. В. Журавлева // Экономика образования. – 2007. – № 3. – С. 6–11.

7. Клячко, Т. Л. Учительская зарплата и эффективность работы школы / Т. Л. Клячко, Е. М. Авраамова, Д. М. Логинов // Народное образование. – 2014. – № 5. – С. 26−38.

8. Комарова, М. М. Репетитор как явление в современном образовании / М. М. Комарова // Научный форум: Педагогика и психология : сб. ст. по материалам X междунар. науч.-практ. конф. – 2017. – № 7 (9). – С. 10–13.

9. Матюшкина, М. Д. Маркеры результативности и эффективности школы // Вестник Марийского государственного университета. – 2018. – Т. 12. – № 3. – С. 67–74.

10. Ружанская, Л. С. Теория организации : учебное пособие / Л. С. Ружанская, А. А. Яшин, Ю. В. Солдатова ; под общ. ред. Л. С. Ружанской. – Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2015. – 200 с.

11. Селезнева, Н. А. Качество высшего образования как объект системного исследования: лекция-доклад / Н. А. Селезнева. − 7-е изд., стер. – Москва : ИЦПКПС, 2008. – 95 с.

12. Синк, Д. С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение : [пер. с англ.] / Д. С. Синк. – Москва : Прогресс, 1989. – 528 с.

13. Уваров, А. Г. Социально-экономическое положение семей и школа как конкурирующие факторы образовательных возможностей: ситуация в России / А. Г. Уваров, Г. А. Ястребов // Мир России. – 2014. – № 2. – С. 103–132.

14. Хэтти, Джон А. С. Видимое обучение. Синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 80 миллионов школьников / Джон А. С. Хэтти // Национальное образование. − 2017. – 496 с.

15. Шипкова, Е. Н. Репетиторство как проблема педагогической науки и практики / Е. Н. Шипкова // Ярославский педагогический вестник. – 2018. – № 2. – С. 39–45.

16. Ястребов, Г. А. Использование контекстных данных в системе оценки качества образования: опыт разработки и апробация инструментария / Г. А. Ястребов, М. А. Пинская, С. Г. Косарецкий // Вопросы образования. – 2014. – № 4. – С. 58−95.

17. Aaronson, D. Teachers and student achievement in the Chicago public high schools / D. Aaronson, L. Barrow, W. Sander // Journal of Labor Economics. − 2007 – № 25 (1). – P. 95–135.

18. Harris, A. Towards differentiated improvement for schools in challenging circumstances / A. Harris, C. Chapman // British Journal of Educational Studies. − 2004. – Vol. 52. – №. 4. – P. 417–431.

19. Coleman, J. Social Capital in the Creation of the Human / J. Coleman // American Journal of Sociology. − 1988. − № 94. − P. 95–120.

20. Marzano, Robert J. What works in schools. Translating research into action. ASCD (Association for Supervision and Curriculum Development). − Alexandria, Virginia USA, 2003.

21. Mulford, B. Successful school leadership for improved student outcomes: Capacity building and synergy / B. Mulford // International Journal of Educational Leadership and Management. – 2013. − № 1 (1). – P. 7–32.

22. Rivkin, S. G. Teachers, Schools, and Academic Achievement / S. G. Rivkin, E. A. Hanushek, J. F. Kain // Econometrica. – 2005. − Vol. 73. – № 2. – P. 417–458.

23. Sinay, E. Research series on school effectiveness and school improvement: Local and international trends in school effectiveness and school improvement. / E. Sinay, T. G. Ryan // (Research Report No. 16/17-03). − Toronto, Ontario, Canada : Toronto District School Board, 2016.

Несмотря на существование разнообразных школьных моделей, остается фундаментальным вопрос: как узнать, эффективна ли школьная модель, и как можно судить об ее эффективности? Ряд исследований посвящен характеристикам эффективных школ. Тем не менее, ведутся споры о том, какие атрибуты следует учитывать при описании успешных школ.

По мнению некоторых исследователей, успеваемость учащихся должна быть основным показателем успешности школы. Это действительно имеет смысл, поскольку единственная цель школ - обучать своих учеников. Другие исследователи предлагают учитывать социальные характеристики учащихся, такие как личностный рост, при определении эффективных школ. Еще одна проблема, связанная с исследованиями эффективности школ, заключается в том, что результаты преимущественно основаны на исследованиях, проводимых в начальных школах или уникальных школьных условиях в центральной части города. Следовательно, предполагается, что эти результаты не могут быть обобщены на все школы.

По правде говоря, нет одного фактора, который мог бы точно определить эффективность школ. Напротив, это многогранная проблема, развивающаяся с каждым поколением учащихся. Как указывалось выше, школьный контекст будет влиять на факторы, влияющие на эффективность в конкретных школах. В то же время есть атрибуты и факторы, которые способствуют эффективности в школьном контексте. Понимая набор атрибутов эффективности, мы можем наблюдать, какие атрибуты существуют в конкретной школе, а какие, в случае их принятия, могут способствовать эффективности в конкретном школьном контексте.

Общие элементы успеха

Исследование последних лет описывает пять общих характеристик, составляющих эффективную школу.

  • Первый фактор - это качественное лидерство . Другими словами, ученики успевают лучше, если директор обеспечивает сильное руководство. Эффективные лидеры заметны, способны успешно донести цели и видение школы, сотрудничать с учителями для повышения их навыков и участвовать в обнаружении и решении проблем.
  • Второй фактор - высокие ожидания как учеников, так и учителей. Неоднократно было показано, что высокие ожидания школьников положительно влияют на успеваемость учеников. Больше внимания следует уделять завышенным ожиданиям учителей. Другими словами, учителя, которые, как ожидается, будут преподавать с высоким уровнем эффективности, способны достичь уровня ожиданий, особенно когда оценка учителей и профессиональное развитие учителей направлены на повышение качества обучения.
  • Третья характеристика - постоянная проверка успеваемости и развития учащихся. Школы должны использовать данные оценок для сравнения своих учеников с другими учениками со всей страны. Эффективное использование данных оценки позволяет школам выявлять проблемные области обучения на уровне класса и школы, чтобы можно было выработать решения относительно того, как лучше всего решать проблемы.
  • Четвертая характеристика - наличие цели и направления. Администрация должна активно строить цели, а затем эффективно доводить их до соответствующих лиц (например, учеников, учителей, родителей и т.п.). Директора школ также должны быть открытыми и стремиться включать инновации в цели школьных процессов и практики. Важно привлечь к участию все заинтересованные стороны в процессе разработки школьных целей. Было показано, что успеваемость учащихся улучшается в школах, где все члены школьного сообщества работают над достижением целей, которые доводятся до сведения всех в учебной среде.
  • Пятая характеристика - это степень безопасности и организованности школы. Чтобы получить максимум знаний, учащиеся должны чувствовать себя в безопасности. Уважение - это качество, которое поощряется и является фундаментальным аспектом безопасной школы. Есть также ряд обученных сотрудников и программ, таких как социальные работники, которые работают с проблемными учениками до того, как ситуация выйдет из-под контроля

Другие элементы успеха школьников

Помимо уже упомянутых пяти факторов успешности школы, ее размер является фактором ее эффективности. Исследования показали, что чем меньше школа, тем лучше успеваемость учащихся, особенно в старших классах. Учащиеся в небольших учебных заведениях чувствуют себя более связанными со своими сверстниками и учителями, чаще посещают занятия и имеют более высокую вероятность поступления в вуз.

Ряд школьных департаментов рассматривают дошкольное образование как фактор, влияющий на общую эффективность всех школ, расположенных в районе. Данные свидетельствуют о том, что дети с дошкольным опытом лучше учатся и за его пределами. Опыт обучения грамоте и счету среди младших школьников не только готовит дошкольников к учебной программе детского сада, в которой повышены ожидания от предшествующих знаний, но также помогает выявить ранних учеников, которым потребуется дополнительная поддержка, чтобы они могли получить положительный опыт обучения в дальнейшем.

Дополнительные факторы, влияющие на эффективность школ, включают в себя: время на обучение, качество учителей, а также доверие к школе и родителей. Исследования подтверждают здравое мнение о том, что чем больше времени ученик тратит на обучение и чем более эффективно это время используется, тем выше его успеваемость. Школы, которые находят творческие способы продления времени на обучение, вероятно, будут более эффективными. Школы с высококвалифицированными учителями также обычно более эффективны. Школы, которые могут нанимать учителей из высококачественных программ подготовки учителей, увеличивают шансы быть эффективной школой.

На эффективность школы также может влиять частота, актуальность и качество повышения квалификации учителей, предлагаемых школой и/или институтом повышения квалификации. Доверие и участие родителей также являются отличительными чертами успешной школы. Доверие между всеми сторонами школьного сообщества жизненно важно для повышения эффективности школы, потому что оно поддерживает перспективу того, что родители и учителя верят в мотивы и действия друг друга. Родительское участие также важно, потому что оно дает понять ученикам, что взрослые в их жизни - и учителя, и родители - верят в важность образования и готовы уделять время для поддержки образовательного опыта и усилий учеников.

Таким образом, не существует простого решения для обозначения эффективности конкретной школы, но оно определенно должно выходить за рамки одних оценок.

Как вы думаете, какие еще ключи существуют к эффективности школы? Ждем ваших комментариев. 👇

К какой группе результатов образования относятся обобщенные способы деятельности? Выберите один ответ:

5 вопрос

  • Предметные оцениваются, а метапредметные нет.
  • Предметные универсальны, а метапредметные носят личностный характер.
  • Они формируются на разных предметах.
  • Предметные связаны только с одним предметом, а метапредметные – со всеми.

6 вопрос

  • Формирование ценностных отношений к знаниям.
  • Универсализация предметных действий на основе их переноса на содержание других предметов.
  • Формирование знаний, умений и навыков, основанных на содержании разных предметов.
  • Формирование опыта применения УУД в учебной, проектной и практической деятельности.
  • Они формируются на некоторых предметах одновременно.

7 вопрос

  • межпредметные
  • метапредметные
  • личностные

8 вопрос

В каком международном исследовании оценивается уровень функциональной грамотности выпускников основной школы? Выберите один ответ:

  • Международное исследование качества граждановедческого образования – ICCS.
  • Международное исследование по оценке образовательных достижений – PISA.
  • Международное исследование прогресса по читательской грамотности – PIRLS.
  • Международное исследование качества математического и естественнонаучного образования – TIMSS.

9 вопрос

  • Организации Экономического Сотрудничества и Развития.
  • Международная оценка функциональной грамотности учащихся.
  • Программа международного обследования обучающихся.
  • Международное исследование, которое проводится по инициативе ОЭСР.

10 вопрос

  • Для обеспечения легитимности документов РФ об образовании за рубежом.
  • Для обеспечения соответствия качества российского образования мировым стандартам.
  • Для проверки успеваемости учащихся в России.
  • Для создания альтернативы ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.

11 вопрос

  • учащиеся в возрасте 15 лет
  • все учащиеся
  • учащиеся начальной школы
  • учащиеся 10-11 классов

12 вопрос

  • финансовая грамотность
  • функциональная грамотность
  • математическая грамотность
  • креативное мышление
  • естественнонаучная грамотность
  • глобальные компетенции
  • читательская грамотность

13 вопрос

  • Рейтинг стран по качеству образования.
  • Итоговая оценка успеваемости учащихся на этапе основного общего образования.
  • Аналитический отчет о качестве образования в разных странах.
  • Высокий уровень качества образования.

14 вопрос

  • В этом возрасте завершается обязательное общее образование.
  • В этом возрасте дети уже могут ответственно относится к своему образованию.
  • В этом возрасте уже можно оценивать результаты образования.
  • В этм возрасте начинается профильное обучение.

15 вопрос

Какие результаты свидетельствуют о качестве образования, соответствующие современным требованиям? Выберите один ответ:

  • Прочные и полные знания, умения и навыки по соответствующим разделам предметных программ.
  • Способность свободно ориентироваться в виртуальном пространстве, находить и размещать необходимые сведения.
  • Способность в строгом соответствии следовать указаниям и инструкциям.
  • Способность творчески и креативно подходить к решению жизненных проблем.

16 вопрос

Верно ли утверждение, что при формировании креативного мышления акцент делается на процессы творческого мышления, высокоразвитое воображение и эстетическое мировосприятие? Выберите один ответ:

  • нет
  • отчасти
  • задействованы и другие процессы
  • да

17 вопрос

  • Функциональная и читательская грамотности полностью совпадают.
  • Функциональная грамотность является компонентом читательской.
  • Чиательская грамотность формируется на основе функциональной.
  • Читательская грамотность является компонентом функциональной.

18 вопрос

  • гендерные различия учащихся
  • учебные стратегии педагога
  • язык оучения чтению

19 вопрос

20 вопрос

  • текст
  • задание
  • отметка
  • учебник

21 вопрос

  • не являются
  • являются
  • отчасти
  • алгоритм включает стратегию

22 вопрос

  • Грмотность предшествует компетентности и компетенции.
  • Компетентность состоит из грамотности и компетенций.
  • Гамотность состоит из компетентностей и компетенций.
  • Компетенция – это измеряемая часть компетентности и компонент грамотности.

23 вопрос

  • Перенос требований к компетентностям по одним предметам на содержание других.
  • Перенос предметных компетентностей на решение жизненных задач.
  • Интеграция разных предметов в проектной деятельности учащихся.
  • Конвергенция содержания разных предметов.

24 вопрос

  • Пропал интерес к технике, не выбирают естественнонаучные специальности.
  • Не умеют считать, без калькулятора никуда!
  • Дети совершенно не читают книг! Всё время проводят в социальных сетях.
  • Знания у наших детей есть, вот только пользоваться ими не все умеют.

25 вопрос

Какие из следующих факторов, главным образом, определяют эффективность работы школы по формированию функциональной грамотности? Отметьте все подходящие ответы.

  • Содержание образования
  • Система учебно-методических материалов
  • Управление образованием
  • Профессиональная подготовка учителя
  • Материально-техническая база школы

26 вопрос

Какие из следующих критериев являются основными для отбора задания для оценки сформированности функциональной грамотности? Отметьте все подходящие ответы.

  • Наличие одного правильного ответа.
  • Необходимость перевода условий задачи, сформулированных с помощью обыденного языка на язык предметной области.
  • Новизна формулировки задачи.
  • Знакомый для учащихся формат задания.
  • Возможность самостоятельно сформулировать ответ или привести решение.
  • Наличие контекста, связанного с ситуациями реальной жизни.
  • Неопределенность в способах решения.
  • Соответствие возрастным особенностям учащихся.

27 вопрос


28 вопрос


29 вопрос


Вы предложили ученикам провести конкурс и разработать рекламные плакаты заинтересовавшего их исторического периода. Потом ребята выступят с этими плакатами в других классах, а их слушатели проголосуют за лучшую работу. Как вы поможете ученикам оценить свои работы перед выступлением? Выберите свою стратегию:

  • Предложу ребятам обсудить, в чем заключается успех любой рекламы. Тезисы запишу на доске. Затем предложу ученикам оценить свои работы в соответствии с сформулированными тезисами.
  • Предложу обменяться плакатами с соседом по парте и высказать свою точку зрения о работе друг друга. Выберите, как вы поступите скорее всего.
  • Предложу потренироваться в мини-группах. Ребята выступают друг перед другом, фиксируя удачные моменты и зоны роста.
  • Предложу потренироваться, выступив перед одноклассниками. Ребята обсудят каждую работу и посоветуют, что можно улучшить.

Идет подсчет результатов

От команды разработчиков Конструктора Тестов: Посмотрите и пользуйтесь нашим новым проектом: Сборник всех промокодов Покупайте в известных магазинах с хорошими скидками!

Эффективность (лат. efficientia) — соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами ((Википедия). Зачастую в России под эффективностью школы понимается ее способность сэкономить деньги и при наименьших затратах достигнуть наилучшего результата.

ВложениеРазмер
shkola_na_puti_k_effektivnosti.docx 38.76 КБ
vystkplenie_shkola_na_puti_k_effektivnosti.docx 28.09 КБ
shkola_na_puti_k_effektivnosti.docx.pptx 675.33 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛА на пути к эффективности

Эффективность (лат. efficientia) — соотношение между достигнутым результатом и использованными ресурсами (( Википедия ). Зачастую в России под эффективностью школы понимается ее способность сэкономить деньги и при наименьших затратах достигнуть наилучшего результата.

В мире предложено другое понятие эффективности, которое в 1960-х годах ввела Альма Харис, президент Всемирной ассоциации изучения эффективных школ. Она предположила, что эффективная школа – это школа, которая способна преодолевать образовательное неравенство и компенсировать дефициты образовательных возможностей для детей из семей с низким социально-экономическим статусом. Все дети могут учиться, все дети могут освоить основные предметы учебного плана, независимо от семейного положения. Движение эффективных школ не сбрасывает со счетов важный фактор влияния семьи.

Были проведены многочисленные исследования, по их результатам сформированы общие признаки эффективных школ, которые можно описать как характер школы и стиль жизни школы. Об этом поговорим чуть позже.

Заинтересовавшись этим вопросом, я решила выяснить, какие признаки характерны для неэффективной школы.

Не знаю, известно ли вам об эффекте Пигмалиона (психологическое явление, в котором высокие ожидания приводят к повышению производительности в данной области). Суть его в том, что учитель может "отметить" ученика как хорошего школьника, он ожидает, что ученик будет вести себя соответствующим образом и достигнет определенных успехов. Тем самым учитель повышает шансы ученика на положительный результат.

Между ожиданиями учителя, учебой, поведением школьника возникает взаимосвязь, и представления ребенка о самом себе закрепляются как неуспешный в учебе.

  1. Отсутствие дополнительной работы с сильными учениками;

Из вышесказанного становится понятно, чтобы достичь высоких успехов и реализовать потенциальные способности одаренных детей, необходимы:

  1. системный подход к их обучению;
  2. современная диагностика (психологическое тестирование) их способностей;
  3. соответствующее программное обеспечение, новые учебники;
  4. профессионализм учителя.

Все вышеперечисленное требует дополнительной работы и подготовки самого учителя при работе с сильными обучающимися.

Эффект Голема (противоположный эффекту Пигмалиона) — это психологический термин, обозначающий явление, при котором заниженные требования к самому себе или окружающих приводят к тому, что человек на самом деле показывает плохие результаты. Оба эффекта относятся к категории самоисполняющихся пророчеств. Исходят ожидания от нас или других, не имеет значения, эффекты проявляются так же.

Существует два вида проявления Эффекта Голема: абсолютный и взаимосвязанный.

Более опасным считается взаимосвязанный тип. В этом случае для всей группы установлены достаточно низкие ожидания, хотя члены ее достаточно квалифицированы, а результат, который показывает данная группа также оказывается достаточно низким.

Одна из первых задач руководителя — мотивировать коллектив на высокие достижения и помогать каждому, кто хочет достичь высот. Администрация школы не может стремиться к повышению качества образования, понижая ожидания к своим учителям. И не должна этого делать. Администрация должна ставить высокую планку по отношению к учителям, но она должна быть посильной и реально достижимой для каждого учителя в отдельности.

Обмен знаниями между работниками необходим каждой школе, так как при этом повышается эффективность работы. Считается, что методическому диалогу между педагогами препятствуют три фактора:

  • культурные нормы работы – преподавание за закрытыми дверями класса, без прямого взаимодействия с коллегами;
  • недостаток времени – из-за увеличения учительской нагрузки и обилия отчетности;
  • консерватизм – нежелание принимать инновации.

То, что отличает успешные школы, – это активное профессиональное взаимодействие внутри педагогического коллектива, которое происходит в самых разных форматах.

  1. Недостаточные внешняя активность школы и сотрудничество с родителями.

Если в школе не принято заботиться о родителях, то и родители не могут довериться школе. Формирование доверия происходит при наличии трех основных факторов: соблюдение этических норм и договоренностей; поддержка тех, у кого необходимо вызвать доверие; результативность. Реальная забота о родителях может выражаться в нескольких направлениях: регулярном информировании, консультировании социальной и психологической помощи семье.

В качестве теста постарайтесь ответить на вопрос, каким образом (через какие действия) родитель может увидеть (почувствовать), что о нем действительно заботятся? Если семья ощущает эту заботу, уровень доверия к школе существенно возрастает. Тогда родители готовы помогать школе и учителям.

  1. Несформированность запроса на уровень и качество образования.

Управление качеством образовательного учреждения рассматривается как главное условие его конкурентоспособности. Если в школе не сформирован запрос на качество образования, то становится непонятной и цель образовательной организации, к которой нужно стремиться всем участникам образовательных отношений.

ПРИЗНАКИ ЭФФЕКТИВНОЙ ШКОЛЫ.

Главной своей задачей как руководителя школы, я считаю необходимость обеспечение ясного понимания целей и ценностей, которые будут разделяться всеми работниками школы. Ведь, если цель ясна и сильна, то она будет действовать сама по себе. Если нет общей цели и не задан вектор движения, то это неизбежно приведет к потерям в результатах.

В нашей школе мы стремимся к тому, чтобы:

коллектив разделял миссию, задачи, приоритеты школы,

в школе действовали согласованные процедуры оценки и отчетность,

коллектив принимал ответственность за овладение учащимися программами обучения,

при осуществлении перемен в школе необходимо сориентировать общее внимание на общий фокус.

Чтобы убедиться, что у школы есть ясная и общая цель, задайте учителям вопрос, что больше всего заботит школу. Чем разнообразнее будут ответы, тем менее согласовано понимание миссии школы.

В последнее время очень много говорится о безопасности образовательного учреждения. Причем чаще всего понимается безопасность от угроз терроризма. Но безопасность состоит еще и в том, что при нарушении дисциплины во время учебного процесса происходит отрицательное влияние на получение образования школьниками. То есть, создание здоровой окружающей среды – это забота не только руководства школы, но и самого учителя, педагогического работника во время проведения урока. К этому относится и здоровьесберегающая среда, которая способствует успешному учению. Это и деловая целеустремленная атмосфера на уроке, которая свободна от угроз физического ущерба учащимся. Это здоровая климат преподавания, не угнетающий, а способствующий обучению и учению.

  1. Позитивный, поддерживающий климат внутри школы.

В нашей школе мы стремимся к активному профессиональному взаимодействию внутри педагогического коллектива. Например, когда в коллектив приходит молодой педагог, к нему прикрепляют опытного наставника.. Наставничество внутри школы работает в разных направлениях: учитель-предметник помогает в планировании и организации педагогической деятельности, руководитель методического объединения помогает в организации методической работы молодого специалиста, замдиректора по учебно-воспитательной работе рассказывает о работе классного руководителя, работе с неуспевающими и одаренными учениками, о работе с отчетностью, ведении журналов и т.д. Кроме того, для молодого работает система открытых дверей: учителя регулярно ходят друг к другу на уроки.

Педагоги налаживают взаимодействие друг с другом, улучшаются результаты их работы. Они знают, что не одиноки и могут получить помощь в борьбе со своими проблемами на работе.

Еще одно направление, когда коллеги готовятся к какому-то конкурсу, другие учителя им помогают, работают на их победу. Создаются рабочие группы, каждая из которых отвечает за свою часть подготовки к мероприятию. И многое другое.

  1. Упор на качество преподавания и учебных результатов.

Конечно, любые попытки школы уберечь от асоциального поведения, предотвратить суицид, включить в социальный и культурный контекст чрезвычайно важны. Но и ставить крест на академических результатах, то есть переставать учить или учить плохо, кое-как, никаких детей нельзя.

  1. Высокие ожидания от учеников и четкие учебные задачи.

В эффективной школе коллектив верит и демонстрирует, что все учащиеся могут овладеть основами учебных программ, и они убеждены что они, как преподаватели, имеют достаточно возможностей помочь детям овладеть материалом.

Здесь важно не путать уровни требований и ожиданий. Повышение уровня требований (стандартов) не означает повышение ожиданий. Стандарты - внешние факторы, требования к подготовке выпускников, а ожидания - внутренняя система убеждения взрослых в том, что можно научить всех учащихся.

В этом направлении нашей школы необходимо работать более продуктивно. Необходимо больше верить в своих учеников, для этого, может быть, необходимо получение результатов от специалистов: социальных педагогов, психологов, своих коллег.

Такой климат высоких ожиданий поможет школе приблизиться к тому, чтобы называться школой высоких результатов.

Если мы сможем убедить учащихся, что они могут добиться успеха, то тем самым сделаем им самый большой подарок.

  1. Регулярное отслеживание результатов и коррекция.

В эффективных школах результаты проверяются часто, чтобы улучшить поведение и деятельность каждого ученика, а также преподавания.

Как отслеживаются результаты в нашей школе? Всем знакома система региональных и муниципальных мониторингов, особенно при подготовке учащихся к ГИА. Эти тесты мало помогают улучшить обучение каждого учащегося в отдельности, поскольку результаты тестов приходят в школы, когда поздно что-то поправлять.

В нашей школе мы пошли дальше: кроме мониторингов по обязательным предметам (математика и русский язык) мы проводим мониторинги по предметам по выбору, причем, запрос зачастую поступает от самих выпускников и их учителей-предметников.

Цель этих испытаний - выяснить степень готовности учащихся к ГИА, а по результатам тестирования провести коррекцию действий учителя для устранения пробелов знаний. При таком подходе мы стремимся к переходу от системы обучения, где в центре стоит учитель, к личностно ориентированному обучению.

  1. Включенность родителей и сотрудничество с ними.

Успешные школы стремятся вовлечь родителей в школьную жизнь. Приглашают их практически на все значимые для школы события, в том числе образовательные: обсуждение и защиту проектных работ, общешкольные конференции, диспуты.

Вот здесь нам есть чему поучиться. Последние события указали нам на то, что родителей надо приглашать не только на творческие и спортивные мероприятия, но и на мероприятия, связанные с учебной и исследовательской деятельностью ребят. Ведь когда школа демонстрирует, что всерьез вкладывается в образование каждого ученика и ориентирует детей на амбициозные цели, родители тоже начинают менять свою позицию.

  1. Наличие у учащихся времени на выполнение заданий

Всем известно, что дети обучаются лучше тому, чему уделяется больше внимания и, конечно, времени.

Если мы хотим, чтобы наши ученики решали задачи определенного характера, они сами должны затратить время на разбор и решение таких задач. У учеников проверяется только то, чему их научили. Перед проведением мониторингов различного уровня, мы действуем по следующей схеме:

После проверки работ учащихся обязательно анализируются ошибки, допущенные при заполнении бланков, указывается, где можно было набрать баллы.

В итоге, заполнение бланков анализируется замдиректора по УВР и выявляются общие замечания в заполнении бланков для отработки с детьми в дальнейшем.

В эффективной школе каждый учитель знает всю последовательность учебных действий, которыми дети должны овладеть, поэтому он дает ученикам время, чтобы они этими действиями овладели.

Также в эффективной школе не практикуется отвлечение учащихся от учебных занятий на какие-либо иные дела, что, к сожалению, в наших условиях не всегда выполнимо, проведение мониторинговых работ, ВПР, участие в учителей и (или) учащихся в школьных и муниципальных мероприятиях, отрывает их от основных занятий.

  1. Поддержка и сотрудничество с органами управления, другими образовательными институтами и сообществами.

В настоящее время школе одной трудно самостоятельно решать какую-либо задачу или проблему. И поэтому, возникает необходимость поиска единомышленников и помощников, партнеров. В эффективной школе партнерство строится на осознанных, добровольных, взаимовыгодных началах.

В нашей школе тема социального партнерства стоит на достаточно высоком уровне. В первую очередь это учреждения дополнительного образования детей (центр детского творчества, спортивные клубы и секции, художественная и музыкальная школы), затем взаимодействие с детскими и молодежными общественными объединениями, с учреждениями культуры (музей библиотека, дом культуры), правоохранительными органами, больницей, советом ветеранов, советом женщин и другими организациями.

Школа тесно сотрудничает с различными социальными институтами, координация совместных воспитательных усилий позволяет существенно уменьшить роль негативных стихийных влияний в развитии ребенка, реализовать общую педагогически целесообразную стратегию в его воспитании, создать единое воспитательное пространство.

Одним из направлений совместной деятельности является сотрудничество органов управления образованием с подчиненными организациями. В этом случае, педагогическое сотрудничество- это деятельность, направленная на равноправное, уважительное взаимодействие с руководителями и педагогами образовательных учреждений. Это не только административный подход через осуществление контроля, но и особый, вспомогательный стиль деятельности руководителя, оказывающего помощь и поддержку подчиненным организациям в решении повседневных актуальных проблем.

Перечисленные признаки эффективной школы одновременно определяют направления, в которых нужно двигаться, чтобы соответствовать параметрам эффективной школы.

  • заявлять высокие ожидания в отношении учеников и высокие требования к результатам;
  • осуществлять тщательный мониторинг реализации образовательной программы и систематическую работу с данными;
  • поддерживать учебную мотивацию школьников;
  • поддерживать активный профессиональный обмен и развитие учителей;
  • активно сотрудничать с окружением и родителями;
  • создать насыщенную безопасную среду и позитивную культуру.

Школа на пути к эффективности гарантировано сможет достичь следующих результатов:

Читайте также: