В чем различие взаимоотношений в системе ребенок педагог в детском саду и школе

Обновлено: 04.07.2024

Результативность педагогического труда обусловлена не только умением понять ребенка, но и тем, как дети отражают, интерпретируют облик воспитателя, его поведение, как относятся к нему.

Проблеме изучения отношения ребенка к личности воспитателя посвящен целый ряд психологических и педагогических исследований.

А.Г. Рузская выявила виды отношений детей к воспитателю:

  • приязненное и неприязненное;
  • доверчивое и недоверчивое;
  • заинтересованное и равнодушное;
  • спокойное и неспокойное.

Е.А. Панько выделила показатели отношения дошкольников к личности воспитателя:

  • содержание и частота обращений к нему;
  • форма общения;
  • характер ответных реакций на его воздействия;
  • доминирующий тип поведения ребенка в присутствии воспитателя.

Интересен материал, собранный Е.А. Панько в ходе изучения мотивировок отношения ребенка к воспитателю. Она исследовала функции и качества педагога, которые дошкольник познает и оказывается способным оценить. Условно Е.А. Панько выделила следующие группы мотивировок отношения детей к воспитателю:

Таким образом, в исследовании Е.А. Панько было установлено, что дети среднего дошкольного возраста в целом дают общую недифференцированную оценку воспитателя, немаловажную роль для них играет внешний вид педагога. В старшем дошкольном возрасте оценка нередко проводится по признаку личного отношения воспитателя к ребенку, появляются оценки, основанные на информированности педагога, на присущих взрослому знаниях и умениях. В этот же возрастной период ребенок начинает выделять и оценивать нравственные качества воспитателя. В целом с возрастом у детей увеличивается степень осознанности их отношения к педагогу.

Отношение дошкольников к личности воспитателя зависит также от стиля руководства детской группой. В многочисленных исследованиях было доказано, что положительное отношение детей к воспитателю особенно часто наблюдается при демократическом стиле руководства.

Следующий важный фактор, влияющий на отношение детей к личности педагога и его воспитательным воздействиям, – это эмоциональное отношение воспитателя к воспитанникам. В исследовании С.Е. Кулачковской было выделено три типа эмоционального отношения воспитателя к детям: поощряющее отношение, при котором у детей возникают переживания, созвучные переживаниям взрослого, они становятся особенно чувствительными к положительной оценке и сами побуждают педагога проявлять к себе эмоциональное отношение; формально-требовательное отношение, при котором дети отрицательно реагируют не только на педагога, но и на детский сад в целом; непоследовательный тип отношения, при котором значимость оценок воспитателя для детей резко снижается, они избегают прямых контактов со взрослым, не проявляют инициативы и активности в общении с ним. Таким образом, эмоциональное отношение педагога к ребенку определяет характер эмоциональных переживаний воспитанников. Направленность переживаний на оценку воспитателя формируется лишь в результате эмоциональных контактов, при которых ребенок чувствует себя объектом внимания и уважения со стороны взрослого, при этом существенуную роль здесь играет выразительная, экспрессивная сторона этих отношений, способствующая адекватному восприятию педагогических воздействий.

В заключение можно выделить следующие основные особенности отношения дошкольников к личности воспитателя:

Иванова Н.В. Формирование социального пространства отношений ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Учеб. пособие. – Череповец: ЧГУ, 2002. – 150 с.

Ситуация. Света (6 лет 2 мес.) учится в 1 классе. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама гордится ею, а Све­та — сама собой.

Назовите возможные причины, повлиявшие на взаимоотноше­ния Светы с учительницей.

Чего не учел педагог в работе со Светой?

Решение. При поступлении 6-летнего ребенка в школу изменяется система его отношений в межличностном общении. Они становятся более

деловыми, тогда как в детском саду они были более эмоциональными, личностными и индивидуализированными.

В школе ребенок оценивается по выполненным делам. В примере со Светой учительница не учла этих различий в системе отношений, чем вызвала описанную выше реакцию девочки. Кроме того, Света не была подготовлена к новым отношениям в школе.

Ответ. Поступление в школу, то есть переход к новому образу жизни и к непривычным условиям деятельности, порождает и новые взаимо­отношения со взрослыми и сверстниками. Совместное участие в обяза­тельной деятельности порождает новый тип взаимоотношений, строя­щихся на общей ответственности.

Учитель оценивает ученика с точки зрения его успехов в учебе и по­ведения. Оценками учителя пользуются и сами ученики, и их родители. Ученики оценивают учителя с точки зрения того, хорошо или плохо он оценивает их самих.

Мы отвечаем. Даже при наличии у ребёнка необходимого запаса знаний, навыков и умений, уровня интеллектуаль­ного, волевого развития, ему трудно будет учиться, если нет необходимой готовно­сти к социальной позиции школьника.

Положительное отношение к школе включает как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые комоненты, стремление занять новое социальное положение — стать школьником.

Родителям важно знать уровень сфор­мированного у ребёнка положительного отношения к школе, чтобы определить путь формирования его интереса к ней. Сознательное отношение к школе связано с расширением и углублением представлений об учебной деятельности, и прежде всего — эмоционального от­ношения. Сообщаемый детям материал о школе должен быть не только понят, но и прочувствован, пережит ими Расскажите о своих любимых учителях, прочтите рассказы о школе, посмотрите фильм. Это будет активизировать сознание ребёнка, создаст положительную установку на учёбу в школе.

Мы отвечаем. При поступлении в школу у ребёнка изменяется система отношений в межличностном общении. Они становятся более деловыми, тогда как в детском саду были более эмоцио­нальными, личностными и индивидуаль­ными. В школе ребёнок оценивается по выполненным делам. Важно постепенно готовить ребёнка к системе новых от­ношений в школе.

Готовность к обучению в школе - это такое развитие качеств до­школьника, которое обеспечивает успешное выполнение требований будущей учебной деятельности.

Другой важной составляющей готов­ности к обучению является произвольная готовность — способность ребёнка выполнять указания старшего, достигать поставленной цели и т.д. Произвольная готовность включает развитие про­извольного внимания, произвольной памяти, умение действовать по правилу. Достаточное развитие этой готовности является необходимым для нормальной организации обучения, т.к. оно требует от школьника умения соблюдать прави­ла и выполнять предъявляемые школой требования.

Мотивационная готовность обе­спечивает положительное отношение ребёнка к обучению в школе. Другими словами, при наличии этой готов- 1 ности дошкольник обладает большим желанием учиться. Благодаря развитию мотивационной готовности у ребёнка формируется положительная внутренняя позиция к учёбе.

В ходе обучения в школе у ребёнка очень интенсивно начинают развиваться мышление, память, воображение, внима­ние и другие познавательные процессы. Однако при поступлении в школу у до­школьника должен быть достаточный уровень развития интеллектуальной готовности.

При поступлении в школу ребёнок должен также иметь навыки общения со сверстниками, со старшими. Если дошкольник достаточно развит в этом отношении, говорят о его социально-пси­хологической готовности к обучению в школе.

Таким образом, готовность к обуче­нию в школе предусматривает развитие у ребёнка многих качеств и свойств.

ОТ ПРОСТОГО К СЛОЖНОМУ.

Многие считают, что если ребёнок по­сещает детский сад — значит подготовку к школе полностью обеспечивают его сотрудники. Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к школе. Но без помощи родителей такая подготовка будет не­полной и некачественной. Ребёнку тре­буется постоянное закрепление знаний: сделанное дома он должен проверить и закрепить в детском саду и, наоборот, знаниями, полученными в детском саду, ему нужно поделиться с родителями.

Когда дошкольник сталкивается со специально организованными видами деятельности, его отношение к ним за­висит от эмоционального опыта.

Познавательные интересы вашего ребёнка

Уровень развития познавательных ин­тересов во многом определяет подготов­ку ребёнка к обучению в школе. Поэтому важно знать показатели познавательных интересов у старших дошкольников. По­наблюдайте за своим ребёнком в разных видах деятельности, в общении со взрос­лыми и сверстниками, чтобы выяснить, сформированы ли у него познавательные интересы. При этом обратите внимание на следующее:

  • задает ли ваш ребёнок вопросы, каково их содержание и количество;
  • стремится ли ребёнок попол­нить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит по­читать, рассказать, рассматривает иллюстрации, самостоятельно на­блюдает, осуществляет несложные опыты, обращается к теле- и радио­передачам и т.д.);
  • рассказывает ли взрослым и свер­стникам о своих интересах;
  • участвует ли в беседе о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями);
  • отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, кон­струирование, поделки из природного материала и пр.);
  • способен ли к длительному сосре­доточению внимания, отвлекается ли, умеет ли элементарно планировать деятельность, пытаетсяли преодолеть возникшие трудности;
  • свойственна ли ребёнку увлечён­ность, эмоциональность и выразитель­ность речи, мимики, движений при проявлении интереса?

Формирование положительных отношения к школе и направленности на обучение

Время не стоит на месте. Общество развивается. Отношения между людьми продолжают развиваться и видоизменятся, тем самым диктуя людям свои правила взаимодействия.

Содержимое публикации

Время не стоит на месте. Общество развивается. Отношения между людьми продолжают развиваться и видоизменятся, тем самым диктуя людям свои правила взаимодействия .

Эта тенденция затрагивает образовательный процесс в дошкольном образовании .

Общение является коммуникативной деятельностью, это значит, что можно говорить о развивающем значении педагогического общения для ребёнка . Вхождения в социум связано с изучение нравственных правил, однако их знание ещё не означает, что ребёнок будет их придерживаться. Рост нарушения правил может быть связан с тем, что они не стали действенными, т. е. личностно- значимыми, а именно не было выработано эмоциональное отношение к правилам. Важно что - бы ребёнок осознавал возможные последствия своих поступков. Для того что- бы ребенок осознавал свои поступки, они должны бать эмоционально окрашен, эмоциональный отклик на ситуацию.

Основные направления совершенствования работы детского сада :

1. Гуманизация педагогического процесса ;

2. Раскрепощение условий жизни детей;

3. Создание обстановки благополучия.

Особую значимость приобретает задача создания благоприятного климата детском саду.

Воспитание и обучение – процесс двусторонний , построенный на одновременном взаимодействии педагога и ребёнка . Успешность осуществляется напрямую, зависит от характера связей двух субъектов воспитательного процесса . Их связь в процессе воспитания осуществляется в форме педагогического взаимодействия , общения.

Результат- преобразование в познавательной , эмоционально - волевой и личностной сферах.

Что же такое общение? Большинство исследователей, изучающих проблему общения, определяют это понятие как взаимодействие людей . Исследователи проблемы педагогического общения по - разному истолковали это понятие, но многие подчёркивают, что этот вид общения осуществляется профессионалом для реализации педагогических функций , решение которых применительно к ребёнку дошкольного возраста.

Педагоги и психологи , которые занимались проблемой педагогического общения :

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны : функционально – ролевую и личностною.

Функционально – ролевая сторона взаимодействия педагога с ребёнком обусловлена тем что воспитатель организует и направляет деятельность детей, контролирует результат. В данном случае дети воспринимают взрослого не как личность, а лишь как контролирующее лицо.

Личностная – сторона педагогического взаимодействия , связана тем что воспитатель , взаимодействует с детьми , передаёт им сою индивидуальность. Тем самым личностная сторона в большей мере затрагивает мотивационно – ценностною сферу детей. Но как практика показывает оптимальным вариантом выступает педагогическое взаимодействие в котором функционально – ролевое и личностное взаимодействие осуществляется в комплексе.

Педагогическое общение характеризуется определённым стилем. В психолого – педагогических исследованиях используются близкие к этому термину понятия : тип или стиль отношений, руководства.

Традиционная классификация стилей педагогического взаимодействия :

Классификация стилей включает так называемые промежуточные стили.

Активно – положительный : педагог проявляет к детям эмоционально – положительную направленность. Педагоги наиболее высоко оценивают положительные качества детей.

Ситуативный : педагогу свойственна эмоциональная нестабильность, подвержен влиянию конкретных ситуаций, вспыльчив, непоследователен.

Пассивно – положительный : педагогу такого стиля свойственна положительная направленность к ребёнку , но в то же время ему присущи замкнутость, сухость. Разговаривает с детьми преимущественно официальным тоном.

Активно – отрицательный : педагог даёт низкую оценку своим воспитанникам , проявляет резкость и раздражительность.

Пассивно – отрицательный : педагог мало проявляет интерес к воспитанникам , чаще эмоционально вял. Равнодушен к успехам подопечных.

Основные стратегии педагогического взаимодействия – конкуренция и кооперация (личностно – развивающийся) .

Конкуренция предполагает борьбу за приоритеты, которая проявляется в конфликте : деструктивном и продуктивном.

Деструктивный конфликт ведет к рассогласованию, расшатыванию взаимодействия , порождая стрессы.

Продуктивный возникает тогда когда столкновение сторон порождает различные точки зрения на какую либо проблему, её решения.

Кооперация предполагает посильный вклад каждого участника взаимодействия в решение общей задачи. Средством объединения людей здесь являются возникающие в ходе совместной деятельности отношения.

В психолого – педагогической литературе по общей педагогике выделяют ряд условий, повышающих эффективность педагогического взаимодействия .

1)Создание в коллективе атмосферы доброжелательности;

2)Введение в жизнь детей положительных факторов, усиливающих общечеловеческие ценности;

3)Организация совместной деятельности;

4)Оказание помощи ребёнку при выполнении учебных и других задач;

5)Организация коллективных игр;

Важнейший фактор повышения эффективности педагогического взаимодействия – организация совместной деятельности детей.

При этом меняется позиция воспитанника : из пассивного (объекта воздействия) переходит в активную.

Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности воспитанников и построением правильного взаимодействия с ребенком .

Время не стоит на месте. Общество развивается. Отношения между людьми продолжают развиваться и видоизменятся, тем самым диктуя людям свои правила взаимодействия.

Содержимое публикации

Время не стоит на месте. Общество развивается. Отношения между людьми продолжают развиваться и видоизменятся, тем самым диктуя людям свои правила взаимодействия .

Эта тенденция затрагивает образовательный процесс в дошкольном образовании .

Общение является коммуникативной деятельностью, это значит, что можно говорить о развивающем значении педагогического общения для ребёнка . Вхождения в социум связано с изучение нравственных правил, однако их знание ещё не означает, что ребёнок будет их придерживаться. Рост нарушения правил может быть связан с тем, что они не стали действенными, т. е. личностно- значимыми, а именно не было выработано эмоциональное отношение к правилам. Важно что - бы ребёнок осознавал возможные последствия своих поступков. Для того что- бы ребенок осознавал свои поступки, они должны бать эмоционально окрашен, эмоциональный отклик на ситуацию.

Основные направления совершенствования работы детского сада :

1. Гуманизация педагогического процесса ;

2. Раскрепощение условий жизни детей;

3. Создание обстановки благополучия.

Особую значимость приобретает задача создания благоприятного климата детском саду.

Воспитание и обучение – процесс двусторонний , построенный на одновременном взаимодействии педагога и ребёнка . Успешность осуществляется напрямую, зависит от характера связей двух субъектов воспитательного процесса . Их связь в процессе воспитания осуществляется в форме педагогического взаимодействия , общения.

Результат- преобразование в познавательной , эмоционально - волевой и личностной сферах.

Что же такое общение? Большинство исследователей, изучающих проблему общения, определяют это понятие как взаимодействие людей . Исследователи проблемы педагогического общения по - разному истолковали это понятие, но многие подчёркивают, что этот вид общения осуществляется профессионалом для реализации педагогических функций , решение которых применительно к ребёнку дошкольного возраста.

Педагоги и психологи , которые занимались проблемой педагогического общения :

Педагогическое взаимодействие имеет две стороны : функционально – ролевую и личностною.

Функционально – ролевая сторона взаимодействия педагога с ребёнком обусловлена тем что воспитатель организует и направляет деятельность детей, контролирует результат. В данном случае дети воспринимают взрослого не как личность, а лишь как контролирующее лицо.

Личностная – сторона педагогического взаимодействия , связана тем что воспитатель , взаимодействует с детьми , передаёт им сою индивидуальность. Тем самым личностная сторона в большей мере затрагивает мотивационно – ценностною сферу детей. Но как практика показывает оптимальным вариантом выступает педагогическое взаимодействие в котором функционально – ролевое и личностное взаимодействие осуществляется в комплексе.

Педагогическое общение характеризуется определённым стилем. В психолого – педагогических исследованиях используются близкие к этому термину понятия : тип или стиль отношений, руководства.

Традиционная классификация стилей педагогического взаимодействия :

Классификация стилей включает так называемые промежуточные стили.

Активно – положительный : педагог проявляет к детям эмоционально – положительную направленность. Педагоги наиболее высоко оценивают положительные качества детей.

Ситуативный : педагогу свойственна эмоциональная нестабильность, подвержен влиянию конкретных ситуаций, вспыльчив, непоследователен.

Пассивно – положительный : педагогу такого стиля свойственна положительная направленность к ребёнку , но в то же время ему присущи замкнутость, сухость. Разговаривает с детьми преимущественно официальным тоном.

Активно – отрицательный : педагог даёт низкую оценку своим воспитанникам , проявляет резкость и раздражительность.

Пассивно – отрицательный : педагог мало проявляет интерес к воспитанникам , чаще эмоционально вял. Равнодушен к успехам подопечных.

Основные стратегии педагогического взаимодействия – конкуренция и кооперация (личностно – развивающийся) .

Конкуренция предполагает борьбу за приоритеты, которая проявляется в конфликте : деструктивном и продуктивном.

Деструктивный конфликт ведет к рассогласованию, расшатыванию взаимодействия , порождая стрессы.

Продуктивный возникает тогда когда столкновение сторон порождает различные точки зрения на какую либо проблему, её решения.

Кооперация предполагает посильный вклад каждого участника взаимодействия в решение общей задачи. Средством объединения людей здесь являются возникающие в ходе совместной деятельности отношения.

В психолого – педагогической литературе по общей педагогике выделяют ряд условий, повышающих эффективность педагогического взаимодействия .

1)Создание в коллективе атмосферы доброжелательности;

2)Введение в жизнь детей положительных факторов, усиливающих общечеловеческие ценности;

3)Организация совместной деятельности;

4)Оказание помощи ребёнку при выполнении учебных и других задач;

5)Организация коллективных игр;

Важнейший фактор повышения эффективности педагогического взаимодействия – организация совместной деятельности детей.

При этом меняется позиция воспитанника : из пассивного (объекта воздействия) переходит в активную.

Наиболее общая задача педагогической деятельности в образовательном процессе состоит в создании условий для гармоничного развития личности, в подготовке подрастающего поколения к труду и иным формам участия в жизни общества. Она решается организацией личностно развивающей среды, управлением разнообразными видами деятельности воспитанников и построением правильного взаимодействия с ребенком .

Читайте также: