Проект работа с родителями в доу по фгос в старшей группе

Обновлено: 19.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Срок реализации 2 года

2016 – 2018 учебный год

Основные направления реализации программы

Перспективный план работы с родителями

1. Пояснительная записка

«Семья для ребенка – это источник

общественного опыта. Здесь он находит

примеры для подражания и здесь

происходит его социальное рождение.

И если мы хотим вырастить нравственно

здоровое поколение, то должны решать

(В. А. Сухомлинский)

Кто помогает родителям в воспитании детей?

Воспитатели – первые помощники родителей, в их руках дети становятся любознательными, активными, творческими. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием - его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии системы взаимодействий ДОУ и семьи. Совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников. Дети активных родителей становятся увереннее в себе, задают больше вопросов о семье, о детском саде, проявляют инициативу в тех вопросах, где видят интерес и активность своих родителей. Ребенок чувствует себя ближе, роднее по отношению к воспитателю, так как видит тесное общение педагога с его родителями, эмоциональный подъем, желание быть в саду в центре всех игр и занятий. И как результат, новое положительное отношение родителей к ДОУ, положительная оценка его деятельности.

Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

Цель программы: с оздание единого образовательного пространства ДОУ и семьи, установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно решать их.

Задачи:

- создать условия для развития детей в совместной деятельности с родителями и педагогами ДОУ.

- установить партнерские отношения между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами ДОУ.

- приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия;

- повысить уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ по вопросам взаимодействия с семьей.

- повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей.

- пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни.

- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность ДОУ, как полноправных участников образовательного процесса.

Гипотеза : совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество дошкольного образования.

Принципы взаимодействия с родителями:

Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ - признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

Открытость по отношению к семье воспитанника.

Индивидуальный подход - учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.

Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон. Формы выбираются в зависимости от интереса семьи, возможностей ДОУ, региональных, социально-экономических, психологических условий.

Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.

Сотрудничество. Эффективно будет создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей. Их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.

Основные направления реализации программы

Программа рассчитана для работы с детьми 5 - 7 лет.

Структурно-функциональная модель взаимодействия ДОУ и семьи по вопросам развития ребенка.

Информационно-аналитический блок

Цель: Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности.

Задачи, которые предстоит решать в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся: опрос, анкетирование, интервьюирование, наблюдение.

Практический блок

Цель: решение конкретных задач, связанных со здоровьем детей и их развитием.

Досуговые формы взаимодействия

Цель: установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми.

Формы проведения общения: совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках, конкурсах

Познавательные формы взаимодействия

Цель: ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у родителей практических навыков воспитания детей

Формы проведения общения: семинары-практикумы, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей, экскурсии, защита семейных проектов.

Наглядно-информационные, информационно-ознакомительные, информационно-просветительские формы взаимодействия

Цель: ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей

Ожидаемые результаты программы

Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;

У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);

Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;

Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.

Использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников детского сада должно дать положительные результаты. Внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов позволяет организовать совместную деятельность детского сада и семьи более эффективно.

3. Перспективный план работы с родителями

2016-2017 учебный год

Индивидуальные консультации по запросам родителей

Консультирование родителей по учебно-воспитательному процессу в соответствии с тематикой недель.

Сентябрь

Выставка поделок и рисунков детей и родителей ко Дню

Консультация: «Как выбрать правильные прописи для

2017-2018 учебный год

Знакомство родителей с задачами воспитания и обучения детей на учебный год, психологическими и возрастными особенностями детей 6-7 лет. 15/09/2017

2. Анкетирование родителей.

Изучение отношения родителей к проблеме подготовки детей к школе, их ожиданий от ДОУ, выявление индивидуальных особенностей ребенка – будущего школьника. 15/09/2017

Активизировать родителей и детей в участии в конкурсах. 01.09 – 06-09.17г.

Рекомендации родителям о значении соблюдения режима для детей. C 1.09 по 30.09

Пропагандировать здоровый образ жизни.

Соблюдать правила поведения в группе, поощрять теплые взаимоотношения.

Побуждать родителей к совместному творчеству с детьми. 23.10 -27.10.17г.

Знакомить родителей с правами ребенка. 30.10-10.11.17г.

Помощь родителей в воспитании любви, уважения к мамам, донести до детей, что дороже мамы никого нет, что мама – самый близкий и лучший друг. 23.11 – 27.11.17г.

Привлечь родителей к нравственному воспитанию детей, совместному труду; сплочение детского и взрослого коллектива. 01.11 – 30.11.17г.

Привлекать родителей к воспитанию патриотических чувств в детях. 30.10-10.11.17г.

Дать рекомендации родителям как заниматься с ребенком дома.

Выработать способы реагирования на проблемные ситуации, помочь родителям сформировать чувства уверенности в собственных воспитательных воздействиях. 08.12.17г.

Побуждать родителей к совместному творчеству с детьми. 25.12. – 29.12.17г.

Вовлечь родителей и детей в подготовку к новогоднему празднику.

Рекомендации родителям о совместной подготовке к Новому году, о соблюдении правил безопасности. 20.12. – 29.12.17г.

Дать рекомендации родителям по подготовке ребёнка к школе.

Привлечение родителей к участию в создании снежных построек на участке детского сада. 09.01 – 12.01.18г.

Распространение педагогического опыта по обучению заучивания стихов.

Дать рекомендации по воспитанию нравственных качеств ребёнка.

Демонстрация уважительного отношения к роли отца в воспитании ребенка.

Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива. 19.02 – 23.02.18г.

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми; развитие творческого взаимодействия родителей и детей.

Знакомство с играми, помогающими увидеть особенности проявления познавательной активности ребенка, его эмоциональной и социальной готовности. 27.02.18г.

Развитие воспитательного потенциала семьи.

Вовлечь родителей в обсуждение проблемы о воспитания у детей любви к книгам, чтению. 16.03.18г.

Привлечь внимание родителей к творчеству детей

Привлечение родителей к совместной организации праздника.

Напомнить родителям о необходимости соблюдения правил при перевозке детей в автомобиле.

Дать рекомендации родителям по подготовке ребёнка к школе.

Развитие воспитательного потенциала семьи.

Привлекать родителей к участию в жизни группы.

Донесение родителям информации об особенностях предстоящей школьной жизни.

3. Привлечение родителей к субботнику на участке группы.

Способствовать развитию совместной трудовой деятельности детей и родителей.

Закрепить элементарные правила пожарной безопасности.

Убедить взрослых в необходимости прогулок в любое время года.

Порекомендовать, как правильно одевать на прогулку.

Дать родителям информацию об уровне готовности детей к школе 18.05.18г.

Привлечь родителей к участию в празднике, воспитывать чувство патриотизма у детей. 07.05 – 08.05.18г.

Реализация единого воспитательного подхода по обучению детей правилам дорожного движения в д\с и дома. 21.05 – 25.05.18г.

Вовлечение родителей в подготовку к выпускному вечеру. 28.05 – 31.05.18г.

Создать радостное настроение у детей и родителей, получить положительные эмоции. 31.05.18г.

Выставки подготовительная группа

Активизировать родителей и детей в участии в конкурсах. 01.09 – 06-09.17г.

Побуждать родителей к совместному творчеству с детьми. 23.10 -27.10.17г.

Помощь родителей в воспитании любви, уважения к мамам, донести до детей, что дороже мамы никого нет, что мама – самый близкий и лучший друг. 23.11 – 27.11.17г.

Демонстрация уважительного отношения к роли отца в воспитании ребенка.

Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива. 19.02 – 23.02.18г.

Привлечь родителей к участию в празднике, воспитывать чувство патриотизма у детей. 07.05 – 08.05.18г.

Одним из объектов оценки качества дошкольного образования является степень удовлетворенности родителей воспитанников качеством деятельности ДОО.

В рамках мониторинга качества образования в детском саду проводится ежегодный социологический опрос родителей с целью изучения удовлетворенности качеством деятельности дошкольной образовательной организации.

Основные задачи: выявить представления респондентов (родителей) о качестве образовании в ДОУ;

Провести обработку результатов анкетирования родителей с целью определения прогноза дальнейшей деятельности ДОУ.

Разработать рекомендации по улучшению качества образовательных услуг в ДОУ и оптимизации взаимодействия с семьями воспитанников.

Мониторинг системы взаимодействия ДОУ с семьей проводится на основе анкетирования родителей в конце учебного года и по мере необходимости .

Метод исследования : социологический метод анкетного опроса.

К достоинствам метода анкетирования следует отнести следующие характеристики:

а) это наиболее оперативный метод сбора первичной информации;

б) результаты анкетирования более доступны для математической обработки;

в) за короткий промежуток времени можно опросить большое количество людей;

г) наличие анонимности высказывания мнения.

Анкета для родителей

Удовлетворенность качеством образовательных услуг

1. Удовлетворены ли Вы качеством образовательных услуг: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие?:

а) полностью удовлетворен б) частично удовлетворен в) неудовлетворен

2. Удовлетворены ли Вы качеством условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников (оздоровительные мероприятия, закаливание, прогулки, занятия физической культурой)?

а) полностью удовлетворен б) частично удовлетворен в) неудовлетворен

3. Посещает ли Ваш ребенок какой-либо кружок по развитию индивидуальных способностей в ДОУ?

а) да б) нет

4. Удовлетворены ли Вы качеством работы педагогов с родителями (консультации, индивидуальные беседы, совместные мероприятия, родительские собрания и т.д.)?

а) полностью удовлетворен б) частично удовлетворен в) неудовлетворен

5. Удовлетворены ли Вы качеством работы специалистов ДОУ (логопед, музыкальный руководитель, физрук)?

а) полностью удовлетворен б) частично удовлетворен в) неудовлетворен

6. Из каких источников Вы получаете информацию о жизнедеятельности Вашего ребенка в детском саду? (можно выбрать более 1 варианта, подчеркнуть)

 Из личных бесед с воспитателем

 Из информационных стендов

 На родительских собраниях

 Из сети Интернет на сайте ДОУ

7. Удовлетворены ли Вы обеспеченностью ДОУ материальными средствами (достаточно развивающих игрушек, игрового оборудования, информационных технологий (музыкальный центр, компьютеры, проекторы, экраны, интерактивная доска), средств для физического развития и укрепления здоровья ребенка, книг, наглядных пособий и т.д.)?

а) полностью удовлетворен б) частично удовлетворен в) неудовлетворен

а) да, знаю б) нет, не знаю

9. Удовлетворены ли Вы качеством проведенных мероприятий по улучшению материально-технической базы ДОУ (проведенные ремонты в групповых комнатах, раздевалках, спальнях, приобретение новой мебели, посуды, постельного белья и т.д.)

а) полностью удовлетворен б) частично удовлетворен в) неудовлетворен

10. Удовлетворены ли Вы тем, каким образом общаются с Вами воспитатели группы (говорят спокойным, приветливым тоном, вежливо, культурно отвечают на заданные вопросы, дают грамотные исчерпывающие рекомендации по воспитанию и общению с ребенком)?

а) полностью удовлетворен б) частично удовлетворен в) неудовлетворен

11. Удовлетворены ли Вы тем, как ребенок проводит время в детском саду (с пользой, его привлекают к участию в конкурсах, утренниках, раскрывают его способности, благодаря посещению детского сада ребенок легко общается со взрослыми и сверстниками и т.д.)?

а) полностью удовлетворен б) частично удовлетворен в) неудовлетворен

12. Удовлетворены ли Вы тем, как оперативно администрацией и педагогами детского сада рассматриваются жалобы, вопросы и предложения родителей, учитываются ли при дальнейшей работе?

а) полностью удовлетворен б) частично удовлетворен в) неудовлетворен

Так же ежегодно, на основе ежедневных наблюдений, отслеживается эффективность деятельности родителей по следующим показателям:

- родители – активисты, участники всех дел в группе;

- родители – исполнители, выполняющие все просьбы и задания педагогов;

- родители-наблюдатели, не проявляющие свою активность в делах группы, участия в праздниках и развлечениях, проектной деятельности, плохо посещающие родительские собрания.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. –М.: МОЗАИКА-Синтез, 2015. 368с.

С.В.Чиркова. Родительские собрания в детском саду (старшая, подготовительная группы). М.:ВАКО, 2014. -240с.

С.Ю. Прохорова, Н.В. Нигматуллина. Предшкольное образование и система работы с родителями.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

ВложениеРазмер
proekt_raboty_s_roditelyami.docx 31.89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития воспитанников

Проект работы с родителями старшей группы

на 2016-2017 учебный год

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

Семья и детский сад – два воспитательных центра, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Это возможно только благодаря объединению сил и сотрудничеству.

Цель проекта: вовлечение семьи в единое образовательное пространство, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах детско-родительских отношений.

  • Установить доверительные и партнерские отношения с родителями.
  • Объединить усилия для развития и воспитания детей.
  • Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и
  • Привлечь взрослых к совместной деятельности с детьми.

1. По доминирующей в проекте деятельности: практико-ориентированный.

2. По содержанию – интегративный (включает ребенка и его родителей).

3. По характеру участия ребенка в проекте – участник от зарождения идеи и до получения результата .

1. Совершенствовать стиль партнёрских отношений.

2. Создать условия для благоприятного климата социального партнерства с родителями.

3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

4. Реализовать единый подход к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе ФГОС ДОУ.

Принципы взаимодействия с родителями :

1. Открытость детского сада для семьи;

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

4. Индивидуальный подход;

Участники проекта : дети, родители, педагоги.

Этапы реализации проекта :

1 этап – подготовительный

Цель: сбор, анализ информации о разработке модели партнерского взаимодействия ДОУ с родителями воспитанников.

-изучение теории и практики использования новых форм взаимодействия с родителями в соответствии с требованиями ФГОС

-анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований;

-подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.

2 этап – практический

Цель: организация партнерского взаимодействия ДОУ с родительской общественностью.

-педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОО (анкетирование);

-педагогическая поддержка родителей (лекции, дискуссии, открытая непо-средственно образовательная деятельность, маршруты выходного дня) ;

-педагогическое образование родителей (клубы интересных встреч, творческие и исследовательские проекты, тематические встречи, библиотека для родителей);

-совместная деятельность детей и родителей (конкурсы, досуги, акции) в соответствии с разработанной системой работы, позволяющей вовлекать родителей в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения, применяя различные принципы, методы и формы.

3 этап – аналитический

Цель: определение результативности внедрения моделей социального партнерства ДОУ с родителями воспитанников.

-анкетирование по удовлетворенности работой ДОУ родителей;

-определение эффективности работы педагогического коллектива в рамках внедрения моделей социального партнерства ДОУ с родителями.

- формирование заботливого отношения к своей семье;

- улучшение качества усвоения детьми программных материалов;

Родители

- воспитание чувства уверенности и защищённости.

- повышение уровня доверия родителей к детскому саду;

- повышение педагогической грамотности родителей;

- обогащение опыта межличностного общения детей, родителей и педагогов;

-увеличение числа активных родителей, искренне заинтересованных в со-участии в воспитательно-образовательном процессе;

- продуктивное творческое взаимодействие педагогов и родителей;

- создание положительного эмоционального микроклимата взаимодействия с родителями;

- повышение профессиональной компетентности педагогов.

-изменение общественного мнения и осознание престижности ДОУ.

Родительское собрание Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 5 лет.

Цели и задачи на новый учебный год.

Познакомить с основными мероприятиями этого года. Активизировать желание родителей участвовать в делах группы, в решении годовых задач. Дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний и поощрений.

Практикум для родителей, открытое занятие по фэмп с блоками Дьенешь. Показать и научить родителей как решать логические задачи, правильно работать с блоками Дьенеша.

Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному ребенку.

Консультации о подборе индивидуальных игр и занятий. Помощь родителям в правильной организации развивающего обучения ребёнка дома

Консультация на тему "Укрепление и сохранение здоровья дошкольников" Ознакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольника в домашних условиях и условиях детского сада.

Почтовый ящик (ящик предложения и невысказанных слов) В этот ящик родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к воспитателям, няне или заведующей. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Беседы на темы, интересующие родителей. Помощь родителям по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.

Презентация группы Взаимодействие детского сада с семьей; Установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.

Родительское собрание и мастер - класс по развитию мелкой и крупной маторики. Повышение профессиональной компетентности родителей в вопросах мелкой и крупной моторики в домашних условиях.

Активизировать самостоятельную работу родителей. Дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Вызвать интерес у родителей к различным изобразительным материалам и желание действовать с ним.

Привить любовь к Родине, чувство гордости за свою страну; Воспитывать чувство коллективизма, ответственности; Создать положительный настрой; Дать необходимые знания о первом космонавте, о планетах; Совершенствовать в соревновательной форме навыки основных движений; Развивать физические качества; Помочь приобрести родителям и детям опыт партнёрского доверительного взаимодействия друг с другом в совместной двигательно-игровой деятельности.

Дни добрых дел – подготовка участка к летнему сезону (субботник, агитационный стенд Сделать наш детский, наш участок сад более чистым, благоустроенным и приятным для детей.

Популяризация физической культуры у ребят; формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом; воспитание чувства патриотизма; развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

База реализации проекта: МБДОУ№ 72 г. Каменска- Уральского, вторая младшая группа №1.

Цель проекта: Установление сотрудничества и партнерских отношений с родителями

1.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей

2.Использование новых нетрадиционных форм работы с семьями воспитанников.

3.Развитие социально-личностной сферы дошкольников посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.

4.Создание творческой атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию и проведение различных мероприятий.

5.Выявление эффективности данного проекта.

Участники проекта: дети второй младшей группы, воспитатели, помощник воспитателя, педагоги ДОУ, медицинский работник.

Срок реализации проекта: долгосрочный, 1 год.

Вид проекта: творческий , практико-ориентированный.

Форма педагогического планирования: план мероприятий

Принципы взаимодействия воспитателя с родителя

-родители и педагоги являются партнерами в воспитании детей;

-единство в в понимании педагогами и родителями понимания целей, задач и средств, условий, результата развития ребенка-дошкольника;

-взаимное доверие и взаимопомощь родителей и педагогов;

-доброжелательный стиль общения;

-индивидуальны й подход к ребенку и семье на основ учета их индивидуальных способностей и интересов.

Формы работы с родителями:
- анкетирование;
- тематические консультации;

-консультации специалистов;
- беседы;
- родительское собрание;
- информационный лист, памятки, рекомендации;
- совместные мероприятия: праздники, развлечения.
- почтовый ящик;

Ожидаемый результат:

1. Положительная эмоциональная среда общения между родителями, детьми и педагогами,

2.Развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности, появление общих интересов,увлечений.

3.Повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей.

4. Увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.

5.Положительная динамика использования нетрадиционных методов и форм работы с родителями.

Этапы работы:

I этап. Подготовительный.

Цель: Организация и подготовка ко взаимодействию всех участников проекта.

Педагогическая деятельность:

изучение психолого-педагогической литературы, методической и методологической литературы по вопросам взаимодействия с родителями.

Создание плана совместной деятельности.

Взаимодействие с родителями:

Опрос родителей по вопросам компетентности педагогов, их деятельности по работе с детьми.

Работа с детьми:

изучение уровня развития детей, исходя из проведенного ранее мониторинга

наблюдения за детьми и беседы с ними.

II этап Практический

Цель: Организация взаимодействия с родителями в процессе совместной деятельности с педагогами и детьми.

Педагогическая деятельность:

-проведение ряда запланированных мероприятий

-организация встреч с участниками данного проекта;

-обеспечение сотрудничества с педагогами ДОУ.

Взаимодействие с родителями:

-тематические консультация родителей с участием педагогов, психолога, медицинских работников.

- практическая совместная с детьми деятельность.

Работа с детьми:

-проведение совместных мероприятий с родителями.

План совместной деятельности.


Повышение качества образовательного процесса по духовно–нравственного воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов. Создание методической копилки по нравственному воспитанию.

Содержимое разработки

Долгосрочный проект взаимодействия с родителями детей

старшей группы

(совместная деятельность детского сада и семьи по

духовно-нравственному воспитанию).

Актуальность.

Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития необходимо их взаимодействие.

Как показывает практика, и подтверждают педагогические исследования, родители признают приоритет дошкольного учреждения в решении воспитательно-образовательных задач, но не считают нужным участвовать в педагогическом процессе. В свою очередь педагоги недооценивают роль семьи и не стремятся объединить с родителями усилия для развития и воспитания детей, поэтому не налаживают надлежащим образом обратную связь, не используют в полной мере влияние семьи на воспитание и развитие ребенка.

В системе дошкольного образования семейное воспитание является его началом, стержнем и венцом. Знания, и умения, заложенные домашним воспитанием, являются первыми ступеньками к вершинам высокого уровня культуры детей. И здесь важная роль отводится дошкольному учреждению, требуется поиск новых взаимоотношений семьи и ДОУ, а именно – сотрудничества, взаимодействия, доверительности. Кроме этого, именно в дошкольном возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей и педагогом, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи. Так как воспитание, развитие и здоровье ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, растёт, развивается, какие люди его окружают и как организован процесс его воспитания.

К сожалению, в настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Психологи и педагоги обращают внимание на ухудшение состояния здоровья детей, увеличение социально незащищенных семей, социально-психологическую тревожность и усталость от испытываемых взрослыми проблем (в том числе в связи с происходящей стратификацией общества), одиночество (особенно в неполных семьях) и недостаток взаимопонимания, перераспределение материально-экономических функций внутри семьи (когда источником финансирования членов семьи становится жена/мать), трудности строительства семейной жизни на фоне кризисов. Были выделены и глобальные проблемы: экологические; психические; локальные и региональные войны; эпидемии, наркомания, алкоголизм; научно-технический прогресс, ведущий к быстрому устареванию знаний и др.

Этот процесс могут и должны остановить дошкольные педагоги-люди, которые тесно общаются с детьми и их родителями.

В связи с этим, вопрос поиска и осуществления нетрадиционных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из актуальных.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

Творческое название проекта

Тип проекта

Возраст детей

Старший дошкольный возраст

Исполнители

Дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители, ближайшие родственники

Продолжительность

Долгосрочный (8 месяцев) с октября по май

Тематическое поле

Семья. Взаимоотношение в семье. Семейные традиции и обычаи.

Актуальность

Углубить представления детей о семье, родственных отношениях. Приучить активно, выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким людям

Детей необходимо приобщать к семейным традициям и обычаям, повышать интерес к ценностям семьи, но содержание работы в ДОУ не обеспечивает решения поставленной задачи в полной мере.

Формирование духовно- нравственных качеств личности через приобщение детей к семейным традициям и ценностям.

Сформировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.

Привлечь родителей к установлению в семье правил, норм поведения, обычаев, традиций, т.е. потребность к формированию семейных ценностей.

Формировать и развивать у детей навыки исследовательской и творческой работы совместно с воспитателями и родителями.

Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между взрослыми и детьми построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.

Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

Упражнять детей в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится.

Предоставлять детям возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.

Учить детей составлять рассказ о своей семье.

Воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи.

Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.

Дать понятие о русских семейных традициях, семейных реликвиях, о распределении семейных обязанностей.

Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.

Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.

Укреплять детско–родительские отношения

Этапы реализации проекта

1 этап – организационно - диагностический (сентябрь).

2 этап - формирующий (октябрь - апрель)

3 этап- обобщающий (май)

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОБЛЕМЫ

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ. Повышение качества образовательного процесса по духовно–нравственного воспитанию через организацию совместной исследовательской деятельности родителей, детей, педагогов. Создание методической копилки по нравственному воспитанию. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей по приобщению дошкольников к семейным традициям и ценностям, поддержание их уверенности в собственных педагогических возможностях. Создание в группе детского сада условий для обобщения материала по формированию у старших дошкольников семейных ценностей. Укрепление связи семьи и ДОУ. Формирование у детей интереса к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитание уважения к членам семьи.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

Заключается в разработке содержания, методов и форм, которое предусматривает поэтапную организацию приобщения детей к семейным традициям, повышению интереса к ценностям семьи и участия родителей в совместных мероприятиях.

ГИПОТЕЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: мы предполагаем, что процесс воспитания нравственности будет более эффективным в том случае, если: Формировать представления о родном доме, семейных традициях и чувства сопричастности к ним не только в семье, но и в ДОУ. Воспитание нравственности будет строиться на материале, близком, понятном и эмоционально значимом для ребенка с учетом взаимодействия педагогов, родителей. Разработать систему сотрудничества педагогов и семьи. Деятельность детей по формированию семейных ценностей осуществляется систематически и планомерно.

НОВИЗНА Заключается в выработке новых стратегических подходов по приобщению детей к семейным традициям, ценностям и взаимодействию с семьёй по духовно- нравственному воспитанию ребёнка в условиях ДОУ. Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода способствует формированию патриотизма, толерантности, культурно – ценностных ориентаций, духовно – нравственному развитию.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

Проблема отношения личности к традициям рассматривалась в работах Л. В. Загик, В. М. Ивановой, Н. Ф. Виноградовой, Т. М. Марковой, О. Л. Зверевой и других, в которых даны различные трактовки освоения дошкольниками традиций как части общенародной, национальной культуры. Семейные традиции рассматривались в русле психолого-педагогических исследований, применительно к конкретной тематике научных работ:

- организация взаимодействия детей со старшими в семье (Т. А. Маркова, С. П. Тищенко), воспитание ценностного отношения к старости (Ю. О. Га-лущинская);

- ознакомление дошкольников с традиционными праздниками, приобщение детей к домашнему хозяйству, воспитание интереса к русской традиционной культуре (Е. С. Бабунова, Н. Ф. Виноградова, Л. В. Загик, И. С. Хомякова, Н. А. Стародубова и др.);

- признание особой роли родительского авторитета, этики внутрисемейного общения, образа жизни, стиля внутрисемейных отношений (В. М. Иванова, Л. А. Таланова, О. Л. Зверева, Т. А. Репина);

- значимость организации совместной работы с родителями по воспитанию у детей нравственно-волевых, гуманных, гражданских качеств (В. В. Дуброва, Н. Ф. Виноградова, И. С. Хомякова);

- применение в семейном воспитании произведений народного творчества, искусства (Л. Д. Вавилова, Д. О. Дзинтаре).

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ОБЩЕЙ ДИДАКТИКИ

Принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность. У него имеются замечательные возможности реализовать себя, ощутить успех, продемонстрировать свои возможности). Принцип кооперации (в процессе работы над проектом осуществляется широкое взаимодействие воспитанников с педагогом, с родителями и между собой). Принцип опоры на субъектный опыт воспитанников (каждый, работая над мини-проектом, имеет хорошие возможности применить уже имеющийся у него собственный опыт и знания). Принцип учёта индивидуальности воспитанников: их интересов, темпа работы, уровня обученности. Принцип свободного выбора: темы проекта, подтемы, партнёров в работе над проектом, источников и способов получения информации, метода исследования, формы представления результатов. Принцип связи исследования с реальной жизнью (происходит соединение знаний и практических действий). Принцип трудной цели (легко достижимый результат не является для многих воспитанников мобилизующим фактором).

Личностно ориентированного обучения и воспитания

Это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Личностно-ориентированное обучение исходит из признания уникальности субъектного опыта самого воспитанника, как важного источника индивидуальной жизнедеятельности, проявляемой, в частности, в познании.

Развивающего обучения

Позволяет выращивать в ребенке творческие способности и потребность в творчестве, ориентирует ребенка на самоопределение и самоактуализацию, поддерживает личностное развитие ребенка.

Индивидуального обучения

Воспитание и обучение с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка позволяет создать комфортные условия для занятий. Дети выполняют работу в удобном для них индивидуальном темпе. Кроме того, данная технология позволяет наиболее эффективно развивать навыки самостоятельной работы у дошкольников.

Информационно-коммуникационные

В современном мире при всем нарастающем потоке информации не обойтись без применения информационно-коммуникационных технологий. На занятиях в совместной деятельности часто применяются мультимедийные презентации, музыкальное оформление, организуются видеопросмотры.

Развития творчества

Творческий процесс делится на четыре фазы: подготовка, созревание идеи, озарение и воплощение. Помогает формировать и развивать у воспитанников способности к импровизации, применять полученные навыки в новых условиях, искать нестандартные решения.

В результате освоения игровой деятельности в дошкольном периоде формируется готовность к общественно-значимой и общественно-оцениваемой деятельности ученья. Дети познают жизненные и семейные ценности - играя.

Проблемно – поисковая

Предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Одна из современных интерактивных технологий обучения. Формирует у дошкольников навыки планирования совместной деятельности, проектирования. Способствует самоорганизации, учит делать выбор и принимать решения. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

ФОРМЫ РАБОТЫ с детьми:

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ:

1.Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:

метод моделирования и конструирования

метод проектной деятельности

метод вопросов – постановка вопросов детям; воспитание умения и потребности задавать вопросы, грамотно и четко их формулировать

метод повторения – важнейший дидактический принцип, без применения которого не будет прочности знаний в воспитании чувств.

2. Методы, направленные на повышение эмоциональной активности детей при усвоении знаний:

игровые приемы – повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств

сюрпризные моменты и элементы новизны – эмоционально настраивают ребенка на познание, обостряют желание ребенка разгадать секрет или просто порадоваться

3.Методы и приемы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности:

прием предложения и обучения способу – воспитатель не только эмоционально рассказывает о семье, человеке, но и должен вызвать желание у детей самим попробовать свои силы в исследовании.

беседа – является связующим звеном

4.Методы коррекции и уточнения:

метод обобщенного ответа на вопрос: индивидуальная беседа, сравнительный анализ, оценка, разъяснение, совместный поиск выхода из ситуации, обсуждение способа действия.

Читайте также: