План урока по русскому языку 6 класс на тему имя существительное

Обновлено: 30.06.2024

Разносклоняемые имена существительные – это существительные, совмещающие разные типы склонения: в родительном, дательном и предложном падеже склоняются как существительные 3-го склонения, в творительном падеже – как существительные 2-го склонения. Разносклоняемые существительные: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь.

Несклоняемые имена существительные – это существительные, которые не склоняются, то есть не изменяются по падежам: мадам, пальто, Осло.

Имена существительные общего рода – имена существительные с окончанием -а, -я, называющие качества людей, относящиеся к мужскому роду, если обозначают лиц мужского пола, или к женскому роду, если обозначают лиц женского пола: большая задира Тося, большой задира Тимур.

Список литературы

Обязательная литература:

1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2018. – 192 с.

2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А. и др. Русский язык. Учебник. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2018. – 191 с.

Дополнительная литература:

1. Ефремова Е. А. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

2. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 1. – М.: Просвещение, 2019.

3. Янченко В. Д., Латфуллина Л. Г., Михайлова С. Ю. Скорая помощь по русскому языку. Рабочая тетрадь. 6 класс. В 2 ч. Ч. 2. – М.: Просвещение, 2019.

4. Егорова Н. В. Русский язык. Проверочные работы. 6 класс. – М.: Просвещение, 2019.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Имя существительное как самостоятельная часть речи имеет следующие отличительные особенности.

Обозначает предметы (пульт, монитор, ящерица), явления природы (град ветер, торнадо). Может обозначать признаки как предмет (желтизна, храбрость), а может – действие, состояние как предмет (ходьба, сон).

Имена существительные имеют мужской род (каток, ливень, рой), женский (лилия, дорога, весна), средний (солнце, окно, место).

В современном русском языке существительные склоняются, то есть изменяются по числам и падежам (мечтами, о мечте), имеют три склонения (первое: лилия, папа, тётя, второе: море, слон, утро, третье: лень, мышь, молодёжь). Мы узнали, что в языке есть разносклоняемые существительные (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и путь). Некоторые существительные относятся к несклоняемым (портфолио, радио, Перу).

Можно ли представить текст без существительного? По данным нового частотного словаря русской лексики, оно занимает первое место по частоте употребления, опережая глагол. Давайте убедимся в этом и проведём эксперимент. Возьмём текст и посчитаем в нём существительные.

Обратимся к тексту о городе Петропавловске-Камчатском.

Восточный форпост России, удалённый от первопрестольной на восемь с лишним тысяч километров, город святых Петра и Павла, Петропавловск-Камчатский раскинулся на берегах Авачинской бухты. Перед его лицом плещут неласковые волны Тихого океана, за спиной возвышаются заснеженные вулканы-сопки, а под ногами почти постоянно дрожит земная твердь – район Камчатки – самое сейсмоактивное место на планете, так что землетрясения здесь – вполне обыденная вещь. Петропавловск-Камчатский широко известен как база Тихоокеанского флота России, а в узкой туристической среде – как отправная точка для охотничьих туров и сурового экстрима, типа рафтинга, восхождений на сопки и зимнего дайвинга.

В этом тексте 88 слов, из них 37 – существительные. Результаты наблюдений подтверждают статистику: они употребляются чаще глаголов и прилагательных.

А самым часто употребляемым существительным является слово год.

Важно уметь правильно произносить, образовывать, изменять, писать существительные. Обратите внимание на правильное произношение существительных: добы́ча, жалюзи́, киломе́тр, плато́; рейс – произносится с мягким звуком[р҆э]; реле – произносится с твёрдым звуком [рэ]; спортсмен – произносится с мягким звуком [м҆ э]; тире – произносится с твёрдым звуком [рэ]; шимпанзе – произносится с твёрдым звуком [зэ].

В тексте о Петропавловске-Камчатском встретились слова, значение которых нужно уточнить по толковому словарю.

ФОРПОСТ – 1) передовой пост, укреплённый пункт на границе; 2) передовой пункт, опора чего-либо.

ТВЕРДЬ – твёрдая поверхность земли.

СОПКА – на Дальнем Востоке и в Сибири небольшая гора с округлой вершиной, курган, холм.

На примере некоторых слов текста проанализируем словообразование существительных.

Слово восхождение – это отглагольное существительное, образовалось от глагола восходить при помощи суффикса -ений-. Способ образования – суффиксальный.

В слове землетрясение такой же суффикс, но слово образовано не только с помощью суффикса, но и сложением при помощи соединительной гласной е.

Слово твердь образовано от прилагательного твёрдый бессуффиксным способом.

В речи важно соблюдать нормы литературного языка. Представляет интерес слово среда. Можно сказать по сре́дам, а можно по среда́м. Как правильно? Оказывается, в языке два слова среда: одно обозначает окружение, обстановку (студенческая, читательская) а другое – день недели. Это омонимы. В форме множественного числа дательного падежа эти слова произносятся по-разному: по сре́дам (об окружении) и по среда́м (о дне недели).

Словари – незаменимые помощники, когда нужно узнать произношение или употребление слова.

Тренировочные задания

Множественный выбор.

Найдите ошибки в морфологическом разборе существительных.

Наш витязь с жадностью внимал

Рассказы старца; ясны очи

Дремотой лёгкой не смыкал

И тихого полёта ночи

В глубокой думе не слыхал.

Рассказы – сущ. нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., во мн. ч., в им. п.

Очи – сущ. нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., во мн. ч., в вин. п.

Ночи – сущ. нариц., неодуш., ж. р., 3-е скл., в ед. ч., в род. п.

Думе – сущ. нариц., неодуш., ж. р., 1-е скл., в ед. ч., в предл. п.

Правильный ответ

Рассказы – сущ. нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., во мн. ч., в им. п.;

Очи – сущ. нариц., неодуш., м. р., 2-е скл., во мн. ч., в вин. п.;

Зачёркивание элементов

Зачеркните слова с ошибками.

1. Стыдно быть невежей, надо учиться, пополнять свои знания.

2. Заниматься на фортэпьяно помешал палец с мозолем.

3. Родители помогают сыну в деньгах.

4. На строительство нового дома требуются каменьщики.

Анализируем примеры, ищем грамматические ошибки, в которых употреблена неправильная форма имени существительного, и орфографические ошибки.

В первом предложении слово невежа употреблено вместо слова невежда. Невежа – это грубиян. Во втором предложении две ошибки: орфографическая, правильно писать фортепиано или фортепьяно; и ошибка в определении рода слова мозоль. Это существительное женского рода, поэтому правильное прилагательное при нём должно быть в форме женского рода. В третьем предложении неправильная форма падежа существительного деньги. Нужно говорить помогают деньгами. В четвертом предложении ошибка в написании слова каменщики.

Цели:

  • повторение, обобщение и систематизация знаний об именах существительных, контроль за усвоением знаний и умений;
  • развитие речи учащихся;
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Оборудование: мультимедиа и проектор, учебник, стр. 71-73, карточки с заданиями, шифрограмма, таблицы, дополнительные материалы к уроку.

План урока:

Ход урока

I. Орг. момент.

– Добрый день, ребята. Давайте, все настроимся на работу. Начнем урок русского языка. Дежурный, рапорт.

II. Актуализация знаний.

– Дети, посмотрите на экран.

– Тетрадь, дерево, кошка, зеленый, мальчик.

– Найдите лишнее слово.

– Почему оно является лишним? Докажите.

– Слово зеленый является именем прилагательным, все остальные имена существительные.

– Что называется именем существительным?

Имя существительное-это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

– К предметам относятся:

ПРЕДМЕТЫ:
ЖИВЫЕ СУЩЕСТВА: ДЕВОЧКА, ДЯДЯ;
НЕЖИВЫЕ СУЩЕСТВА: КАМЕНЬ, ЛИНЕЙКА;
ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ: ГРОЗА, ВЕТЕР;
ПРИЗНАК КАК ПРЕДМЕТ: БЕЛИЗНА, СВЕЖЕСТЬ;
ДЕЙСТВИЕ КАК ПРЕДМЕТ: БЕГ, ХОДЬБА,
КТО? ЧТО?

– Какой вывод можно сделать?

ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ОБОЗНАЧАЮТ НЕ ТОЛЬКО ПРЕДМЕТЫ, НО И ОТВЛЕЧЕННЫЕ (АБСТРАКТНЫЕ ) ПОНЯТИЯ.

III. Работа по теме.

– Значит, ребята, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке, догадались?

– Об именах существительных.

– Как всегда, несколько минут мы уделим чистописанию.

Лес – наше богатство. Он дарит нам радость.

– Спишите предложения чисто, аккуратно, обращая внимание на правильное соединение букв.

– Объясните смысл предложений.

Лес дает человеку кислород, которым мы дышим. Лес – это дом для диких животных. В лесу много ягод, грибов, лекарственных трав. Лес дает строительный материал. Лес – прекрасное место для отдыха. Лес не только дарит нам радость, но и создает разные удивительные вещи, надо только нагнуться и поискать.
– Что вы можете сделать для спасения леса?
– Не ломать ветки деревьев. Не жечь костры в лесу и не мусорить. Не разорять гнезда птиц. От человека зависит состояние природы. Надо любить и беречь природу.

– Подчеркните имена существительные, какими членами они являются?

В предложении чаще всего являются подлежащими и дополнениями. Но могут быть сказуемыми, обстоятельствами и определениями.

– Подчеркните слова, которые написали с заглавной буквы. Почему? Какие слова пишутся с заглавной буквы? Расскажите правило.

– Собственные имена существительные пишутся с большой буквы.
– К собственным им. существительным относятся:
– фамилии, имена, отчества людей;
– клички животных;
– названия городов, деревень, улиц, рек, озер и т.д.;
– названия газет-журналов, книг, картин и т. д.
– Названия газет-журналов, книг, картин пишутся не только с большой буквы, но и заключаются в кавычки.
Собственные имена существительные – это названия отдельных лиц или единичных предметов.

– А остальные существительные как называются?

– Нарицательные.

– Расскажите правило.

– Нарицательное существительные – это общее название для всех однородных предметов и явлений.

– Молодцы, ребята. Проверьте свои работы, правильно ли сделали вы?

А теперь перед вами шифрограмма. Среди множества букв спрятались слова. Найдите и назовите их

– Прочитайте, какие слова у нас получились? Что объединяет эти слова?

– Все они имена существительные. Все нарицательные существительные.

– Давайте, попробуйте поставить вопросы к словам. На какие вопросы отвечают эти слова?

  • Мама – кто?
  • ветка – что?
  • астра – что?
  • воробей – кто?
  • кошка – кто?
  • репа – что?

На какие две группы можно разделить данные слова?

Некоторые имена существительные отвечают на вопрос кто?

Потому что они обозначают живые предметы.

Как называются эти существительные?

Остальные слова отвечают на вопрос что?

Они обозначают неживые предметы.

Чем отличаются одушевленные и неодушевленные сущ-ные?

Одушевленные существительные отвечают на вопросы кто и обозначают людей, животных, птиц, рыб, насекомых, т.е. живые предметы.
Неодушевленные сущ-е обозначают неживые предметы и явления природы ; отвечают на вопросы что?

В татарском языке только люди отвечают на вопрос кто? А все остальные существительные отвечают на вопрос что?

Одушевленные и неодушевленные существительные в русском языке различаются грамматически. У одушевленных существительных форма винительного падежа мн. числа совпадает с формой какого падежа?

В.п. вижу кого? мальчиков, девочек.
Р.п. нет кого? мальчиков, девочек.

У неодушевленных существительных форма вин.падежа мн. числа совпадает с именительным падежом. Например:

В.п. вижу что? книги, дома.
И.п. есть что? книги, дома.

IV. Закрепление. Выполнение упражнений.

б) Физкультминутка.

– Встали все из-за парт, Руки на пояс.

Праздник, веревка, писатель, рыба, яблоня, орел, коза, стекло, хлеб, дуб, инженер, печь, радость, молоко, город, мастер, село, лисенок, воин, дождь, медвежонок, дядя.

– Молодцы, ребята, почти не ошибались. Собственность и нарицательность, одушевленноость и неодушевленность являютя постоянными признаками имен существительных .

– Какие еще постоянные признаки имен существительных вы знаете?

– Род.

А сейчас, ребята, определите род данных имен существительных, запишите их в 3 столбика.

Праздник, веревка, писатель, рыба, яблоня, орел, коза, стекло, хлеб, дуб, инженер, печь, радость, молоко, город, мастер, село, лисенок, воин, дождь, медвежонок, дядя.

– Кто правильно определил род имен существительных, давайте проверим. Проверяем по цепочке.

Как вы определили существительные м.р. и ж.р. с нулевым окончанием.

– Надо поставить в Р.п.

– Еще какой постоянный признак существительных вы знаете?

– Склонение.

– Что называется склонением ?

– Сколько склонений в русском языке?

– А теперь определите склонение данных существительных.

1 склонение 2 склонение 3 склонение
папа
веревка
рыба
яблоня
корова
праздник
писатель
инженер
город
лисенок
дождь
доктор
стекло
поле
село
окно
дерево
печь
радость

1 склонение 2 склонение 3 склонение
-а, -я (ж.р., м.р.) (м.р.), -о,-е (ср.р.) (ж.р.)

Кто справился с этим заданием без ошибок? Кто ошибся?

– Назовите непостоянные признаки имени существительных Число, падеж.

– Сколько падежей в русском языке? Назовите их по порядку с падежными вопросами.

Название падежа Падежные вопросы Вспомогательные слова
Именительный
Родительный
Дательный
Винительный
Творительный
Предложный
кто? что?
кого? чего?
кому? чему?
кого? что?
кем? чем?
о ком? о чем?
существует
нет
дать
вижу
горжусь
говорю

– Просклоняйте по одному слову: мама, отец, степь.

– Как различать И.п. и В.п. неодушевленных имен существительных?

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
В ФОРМЕ И.П. – ГЛАВНЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ,
А В ФОРМЕ В.П. – ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

– В форме какого числа употреблены записанные имена существительные?

Употребите эти имена существительные в форме мн. числа.

1. Меч, ночь, камыш.

– Выпишите в левый столбик существительные м.р., а в правый – ж.р.

Рож…, грач…, ноч…, помощ…, гараж…, молодеж…, карандаш…, вещ…, мяч…, малыш….,рубеж …, реч….

м.р. ж.р.
грач
гараж
карандаш
малыш
рубеж
мяч
рожь
ночь
помощь
молодежь
вещь
речь

в) №182 (устно), 186 (письм).

V. Домашнее задание.

VI. Оценка за выполнение заданных работ в течение урока.

А теперь, ребята, сами и оцените свои работы.

За тестовую работу оценки будут объявлены позднее.

VII. Подведение итогов урока.

– Наш урок подходит к концу. О какой части речи говорили на уроке? Насколько значима эта часть речи для нас?

– По количеству слов имя существительное – самая богатая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – имя существительное. Писатель Л.В. Успенский считал, что «имя существительное – это хлеб.

Материал урока посвящен закреплению изученного в 5 классе материала по теме. К конспекту прилагается тематическая презентация.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_v_6_klasse_imya_sushchestvitelnoe.doc 56 КБ
imya_sushchestvitelnoe_6_klass.ppt 867 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 6 Б классе

Цели урока (для учащихся):

  1. Повторить и обобщить знания о значении, морфологических признаках, синтаксической роли имени существительного.
  2. Закрепить правописание изученных орфограмм, развить орфографическую зоркость.
  3. Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся.
  4. Воспитание любви к русскому языку.

Цели урока (для учителя):

Воспитание любви к русскому языку.

Развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании.

Освоение знаний о русском языке и расширение круга используемых грамматических средств.

Формирование умений извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Формировать и развивать компетенции:

- коммуникативную – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения;

- языковую и лингвистическую (языковедческую) – овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- культуроведческую – владение нормами речевого этикета.

Имя существительное – важнейшая часть речи. По наблюдениям учёных существительные появляются в речи ребёнка в числе первых слов.

2. Ученик читает стихотворение. (Пашков Дмитрий).

Всему название дано –

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным – полно.

А безымянных - нету!

И всё, что может видеть глаз –

Над нами и под нами –

И всё, что в памяти у нас, -

Учёные лингвисты подсчитали, что в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имён существительных.

3. - Что же такое имя существительное? (Сущ. – самост. часть речи, которая обозначает…)

- Почему к существительным мы задаём два вопроса – кто? Что? (Одушевл,.неодушевл.)

4. –Какие морфологические признаки имеют существительные? ( род).

- Как изменяются существительные? ( По числам, падежам).

- Давайте поработаем над морфологическими признаками существительных, используя данный текст.

Слайд 2 – Прочитайте текст.

Мягким сиянием месяц освещал кроны больших деревьев. Испарения над рекой сгустились. Высоко в небе ровным белым светом сверкал Юпитер. Голубой сумрак ещё окутывал землю, реку, но в воздухе и на небе чувствовалось приближение зари.

- Докажите, что это текст. (Предложения объединены общей темой – наступление утра, приближение зари)

- Озаглавьте текст. (Приближение утра).

- Определите тип текста. (Описание. Мы представляем картину уходящей ночи, в тексте используются эпитеты и олицетворения).

- Найдите в тексте существительные, определите род, выпишите их в три столбика.

(3 чел. у доски, у них распечатанные тексты в руках).

Слайд 3 Проверь себя

Месяц , Сиянием, Кроны,

светом, деревьев, рекой ,

Юпитер , испарения , землю,

сумрак , в небе , реку,

в воздухе на небе , зари

Итак, существительные бывают м.р., ж. р., ср. р..

- Найдите в тексте имя собственное.(Юпитер).

- Как называются другие существительные? (нарицательные).

- А может оно быть во множественном числе.( Нет.)

- Правильно, в русском языке есть такие существительные, которые бывают только в единственном числе.

- Приведите примеры (устно) : молоко, шерсть, золото, человечество, сор, листва, терпение.

- Какие существительные используются нами только во множественном числе? (Сумерки, очки, брюки,, качели, сутки, хлопоты.)

6. - Мы с вами вспомнили, что существительные имеют род и изменяются по числам. А как ещё могут изменяться имена существительные ? (По падежам).

- Как называется изменение имён существительных по падежам и числам? (Склонение).

- Сколько склонений у имён существительных? (Три).

_Распределите существительные в столбики по типам склонения .( 1 чел. у доски).

Учитель читает словарный диктант:

Рожь, тополь, брошюра, цыган, местность, смелость, луч, шалаш, циркуль, ёлка, аллея, ветка, ель, чувство, ветвь, шорох.

1 скл 2 скл. 3 скл.

М.р. и ж.р. на –а, -я м.р. с нул. оконч, ср. р. на –о, -е. ж.р., оканч. на ь

Брошюра тополь рожь

Ёлка цыган местность

Аллея луч смелость

Ветка шалаш ель

Ковш, училищ, полчищ, горечь.

Круг, упряжь. глушь, печь.

(Много) дач, (варенье) из груш, пейзаж, роскошь.

Вывод: ь знак пишется только в существительных жен. рода, 3 склонения.

7. - Ребята, мы с вами повторили все морфологические признаки имён существительных. Теперь для закрепления этих знаний произведите морфологический разбор имён существительных из текста. 1 ряд – (освещал) кроны, 2 ряд –(над) рекой, 3 ряд – (приближение) зари.

Кроны – сущ., н.ф. – крона, неодуш., нариц., 1 скл., ж. р., мн. ч., В.п.. доп..

(над) рекой – сущ., н. ф. – река,. неодуш., нариц.. 1 скл., ж.р., ед.ч., Т.п., доп..

Зари – сущ., н.ф. – заря., неодуш., нариц., 1 скл., ж.р., ед.ч., Р.п., доп..

8. - Одним из морфологических признаков имени существительного вы назвали падеж. А так ли важно правильно писать падежные окончания имён существительных?

Слайд 5 Сравните

Подарок бабушк и или подарок бабушк е?

Уч-ся: высказывания имеют разные лексические значения..

8. Уч-ль: сделать правильный выбор орфограммы Е-И в окончании существительных бывает непросто. Чтобы не допускать ошибок в окончании слов, давайте обратимся к таблице

Уч-ль: от чего зависит выбор орфограммы в окончании существительных? (От склонения и падежа).

9. Работа с сигнальными карточками.

Учитель читает словосочетания, а уч-ся поднимают ту букву, какая должна писаться в окончании слова: Е или И.

Рисовать в альбоме, оказаться на опушке, просить о помощи, идти к дороге, писать в тетради, петь от радости, участвовать в соревновании, рассказ о путешествии.

10. Ребята, мы повторили написание имени существительного, теперь вспомните, какую синтаксическую функцию в предложении может выполнять имя существительное? (Может быть подлежащим, сказуемым, дополнением, определением, обстоятельством).

Давайте в этом убедимся. Запишите предложения и подчеркните существительные как члены предложения.

Осень – волшебная пора. Деревья наряжаются в разноцветные уборы. На траве и дорожках лежит пёстрый ковёр из листьев. Погода радует нас солнечными днями. Я люблю осень.

11. Вывод: что на нашем уроке мы повторили об имени существительном? (Самост.часть речи, называет предмет, имеет род, изменяется по числам, падежам, в предложении может быть как главным, так и второстепенным членом предложения).

С помощью существительных мы можем описать природу и передать чувства человека..

- Попробуйте составить небольшой текст-описание по картинкам (3-5 предложений), употребив как можно больше существительных. На выполнение задания – 3-4 минуты.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок был проведён на муниципальном этапе конкурса "Учитель года 2019" по требованиям ФГОС.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Подготовила:

учитель русского языка и литературы

Гаджиева Альфия Буньямудиновна

Образовательные: формировать умение определять имена существительные, отличать их от других частей речи, повторить грамматические признаки существительных.

Развивающие: развивать умение формулировать проблемный вопрос, развивать умение учащихся составлять кластеры, развивать коммуникативные, исследовательские навыки, навыки работы в группе.

Воспитательные: воспитывать чувство ответственности за свою учебную деятельность, ответственности за свои поступки, уважения общечеловеческих ценностей.

Планируемые результаты.

Предметные: научиться выявлять грамматические признаки имени существительного по алгоритму выполнения лингвистической задачи

коммуникативные:

владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка;

регулятивные:

проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;

познавательные:

объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе решения лингвистической задачи.

личностные: формирование навыков индивидуальной и коллективной исследовательской деятельности на основе алгоритма решения задачи.

Форма урока: комбинированный урок

Тип урока: урок рефлексии

Образовательные технологии: здоровье сбережения, проблемного обучения, поэтапного формирования умственных действий, самоанализа и коррекции действий, информационно – коммуникационных технологий, речевого критического мышления.

Дидактическое пространство урока:

Оборудование: экран, мультимедийный проектор, карточки с заданием, тетради, учебники, листы А-4, фломастеры.

Цель: знакомство учащихся с разносклоняемыми именами существительными, особенностями их склонения и правописания.

Планируемые результаты:

предметные: познакомить учащихся с разносклоняемыми именами существительными, особенностями их склонения; сформировать умения находить разносклоняемые имена существительные в словосочетании, предложении и тексте, правильно склонять разносклоняемые имена существительные, обосновывать написание гласных в суффиксах и окончаниях разносклоняемых существительных; попутно повторить изученные орфограммы;

метапредметные:

познавательные: развивать умение объяснять языковые процессы в ходе наблюдения над особенностями разносклоняемых имён существительных;

коммуникативные: развивать навыки и культуру общения в группе, умение аргументировать своё мнение;

регулятивные: учить учащихся планировать свою деятельность, развивать мыслительные процессы (умение логически рассуждать, сравнивать, обобщать, делать выводы), формировать навыки самооценки и самокоррекции;

личностные: мотивировать учащихся к изучению нового учебного материала; воспитывать интерес и уважение к русскому языку.

1. Мотивация (приветствие, настрой учащихся на работу на уроке).

Фронтальный опрос:

- Дайте определение имени существительного.

- Перечислите и охарактеризуйте постоянные и непостоянные морфологические признаки имени существительного.

- Что называется склонением имен существительных? Как определить склонение существительных?

t1620640987aa.jpg

t1620640987ab.jpg

Идти по алле…, написать письмо матер…, находится на окраин… села, ветка сирен…, лежит в портфел…, возводят на площад…, обратиться к дочер…, рассказ о геро…, произрастает в пустын…, работает на фабрик…, защита крепост…, деревья стоят в ине… .

3. Этап п ервичного усвоения новых знаний (наблюдение над языковым материалом).

- Ребята, просклоняйте имена существительные ИМЯ и ПУТЬ. Что необычное вы заметили при склонении этих существительных? (2 учащихся работают у доски).

П. об имени, о пути

Слайд 4. Учащиеся отмечают, что эти существительные склоняются по двум типам склонения: в родительном, дательном и предложном падежах они имеют окончание -И, как существительные 3-ого склонения, а в творительном падеже у них окончание - ЕМ (-ЁМ), как у существительных 2-ого склонения.

- Как вы думаете, как называются такие имена существительные? О каких существительных мы будем сегодня говорить на уроке?

- Ребята! Какие цели вы ставите перед собой на уроке?

- Сегодня на уроке я хочу узнать/научиться… Слайд 5.

Работа с теоретическим материалом учебника.

t1620640987ac.jpg

Работа с Толковым словарём С.И. Ожегова.

- Ребята! Все ли разносклоняемые имена существительные известны вам? Давайте заглянем в Толковый словарь и узнаем значение непонятных слов. Составьте 2-3 словосочетания с разносклоняемыми именами существительными, объясните их написание.

Учащиеся находят и читают словарные статьи, выполняют задание.

5. Первичное закрепление.

Работа по карточке № 1:

Карточка № 1.

Задание: спишите словосочетания, вставляя пропущенные буквы; обозначьте условия выбора написания.

Звать по имен…, вождь племен…, языки пламен… костра, боль в темен…, под тяжёлым бремен…м, встретились в пут…, нога в стремен…, совсем нет свободного времен…, стоит у знамен… .

Работа по карточке № 2:

Карточка № 2. Знаешь ли ты пословицы?

Задание: восстановите пословицы, вставив подходящие по смыслу разносклоняемые имена существительные; объясните значение пословиц.

Большого … не задуешь, а больше раздуешь.

Даже большое дерево выросло из … .

Потерянного . не воротишь.

От худого … не жди доброго … .

Пожалел …, так ударил в косицу.

Хорошо и там и тут, где по … зовут.

Прямым … по кривой не ездят.

Добрый совет ко … хорош.

Не в золоте богатство человека, а в добром … .

Работа по карточке № 3:

Карточка № 3. Откуда эти строки?

Задание: вспомните, из каких произведений взяты следующие строки; найдите разносклоняемые имена существительные, вставьте пропущенные буквы, объясните написание слов с пропущенными буквами.

Но…сились знам…на, как тени,

В дыму огонь бл…стел,

Звучал булат, картеч… в…зжала…

П…чально я гл…жу на наше поколен…е!

Его гр…дущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бремен…м познанья и сомненья,

В бе…действии с…старится оно.

Лети, к…рабль, неси меня к пр…делам дальным

По грозной прихот… обманчивых морей,

Но только не к брегам п…чальным

Тума(н,нн)ой родины моей,

Страны, где пламен…м страстей

Впервые чу…ства ра…г…рались…

Что в имен… тебе моём?

Оно умрет, как шум п…чальный

Волны, пл…снувшей в берег дальний,

Как звук ночной в лесу глухом.

«Видел, папаша, я сон уд…вительный, —

Ваня сказал, — тысяч пять мужиков,

Ру(с,сс)ких плем…н и пород представители

Вдруг появились — и он мне сказал:

Лексическая работа. Слайд 7.

Задание: исправьте ошибки в данных предложениях.

У нас было достаточно время.

У тебя нет время, чтобы по­го­во­рить со мной?

Сколь­ко сейчас время?

1. Разносклоняемые имена существительные имеют окончание –И:

А) в родительном, дательном и предложном падежах;

Б) в родительном и винительном падежах;

В) в дательном и предложном падежах.

2. У разносклоняемых имён существительных в творительном падеже окончание - ЕМ (-ЁМ), как у существительных:

3. В косвенных падежах у разносклоняемых имён существительных в форме единственного числа есть суффикс:

4. В какой строке приведены только разносклоняемые имена существительные?

А) знамя, дитя, пламя;

Б) племя, семя, путь;

В) семья, стремя, темя.

5. В какой строке во всех словах пишется буква –И?

А) ответ по истори…, живёт в деревн…;

Б) идти по дорог…, удар по темен…;

В) в пламен… свечи, университет имен… М. В. Ломоносова.

Правильные ответы: 1 А, 2 Б, 3 А, 4 Б, 5 В.

Слайд 10. Самопроверка и самооценка выполнения теста:

Рефлексия. Слайд 11.

Учитель предлагает учащимся вернуться к началу урока, вспомнить, какие цели они ставили для себя на уроке, и закончить предложение:

- Сегодня на уроке я узнал(а)/научился(ась)…

Домашнее задание: сочинить сказку о разносклоняемых существительных или стихотворение для их лучшего запоминания.

Использованные источники:

М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова. Русский язык. 6 класс. – М.: Просвещение, 2014

А.С. Пушкин. Сочинения в трёх томах. Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997

Читайте также: