План сестринской деятельности в школе профилактики сахарного диабета

Обновлено: 02.07.2024

Сахарный диабет (СД) второго типа характеризуется развитием тяжелых осложнений, приводящих к потере трудоспособности, ранней инвалидизации и смертности пациентов. На современном этапе развития диабетологии обучение пациентов является необходимой составля

Сахарный диабет (СД) второго типа характеризуется развитием тяжелых осложнений, приводящих к потере трудоспособности, ранней инвалидизации и смертности пациентов. На современном этапе развития диабетологии обучение пациентов является необходимой составляющей и залогом успешной комплексной терапии СД второго типа наряду с диетой, физическими нагрузками, самоконтролем и медикаментозной терапией.

Целью обучения больных СД второго типа является формирование у пациентов мотивации к лечению, с тем чтобы они могли принять активное участие в лечебном процессе, а также приобретение больными практических знаний и навыков, необходимых для адаптации к качественно новым условиям жизни. Для успешного решения поставленных задач необходима четкая организация процесса обучения. В клинике эндокринологии ММА им. И. М. Сеченова обучающая команда состоит из двух врачей: эндокринолога и подолога, при необходимости в штат могут быть включены диетолог, психолог, офтальмолог. Обучение проходят пациенты, находящиеся на амбулаторном или стационарном обследовании и лечении, размер групп варьирует от 8 до 15 человек. Представленная ниже программа обучения больных СД второго типа четко структурирована и состоит из 9 занятий длительностью 2-3 часа каждое.

Занятие начинается со знакомства с группой, представления обучающей команды, короткого рассказа каждого из пациентов о начале заболевания, получаемом лечении, имеющихся проблемах, возникших в связи с наличием СД.

Ключевые аспекты темы:

В процессе занятия пациентам рассказывают о нормальных значениях уровня сахара натощак и перед едой (3,3-5,5 ммоль/л), а также через 2 часа после еды ( 1. Дедов И. И., Анциферов М. Б., Галстян Г. Р., Майоров А. Ю., Суркова Е. В. Обучение больных СД. М., 1999.
2. Штандл Э., Менерт Х. Большой справочник по диабету. Пер. с нем. М., 2000.
3. Бутрова С. А. Синдром инсулинорезистентности при абдоминальном ожирении // Лечащий Врач. 1999. №7. С. 32-36.
4. СД. Доклад исследовательской группы ВОЗ. Серия технических докладов 727. Пер. с англ. М., 1987.
5. American Diabetes Association/ Nutrition recommendations and principles for people with diabetes mellitus / Diabetes Care 21. 1998. (Suppl.1): S5-S19.
6. Аssal J. P. Доклад ВОЗ по проведению образовательных программ у терапевтических больных // Медикография. Т 21. 1999. №4. С. 64-72.
7. Coulston A. M. Insulin resistance: its role in health and disease and implications for nutritional management. Topics in Nutrition, 1997. 1-14.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Деятельность медсестры в работе Школы здоровья для пациентов с сахарным диа.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Деятельность медсестры в работе Школы здоровья для пациентов с сахарным диа.

Деятельность медсестры
в работе Школы здоровья
для пациентов с сахарным диабетом
Исполнитель:
Софронова Анастасия Владимировна
студентка группы 492МС
специальность Сестринское дело
Руководитель: Кондрашова Ольга Леонидовна

САХАРНЫЙ ДИАБЕТ – одна из наиболее серьезных проблем современной мировой меди.

САХАРНЫЙ ДИАБЕТ – одна из наиболее серьезных проблем современной мировой медицины, что связано с огромной распространенностью заболевания а так же с самой ранней из всех хронических заболеваний инвалидизацией и высокой смертностью
САХАРНЫЙ ДИАБЕТ – одна из наиболее серьезных проблем современной мировой медицины, что связано с огромной распространенностью заболевания а так же с самой ранней из всех хронических заболеваний инвалидизацией и высокой смертностью


Важно вовремя обнаружить болезнь и научить человека с ней жить С этой цель.

Важно вовремя обнаружить болезнь и научить человека с ней жить

С этой целью созданы Школы здоровья для пациентов с сахарным диабетом

Цель работы: изучить деятельность медицинской сестры в организации школы здор.

Цель работы: изучить деятельность медицинской сестры в организации школы здоровья для пациентов с сахарным диабетом

Задачи:

Школа здоровья

Школа здоровья для пациентов с сахарным диабетом создана на базе 3 поликлиник.

Статистика пациентов вставших на учёт с сахарным диабетом

Статистика пациентов вставших на учёт с сахарным диабетом

Статистика умерших пациентов с сахарным диабетом

Статистика умерших пациентов с сахарным диабетом

Статистика обучаемых пациентов с сахарным диабетом

Статистика обучаемых пациентов с сахарным диабетом

Темы занятий

Первое занятие


Этиология

Клиника

Второе занятие Основным принципам диетотерапии – рацион рассчитывается в.

Второе занятие
Основным принципам диетотерапии – рацион рассчитывается в хлебных единицах(ХЕ), 1 ХЕ = 10 - 12 г углеводов , питание 4-6раз в день, исключить легкоусваиваемые углеводы (сахар, хлебобулочные и макаронные изделия, газированные воды, алкоголь и т.д.)

Третье занятие

Методика введения инсулина

Методика введения инсулина

Помповая инсулинотерапия

Четвертое занятие Самоконтроль при сахарном диабете

Четвертое занятие
Самоконтроль при сахарном диабете

Дневник самоконтроля

Пятое занятие Осложнения сахарного диабета Осложнения СД приводят к р.

Пятое занятие Осложнения сахарного диабета
Осложнения СД приводят к ранней инвалидизации и потере трудоспособности больных

Ранние осложнения

Шестое занятие Уход за ногами и полостью рта

Шестое занятие
Уход за ногами и полостью рта

Выводы

Деятельность медсестры в работе Школы здоровья для пациентов с сахарным диа.

Деятельность медсестры
в работе Школы здоровья
для пациентов с сахарным диабетом
Исполнитель:
Софронова Анастасия Владимировна
студентка группы 492МС
специальность Сестринское дело
Руководитель: Кондрашова Ольга Леонидовна

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда


Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

  • Сейчас обучается 344 человека из 66 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 612 589 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.06.2017 8767
  • PPTX 3.3 мбайт
  • 86 скачиваний
  • Рейтинг: 5 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Кондрашова Ольга Леонидовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Сахарный диабет — это эндокринное заболевание, характеризующееся хроническим повышением уровня сахара в крови вследствие абсолютного или относительного дефицита инсулина — гормона поджелудочной железы. Заболевание приводит к нарушению всех видов обмена веществ, поражению сосудов, нервной системы, а также других органов и систем.

Классификация
Различают:
1. Инсулинзависимый диабет (сахарный диабет 1 типа) развивается в основном у детей и молодых людей;
2. Инсулиннезависимый диабет (сахарный диабет 2 типа) обычно развивается у людей старше 40 лет, имеющих избыточный вес. Это наиболее распространенный тип болезни (встречается в 80-85% случаев);
3. Вторичный (или симптоматический) сахарный диабет;
4. Диабет беременных.
5. Диабет, обусловленный недостаточностью питания

При сахарном диабете 1 типа имеется абсолютный дефицит инсулина, обусловленный нарушением работы поджелудочной железы.

При сахарном диабете 2 типа отмечается относительный дефицит инсулина. Клетки поджелудочной железы при этом вырабатывают достаточно инсулина (иногда даже повышенное количество). Однако на поверхности клеток блокировано или уменьшено количество структур, которые обеспечивают его контакт с клеткой и помогают глюкозе из крови поступать внутрь клетки. Дефицит глюкозы в клетках является сигналом для еще большей выработки инсулина, но это не дает эффекта, и со временем продукция инсулина значительно снижается.

Причины
Основной причиной сахарного диабета 1 типа является аутоиммунный процесс, обусловленный сбоем иммунной системы, при котором в организме вырабатываются антитела против клеток поджелудочной железы, разрушающие их. Главным фактором, провоцирующим возникновение диабета 1 типа, является вирусная инфекция (краснуха, ветряная оспа, гепатит, эпидемический паротит (свинка) и т.д.) на фоне генетической предрасположенности к этому заболеванию.

Основных факторов, провоцирующих развитие сахарного диабета 2 типа два: ожирение и наследственная предрасположенность:
1. Ожирение. При наличии ожирения I ст. риск развития сахарного диабета увеличивается в 2 раза, при II ст. — в 5 раз, при III ст. — более, чем в 10 раз. С развитием заболевания более связана абдоминальная форма ожирения — когда жир распределяется в области живота.
2. Наследственная предрасположенность. При наличии сахарного диабета у родителей или ближайших родственников риск развития заболевания возрастает в 2-6 раз.
Инсулиннезависимый диабет развивается постепенно и отличается умеренной выраженностью симптомов.

Причинами так называемого вторичного диабета могут быть:
- заболевания поджелудочной железы (панкреатит, опухоль, резекция и т.д.);
- заболевания гормональной природы (синдром Иценко-Кушинга, акромегалия, диффузный токсический зоб, феохромоцитома);
- воздействие лекарств или химических веществ;
- изменение рецепторов инсулина;
- определенные генетические синдромы и т.д.
Отдельно выделяют сахарный диабет беременных и диабет, обусловленный недостаточностью питания.

Что происходит?
Какова бы ни была причина возникновения диабета, следствие одно: организм не может в полной мере использовать глюкозу (сахар), поступающую с пищей и запасать ее избыток в печени и мышцах. Неиспользованная глюкоза в избыточном количестве циркулирует в крови (частично выводится с мочой), что неблагоприятно влияет на все органы и ткани. Так как поступление глюкозы в клетки недостаточно, в качестве источника энергии начинают использоваться жиры. В результате в повышенном количестве образуются токсичные для организма и особенно для головного мозга вещества, называемые кетоновыми телами, нарушается жировой, белковый и минеральный обмен.

Симптомы сахарного диабета:
- жажда (больные могут выпивать 3-5 л и более жидкости в сутки);
- учащенное мочеиспускание (как днем, так и ночью);
- сухость во рту;
- общая и мышечная слабость;
- повышенный аппетит;
- зуд кожи (особенно в области гениталий у женщин);
- сонливость;
- повышенная утомляемость;
- плохо заживающие раны;
- резкое похудание у больных с сахарным диабетом 1 типа;
- ожирение у больных с сахарным диабетом 2 типа.
Как правило, сахарный диабет 1 типа (инсулинзависимый) развивается быстро, иногда внезапно. Инсулиннезависимый диабет развивается постепенно и отличается умеренной выраженностью симптомов.

Осложнения сахарного диабета:
- сердечно-сосудистые заболевания (атеросклероз сосудов, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда);
- атеросклероз периферических артерий, в том числе артерий нижних конечностей;
- микроангиопатия (поражение мелких сосудов) нижних конечностей;
- диабетическая ретинопатия (снижение зрения);
- нейропатия (снижение чувствительности, сухость и шелушение кожных покровов, боли и судороги в конечностях);
- нефропатия (выделение с мочой белка, нарушение функций почек);
- диабетическая стопа — заболевание стоп (язвы, гнойно-некротические процессы) на фоне поражения периферических нервов, сосудов, кожи, мягких тканей;
- различные инфекционные осложнения (частые гнойничковые поражения кожи, грибки ногтей.и т.д.);
- комы (диабетическая, гиперосмолярная, гипогликемическая).
Сахарный диабет первого типа иногда проявляется резким ухудшением состояния с выраженной слабостью, болями в животе, рвотой, запахом ацетона изо рта. Это обусловлено накоплением в кроми токсичных кетоновых тел (кетоацидоз). Если быстро не устранить это состояние, больной может потерять сознание — диабетическая кома — и умереть. Коматозное состояние может также наступить при передозировке инсулина и резком снижении уровня глюкозы крови — гипогликемическая кома.

Для предупреждения развития осложнений сахарного диабета необходимо постоянное лечение и тщательный контроль уровня сахара в крови.

Диагностика и лечение
Больные сахарным диабетом обязательно должны состоять на учете у врача-эндокринолога.
Для диагностики сахарного диабета выполняют следующие исследования.
- Анализ крови на глюкозу: натощак определяют содержание глюкозы в капиллярной крови (кровь из пальца).
- Проба на толерантность к глюкозе: натощак принимают около 75 г глюкозы, растворенной в 1-1,5 стаканах воды, затем определяют концентрацию глюкозы в крови через 0.5, 2 часа.
- Анализ мочи на глюкозу и кетоновые тела: обнаружение кетоновых тел и глюкозы подтверждает диагноз диабета.
- Определение гликозилированного гемоглобина: его количество значительно повышается у больных сахарным диабетом.
- Определение инсулина и С-пептида в крови: при первом типе сахарного диабета количество инсулина и С-пептида значительно снижается, а при втором типе возможны значения в пределах нормы.

Лечение сахарного диабета включает:
- специальную диету: необходимо исключить сахар, спиртные напитки, сиропы, пирожные, печенья, сладкие фрукты. Пищу нужно принимать небольшими порциями, лучше 4-5 раз в день. Рекомендуются продукты, содержащие различные сахарозаменители (аспартам, сахарин, ксилит, сорбит, фруктоза и др.).
- ежедневное применение инсулина (инсулинотерапия) — необходимо больным сахарным диабетом первого типа и при прогрессировании диабета второго типа. Препарат выпускается в специальных шприц-ручках, с помощью которых легко делать уколы. При лечении инсулином необходимо самостоятельно контролировать уровень глюкозы в крови и моче (с помощью специальных полосок).
- применение таблеток, способствующих снижению уровня сахара в крови. Как правило, с таких препаратов начинают лечение сахарного диабета второго типа. При прогрессировании заболевания необходимо назначение инсулина.

Людям, страдающим сахарным диабетом, полезны физические упражнения. Лечебную роль оказывает и снижение веса у пациентов с ожирением.

Лечение сахарного диабета проводится пожизненно. Самоконтроль и точное выполнение рекомендаций врача позволяют избежать или значительно замедлить развитие осложнений заболевания.

Самая первая школа для пациентов с СД была организована в Португалии еще в 1923 г. С этого момента началось бурное развитие этой формы лечебной и профилактической работы с населением. Специализированные школы по обучению пациентов с СД организованны и действуют во всех странах Европы. В Великобритании в 1934 г. Была основана школа для пациентов с СД доктором Р.Д.Лоуренсом и его пациентом Х.Г.Уэллсом. Первые научно подтвержденные эффекты обучения пациентов в школах были получены во второй половине 20 века Л.Миллером, Ж.-Ф.Ассалем, М.Бергером. С 1979 г. в Европе работает исследовательская группа по проблемам обучения пациентов с СД, созданная в рамках Европейской ассоциации по изучению диабета.

В Казахстане в 1989 г. впервые было проведено исследование эффективности лечебной программы с обучением пациентов с СД типа 1, разработанной в клинике университета им. Г.Гейне в Германии (программа рекомендована ВОЗ). В результате 2-летнего наблюдения было доказано положительное влияние обучения на клинико-метаболические и медико-социальные параметры, а также на показатели, отражающие связанное с заболеванием поведение.

Школа пациентов с СД создается в составе лечебно–профилактических учреждений (центров здоровья) на функциональной основе.
Работу Школы возглавляет заведующий, назначаемый руководителем соответствующего лечебно – профилактического учреждения. Как правило, это врач–эндокринолог (врач–диабетолог) или медицинская сестра с высшим образованием, прошедшая специальную подготовку. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Министерства здравоохранения РК, уставом учреждения здравоохранения, на базе которого она создана:

Обучение проводится по структуированным программам отдельно для каждой категории пациентов:

1. пациенты СД 1–го типа;

2. пациенты с СД 2–го типа;

3. пациенты с СД 2–го типа, получающие инсулин;

4. дети и подростки, больные СД и их родственники;

5. беременные, больные СД.

Цели школы диабета:

1. обеспечение пациенту с сахарным диабетом медицинской и психологической адаптации к жизни среди здоровых людей;

2. предупреждение развития и прогрессии осложнений сахарного диабета и сердечно-сосудистой патологии;

3. способствование полноценной жизни пациента с сахарным диабетом.

Задачи школы диабета:

1. мотивация пациентов с сахарным диабетом на поддержание компенсации;

2. обучение пациентов с сахарным диабетом самоконтролю;

3. обучение пациента особенностям коррекции лечения в различных жизненных ситуациях;

5. оказание консультативной помощи родственникам пациента с сахарным диабетом по вопросам амбулаторного ведения диабета [4.4.].

1. ознакомление пациента с представлениями о сахарном диабете и его осложнениями;

2. ознакомление пациента с принципами лечения сахарного диабета;

3. обучение пациентов основам рационального питания и физических нагрузок при сахарном диабете;

4. обучение пациента уходу за стопами;

5. обучение пациента методам самоконтроля;

6. мотивацию пациента на поддержание нормогликемии, нормального веса и артериального давления [4.5.].

Историческая справка о школах диабета

Самая первая школа для пациентов с СД была организована в Португалии еще в 1923 г. С этого момента началось бурное развитие этой формы лечебной и профилактической работы с населением. Специализированные школы по обучению пациентов с СД организованны и действуют во всех странах Европы. В Великобритании в 1934 г. Была основана школа для пациентов с СД доктором Р.Д.Лоуренсом и его пациентом Х.Г.Уэллсом. Первые научно подтвержденные эффекты обучения пациентов в школах были получены во второй половине 20 века Л.Миллером, Ж.-Ф.Ассалем, М.Бергером. С 1979 г. в Европе работает исследовательская группа по проблемам обучения пациентов с СД, созданная в рамках Европейской ассоциации по изучению диабета.




В Казахстане в 1989 г. впервые было проведено исследование эффективности лечебной программы с обучением пациентов с СД типа 1, разработанной в клинике университета им. Г.Гейне в Германии (программа рекомендована ВОЗ). В результате 2-летнего наблюдения было доказано положительное влияние обучения на клинико-метаболические и медико-социальные параметры, а также на показатели, отражающие связанное с заболеванием поведение.

Школа пациентов с СД создается в составе лечебно–профилактических учреждений (центров здоровья) на функциональной основе.
Работу Школы возглавляет заведующий, назначаемый руководителем соответствующего лечебно – профилактического учреждения. Как правило, это врач–эндокринолог (врач–диабетолог) или медицинская сестра с высшим образованием, прошедшая специальную подготовку. Школа в своей деятельности руководствуется нормативными актами Министерства здравоохранения РК, уставом учреждения здравоохранения, на базе которого она создана:

Обучение проводится по структуированным программам отдельно для каждой категории пациентов:

1. пациенты СД 1–го типа;

2. пациенты с СД 2–го типа;

3. пациенты с СД 2–го типа, получающие инсулин;

4. дети и подростки, больные СД и их родственники;

5. беременные, больные СД.

Цели школы диабета:

1. обеспечение пациенту с сахарным диабетом медицинской и психологической адаптации к жизни среди здоровых людей;

2. предупреждение развития и прогрессии осложнений сахарного диабета и сердечно-сосудистой патологии;

3. способствование полноценной жизни пациента с сахарным диабетом.

Задачи школы диабета:

1. мотивация пациентов с сахарным диабетом на поддержание компенсации;

2. обучение пациентов с сахарным диабетом самоконтролю;

3. обучение пациента особенностям коррекции лечения в различных жизненных ситуациях;

5. оказание консультативной помощи родственникам пациента с сахарным диабетом по вопросам амбулаторного ведения диабета [4.4.].

1. ознакомление пациента с представлениями о сахарном диабете и его осложнениями;

2. ознакомление пациента с принципами лечения сахарного диабета;

3. обучение пациентов основам рационального питания и физических нагрузок при сахарном диабете;

4. обучение пациента уходу за стопами;

5. обучение пациента методам самоконтроля;

6. мотивацию пациента на поддержание нормогликемии, нормального веса и артериального давления [4.5.].

За последние десятилетия проблема профилактики, ранней диагностики, контроля за течением сахарного диабета (СД) у детей и взрослых стала острейшей медико–социальной проблемой, которая в большинстве стран мира обозначена в числе приоритетных направлений развития здравоохранения. Приводя к тяжелым осложнениям и ранней потере трудоспособности, СД характеризуется высокой смертностью, в том числе в молодом возрасте [1]. Согласно статистическим данным, представленным ВОЗ [2], в настоящее время в мире насчитывается 346 млн человек, больных СД.

Читайте также: