Что можно отменить в школе

Обновлено: 05.07.2024

Лайфхакер поговорил с учителями, учениками и родителями и выяснил, что их не устраивает в современной школе.

1. Общеобразовательность

Чему, как и в каком объёме учить детей, диктует Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Большинство разработанных на его основе программ сводятся к тому, что дети изучают сразу и гуманитарные, и точные, и естественные науки. Таким подходом недовольны как родители, так и дети.

На мой взгляд, было бы лучше, если после седьмого-восьмого класса учеников делили бы на группы: физмат, гуманитарий, хим-био, юриспруденция и так далее. Охватить весь материал по всем предметам крайне сложно, а так можно преуспеть в том, к чему у тебя предрасположенность. А страна впоследствии получит много высококлассных работников, в которых нуждается. Такой подход уже есть в некоторых школах, но не в моей.

2. Гонка за показателями

Рейтинги в системе образования всё популярнее. Их составляют как на муниципальных и региональных уровнях, так и в масштабах всей страны. Рейтинг школы зачастую становится решающим фактором для родителей при выборе образовательного учреждения.

Единых критериев оценки качества школы нет. Но обычно смотрят на результаты учащихся по ОГЭ и ЕГЭ (основной и единый государственные экзамены), участвуют ли дети в олимпиадах и спортивных соревнованиях и так далее.

В конкуренции нет ничего плохого. Но в погоне за рейтингом школьная администрация нередко забывает о своей главной миссии — учить.

Мне не нравится, что в школе никому не интересно твоё мнение. Сочинения пишутся по общепринятому шаблону. Если ты не согласен, тебе снизят оценку. Поэтому дети не задают лишних вопросов (зачем, если всё равно не ответят?) и не спорят. По крайней мере, по существу. Если только чтобы повыпендриваться.

3. Система аттестации

ЕГЭ в России скоро отпразднует десятилетний юбилей. Но система до сих пор не отработана. И дело даже не в сливах заданий в интернет и не во внезапных отличниках. Формат ЕГЭ идёт вразрез с текущей учебной деятельностью.

Нас с седьмого класса начали пугать ЕГЭ. Даже чтобы сдать базу, нужно изучать больше, чем дают на уроках. Разве госэкзамен не должен проверять то, чему научили в школе? Старшеклассники штудируют предметы, которые будут сдавать, в том числе с репетиторами, а остальные — лишь бы как-нибудь получить оценку.

В Минобрнауки любят подчёркивать, что КИМ ЕГЭ (контрольно-измерительные материалы, попросту задания) не являются тестами в чистом виде. Ведь там есть часть С. Задания открытого типа, где требуется развёрнутый ответ, по замыслу ФГОС, направлены на выявление творческого потенциала детей. Но практика показывает, что этого мало. Уже сейчас допуском к ЕГЭ по русскому языку является итоговое сочинение. В перспективе — введение предварительных письменных работ по всем предметам.

4. Бумажная волокита и постоянные проверки

Меня раздражают электронные журналы и дневники. Я не могу посмотреть оценку, пока не приду домой и не залезу в интернет. В нашей школе не озвучивают оценку после ответа ученика. И эти электронные оценки не дают потом исправлять.

Программы, календарно-тематические и поурочные планы, планы-графики, отчёты — это лишь часть бумажной работы, которая ложится на плечи обычного учителя-предметника. У классных руководителей и завучей волокиты ещё больше.

Мне бы хотелось детей учить, а по факту я постоянно должна заполнять какие-то бумажки, отчёты. Если вовремя не сдашь, премия в минус, хотя на качество обучения мною детей эти бумажки никак не влияют.

5. Зарплата учителей

По данным Росстата, средняя зарплата учителя в России составляет порядка 33 000 рублей. Но реальные суммы гораздо меньше.

Заработная плата учителей разнится от региона к региону и состоит из базовой части и стимулирующих выплат. К повышающим коэффициентам относится категория, почётное звание или учёная степень, стаж работы, ведение классного руководства, внеурочная работа и так далее. Также доплачивают за преподавание в селе или, к примеру, интернате для сирот.

Молодому специалисту без категории и стажа выжить на школьную зарплату практически нереально. Приходится подрабатывать репетиторством или взваливать на себя колоссальную нагрузку.

Чтобы получать достойную зарплату, учителя ведут всё, что только можно. У них не хватает времени, чтобы готовиться к урокам. В результате детям скучно, они отвлекаются, играют в телефоне, разговаривают, а материал урока переходит в раздутое домашнее задание.

Повышение заработной платы — вопрос не только престижа и уважения социума. Возведение профессии учителя в разряд высокооплачиваемых приведёт к тому, что педагогические вузы будут наполнены лучшими представителями молодёжи, а не теми, кого больше никуда не взяли.

6. Внеурочка

Официально школа сейчас не выполняет воспитательной функции — только образовательную. Поэтому многие учебные заведения даже не пытаются организовать досуг детей.

В нашей школе мне не нравится организация школьных мероприятий. Кроме учёбы дети должны проводить время с одноклассниками и учителями, делать какие-нибудь проекты, конкурсы. У нас этого нет. Разве не маразм — не пустить на торжественную часть вручения аттестатов или на юбилей школы учеников и сидеть в зале, полном учителей? Или, например, полный запрет на школьные дискотеки…

Другие учреждения образования стараются вовлечь учеников во внеурочную жизнь, но без системного подхода тоже получается плохо. Недовольны и учителя, и дети.

В целом ФГОСы мне нравятся. Думаю, они на самом деле более соответствуют современной жизни, чем традиционная система обучения. Не нравится обязательная внеурочная деятельность, из-за неё у некоторых детей вообще ни на что времени не хватает.

Меня убивает добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, кружков, классных часов. У меня свои секции, мне не нужны эти чаепития и концерты!

А какие недостатки системы школьного образования видите вы? Что не устраивает вас как родителя, учащегося или, быть может, педагога? Высказывайте конструктивную критику в комментариях.

В Роспотребнадзоре намерены рассмотреть возможность отмены требования отводить для каждого класса отдельный кабинет. Такая норма введена из-за пандемии коронавируса. О планах от нее отказаться рассказала глава Роспотребнадзора Анна Попова, мотивируя инициативу периодом спада заболеваемости и стабильностью цифр, отражающих число новых случаев заболевания. Это заявление нашло широкий отклик среди российских педагогов.

По данным федерального оперативного штаба по борьбе с коронавирусной инфекцией, в России за последние суки выявили 132 998 новых случаев заражения ковидом. За это время госпитализировали 8 632 человека, зафиксировано 762 летальных исхода. Больше всего заболевших за минувшие сутки выявили в Санкт-Петербурге – 8 742 человека, в Москве – 4 730 и Новосибирской области – 4 529 человек.

Домашние задания – это тяжелая тема и для современных школьников, и для родителей. И даже можем отметить, что для родителей она намного тяжелее, чем для детей.

Учитель, задаешь ли ты домашку?

На самом деле не знаем практически ни одного учителя, который бы не задавал домашних заданий. При этом, по некоторым данным, только 42% учителей задают домашние задания на выходные. А вот 80% учеников их выполняют.

То есть больше половины учителей на выходные домашнего не задают, но в выходные мозги практически всех школьников скрипят над учебниками. Всем известна весенняя ситуация, когда на дистанте школьники просто топали в тоннах заданного для изучения и выполнения материала.

Что обычно задают?

Топ-6 домашек:

Что можете добавить к этому перечню вы?

Выполнишь домашку, ума прибавится

Опыт работы в школе позволяет утверждать, что выполнение домашних заданий не влияет на школьную успеваемость. Учителя редко выставляют отметки за домашние задания в электронный журнал.

Хотя, конечно, такая практика существует. В основном, оценивание идет по срезовым работам учащихся, которые они выполняют во время урока. А вот за счет домашних заданий нагрузка на школьника многократно увеличивается.

Будешь выполнять домашку, приучишься к дисциплине

Я начинаю на него орать!

Домашка лишает меня жизни!

Домашние задания лишают детей возможности играть в игры, гулять на свежем воздухе, заниматься хобби. Да, есть и проблема гаджетов. Но все же мы в этой статье говорим о другом .

Бесконечные домашние задания выматывают детей, вызывают негативные эмоции.

Объем домашних заданий

Допустимый объем домашних заданий ( допустимый СанПинами, а также просто здравым смыслом ) и в начальной, и в средней школе многократно превышен. И это факт.

Что же делать?

А что, если поменять взгляд на домашние задания? Наша система образования стремительно меняется, при этом неизменными являются 2 вопроса: домашние задания и система оценивания .

А если построить урок таким образом, чтобы весь основной груз отработки материала ложился на время урока? Мало часов на некоторые предметы? Согласимся. Но подумать-то над этим можно.

Есть предметы, где можно отказаться от домашнего задания, либо изменить формат домашних работ, сделать их творческими.

Дистанционные технологии позволяют в настоящий момент перевести некоторые домашние задания в электронный формат, и детям удобно, и учителям в несколько раз меньше проверки, все посчитает машина.

  • семейная ситуация ( многие учителя - классные руководители отмечали, что в период, например, развода родителей, ребенок начинает учиться значительно хуже, перестает выполнять домашние задания ),
  • возраст ребенка ( ученики начальной школы не должны вечерние часы тратить на выполнение домашних заданий, которые еще не всегда проверят ),
  • тип темперамента (наивно ждать от флегматика или меланхолика быстрое выполнение домашнего задания по всем предметам),
  • когнитивные процессы ( если у ребенка в силу разных причин проблемы с запоминанием или СДВГ, то явно он не сможет качественно работать дома после долгого учебного дня ),
  • индивидуальное развитие навыков и умений .

Мало кто из учителей учитывает даже эти аспекты в работе с ребенком.

Перекрывает ли польза от домашних заданий вред, который они наносят каждому конкретному школьнику?

Будьте счастливы при любой возможности!

В Telegram-канале Обучение ПРО мы публикуем актуальные события, мероприятия, постановления и распоряжения в сфере образования.


На бесконечную домашку в наших блогах жалуются постоянно. Дети (даже в первом классе) сидят за уроками по 4–5 часов, ничего не успевают, устают. Может, домашние задания отменить? Наш блогер, бывший учитель и директор школы, считает, что для этого надо изменить саму школу.

В обществе об отмене домашнего задания говорят давно. Многие считают, что эта форма самостоятельной работы перегружает детей, и так без меры загруженных учёбой. Учителя же упорно стоят на своем: без выполнения домашнего задания урочная деятельность становится бесполезной. Кто прав? Давайте рассуждать.

Память так устроена, что знания, полученные на уроке, быстро забываются, если их своевременно не закрепить. Психологи утверждают, что материал, прослушанный на уроке начинает забываться сразу же после урока. Через сутки в памяти ученика остается меньше 50% прослушанного материала. Далее процесс забывания замедляется, но к концу месяца ученик не помнит ничего из изученного на уроке материала. Поэтому психологи советуют повторить изученный материал в течении суток после его изучения. Поэтому, чтобы знания закрепились в памяти ученика, ему задают домашнее задание.

Согласно нормам, оно не должно превышать 30% от материала, изученного на уроке

В чем еще я вижу пользу домашней работы? Она учит детей самостоятельной работе с учебным материалом. Чем взрослее становится человек, тем больше ему приходится самостоятельно обучаться каким-то навыкам, самостоятельно получать знания в той области, где он работает.

Что же делать? Я считаю, домашние задания можно будет отменить тогда, когда поменяются приоритеты в обучении детей

Сейчас цели урока построены так: обучающая, развивающая, воспитательная. Обучающая — приобретение научных знаний, развивающая — развитие учебных навыков и умений (здесь должны учить учиться), воспитывающая — воспитание в ребенке трудолюбия, усидчивости, любви к предмету.

И ещё: ФГОС предполагает выдвижение на первое место развитие ученика, обучение его самостоятельной деятельности, но традиции менять сложно. Многие учителя (даже молодые) продолжают работать так, как работали до введения новых стандартов. И это проблема школы.

С другой стороны, и органы управления образованием разных уровней не сильно-то стремятся что-то изменить в школе. Больше следят за исполнением лицензионных требований, чем за содержанием и методикой преподавания предмета на уроке. Одним словом, вечные вопросы — кто виноват и что делать — для школы остаются актуальными.

Читайте также: