Как зарождались естественно научные представления кратко

Обновлено: 07.07.2024

Развитие естествознания можно представить в виде дерева. Это дерево произрастает из красоты, гармонии и таинства Вселенной. Знания о мире формируются через умную созерцательность (эмпирика) и через абстракцию обобщения (теория). В результате анализа и синтеза эмпирических и теоретических знаний рождаются научные представления человека о мире. Познание мира циклично. Можно выделить пять основных этапов развития естествознания: натурфилософия, классическое естествознание, синтетическая стадия, интегративно-дифференциальная стадия, нформациологическая стадия познания природы.Нужно иметь в виду, что в истории общества развитие естествознания не являлось монотонным процессом - имели место переломные этапы, кризисы, выход на качественно новый уровень знаний, радикально меняющий прежние представления о мире. Эти переломные этапы = научные революции.

Научная революция приводит к формированию совершенно нового видения мира, вызывает появление принципиально новых представлений о его структуре и функционировании, а также влечет за собой новые способы и методы познания. Каждому этапу развития естествознания предшествовала своя научная революция, которая получала название по имени ученого, сыгравшего основную роль в формировании новых научных представлений.

1. Тенденция к непрерывной дифференциации наук;

2. Преобладание эмпирических знаний над теоретическими;

3. Опережающее, преимущественное исследование предметов Природы по отношению к изучению процессов;

4. Классическое естествознание заговорило языком математики;

5. Однако, Природа рассматривалась неизменной, вне эволюции.

1. Начало воссоздания целостной картины Природы на основе ранее познанных частностей;

2. На первый план выходит изучение процессов;

3. Создание универсальных теорий (например, Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, теория строения органических соединений Д.М.Бутлерова, открытие законов термодинамики, становление и развитие химической кинетики и др.);

4. Природа вновь рассматривается с точки зрения ее эволюции.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

1. Обоснованием принципиальной целостности (интегральности) всего естествознания;

2. Усилением дифференциации наук и резким возрастанием объема эмпирических исследований;

- геологии – тектоника литосферных плит;

- биологии – модели происхождения жизни;

- генетике – механизм воспроизводства генетической информации;

- кибернетике – управление в неживой и живой природе;

- социологии – соотношение естественного и социального;

- психологии – роль бессознательного в человеческой психике и др.

Эти научные революции позволили сформировать новую научную картину мира и выдвинули новые проблемы в развитии естествознания, которое вступило в качественно новый этап своего развития.

Пятый этап – информациологическая стадия познания природы – (60 – 70 г.г. XX в. и по настоящее время). Человечество вступило в век сплошной информатизации, отличающийся ускоренными темпами развития и внедрения во все сферы народно-хозяйственной и социально-политической деятельности общества таких катализаторов прогресса, как ЭВМ, персональные компьютеры, лазерная техника и спутниковая связь.

Информация предполагает в первую очередь повышение производительности труда, во-вторых, развитие научных исследований, повышение грамотности и уровня жизни населения; в-третьих, вступление в новую социально-экономическую формацию - информационно-сотовое общество.

Основные концепции, связанные с понятием “материя”:

- концепция структурных уровней,

Основные концепции, связанные с понятием “энергия”:

- концепция взаимопревращения различных видов энергии,

- концепция “свободной” энергии Гиббса и проблема самопроизвольности и направленности протекания различных процессов,

- концепция биоэнергетики и проблема трансформации энергии в живых организмах.

Развитие естествознания, как и любой другой дисциплины, происходило в несколько этапов, и было обусловлено не только развитием самой науки, но и социальными, культурными и политическими событиями.

Теории деления истории развития естествознания на этапы

Существует два взгляда на этапы развития, в одном случае выделяют три этапа в другом пять.

В первом случае рассматривают следующие этапы:

  1. Натурфилософия;
  2. Классический;
  3. Неклассический.

Во втором случае выделяют этапы:

  1. Натурфилософия;
  2. Классический;
  3. Синтетический;
  4. Интегративно-дифференциальный;
  5. Информационный.

Также можно рассмотреть развитие естествознания в историческом аспекте, тогда мы получим такие этапы:

  1. Древнегреческий период;
  2. Период средних веков;
  3. Возрождение;
  4. Естествознание Нового времени;
  5. Естествознание рубежа 20 – 21 веков.

Какое же из выше приведённых делений является истинным? По сути все три, только с разной степенью дифференциации и соответственно включением тех или иных открытий и событий.

Попробуем сопоставить исторический аспект с двумя другими.

Этапы развития естествознания

Древнегреческий период и натурфилософия (5 век до н.э. – 4 век н.э.)

Этот этап в первую очередь характеризуется накоплением информации об окружающем мире. Значение этого периода в познании природы неоспоримы. Знания в основном получались из наблюдений, эксперимент на тот момент еще не вошёл в практику.

Учёные, мыслители того времени пытались определить место человека в природе, ответить на вопросы о происхождении бытия, которое считалось возникшим из одного единого источника. В этот момент появляется геоцентрическая теория, гласившая, что в центре мира находится Земля, а Солнце и Луна вращаются вокруг неё. Основоположником этого представления был Птолемей.

Натурфилософия приобрела окончательный законченный вид в трудах Аристотеля, который систематизировал все имеющиеся на тот момент представления о мире в своих трактатах, тем самым, заложив основы многих современных наук: физики, математики и др. Также именно Аристотель произвёл первое разделение научных дисциплин от философии. Натурфилософия получила своё развитие в трудах Архимеда, Евклида. Тогда же был выделен предмет, методы естествознания как науки.

Готовые работы на аналогичную тему

Период средних веков (4 – 15 вв.)

В Средние века научный подход был заменён на теологические воззрения. Церковь подменила собой науку. Однако нельзя сказать, что учёные прекратили свои изыскания, они ушли за стены монастырей и средневековых университетов. Это период заимствования знаний в основном с Востока. Монахи занимались копированием книг, а также переводом древних манускриптов. Существовало негласное правило, что рыцари, возвращаясь из крестовых походов, должны были привести книги из походов.

Главной особенностью естествознания того периода стало изучение не собственно природы, а связи между природой и божественным началом. В это время развивается такое направление как схоластика, которая пыталась теоретизировать религиозные догматы.

В средневековой науке развивались околонаучные отрасли, такие как алхимия, астрология, которые в дальнейшем трансформируются в современные научные дисциплины.

Классическое естествознание или период Возрождения (15 – 18 вв.)

Начиная с 15 века, наука претерпевает значительные изменения, которые были связаны в первую очередь с возрождением интереса к античности, к её культуре, философии, естественным наукам.

Это период активного роста городов, эпоха географических открытий и попыток человека познать себя и окружающий мир.

В эту эпоху творят такие гении, как Леонардо да Винчи, который стоит у истоков экспериментального естествознания, Коперник, выдвинувший гелиоцентрическую концепцию строения нашей галактики, в которой центром является Солнце, а остальные планеты, в том числе Земля, вращаются вокруг него. За ним последовала полицентрическая теория Дж. Бруно о бесконечности Вселенной и возможности заселения её другими существами.

Наука становится основной движущей силой, сменяя на этом поприще религию. Вместо повсеместного господства религии приходит рационализм с его чётким пониманием мироустройства и стремлением познать все загадки природы.

Естествознание Нового времени

Естествознание Нового времени подразделяется на два этапа: синтетический и интегративно-дифференциальный.

Считается, что синтетическая стадия приходится на период с 18 века по начало 19 века и характеризуется созданием универсальных законов, например, периодическая таблица химических элементов Менделеева.

Особое значение предаётся теории эволюции Дарвина, которая даёт представление о происхождении и развитии жизни на Земле. На первый план выходят естественные науки, такие как химия и физика, призванные объяснить и экспериментально подтвердить вновь возникающие теории.

Вторая половина 18 века ознаменовалась появлением во Франции нового направления – материализма. Французские материалисты развивали концепцию о природе как о движущейся материи, находящейся в постоянном развитии и бесконечной во времени и пространстве.

Так называемая интегрально-дифференциальная ступень приходится на вторую половину 19 века и до середины 20 века.

Примечательной особенностью этого периода стала значительная дифференциация наук. В этот период человек впервые ощутил себя оторванным от природы, ввиду возникших противоречий в связке природа - человека, но вместе с тем, человек стал чувствовать свою ответственность за происходящие процессы в окружающем мире.

Естествознание рубежа 20 – 21 вв. или информационный период

У естествознания есть предмет и цели, закономерности и особенности развития.

Естествознание в Древнем мире

Примерно между 7- 4 веками до нашей эры древние греки накопили достаточно знаний о природе как науке. Были образованы правовые и политические институты, которые декларировали принципы достоинства человека, защиту его прав и свобод, имущества.

Примерно с 7 века Древняя Греция перестает быть только аграрным государством. Начинают развиваться ремесла, торговля, возникают денежные отношения. Принимаются государственные законы, развиваются отношения с соседями. У людей меняется мышление, взгляды на жизнь.

Развивается философия и мифология, как форма практического духовного освоения мира. В Древней Греции мирно уживаются рядом магия и наука. Они развиваются параллельно друг другу. Греция дала миру таких философов и ученых, как Сократ, Эпикур, Демокрит, Архимед, Пифагор, Платон, Аристотель, Диоген и другие.

Первую математическую доктрину (парадигму) представил Пифагор, а Платон развил ее. По их утверждению первооснова всех объектов и предметов числа, формулы, знаки и операции. Мир это иерархически упорядоченная структура. Эта доктрина легла в основу развития естествознания.

Естествознание в эпоху Средневековья

Началом средних веков считают 478 год нашей эры, когда под ударами немецких варваров пала Римская империя. Конец эпохи через 1000 лет примерно в середине 15 века.

Можно выделить три метода познания:

а) схоластика, опирающаяся на логику, предание и умозрение;

б) герметическая традиция – ритуал, магия, сверхъестественные силы. Примеры герметизма – средневековая алхимия, астрология, медицина.

в) опытно-эмпирическая традиция – критерий истины это личный опыт. Она развивалась под влиянием научных идей Аристотеля.

Естествознание в эпоху Возрождения

Биология, морфология, анатомия, химия освободились от идей герметизма. Проводилась работа по изучению животного и растительного мира. Наука повернулась лицом к человеку, врачи и ученые активно искали способы его исцеления. Первый врач-анатом А. Везалий открыл капилляры. Р. Гук доказал, что ткани состоят из клеток.

Антони ван Левенгук изобрел первый микроскоп. Леонардо да Винчи проводил исследования в геологии, ботанике, анатомии, механике, оптике.

Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей занимались изучением космоса, доказали, что Земля вращается вокруг солнца. Р. Декарт создал основы аналитической геометрии, объяснил природу радуги, в физиологии ввел понятие рефлекса.

И. Ньютон описал законы динамики и законы движения небесных тел. Открыл закон всемирного тяготения.

Иммануил Кант и Пьер Симон Лаплас занимались изучением возникновения Солнечной системы. Шведский натуралист Карл Линней создал классификацию в биологии. Чарльз Дарвин сформулировал теорию естественного отбора. Антуан-Лоран Лавуазье открыл закон сохранения массы.

В химии – Сванте Аррениус открыл закон электролитической диссоциации. Дмитрий Иванович Менделеев вывел периодический закон и создал периодическую систему химических элементов.

Физика – Томас Юнг и О.Жак Френель доказали волновую природу света. Ввели термины интерференции и дифракции. А. Вольта создал первый источник постоянного тока – вольтов столб. А.М. Ампер вывел математические формулы силы тока. М. Фарадей предположил, что электромагнитные и световые волны тождественны. Максвелл, опираясь на результаты опытов Ампера и Фарадея, создал теорию электромагнитного поля.

Наука преодолела четыре стадии развития. Первая – общие представления об окружающем мире. Вторая стадия – аналитическая. Третья – синтетическая, воссоздание целостной картины мира на основе частностей, полученных на второй стадии. Четвертая стадия, настоящее время, интегрально дифференциальная – естествознание развивается как единая наука о природе.




Естествознание - система естественнонаучных знаний, создаваемая естественными науками в процессе изучения фундаментальных законов развития природы и Вселенной в целом.
Объект естествознания - природа.
Предмет естествознания - факты, явления и процессы природы, которые воспринимаются нашими органами чувств непосредственно или опосредованно, с помощью приборов, закономерности их эволюции.

Спецификой предмета естествознания как единой науки о природе является то, что оно исследует одни и те же природные явления сразу с позиций нескольких наук, выявляя наиболее общие закономерности и тенденции, рассматривая природу как бы сверху. Только так можно представить природу как единую целостную систему, выявить те основания, на которых строится все разнообразие предметов и явлений окружающего мира.
Итогом таких исследований становится формулировка основных законов, связывающих микро-, макро- и мегамиры, Землю и Космос, физические и химические явления с жизнью и разумом во Вселенной.



Цель естествознания - раскрыть сущность явлений природы, познать их законы и предсказать на их основе новые явления, а также указать возможные пути использования на практике в итересах человека познанных законов природы.
Структура естествознания представляет собой сложную разветвленную систему знаний, все части которой находятся в отношении иерархической соподчиненности. Это означает, что систему естественных наук можно представить в виде своеобразной лестницы, каждая ступенька которой является фундаментом для следующей за ней науки, и, в свою очередь, основывается на данных предшествующей науки.


Так основа, фундамент всех естественных наук - физика, предметом которой являются тела, их движения, превращения и формы проявления на различных уровнях. Невозможно заниматься ни одной естественной наукой, не зная физики.
Внутри физики выделяется большое число подразделов, различающихся специфическим предметом и методами исследования. Важнейшим среди них является механика – учение о равновесии и движении тел (или их частей) в пространстве и времени.
Механическое движение представляет собой простейшую и вместе с тем наиболее распространенную форму движения материи. Механика исторически стала первой физической наукой и долгое время служила образцом для всех естественных наук. Разделами механики являются статика, изучающая условия равновесия тел; кинематика, занимающаяся движением тел с геометрической точки зрения; динамика, рассматривающая движение тел под действием приложенных сил.
Механика – это физика макромира, зародившаяся в Новое время. В ее основе лежит статистическая механика (молекулярно-кинетическая теория), изучающая движение молекул жидкости и газа. Позже появились атомная физика и физика элементарных частиц.

Следующая ступень иерархии - химия, изучающая химические элементы, их свойства, превращения и соединения.
То, что в ее основе лежит физика, доказывается легко. Еще на школьных уроках химии говорится о строении химических элементов, их электронных оболочках; это пример использования физического знания в химии.
В химии выделяют неорганическую и органическую химию, химию материалов и другие разделы.


В свою очередь химия лежит в основе биологии - науки о живом, изучающей клетку и все от нее производное.
В основе биологии лежат знания о веществе, химических элементах.
Среди биологических наук следует выделить ботанику (растительный мир), зоологию (мир животных).
Далее анатомия, физиология и эмбриология изучают строение, функции и развитие организма, цитология – живую клетку, гистология – свойства тканей, палеонтология – ископаемые останки жизни, генетика – проблемы наследственности и изменчивости.

Науки о Земле являются следующей ступенькой структуры естествознания.
В эту группу входят геология, география, экология и др. Все они рассматривают строение и развитие нашей планеты, представляющей собой сложнейшее сочетание физических, химических и биологических явлений и процессов.
Завершает эту грандиозную пирамиду знаний о природе космология, изучающая Вселенную как целое.
Частью этих знаний являются астрономия и космогония, изучающие строение и происхождение планет, звезд, галактик и т.д. На этом уровне происходит новое возвращение к физике.
Это позволяет говорить о циклическом, замкнутом характере естествознания, что, очевидно, отражает одно из важнейших свойств самой природы.


В науке идут сложнейшие процессы дифференциации и интеграции научного знания. Так, внутри выделились физика твердого тела, физика плазмы.

Интеграция науки – появление новых наук на стыках старых, проявление процессов объединения научного знания. Примером такого рода наук являются физическая химия, химическая физика, биофизика, биохимия, геохимия, биогеохимия, астробиология и др.

Таким образом, построенная пирамида естественных наук значительно усложняется, включая в себяколичество дополнительных и промежуточных эле ментов.

При этом в системе естествознания не только постоянно появляются новые науки, но и меняется их роль, периодически происходит смена лидера в естествознании. Так с 17 века до середины 20 таким лидером была физика. Сегодня научный "бум" переживают биологические исследования (особенно в пограничных областях: биофизике, биохимии, молекулярной биологии).



Развитие естествознания можно представить в виде дерева. Это дерево произрастает из красоты, гармонии и таинства Вселенной. Знания о мире формируются через умную созерцательность (эмпирика) и через абстракцию обобщения (теория).

В результате анализа и синтеза эмпирических и теоретических знаний рождаются научные представления человека о мире. Познание мира циклично.




Читайте также: