Формы и нормы совместной деятельности в психологии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Философско-методологическое обоснование психологи­ческого анализа совместной деятельности было дано С.Л. Ру­бинштейном. Разрабатывая основы общепсихологической теории деятельности в начале 1920-х гг., он указывал, что деятельность как философская категория — это исходно не деятельность одного субъекта, а всегда деятельность субъек­тов, т. е. совместная деятельность.

Совместную деятельность от индивидуальной, в первую очередь, ртличает наличие между участниками деятельнос­ти взаимодействия, которое преобразует, изменяет их инди­видуальна деятельность и направлено на достижение обще­го результата. Такое взаимодействие наблюдается в случаях, когда действия одного человека или группы лиц обусловли­вают определенные действия других людей, а действия пос­ледних способны повлиять на действия первых и т. д.

В вопросе о соотношении индивидуальной и совместной деятельности существует четыре ключевых момента. Во-пер­вых, индивидуальные деятельности являются составными элементами или частями целостной совместной деятельнос­ти, поэтому их соотношение друг с другом целесообразно рассматривать как соотношение частей и целого. Во-вторых, в абсолютно изолированном виде индивидуальной деятель­ности не существует, реально она всегда включена в струк­туру совместной деятельности. В-третьих, совместная дея­тельность не является простой суммой составляющих ее индивидуальных деятельностей, а существует как такое це­лое, которое больше суммы его частей (это большее достига­ется как раз за счет взаимодействия, т. е. построения соци­альных отношений). В-четвертых, компонентный состав индивидуальной деятельности, включенной в совместную деятельность, сохраняется, но изменяется качественно по содержанию. Таким образом, схема описания компонентов психологической структуры совместной деятельности ана­логична схеме индивидуальной деятельности.

Она включает:

1. Цель деятельности: идеально представленный будущий результат, которого стремится достичь субъект совместной

а

Глава 2. ПСИХОЛОГИЯ ПРОФКСИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Д4. Псюояотчкксм структуре соммстной дмтелыюстм

деятельности (бригада, команда, экипаж или другая анало­гичная общность людей).

2* Мотив деятельности: то? что побуждает группу к совмест­ному выполнению деятельности. Это не значит, что, выполняя совместную деятельность, ее участники лишены индивидуаль­ных мотивов. Соотношение групповых (т. е. общих для всех) и индивидуальных мотивов в совместной деятельности — это непостоянная величина. По мере развития группы снижается доля индивидуальных мотивов и возрастает значение общих.

3. Действия: совместные действие, необходимые для реа­
лизации задан совместной деятельности. Данные действия
могут быть представлены как в виде групповых средств, спо­
собов, приемов, так и в виде индивидуальных, но подчинен­
ных общим целям деятельност

4. Результат деятельности, завершающий ее структуру.
Различают объективный результат и его субъективную пред-
ставленность. Субъективная оценка результата совместной
деятельности — это одновременно и оценка каждого члена
группы, и коллективная оценка.

Психологи оперируют понятием деятельности, разрабо­танным в философии и наполненным диалектическим содер­жанием. Для философов любая деятельность совместна, так как она социальна. Для решения задач психологического исследования необходимо конкретизировать собственно пси­хологическое содержание понятия совместной деятельнос­ти. Операциональное понятие совместной деятельности включает рйд параметров, или признаков, отличающих ее от индивидуальной.

К основным признакам совместной деятельности отно­сятся:

• различие единой цели для всех включенных в деятель­
ность участников;

• побуждение работать вместе, т. е., помимо индивидуаль­
ных мотивов, должна формироваться общая мотивация;

• разделение деятельности на функционально-связанные
составляющие, т. е. распределение функций между члена­
ми группы; ^

• интеграция индивидуальных деятельностей, взаимосвязь
и взаимозависимость отдельных участников деятельности;

• согласование и координация функционально распреде­
ленных и интегрированных индивидуальных деятельностей;

• наличие управления;

• единый конечный результат;

• единое пространственно-временное функционирование
участников совместной деятельности.

Для того чтобы убедиться, что все перечисленные призна­ки — необходимые характеристики совместной деятельнос­ти, достаточно представить себе команду рыболовецкого тра­улера, бригаду строителей или любую другую реально действующую rpyimy. У такой группы всегда есть общая цель, общие мотивы, ее деятельность опирается на процес­сы интеграции и одновременно функционального распреде­ления. Такой группой обязательно кто-то руководит. Она до­бивается общего результата, которого невозможно добиться одному. Внаиолопфтакую^

тивный субъект деятельности (более подробно характерис­тики коллективного субъекта деятельности изложены в тре­тьем разделе учебника).

Литература

Абульханоеа-СлавскаяКА, Деятельность и психология личности. —

Андреева ГМ. Основные направления воздействия общения на совме­
стную деятельность / Общение и оптимизация совместной деятельнос­
ти.—М., 1987. . , ■ .

Журавлев АЛ. Совместная деятельность как объект социально-пси- i хологического исследования / Совместная деятельность: методология, теория, практика-— М., 1988.

Журавлев АЛ. Развитие концепции совместной деятельности в совре- ' менной отечественной психологии / Совместная деятельность в услови-ях организационно-экономических изменений. — М., 1997.

Глава! ПСИХОЛОГИ)? ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




Обозов НЛ. Психология малых групп и коллективов / Социальная психология: История. Теория. Эмпирические исследования. — Л., 1979.

Вопросы для самопроверки

1. В чем состоит принципиальное отличие совместной деятельности
от индивидуальной?

2. Сравните компонентный состав совместной и индивидуальной дея­
тельности.

3. Каким характеристикам должна соответствовать деятельность,
чтобы ее молено было считать совместной?

4. Можно ли считать, что бухгалтеры, рабочие места которых распо­
ложены в одном кабинете, выполняют совместную деятельность?

Темы рефератов

1. С.Л. Рубинштейн о совместной деятельности как основе развития
социальности.

2. Сравнительный анализ психологической структуры индивидуаль­
ной и совместной деятельности.

Тема №5. Совместная деятельность и общение.

1. Признаки и структура совместной деятельности

2. Стратегии поведения и типы взаимодействия

3. Свойства субъекта совместной деятельности

4. Фило- и онтогенез совместной деятельности

5. Взаимосвязь общения и совместной деятельности

1. Признаки и структура совместной деятельности.

Признаки – отличительные особенности.

К признакам совместной деятельности относятся:

- единая цель участников деятельности;

- объединение индивидуальных деятельностей (образование единого целого);

- разделение процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками;

- согласование индивидуальных деятельностей участников (строгая последовательность операций). Она достигается с помощью управления

– управление (важный признак совместной деятельности);

- единый конечный результат;

- единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей.

Психологическая структура совместной деятельности

- общая цель – это идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов. Общая цель делится на частные и конкретные задачи;

- общий мотив – это сила, побуждающая индивидов к совместной деятельности;

- совместные действия – элементы деятельности, направленные на выполнение текущих задач;

2. Стратегии поведения и типы взаимодействия.

В совместной деятельности используется три типичных стратегии поведения её участников:

- содействие целям других участников;

- уклонение от взаимодействия.

- однонаправленное содействие (1 способствует, другой уклоняется);

- однонаправленное противодействие (первый противодействует, другой уклоняется);

- контрастное (1 способствует, другой противодействует).

3. Свойства субъекта совместной деятельности:

Выделяется 6 свойств субъекта совместной деятельности, которые взаимосвязаны:

а) целенаправленность группового субъекта деятельности (общность индивидов) – стремление к основной цели;

б) мотивированность – активное, заинтересованное, действенное отношение к совместной деятельности;

в) целостность – внутреннее единство общности индивидов. Оценивается параметрами:

- плотность функциональных связей – частота и интенсивность контактов;

- уровень функциональной взаимосвязанности - отношение числа совместно выполняемых операций к общему их числу;

г) структурированость – четкость, строгость взаимного распределения функций, прав, обязанностей.

Доминирующие способы распределения функций являются эмпирическими показателями структурированности (подстраховка, взаимодополнение), а также принятие ответственности (концентрация, распределение).

д) согласованность – гармоничное сочетание участников группы, взаимная обусловленность их действий.

е) организованность – упорядоченность, собранность, подчинение определённому порядку выполнения совместной деятельности, способность действовать в соответствии с планом.

Деятельность и взаимодействие выступают вместе в совместной деятельности и взаимообусловливают друг друга.

Модель регуляции совместной деятельности

4.Фило- и онтогенез совместной деятельности.

При рассмотрении механизма психического развития отечественные исследователи обычно исходят из идей Л.С. Выготского, кот орый выдвинул как важнейший для психологии исторический принцип понимания психических процессов. В соответствии с ним поведение современного культурного взрослого человека п редставляет собой результат двух различных процессов развит ия: биологической эволюции животных и исторического развития человечества, в итоге чего первобытный, примитивный челов ек превращается в современного культурного человека.

В филогенезе оба эти процесса, по мнению Выготского, представлены отдельно как самостоятельные и независимые линии р азвития. В онтогенезе они слиты воедино, так как ребенок сразу же после рождения оказывается под определяющим воздействи­ ем окружающей его социальной среды и при этом продолжается также его органическое развитие. "Врастание нормального ре­бенка в цивилизацию представляет обычно единый сплав с про­ цессами его органического созревания, - пишет Выготский. Оба плана развития - естественный и культурный - совпадают и сливаются один с другим". Таким обра­ зом, обе "системы активности" (животная и человеческая) разви­ ваются одновременно и совместно.

По Л.С.Выготскому, в ходе исторического развития человечества (и соответственно в онтогенетическом развитии каждого отдель­ ного человека) возникают и формируются культурные формы по­ ведения. При этом к началу каждого возрастного периода скла­ дывается своеобразное и специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его средой. Это отнош ение Л.С. Выготский назвал социальной ситуацией развития в дан­ ном возрасте.

5.Взаимосвязь общения с совместной деятельностью:

· общение I рода – обмен информацией, состояниями, познание людьми друг друга;

· общение II рода ( персонализация) – это процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других и может выступать в общественной деятельности как личность.

Общение I рода – необходимая предпосылка и составная часть совместной деятельности. Персонализация же (общение II рода), включает в свой состав совместную деятельность, т.к. она более успешно протекает в условиях совместной деятельности.

При общении I рода акцент делается на субъект - субъектное взаимодействие, а в случае совместной деятельности (общение II рода) - на субъект – объектное взаимодействие.

В процессе развития личности происходит периодическая смена доминанты общения и деятельности.

По Эльконину Д.Б. развитие познавательной сферы человека и его личности идет в разных видах общения и деятельности, сменяет друг друга. С рождения до ранней юности происходит периодическая смена ведущих видов деятельности и общения, которые поочерёдно обеспечивают преимущественное становление познавательных процессов и развития личности.


Авторы данной статьи дают общую характеристику совместной деятельности, описывают ее основные психологические аспекты, затрагивают тему взаимосвязи между общением и совместной деятельностью.

Ключевые слова: совместная деятельность, группа, тип взаимодействия, внутригрупповое дробление, общий результат, свойство субъекта деятельности, общение.

В работе классным руководителем часто приходится организовывать совместную деятельность внутри класса. Правильно распределить обязанности внутри группы и прийти к конечному результату, который соответствует поставленной цели и задачам, поставленными учителем, помогает понимание психологических процессов, происходящих в момент совместной деятельности.

Говоря об особенностях совместной деятельности, будем различать их по признакам:

Разобравшись со общими признаками совместной деятельности, определим её структуру. Структура совместной деятельности в психологии включает в себя следующие элементы: общая цель, мотивация, задачи совместной деятельности, действия и их результаты.


Рис. 1. Структура совместной деятельности

Мы видим, что общая цель является основой совместной деятельности. Под целью мы будем понимать идеально представленный общий результат, которого пытается достигнуть общность индивидов (групповой субъект) [1].

Достижение общей цели невозможно без общих мотивов, побуждающих учащихся к совместной деятельности. Общие мотивы и цель определяют задачи, которые ставятся перед коллективом. Задачи, в свою очередь, могут быть общими для группы, а могут конкретизироваться для каждого участника процесса деятельности. Но в том и другом случае задачи задают вектор совместной деятельности, что выражается в конкретных действиях учащихся.

Эффективность совместной деятельности зависит от выбранной стратегии поведения её участников по отношению к взаимодействующим сторонам.

Назовём наиболее распространенные стратегии поведения:

− совместная деятельность направлена на помощь другим, каждый участник активно способствует достижению общих целей совместной деятельности (высокомотивированная стратегия);

Выбранная стратегия поведения зависит от типа взаимодействия в процессе совместной деятельности. В социальной психологии принято следующее деление по типам взаимодействия:

Сотрудничество: все участники группы содействуют друг другу в достижении общей цели.

Противоборство: группа делится на подгруппы, которые интерпретируют общую цель по-своему. У каждой подгруппы своя цель, что мешает прийти к общему результату.

Уклонение от взаимодействия. Индивид или группа индивидуумов принимают для себя решение не участвовать в процессе достижения общей цели.

Компромиссное взаимодействие. Здесь также присутствует деление на подгруппы. Для каждой из подгрупп имеет место быть как содействие, так и противодействие достижению общей цели.

Психологические аспекты совместной деятельности рассматриваются в совокупности со свойствами субъекта деятельности. Свойства субъекта деятельности характеризуются:

− целенаправленностью и мотивированностью действий;

− уровнем целостности работы членов группы, выполняющих совместную деятельность;

− структурированностью в распределении функций, задач, прав, обязанностей и ответственности между членами коллектива, определенность структуры субъекта деятельности;

− согласованностью в поведении участников группы, взаимной обусловленностью их действий;

− организованностью определенному порядку совместной деятельности;

− результативностью в достижении поставленной цели.

В отечественной психологии понятие деятельности в целом и совместной деятельности в частности рассматривается в едином ключе с понятием общение, поэтому коротко затронем их пересечение.

Кандидат психологических наук Лунёва Ольга Викторовна определяет общение как взаимодействие и взаимоотношение, возникающее между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом [1].

Общение, происходящее в виде обмена информацией на этапе познания людьми друг друга, называют общением первого рода. В случаях, когда общение приобретает персонализированный характер, говорят об общении второго рода.

Общение и совместная деятельность показывают, насколько активны люди в предметной и социальных сферах. Взаимодействие при совместной деятельности в процессе общения может рассматриваться как субъект-объектное взаимодействие или как субъект-субъектное.

В процессе смены возрастного этапа развития личности наблюдается и периодическая смена взаимодействия во взаимосвязи общения и совместной деятельности.

Таким образом периодическая смена деятельности и общения обеспечивают становление познавательных процессов, направленных на развитие личности.

Лунева О. В. Общение// Знание. Понимание. Умение. — 2005 — № 4. — с. 157–159.

Основные термины (генерируются автоматически): совместная деятельность, группа, тип взаимодействия, внутригрупповое дробление, общение, общий результат, свойство субъекта деятельности, выбранная стратегия поведения, действие, поставленная цель.

Ключевые слова

группа, совместная деятельность, общение, тип взаимодействия, внутригрупповое дробление, общий результат, свойство субъекта деятельности

совместная деятельность, группа, тип взаимодействия, внутригрупповое дробление, общий результат, свойство субъекта деятельности, общение

Похожие статьи

Условия эффективности группового взаимодействия

Цель исследования: изучить условия эффективности группового взаимодействия.

1. Эффективность группового взаимодействия в группе с одним явным лидером выше, чем в группе

Хромов В.В. Интерактометрия и её возможности по диагностике внутригруппового.

Условия развития положительных взаимоотношений.

Рассматривая совместную деятельность как важнейший фактор воспитания

Одним из способов формирования управляемого поведения, развития самоконтроля у несдержанных детей

Общение — это процесс взаимодействия людей, направленный на согласование и.

Влияние групповой работы на активизацию познавательной.

Для улучшения результатов педагогической деятельности можно использовать разнообразные формы уроков.

Главная цель активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии

Общение — это познание себя через других, поиск самого себя, внимание к своей.

Формирование умений взаимодействовать со сверстниками.

Мотивацию ребенка к коммуникативному взаимодействию обеспечивает взрослый при организации общения и деятельности в детском коллективе. Следовательно, необходима организация определенных условий для формирования умений взаимодействовать со.

Влияние невербальной коммуникации на достижение цели.

Проблеме взаимодействия подростков в группе посвящено значительное количество работ

Для исследования была выбрана экспертная диагностика взаимодействия в малых группа

Влияние эмоций на достижение цели группой. В ходе исследования было установлено, что.

Вопросы адаптации в студенческих группах в ходе совместной.

Эффективность совместной деятельности студентов высших учебных заведений обусловливается в первую очередь степенью их адаптации к университетской жизни. Именно поэтому здесь следует особо подчеркнуть роль процесса адаптации.

Формирование положительных взаимоотношений детей.

Так, изучалось влияние разных форм организации совместной деятельности детей на

Было обнаружено, что отношение ребенка к сверстнику определяется опытом его общения и

Среди всех форм взаимодействия детей особое внимание исследователей привлекало так.

Формирование навыков коллективного взаимодействия у детей.

Эти виды деятельности являются одновременно средствами адаптации.

9.Формирование навыков поведения в различных ситуациях с коррекцией эмоционально-волевых нарушений.

Решение задачи формирования навыков коллективного взаимодействия как одной из.

Взаимосвязь стиля межличностного взаимодействия.

2. Тип нормативного поведения индивида во внутригрупповом взаимодействии - определяется через сравнение индивидуального варианта второго решения испытуемым (то есть после группового обсуждения) с групповым вариантом.

(в социальной психологии) — организованная система активности взаимодействующих индивидов , направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками С. д. являются:

1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями , обмена информацией , а также взаимной перцепции ;

2) наличие единой цели — предвосхищаемого результата С. д., отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в С. д. индивидов,

3) наличие органов организации и руководства, к-рые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними;

4) разделение процесса С. д. между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте С. д., либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной С. д. является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников (см. коллектив научный);

5) возникновение в процессе С. д. межличностных отношений , образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий (см. роль) и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер.

Будучи исходно обусловлены содержанием С. д., межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В социальной психологии С. д. рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции (см. интеграция групповая) включенных в нее индивидов. С. д объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и С. д., о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий С. п.

вид групповой деятельности, в которой одновременно участвуют все члены группы, распределяя между собой обязанности и координируя (в условиях совместной деятельности) свои действия друг с другом. См. деятельность групповая.

– организованная система активности членов коллектива, осуществляющих индивидуально-мотивированное и социально-нормативное взаимодействие, направленное на получение полезного для всех результата, на достижение общей цели. В экстремальных условиях выполнение задания и достижение цели определяется эффективностью С.Д., которая, в свою очередь, зависит от сплоченности коллектива, согласованности действий его членов и межличностной совместимости.

процесс группового достижения целей. Группа выступает как совокупный субъект С. д. с определенными мотивами, способами и межличностными отношениями. Общие знания, взгляды и представления образуют групповое сознание, отражающее существенные черты С. д. На достижение положительных результатов С. д. влияют: значимость ее целей, распределение ролей соответственно групповым нормам поведения и притязания личностей, организация самоуправления, этичная регуляция межличностных отношений, психологическая совместимость членов группы. Внутренняя спаянность, согласованность индивидуальных действий, взаимоподдержка, оптимальное управление являются условиями успешного осуществления С. д.

в социальной психологии) — организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками Д. с. являются: 1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции; 2) наличие единой цели — предвосхищаемого результата Д. с., отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в Д. с. индивидов. Как прообраз результата Д. с. и вместе с тем ее начальный момент цель является конституирующим признаком Д. с.; 3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними; 4) разделение процесса Д. с. между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте Д. с., либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной Д. с. является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников; 5) возникновение в процессе Д. с. межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием Д. с., межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В отечественной социальной психологии Д. с. рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в нее индивидов, как первооснова формирования и развития межиндивидуальных связей. Являясь необходимым моментом осуществления Д. с., эти связи не могут быть полностью поняты в отрыве от ее содержательных и структурно-функциональных характеристик. Целостная система активности взаимодействующих индивидов выступает как способ реализации Д. с., а сама группа — как совокупный субъект определенного вида Д. с. в контексте исторически конкретных общественных отношений. Социально обусловленные закономерности осуществления и воспроизводства Д. с. и приводят к возникновению группы как социально-психологической общности. Акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, что свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и Д. с., о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий Д. с. А.И. Донцов

в психологии социальной - организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство, воспроизводство объектов материальной и духовной культуры. Отличительные признаки деятельности совместной:
1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними - обмена действиями, информацией, а также перцепции взаимной;
2) наличие единой цели - предвосхищаемого результата деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из участников; как прообраз результата и вместе начальный момент деятельности, цель тоже относится к конституирующим признакам;
3) наличие органов организации и руководства, воплощенных либо в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределенных;
4) разделение процесса деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей; это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляемую: а) либо в конечном продукте деятельности - в этом случае индивидуальные операции выполняются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих; b) либо в самом процессе его производства - в этом случае индивидуальные операции взаимообусловлены (специализованы и иерархизованы), ибо должны выполняться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции, или же - в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой;
5) появление в ходе деятельности отношений межличностных - на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и обретающих со временем относительно самостоятельный характер; обусловленные исходно содержанием деятельности, они сами воздействуют на ее процесс и результаты. В отечественной психологии социальной деятельность совместная рассматривалась как главное условие социально-психологической интеграции ее участников, как первооснова формирования и развития межиндивидуальных связей. Как необходимый момент выполнения деятельности совместной, эти связи нельзя полностью понять в отрыве от ее содержательных и структурно-функциональных характеристик. Целостная система активности взаимодействующих индивидов выступает как способ реализации деятельности совместной, а сама группа - как совокупный субъект ее определенного вида, в контексте исторически конкретных отношений общественных. Социально обусловленные закономерности выполнения и воспроизводства деятельности совместной и приводят к появлению группы как социально-психологической общности. Социально-деятельностная природа процесса группообразования особенно отчетливо обнаруживается при анализе коллективной деятельности трудовой - генетически исходной формы всякой деятельности совместной. Совместная деятельность трудовая во всех проявлениях имеет общественный характер. Носитель порождающей ее потребности - не столько реализующая эту деятельность группа, сколько интересы развития более широкой общности социальной. Предмет совместной деятельности трудовой, направляющий активность отдельных индивидов, становится для них побудительной силой не в результате экстериоризации их собственных актуальных потребностей, а вследствие интериоризации заключенной в нем общественной значимости. Это предопределяет изменение психологического строения деятельности индивидуальной - разделение ее цели и мотива, связь коих начинает выступать в виде деятельности совместной и осознаваться ее участниками через взаимоотношения. Деятельность совместная имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутрисистемными и межсистемными связями. Тот факт, что акты деятельности индивидуальной есть условие существования и воспроизводства и самого индивида, и процессов активности групповой в целом, свидетельствует о взаимопроникновении а взаимообогащении деятельности индивидуальной и совместной, о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий деятельности совместной.

Читайте также: