Проект песенное творчество в доу

Обновлено: 03.07.2024

Воспитатели и специалисты сходятся во мнении, что с каждым годом увеличивается количество детей с речевыми расстройствами и нарушениями в восприятии ритмической структуры речи. У них хуже сформирована система управления движениями, поэтому страдает точность, ритмичность и техника их выполнения. Для успешного решения этих проблем нужны совместные усилия родителей, воспитателей, логопедов. Но особо следует отметить роль музыкального руководителя.

Музыка является не только важным средством развития ребенка, получения знаний в области музыкального искусства, умений в музыкально-творческой деятельности, но и средством психологического воздействия, в процессе которого она выполняет коррекционную функцию в отношении детей с различного рода проблемами. Особенно такими, как задержка речи и нарушение восприятия ее ритмической структуры.

Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Ритм выступает как универсальная космическая категория. Чувство ритма в своей основе имеет активную природу, всегда сопровождается моторными реакциями. Сущность моторных реакций заключается в том, что восприятие ритма вызывает многообразие кинестетических ощущений, связанных с сокращением мышц языка, головы, челюстей, пальцев ног; с напряжением и расслаблением, возникающим в гортани, грудной клетке и конечностях; с одновременной стимуляцией мышц - антагонистов, вызывающих смену напряжения и расслабления. Большинство вариантов нарушений в развитии детей сопровождаются нарушением ритмических процессов, происходящих в организме. И нормализация ритмической организации движений приводит к точности функционирования всех процессов и гармонизации в работе организма.

Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека, а также его речевую функцию. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх.

Цель проекта:

Способствовать развитию ритмического слуха, координации движений и формированию навыка ритмически слаженного пения у детей.

Задачи проекта:

-Разнообразить игровой досуг детей вне НОД.

-Продолжать знакомить детей с шумовыми музыкальными инструментами.

-Обогащать эмоциональный и двигательный опыт детей.

-Более подробно знакомить с русскими народными потешками, пополняя словарный запас детей.

Ожидаемые результаты:

-Повышение эмоциональной отзывчивости, заинтересованности детей игровым процессом.

-Овладение новыми словами.

-Закрепление навыка игры на простых шумовых музыкальных инструментах на доступном детям уровне.

-Улучшение диагностических показателей по таким видам деятельности, как музыкально-ритмические движения и пение.

Этапы проекта: Этапы Деятельность педагога

1 этап- Подготовительный этап

Информирование родителей по теме проекта:

- Подбор методической литературы, изучение материалов Интернет-ресурсов по теме проекта

2 этап – Основной этап

- Слушание звучания простейших музыкальных инструментов (бубен, колокольчик, погремушка, ложки, самостоятельная игра на них

Шумовое оформление потешек

Двигательные образные импровизации под музыкальное сопровождение простейших музыкальных и шумовых инструментов:

Дидактические упражнения на развитие словаря:

Настольные дидактические игры:

Продуктивная деятельность – рисование под музыкальное сопровождение простейших музыкальных инструментов.)

3 этап – Итоговый этап

Формы и методы реализации проекта

Формы: в своей работе я использовала разнообразные формы музыкально-игровой деятельности: пляска, пение, пальчиковые и подвижные игры, но главная роль принадлежала музыкально-логоритмическим играм. Материалом для них я выбрала русские народные потешки как наиболее доступный для детей 3-х летнего возраста вариант текста.

Методы: показ, объяснение, совместное творчество, наблюдение.

Планирование музыкально-игровой деятельности :

Логоритмические игры на материале русских потешек.

Дидактические задачи: Познакомить детей с одним из вариантов игры на ложках, развивать ритмическое чувство и координацию движений.

Оборудование: - деревянные ложки-по две на каждого ребенка

-большой стол и стулья по количеству детей.

Ход игры: дети сидят за столом лицом друг к другу, в каждой руке у них по ложке, левая рука с ложкой лежит на коленях, правой дети тихонько (петушок клюет зернышки) стучат по столы в такт произносимым словам. Взрослый, показывающий игру, находится во главе стола, чтобы все дети его видели. По возможности дети тоже произносят слова.

Петушок, петушок, ритмично стучат одной ложкой по столу.

что ты рано встаешь,

ку-ка-ре-ку! Поднимают обе руки, стучат ложкой о ложку.

Голосисто поешь, Одна ложка.

ку-ка-ре-ку! Две ложки.

Деткам спать не даешь, Одна…

Дидактическая цель: Обогащать эмоциональный и двигательный опыт детей, развивать ритмическое чувство и речевую координацию.

Оборудование: -лавочка (достаточно длинная, чтобы уместились все дети)

-еловые и сосновые шишки по две на каждого участника.

Ход игры: дети располагаются вдоль лавочки и присаживаются возле нее на корточки, в каждой руке у них по шишке. Если детей много, возможно располагать их по обе стороны лавочки. Стучим шишками по лавочке поочередно в ритм произносимых слов.

Мишка косолапый по лесу идет. Стучат в ритм слов(1 удар на 2 слога

Ух! Поднимают руки вверх и стучат шишкой о шишку.

Шишки собирает, песенку поет. Стучат по лавочке …

Шишка отскочила, прямо мишке в лоб! По лавочке

Бац! Одной шишкой себе по лбу.

Мишка рассердился и ногою топ! По лавочке.

Организация работы с детьми.

Жили- были Дед да Баба

Да была у них курочка Ряба:

Снесла курочка яичко,

Да не простое, а золотое.

Дед бил, бил-не разбил ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ

Баба била,била -не разбила. ЛОЖКОЙ ПО СТОЛУ

Мышка бежала, КОЛОКОЛЬЧИК

Яичко упало и разбилось

А курочка кудахчет:

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое, а простое!

Бежали по дорожке:

БУБЕН

Идет коза рогатая, ШУМЕЛОЧКА

Идет коза богатая: ПОГРЕМУШКА

Ножками топ,топ! БАРАБАН

Глазками: хлоп! хлоп! ПОГРЕМУШКА

Кто кашки не ест,

Кто молока не пьет,

Того забодает, забодает. БУБЕН

Игры, развивающие внимание и слуховое восприятие детей

Цель: Развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна.

Оборудование: Бубен, два флажка.

Ход: У ребенка в руках два флажка. Если воспитатель громко звенит в бубен, малыш поднимает флажки вверх и машет ими, а если бубен звучит тихо – опускает флажки вниз.

Важно следить за правильной осанкой детей и точным выполнением движений. Чередовать громкое и тихое звучание бубна нужно не более 4 раз, чтобы ребенок мог легко выполнять упражнение.

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию.

Оборудование: Барабан, бубен, дудочка и др.

Художественное слово

Как большой, сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка -

Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит - что за чудо?

Мальчик очень удивлён,

Не поймёт он: ну откуда

Раздаётся этот звон

Малыш – дошкольник живет, играя, в игре он познает мир. Правильно организованная игра помогает закрепить, уточнить, обогатить представления о свойствах предметов и явлений окружающей действительности. Если вы приглядитесь к стихийно возникающим играм детей, то легко обнаружите, что в них ясно выражен интерес к звукам. Ребенок не упускает возможности выявить звуковые возможности игрушек, попавших к нему в руки (гудит, пищит, свистит, стучит). Он пытается, подражая взрослому, поиграть на игрушечной балалайке, струны которой даже не звучат, или на игрушечном баяне, меха которого безмолвны. Таким образом, он пытается понять язык звуков.

Можно и самим сделать разные звучащие игрушки (демонстрация). Это могут быть обыкновенные деревянные брусочки, коробочки. Пусть дети вместе с вами наполнят их мелкими камешками, горохом. Когда коробочки будут готовы, послушайте, как они звучат. Пусть ваш малыш сам скажет, какая из них звучит звонко, а какая глухо. Обратите внимание на то, какая игрушка понравилась вашему малышу больше всего, спросите у него, почему. По его ответу вы можете судить, какие звуки привлекают его внимание: тихие, громкие, мягкие или резкие.

Материал для наглядной информации в родительский уголок

Полноценное психическое здоровье каждого ребенка невозможно представить себе без игрушек и разнообразных развлечений. Но на самом деле – игра, это не просто веселое времяпрепровождение малышей, а основное средство для познания мира и развития ребенка. Именно игровой процесс формирует и развивает творческие способности детей, учит его выражать свои чувства, познавать самого себя и т. д. В этом смысле очень полезны детские игрушки музыкальной направленности.

Музыка необходима малышам не только для формирования его эмоционального воспитания, но и для развития слухового аппарата и творческого мышления.

Музыка, и в частности музыкальные игрушки, позволяют детям учиться чувствовать разницу между тембром, высотой звука, его тональностью и т. д. Родители могут вместе со своим чадом слушать классические музыкальные произведения, танцевать зажигательные танцы или даже устроить настоящий концерт с помощью детских инструментов.

Музыкальные инструменты для детей с самого юного возраста позволяют формировать их слуховой аппарат, тренировать двигательные навыки и даже развивать образное мышление. Действительно, как это ни странно, но развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее восприятием, ведь именно чувство ритма и формируют музыкальные инструменты.

У маленьких детей, как правило, внимание неустойчивое, поэтому он любит заниматься только тем, что ему особенно интересно. Поэтому на занятиях музыке многие преподаватели совмещают разные принципы обучения, добавляя в учебный процесс музыкальные игры, танцы под зажигательные композиции и т. д. Кроме того, постоянное привлечение музыкального игрового материала позволяет делать занятия более эффективными, ведь дети намного лучше учатся играя, да и информация так запоминается гораздо быстрее.

Музыкальные инструменты для детей – всегда чудесные, необыкновенно притягательные предметы, дети очень хотят и любят играть на них, так как с помощью музыкальных инструментов они осуществляют свою вдохновенную деятельность.

Обеспечьте малыша разнообразными детскими музыкальными инструментами, научите его играть с ними. Малыши так любят греметь маракасами и кастаньетами, ударять в бубен или барабан, дуть в дудку.

Не забудьте о таких русских народных инструментах, как трещётка, колотушка и свистулька. А уж ксилофон или металлофон обязательно станет одной из любимых игрушек для Вашего малыша. Дети очень любят металлофон. Маленькие музыканты с удовольствием отстукивают на металлофоне мелодию любимой песенки.

Учите малыша различать звучание музыкальных инструментов. Посадите ребенка перед собой. Покажите два предмета (например, бубен и колокольчик, потрясите их перед глазами малыша, потом спрячьте оба предмета (под стол или за спину) и опять погремите ими. Затем достаньте предметы и предложите малышу угадать, что звучало. Возможно, он не сразу поймет суть вопроса, тогда ответьте сами. Постепенно увеличивайте количество предметов (например, до пяти) и усложняйте задачу - подбирайте предметы, издающие более или менее похожий звук.

Используя пианино или синтезатор, можно сыграть и в такую игру. Пометьте фломастером две клавиши, находящиеся довольно далеко друг от друга, чтобы звуки сильно отличались по высоте. Нажмите на клавиши несколько раз, попросите малыша отвернуться и нажмите одну из клавиш - пусть угадает. Обязательно слушайте с ребенком музыкальные записи: классическую музыку, звуки природы. Маршируйте под веселые марши, кружитесь под звуки вальса. Можете комментировать ритм мелодии, называть автора и музыкальное произведение.

Музыкальные инструменты можно не только приобрести в магазине, но и сделать их своими рукам. Сделав своими руками такие звучащие игрушки-погремушки, ребенок по-иному воспринимает окружающий мир, более внимательно относится к звуку, с большой активностью включается в совместные инсценирования и музицирование.

Дети, которые были замкнутые, благодаря игре на самодельных музыкальных инструментах раскрепощаются и раскрываются с разных сторон, становятся более коммуникабельными, могут выступать перед большим количеством людей.

Зародившийся в детстве интерес к игре на музыкальном инструменте, может в дальнейшем привести к профессиональному увлечению. Но даже если этого не произойдет, Ваш малыш вырастет чутким к прекрасному, развитым человеком. Дерзайте и творите вместе с детьми!

Так детьми любимы!

Развивают детский слух

Дудки, бубны, барабаны,

Звучит со всех сторо

Консультация для воспитателей

Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских шумовых инструментах- развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию.

Благоприятному музыкальному развитию малышей способствует организация музыкальной среды в группе: наличие музыкальных игрушек, негромко звучащих музыкальных инструментов (бубен, барабан, колокольчик, погремушки, музыкально-дидактических пособий и игр.

Ударный музыкальный инструмент. Представляет собою обруч в несколько дюймов ширины с натянутой на него натуральной кожей. Для извлечения звука проводят по плоскости пальцем или ударяют по ней кистью руки или палочкой. Бубен может использоваться как сопровождающий инструмент при передаче народных песен, а также в оркестре при исполнении характерных танцев. Развивает слух, чувство ритма.

Музыкальный инструмент с приятным многоголосым звучанием. Можно использовать как для народных танцев, так и для украшения мелодий и отбивания тактов. Развивает слух, координацию, чувство ритма, фантазию.

Представляет собой круглую или яйцеобразную деревянную погремушку на деревянной ручке наполненную пластиковыми горошинами. Маракасы очень популярны в оркестрах танцевальной музыки. Простота игры на маракасах, размеры, вес, позволяет использовать их в работе с детьми от 3 до 7 лет. От силы встряхивания инструмент меняет силу звука. Игра на инструменте развивает чувство ритма, творчество, координацию движений рук, моторику руки. Инструмент используется для ритмического сопровождения народных танцев, песен и игр, применяется в оркестрах.

Формы работы с шумовыми инструментами:

- Импровизация звуковых картин на заданную тему

- Звуковая иллюстрация стихов

Увлекательной формой музыкально – ритмических игр для детей является звукоподражание и элементарное музицирование на детских шумовых музыкальных инструментах.

Такой совместный игровой досуг для ребёнка может организовать любые родители без специальной методической или музыкальной подготовки. Для малышей 2-4 лет можно использовать более простой вариант для музицирования – сказочки-шумелки. В такой сказке текст составляется так, что после одной - двух фраз есть возможность что-либо изобразить шумом.

Выбирая текст сказки, необходимо учитывать насколько он подходит детям по сложности и объёму. Важно заранее определить шумовое оформление для выбранного рассказа или сказочки, смысловые акценты и паузы, сделать соответствующие пометки или условные обозначения в тексте.

Первое время ребёнку лучше предлагать или один более сложный (барабан) или несколько простых – те, где маловероятны варианты звукоизвлечения. Учитывайте, какими приёмами ребёнок уже владеет, какие должен освоить на планируемом занятии.

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект. Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание. Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.

Игра на инструменте, должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.

Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом. Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.

творческой деятельности, рождающая художественные ценности.

Каждый год в детский сад приходят совершенно иные дети, иное

поколение. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им,

что самое интересное скрыто в них самих, а не только в игрушках и

деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни?

Российские педагоги-музыканты: Метлов Н.А., Ветлугина Н.А. называют

песенное творчество самым массовым и доступным видом исполнительства,

основным средством музыкального воспитания. Песня – ценное средство

нравственно-эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и

ВложениеРазмер
proekt_pesennoe_tvorchestvo_v_dou.docx 27.97 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

- Поиск и реализация эффективных подходов к процессу формирования и

развития творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста.

- Привить интерес ребенка к песни и к песенному творчеству, способствовать

развитию творческих способностей ребенка.

- Стимулировать детей к звукоподражанию;

- Учить детей чисто произносить гласные и согласные звуки;

- Учить самостоятельно воспроизводить в песне усиление и ослабление

-Упражнять детей в чистом интонировании звуков;

-Учить детей различать и эмоционально передавать в песнях различный характер,

выражать в песне чувства и настроение.

- Предлагается поэтапная серия творческих заданий, которые подобраны так,

чтобы перед детьми возникали все усложняющиеся задачи, требующие от детей

инициативы и творческих проявлений, проект состоит из перспективного плана

занятий и методических указаний к нему.

-Теоретическое обоснование проекта;

- Методические указания к плану;

- Перспективный план работы.

Тип проекта- долгосрочный.

Теоретическое обоснование проекта.

Искусство – необходимая часть жизни человека, форма своеобразной

творческой деятельности, рождающая художественные ценности.

Каждый год в детский сад приходят совершенно иные дети, иное

поколение. Как разбудить в наших детях интерес к самим себе? Как объяснить им,

что самое интересное скрыто в них самих, а не только в игрушках и

деятельность потребностью, а искусство – необходимой частью жизни?

Российские педагоги-музыканты: Метлов Н.А., Ветлугина Н.А. называют

песенное творчество самым массовым и доступным видом исполнительства,

основным средством музыкального воспитания. Песня – ценное средство

нравственно-эстетического воспитания, благодаря единству музыкального и

Фантазирование во время песни, быстрое варьирование – все это является в этом возрасте возможностями для организации творческой деятельности, воспитанию индивидуальной личности.

Сознание детей старшего дошкольного возраста еще не расчленено, и оно

способно художественно осваивать мир, делать бесконечные переносы одних

качеств предмета на другие. Но постепенно, с возрастом эта способность

утрачивается. Взрослые предлагают детям все делать по схеме, отработанному шаблону, часто неоправданно регламентируя их поведение. В результате мы получаем стандартно мыслящего человека, лишенного творческого восприятия мира. И этот процесс безостановочно течет, как в домашних условиях, так и в детском саду. А общество нуждается в активных творческих личностях. Ведь творчество – это свобода, шаг в незнаемое и отступление от определенных норм.

Все музыкальные способности называют творческими. Однако музыкальные

способности – не значит творческие. Музыкально- сенсорные способности

(развитие разных видов слуха: звуковысотного, ритмического, динамического, тембрового) являются предпосылками для развития музыкальности и создают основу для развития творческих способностей ребенка.

творческих способностей есть у каждого ребенка. Конечно, они имеют разные количественные и качественные характеристики.

Методические указания по использованию перспективного плана.

Зачатки первоначальных песенных проявлений надо искать в первоистоках

музыкальной темы – в мотивах, интонационных оборотах, имеющих тематически

выразительное значение. Эти мотивы, попевки подчас подражают реальному

звучанию окружающего мира (звук горна,пение кукушки, и т.д.), а также

передают интонации выразительной речи человека (ауканье переклички,

интонирование своих имен и т.д.).

Чтобы стимулировать детей к новой для них деятельности, можно использовать

специально написанные песни-образцы. В них поется о каком-либо знакомом

жизненном явлении и дается образец, как, например, гудит пароход, жужжит

пчела. Детям исполняется песня, и предлагается придумать, в соответствии с текстом песни свои интонации звукоподражания.

При этом необходимо напомнить, что каждый должен придумать по-своему.

рисунком, с другой интонацией. После объяснения педагог вторично играет

фортепианное вступление, затем поет песню акапельно и предлагает ребенку

закончить песню, по-своему импровизируя гудок парохода.

После детского исполнения педагог проигрывает последние такты песни, чтобы ребѐнок вновь почувствовал заданную тональность.

Давать детям задания:

- петь, самостоятельно, находя то высокие интонации (поѐт маленькая кукушка,

мяукает котѐнок и т.д.), то более низкие (поѐт большая кукушка, мяукает кошка и

-импровизировать простейшие попевки, подражая звучанию горна (тра-та-та);

- играть на металлофонах самим придуманные сочетания интонаций и ритмов и

попытаться воспроизводить их в пении;

- петь свои имена на твух-трѐх звуках, передавая разнообразные интонации;

придумывает свой мотив, дети соревнуются, кто больше придумает попевок.

На этом этапе необходимо упражнять детей в чистом интонировании различных

интервалов, чисто произносить гласные и согласные звуки. Учить детей

самостоятельно различать в музыке усиление и ослабление динамики. Вначале

песня разучивается в сопровождении одной мелодии, а позднее с полным

аккомпанементом. Для развития у детей звуковысотного восприятия педагог

показывает рукой, какой звук выше, а какой ниже. Целесообразно перед

разучиванием песни использовать наглядно-иллюстрационный материал:

фланелеграф или магнитную доску с красочным изображением героев песни

(например,кукушки, дерева). Показать, как кукушка перелетает с ветки на ветку.

По мере освоения задания изображение дерева заменяется линейками нотного стана.

Учить детей различать и передавать в песнях различный характер: нежный,

лирический, радостный, печальный и т. д. Следить за тем, чтобы дети правильно

брали дыхание, точно интонировали мелодию, а также четко произносили

гласные и согласные звуки. Перед разучиванием песни рекомендуется провести с

детьми беседу на тему текста песни, еѐ характера, настроения.

Для получения необходимого звучания голоса рекомендуется использовать

При объяснении задания детям напоминают, что в разговоре людей один

Затем применяется та же методика, что и в предыдущих заданиях: исполняется

вступление, поѐтся мелодия вопроса без фортепианного сопровождения, ребѐнок импровизирует ответ, и далее проигрывается фортепианное заключение.

Детям объясняют, что музыка может выражать различные чувства, она может

быть весѐлой, грустной. Музыкальный руководитель исполняет в качестве

иллюстрации сразу две песни, одну за другой, например: весѐлую песенку,

Методика сочинения видоизменяется, так, как дети должны уже самостоятельно придумать мелодию на заданный текст без поддержки фортепиано. Вначале педагог привлекает внимание детей к характеру музыки

И литературного текста, которые созданы поэтами и композиторами в качестве образцов для творческих заданий.

После этого педагог поѐт и играет повторно уже обе песни. Далее дети должны сочинить свои интонации на тот же текст и передать те же чувства. Педагог играет лишь фортепианное вступление, как бы настраивая ребѐнка, который вслед за этим импровизирует свою мелодию. Затем педагог проигрывает музыкальное заключение,этим ребѐнокутверждаетсявнастроении образца, ладотональности.

Вначале дети выбирают для сочинения текст для двух предложенных им песен.

Позднее – из трѐх текстов, сочиняя колыбельную, плясовую, или марш.

Помимо приведѐнных в плане произведений можно использовать другие, но они должны быть короткими, образными, а слова песни – удобными для вокализации.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА "ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК"

г. ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА _____________________________________________________________________________

629850 Ямало-ненецкий автономный округ, Пуровский район, г. Тарко – Сале, ул. Строителей

Телефон 2-55-96, 2-34-84, факс (34997) 2-34-84 эл. почта zolotojkluch @ mail . ru сайт zolotojkluch. ucoz . net

Разработка творческого проекта :

« Певческая деятельность, как средство

г. Тарко - Сале 201 7 год

Творческий проект: Певческая деятельность как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

Н.Г. Чернышевский.

Тип проекта: Творческий.

Вид проекта: Долгосрочный.

Срок: сентябрь 2017 года - май 2019года.

Возраст детей: 5-7 лет.

Автор проекта: Музыкальный руководитель Тельминова О. В.

Участники проекта: Музыкальный руководитель, дети, родители, педагоги старшей, подготовительной группы.

Краткое описание проекта:

Проект направлен на развитие вокальных навыков у детей старшего дошкольного возраста. В ходе проекта дети под руководством музыкального руководителя разучивают вокальные упражнения, песенки; будет организован концерт в детском саду; дети будут выступать с концертами в социуме. Проект способствует развитию артистичности, располагает детей к открытиям, оригинальному самовыражению в повседневной жизни.

Актуальность проекта:

Музыкальное развитие детей имеет ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, развивается воображение, воля, фантазия. Обостряется восприятие, активизируются творческие силы разума и энергия мышления даже у самых инертных детей.

В дошкольном возрасте формируется музыкальный слух и музыкальная память (Н. А. Ветлугина).

Закладывается фундамент эстетической культуры для развития, которых необходима организация новых моделей воспитания, следовательно, и новое качество процесса развития музыкальных способностей. Решение этих вопросов возможно приобщением детей к музыкальному искусству через пение, как самого доступного вида музыкальной деятельности. В процессе певческой деятельности успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей, эмоциональная отзывчивость на музыку, обогащаются переживания ребенка. Кроме того, решаются воспитательные задачи, связанные с формированием личности дошкольника. Современной наукой доказано, что дети, занимающиеся певческой деятельностью, более отзывчивы, эмоциональны, восприимчивы и общительны. Владение голосом дает ребенку возможность сиюминутно выразить свои чувства в пении, и этот эмоциональный всплеск заряжает его жизненной энергией. Непосредственно образовательная деятельность по обучению пению состоит из нескольких частей, в процессе которых происходит формирование вокальных навыков. Важной частью являются вокальные упражнения, так как они служат для распевания и на них отрабатываются основные вокальные навыки (дыхание, артикуляция, звукообразование). Обучение детей пению, приобщение их к прекрасному является мощным средством их воспитания и развития. Проанализировав результаты диагностики, из которых следует, все дети поют, но у некоторых воспитанников больше развиты музыкальные способности: музыкальный слух, чистота интонирования. Для детей дошкольного возраста в детском саду проводится дополнительное бесплатное образование. На непосредственно образовательной деятельности нет возможности углубленно уделять внимание вокалу.

Противоречие, проблема:

Однако, несмотря на то, что пение один из самых доступных видов музыкальной деятельности, процесс постановки голоса достаточно сложный и требует определенной системы. В старшем дошкольном возрасте голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками ещё не достаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый.

Проблема: Не развиты исполнительские навыки у детей.

Гипотеза, научное обоснование:

Успешное вокальное развитие у детей старшего дошкольного возраста возможно, если:

- учесть возрастные физиологические и психологические особенности детей

- подобрать методы и приёмы развития вокальных навыков

- в зависимости от индивидуальных особенностей детей подобрать соответствующие вокальные упражнения.

• современные методы и приемы;

• индивидуальный подход к детям.

Формирование у детей устойчивого интереса к пению и исполнительских вокальных навыков через активную музыкально-творческую деятельность.

1. Овладеть вокально-певческими навыками: чистым интонированием, певческой дикций, артикуляцией и дыханием.

2. Развивать голосовой аппарат, музыкальную память, внимание, воображение, мышление.

3. Побуждать петь индивидуально и коллективно с сопровождением и без него.

Повысить у детей интерес к пению через вокальные упражнения, игры, хороводы.

Предполагаемый результат:

1. Поют выразительно, чисто интонируют.

2. Поют сольно и в коллективе.

3. Проявляют творчество, воображение при исполнении песен.

4. Участвуют в конкурсах и фестивалях в ДОУ и города.

Обеспечение проектной деятельности.

Методические:

- подбор видео и аудио материала

- подбор методической и нотной литературы

музыкальный центр, компьютер, проектор.

Информационные:

Методическое обеспечение:

1. Абелян Л.М. Как рыжик научился петь. - М.: Советский композитор, 1989. – 33 с. 2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. — М.: ВЛАДОС, 2002 3. Бочев Б. Эмоциональное и выразительное пение в детском хоре. Развитие детского голоса. -М., 1963. 4. Венгер Л.А. Педагогика способностей. - М., 1973. 5. Веселый каблучок. /Составитель Л. В. Кузьмичева. Мн.: Беларусь, 2003. – 232 с. 6. Ветлугина Н. Музыкальный букварь. М.: Музыка, 1989. - 112 с. 7. Галкина С. Музыкальные тропинки. Мн.: Лексис, 2005. – 48 с. 8. Гудимов В., Лосенян А., Ананьева О. Поющая азбука. М.: ГНОМПРЕСС, 2000.- 33 с. 9. Запорожец А.В. Некоторые психологические вопросы развития музыкального слуха у детей дошкольного возраста. - М., 1963. 10. Кабалевский Д.Б. Программа общеобразовательной эстетической

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный

- диагностика детей по определению вокальных способностей

- подбор вокальных упражнений, песенок

- картотека попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений, музыкально – дидактические игры

Задача: Способствовать формированию творческих основ личности ребенка в совместной и самостоятельной деятельности посредством музыки.

Срок: ноябрь 2017г. - май 2019г.

Работа с детьми:

- слушание и обсуждение детской музыки

- беседы по содержанию песен

- игра на музыкальных инструментах

- просмотр и обсуждение видеофильмов о выступлениях детских вокальных коллективах

- экскурсия в музыкальную школу на концерты

Работа с воспитателями:

- консультация «Музыкально-певческое воспитание по методике

Работа с родителями:

- привлечение родителей детей, посещающих кружок по изготовлению костюмов для выступлений

- беседа с родителями о привлечении детей к обучению в музыкальной школе

- домашние задания творческого характера

- посещение дополнительного образования

3. Заключительный

Задача: Представить результаты реализации проекта. Срок: май 2019г. Содержание:

- презентация проекта в ДОУ

- концерт для родителей, педагогов, детей

Продукт проекта:

Картотека попевок, скороговорок, динамических и дыхательных упражнений;

Разработки по дополнительному образованию;

Результат проекта: У детей повысился уровень качества

развития певческих умений и навыков. Дети выступают сольно и поют в ансамбле.

Распространения результатов проекта:

На мероприятиях в ДОУ:

На концертах в социуме:

На конкурсах и фестивалях города:

За свои выступления дети получают дипломы 1,2, 3 степени и дипломы лауреата.

Программа по развитию песенного творчества у старших дошкольников.

Музыкальный руководитель Самсонова С. Г.

Программа по развитию песенного творчества

у старших дошкольников.

Пояснительная записка

Срок реализации – 1 год.

Формы проведения: индивидуальные, подгрупповые, фронтальные.

Занятия проводятся, согласно утверждённой сетки, 2 раза в неделю.

Методы: наглядные, словесные, практические (творческие, игровые.

Цель: развитие музыкальных творческих способностей детей в пении.

Задачи:

-пробудить интерес к творческому процессу.

- развить творческую активность ребенка, творческое мышление, воображение.

- развивать навык элементарной импровизации в пении.

- расширить и обогатить музыкальный опыт детей.

- помочь каждому ребенку поверить в себя, в свои способности, осознать свою нужность и значимость в этом мире.

Актуальность

Эдмунт Сайклер, педагог-музыкант

Содержание современного образования основана на идее личной ориентации и предполагает создание условий успешности развития каждого ребенка, реализации его способностей, творческого самовыражения в различных видах деятельности.

Развитие песенного творчества в условиях ФГОС ДО актуально и приобретает в настоящее время доминирующее значение. Это также объясняется современными требованиями к музыкальному воспитанию дошкольников, необходимостью формирования самостоятельной творческой личности ребенка. С точки зрения ФГОС ДО актуальность заключается в том, что основа развития песенного творчества - игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная деятельность.

В дошкольном возрасте творчество становится естественным способом существования ребенка и дает прекрасные возможности для развития. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Согласно словарю, импровизация – особый вид художественного творчества, при котором произведение создается непосредственно в процессе исполнения. Цель импровизации на занятиях в детском саду – активизировать творчество детей. Использование импровизации – перспективный прием для воспитания интереса к музыке, накопления музыкального творческого опыта, так как ребенок сразу входит в непосредственный контакт с музыкой. Для вокальной импровизации не требуется никаких приспособлений: голосовой аппарат имеется у каждого.

Песенное творчество привлекает внимание детей воплощением собственного замысла и фантазии, повышает эмоциональный уровень восприятия музыки, а также развивает певческий аппарат, вокально-слуховые навыки, музыкально-слуховые представления.

Песенное творчество обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка:

- эстетическое – развивает чувство прекрасного, эмоциональную отзывчивость.

- умственное – развивает память, кругозор, внимание, воображение, речь, мышление.

- формирует дружелюбие, активность, коммуникативные навыки, самостоятельность.

- воспитывает умение преодолевать трудности.

- дает возможность для самовыражения.

Условия реализации программы

Такими условиями являются:

- личностно-ориентированное взаимодействие детей и педагога.

- эмоционально - положительное отношение между сверстниками.

- использование разнообразных методов и приемов обучения, направленных на активизацию детей.

- индивидуальный подход к каждому ребенку.

- создание предметно-развивающей среды.

- накопление впечатлений от восприятия музыки (музыкального опыта).

- накопление опыта исполнительства.

Необходимо понимать, что успех творческого развития детей во многом зависит от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими методическими материалами, от правильного их применения с учетом возраста детей, их заинтересованности и возможностей, от условий, которые необходимы для творческого процесса.

Конечно, наивно ожидать, что дети сразу начнут излагать хорошо оформленные музыкальные мысли, но обучать первичным навыкам – в силах музыкального руководителя. Н. А. Ветлугина писала, что под творческой деятельностью понимается не столько предметный результат, сколько творческий процесс, а также пробуждение на этой основе способностей к импровизации, к продуктивному самовыражению. По своему опыту знаю, что, если наладить эту работу в системе, на каждом занятии предлагать детям творческие задания, то, к концу пребывания их в детском саду, вокальные импровизации будут звучать достаточно интересно, а отдельные дети могут добиться того, что их вокальные импровизации будут изложены в форме периода и будут представлять собой завершенную музыкальную мысль (мелодию, заканчивающуюся на тонике, на главной ступени лада.

Особенности развития песенного творчества у детей 6-7 лет

Песенное творчество – путь формирования музыкальности детей. Его значение, однако, намного шире и глубже. В наивном детском творчестве кроются возможности развития не только специально-музыкальных способностей, но и общеэстетических представлений и общих качеств личности ребенка.

Стремление к песенному творчеству проявляется рано. Часто можно видеть, как дети напевают, импровизируя мелодии, ритмические попевки во время свободных игр. Поэтому уже с младшего дошкольного возраста можно привлекать детей к этому виду творчества. Б. М. Теплов отмечал, творческая деятельность полезна для развития детей, так как она соответствует их потребностям и возможностям.

Психофизические особенности ребенка 6-7 лет позволяют активно включать его в разнообразные виды музыкальной деятельности. У детей этого возраста заметно повышается производительность психических процессов – восприятия, мышления и речи, внимания и памяти, воображения. Внимание становится более сосредоточенным, устойчивым, развивается умение следовать образцу, заметно повышается умственная и физическая работоспособность дошкольника, степень которой тесно связана, во-первых, с интересом к делу, а во-вторых, с чередованием игры и занятий. Это необходимо учитывать при организации деятельности ребенка. В этом возрасте заметно повышается уровень наглядно-образного мышления. Зная о психофизиологическом развитии детей старшего возраста, можно решать более сложные развивающие и воспитательные задачи.

Дети 6-7 лет уже неплохо обладают всеми вокально-хоровыми навыками: они четко проговаривают слова песни, умеют брать дыхание по фразам, умеют петь дружно – в одной динамике и в одном темпе. На 7-м году жизни происходит скачок в развитии певческого голоса: увеличивается диапазон, голоса звучат более легко, напевно и более интонационно чисто.

К этому возрасту дошкольники уже знакомы с языком музыкальной речи и начинают сознательно и активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности. Быстрое, импровизированное решение детьми творческих задач как раз и основывается на этом опыте.

Дети этого возраста способны выражать в пении определенные чувства, настроения, умеют петь выразительно, осмысленно импровизировать мелодии. От природы они любознательны и полны желания делать что-то интересное.

Реализация программы

Первый этап формирования песенного творчества носит ориентировочный характер. Прежде всего создается соответствующая установка на новую деятельность: формируются первые представления о процессе сочинения, возбуждается к нему интерес. Надо сказать, что хороших результатов в развитии творческих способностей можно добиться лишь при условии развития определенного уровня музыкальности у ребенка. В своих сочинениях дети непосредственно применяют все то, что усвоили в процессе обучения. В свою очередь, обучение обогащается творческими проявлениями дошкольников, приобретает развивающий характер. Поэтому на занятиях необходимо развивать все компоненты музыкального слуха: звуковысотный, ритмический, динамический, ладовый, тембровый.

Использование системы специальных творческих заданий (творческих упражнений, различных методов и приемов позволяет добиться положительных результатов в развитии песенного творчества.

Песенное творчество требует совместных действий, сотворчества взрослых и детей. Вначале ребенок включается в выполнение только отдельных частей заданий, их элементов. Далее занятия усложняются. Творческие задания – это метод развития песенного творчества.

Начинаем с самых простых творческих заданий: научиться передавать голосом самые различные интонации (жалобы, просьбы, радости, вопросительные и утвердительные интонации). Формой для таких упражнений являются мотивы и короткие интонационные обороты, различные подражания.

Музыка в звуковысотной интонации ближе всего к речи, поэтому, развивая интонационную выразительность, можно использовать детские стихи, народные потешки, попевки, предложив ребенку произнести текст в разных регистрах (низким и высоким голосом, с разной динамикой (тихо, громко, в разном характере (грустно, ласково, сердито, радостно, напевно). Такие задания проводятся в игровой форме: к каждой интонации можно подобрать определенный образ и уже в образе произносить заданный текст. Филологи насчитывают в русском языке 20 интонаций. Каждая из них выражает соответствующее эмоциональное состояние и передается через комплекс выразительных средств – звуковысотную интонацию, темп, тембр, динамику. Целенаправлено изменяя тембр, высоту звука, темп, динамику в произношении текста, наполняя его необходимыми эмоциями, ребенок добивается осмысленной выразительной интонации. Этот навык поможет детям выполнять творческие задания в пении.

Примерные стихи, которые помогут в развитии речевой интонации:

Ежик

Бедный ежик, бедный ежик,-

По ночам не спит!

Весь в иголках, лечь не может,

Сядет и сидит. (грусть, сопереживание)

Барабанщик

Левой, правой! Левой, правой!

На парад идет отряд.

На парад идет отряд,

Барабанщик очень рад.

Полтора часа подряд! (уверенно)

К начальным попыткам обучить детей импровизированию относится просьба спеть свое имя. Это знакомый прием, хорошо себя зарекомендовавший. Педагог нараспев произносит свое имя и отчество. Естественно, что, называя себя, ребенок не сможет повторить мелодию, так как она по ритму и продолжительности не совпадает с нужным ответом. Поэтому вокальные фразы детей произвольны и уже носят элементы творчества. Это творческое задание по силам детям 4-5 лет, но и в старших группах находятся дети, которые затрудняются его выполнить.

Перед педагогом стоит задача – учить ребенка петь свое имя на звуках разной высоты, пробуждать интерес к творческому процессу.

Отсюда и задачи – развивать ориентацию в различных свойствах музыкального звука через игру, в которой ребенок комбинирует музыкальные звуки, отличные друг от друга по высоте, длительности, динамике. Побуждать детей к поиску различных интонаций, различных ритмических рисунков для передачи образа.

Приобретя определенные навыки, переходим к новому этапу развития творческих способностей детей в пении.

Пчела жужжит, музыка Т. Ломовой.

У пчелы полно хлопот –

Добывать ей надо мед.

Над цветком пчела кружит,

Про дела свои жужжит:

Задачи – обогащать вокально-интонационный опыт детей новыми интонациями. Формировать первоначальные навыки песенной импровизации.

Вопрос: Маша, где же ты была?

Ответ: Я в садочке чай пила.

Вопрос: Что такое Новый год?

Ответ: Это – дружный хоровод!

Вопрос: Зайка, зайка, что ты грустный?

Ответ: Не найду качан капустный.

Вопрос: Петуха спросили дети:

Так ответил детям Петя:

Напомнить детям, чтобы их музыкальные ответы отражали содержание текста, ведь музыка – это язык чувств и настроений. Задача – закреплять умение импровизировать различные вокальные ответы в диалоге взрослого и ребенка. Учить детей самостоятельно подбирать разные по настроению интонации.

Детям предлагается текст для импровизации. Настроение, характер этого текста обязательно нужно с детьми обговорить, подумать, какие музыкально-выразительные средства можно использовать для данного текста (характер мелодии, темп, ритм). Педагогу необходимо исполнить, показать детям несколько вариантов мелодий на один и тот же текст. Образцы служат своеобразными побудителями для решения детьми творческих задач и подсказками для их решения.

Тексты возможных песенок:

(использовать радостные интонации)

(использовать спокойные, нежные интонации)

Ветер песню напевает,

Тучки на небе качает.

(использовать грустные, печальные интонации)

Задача – расширять интонационно-вокальный диапазон, упражняя детей в поиске новых творческих интонаций. Совершенствовать интонационную выразительность в пении, используя мажорный и минорный лад.

Детям раздают картинки. На них могут быть изображены птичка, белочка, лошадка, машинка, картины природы и т д. Ребенок должен придумать песенку по содержанию картинки на заданный текст.

Рыжий маленький зверек

По деревьям прыг да скок.

Шла лиса по мостику

И виляла хвостиком.

Петя, Петя, петушок

Целый день учил стишок.

Задача данного творческого задания – упражнять детей в импровизации мелодий на заданный текст, развивая навык песенной импровизации.

Работу надо начинать с разучивания стихов, текстов, которые будут использоваться в этом задании. Текст для импровизаций должен быть ярким, лаконичным, удобным для музыкального воплощения.

В жанре польки

Улыбнись, дружочек мой,

Потанцуем мы с тобой!

В жанре марша

На зарядку мы спешим,

Стать мы сильными хотим!

В жанре колыбельной песни

Баю, баю, баиньки,

Вопрос: - Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Ответ: Я, мышка-норушка…

Во всех видах творческих заданий необходимо использовать метод показа (наглядный метод). Ребенок должен услышать несколько вариантов выполнения задания. Это творчески развивает и обогащает музыкальный опыт детей, они учатся комбинировать знакомые интонации, в результате получая свои собственные. Это и есть творческий процесс.

Игровые способы воспитания, развития и обучения замечательны тем, что все эти процессы происходят незаметно для детей, непроизвольно. Непроизвольное обучение детей в игре не нарушает их психофизического состояния, потому что в ней есть все необходимое для развития: интерес, положительные эмоции, образ, фантазии, речевое общение. Игровые методы больше, чем другие средства воздействия, соответствуют потребностям растущего организма ребенка, так как ставят серьезную преграду на пути быстрого утомления и усталости детей.

Задача музыкального руководителя – обучение превратить в игру, а игру – в обучение и развитие, ведь именно в ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4 Интернет – ресурсы.

Музыкально-инструментальная деятельность как средство развития творчества старших дошкольников Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих.

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников

Педагогическая технология развития детского творчества старших дошкольников Детское творчество невозможно без приобщения их к искусству, задача которого – формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Программа психокоррекционных игр для старших дошкольников Программа психокоррекционных игр для старших дошкольников. ТЕМА 1. Развитие внимания. Рекомендуется детям, характеризующимся повышением.




Гипотеза.
Приобщая ребёнка к музыкальному миру замечательного советского композитора – классика В.Я Шаинского, обогащая музыкально - песенный репертуар программы его творчеством, мы формируем музыкально-эстетический вкус ребёнка, развиваем его музыкальную культуру.
Направления реализации проекта.
Проект будет реализован на протяжении апреля – мая 2019 года по следующим направлениям.
Работа с воспитанниками.
Организация проектной деятельности по расширению кругозора воспитанников, повышение интереса к советским мультфильмам.
Развитие эмоциональной отзывчивости на мелодии из детских мультфильмов.
Воспитание чувства дружбы, поддержки и взаимовыручки на песенно - музыкальном материале композитора.
Использование инновационных форм деятельности (блиц опрос, песенный батл), интерактивных технологий в развивающем обучении воспитанников.
Работа с педагогами.
Освоение метода проектирования – метода организации насыщенной детской деятельности.
Расширение образовательного пространства через интеграцию, использование музыкального репертуара В. Шаинского.
Развитие творческого и познавательного мышления дошкольников.
Работа с родителями.
Укрепление детско – родительских отношений через совместные мероприятия.
Организация методического сопровождения.
Увеличение количества родителей, которые участвуют в событиях детского сада.
Предполагаемый охват целевой аудитории родителей: 70 человек.
Предполагаемый охват детской целевой аудитории: дети от 4 до 5 лет, 32 человека.
Ожидаемые результаты.
На основе внедрения проекта можно достигнуть следующих результатов:
Продуктивное творчество педагогов, родителей, детей.

Развитие интереса к творчеству В. Я. Шаинского.
Расширение кругозора детей, сплочение детского коллектива.
Педагоги повысят свою профессиональную компетентность по использованию в образовательном процессе современных педагогических технологий.
Родители будут вовлечены в единое образовательное пространство. Появится доверие к педагогам ДОУ. Повысится активность, заинтересованность родителей по отношению к детям, их развитию, а также к образовательному процессу в детском саду.
Социальный эффект от реализации проекта.
Подготовка методических материалов по организации инновационной деятельности в рамках проекта, способных удовлетворить образовательные запросы детей, родителей и общества, обоснованных с точки зрения своей целесообразности, позволит воспринимать детский сад, как образовательное учреждение, обеспечивающее устойчивый качественный уровень образовательных услуг, демонстрирующее социальную значимость и ценность работы на внутренние и внешние целевые аудитории.
Основные этапы, сроки реализации и план внедрения проекта.
Реализация проекта рассчитана на два месяца, апрель 2019 г. – май 2019 года.
1 этап – подготовительный первые две недели апреля.
Планирование работы. Изучение информационной базы. Организация родителей воспитанников для помощи в реализации проекта.
Цель: организация условий и определение возможностей детей среднего дошкольного возраста для реализации задач проекта.
2 этап – основной с третьей недели апреля по май.
Цель: внедрение в практику разработанных материалов.
3 этап – заключительный.
Цель: определение результатов деятельности в рамках проекта и перспективы развития.



Читайте также: