План урока по чеченскому языку

Обновлено: 05.07.2024

1а - 1аламат хаза хенан зама ю! Стиглар даккхий лайн чимаш охьа оьгу. Арара ц1еношна, дитташна т1е к1айн юрг1а тесча санна хета. Лаьттахь шера ша, лайн оьланаш ду. Денош дацло, шелло, шийла мох хьоькху. Малха наггахь бен гучу ца болу.

Уггар ч1ог1а 1аьна бераш даккхийдо. Х1унда аьлча церан ч1ог1а самукъа долу: салазаш хоьхкуш, лайн мижаргех ловзуш, лайн баба еш, ша т1ехь хехкалуш, кхечу х1уманах а ловзуш, амма мел ловзарах, уьш к1ад ца ло.

Цул сов, 1аьнт1ехь керла шо дог1у, г1ур дада берашна совг1аташ ло. Массанхьа сирла лепаш герляндаш ду, хьала оьхкина тайп-тайпана бес-бесара хазъен х1уманаш ю.

9 мая,я думаю , самый знаменательный день в жизни всего советского союза. почему именно советского союза? да потому что в этой войне воевали не только русские люди. даже представить не возможно что бы было сейчас с нашим поколением если бы не наши деды и прадеды бабушки и пробабушки которые сражались и отстаивали честь нашей родины. кто то погиб а кто то выжил и донес до нас на своих словах те ужасные дни войны когда люди оставшиеся в городах умирали от голода и холода варили своих любимых кошек и собак студень из клея были случаи людоедства. мертвые люди лежали большими кучами прямо на улицах. зимой их заносило потому что не успевали хоронить а весной они оттаивали и люди которые еще остались в живых умирали от ужасной вони которпя шла от этих ни в чем не повинных людей . это лишь небольшая часть того ужасного времени, о чем я могу вам рассказать

Сначала самый главный факт о чеченском языке: в 80% случаев чеченские слова читаются не так, как они написаны. То есть написание может быть очень заковыристым и сложным, а чтение — простым. Вот почему этот язык находится в списке самых нелюбимых дисциплин у чеченских школьников и по нему так тяжело получить пятерку.

Впрочем, сегодня мы обойдемся самыми элементарными фразами без признаков рода.


Иллюстрация: Даня Берковский

Метапредметни (Кхиоран 1алашо): Хьалха 1амийнарг карладаккхар, т1еч1аг1дар.

Личностни (Кхетош - кхиоран 1алашо): Ненан меттан йозане берийн безам кхиор.

Берийн ойла дешарна т1еерзор

Хьехархочуьнга маршалла хаттар.

(Х1орамма шен белхан кечам бар).

(Х1ора дешархочун урокан мотиваци яр).

- Дошкхолладалар маса кепара хуьлу?

- Дешан х1оттаман дакъаш дийца. Даладе масалш.

- стенах олу лард, чаккхе?

- Орам? Даладе масалш.


Ладуг1у, деллачу хаттаршна жоп луш бакъонаш карлайоху. Масалш даладо.

Т1едиллар кхочуш дар

Познавательни: шен оьшуш йолу материал къасто хаар.

I. Кхаа дешархочо болх бо уьн т1ехь тобанашца:


    1. Дийца дешан лардах, чаккхенах лаций. Даладе масалш.

    2. Т1адамийн метта элпаш х1иттаде, сацаран хьаьр- каш дахка:

    • Билгалдинчу дашна бе х1оттаман таллам.

      1. Дийца дешан лардах а, чаккхенах а лаций.

      2. Д1адаханчу 1а. кхоъл. ина нохчий. мет. кру­жок юха, а болх ба. йолаеллера.

    • Иадамийн метта х1иттаде элпаш.

    • Билгалдаьхначу дешнашна кхолладаларан къас- там бе, антонимаш а язъе.

    1. Дийца схьадовлазчу а, схьадевллачу а дешнех лаций.

    2. Доттаг1аша вовши. н мара. евлира.

    • Т1адамийн метта элпаш х1иттаде.

    • Билгалдаьккхинчу дашна х1оттаман къастам бе.

    • Доттаг1 бохучу дашна язъе синоним.

    ларамца цхьа барт хилар,тобанашкахь


        1. Учебникан дошам т1ера схьаязде пхиппа дош, шалха мукъа а, зевне а, къора а, легашна т1ера а мукъаза аьзнаш долуш. Шина дашна бе фонетически къастам.

        2. Маса лексически маь1на ду х1окху дешнийн: дог1а, верта т1адам, стигал?

    • Xlopa дашца х1иттае предложенеш.

      1. Дийца, аьзнаш а, элпаш а цхьатерра нисделла дешнаш: жима, къона, доттаг1, накъост, сихха, чехк- ка, г1айг1а, сингаттам, бала.

    • Х1окху дешнийн лексически маь1не хьаьжча, юй вай 1амийна цхьа а бакъо, уьш цхьана тобане а дер- зийна ц1е тилла?

    Познавательни: шен оьшуш йолу материал къасто хаар.

    -Муьлхачу дешнех кхолладелла и дешнаш?

    -Керла лексически маь1на муха ду церан?

    -Кхара хуьйций шайн лексически маь1на? Х1ун хийцало церан?

    (таллар, бинчу балхан мах хадор), шен оьшуш йолу материал къасто хаар.

    Коммуникативни: Шен дагахь дерг нийса д1аала хаар


    Предметни хаарш т1еч1аг1дар.

    Т1едиллар кхочуш дар

    (таллар а, бинчу балхан мах хадор), шен оьшуш йолу материал къасто хаар

    ларамца цхьа барт хилар, тобанашкахь


    Урокана маь1на а, жам1 а дар. Урокехь 1амийнарг билгал а доккхуш, 1амош йолу материал йийцаре ярехь дакъалаьцначу дешархошна оценкаш а йохку.


    Хаттаршна нийса жоп ло. Шаьш бинчу балхана мах хадор, х1оттина хиллачу 1алашонаш дешархоша муха кхочуш йина хаар.

    1амийначун жам1 дан 1ема

    Регулятивни (таллар а, бинчу балхан мах хадор), шен м1аьна кхоллала. Коммуникативни:

    Дата: 15.03.2021г.

    Класс : 10
    Талламан диктант №3.

    …Дитташ к1ел хийист х1уттура.

    Малх лаьмнашна т1е охьалахбела, суьйранна д1абузале шен ерриге йовхо а, серло а дуьненчу схьакхийдош бара. Суьйре т1ейог1уш юьртахь хьаеллера дахаран г1овг1а: ц1а оьху бежнаш, уьстаг1ий, урамашкахь зевнечу маьхьарш-ца ловзу бераш, г1уллакхаш деш хьийза бахархой.

    Ц1естачу к1удалан къамкъарга чохь йоьзан чами а бекош, хит1а яха араелира Медни. Кхуьнан к1айн, горгачу беснеш т1ехь товш хеташ дара коьртара мархийн басахь долу гуьлмаьнда, коган хьоркане кхочуш г1абалин хормехь тегна, стигал басахь еха коч, и сацош юткъачу г1одаюкъах дихкина, кучах шех долу доьхка, бай кога туьйдина ши к1арх. Х1ара хи эца тог1и чу охьайолаелча, 1индаг1ашкара схьаваьлла, кхунна т1аьхьакхиира Мовсар.

    Меднина шена хаа а хууш дег1 дегаделира, юьхь ц1ийелира Мовсарх б1аьрг кхетча. Кхунна иза аьхке йоьлчхьана а вайна а вацара…

    К1ентан амат дерриг а оьздачу битаме далийнера кхунна т1ехь йолчу ло санна к1айчу кисин кучо. Куча т1ехула дихкина дара шуьйра доьхка, цу т1ехь кхозу йоца шаьлта, коьрта тиллина жима б1ег1аган куй, когахь 1аьржа маьхьсеш.

    Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности

    1. Формировать умение находить указательные местоимения в тексте.

    2. Развивать орфографическую зоркость, мыслительные и речевые способности обучающихся, умение анализировать, сравнивать.


    • Развивать умение слушать и понимать других;

    • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в группе и в паре;

    • Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка

    • Развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний;

    • Развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

    • Осознавать познавательную и личностную рефлексию;

    • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план/алгоритм); проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

    • Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания алгоритма.

    • Формирование устойчивой мотивации к познавательной деятельности;

    • Формирование умения выражать свои мысли в группе и в паре

    Учитель создает ситуацию успеха дляформирования и повышения учебной мотивации:

    - волевая саморегуляция; Познавательные УУД:

    - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    Личностные УУД:

    (Я должен посмотреть…)

    Коммуникативные УУД:

    - целеполагание как постановка учебной задачи,

    2) Познавательные:

    - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

    3) Общеучебные:

    - Что вы можете о них сказать? Определите их значение.

    - Как бы вы назвали разряд таких местоимений?

    - Какие ещё местоимения с этим значением вы могли бы перечислить?

    - Сформулируйте тему и задачи урока (обсуждают в парах, составляя диалог по желанию).

    Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания алгоритма.

    3) Общеучебные:

    Результаты работы в группах представляются классу, учащиеся обсуждают, обобщают и составляют окончательный вариант таблицы по теме урока, корректируя индивидуальную таблицу.

    - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

    2)Коммуникативные:

    Планирование учебного сотрудничества

    3)Познавательные:

    - поиск и выделение необходимой информации

    понятия на новом языковом материале

    2. Задаёт вопросы:

    -К какому выводу вы пришли?

    3.Даёт задание по учебнику на отработку понимания темы урока (упр. 484, стр.89 или 485 ):

    определить синтаксическую роль указательных местоимений.

    -Один учащийся выполняет работу на обратной стороне доски.

    - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

    2) Познавательные:


    • Что знал?

    • Что узнал?

    • Чему научился?

    • В чём испытывал трудность?

    -Выполняют самопроверку и оценивание работ (за каждый правильный ответ получают 1 балл)

    -Ученики формулируют связный ответ на поставленные вопросы.

    - оценивание качества своей и общей учебной деятельности

    2) Регулятивные:

    - умение структурировать знания

    - оценка процессов и результатов деятельности

    2) Регулятивные:

    Тип урока: Комбинированный

    Цель урока: Раскрыть нравственный смысл рассказа.

    -повторить понятия: юмор, средства и способы комического;

    - совершенствовать навыки анализа художественного произведения

    -развивать чувство юмора, навыки характеристики героев, монологической речи.

    Воспитательные:-воспитывать чувство совести и человеческого достоинства, стремление воспринимать нравственные проблемы общества как свои собственные. Познание личностью субъективной реальности – своей и чужой.

    Технологическая карта урока

    Звенят все чаще в памяти моей

    Тугие трели школьного звонка.

    Все чаще голоса учителей

    Я слышу в сердце, грустные слегка.

    Они мне на дорогах бытия

    Желают только счастья и добра.

    И тем роднее мне учителя,

    Чем дальше я от школьного двора.

    П-общеучебные универсальные действия,

    К-уметь формулировать собственное мнение и позицию,

    1. Слово о писателе.

    Учащиеся составляют в тетрадях план статьи.

    Высказывают собственное мнение.

    Наблюдают, анализируют, доказывают свою точку зрения

    Класс делится на 4 группы. Каждой группе на карточке даётся задание по определённому эпизоду рассказа. Через некоторое время, которое отводится на подготовку, заслушиваются выступления учеников.

    К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

    Произведения, которые вызывают наш смех, улыбку называются в литературе юмористическими. Обратимся к словарю литературоведческих терминов. Найдём определение слова юмор, прочитаем его.

    -С какими юмористическими произведениями вы уже знакомились в этом году?

    -Литературные традиции продолжает в своём творчестве Фазиль Искандер


    Работают самостоятельно, ищут ответы в тексте

    К- уметь использовать речь для регуляции своего действия;

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

    Пишут мини - сочинение Влияние учителя на формирование детских характеров.


    П- использование символических средств для решения задач;

    К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

    Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

    2. Предлагает заполнить карточки (самооценка за каждый вид работы)

    3. Дает дифференцированное домашнее задание.

    4. Выставляет отметки за урок.

    Я увидел учителя

    Умного, справедливого, ироничного

    П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

    К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы;

    Метапредметни (Кхиоран 1алашо): Хьалха 1амийнарг карладаккхар, т1еч1аг1дар.

    Личностни (Кхетош - кхиоран 1алашо): Ненан меттан йозане берийн безам кхиор.

    Берийн ойла дешарна т1еерзор

    Хьехархочуьнга маршалла хаттар.

    (Х1орамма шен белхан кечам бар).

    (Х1ора дешархочун урокан мотиваци яр).

    - Дошкхолладалар маса кепара хуьлу?

    - Дешан х1оттаман дакъаш дийца. Даладе масалш.

    - стенах олу лард, чаккхе?

    - Орам? Даладе масалш.


    Ладуг1у, деллачу хаттаршна жоп луш бакъонаш карлайоху. Масалш даладо.

    Т1едиллар кхочуш дар

    Познавательни: шен оьшуш йолу материал къасто хаар.

    I. Кхаа дешархочо болх бо уьн т1ехь тобанашца:


      1. Дийца дешан лардах, чаккхенах лаций. Даладе масалш.

      2. Т1адамийн метта элпаш х1иттаде, сацаран хьаьр- каш дахка:

      • Билгалдинчу дашна бе х1оттаман таллам.

        1. Дийца дешан лардах а, чаккхенах а лаций.

        2. Д1адаханчу 1а. кхоъл. ина нохчий. мет. кру­жок юха, а болх ба. йолаеллера.

      • Иадамийн метта х1иттаде элпаш.

      • Билгалдаьхначу дешнашна кхолладаларан къас- там бе, антонимаш а язъе.

      1. Дийца схьадовлазчу а, схьадевллачу а дешнех лаций.

      2. Доттаг1аша вовши. н мара. евлира.

      • Т1адамийн метта элпаш х1иттаде.

      • Билгалдаьккхинчу дашна х1оттаман къастам бе.

      • Доттаг1 бохучу дашна язъе синоним.

      ларамца цхьа барт хилар,тобанашкахь


          1. Учебникан дошам т1ера схьаязде пхиппа дош, шалха мукъа а, зевне а, къора а, легашна т1ера а мукъаза аьзнаш долуш. Шина дашна бе фонетически къастам.

          2. Маса лексически маь1на ду х1окху дешнийн: дог1а, верта т1адам, стигал?

      • Xlopa дашца х1иттае предложенеш.

        1. Дийца, аьзнаш а, элпаш а цхьатерра нисделла дешнаш: жима, къона, доттаг1, накъост, сихха, чехк- ка, г1айг1а, сингаттам, бала.

      • Х1окху дешнийн лексически маь1не хьаьжча, юй вай 1амийна цхьа а бакъо, уьш цхьана тобане а дер- зийна ц1е тилла?

      Познавательни: шен оьшуш йолу материал къасто хаар.

      -Муьлхачу дешнех кхолладелла и дешнаш?

      -Керла лексически маь1на муха ду церан?

      -Кхара хуьйций шайн лексически маь1на? Х1ун хийцало церан?

      (таллар, бинчу балхан мах хадор), шен оьшуш йолу материал къасто хаар.

      Коммуникативни: Шен дагахь дерг нийса д1аала хаар


      Предметни хаарш т1еч1аг1дар.

      Т1едиллар кхочуш дар

      (таллар а, бинчу балхан мах хадор), шен оьшуш йолу материал къасто хаар

      ларамца цхьа барт хилар, тобанашкахь


      Урокана маь1на а, жам1 а дар. Урокехь 1амийнарг билгал а доккхуш, 1амош йолу материал йийцаре ярехь дакъалаьцначу дешархошна оценкаш а йохку.


      Хаттаршна нийса жоп ло. Шаьш бинчу балхана мах хадор, х1оттина хиллачу 1алашонаш дешархоша муха кхочуш йина хаар.

      1амийначун жам1 дан 1ема

      Регулятивни (таллар а, бинчу балхан мах хадор), шен м1аьна кхоллала. Коммуникативни:

      Дата: 15.03.2021г.

      Класс : 10
      Талламан диктант №3.

      …Дитташ к1ел хийист х1уттура.

      Малх лаьмнашна т1е охьалахбела, суьйранна д1абузале шен ерриге йовхо а, серло а дуьненчу схьакхийдош бара. Суьйре т1ейог1уш юьртахь хьаеллера дахаран г1овг1а: ц1а оьху бежнаш, уьстаг1ий, урамашкахь зевнечу маьхьарш-ца ловзу бераш, г1уллакхаш деш хьийза бахархой.

      Ц1естачу к1удалан къамкъарга чохь йоьзан чами а бекош, хит1а яха араелира Медни. Кхуьнан к1айн, горгачу беснеш т1ехь товш хеташ дара коьртара мархийн басахь долу гуьлмаьнда, коган хьоркане кхочуш г1абалин хормехь тегна, стигал басахь еха коч, и сацош юткъачу г1одаюкъах дихкина, кучах шех долу доьхка, бай кога туьйдина ши к1арх. Х1ара хи эца тог1и чу охьайолаелча, 1индаг1ашкара схьаваьлла, кхунна т1аьхьакхиира Мовсар.

      Меднина шена хаа а хууш дег1 дегаделира, юьхь ц1ийелира Мовсарх б1аьрг кхетча. Кхунна иза аьхке йоьлчхьана а вайна а вацара…

      К1ентан амат дерриг а оьздачу битаме далийнера кхунна т1ехь йолчу ло санна к1айчу кисин кучо. Куча т1ехула дихкина дара шуьйра доьхка, цу т1ехь кхозу йоца шаьлта, коьрта тиллина жима б1ег1аган куй, когахь 1аьржа маьхьсеш.

      Деятельностная цель: формирование способностей применять новые знания в учебной деятельности

      1. Формировать умение находить указательные местоимения в тексте.

      2. Развивать орфографическую зоркость, мыслительные и речевые способности обучающихся, умение анализировать, сравнивать.


      • Развивать умение слушать и понимать других;

      • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме, развивать умение работать в группе и в паре;

      • Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка

      • Развивать умение высказывать своё предположение на основе предыдущих знаний;

      • Развивать умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

      • Осознавать познавательную и личностную рефлексию;

      • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план/алгоритм); проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества.

      • Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания алгоритма.

      • Формирование устойчивой мотивации к познавательной деятельности;

      • Формирование умения выражать свои мысли в группе и в паре

      Учитель создает ситуацию успеха дляформирования и повышения учебной мотивации:

      - волевая саморегуляция; Познавательные УУД:

      - общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

      Личностные УУД:

      (Я должен посмотреть…)

      Коммуникативные УУД:

      - целеполагание как постановка учебной задачи,

      2) Познавательные:

      - умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

      3) Общеучебные:

      - Что вы можете о них сказать? Определите их значение.

      - Как бы вы назвали разряд таких местоимений?

      - Какие ещё местоимения с этим значением вы могли бы перечислить?

      - Сформулируйте тему и задачи урока (обсуждают в парах, составляя диалог по желанию).

      Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе создания алгоритма.

      3) Общеучебные:

      Результаты работы в группах представляются классу, учащиеся обсуждают, обобщают и составляют окончательный вариант таблицы по теме урока, корректируя индивидуальную таблицу.

      - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

      2)Коммуникативные:

      Планирование учебного сотрудничества

      3)Познавательные:

      - поиск и выделение необходимой информации

      понятия на новом языковом материале

      2. Задаёт вопросы:

      -К какому выводу вы пришли?

      3.Даёт задание по учебнику на отработку понимания темы урока (упр. 484, стр.89 или 485 ):

      определить синтаксическую роль указательных местоимений.

      -Один учащийся выполняет работу на обратной стороне доски.

      - контроль и коррекция в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном.

      2) Познавательные:


      • Что знал?

      • Что узнал?

      • Чему научился?

      • В чём испытывал трудность?

      -Выполняют самопроверку и оценивание работ (за каждый правильный ответ получают 1 балл)

      -Ученики формулируют связный ответ на поставленные вопросы.

      - оценивание качества своей и общей учебной деятельности

      2) Регулятивные:

      - умение структурировать знания

      - оценка процессов и результатов деятельности

      2) Регулятивные:

      Тип урока: Комбинированный

      Цель урока: Раскрыть нравственный смысл рассказа.

      -повторить понятия: юмор, средства и способы комического;

      - совершенствовать навыки анализа художественного произведения

      -развивать чувство юмора, навыки характеристики героев, монологической речи.

      Воспитательные:-воспитывать чувство совести и человеческого достоинства, стремление воспринимать нравственные проблемы общества как свои собственные. Познание личностью субъективной реальности – своей и чужой.

      Технологическая карта урока

      Звенят все чаще в памяти моей

      Тугие трели школьного звонка.

      Все чаще голоса учителей

      Я слышу в сердце, грустные слегка.

      Они мне на дорогах бытия

      Желают только счастья и добра.

      И тем роднее мне учителя,

      Чем дальше я от школьного двора.

      П-общеучебные универсальные действия,

      К-уметь формулировать собственное мнение и позицию,

      1. Слово о писателе.

      Учащиеся составляют в тетрадях план статьи.

      Высказывают собственное мнение.

      Наблюдают, анализируют, доказывают свою точку зрения

      Класс делится на 4 группы. Каждой группе на карточке даётся задание по определённому эпизоду рассказа. Через некоторое время, которое отводится на подготовку, заслушиваются выступления учеников.

      К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

      Произведения, которые вызывают наш смех, улыбку называются в литературе юмористическими. Обратимся к словарю литературоведческих терминов. Найдём определение слова юмор, прочитаем его.

      -С какими юмористическими произведениями вы уже знакомились в этом году?

      -Литературные традиции продолжает в своём творчестве Фазиль Искандер


      Работают самостоятельно, ищут ответы в тексте

      К- уметь использовать речь для регуляции своего действия;

      адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

      Пишут мини - сочинение Влияние учителя на формирование детских характеров.


      П- использование символических средств для решения задач;

      К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

      Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

      2. Предлагает заполнить карточки (самооценка за каждый вид работы)

      3. Дает дифференцированное домашнее задание.

      4. Выставляет отметки за урок.

      Я увидел учителя

      Умного, справедливого, ироничного

      П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

      К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы;

      Читайте также: