Психолого педагогические аспекты профессиональной подготовки специалистов высшей школы

Обновлено: 05.07.2024

Таким образом, перед нами стоит задача – определить из какой же парадигмы мы с вами будем исходить для того, чтобы адекватно осуществлять процесс преподавания, обучения и воспитания будущих профессионалов. Для этого нам необходимо сравнить обозначенные парадигмы

. Андрагогика – теория и практика образования взрослых

Согласно принципам андрагогики, взрослому обучающемуся человеку принадлежит ведущая роль в процессе обучения. Являясь сформировавшейся личностью, он ставит перед собой конкретные цели обучения и стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению. Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: nonscholae, sedvitaediscimus — учимся не для школы, а для жизни.Т.о. Профессиональное образование студентов в вузе – это образование взрослых людей, у которых закончился первый этап социализации, результатом чего является уже сформированные определенные способности и готовность включаться в общество. Молодой человек уже обладает мировоззрением, своими ценностными ориентациями, позициями. В вуз он пришел с целью профессиализации, имеющей четко определенную временную составляющую – пять лет, в течение которых он еще должен приобрести навыки статусной социализации в будущем.

Теоретической базой андрагогики является ориентация на целостность, системность, субъект-субъектные взаимодействия, и синергетическая методология. Основные положения, из которых исходит андрагогика состоят в том, что образование для взрослого человека – это

смысл, в котором выделяются: ценность формирования нового миропонимания, которое является для человека благом;

система, как обеспечение социального заказа социума на приобщение к культуре;

деятельностный процесс изменения внутреннего образа об окружающем мире;

результат как позитивное изменение потребностей, внутренних норм, способностей к действию;

услуга, как обеспечение качества образовательного процесса и его результата.

В идеале для студента, как взрослого человека, в той или иной степени характерна биологическая (физиологическая и психологическая), социальная (профессиональная, гражданская, правовая, нравственная) и духовная (самостоятельность, целеустремленность, разумность) взрослость, которая на свою образованность смотрит как на овладение ценностью самосовершенствования, управление процессом собственного образования, самооценку результата образования, деятельность, направленную на преобразование себя.

Исходными в андрагогике являются семь положений, детерминированных психо-физиологическими и социально-профессиональными отличиями взрослых обучающихся и спецификой условий их обучения.(Змеев)

1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения.

2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым.

3. Взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения.

4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.

5. Взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.

6. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.




7. Процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

Следует выделить пять основных параметров личности обучаемого:

1. Самосознание обучающегося

2. Опыт обучающегося

3. Мотивация и цели обучения взрослого обучающегося

4. Использование обучающимся приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков и качеств

5. Участие в организации процесса обучения.

Таким образом, технология обучения взрослыхпредставляет собой систему определенных операций, функций и технических действий взрослых, обучающихся и обучающих, сгруппированных по основным этапам процесса обучения:

1 психолого-андрагогическая диагностика обучающихся,

2. планирование, создание условий, реализации, оценивания

3. коррекция процесса обучения.

При этом преподаватель выполняет следующие действия:

1. Наблюдение, проведение диагностических тестов, анкет, собеседований.

2. Создание индивидуальной программы обучения обучающегося.

3. Создание комфортных физических условий и благоприятной психологической атмосферы обучения, научно-методическое обеспечение учебного процесса предусмотренными программой источниками и средствами обучения.

4. Проведение диагностических опросов; отслеживание реализации процесса обучения обучающимися; использование адекватных поставленным целям обучения и учитывающих особенности конкретных обучающихся содержания, источников, средств, форм и методов обучения.

5. Использование различных критериев, форм, методов, средств контроля и оценивания достижений в обучении.

6. Внесение необходимых изменений в планы, содержание, формы, методы, средства обучения и оценивания.

При этом он выполняет следующие функции, представленные в иерархическом порядке: 1.эксперта по технологии обучения взрослых;2. организатора совместной деятельности всех участников (элементов) процесса обучения; 3.соавтора (совместно с обучающимся) индивидуальной программы обучения; 4. наставника, консультанта, вдохновителя взрослых обучающихся; 5.создателя благоприятных физических и психологических условий обучения; 6.источника знаний, умений, навыков и качеств, необходимых обучающимся.

Таким образом, андрагогика как общая теория обучения взрослых дает общие подходы для их применения к разным ситуациям. Ее главная задача – технологическое обеспечение процесса образования взрослых на основе двух взаимопроникающих технологий:

-технологии решения проблем и

-технологии системно-модульного преподавания учебных дисциплин.

Обе обозначенные технологии помогают активизировать самостоятельную работу студентов, обеспечивают учебный процесс методически, адекватно оценивая результаты, и способствуют внедрению авторских программ учебных курсов.

закономерности самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам);

факторы объективные и субъективные, содействующие и препятствующие достижению вершин;

закономерности обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности;

самообразования, самоорганизацию и самоконтроль;

-закономерности самосовершенствования, самокоррекции и самореорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и, особенно, изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности.

Рассмотрим акмеологические технологии и их роль в повышении качества образования, направленнына развитие внутреннего потенциала, повышение профессионализма и адаптационных возможностей человека. Они включают комплекс естественнонаучных и гуманитарных знаний, приобретающих акмеологическую основу. Особенности акмеологических технологий обусловлены внутренней установкой субъекта на ее разработку и внедрение. Объектом технологизации становятся личностные зоны развития человека, способы и средства жизнедеятельности, профессионального становления.

Структура акмеологических технологий может быть представлена следующим образом:

· цель и задачи технологии;

· условия технологического процесса;

· анализ конкретной ситуации;

· характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия;

· этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели;

· способы прогнозирования результатов;

· игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования),

· технологии развивающего обучения,

· технология личностно-ориентированного обучения,

Теперь обратим внимание на коммуникативную парадигму в образовании, которая как и андрагогическая и акмеологическая возникла из противоречий в реализации традиционной педагогики. Новый акцент образования в сторону культуры сделал необходимым изменения взглядов на образовательную систему в целом, которая имеет, как и вся культура, свой текст, подтекст и контекст. Под текстом образования как социокультурной системы мы будем понимать не только содержательную основу научного знания, но и формы его передачи и усвоения, т..е. преподавания и учения. Оба эти процесса в индустриальном обществе основаны на традиционной педагогике, которой соответствовала традиционная форма уже добытой кем-то информации. Традиционная дидактическая теория видит свою задачу в том, чтобы приобщить обучающихся к обобщенному систематизированному опыту человечества.

• 1 Наука, отвечая на запросы практики, выделяет свой предмет и описывает его на понятийном уровне. Происходит первое замещение реальности.

• 2.Учебные предметы представляют собой по форме дидактические приемы преподавания наук. Происходит второе замещение реальности.

• 3.Учебная информация функционирует в форме лекции, семинара, практического занятия, где происходит третье замещение профессиональной деятельности. А далее – еще одно замещение: в голове обучающегося.

Таким образом, перед нами стоит задача – определить из какой же парадигмы мы с вами будем исходить для того, чтобы адекватно осуществлять процесс преподавания, обучения и воспитания будущих профессионалов. Для этого нам необходимо сравнить обозначенные парадигмы

. Андрагогика – теория и практика образования взрослых

Согласно принципам андрагогики, взрослому обучающемуся человеку принадлежит ведущая роль в процессе обучения. Являясь сформировавшейся личностью, он ставит перед собой конкретные цели обучения и стремится к самостоятельности, самореализации, самоуправлению. Андрагогика осуществляет древнейшую формулу обучения: nonscholae, sedvitaediscimus — учимся не для школы, а для жизни.Т.о. Профессиональное образование студентов в вузе – это образование взрослых людей, у которых закончился первый этап социализации, результатом чего является уже сформированные определенные способности и готовность включаться в общество. Молодой человек уже обладает мировоззрением, своими ценностными ориентациями, позициями. В вуз он пришел с целью профессиализации, имеющей четко определенную временную составляющую – пять лет, в течение которых он еще должен приобрести навыки статусной социализации в будущем.

Теоретической базой андрагогики является ориентация на целостность, системность, субъект-субъектные взаимодействия, и синергетическая методология. Основные положения, из которых исходит андрагогика состоят в том, что образование для взрослого человека – это

смысл, в котором выделяются: ценность формирования нового миропонимания, которое является для человека благом;

система, как обеспечение социального заказа социума на приобщение к культуре;

деятельностный процесс изменения внутреннего образа об окружающем мире;

результат как позитивное изменение потребностей, внутренних норм, способностей к действию;

услуга, как обеспечение качества образовательного процесса и его результата.

В идеале для студента, как взрослого человека, в той или иной степени характерна биологическая (физиологическая и психологическая), социальная (профессиональная, гражданская, правовая, нравственная) и духовная (самостоятельность, целеустремленность, разумность) взрослость, которая на свою образованность смотрит как на овладение ценностью самосовершенствования, управление процессом собственного образования, самооценку результата образования, деятельность, направленную на преобразование себя.

Исходными в андрагогике являются семь положений, детерминированных психо-физиологическими и социально-профессиональными отличиями взрослых обучающихся и спецификой условий их обучения.(Змеев)

1. Обучающемуся принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения.

2. Взрослый обучающийся стремится к самореализации, к самостоятельности, к самоуправлению и осознает себя таковым.

3. Взрослый обучающийся обладает жизненным (бытовым, социальным, профессиональным) опытом, который может быть использован в качестве важного источника обучения.

4. Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.

5. Взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения умений, навыков, знаний и качеств.

6. Учебная деятельность взрослого обучающегося в значительной степени детерминируется временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами, которые либо ограничивают, либо способствуют процессу обучения.

7. Процесс обучения взрослого обучающегося организован в виде совместной деятельности обучающегося и обучающего на всех его этапах.

Следует выделить пять основных параметров личности обучаемого:

1. Самосознание обучающегося

2. Опыт обучающегося

3. Мотивация и цели обучения взрослого обучающегося

4. Использование обучающимся приобретенных в процессе обучения знаний, умений, навыков и качеств

5. Участие в организации процесса обучения.

Таким образом, технология обучения взрослыхпредставляет собой систему определенных операций, функций и технических действий взрослых, обучающихся и обучающих, сгруппированных по основным этапам процесса обучения:

1 психолого-андрагогическая диагностика обучающихся,

2. планирование, создание условий, реализации, оценивания

3. коррекция процесса обучения.

При этом преподаватель выполняет следующие действия:

1. Наблюдение, проведение диагностических тестов, анкет, собеседований.

2. Создание индивидуальной программы обучения обучающегося.

3. Создание комфортных физических условий и благоприятной психологической атмосферы обучения, научно-методическое обеспечение учебного процесса предусмотренными программой источниками и средствами обучения.

4. Проведение диагностических опросов; отслеживание реализации процесса обучения обучающимися; использование адекватных поставленным целям обучения и учитывающих особенности конкретных обучающихся содержания, источников, средств, форм и методов обучения.

5. Использование различных критериев, форм, методов, средств контроля и оценивания достижений в обучении.

6. Внесение необходимых изменений в планы, содержание, формы, методы, средства обучения и оценивания.

При этом он выполняет следующие функции, представленные в иерархическом порядке: 1.эксперта по технологии обучения взрослых;2. организатора совместной деятельности всех участников (элементов) процесса обучения; 3.соавтора (совместно с обучающимся) индивидуальной программы обучения; 4. наставника, консультанта, вдохновителя взрослых обучающихся; 5.создателя благоприятных физических и психологических условий обучения; 6.источника знаний, умений, навыков и качеств, необходимых обучающимся.

Таким образом, андрагогика как общая теория обучения взрослых дает общие подходы для их применения к разным ситуациям. Ее главная задача – технологическое обеспечение процесса образования взрослых на основе двух взаимопроникающих технологий:

-технологии решения проблем и

-технологии системно-модульного преподавания учебных дисциплин.

Обе обозначенные технологии помогают активизировать самостоятельную работу студентов, обеспечивают учебный процесс методически, адекватно оценивая результаты, и способствуют внедрению авторских программ учебных курсов.

закономерности самореализации творческих потенциалов зрелых людей в процессе созидательной деятельности на пути к высшим достижениям (вершинам);

факторы объективные и субъективные, содействующие и препятствующие достижению вершин;

закономерности обучения вершинам жизни и профессионализма в деятельности;

самообразования, самоорганизацию и самоконтроль;

-закономерности самосовершенствования, самокоррекции и самореорганизации деятельности под влиянием новых требований, идущих как извне, от профессии и общества, развития науки, культуры, техники, так и, особенно, изнутри, от собственных интересов, потребностей и установок, осознания своих способностей и возможностей, достоинств и недостатков собственной деятельности.

Рассмотрим акмеологические технологии и их роль в повышении качества образования, направленнына развитие внутреннего потенциала, повышение профессионализма и адаптационных возможностей человека. Они включают комплекс естественнонаучных и гуманитарных знаний, приобретающих акмеологическую основу. Особенности акмеологических технологий обусловлены внутренней установкой субъекта на ее разработку и внедрение. Объектом технологизации становятся личностные зоны развития человека, способы и средства жизнедеятельности, профессионального становления.

Структура акмеологических технологий может быть представлена следующим образом:

· цель и задачи технологии;

· условия технологического процесса;

· анализ конкретной ситуации;

· характеристики субъекта и объекта технологии, особенности их взаимодействия;

· этапы, приемы (стратегические, тактические) достижения цели;

· способы прогнозирования результатов;

· игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования),

· технологии развивающего обучения,

· технология личностно-ориентированного обучения,

Теперь обратим внимание на коммуникативную парадигму в образовании, которая как и андрагогическая и акмеологическая возникла из противоречий в реализации традиционной педагогики. Новый акцент образования в сторону культуры сделал необходимым изменения взглядов на образовательную систему в целом, которая имеет, как и вся культура, свой текст, подтекст и контекст. Под текстом образования как социокультурной системы мы будем понимать не только содержательную основу научного знания, но и формы его передачи и усвоения, т..е. преподавания и учения. Оба эти процесса в индустриальном обществе основаны на традиционной педагогике, которой соответствовала традиционная форма уже добытой кем-то информации. Традиционная дидактическая теория видит свою задачу в том, чтобы приобщить обучающихся к обобщенному систематизированному опыту человечества.

• 1 Наука, отвечая на запросы практики, выделяет свой предмет и описывает его на понятийном уровне. Происходит первое замещение реальности.

• 2.Учебные предметы представляют собой по форме дидактические приемы преподавания наук. Происходит второе замещение реальности.

• 3.Учебная информация функционирует в форме лекции, семинара, практического занятия, где происходит третье замещение профессиональной деятельности. А далее – еще одно замещение: в голове обучающегося.

Методический арсенал психологии высшего образования. Задача опережающей подготовки специалистов. Образование как социальное явление. Роль инженерной деятельности на современном этапе развития общества. Главная цель подготовки инженера в техническом вузе.

Рубрика Психология
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.06.2013
Размер файла 17,4 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Новые социально-экономические условия, интенсификация научно-технического прогресса, развитие высокотехнологичных и наукоёмких отраслей производства ставят перед высшим образованием задачу подготовки специалистов, соответствующих изменяющимся запросам общества, экономики и производства.

Современный рынок труда требует от выпускника вуза высокой профессиональной мобильности, активной жизненной и профессиональной позиции. Особая специфика проявляется в этой связи в вопросах подготовки инженерных кадров, поскольку деятельность инженера, управляющего технологически сложными процессами и человеко-машинными системами, требует большей отдачи, значительных интеллектуальных, моральных и физических затрат, высокого уровня сформированности профессиональной культуры.

Вопросам формирования и развития профессиональной культуры специалистов различного профиля в отечественной и зарубежной педагогике уделено достаточно много внимания. В контексте исследования в структурно-содержательном представлении профессиональной культуры специалиста определяющим является её рассмотрение как меры и способа творческой самореализации личности в разнообразных видах профессиональной деятельности и общения, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в единстве её технологического и личностно-творческого компонентов. Следовательно, профессиональная культура, выступая универсальной характеристикой профессиональной деятельности, предопределяет её направленность, ценностные и типологические особенности, результаты, наиболее приоритетные виды и способы реализации.

Исследование и опыт практической работы в высшей школе показывают, что, развивая только интеллектуальную, знаниевую и технологическую составляющие в рамках реализации образовательных программ инженерной подготовки, сложно решить проблему формирования целостной личности специалиста, обладающего готовностью к профессиональной деятельности в современных условиях. Необходимо целенаправленное развитие моральных и деловых качеств, способностей, целевых и мотивационных установок, личностно-психологических характеристик, необходимых для реализации различных видов профессиональной деятельности, определяющих сформированность личностно-творческого компонента профессиональной культуры специалиста.

Психолого-педагогические аспекты подготовки современного специалиста высшего технического образования

высший образование инженер

Психология высшей школы (высшего образования) является разделом педагогической психологии. Вместе с тем при решении многих проблем вузовского обучения приходится использовать знания из области общей психологии, возрастной психологии, социальной психологии, психологии труда, клинической психологии, юридической психологии, психофизиологии и даже экологической психологии. В этом смысле предмет психологии высшего образования может считаться междисциплинарным. Говоря более конкретно, предмет психологии высшего образования составляют психологические закономерности и условия эффективности процессов обучения и воспитания в высшей школе. В этом совокупном предмете можно выделить ряд частных предметов изучения и отдельных проблем: психологическая структура учебной деятельности; формирование познавательных процессов учащихся (профессионального восприятия, мышления, памяти, внимания), профессиональных способностей студентов; дифференциально-психологические характеристики учащихся, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания и методы их диагностики; социально-психологические закономерности формирования студенческого и преподавательского коллектива; психологические аспекты педагогического общения и др. Методический арсенал психологии высшего образования включает в себя практически весь набор методов, процедур и частных методик исследования, обследования или психологического воздействия, которые используются во всех отраслях или разделах психологической науки: наблюдение, эксперимент, клиническая беседа, интервью, формализованные и малоформализованные диагностические методики, анализ продуктов деятельности, генетико-формирующие методы, моделирование (в том числе с использованием ЭВМ), тренинг, различные методы количественного анализа (корреляционный, факторный, кластерный) и многие другие.

Некоторые специалисты обращают внимание на то, что сам процесс или деятельность обучения и воспитания не может быть предметом педагогики, ибо закономерности, подлежащие раскрытию и использованию в педагогической деятельности коренятся не в ней самой, а определяются сущностными характеристиками самой личности, законами, управляющими ее развитием. Предметом педагогики является исследование тех закономерных связей, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием, и разработку на этой основе теоретических и методических проблем воспитательной деятельности.

Психология высшей школы (высшего образования) является разделом педагогической психологии. Вместе с тем при решении многих проблем вузовского обучения приходится использовать знания из области общей психологии, возрастной психологии, социальной психологии, психологии труда, клинической психологии, юридической психологии, психофизиологии и даже экологической психологии. В этом смысле предмет психологии высшего образования может считаться междисциплинарным. Говоря более конкретно, предмет психологии высшего образования составляют психологические закономерности и условия эффективности процессов обучения и воспитания в высшей школе. В этом совокупном предмете можно выделить ряд частных предметов изучения и отдельных проблем: психологическая структура учебной деятельности; формирование познавательных процессов учащихся (профессионального восприятия, мышления, памяти, внимания), профессиональных способностей студентов; дифференциально-психологические характеристики учащихся, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания и методы их диагностики; социально-психологические закономерности формирования студенческого и преподавательского коллектива; психологические аспекты педагогического общения и др. Методический арсенал психологии высшего образования включает в себя практически весь набор методов, процедур и частных методик исследования, обследования или психологического воздействия, которые используются во всех отраслях или разделах психологической науки: наблюдение, эксперимент, клиническая беседа, интервью, формализованные и малоформализованные диагностические методики, анализ продуктов деятельности, генетико-формирующие методы, моделирование (в том числе с использованием ЭВМ), тренинг, различные методы количественного анализа (корреляционный, факторный, кластерный) и многие другие.

Некоторые специалисты обращают внимание на то, что сам процесс или деятельность обучения и воспитания не может быть предметом педагогики, ибо закономерности, подлежащие раскрытию и использованию в педагогической деятельности коренятся не в ней самой, а определяются сущностными характеристиками самой личности, законами, управляющими ее развитием. Предметом педагогики является исследование тех закономерных связей, которые существуют между развитием человеческой личности и воспитанием, и разработку на этой основе теоретических и методических проблем воспитательной деятельности.

Переход к постиндустриальному обществу привёл к тому, что к инженеру в современных условиях стали предъявляться новые функциональные требования: хорошо развитые производственные функции, способность проектировать, принимать решения и выполнять творческую работу. Значительное развитие технологий потребовало специалистов высокого интеллектуального и профессионального уровня, обладающих системным, критическим и аналитическим мышлением, умеющих принимать оперативные и стратегические решения в ходе организации и осуществления технологического процесса.

Как показывает практика, перечисленные качества должны не только формироваться, но и постоянно развиваться как во время обучения, так и в дальнейшей трудовой деятельности. Таким образом, перед системой образования ставится задача опережающей подготовки специалистов, ориентированной на текущие и перспективные потребности отрасли, производства, общества. Образование как социальное явление - это относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированных на овладение определёнными знаниями, нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счёте, определяется социально-экономическим и политическим строем общества и уровнем его материально-технического развития. Нравственный, интеллектуальный, научно-технический, духовно-культурный и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образовательной сферы. Образование, имея общественную природу и исторический характер, отражает задачи социального развития, уровень экономики и культуры в обществе, характер его политических и идеологических установок, так как и педагоги, и обучающиеся являются субъектами общественных отношений

Система высшего технического образования выполняет социальный заказ общества, связанный с воспроизводством новых поколений высококвалифицированных специалистов и удовлетворением запросов личности в получении общеобразовательной и профессиональной подготовки. Повышение требований к качеству образовательных услуг обуславливает необходимость переноса элементов этой системы, разработки и внедрения в учебный процесс инновационных педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность студентов и позволяющих подготовить конкурентоспособного специалиста.

Практика показала, что развитие крупных промышленных центров потребовало решения проблем не только технического, но и научного, социального характера. Техника и технологии находятся в состоянии непрерывного развития и тесно связаны как с законами естествознания, так и с социально-экономическими закономерностями. Активная деятельность человека значительно изменила окружающую среду. Исследуя вопросы развития техники, можно отметить, что на определённом этапе совершенствования того или иного технического объекта начинает замедляться развитие качественных показателей (например, коэффициента полезного действия, коэффициента мощности, коэффициента передачи и т.п.), что служит признаком необходимости перехода к новым техническим объектам. В этих условиях современный инженер должен осознавать свою ответственность перед человечеством. Оптимизация инженерных сооружений, прогнозирование и расчёт наилучших условий их проектирования и эксплуатации необходимо рассматривать не только применительно к конкретному объекту, но и к его окружению, учитывая последствия изменений в социальной сфере и природной среде.

Уровень жизни общества определяется уровнем социально-экономического развития страны, который зависит, в основном, от развития материального производства. В свою очередь, степень развития производства определяется качеством инженерной деятельности. Следовательно, это выдвигает инженерную деятельность на передовые позиции развития экономики и культуры общества. Развитие технологических производственных процессов и научно-технический прогресс всегда обеспечивали развитие образовательных систем и являлись основными источниками социального заказа. Отмечают существование двух направлений научно-технического прогресса: создание новых конструктивных решений при постоянной технологии или создание новых технологий при общей конструкции. Если научно-технический прогресс идёт по пути создания новых технических решений, то инженеру, работающему на реальном производстве, необходимы профессиональные знания, умения и навыки, основу которых составляет вариативная система знаний, узкоспециализированная подготовка. Развитие науки и техники с изменением технологий производства требует перестройки системы деятельности современного инженера, поскольку с быстрым изменением технологий производства требуется умение перестраивать систему деятельности с учётом социальных целей и ограничений.

В условиях научно-технического прогресса высшее техническое образование приобретает важнейшую роль, поскольку от уровня его развития в значительной степени зависит научно-технический, экономический и социальный потенциал государства. Специалист с высшим техническим образованием - грамотный инженер, производственник, специалист, разбирающийся в экономических, экологических, социальных, философских и др. проблемах общества. Таким образом, с изменением характера инженерной деятельности меняются её цели, а, следовательно, и должны изменяться модели подготовки специалиста.

Инженерная деятельность на современном этапе развития характеризуется системным подходом к решению сложных научно-технических задач, использованием всего комплекса социальных, гуманитарных и технических дисциплин.

Технологическая перестройка производства подразумевает умение перестраивать и систему деятельности специалиста, который ощущает необходимость постоянного профессионального совершенствования.

В таких условиях целью подготовки инженера в техническом вузе становится формирование навыков деятельности и способности осваивать принципы, методы и способы действия вместе с традиционным овладением знаниями и умениями.

Такая подготовка наряду с естественнонаучным, математическим, общепрофессиональным, экономическим и гуманитарным образованием, получаемым в вузе, имеет важнейшее социальное значение для выпускников, повышая их социальную защищённость.

Таким образом, инженер - это специалист, который обязан сочетать специальные знания с социально-психологической компетентностью и высоким интеллектуальным развитием, выполняя специфичные инженерные функции.

Исследование показало, что процесс формирования профессиональной культуры инженера в вузе следует соотносить с системой психолого-педагогических требований к организации профессиональной подготовки в современных условиях с позиции профессионального становления специалиста.

Список литературы

1. Аленичева Е.В. Методика подготовки студентов строительных специальностей вузов с использованием современных ИТ / Е.В. Амонашвили, Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса / Ш.А. Амонашвили. - Минск, 1990. - 220 с.

2. Барабанщиков А.В. Проблемы педагогической культуры преподавателей вузов / А.В. Барабанщиков. - М., 1981. - С. 91-152.

3. Бланжей А. Научно-техническая революция и инженерное образование / А. Бланжей. - М.: Высш. шк., 1988.

4. Основы педагогики и психологии высшей школы / под ред. А.В. Петровского. - М.: МГУ, 1986. - 304 с.

Подобные документы

Ведущие мотивы получения высшего образования, важность различных мнений, влияющих на профессиональный выбор. Зависимость между компонентами мотивационной структуры студентов и между мотивами получения высшего образования и успешностью обучения в ВУЗе.

курсовая работа [136,2 K], добавлен 23.05.2012

Понятие профессии и высшего образования. Мотивация учебной деятельности учащихся. Юность как время выбора профессии. Эмпирическое исследование основных мотивов приобретения молодёжью высшего образования. Основные варианты жизненного пути молодёжи.

курсовая работа [65,6 K], добавлен 17.05.2010

Состояние психологического знания в системе образования в Армении. Взаимосвязь содержания профессионального образования и деятельности психолога. Анализ проблем психологического образования, подготовки высококвалифицированных кадров по психологии.

реферат [25,4 K], добавлен 31.03.2012

Современное состояние высшего образования. Первые высшие учебные заведения в России. Педагогическая практика и идеи в системе образования в XVIII—XIX вв. Психология личности и проблема воспитания. Анализ профессиональной деятельности преподавателя ВУЗа.

методичка [50,1 K], добавлен 14.01.2011

Оценка уровня подготовки и современной степени востребования профессиональных специалистов в России. Раскрытие содержания профессионального самоопределения. Исследование проблем профессионального самоопределения на современном этапе развития общества.

Это актуально в связи с Болонским соглашением, где говориться о компетентностно-ориентированном и личностно-ориентированном подходе.
Пересмотр системы высшего образования и переход на 2-х уровневую систему образования. 3-е поколение гос. стандартов они предполагают знания и умения,но самое главное профессиональную компетентность.
Требование к компетентности- умение планировать, умение ставить цели и задачи.
Социальная компетентность- в сфере общения в той или иной группе, аутопсихологическая компетентность- владение знаниями о способах профессионального самосовершенствования, знания о сильных и слабых сторонах своей деятельности, рефлексивная компетентность- владение своей внутренней деятельностью ориентированную на осмысление действий, состояний и поступков.
Целостность образовательного процесса- взаимосвязь компонентов (постановка целей, развитие профессионализма).
Целеполагание- система выстраивается во имя цели. 3-и функции: образование, воспитание. ) Цель- это запланированный результат деятельности. Цель-задачи-отбор средств-результат-анализ.

2. Особенности обучения в высшей школе
Специфика Вуза- предмет изучается как наука: научно-исследовательская деятельность, учебно-воспитательный процесс- это единство учебной и исследовательской деятельности. Учебно-воспитательный процесс предполагает единство учебной и исследовательской деятельности СРС, реферат, курсовая и т.д.
Разный возраст обучающихся, не до конца сформировано абстрактное мышление, большая доля самостоятельной работы.

3. Компетентностный подход к процессу обучения в высшей школе

Пед. Компетентность представлена, как социальная, рефлексивная, конфликтно-логическая, аутопсихологическая компетентность. Социальная компетентность- в сфере общения в той или иной группе, аутопсихологическая компетентность- владение знаниями о способах профессионального самосовершенствования, знания о сильных и слабых сторонах своей деятельности, рефлексивная компетентность- владение своей внутренней деятельностью ориентированную на осмысление действий, состояний и поступков. Структура профессиональной компетентности выстраивается по подходам:
1. через раскрытие системы педагогических умений, навыков умения ставить задачи, цели, отбирать средства, планировать и проектировать деятельность.
2. через структуру педагогической компетентности рассматривают с позиции выделения видов деятельности, воспитательная деятельность, научно-методическая и научно-исследовательская деятельность (изучение материала), компетентность в управленческой деятельности (управлять процессом, умение организовать), коррекционно-развивающая деятельность (умение внести поправку в деятельность).
Инновации - нововведение- это использование идей (мыслей, методов) в новых ситуациях.
Критерии инноваций- новизна, актуальность, т.е. инновация даёт результат наименьших затратах, результативность (даёт устойчивость и стабильность результатов), возможность творческого использования при массовом педагогическом опыте, перспективность- применение к любой деятельности.

4. Лекция как одна из основных форм обучения в вузе

Лекция – это одна из форм передачи информации. Функции лекции – приобретение информации. Назначение: развить теоретическое и практическое мышление, сформировать мировоззрение, свою точку зрения, воспитать определённое отношение к изучаемому предмету, развить познавательную активность у студентов.
Информационная лекция – за определённое время подать информацию, раскрывающую основные положения той или иной темы. Даётся тема, план, литература. Логически выстроить лекцию. Лектор в начале курса лекций проводит вводную лекцию, которая вводит в курс изучаемой дисциплины. Характер – монологичная лекция. Плюсы лекция способствует формированию логического мышления, показывает различные точки зрения, должен быть показ работы с теоретическим материалом. Минусы нет возможности сформировать свою точку зрения, нет развития активной деятельности студентов, нет развития творческого мышления.

5. Методика разработки лекции

– тема лекции (обоснование выбора темы, отбор литературы), форма организации лекции (аудитория, характер и уровень подготовленности слушателей), цель лекции (основная идея лекции замысел определяют всепредметное содержание), задачи лекции (индивидуальные, аналитические, проблемные, систематизирующие, средства необходимые студентам для решения указанных задач (система представлений, причинные связи, комбинации, эмоциональные позиции и отношения которые формируются, организационные формы лекций ( монолог, информация, научный монолог, монолог с элементами эвристической беседы, эвристическая беседа, диалог дискуссия двух преподавателей, план и конспект содержания лекции.

6. Учебные задачи на воспроизведение знаний.

Учебная задача- направлена на вооружение знаниями и их воспроизводством.
Ставят учебные задачи: семинарские занятия, самостоятельная работа, дискуссия, мыслительная операция направлена на развитие.
Задача: приучить к логике, сопоставление (сравнение), анализ, на обобщение знаний (умение делать выводы, подведение итогов), продуктивное мышление (представление, доклад, реферат, проект, НИР).

7. Лекция пресс конференция

9. Лекция с заранее запланированными ошибками

Лекция с заранее запланированными ошибками - проводится в конце раздела.
10-15 мин. В конце лекции на обсуждение ошибок. Выявить трудности, с которыми столкнулся студент. Определяется пригодность к профессии, развивается внимание.

10. Проблемная лекция

Проблемная лекция – решается принципом проблемного обучения. В лекцию входит проблема теоретического или практического характера. Вводится проблемная ситуация, выдвигается гипотеза и совместно ищут пути решения через постановку вопроса эвристического плана. В середине или в конце лекции по узловым темам, чтобы студенты были готовы. В результате развивается познавательная активность, творческое мышление, формируется собственная точка зрения.

11. Методика проведения семинарских занятий различных видов
Семинар - практическое занятие.
Цель-овладение методологией и методикой данного предмета.
Семинары развивают:
-творческое, профессиональное педагогическое мышление.
- профессиональное использование знания в учебных условиях.
- показать и научиться элементам практического опыта , ЗУН.
- обеспечивать студентами практический опыт на основе теоретических знаний.
Семинарское занятие – это самостоятельная работа студента.
Целесообразно проводить в форме дискуссии, которым руководит преподаватель.
На семинарских занятиях применяются доклады (не более5 минут).
Виды
1 Форма- вопрос- ответ (- отсутствует творческая и познавательная мышление).
2 Круглый стол-каждый студент берёт функцию ответа на себя.
3 создают бригады (каждый отвечает за себя)(один за всех).
4 семинар дискуссия-процесс диалогического общения, формирование опыта совместного обсуждения ,соучастие, участие отстаивать свою точку зрения.
Учебная дискуссия- это метод интерактивного обучения ,эффективность зависит от преподавателя как он сможет организовать.
+ развивает мыслительные и речевое общение
+ становиться коллективным ,а не сугубо индивидуальным.
5 деловая игра- элементы мозгового штурма
В группе должен быть ведущий(у него полномочия преподавателя),кому-то из студентов доклад, ведущий следит за аргументами, терминами, определяется оппоненты и рецензент, он должен воспроизвести основную позицию докладчика. логик- выявляет основные логические противоречия, понятия. психолог отвечает за организацию общения.
Остальные следят.
6 семинар исследование- получают вопрос группа , затем ищут в источниках эту проблему.

12. Учёт и контроль качества знаний студентов в процессе обучения в вузе

Учёт и оценка
Под учётом знаний, умений, навыков понимается выявление, обобщение результатов деятельности.
Ф-Ии аттестации:
1 выявление знаний студентов(обучающая ф-ия ЗУН)развитие познавательного процесса
2 управляющая Ф-Ия(при реализации преподаватель получает о хар-ре усвоение ЗУН студентами и сформированных практических умений связанных с темой или с целым курсом ).
3 воспитывающая Ф-Ия (пересмотр, подбор методов, формы обучения и желательно использовать индивидуальный при решении).
4 развивающая Ф-Ия учёт оказывает на общее развитии студента: формирует и совершенствует познавательный процесс , мышление, самостоятельность.
Требование к учёту:
1 ВСЕСТОРОНОСТЬ УЧЁТА
- учитывается характер усвоения всего комплекса в содержании учебных тем и разделов.
при учёте контроля качества знаний должны мы заложить систему понятии ,,законов,, идёт усвоение знаний.
- учитывается кол усваивающих ЗУН и кол использующих в разных ситуациях.
- проверяется степень сознательности усвоения ЗУН ,культура средств обучения, прочность освоение знаний
2 ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ УЧЁТА - ЗАДАЧА ПЕДАГОГА ПОДНЯТЬ НА ВНЕШНЮЮ СТУПЕНЬ , НО ПОМНЯ ЧТО ХАРАКТЕР ТЕМП ОСВОЕНИЕ ИНФОРАЦИ У РАЗНЫХ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНА.
3 ОБЕКТИВНОСТЬ УЧЁТА – ЭТО ОЦЕНКА ОЧЕНЬ ВАЖНА, ОБЪЕКТИВОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЗУН. ЗАВЫШЕННАЯ ОЦЕНКА СТАНОВИТЬСЯ КОНФЛИКТОМ ЗАНЯТИЯ.
4 ДИФФЕРИНЦАЦИЯ УЧЁТА КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ. НЕОБХОДИМО ИМЕТЬ MAX КАРТИНУ УРОВНЯ УСВОЕНИЕ ЗУН.
5 ГЛАСНОСТЬ ЧЁТА – ПРЕПОДОВАТЕЛЬ ОБЯЗАН СООБЩАТЬ НЕ ТОЛЬКО ОТДЕЛЬНЫМ СТУДЕНТАМ ДОСТОИНСТВА И НЕ ДОСТАТКИ ИХ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
6 ДЕЙСТВЕННОСТЬ - ЧТОБЫ СПОСОБСТВОВАЛО,ОБЕСПЕЧ ДОСТИЖЕНИЕМ КАЧЕСТВЕННЫХ НОВЫХ ЗНАНИЙ ,ФОРМИРУЕТ У СТУДЕНТОВ + ОТНОШЕНИЕ К ПРЕПОДАВАТЕЛЮ.
7 СИСТЕМАТИЧНОСТЬ УЧЁТА 5 ВИДОВ:
- ПРЕДВОРИТЕЛЬНЫЙ УЧЁТ (вопрос-ответ)
- ТЕКУЩИЙ (мини контрольная 15 мин)
- ТЕМОТИЧЕСКИЙ (по разделам)
- ПЕРЕОДИЧЕСКИЙ (через 2-3 семинара)
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ (ИТОГОВАЯ, КОНТРОЛЬНАЯ)
Тест- для диагностики усвоения ЗУН ,
Семестро-модульная :
Важным противоречием между традиционным способом подготовки будущих спец – это противоречие вследствие формального подхода к образованию, выбора формирования и средств и недостаточная гибкость при взаимодействии с рынком.
При сем-мод построении учебного процесса все дисциплины изучаются, все модули объединяются в модули гуманитарные, функциональные (ивс)
Рейтинговый конроль осуществляется поэтапно:
1 завершение старого(срез)
2 итоговый учёт - сессия
13. Профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя высшей школы.

Профессионализм рассматривается как овладение новыми технологиями, средствами, различными ноу-хау, когда в тени остаются мотивы поведения, т.е. ценным является то, что движет человека в процессе, какие ресурсы человек вкладывает в свой труд.
Уровни профессионализма – до профессионализм, т.е. он осуществляет определённые виды деятельности, профессионализм – человек выполняет работу по образцу, развиваясь человек превращает свой труд в творческую деятельность, супер профессионал – из них формируется профессиональная элита они выступают против устоев, после профессионализм – отторжение от профессии и псевдо профессионализм.
Уровневая иерархия деятельности преподавателя:
1.интеллектуально-поисковая деятельность-решение нестандартных задач с помощью нестандартных методов.
2.Аналитико-синтетическая деятельность - на основе инструкций с применением методов.
3.Интеллектуально-моторная деятельность – по алгоритмам стандартных решений известных задач.
Педагогическое мастерство – это искусство осуществления деятельности педагога на основе знаний, личностного опыта, изучения технологий, личностных качеств.
Структура педагогического мастерства: технология развития способностей: организационных, коммуникативных, конструктивных, проектировочных, гностических (функциональные компоненты), авторитарные.

14. Организация и проведение самостоятельной работы студентов.

СРС во время учебно-познавательной деятельности, схема специально-методического занятия, дискуссии, групповая форма.
СРС в виде курсовой работы – анализ источников литературы.
СРС во время СПС – исследовательская работа (НИР), тестирование, самоподготовка, сравнение контроль, индивидуальная и групповая работа, планирование СПС. СРС в процессе занятия – работа в парах по проблемам, наличие научной литературы.

15. Педагогические технологии – это последовательная системная деятельность педагога связанная с применением совокупных методов обучения. Технологии бывают общие и частные: общие – концепция преподавателя, частные – методика преподавания.
Технологии обучения:
1)модульного
2)развивающее – субъект субъектное – диалог, субъект объектное – монолог.
3)Личностные ориентиры – дидактические, культурологические, разноуровневое обучение, субъект субъектные – диалог.

16. Имидж и педагогический артистизм

Факторы, влияющие на развитие имиджа: вид, облик – имидж – образ мышления.
Косвенный имидж – информация от другого лица о человеке.
Прямой имидж – прямой контакт лицом к лицу.
Артистизм – это свобода действий, целесообразность действий, естественность, гармоничность поведения, выполнение сверхзадач.
Артистизм – это дар, результат труда, черта личности, экспрессия, перевоплощение, одухотворенность, импровизация, эстетический компонент, который страхует в общении от манипулятивного воздействия.
Стили преподавания (артистизма):
1.способность выражать мысли, своё я.
2.задержать внимание, контакт глазами.
3.энергетика – при проведении занятий выкладываться.
4.разнообразие средств и методов. Запланированная встряска, незапланированная встряска (спонтанность).


1. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 г. / Под ред. В. Г. Кинелева. М. : НИИ высшего образования. – Москва, 1995 . – 352 с.

2. Горбушина С.Н., Сафина А.Ф., Ильясова А.Х. Структурирование функции качества образовательных услуг // Высшее образование сегодня. - 2012. - № 2. - С. 21-23.

3. Иванов A.E. Высшая школа в России в конце XIX-начале XX века. М. : Академия наук СССР, Институт истории СССР, 1991. 392 с.

Тенденции развития современного общества, развитие компьютерных технологий, глобализация и информатизация затрагивают все сферы общественного устройства, в том числе и образование. Смысл, назначение и миссия современного образования - не просто получение базовых знаний и необходимых навыков и умений, - это выработка культурного кода, самостоятельного подхода к усвоению новых знаний, культурных ценностей, новых форм и видов деятельности.

В настоящее время магистратура стала вторым уровнем высшего образования. 12 сентября 2013 г. приказом № 1061 Минобрнауки утвержден новый перечень направлений магистратуры по техническим специальностям. Преподавание любого предмета в вузе обязано формировать компетентностную модель знаний выпускников и положительно влиять на их качество. По ФГОС ВО для направлений подготовки магистров технических специальностей определено, что в соответствии с фундаментальной и специальной подготовкой выпускники магистратуры могут выполнять научно-педагогическую [7] и педагогическую [8] профессиональную деятельность.

Психолого-педагогическое образование будущего технаря, с одной стороны, должно отвечать общим требованиям, предъявляемым к высшему образованию в целом, с другой стороны, имеет ряд специфических черт, учитывающих его особую прикладную направленность. Очень важно в ходе учебного процесса создать комфортную атмосферу для обучаемых, заинтересовать их, показать необходимость новых знаний для использования в жизни и будущей профессиональной деятельности. Психолого-педагогическое образование в техническом вузе не может, да и, в общем, не должно давать всеобъемлющего знания, его цель - дать представление об основах педагогики и психологии и содействовать общему развитию личности. Учебный процесс - это система организационных и дидактических мероприятий, направленных на реализацию содержания обучения на определенном уровне в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, приобретение личностью системы профессиональных умений и навыков, накопление первоначального опыта профессиональной деятельности, формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Повышение требований к содержанию образования означает повышение требований ко всей деятельности высшей школы, а, значит, и к психолого-педагогической подготовке магистров. При этом психолого-педагогическая подготовка должна давать необходимые знания и умения, которые формируют мировоззрение и профессионально-значащие черты личности. Важность этого подхода обусловлена и тем, что в современном мире педагогические и психологические знания актуальны, востребованы и являются неотъемлемой и существенной частью общечеловеческой культуры.

Однако создание целостного завершенного и внедренного в практику исследования по преподаванию педагогики и психологии технарям обусловлено следующими сложностями:

  • не завершенность методической системы преподавания педагогики и психологии для студентов технических специальностей;
  • ограниченное число часов, отводимых на изучение педагогики и психологии в технических вузах;
  • существующее мнение о неавторитетности роли педагогики и психологии в вырабатывании профилирующих технических знаний.

Механизм модернизации психолого-педагогического образования технарей требует педагогического мышления нового типа и новых способов преобразования действительности. Это новый класс задач, встающий перед вузовскими преподавателями. Для их решения необходима практико-ориентированная методология, которая дает эффективные средства и методы рефлексии, анализа и самоанализа педагогических явлений и событий, поиска и выбора моделей и вариантов собственной образовательной деятельности.

Важными целями психолого-педагогического образования должно стать развитие у магистров компетенций, прописанных в ФГОС ВО:

  • способность и готовность к педагогической деятельности в области профессиональной подготовки (ПК-11) [8];
  • способность проводить лабораторные и практические занятия с обучающимися, руководить курсовым проектированием и выполнением выпускных квалификационных работ бакалавров (ПК-20) [7];
  • способность разрабатывать учебно-методические материалы для обучающихся по отдельным видам учебных занятий (ПК-21) [7].

Необходимо учитывать специфику технических специальностей, для которых читается курс педагогики и психологии, а также накопленный (как положительный, так и отрицательный) педагогический опыт. В процессе преподавательской деятельности автором выявлено, что для достижения хорошего результата при проектировании курса следует:

1) тщательно отбирать учебный материал - избегать прямого повтора тем, изучаемых бакалаврами;

2) отказываться от малозначимых и невостребованных тем;

3) уметь заинтересовать магистров и показать им новые горизонты знаний;

4) ориентироваться на усвоение всеми обучаемыми тех знаний и умений, которые имеют значение для профессионального образования;

5) формировать и усиливать мотивацию магистров-технарей в получении психолого-педагогического образования.

2. Непонимание общекультурной ценности гуманитарных дисциплин и их роли в жизни человечества.

Мотивация является пусковым механизмом к успешности любой деятельности и одно из условий достижения поставленных целей. В её основе - потребности и интересы личности. Формирование мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла для технарей можно считать достаточно новым направлением в сфере высшего образования. Актуальность этой проблемы обусловлена новыми ФГОС ВО.

1) об истории становления и моделях высшего образования в мире;

2) о психологии личности с точки зрения индивидуальности и члена социума.

Первый блок курса посвящен педагогике. Предлагается ретроспективный взгляд на высшее образование, на его возникновение, становление и развитие. В блоке рассматриваются следующие темы:

Эти темы не только расширяют кругозор и обогащают культуру магистров, они подобраны так, чтобы получилась целостная картина высшего образования - со своей историей, закономерностями, преемственностью, традициями. Такой подход помогает лучше понять современную образовательную систему, увидеть, незаметные на первый взгляд, нюансы, разобраться во многих учебных аспектах.

Подобранные темы актуальны и востребованы в личной и профессиональной жизни. Рассмотрение современной теории психологии поколений поможет в будущем лучше ориентироваться в рабочей атмосфере и понимать, как правильно работать с представителями разных возрастов.

Рецензенты:

Горбушина С.Н., д.п.н., профессор кафедры стандартизации и метрологии УГАТУ, г. Уфа;

Шарипов Ф.В., д.п.н., профессор кафедры социологии и социальных технологий УГАТУ, г. Уфа.

Читайте также: