Нервные люди зощенко краткое содержание и анализ

Обновлено: 04.07.2024

Рассказ М. М. Зощенко написан в 1924 году. В нём раскрывается тема мещанства, тема пошлости, ничтожной и мелкой жизни обывателей.

Автор ставит проблему взаимоотношений обывателей в коммунальной квартире.

Идея заключается в том, что автор высмеивает обывателей, которые устраивают скандал и драку по ничтожной причине.

Сюжет концентрический (центростремительный), события развиваются во времени и имеют причинно-следственные связи.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Смех Михаила Зощенко и весел, и грустен. За “бытовыми” нелепыми и смешными ситуациями его рассказов скрываются печальные, а иногда и трагические размышления писателя о жизни, о людях, о времени.
В рассказе 1924 года “Нервные люди” писателем затрагивается одна из главных проблем его эпохи – так называемый “квартирный вопрос”. Герой-рассказчик повествует читателям о незначительном, казалось бы, происшествии – драке в коммунальной квартире: “Недавно в нашей квартире драка произошла. И не то драка, а целый бой”.
Зощенко

дает конкретное обозначение места действия своего рассказа и его участников – Москва, 20-ые годы, жильцы квартиры на углу Глазовой и Боровой. Тем самым писатель стремится усилить эффект присутствия читателя, сделать его свидетелем описываемых событий.
Уже в начале рассказа дается общая картина происшедшего: произошла драка, больше всех в которой пострадал инвалид Гаврилов. Наивный рассказчик видит причину драки в повышенной нервности народа: “…народ уж очень нервный. Расстраивается по мелким пустякам. Горячится” И это, по мнению героя-рассказчика, неудивительно: “Оно, конечно.

гражданской войны нервы, говорят, у народа завсегда расшатываются”.
Из-за чего же произошла драка? Причина самая незначительная и нелепая. Одна жиличка, Марья Васильевна Щипцова, без разрешения взяла у другой жилички, Дарьи Петровны Кобылиной, ежик, чтобы почистить примус.

Дарья Петровна возмутилась. Так, слово за слово, две женщины поссорились. Рассказчик деликатно пишет: “Стали они между собой разговаривать”. И дальше продолжает: “Шум у них поднялся, грохот, треск”.

С помощью градации автор раскрывает нам истинное положение вещей: мы понимаем, что две соседки стали скандалить, ругаться и, наверное, драться. Кроме того, благодаря такой градации создается эффект смешного, комического.
На шум и ругань явился муж Дарьи Петровны, Иван Степаныч Кобылин. Этот образ – типичный образ нэпмана, “буржуя недорезанного”. Рассказчик так описывает его: “Здоровый такой мужчина, пузатый даже, но, в свою очередь, нервный”.

Кобылин, “словно слон”, работает в кооперативе, продает колбасу. За свое, деньги или вещи, он, что называется, удавится. Этот герой вмешивается в ссору со своим веским словом: “…нипочем то есть не разрешу постороннему чужому персоналу этими ежиками воспользоваться”.

Для Кобылина другие люди, пусть даже соседи, – это “чужой персонал”, который не должен его никоим образом касаться.
На скандал вышли все жильцы коммуналки – все двенадцать человек. Собравшись в тесной кухоньке, они начали решать спорный вопрос. Появление инвалида Гаврилыча и его слова “Что это за шум, а драки нету?” стали толчком к кульминации рассказа – драке.
В тесной и узкой кухоньке все жильцы начали махать руками, вымещая свое недовольство и соседями, и ужасными условиями жизни. В результате пострадал самый невиновный и беззащитный – безногий инвалид Гаврилыч. Кто-то в пылу драки “ударяет инвалида по кумполу”.

Только прибывшая милиция смогла успокоить разбушевавшихся жильцов. Опомнившись, они не могут понять, что привело их к такой серьезной драке. Это страшно, потому что жертва их безумия, инвалид Гаврилыч, “лежит, знаете, на полу, скучный.

И из башки кровь каплет”.
В финале рассказа мы узнаем, что состоялся суд, приговором которого было – “прописать ижицу”, то есть сделать жильцам квартиры выговор. Заканчивается рассказ такими словами: “А нарсудья тоже нервный такой мужчина попался – прописал ижицу”.
И здесь мы слышим уже скорее голос автора, чем героя-рассказчика. В этих словах сам Зощенко выражает свое отношение ко всему описанному. За убийство человека – выговор?!
Мне кажется, что этот приговор подтверждает типичность таких ситуаций для Москвы 20-ых годов 20 века. По мнению Зощенко, коммунальные квартиры – безусловное зло. Конечно, все зависит от конкретных людей.

Ведь были и коммунальные квартиры, в которых соседи жили как одна семья и ни за что не хотели разъезжаться. Безусловно, автор сатирически раскрывает образ Кобылина, необразованного и наглого хапуги. Но, в то же время, и в словах этого героя есть доля правды.

Почему он, как и остальные двенадцать жильцов маленькой коммуналки, не имеет права на свое личное пространство, на свою квартиру? Взвинченные теснотой, тем, что они постоянно вынуждены сталкиваться со своими, не всегда приятными, соседями, “нервные люди” постоянно конфликтуют. Каждая мелочь вызывает у них бурю эмоций, в результате которых могут происходить самые страшные вещи.
На то, что “квартирный вопрос” – вовсе не пустяк, решение которого может подождать, указывает трагический финал рассказа “Нервные люди”. В результате драки погибает ни в чем не повинный человек – инвалид Гаврилыч.
Этот рассказ Зощенко вводит нас в мир Москвы 20-ых годов прошлого века. Создать колорит того времени помогает образ героя-рассказчика – рядового москвича, наивно повествующего о своей жизни, о том, что он знает, и свидетелем чего он был. Язык рассказчика и героев произведения – это смесь просторечий, вульгаризмов и канцеляризмов, заимствованных слов.

Такое сочетание рисует правдивый портрет современника Зощенко и, в то же время, создает комический эффект, вызывая у читателя грустную улыбку.
Я считаю, что, обнажая недостатки своего времени, Зощенко стремился улучшить жизнь своих современников. Рассказывая о, казалось бы, мелочах, писатель показывал, что из мелочей состоит жизнь, жизнь отдельных людей. Улучшать эту жизнь писатель Михаил Зощенко считал своей высшей целью.

Краткий пересказ рассказа Нервные люди: Михаила Зощенко

Действие разворачивается в московской коммунальной квартире в двадцатые годы прошлого века. На кухне одна из жиличек, Марья Васильевна, взяла чужой ежик, чтобы почистить примус. Хозяйке ежика, Дарье Петровне, это не понравилось. Вспыхнула ссора. На защиту супруги и ежика подоспел муж Дарьи Петровны, Иван Степаныч.

Следом подтянулись остальные жильцы. Ссора разгоралась. На шум заявился инвалид Гаврилыч, и тут уже перепалка перешла в драку. В тесноте узкой кухни, в толпе из двенадцати человек, кто-то ударил кастрюлей Гаврилыча по голове. Инвалид упал с разбитой головой. Драку прекратил прибежавший милиционер, которого кто-то позвал. Жильцы (кроме инвалида Гаврилова) разбрелись по комнатам, недоумевая, с чего это они подрались.

А через две недели был суд.

‘А нарсудья тоже нервный такой мужчина попался прописал ижицу’

Нервные люди: Михаил Зощенко: краткое содержание рассказа

Этот рассказ Михаилом Зощенко написан в свойственной ему манере, где сатира. Как прожектор, вырывает из темноты бытовую проблему, характерную для того времени.

Рассказ повествуется от лица рассказчика, который стал свидетелем драки в коммунальной квартире, в которой по сути принижали участие все её обитатели.

Все началось с того, что одна жиличка по фамилии Щипцова, придя на общую кухню не сумев разжечь свой примус, взяла чужой ершик, чтобы тот прочистить. Увидевшая это, владелица этого ершика попросила вернуть вещь на место, на что Щипцова, язвительно ответила

Пожалуйста, отвечает, подавитесь, Дарья Петровна, своим ежиком. Мне, говорит, до вашего ежика дотронуться противно, не то что его в руку взять.

Собственно с этого все и началось. Сначала появился муж владелицы ершика, Дарьи Петровны, которых оскорбили слова Щипцовой, а потом на шум появились на кухне и все остальные.

Драка завязалась сразу и непонятно кто с кем и кто против кого. Кухня была маленькой и в этой тесноте полетела посуда, кто-то побежал за милиционером. Только грубый окрик которого и смог остановить дальнейшее побоище.

История создания

Направление

Произведение написано в рамках реализма. И этот момент является основополагающим для оценки творчества писателя.

Жизнь в коммунальной квартире непроста. Марья Васильевна воспользовалась чужим ёршиком, за что навлекла гнев семейства. Только вот крайним оказался инвалид. Картины ужасов коммунальной квартиры – вот тема, которую перед читателями раскрыл писатель.

Главные герои и характеристики

Марья Васильевна – представительница коммунальной квартиры.

Проблематика

В чём же заключается проблематика произведения? В неумении жить вместе. Кроме того, Зощенко показывал читателям, что важно иметь своё жильё, иначе на бытовой почве станут возникать различные проблемы.

Основная мысль

Уметь выстраивать отношения – искусство. Ему и нужно учиться. Только вот порой ничто не поможет, когда люди проживают вместе в ужасных условиях.

Чему учит

Нужно стремиться к большему, чтобы не жить в коммунальной квартире. Вот так можно написать с современной точки зрения то, чему учит произведение. Зощенко же показывал, что вместе чужим людям жить сложно, а порой невозможно.

Читайте также: