На каких принципах должна основываться оздоровительная физическая культура кратко

Обновлено: 08.07.2024

Идея укрепления здоровья человека пронизывает всю систему физического воспитания. Из принципа оздоровительной направленности физического воспитания вытекают следующее положения: 1) Ответственность перед государством за укрепление здоровья занимающихся физическими упражнениями. Физкультурные организации, преподаватели физического воспитания, тренеры (в отличие от врача) имеют дело, как правило, со здоровыми людьми. Они несут ответственность перед государством не только за сохранение здоровья занимающихся гимнастикой, спортом, играми и туризмом, но и за его укрепление; 2) Обязательность и единство врачебного и педагогического контроля. Физические упражнения - это средство, которое лишь в условиях правильного применения дает оздоровительный эффект. В связи с этим необходимо учитывать биологические особенности возраста, пола и состояние здоровья занимающихся физическими упражнениями. Систематический врачебный и педагогический контроль предполагает строгий учет этих особенностей. Следует всегда иметь в виду, что ни преподаватель, даже хорошо подготовленный, ни сам занимающийся не могут полностью и вовремя заметить те изменения, которые наступают в организме под влиянием физических упражнений. На помощь приходит врач.

Основные направления в системе оздоровительной физической культуры и их характеристика (оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное, гигиеническое).

В системе оздоровительной физической культуры выделяют следующие основные направления: оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное, гигиеническое.

80. Современные физкультурно-оздоровительные методики и системы, характеристика: • аэробика; • ритмическая гимнастика; . шейпинг; • калланетика; •аквааэробика; • дыхательная гимнастика.

81. Основы построения оздоровительной тренировки. Оздоровительная тренировка имеет определенные отличия от спортивной. Если спортивная тренировка предусматривает использование физических нагрузок в целях достижения мак­симальных результатов в избранном виде спорта, то оздорови­тельная — в целях повышения или поддержания уровня физи­ческой дееспособности и здоровья. Основная направленность оз­доровительной физической культуры — повышение функцио­нального состояния организма и физической подготовленнос­ти. Однако, чтобы добиться выраженного оздоровительного эффекта, физические упражнения должны сопровождаться зна­чительным расходом энергии и давать длительную равномер­ную нагрузку системам дыхания и кровообращения, обеспечи­вающим доставку кислорода тканям, т.е. иметь выраженную аэробную направленность. Эффективность физических упражнений оздоровительной направленности определяется периодичностью и длительностью занятий, интенсивностью И характером используемых средств, режимом работы и отдыха. Для того чтобы физкультурные занятия с оздоровительной направленностью оказывали на человека только положительное влияние, необходимо соблюдать ряд методических правил (Н.М.Амосов, И.В.Муравов, 1985). 1. Постепенность наращивания интенсивности и длительности нагрузок. При низкой исходной тренированности добавления дол­жны составлять 3—5% в день по отношению к достигнутому уровню, а после достижения высоких показателей — меньше. Постепенно увеличивать нагрузку, не перегружая организм, а наоборот, давая ему возможность адаптироваться, справляться с все более и более длительными и сложными заданиями, можно следующими способами: — увеличение частоты занятий; — увеличение продолжительности занятий; — увеличение плотности занятий, т.е. времени, которое уходит на занятии непосредственно на выполнение физических упраж­нений. На первых занятиях она равна примерно 45—50%, по мере приспособления организма к физическим нагрузкам она может достигнуть 70—75% общего времени занятий; — увеличение интенсивности занятий, темпа, в котором вы­полняются физические упражнения; — постепенное расширение средств, используемых на трени­ровке, с тем чтобы оказывать воздействие на различные мышеч­ные группы, на все суставы и внутренние органы; — увеличение сложности и амплитуды движений; — правильное построение занятий. В зависимости от самочув­ствия, погоды, степени подготовленности занимающихся можно увеличить или уменьшить разминку, основную и заключительную части занятий. 2. Разнообразие применяемых средств. Для качественного разно­образия физических нагрузок достаточно всего 7—12 упражнений, но зато существенно отличающихся друг от друга. Эффективными средствами разносторонней тренировки, включающими в работу большое количество мышц, являются бег, ходьба на лыжах, пла­вание, ритмическая гимнастика и др. В содержание оздоровительной тренировки должны входить упражнения на выносливость (бег в медленном и среднем темпе), силовые упражнения для крупных мышечных групп (приседания, поднимание ног в висе на перекладине или гимнастической стенке, переход из положения лежа в положение сидя и т.д.), упражнения для суставов позвоночника, рук и ног, а также упражнения в пере­мене положения тела Систематичность занятий. Систематические: занятия физи­ческими упражнениями оказывают благотворное влияние почти на все органы и системы организма. В качестве примера в таблице 48 показаны эффекты влияния физической нагрузки на сердечно­-сосудистую систему. Эффективным средством, способствующим повышению функ­циональных возможностей систем организма, тормозящим разви­тие процесса старения, является активный двигательный режим. В оздоровительных целях рекомендуется следующий недель­ный объем двигательной активности для людей разного возраста (ВНИИФК, 1984): — дошкольники — 21—28 ч; — школьники — 14—21 ч; — учащиеся средних специальных учебных заведений — 10—14 ч; — студенты — 10—14 ч; — служащие — 6—10 ч. В зарубежных исследованиях (Н. Ме11его\уюг, \У.Ме11ег, 1978) перечисляются ранние симптомы и жалобы, возникающие у прак­тически здоровых лиц с недостаточной двигательной активностью: одышка при незначительной физической нагрузке; уменьшение работоспособности, быстрая утомляемость; боль в области сердца, головокружение, холодные конечности; склонность к запорам; боль в спине, как следствие, недостаточности поддерживающего мышечного аппарата; на­рушение сна; снижение концентрации внима­ния; повышенная не­рвно-эмоциональная возбудимость (при на­рушении психосо­матического равнове­сия); слишком ранняя старческая слабость. Постепенное уве­личение времени, вы­деляемого для оздоро­вительной трениров­ки, — вот главная тен­денция, которая дол­жна определять дви­гательный режим человека до самой глубокой старости. В возрас­те 60—74 лет нужно затрачивать на физкультурные занятия боль­ше времени, чем в возрасте до 60 лет, а после 75 лет — еще больше. Интенсивность нагрузок с возрастом следует снижать, увеличивая при этом время, отводимое для упражнений.

Двигательная активность, физические нагрузки вызывают ряд эффектов, ведущих к тренировке, к совершенству адаптационно-регуляторных механизмов (В.В.Фролькис, 1988): 1) экономизирующий эффект (уменьшение кислородной сто­имости работы, более экономная деятельность сердца и др.); 2) антигипоксический эффект (улучшение кровоснабжения тканей, больший диапазон легочной вентиляции, увеличение числа митохондрий и др.); 3) антистрессовый эффект (повышение устойчивости гипоталамогипофизарной системы и,др.); 4) генорегуляторный эффект (активация синтеза многих бел­ков, гипертрофия клетки и др.); 5) психоэнергетизирующий эффект (рост умственной рабо­тоспособности, преобладание положительных эмоций и др.); Весь этот комплекс эффектов повышает надежность, устойчи­вость организма и способствует увеличению продолжительности жизни, предупреждению ускоренного старения. Двигательная активность варьируется у разных лиц и у одного и того же лица в разные дни и периоды, в зависимости от инди­видуальных особенностей и состояния организма, от условий и режима жизни. Переход от более высокого к более низкому уровню двигатель­ной активности влечет за собой развитие детренированности и связан с атрофией мышц от бездеятельности и, наоборот, пере­тренированность может вызвать гипертензию мышц. Большинство специалистов рекомендуют заниматься физичес­кими упражнениями при таком пульсе, когда необходимая для работы энергия образуется при биохимических реакциях с учас­тием кислорода, т.е. в аэробном режиме. Такие тренировки прак­тически исключают опасность возникновения нарушений в дея­тельности сердечно-сосудистой системы. По данным физиологов, наиболее эффективны тренировки с оздоровительной направленностью при нагрузках, которые по­вышают ЧСС от 100 до 170—180 уд./мин, в зависимости от возра­ста и состояния здоровья человека (табл. 1). Для проведения контроля за интенсивностью нагрузки каждо­му занимающемуся необходимо знать свою нижнюю и верхнюю границы пульса, а также оптимальную для себя величину колеба­ния ЧСС. Нижняя граница пульса определяется по формуле 220 - возраст (в годах) • 0,6. Верхняя граница пульса определяется по формуле 220 - возраст (в годах) • 0,7. Колебания ЧСС очень индивидуальны, однако можно считать, что ЧСС 120—130 уд./мин является зоной тренировки для нович­ков. У пожилых ослабленных людей или людей, имеющих откло­нения в деятельности сердечно-сосудистой системы, пульс во время занятий не должен превышать 120 уд./мин. Тренировка при ЧСС 130-140 уд./мин обеспечивает развитие общей выносливости у начинающих и ее поддержание у более подготовленных. Максимальный тренировочный эффект для раз­вития аэробных возможностей и общей выносливости наблюдает­ся во время тренировки при ЧСС от 144 до 156 уд./мин. Решающим условием обеспечения оптимального оздоровитель­ного эффекта при использовании физических упражнений явля­ется соответствие величины нагрузок функциональным возмож­ностям организма.

82. Самоконтроль при самостоятельных занятиях физическими упражнениями с оздоровительной направленностью. Самоконтроль- это регулярные наблюдения, занимающихся физкультурой и спортом, за состоянием своего здоровья, физического развития и физической подготовленности с помощью простых, общедоступных приемов. Основные методики самоконтроля: инструментальные и визуальные. Задачи самоконтроля: 1) Расширить знания о физическом развитии. 2) Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки. 3) Ознакомится с простейшими доступными методиками самоконтроля. 4) Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом. Самоконтроль позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Если после тренировочных занятий самочувствие, настроение, аппетит и сон хорошие и есть желание заниматься дальше, то это положительные признаки. Они показывают, что ваш организм справляется с нагрузками. Но если завтра пульс не вернулся к его постоянной величине в покое, ухудшились настроение и аппетит, появилась головная боль, то нагрузку надо снизить или дать себе передышку. Цель самоконтроля - самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта. Чтобы самоконтроль был эффективным, необходимо иметь представление энергетических затратах организма при нервно-психологических и мышечных напряжениях, возникающих при выполнении учебной деятельности в сочетании с систематической нагрузкой. Важно знать временные интервалы отдыха и восстановления умственной и физической работоспособности, а также приемы, средства и методы, с помощью которых можно эффективнее восстанавливать функциональные возможности организма. Показатели самоконтроля можно разделить на две группы: субъективные и объективные. К субъективным относятся: самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие должно быть бодрым, настроение хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и выраженного утомления. К объективным относятся: наблюдения за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением (АД), дыханием, жизненной емкостью легких, весом, мышечной силой, результатами и т.д. Результаты самоконтроля должны регулярно регистрироваться в специальном дневнике самоконтроля. Приступая к его ведению, необходимо определиться с конкретными показателями (объективными и субъективными) функционального состояния организма. Для начала можно ограничиться такими показателями, как самочувствие (хорошее, удовлетворительное, плохое), сон (продолжительность, глубина, нарушения), аппетит (хороший, удовлетворительный, плохой). Низкая субъективная оценка каждого из этих показателей может служить сигналом об ухудшении состояния организма, быть результатом переутомления или формирующегося нездоровья.

Записывая, например, в дневник самоконтроля данные измерений пульса (в покое и в процессе занятий физическими упражнениями), можно объективно судить о влиянии тренировочного процесса на состояние сердечно-сосудистой системы и организма в целом. Таким же объективным показателем может служить и изменение частоты дыхания: при росте тренированности частота дыхания в состоянии покоя становится реже, а восстановление после физической нагрузки происходит сравнительно быстро.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Основные принципы оздоровительной физической культуры

В теории оздоровительной физической культуры, как и физической культуры вообще, выделяют 7 основных принципов:

Принцип оздоровительной направленности.

Принцип научности обучения.

Принцип доступности обучения.

Принцип систематичности обучения.

Принцип сознательности и активности обучения.

Принцип наглядности обучения.

Принцип прочности усвоения учебного материала.

Принцип – это правило организации деятельности при выполнении физических упражнений.

Раскрывая вопрос о принципах, необходимо соблюдать определенную схему:

Раскрывать суть принципа;

Рассказывать о требованиях по реализации данного принципа.

Принцип оздоровительной направленности

Суть – укрепление здоровья.

Требования по реализации:

1. Планируя и регулируя нагрузку, необходимо руководствоваться прежде всего соображениями укрепления здоровья человека;

2. Необходимо использовать в занятиях научно-обоснованные, проверенные практикой средства, методы и формы занятий, обеспечивающие укрепление здоровья;

3. Необходимо строго соблюдать санитарно-гигиенические требования при проведении занятий.

Принцип научности обучения

Суть : преподавание построено на научно обоснованной методике и организация обучения осуществляется учителем, знающим законы усвоения учебного материала.

Требования по реализации:

1. Изучение двигательного действия следует организовать так, чтобы ученик овладел всеми составляющими физическими упражениями в соответствии с требованием техники;

2. Ученик должен осознать и усвоить существенные, главные признаки и свойства изучаемого двигательного действия (если стоит задача, которая требует максимальных усилий, то в первую очередь развивают силу, если же освоение техники, то обращают внимание не только на ведущее звено, но и на детали техники);

3. В процессе обучения техники рекомендуется знакомить с доступными методами научного исследования;

4. Следует знакомить только с достоверными наукой фактами и знаниями;

5. В процессе обучения используйте только принятые в науке термины.

Принцип доступности

Суть: средства, методы обучения, а так же формы организаций занятий должны соответствовать:

1. Возрастным особенностям учеников;

2. Их образовательной подготовленности;

3. Умственному развитию.

Требования по реализации:

1. Физическая подготовленность ученика должна соответствовать специфике решаемой двигательной задачи;

2. Ученик должен разобраться в логике изучаемого двигательного действия и сосредоточить внимание на решающих условиях его выполнения (надо понять от чего зависит успех);

3. Психическая готовность должна соответствовать специфике решаемой двигательной задачи.

Она достигается 2 способами:

• не надо изучать более 2 –3 элементов на начальном этапе;

• надо свести к минимуму возможность неудачного исполнения, причиной которого часто бывает боязнь получить травму (обеспечить страховку, помощь, показать упражнение подготовленного ученика).

Принцип систематичности

Суть: занятия надо проводить регулярно, обучение осуществлять последовательно.

Требования по реализации:

1. В обучении нужно идти от неизвестного к известному;

2. Идти от простого двигательного действия к сложному (в техническом отношении);

3. От легкого к трудномув плане тренировочных нагрузок;

4. От неизвестного к известному.

Принцип сознательного и активного обучения

Суть: обучение должно быть сознательным и активным (сознательность без активности – это созерцание, активность без сознательности – это хаос).

Требования по реализации:

1. Надо сформировать такие потребности в движении ученика, которые были бы направлены на решение задач, поставленных учителем. Надо добиться того, чтобы цели деятельности ученика (получить удовольствие) совпали с целями обучения учителя, это достигается за счет такой организации обучения, когда оно будет ярким, эмоциональным и интересным;

2. В процессе обучения следует формировать и регулировать мотивы обучения исходя из возраста учеников;

3. Необходимо снижать интенсивность тех потребностей, которые не имеют отношения к решению учебных задач;

4. Правильная организация мест занятий. Введение игрового и соревновательного элементов, меры принуждений и наказаний.

Принцип наглядности

Суть: наблюдения, разглядывания и выявление закономерностей в технике данного двигательного действия.

Требования по реализации:

1. Надо идти в обучении от логики деятельности к выявлению главного смысла двигательного действия (спринтер: смысл двигательного действия – скорость);

2. Надо добиваться четкого понимания назначения каждой части движений: для чего она нужна; как это надо делать; знать, какие элементы обеспечивают успех. Реализация этих 3 положений осуществляется за счет показа. Причем надо помнить, что наблюдать за техникой необходимо с расстояния в 3 – 4 раза превышающего размеры наблюдаемого объекта.

Для формирования полноценного представления, обучаемые должны не только увидеть, но и почувствовать особенности изучаемого двигательного действия, причем важно, чтобы ученик произносил вслух формулу нужного ощущения.

Принцип прочности усвоения учебного материала

Суть: прочное усвоение – это результат такой постановки обучения, при которой основной материал основательно изучается и учащийся всегда в состоянии произвести его в памяти и воспользоваться им как в учебных так и в практических целях.

Требования по реализации:

На прочность запоминания влияет ряд условий:

1. Надо сформировать цель запоминания и показать пути использования, запоминания материала в предстоящей деятельности.

2. Надо научит приемам запоминания изучаемых двигательных действий. Существуют 3 приема, при помощи которых можно запомнить изучаемый материал:

• повторение (моторные, идеомоторные);

• кодирование (перевод информации из той формы, в которой она представлена, в другую, более удобную для запоминания);

• надо оптимизировать количество запоминающей информации и разнообразие формы работы учеников с запоминанием двигательных действий (не более 3 объектов);

3.Необходимо обеспечить надежность сформулированных двигательных действий.

Под надежностью понимается эффективность выполнения действий в неблагоприятных условиях.

Достичь надежности можно при соблюдении следующих требований:

• обеспечить оптимальный уровень развития физических качеств (создать резерв);

• надо совершенствовать двигательных умения и навыки в условиях утомления (гимнастика, спорт игры, теннис);

Чтобы обеспечить оздоровительную направленность физкультурных занятий, следует соблюдать несколько основных требований.

1. Две трети движений, составляющих содержание занятия, должны быть циклического характера. Мы отдаем предпочтение оздоровительному бегу и малому туризму, а зимой — катанию на лыжах и подвижным играм, основное содержание которых также составляет бег. Это объясняется главным образом спецификой условий нашего дошкольного учреждения, в котором нет ни бассейна, ни хорошей беговой дорожки, ни велотрека, ни достаточного количества батутов.

2. Двигательные нагрузки на физкультурном занятии должны быть строго дозированы. Поэтому, составляя конспект физкультурного занятия, мы указываем частоту сердечных сокращений, соответствующую каждому виду движений и возрасту детей. Это помогает воспитателям правильно регулировать темп и длительность упражнений. Кроме того, воспитатели обучены контролировать физическое состояние детей по внешним признакам: дышат носом или ртом, насколько координированы движения, не сбивчива ли речь и т. д.

3. После определенных двигательных нагрузок обязательно должны следовать расслабляющие паузы, чтобы привести пульс ребенка к исходному состоянию. Таких пауз в течение одного занятия бывает две или больше, в зависимости от характера двигательной деятельности. Расслабление проводится в разных положениях: сидя, стоя, лежа. При этом звучит специальный текст, сопровождаемый (когда это возможно) особой музыкой.

4. В какой-то момент занятия обязательно нужно дать детям мощный эмоциональный заряд, рассмешить их, поднять им настроение. Это может быть неожиданное появление каких-либо персонажей, например, скоморохов, лешего или других любимых детьми героев. Но лучше всего для этой цели подходят специальные оздоровительные игры.

5. Закаливающие процедуры должны стать органичной составляющей физкультурных занятий. Воздушные ванны дети принимают у нас благодаря тому, что занимаются без маечек. К тому же большая часть занятий организуется на свежем воздухе. Все занятия заканчиваются

водными процедурами. Для каждого возраста детей они различны, а для персонала несложны по организации: обтирание, обширное умывание, ходьба по мокрым дорожкам и др. Главное условие их организации — они должны нравиться детям и проходить весело.

7. В каждом занятии должны быть специальные упражнения, способствующие развитию координационных механизмов нервной системы. Это прежде всего разнообразные упражнения на координацию движений, упражнения в метании, равновесии, прыжки по воображаемой прямой и многие другие.

Если все эти требования на занятии выполняются, то мы с полным правом можем называть его оздоровительным. И таких занятий в программе физического воспитания у нас от 60% до 70%. Поэтому система физического воспитания у нас носит четко выраженный оздоровительный характер.

Мысли по поводу детского тренажерного зала

Мысли по поводу детского тренажерного зала На собрании затронем вопрос по созданию тренажерного зала для наших воспитанников. Подобранный комплект спортивного оборудования идеален.

Школа декупажа (Техника декупаж)

Школа декупажа (Техника декупаж) Школа декупажа (Техника декупаж)Основы Декупажа. Полноценные курсы в технике декупаж На наших курсах вы узнаете все о материалах, используемых.

Наукой доказано, что здоровье человека только на 10—15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15—20% — от генетических факторов, на 20—25% — от состояния окружающей среды и на 50—55% — от условий и образа жизни.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7— 9 лет, в результате снижается и производственный потенциал обще-ства (Г. А. Кураев).

Чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определенные правила [8], [10]:

1) средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;

2) физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями учеников;

3) в процессе использования всех форм физической культуры необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля. Периодичность и содержание врачебно-педагогического контроля зависят от форм занятий физическими упражнениями, величины физической нагрузки и других факторов.

Принцип оздоровительной направленности обязывает специалистов по физической культуре и спорту так организовать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо:

— совершенствовать функциональные возможности организ-ма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям;




— компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.

Ведущая роль в оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса отводится проектированию различных физкультурно-оздоровительных систем на основе научно обоснованных и адекватных соотношений внешних и внутренних факторов развития человека.

К настоящему времени разработан и практически апробирован целый ряд авторских комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые предназначены для широкого использования. Основные их достоинства — доступность, простота реализации и эффективность. Это прежде всего:

— контролируемые беговые нагрузки (система Купера);

— режим 1000 движений (система Амосова);

— 10 000 шагов каждый день (система Михао Икай);

— бег ради жизни (система Лидьярда);

— всего 30 мин спорта в неделю на фоне повседневной естественной физической нагрузки, учитывая правила: если можешь сидеть, а не лежать — сиди, если можешь 'стоять, а не сидеть — стой, если можешь двигаться — двигайся (система Моргауза);

— калланетика: программа из 30 упражнений для женщин с

акцентом на растяжение (система Пинкней Каллане) и т.д.

В настоящее время появились новые направления оздоровительной физической культуры, дающие несомненный оздоровительный эффект. К ним можно причислить оздоровительную аэробику и ее разновидности: степ, слайд, джаз, аква- или гидроаэробику, танцевальную аэробику (фанк-аэробику, сити-джем, хип-хоп и др.), велоаэробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой), акваджогинг, шейпинг, стретчинг и т.д.

В России разработана и внедрена в практику методология программирования физкультурных занятий оздоровительной направленности, основанная на энергетических критериях эффективности занятий и имитационного и компьютерного моделирования процесса выполнения упражнений с проверкой их соответствия энергетическим возможностям конкретного человека или гомогенной по энергетическим возможностям группы людей (В. И. Бондин, 1999).

Выбор той или иной методики занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью соотносится с реальной обстановкой, возможностями, запросами, иногда является делом индивидуального вкуса и интереса.

Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается лишь только в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся. Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхож- . дения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.

Не менее положительное влияние регулярные занятия физическими упражнениями (и процедуры лечебной физической культуры) оказывают на деятельность органов пищеварения и выделения: улучшается перистальтика желудка и кишечника, повышается их секреторная функция, укрепляется мускулатура передней стенки живота, играющая большую роль в работе кишечника; более совершенными становятся функции органов выделения, а также желез внутренней секреции.

Кроме оздоровительного эффекта физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на человека (повышается умственная и физическая работоспособность), позволяют повысить уровень физических качеств, содействуют формированию и дальнейшему совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков (плавание, ходьба на лыжах и др.).

Оздоровительное, лечебное и тренирующее влияние физических упражнений на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, а также массажа.

Таким образом, регулярное применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и предупреждает преждевременное старение.

23.2. Содержательные основы оздоровительной физической культуры

В системе оздоровительной физической культуры выделяют следующие основные направления: оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное, гигиеническое.

В современном обществе основные функции физической рекреации сводятся к следующему (Ю.Е.Рыжкин, 1999):

— социально-генетическая (механизм усвоения социально-исторического опыта);

— творчески-атрибутивная (позволяет ее рассматривать в развитии и совершенствовании);

— системно-функциональная (раскрывающая физическую рекреацию как функцию конкретной социальной системы);

— коммуникативная (важное средство неформального обще-ния людей).

Основными видами физической рекреации являются туризм (пеший, водный, велосипедный), пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, го-родки, бадминтон, рыбная ловля, охота и др.

По количеству занимающихся рекреационные занятия могут быть индивидуальными и групповыми (семья, группа по интересам и т.д.).

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура — это специально направленное использование физических упражнений *в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Применение отдельных форм движений и двигательных режимов с этой целью началось, судя по историческим сведениям, еще в древней медицине и к настоящему времени прочно вошло в систему здравоохранения преимущественно в виде лечебной физической культуры.

Общее представление о лечении с помощью физических упражнений основывается на факте оздоровления организма, обусловленного улучшением циркуляции крови и снабжением кислородом как больных, так и здоровых тканей, повышением мышечного тонуса, сокращением жировых запасов и т.д. В зависимости от возрастной градации людей восстановление происходит в одних случаях за счет нормализации функций и систем организма, в других — за счет преимущественного развития компенсаторных реакций.

В оздоровительно-реабилитационной физической культуре значительно возрастает роль таких методических принципов, как принцип индивидуализации и постепенного повышения нагрузок.

Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено в основном тремя формами:

1) группы ЛФК при диспансерах, больницах;

2) группы здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах и т.д.;

3) самостоятельные занятия.

Занятия в группах здоровья носят как общеоздоровительный характер для лиц, не имеющих серьезных отклонений в состоя-нии здоровья, а также специально направленный характер с уче-том специфики заболевания.

Использованная литература:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

Оздоровительная направленность как важнейший принцип системы физического воспитания

Наукой доказано, что здоровье человека только на 10—15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15—20% — от генетических факторов, на 20—25% — от состояния окружающей среды и на 50—55% — от условий и образа жизни.

В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое снижение состояния здоровья населения и продолжительности жизни. По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют нормальный уровень физического состояния и здоровья, продолжительность жизни сократилась на 7— 9 лет, в результате снижается и производственный потенциал обще-ства (Г. А. Кураев).

Чтобы физическая культура оказывала положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определенные правила [8], [10]:

1) средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;

2) физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями учеников;

3) в процессе использования всех форм физической культуры необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля. Периодичность и содержание врачебно-педагогического контроля зависят от форм занятий физическими упражнениями, величины физической нагрузки и других факторов.

Принцип оздоровительной направленности обязывает специалистов по физической культуре и спорту так организовать физическое воспитание, чтобы оно выполняло и профилактическую и развивающую функции. Это означает, что с помощью физического воспитания необходимо:

— совершенствовать функциональные возможности организ-ма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным воздействиям;

— компенсировать недостаток двигательной активности, возникающей в условиях современной жизни.

Ведущая роль в оптимизации физкультурно-оздоровительного процесса отводится проектированию различных физкультурно-оздоровительных систем на основе научно обоснованных и адекватных соотношений внешних и внутренних факторов развития человека.

К настоящему времени разработан и практически апробирован целый ряд авторских комплексов и программ физических упражнений оздоровительной направленности, которые предназначены для широкого использования. Основные их достоинства — доступность, простота реализации и эффективность. Это прежде всего:

— контролируемые беговые нагрузки (система Купера);

— режим 1000 движений (система Амосова);

— 10 000 шагов каждый день (система Михао Икай);

— бег ради жизни (система Лидьярда);

— всего 30 мин спорта в неделю на фоне повседневной естественной физической нагрузки, учитывая правила: если можешь сидеть, а не лежать — сиди, если можешь 'стоять, а не сидеть — стой, если можешь двигаться — двигайся (система Моргауза);

— калланетика: программа из 30 упражнений для женщин с

акцентом на растяжение (система Пинкней Каллане) и т.д.

В настоящее время появились новые направления оздоровительной физической культуры, дающие несомненный оздоровительный эффект. К ним можно причислить оздоровительную аэробику и ее разновидности: степ, слайд, джаз, аква- или гидроаэробику, танцевальную аэробику (фанк-аэробику, сити-джем, хип-хоп и др.), велоаэробику, аэробику с нагрузкой (небольшой штангой), акваджогинг, шейпинг, стретчинг и т.д.

В России разработана и внедрена в практику методология программирования физкультурных занятий оздоровительной направленности, основанная на энергетических критериях эффективности занятий и имитационного и компьютерного моделирования процесса выполнения упражнений с проверкой их соответствия энергетическим возможностям конкретного человека или гомогенной по энергетическим возможностям группы людей (В. И. Бондин, 1999).

Выбор той или иной методики занятий физическими упражнениями с оздоровительной направленностью соотносится с реальной обстановкой, возможностями, запросами, иногда является делом индивидуального вкуса и интереса.

Оздоровительный эффект физических упражнений наблюдается лишь только в тех случаях, когда они рационально сбалансированы по направленности, мощности и объему в соответствии с индивидуальными возможностями занимающихся. Занятия физическими упражнениями активизируют и совершенствуют обмен веществ, улучшают деятельность центральной нервной системы, обеспечивают адаптацию сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем к условиям мышечной деятельности, ускоряют процесс вхож- . дения в работу и функционирования систем кровообращения и дыхания, а также сокращают длительность функционального восстановления после сдвигов, вызванных физической нагрузкой.

Не менее положительное влияние регулярные занятия физическими упражнениями (и процедуры лечебной физической культуры) оказывают на деятельность органов пищеварения и выделения: улучшается перистальтика желудка и кишечника, повышается их секреторная функция, укрепляется мускулатура передней стенки живота, играющая большую роль в работе кишечника; более совершенными становятся функции органов выделения, а также желез внутренней секреции.

Кроме оздоровительного эффекта физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на человека (повышается умственная и физическая работоспособность), позволяют повысить уровень физических качеств, содействуют формированию и дальнейшему совершенствованию жизненно важных двигательных умений и навыков (плавание, ходьба на лыжах и др.).

Оздоровительное, лечебное и тренирующее влияние физических упражнений на организм становится более эффективным, если они правильно сочетаются с закаливающими средствами в виде водных процедур, солнечных и воздушных ванн, а также массажа.

Таким образом, регулярное применение физических упражнений и закаливающих факторов повышает жизненный тонус организма занимающихся, его естественный иммунитет, улучшает функции вегетативных систем, работоспособность и предупреждает преждевременное старение.

23.2. Содержательные основы оздоровительной физической культуры

В системе оздоровительной физической культуры выделяют следующие основные направления: оздоровительно-рекреативное, оздоровительно-реабилитационное, спортивно-реабилитационное, гигиеническое.

В современном обществе основные функции физической рекреации сводятся к следующему (Ю.Е.Рыжкин, 1999):

— социально-генетическая (механизм усвоения социально-исторического опыта);

— творчески-атрибутивная (позволяет ее рассматривать в развитии и совершенствовании);

— системно-функциональная (раскрывающая физическую рекреацию как функцию конкретной социальной системы);

— коммуникативная (важное средство неформального обще-ния людей).

Основными видами физической рекреации являются туризм (пеший, водный, велосипедный), пешие и лыжные прогулки, купание, всевозможные массовые игры: волейбол, теннис, го-родки, бадминтон, рыбная ловля, охота и др.

По количеству занимающихся рекреационные занятия могут быть индивидуальными и групповыми (семья, группа по интересам и т.д.).

Оздоровительно-реабилитационная физическая культура — это специально направленное использование физических упражнений *в качестве средств лечения заболеваний и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления и других причин. Применение отдельных форм движений и двигательных режимов с этой целью началось, судя по историческим сведениям, еще в древней медицине и к настоящему времени прочно вошло в систему здравоохранения преимущественно в виде лечебной физической культуры.

Общее представление о лечении с помощью физических упражнений основывается на факте оздоровления организма, обусловленного улучшением циркуляции крови и снабжением кислородом как больных, так и здоровых тканей, повышением мышечного тонуса, сокращением жировых запасов и т.д. В зависимости от возрастной градации людей восстановление происходит в одних случаях за счет нормализации функций и систем организма, в других — за счет преимущественного развития компенсаторных реакций.

В оздоровительно-реабилитационной физической культуре значительно возрастает роль таких методических принципов, как принцип индивидуализации и постепенного повышения нагрузок.

Оздоровительно-реабилитационное направление в нашей стране представлено в основном тремя формами:

1) группы ЛФК при диспансерах, больницах;

2) группы здоровья в коллективах физической культуры, на физкультурно-спортивных базах и т.д.;

3) самостоятельные занятия.

Занятия в группах здоровья носят как общеоздоровительный характер для лиц, не имеющих серьезных отклонений в состоя-нии здоровья, а также специально направленный характер с уче-том специфики заболевания.

Использованная литература:

1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического твоспитания и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2004. – 480 с.

2. Хозяинов Г.И., Кузьмина Н.В., Варфоломеева Л.Е. Акмеология физической культуры и спорта: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – Академия, 2007. – 208 с.

3. Барчуков И.С., Нестеров А.А. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2006. – 528 с.

4. Туревский И.М., Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Самостоятельная работа студентов факультетов физической культуры по дисциплинам предметной подготовки: учебное пособие для студ.высш.учеб.завед. – М.: Академия, 2003. – 320 с.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. для ин-тов. физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическая культура – неотъемлемая часть в жизни человека. Благодаря ей, человек может поддерживать свое физическое здоровье, форму, держать себя в тонусе, влиять на состояние организма, психики и статус человека.

Физкультура охватывает широкую часть общества всех возрастов. Таким образом, ей могут заниматься, как пожилые люди, так и молодая часть населения. Это способствует общему физическому развитию и укреплению организма. Физкультура так же может являться и активным отдыхом вне рабочего времени, раскрывающей физические и волевые качества человека.

Если говорить про оздоровительное значение физических упражнений, то их выполнение вызывает определенную перестройку организма, что отражается на улучшении показателей здоровья и во многих случаях оказывает лечебный эффект.

Физическое здоровье является показателем роста и развития органов и конкретного состояния всех существующих функциональных систем человеческого организма, его способностью так или иначе приспосабливаться практически ко всем изменениям как внешнего, так и внутреннего характера, абсолютным уровнем гармонии всех протекающих в организме физиологических процессов.

Оздоровительное значение различных физических упражнений играет особенно важную роль при гипокинезии, гиподинамии, разного рода сердечно-сосудистых заболеваниях.

При помощи занятий физическими упражнениями можно серьезно менять собственное телосложение. К примеру, можно, прибегая к определенной методике наращивать мышечную массу, а занимаясь по другому плану, похудеть.

С помощью физических упражнений можно целенаправленно влиять на воспитание физических качеств человека, что, вполне логично, способно улучшить его физическое развитие и физическую подготовленность, а это, окажет прямое влияние на показатели здоровья. В качестве примеру можно отметить тот факт, что при улучшении показателей выносливости не только воспитывается способность в течение длительного времени осуществлять какую-либо умеренную работу, но и вместе с этим улучшаются сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

Важно понимать, что с точки зрения сохранения здоровья, независимо от возраста и пола, физическая культура играет большую роль. Одним из основных факторов, определяющих высокий уровень индивидуального здоровья, является оптимальная двигательная активность. Практический опыт и результаты многочисленных научных исследований убедительно демонстрируют огромный потенциал двигательной активности в расширении и повышении ресурсов здоровья, резервных возможностей организма человека, сохранении высокого уровня регуляторных механизмов его жизнедеятельности.

Вместе с этим, очевидно, что люди разного возраста имеют различные нормы физических нагрузок. Очевидно, что молодые люди, имеют больше возможностей заниматься теми или иными физическими упражнениями. В свою очередь, при составлении программ тренировок для представителей более возрастных категорий, необходимо учитывать множество других факторов. К примеру, для людей, старше 50 лет требуется принимать в расчет вероятность различных склеротических изменений в кровеносных сосудах и, соответственно, опасность их разрыва, меньшую гибкость позвоночника, уменьшенную подвижность в суставах, существенно большую хрупкость костей, работоспособность, которая уменьшается с возрастом и более быструю утомляемость, особенно при достаточно резких и кратковременных силовых напряжениях.

Исходя из этого, в тренировочных занятиях необходимо уменьшать объем общей физической нагрузки, уменьшать количество упражнений на силу и скорость, уменьшать временную длительность тренировок. В целом, нормирование нагрузок физического характера, как для лиц зрелого и пожилого возраста, так и для более молодых людей, строится на идентичных принципах.

Оптимальная частота занятий оздоровительной физкультурой для лиц любого возраста большинством авторов определяется 2 – 5 раз в неделю. При этом 5 занятий в неделю могут быть рекомендованы людям молодого возраста и в ряде случаев среднего возраста. Однако в течение года они должны заниматься оздоровительной физкультурой не менее 300 часов. Людям пожилого и старческого возраста заниматься 2 – 3 раза в неделю вполне достаточно.

Длительность занятий может колебаться от 20 до 90 минут. Причем, она определяется их интенсивностью, а именно: чем меньше интенсивность, чем больше длительность. Следует подчеркнуть, что лучший оздоровительный эффект достигается при длительности занятий от 30 до 60 минут. При этом интенсивность занятий должна быть средней. Высокая интенсивность занятий нередко является причиной возникновения нарушения состояния здоровья занимающихся, в том числе и появление у них заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Основой для нормирования физических нагрузок у людей разных возрастных категорий является два ключевых показателя: частота пульса и давление.

Совершенно аналогично можно нормировать физическую нагрузку у людей, которые относятся к прочим возрастным категориям, например, детям или пожилым людям. К примеру, для людей среднего возраста уровень интенсивности физических нагрузок должен составлять порядка 65% от резерва частоты пульса, у пожилых еще ниже. При составлении программ и планов занятий оздоровительной физической культурой, важно учитывать общий уровень развития конкретного человека.

Изучая вопросы, связанные с оздоровительной физической культуры, нельзя не отметить следующие основополагающие принципы:

Принцип оздоровительной направленности. Сутью данного принципа является укрепление здоровья. Планируя и регулируя нагрузку, необходимо руководствоваться прежде всего соображениями укрепления здоровья человека.

Принцип научности обучения. Другими словами, преподавание построено на научно обоснованных методиках. Следует знакомиться исключительно с достоверными фактами и знаниями.

Принцип доступности обучения. Этот принцип подразумевает, что средства, методы обучения, а также формы организаций занятий должны основываться на особенностях конкретных людей в физическом, умственном и образовательном плане.

Принцип систематичности обучения. Все занятия, которые являются частью программ оздоровительной физкультуры необходимо осуществлять на регулярной основе и последовательно.

Принцип сознательности и активности обучения. Занятия оздоровительной физической культурой должны быть полностью сознательными и активными.

Принцип наглядности обучения. Наблюдения, разглядывания и нахождение определенных закономерностей в технике упражнений, составляющих оздоровительную физкультуру.

Принцип прочности усвоения учебного материала. Это результат такой постановки обучения, при которой основной материал основательно изучается и учащийся всегда в состоянии произвести его в памяти и воспользоваться им как в учебных, так и в практических целях.

Помимо вышеозначенных принципов, следует отметить еще несколько моментов, связанных с оздоровительной физической культурой. Любое занятие физической активностью требует хорошего отдыха. В процессе отдыха следует отказаться от всех вредных привычек. Они несовместимы со здоровым образом жизни. Кроме курения, употребления алкоголя, следует избавиться от ночных вечеринок, а также телевизора и гаджетов перед сном.

Необходимо много спать, в первую очередь в ночное время суток. Связано это с тем, что этот период времени осуществляются химические процессы, связанные с восстановлением и строительством мышц. Формируются новые волокна, ремонтируются поврежденные. Это факт, который доказан спортивной медициной.

Кроме отдыха, обязательным фактором восстановления и роста мышц является правильное питание. В течение суток, человек, который активно тренируется должен есть от 5 до 7 раз. Все должно быть четко рассчитано и спланировано. Пища должна иметь высокий уровень питательности, ведь без этого, организм просто уничтожит все калории во время изнурительных тренировок, другими словами количество потребленных калорий должно превосходить количество потраченных.

Подводя итоги, стоит отметить, что, занимаясь разного рода упражнениями физического характера, человек не только интенсивно развивает собственные физические возможности, но и определенным образом формирует другие важнейшие качества личности, такие как: силу воли, инициативность, терпимость, целеустремленность, самостоятельность и многое другое. При этом, в современном мире, необходимо вовлекать в занятия физкультурой и спортом людей всех возрастных групп. К активной в этом вопросе молодежи должны подтянуться и люди среднего и старшего возраста.

2. Почему двигательную деятельность считают важным гигиеническим фактором сохранения здоровья.

Регулярная физическая активность способствует не только укреплению и сохранению здоровья, но и достоверно снижает риск развития важнейших социально- значимых заболеваний: диабета II типа, рака, гипертонии. Физическая активность оказывает в долгосрочной перспективе положительное влияние на здоровье, и улучшает качество жизни.

Даже 30 минут в день физической активности открывают доступ к следующим преимуществам:

Снижение риска инфаркта

Снижение и нормализация веса

Снижение содержания холестерина в крови

Снижение риска развития диабета II типа

Снижение риска развития некоторых видов рака

Снижение риска развития гипертонии

Укрепление костной ткани, снижение риска рарзвития остеопороза и переломов.

Читайте также: