План работы с детьми не посещающими детский сад

Обновлено: 03.07.2024

Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада.

Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Необходимо взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей, и если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.

Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях, в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует. Дома он будет одним человечком, в обществе — другим, поскольку не сможет самостоятельно сформулировать твердые представления о правильном и неправильном, о том, что хорошо, а что плохо.

В возрасте 2-3 года ребенок имеет ряд специфических возрастных особенностей. Поступая в детский сад, у малышей происходит ломка привычек, серьезная перестройка всего организма: из домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Резкая смена условий: соблюдение режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, и взрослыми - становятся для ребенка источником стрессовых ситуаций. Этот период характеризуется обостренной чувствительностью к разлуке с матерью и страхом новизны. Адаптация к дошкольному учреждению проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.

Актуальность

Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.

В процессе длительных наблюдений за адаптационным периодом детей раннего дошкольного возраста к условиям детского сада выявлено, что при переходе ребенка из семьи в дошкольное учреждение необходима разработка таких механизмов, обобщение опыта и единых этапов, чтобы привыкание малыша к детскому саду было максимально безболезненным.

Так же проблемой является недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психического и физического развития ребенка. Отсюда, у родителей сформированы разные позиции ожидания. Часть родителей считает детей очень маленькими, неспособными чему-либо научиться и всему его научат в детском саду. Другая часть – что ребенку нужнее всего знание букв и цифр, искренне считая, что эти знания есть проявление одаренности ребенка. И только небольшая часть детей, к моменту поступления в ДОУ имеет привитые навыки гигиены, самостоятельности, их жизнь имеет определенный режим. Как правило, у таких детей адаптационный период проходит в легкой степени. И здесь наиважнейшей задачей является формирование единого психолого-педагогического пространства объединяющего семью и детский сад.

Если педагоги и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Поэтому была составлена программа взаимодействия с родителями вновь поступающих в ДОУ детей, направленная на улучшение прохождения адаптационного периода. Возраст детей от 1,5 до 3-х лет.

Цель: обеспечение успешной адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению, через взаимодействие с семьей.

Задачи:

  • Социально-психологическая подготовка ребенка и родителей к посещению детского сада.
  • Сформировать легкое протекание процесса адаптации у малыша в условиях детского сада.
  • Повышать психолого-педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания и обучения детей раннего возраста.
  • Создание адаптивной среды, соответствующей особенностям и потребностям развития детей.

Предполагаемые результаты

  1. Формирование более тесного сотрудничества между родителями и дошкольным учреждением.
  2. Осознанное отношение родителей к личностному развитию детей раннего возраста.
  3. Безболезненная адаптация ребенка в условиях ДОУ и обеспечение ранней социализации детей раннего возраста.
  4. Формирование у детей навыков культурного поведения, расширение ориентировки в ближайшем окружении, развитие потребностей в речевом общении.
  5. Повышение качества образовательных услуг, осуществляемых МДОУ.

Содержание работы

Работа с родителями — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Организация работы с родителями строится на практической работе (дискуссии, разыгрывание ролевых ситуаций, консультирование), во время которой отрабатываются конкретные навыки взаимодействия с родителями.

Организация работы с детьми строится в виде игр-занятий, так как игра – это основная деятельность ребенка. Содержание работы составлено с учетом возрастных особенностей детей, при условии систематического и планомерного обучения.

Программа рассчитана на 8 месяцев, с октября по май. Каждая встреча занимает 60–90 минут, 2 раза в неделю, суббота, воскресенье. Предусмотренные программой блоки состоят из нескольких постоянно присутствующих видов детской деятельности: познавательной, музыкально-ритмической, творческой, двигательной, свободной. Виды деятельности постоянно меняются, что не дает малышу почувствовать усталость. Все виды деятельности, присутствующие на каждой встрече подчинены одной теме, которая определяется предметами и явлениями окружающего мира малыша.

Организация образовательного процесса:

Режим пребывания детей адаптационной группы кратковременного пребывания в ДОУ

СУББОТА

9.30 – 9.45 – приход детей и родителей;

9.45 – 10.00 – игры в развивающих зонах по интересам;

10.00 – 10.15 – развивающие занятия-игры;

10.15 – 10.30 – самостоятельные игры детей;

10.30 – 10.45 – совместное общение детей и родителей со специалистами;

10.45 – 11.00 – игры по интересам, уход домой.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

9.30 – 9.45 – приход детей и родителей;

9.45 – 10.00 – игры в развивающих зонах по интересам;

10.00 – 10.15 – развивающие занятия-игры;

10.15 – 10.30 – самостоятельные игры детей;

10.30 – 10.45 – совместное общение детей и родителей со специалистами;

10.45 – 11.00 – игры по интересам, уход домой.

№ п/п

Направления деятельности

Цели, задачи

Методическое обеспечение

Рисование:
- формирование готовности ребенка к вхождению в социум, посредством творческой деятельности;
- развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности и развитие мелкой моторики.

Музыка:
- формирование готовности ребенка к вхождению в социум, посредством творческой деятельности;
- развитие у детей музыкальной памяти и слуховых представлений.

- повышение адаптационных возможностей детского организма;
- развитие двигательной активности и обогащение двигательно-игрового опыта.

- развитие внимания, речи, воображения;
- развитие сенсорной культуры.

- формирование адекватного поведения ребенка в период адаптации.

Методы и приемы

  • Организационные
  • Наглядные
  • Словесные
  • Практические
  • Логические
  • Мотивационные

Учебно-тематический план с родителями в адаптационной группе кратковременного пребывания детей

Блок воспитателя

Содержание работы, тема

Количество занятий

Консультации родителей по запросам.

Консультация по анкетированию.

Работа по запросам родителей.

Учебно-тематический план с родителями и детьми в адаптационной группе кратковременного пребывания
Блок медицинского работника

Содержание работы тема

Количество занятий

Работа с родителями

Работа с детьми

Посещение медицинского кабинета.

Измерение антропометрических данных (вес, рост).

Учебно-тематический план с родителями и детьми в адаптационной группе кратковременного пребывания
Блок по ИЗО деятельности

Содержание работы, тема

Количество занятий

Работа с родителями

Работа с детьми

Игры-занятия по ИЗО деятельности (нетрадиционные методы, кисточка, карандаш).

Игры-занятия по лепке (пластилин, глина).

Игры-занятия по аппликация (на основе рисунков).

Учебно-тематический план с родителями и детьми в адаптационной группе кратковременного пребывания
Блок по физической культуре

Содержание работы, тема

Количество занятий

Работа с родителями

Круглый стол, дискуссии по физкультурно-оздоровительной работе с детьми (утренняя, дыхательная, зрительная, гимнастика после сна).

Консультации по закаливанию дошкольника.

Работа с детьми

Игры-занятия на двигательную активность.

Учебно-тематический план с родителями и детьми в адаптационной группе кратковременного пребывания
Блок музыкального руководителя

Содержание работы, тема

Количество занятий

Работа с родителями

Работа с детьми

Игры-занятия по музыкальному развитию.

Оказать помощь детям в социальной адаптации к школе и успешном освоении программы начального образования.

1. Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным образованием.

2. Устранить разноуровневую подготовку к обучению в школе.

3. Исключить дублирование школьной программы при подготовке детей , не посещающих ДОУ к обучению.

1. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста.

2. Уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью.

3. Систематичность и последовательность

План предназначен для детей 5-7 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

1. Знакомство ребенка и его родителей:

- с воспитателями подготовительной группы и учителями начальных классов , с направлениями в работе в течение последнего предшкольного, года на родительском собрании в детском саду в сентябре-октябре.

- с последующим планом работы.

2.1. Речевого развития ребенка логопедом.

2.2. Уровня познавательных способностей психологом.

3. Оказание помощи родителям:

3.1. В приобретении рабочих тетрадей, методических пособий

3.2. В проведении диагностики конструктивных, изобразительных способностей, развития мелкой мускулатуры рук

3.3. Предоставлении специально разработанных методик для проведения обследования и диагностики в домашних условиях.

4. Посещение детьми занятий по математике, развитию речи и обучению грамоте, праздников и развлечений

5. Посещение родителями консультаций, родительских собраний, всеобуча, тренинговых занятий.

6. Организация специальных индивидуальных и групповых консультаций с:

- воспитателями – 1 раз в месяц

- с узкими специалистами -1 раз в месяц

- с учителями начальных классов - 1 раз в квартал

7. Организация родительской библиотеки.

С февраля - посещение детьми субботней школы для малышей по подготовке к школе.

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей…

Методические рекомендации использования гибких навыков Softskills в исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО В современном мире, чтобы.

Важность присутствия родителей при адаптации детей ясельной группы

Важность присутствия родителей при адаптации детей ясельной группы В последнее время повышение возрастного порога посещения дошкольного учреждения с 1,5 до 3.

Комментарии

В блогах

Влияние музыки на психику ребенка

Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает эмоциональные различные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства или агрессии). Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой лишает человека.

Малые формы фольклора- средство эмоционального развития малышей

квалифицированная психологическая , логопедическая и физкультурно - оздоровительная помощь не всем доступна в финансовом отношении. Таким консультативно – игровым пунктом для родителей и детей не посещающих Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение может стать детский сад.

ВложениеРазмер
programma_konsultativno-igrovoy_punkt_d.doc 396.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрена на заседании

(протокол №1 от 7 сентября 2011г.)

Составители: Учитель-логопед: Гарагуль Е.А.

Инструктор по физической культуре: Пупырева Н.Ю.

Педагог – психолог: Сорокопудова Л.С.

Все начинается с детства! Дошкольный возраст – яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит открытие окружающего мира, устанавливается связь с ведущими сферами бытия: Миром людей, Миром природы, Миром математики, Миром речи и общения, закладывается фундамент здоровья и ребенок приобщается к Миру физической культуры.

Дошкольное детство – время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сенситивный период для развития общих и специальных способностей, любознательности. Благодаря этому процессу познания, который осуществляется эмоционально-практическим путем, каждый дошкольник, независимо от того, посещает ли он дошкольное учреждение или остается не вовлеченным в общественное воспитание, является маленьким исследователем, который с радостью и удивлением открывает окружающий мир. Поэтому, чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем значимее она, тем успешнее идет его развитие, тем полнее реализуется его генетическая программа развития, тем счастливее его детство. А именно счастливо прожитое детство обеспечивает духовную энергию человека на всю последующую жизнь.

Конституцией Российской Федерации установлено, что все граждане нашей страны имеют право на обеспечение услугами дошкольного образования. Следовательно, главная задача в сфере дошкольного образования – обеспечение его доступности – до сих пор остается нерешенной в полной мере.

Наш поселок небольшой, нам знакома каждая семья, в которой есть дети дошкольного возраста. Детский сад посещают не все дети. Причины самые разные: неспособность родителей платить за содержание детей в дошкольном образовательном учреждении, асоциальные семьи.

С целью изучения мнения родителей, чьи дети не посещают детский сад, мы провели анкетирование о необходимости взаимных действий по образованию детей в возрасте от 4 до 7 лет. Мониторинг потребности родителей, имеющих детей данного возраста, проживающих в поселке, показал, что данные семьи испытывают огромную потребность в получении консультативной и методической помощи по вопросам воспитания и обучения детей, 85% родителей хотят, чтобы их ребенок получал образовательные услуги, предоставляемые специалистами дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность: квалифицированная психологическая , логопедическая и физкультурно - оздоровительная помощь не всем доступна в финансовом отношении. Таким консультативно – игровым пунктом для родителей и детей не посещающих Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение может стать детский сад.

Основная цель деятельности консультативно – игрового пункта состоит в обеспечении единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-логопедической и физкультурно-оздоровительной помощи родителям (законным представителям) в поддержке всестороннего развития личности ребенка, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Задачи консультативно - игрового пункта:

  1. Оказание всесторонней помощи и содействия в социализации детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждения;
  2. Проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психолого-логопедическом развитии детей дошкольного возраста, не посещающих дошкольное образовательное учреждение;
  3. Оказание консультативной и практической помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста.

Специалисты консультативно-игрового пункта – педагог – психолог,

учитель – логопед, инструктор по физической культуре проводят индивидуальные и подгрупповые мероприятия для родителей и детей, не посещающих детский сад, по запросам родителей.

Каждый специалист проводит одно мероприятие в месяц, длительность 30 минут.

Основными принципами работы консультативно – игрового пункта являются:

  • Добровольность;
  • Компетентность;
  • Соблюдение педагогической этики;
  • Конфиденциальность.

В круг деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения входит:

  • Инструктор по физической культуре проводит мероприятия, имеющие физкультурно-оздоровительную направленность. Дошкольники закрепляют навыки правильного выполнения элементарного самомассажа, дыхательных упражнений. Обобщают знания о здоровом образе жизни. Развивают основные двигательные навыки;
  • Учитель – логопед – осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в речевом развитии ребенка, обследует ребенка, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у него дефекта. Проводит игры с детьми по восстановлению нарушенных речевых функций, направленные на обучение родителей организации игр, упражнений, занятий с детьми по исправлению отклонений в развитии речи детей, консультирует родителей (законных представителей) с целью обучения их методам и приемам, корректирующим речевые нарушения ребенка;
  • Педагог – психолог проводит психодиагностику, просветительскую, консультативную работу, что позволяет определить:
  • Психологическую готовность ребенка к школьному обучению;
  • Развитие коммуникативных навыков, фонематического слуха, эмоционально – волевой регуляции;
  • Развитие творческих способностей дошкольников;
  • Развитие игровых навыков, познавательных способностей;
  • Развитие речи, памяти, мышления, умения ориентироваться в пространстве.

Для нас важны эти встречи, так как родители видят, что специалисты нашего дошкольного образовательного учреждения испытывают неподдельный интерес к проблемам воспитания их собственных детей, проникаются доверием к специалистам, легко идут на контакт. Чтобы родители поняли нужность и важность подготовки детей к школе, стали более серьезно подходить к данной проблеме.

Предполагаемый результат работы консультативно – игрового пункта

Реализация перспективно – тематического плана консультативно

игрового пункта для родителей и детей в возрасте от 4 до 7 лет, не посещающих дошкольное образовательное учреждение позволит достичь следующих результатов:

Автор: Асадуллина Лилияна Ильгизаровна

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

Автор: Тухватуллина Гузаль Занаиловна

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

Автор: Сахабутдинова Гульнара Тагировна

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

Автор: Искандарова Ляйсан Рамазановна

Организация: МБДОУ ''Детский сад №144''

Населенный пункт: Уфа

В период временных ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией, сохраняется необходимость продолжения работы дошкольных организаций по осуществлению занятости детей в соответствии с их образовательными потребностями.

Сегодня мы хотим затронуть актуальную для всех тему – организация работы в дистанционном режиме с детьми, не посещающими ДОУ в летний период.

В нашем детском саду с помощью популярных мессенджеров и современных онлайн-технологий обеспечивается комплексный подход к реализации задач обучения и воспитания. С целью создания оптимальных условий для активной творческой деятельности воспитанников, вовлечения их в социальную жизнь, ознакомления с актуальными событиями и праздниками разработан тематический план работы, в который включены:

  • образовательные интенсивы;
  • онлайн-конкурсы;
  • воспитательные мероприятия;
  • организация занятий по изучению правил дорожного движения.

Необходимо отметить, что основными формами дистанционной работы с детьми являются:

Offline-режим – когда взаимодействие с воспитанниками осуществляется в отложенном режиме с использованием приложений и элементов социальных сетей: Instagram, Вконтакте, What’s up, а также функции обратной связи на Сайте детского сада.

Online-режим – когда взаимодействие педагога с ребенком осуществляется непосредственно у автоматизированного рабочего места. В этом случае нами применяется платформа ZOOM.

Остановимся подробнее на вопросе организации дистанционной работы через онлайн-приложения и социальные сети.

Таким образом, в настоящее время дистанционную деятельность образовательных учреждений можно рассматривать не только как инновационную форму реализации непрерывного образования, но и многофункциональный и необходимый инструмент взаимодействия всех участников образовательных отношений.

Список используемой литературы.

1. Никуличева Н. В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации: практ. пособие / Н. В. Никуличева. – М. : Федеральный институт развития образования, 2016. – 72 с.

2. Fedina N. V. et al. Use of Distance Learning Technologies in the Course of Implementing Educational Programs in Preschool Education //Eurasia Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2017. – Т. 13. – №. 11. – С. 7561-7571.

3. Федина Н. В. Социологический анализ готовности участников образовательной деятельности к реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании / Н. В. Федина, И. В. Бурмыкина, Л. М. Звезда, О. С Пикалова, Д. М. Скуднев, И. В. Воронин //Гуманитарные исследования в Центральной России. - М. : ФГБОУ ВО "Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского", 2017. - №3(4). - С. 94-111.

4. Н. Федина, Практика реализации дистанционных образовательных технологий в дошкольном образовании РФ / Н. Федина, И. Бурмыкина, Л. Звезда, О. Пикалова, Д. Скуднев, И. Воронин //Дошкольное воспитание/ - М. : Издательский дом "Воспитание дошкольника", 2017. - №10. - С. 3-14.

Читайте также: