6 связь школьного и семейного воспитания в педагогической теории и практике в а сухомлинского
Обновлено: 04.07.2024
Вложение | Размер |
---|---|
zonova_suhomlinskiy.docx | 381.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад к педагогическим чтениям
Зонова Мария Александровна,
педагог дополнительного образования
ГБОУ ДОД ЦВР Центрального района
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ТРУДАХ В. А. СУХОМЛИНСКОГО.
Зонова Мария Александровна,
педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД
ЦВР Центрального района Санкт-Петербурга.
Заслуга В.А. Сухомлинского в возвращении к общечеловеческим ценностям огромна. Он первым в советской педагогике обратился к процессам духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия, создания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей. Именно ему принадлежит заслуга определения приоритетов нравственного воспитания ребенка в семье.
В. А. Сухомлинский был вдумчивым исследователем детской души, чутким наставником молодежи, прекрасным высокоодаренным воспитателем, который органически соединял в своей деятельности теорию с практикой. Он достаточно полно раскрыл основные стороны народной педагогики, способствующие становлению личности: трудовое, физическое, эстетическое, нравственное, умственное воспитание, говорил о роли игры, природы, эмоций и семьи в формировании человека.
Важнейшей составляющей народной педагогики Сухомлинский считал нравственное воспитание, оно диктуется социальным назначением человека. Сухомлинский писал: "Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами". Педагог сформулировал общечеловеческие нормы как основу нравственности, азбуку моральной культуры, в основе которой лежит народное начало.
Важное значение в воспитании детей народная педагогика придавала семье и родителям. Эта проблема занимала значительное место и в научно-педагогической деятельности В. А. Сухомлинского. Он подчеркивал, что человек смертен, но бессмертен народ, а богатства народной души хранятся в памяти людей, в поступках старших поколений. Поэтому почитание старших должно стать законом нашей жизни, ибо они – частица нашей истории, они мудрее, духовно богаче молодежи, и ей надо учиться у старших, особенно это важно учитывать в семье. [1]
Основная функция семьи это естественно генеративная ( продолжение рода ) , но она накладывает на молодых родителей огромную ответственность. Ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть папой или какой мамой, – это функция социализации семьи . Следующая функция – хозяйственно-бытовая . Она заключается не только в обеспечении своего ребенка всеми благами, но и в умении сделать так, чтобы всего было в меру, без излишеств.
Еще одна функция семьи – функция первичной защиты . Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратится за помощью к родителям.
Основной метод , по мнению Сухомлинского В.А. – воспитание взаимоотношениями , так как ребенок счастлив, когда его родители счастливы, когда он видит улыбки и взаимоуважение родителей.
В своих трудах В.А. Сухомлинский описывал свою работу с родителями. Он изучал каждую семью в отдельности, все их проблемы и достижения.
Важная мудрость жизни, которую должен постичь человек – человеческие взаимоотношения. Родители должны взаимодействовать со школой, учителя с семьей. Широко должен применяться метод беседы на занятиях с детьми, причем педагог должен быть высоконравственным человеком, с богатым жизненным опытом.
• Конференция родителей (решение учебных проблем детей)
• Посещение семей (сравнение требований учителя и родителей к самостоятельной работе)
Важнейший человеческий долг детей – платить родителям за их заботу, любовью уважением и преданностью. Участники студии всегда всё делают сообща с родителями, самое главное, что родители поддерживают желания детей, что помогает детям быть увереннее в своих начинаниях.
Проанализировав идеи, функции и методы Сухомлинского, можно сделать вывод, что большое значение имеет духовное соучастие ребенка во всех делах семьи. Важно, чтобы дети чувствовали тончайшие душевные движения родителей и уважали их, так как в недалеком будущем они сами станут отцами и матерями. Методы, используемые Сухомлинским, актуальны и по сей день, но только многие сейчас утратили эту чистоту взаимоотношений. Многие и не задумываются о том, что на своем собственном примере можно сформировать сознание детей. Очень важно создать систему ценностей в семье, чтобы передать их своему ребенку. В. А. Сухомлинский отмечает, что народ является творцом и хранителем идей огромной силы, а бесценное наше сокровище есть Родина, паше Отечество – земля наших предков, которая дает нам хлеб и хранит их прах. Знание истории нашей страны даст возможность каждому человеку подняться до понимания своей роли в общественном развитии". На протяжении многих лет методы семейного воспитания остаются такими же, они лишь немного меняются уже в зависимости от уровня развития общества.
Данную тему можно развивать на родительских собраниях, классных часах, которые будут направлены на формирование убеждения важности семьи, научат детей гордиться достижениями, традициями и обычаями своей семьи ,
Учитель физики Москалёва И.С.
" Семейная педагогика" В.А. Сухомлинского
В качестве эпиграфа я выбрала простую, короткую, но ёмкую фразу Василия Александровича Сухомлинского:
“Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”.
Проблема «отцов и детей «во все времена, во все эпохи стояла особо остро. Взаимоотношениями поколений всегда интересовались педагоги, поэтому в современной теории воспитания существует раздел - семейное воспитание. В концепции семейного воспитания В.А. Сухомлинского можно выделить 3 аспекта:
1) Воспитание в семье.
3) Воспитание родителей.
1)Воспитание ребенка в семье
Семья, по мнению Сухомлинского первичная ячейка человеческих отношений (моральных, эстетических, нравственных).
Огромная ответственность в семейном воспитании лежит на родителях, на их взаимоотношениях.
Функции семьи :
-Воспитание ребенка- Основной метод, по мнению Сухомлинского В.А. – воспитание взаимоотношениями. Ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть папой или какой мамой, – это функция социализации семьи.
- Хозяйственно-бытовая: Она заключается не только в обеспечении своего ребенка всеми благами, но и в умении сделать так, чтобы всего было в меру, без излишеств.
-Первичная защита: Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратится за помощью к родителям.
2)Воспитание знаний о семье. По мнению Василия Александровича, в школе не учат жить. Важная мудрость жизни, которую должен постичь человек – человеческие взаимоотношения. Необходимо со школьной скамьи ввести такой предмет, на котором бы дети получали знания о семье, о том, как жить, как быть отцом и матерью. Но это лишь одна сторона, другая заключается в умении родителей взаимодействовать со школой и в умении учителя взаимодействовать с семьей.
Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями
3) Воспитание родителей
Педагогу очень важно знать семью обучаемого им ребенка. У Сухомлинского на этот счет двойная точка зрения: с одной стороны – это плюс для учителя, в плане его взаимодействия с родителями, уверенность в его заинтересованности в обучении и воспитании ребенка. С другой стороны это плюс для самой семьи – общение с другими родителями, обмен опытом, взаимное решение проблем. Методы, которые использовал Сухомлинский :
• Конференция родителей (решение учебных проблем детей)
• Посещение семей (сравнение требований учителя и родителей к самостоятельной работе)
Эти методы нашли отражение в современной школе в виде
-Индивидуальных форм работы
-Переписка с родителями.
-Групповые формы работы - родительские собрание, заседание родительского комитета, школа осознанного родительства, общешкольные родительские собрания.
По В.А. Сухомлинскому
-В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.
Данная концепция имеет довольно долгую историю своего существования и является актуальной уже много лет.
Современную интерпретацию семейного воспитания по Сухомлинскому увидела в спортивной секции, куда ходит мой ребёнок.
Мы хотим напомнить вам, что такие волшебные слова, как "здравствуйте", "спасибо", "пожалуйста" , "извините", впервые дети узнают дома.
Именно дома дети учатся быть честными, пунктуальными и прилежными, хорошо относиться к друзьям, уважать старших и учителей.
Именно дома они учатся быть аккуратными , не говорить с набитым ртом и бросать мусор в урну.
Дома также они учатся быть организованными, ухаживать за своими вещами и не трогать чужие.
Родительское воспитание мы лишь подкрепляем, но не заменяем!
«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя
Данную тему можно развивать на родительских собраниях, классных часах, которые будут направлены на формирование убеждения важности семьи, научат детей гордиться достижениями, традициями и обычаями своей семьи , как вариант:"История моей семьи", "Мир увлечений моей семьи", изготовление родословного дерева, изготовление своими руками подарков для родителей к праздникам, совместные выходы на природу, экскурсии на рабочие места родителей.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.А. СУХОМЛИНСКОГО
Воспитание детей – это сложный и много- гранный процесс. Он начинается, как только кроха начинает уверенно стоять на ногах и познавать окружающий мир. Всё, чему учатся малыши с самого раннего детства, является основой будущей, формирующейся личности.
«Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью
С самых первых дней жизни ребёнок рас- тёт в маленьком мире любви и ласки, где о нём заботятся, его любят. Задача родителей и всех из ближнего окружения ребёнка научить его не только принимать любовь и внимание, но и отдавать взамен. Научить маленького человека делать важные поступки: проявлять
нежность по отношению к родителям, забо- титься о младших братьях и сёстрах, оказы- вать посильную помощь бабушкам и дедуш- кам. Эти общечеловеческие ценности очень важны и просто необходимы для того, чтобы из ребёнка вырос достойный человек, обла- дающий нравственными нормами и мораль- ными ценностями.
Важно воспитать достойного гражданина своей страны. Как важна миссия родителей. Семья должна стать для ребёнка надёжным фундаментом и главной стартовой площад- кой для каждого человека.
Основными идеями гуманистической пе- дагогики Сухомлинского были такие прин- ципы:
- воспитание без наказания;
- сотрудничество родителей, педагогов и детей;
- труд как творчество;
- свобода выбора поведения, поступка, об- раза жизни;
- ответственность за свой выбор;
- получение знаний без принуждения. Здесь прослеживается и высокая нрав-
ственность родителей, и доверие к ребёнку и
всем членам семьи и воспитание без наказа- ния, как важные принципы воспитания.
Ведь если малыша любят, он тоже учится любить, если мама и папа заботятся о своих родителях, то и малыш научится заботиться о своих близких. Важно собственным приме- ром воспитывать ребёнка, показывая ему, как правильно себя вести, чем дорожить и о ком заботиться.
Немаловажное значение в воспитании ре- бёнка Василий Александрович отводит тру- довой деятельности, творческому труду.
Каждый родитель должен понять своего ребёнка, принять порой его выбор.
способен поддержать своего ребёнка, под- бодрить его в нужную минуту, а не навязы- вать своё мнение и свой выбор.
оценивать его потребности, не быть слепым к его просьбам. Это необходимо для того, что- бы не разочароваться в выросшем из ребёнка человеке. Ведь общая задача родителей и пе- дагогов – воспитать человека с большой бук- вы!
Ключевые слова: школа, учитель, ребенок, воспитание, семья, родители, самовыражение, формирование личности, взаимоотношения, любовь.
Василий Александрович Сухомлинский является одной из ярчайших фигур советской педагогики. Не отрицая коммунистических идей, ему удалось воплотить в жизнь собственные взгляды о гуманной педагогике и воспитать в духовно-гармоничной сфере счастливые личности. Все это могло произойти лишь благодаря искренней любви к детям; проработав в сельской школе практически всю свою жизнь, Сухомлинский В. А. превратил ее в настоящую научно-педагогическую лабораторию, в которой несмотря на жесткую коммунистическую идеологию в стране, он смог творить и воплощать в жизнь свои педагогические теории на практике.
(В. А. Сухомлинский)
(В. А. Сухомлинский)
Василий Александрович Сухомлинский, отвечая на вопрос, что самое главное было в его жизни, говорил, любовь к детям. Любовь — это один из самых главных факторов, связывающих между собой учителя и ученика в школе и ребенка с его родителями. Важным является духовая связь, понимание, учитель, который не способен поставить себя на место своего ученика с трудом сможет его понять. Сухомлинский В. А., очень часто напоминал в свои работах о том, что мы все когда-то были детьми, и нам не стоит забывать об этом, не учителям, не родителям, когда мы пытаемся воспитывать наших детей.
- Сухомлинский В. А. Родительская педагогика.- М., 2010.
- Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. — М., 2014.
- Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.- М., 2015.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, жизнь, беседа, любовь, школа, воспитание ребенка, особое внимание, семейное воспитание, формирование личности ребенка.
Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему В. А. Сухомлинский о школьной педагогике и семейном воспитании. Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!
В 1934 г. Сухомлинский поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте, по окончании которых учился на факультете украинского языка и литературы, но вынужден был прервать учебу из-за болезни. В 1936 г. стал студентом Полтавского учительского института и, сдав экстерном все зачеты и экзамены, получил диплом с отличием в 1938 г.. В 1934 г. Сухомлинский поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте, по окончании которых учился на факультете украинского языка и литературы, но вынужден был прервать учебу из-за болезни. В 1936 г. стал студентом Полтавского учительского института и, сдав экстерном все зачеты и экзамены, получил диплом с отличием в 1938 г..
В 1942 г. получил тяжелое ранение и был снят с воинского учета по инвалидности. В 1942-1944 гг. работал директором школы в Удмуртии, а в 1944-1948 гг. заведовал Онуфриемским районным отделом народного образования. Был директором Павлышской средней школы. В 1942 г. получил тяжелое ранение и был снят с воинского учета по инвалидности. В 1942-1944 гг. работал директором школы в Удмуртии, а в 1944-1948 гг. заведовал Онуфриемским районным отделом народного образования. Был директором Павлышской средней школы. Плодотворно работал в области теории воспитания и обучения, разрабатывал основы педагогического мастерства, школоведение.
Сухомлинский говорил о воспитании всесторонне развитой личности, т.е. применения системного подхода, связи семейного и общественного воспитания, уважении личности ребенка. Утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую ребенка над коллективом. Говорил о необходимости изгнания из школ насилия и принуждения; о воспитании у детей этических представлений о долге, чести, достоинстве, добре и свободе. Сухомлинский говорил о воспитании всесторонне развитой личности, т.е. применения системного подхода, связи семейного и общественного воспитания, уважении личности ребенка. Утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую ребенка над коллективом. Говорил о необходимости изгнания из школ насилия и принуждения; о воспитании у детей этических представлений о долге, чести, достоинстве, добре и свободе.
В практике работы считал важным создание высоконравственного коллектива единомышленников, в котором особое место должна занимать разнообразная совместная творческая деятельность учителей и учеников. В практике работы считал важным создание высоконравственного коллектива единомышленников, в котором особое место должна занимать разнообразная совместная творческая деятельность учителей и учеников. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).
Сухомлинский говорил, что ребенка должен окружать мир труда, творчества и созидания; надо ввести ребенка в сложный мир человеческий отношений; показать красоту человека труда. Ребенок должен научиться чувствовать сердцем другого – это самое трудное, что есть в воспитании. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека; важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться. Сухомлинский говорил, что ребенка должен окружать мир труда, творчества и созидания; надо ввести ребенка в сложный мир человеческий отношений; показать красоту человека труда. Ребенок должен научиться чувствовать сердцем другого – это самое трудное, что есть в воспитании. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека; важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться.
Принципы В.А. Сухомлинского: смысл и содержание воспитания, понимаемого как единство педагогического влияния и самовоспитания ребенка, определяется постулатом: наивысшей ценностью является человек; эффективность педагогического влияния на коллектив и личность находится в прямой зависимости от гармонического единства нравственной культуры, духовного богатства, многообразия интересов носителя этого влияния;
воспитательное влияние педагога не является чем-то социально заданным, кем-то организованным, а происходит потому, что воспитателя и воспитанника объединяет общность духовных интересов, многогранной деятельности; воспитательное влияние педагога не является чем-то социально заданным, кем-то организованным, а происходит потому, что воспитателя и воспитанника объединяет общность духовных интересов, многогранной деятельности; результативность воспитательного влияния определяется в том числе и тем, насколько педагог внутренне глубоко понимает детство как особый, свойственный только детству, период развития человеческой индивидуальности; в воспитательном процессе воспитанник является помощником педагога. Мудрость последнего состоит именно в том, чтобы добиться положения, при котором воспитанник сам себя воспитывал.
2. хозяйственно-бытовая. Это заключается не только в обеспечении своего ребенка всеми благами, но и в умении сделать так, чтобы всего было в меру, без излишеств. 2. хозяйственно-бытовая. Это заключается не только в обеспечении своего ребенка всеми благами, но и в умении сделать так, чтобы всего было в меру, без излишеств. 3. функция первичной защиты. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратиться за помощью к родителям.
Читайте также: