6 связь школьного и семейного воспитания в педагогической теории и практике в а сухомлинского

Обновлено: 04.07.2024

ВложениеРазмер
zonova_suhomlinskiy.docx 381.23 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад к педагогическим чтениям

Зонова Мария Александровна,

педагог дополнительного образования

ГБОУ ДОД ЦВР Центрального района

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ТРУДАХ В. А. СУХОМЛИНСКОГО.

Зонова Мария Александровна,

педагог дополнительного образования ГБОУ ДОД

ЦВР Центрального района Санкт-Петербурга.

Заслуга В.А. Сухомлинского в возвращении к общечеловеческим ценностям огромна. Он первым в советской педагогике обратился к процессам духовной жизни ребёнка, необходимости и ценности сопереживания, сочувствия, создания необходимых условий для воспитательной деятельности родителей и учителей. Именно ему принадлежит заслуга определения приоритетов нравственного воспитания ребенка в семье.

В. А. Сухомлинский был вдумчивым исследователем детской души, чутким наставником молодежи, прекрасным высокоодаренным воспитателем, который органически соединял в своей деятельности теорию с практикой. Он достаточно полно раскрыл основные стороны народной педагогики, способствующие становлению личности: трудовое, физическое, эстетическое, нравственное, умственное воспитание, говорил о роли игры, природы, эмоций и семьи в формировании человека.

Важнейшей составляющей народной педагогики Сухомлинский считал нравственное воспитание, оно диктуется социальным назначением человека. Сухомлинский писал: "Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами". Педагог сформулировал общечеловеческие нормы как основу нравственности, азбуку моральной культуры, в основе которой лежит народное начало.

Важное значение в воспитании детей народная педагогика придавала семье и родителям. Эта проблема занимала значительное место и в научно-педагогической деятельности В. А. Сухомлинского. Он подчеркивал, что человек смертен, но бессмертен народ, а богатства народной души хранятся в памяти людей, в поступках старших поколений. Поэтому почитание старших должно стать законом нашей жизни, ибо они – частица нашей истории, они мудрее, духовно богаче молодежи, и ей надо учиться у старших, особенно это важно учитывать в семье. [1]

Основная функция семьи это естественно генеративная ( продолжение рода ) , но она накладывает на молодых родителей огромную ответственность. Ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть папой или какой мамой, – это функция социализации семьи . Следующая функция – хозяйственно-бытовая . Она заключается не только в обеспечении своего ребенка всеми благами, но и в умении сделать так, чтобы всего было в меру, без излишеств.

Еще одна функция семьи – функция первичной защиты . Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратится за помощью к родителям.

Основной метод , по мнению Сухомлинского В.А. – воспитание взаимоотношениями , так как ребенок счастлив, когда его родители счастливы, когда он видит улыбки и взаимоуважение родителей.

В своих трудах В.А. Сухомлинский описывал свою работу с родителями. Он изучал каждую семью в отдельности, все их проблемы и достижения.

Важная мудрость жизни, которую должен постичь человек – человеческие взаимоотношения. Родители должны взаимодействовать со школой, учителя с семьей. Широко должен применяться метод беседы на занятиях с детьми, причем педагог должен быть высоконравственным человеком, с богатым жизненным опытом.

• Конференция родителей (решение учебных проблем детей)

• Посещение семей (сравнение требований учителя и родителей к самостоятельной работе)

Важнейший человеческий долг детей – платить родителям за их заботу, любовью уважением и преданностью. Участники студии всегда всё делают сообща с родителями, самое главное, что родители поддерживают желания детей, что помогает детям быть увереннее в своих начинаниях.

Проанализировав идеи, функции и методы Сухомлинского, можно сделать вывод, что большое значение имеет духовное соучастие ребенка во всех делах семьи. Важно, чтобы дети чувствовали тончайшие душевные движения родителей и уважали их, так как в недалеком будущем они сами станут отцами и матерями. Методы, используемые Сухомлинским, актуальны и по сей день, но только многие сейчас утратили эту чистоту взаимоотношений. Многие и не задумываются о том, что на своем собственном примере можно сформировать сознание детей. Очень важно создать систему ценностей в семье, чтобы передать их своему ребенку. В. А. Сухомлинский отмечает, что народ является творцом и хранителем идей огромной силы, а бесценное наше сокровище есть Родина, паше Отечество – земля наших предков, которая дает нам хлеб и хранит их прах. Знание истории нашей страны даст возможность каждому человеку подняться до понимания своей роли в общественном развитии". На протяжении многих лет методы семейного воспитания остаются такими же, они лишь немного меняются уже в зависимости от уровня развития общества.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную тему можно развивать на родительских собраниях, классных часах, которые будут направлены на формирование убеждения важности семьи, научат детей гордиться достижениями, традициями и обычаями своей семьи ,

Учитель физики Москалёва И.С.

" Семейная педагогика" В.А. Сухомлинского

В качестве эпиграфа я выбрала простую, короткую, но ёмкую фразу Василия Александровича Сухомлинского:

Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”.

Проблема «отцов и детей «во все времена, во все эпохи стояла особо остро. Взаимоотношениями поколений всегда интересовались педагоги, поэтому в современной теории воспитания существует раздел - семейное воспитание. В концепции семейного воспитания В.А. Сухомлинского можно выделить 3 аспекта:

1) Воспитание в семье.

3) Воспитание родителей.

1)Воспитание ребенка в семье

Семья, по мнению Сухомлинского первичная ячейка человеческих отношений (моральных, эстетических, нравственных).

Огромная ответственность в семейном воспитании лежит на родителях, на их взаимоотношениях.

Функции семьи :

-Воспитание ребенка- Основной метод, по мнению Сухомлинского В.А. – воспитание взаимоотношениями. Ребенок считывает социальные роли родителей, каким быть папой или какой мамой, – это функция социализации семьи.

- Хозяйственно-бытовая: Она заключается не только в обеспечении своего ребенка всеми благами, но и в умении сделать так, чтобы всего было в меру, без излишеств.

-Первичная защита: Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратится за помощью к родителям.

2)Воспитание знаний о семье. По мнению Василия Александровича, в школе не учат жить. Важная мудрость жизни, которую должен постичь человек – человеческие взаимоотношения. Необходимо со школьной скамьи ввести такой предмет, на котором бы дети получали знания о семье, о том, как жить, как быть отцом и матерью. Но это лишь одна сторона, другая заключается в умении родителей взаимодействовать со школой и в умении учителя взаимодействовать с семьей.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями

3) Воспитание родителей

Педагогу очень важно знать семью обучаемого им ребенка. У Сухомлинского на этот счет двойная точка зрения: с одной стороны – это плюс для учителя, в плане его взаимодействия с родителями, уверенность в его заинтересованности в обучении и воспитании ребенка. С другой стороны это плюс для самой семьи – общение с другими родителями, обмен опытом, взаимное решение проблем. Методы, которые использовал Сухомлинский :

• Конференция родителей (решение учебных проблем детей)

• Посещение семей (сравнение требований учителя и родителей к самостоятельной работе)

Эти методы нашли отражение в современной школе в виде

-Индивидуальных форм работы

-Переписка с родителями.

-Групповые формы работы - родительские собрание, заседание родительского комитета, школа осознанного родительства, общешкольные родительские собрания.

По В.А. Сухомлинскому

-В основе взаимодействия семьи и классного руководителя должны лежать принципы взаимного доверия и уважения, поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

Данная концепция имеет довольно долгую историю своего существования и является актуальной уже много лет.

Современную интерпретацию семейного воспитания по Сухомлинскому увидела в спортивной секции, куда ходит мой ребёнок.

Мы хотим напомнить вам, что такие волшебные слова, как "здравствуйте", "спасибо", "пожалуйста" , "извините", впервые дети узнают дома.

Именно дома дети учатся быть честными, пунктуальными и прилежными, хорошо относиться к друзьям, уважать старших и учителей.

Именно дома они учатся быть аккуратными , не говорить с набитым ртом и бросать мусор в урну.

Дома также они учатся быть организованными, ухаживать за своими вещами и не трогать чужие.

Родительское воспитание мы лишь подкрепляем, но не заменяем!

«Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя

Данную тему можно развивать на родительских собраниях, классных часах, которые будут направлены на формирование убеждения важности семьи, научат детей гордиться достижениями, традициями и обычаями своей семьи , как вариант:"История моей семьи", "Мир увлечений моей семьи", изготовление родословного дерева, изготовление своими руками подарков для родителей к праздникам, совместные выходы на природу, экскурсии на рабочие места родителей.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ В.А. СУХОМЛИНСКОГО

Воспитание детей – это сложный и много- гранный процесс. Он начинается, как только кроха начинает уверенно стоять на ногах и познавать окружающий мир. Всё, чему учатся малыши с самого раннего детства, является основой будущей, формирующейся личности.

«Воспитание детей – это отдача особых сил, сил духовных. Человека мы создаем любовью

С самых первых дней жизни ребёнок рас- тёт в маленьком мире любви и ласки, где о нём заботятся, его любят. Задача родителей и всех из ближнего окружения ребёнка научить его не только принимать любовь и внимание, но и отдавать взамен. Научить маленького человека делать важные поступки: проявлять

нежность по отношению к родителям, забо- титься о младших братьях и сёстрах, оказы- вать посильную помощь бабушкам и дедуш- кам. Эти общечеловеческие ценности очень важны и просто необходимы для того, чтобы из ребёнка вырос достойный человек, обла- дающий нравственными нормами и мораль- ными ценностями.

Важно воспитать достойного гражданина своей страны. Как важна миссия родителей. Семья должна стать для ребёнка надёжным фундаментом и главной стартовой площад- кой для каждого человека.

Основными идеями гуманистической пе- дагогики Сухомлинского были такие прин- ципы:

- воспитание без наказания;

- сотрудничество родителей, педагогов и детей;

- труд как творчество;

- свобода выбора поведения, поступка, об- раза жизни;

- ответственность за свой выбор;

- получение знаний без принуждения. Здесь прослеживается и высокая нрав-

ственность родителей, и доверие к ребёнку и

всем членам семьи и воспитание без наказа- ния, как важные принципы воспитания.

Ведь если малыша любят, он тоже учится любить, если мама и папа заботятся о своих родителях, то и малыш научится заботиться о своих близких. Важно собственным приме- ром воспитывать ребёнка, показывая ему, как правильно себя вести, чем дорожить и о ком заботиться.

Немаловажное значение в воспитании ре- бёнка Василий Александрович отводит тру- довой деятельности, творческому труду.

Каждый родитель должен понять своего ребёнка, принять порой его выбор.

способен поддержать своего ребёнка, под- бодрить его в нужную минуту, а не навязы- вать своё мнение и свой выбор.

оценивать его потребности, не быть слепым к его просьбам. Это необходимо для того, что- бы не разочароваться в выросшем из ребёнка человеке. Ведь общая задача родителей и пе- дагогов – воспитать человека с большой бук- вы!


Ключевые слова: школа, учитель, ребенок, воспитание, семья, родители, самовыражение, формирование личности, взаимоотношения, любовь.

Василий Александрович Сухомлинский является одной из ярчайших фигур советской педагогики. Не отрицая коммунистических идей, ему удалось воплотить в жизнь собственные взгляды о гуманной педагогике и воспитать в духовно-гармоничной сфере счастливые личности. Все это могло произойти лишь благодаря искренней любви к детям; проработав в сельской школе практически всю свою жизнь, Сухомлинский В. А. превратил ее в настоящую научно-педагогическую лабораторию, в которой несмотря на жесткую коммунистическую идеологию в стране, он смог творить и воплощать в жизнь свои педагогические теории на практике.


(В. А. Сухомлинский)


(В. А. Сухомлинский)

Василий Александрович Сухомлинский, отвечая на вопрос, что самое главное было в его жизни, говорил, любовь к детям. Любовь — это один из самых главных факторов, связывающих между собой учителя и ученика в школе и ребенка с его родителями. Важным является духовая связь, понимание, учитель, который не способен поставить себя на место своего ученика с трудом сможет его понять. Сухомлинский В. А., очень часто напоминал в свои работах о том, что мы все когда-то были детьми, и нам не стоит забывать об этом, не учителям, не родителям, когда мы пытаемся воспитывать наших детей.

  1. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика.- М., 2010.
  2. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. — М., 2014.
  3. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.- М., 2015.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, родитель, жизнь, беседа, любовь, школа, воспитание ребенка, особое внимание, семейное воспитание, формирование личности ребенка.

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему В. А. Сухомлинский о школьной педагогике и семейном воспитании. Презентация на заданную тему содержит 18 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

В 1934 г. Сухомлинский поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте, по окончании которых учился на факультете украинского языка и литературы, но вынужден был прервать учебу из-за болезни. В 1936 г. стал студентом Полтавского учительского института и, сдав экстерном все зачеты и экзамены, получил диплом с отличием в 1938 г.. В 1934 г. Сухомлинский поступил на подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте, по окончании которых учился на факультете украинского языка и литературы, но вынужден был прервать учебу из-за болезни. В 1936 г. стал студентом Полтавского учительского института и, сдав экстерном все зачеты и экзамены, получил диплом с отличием в 1938 г..

В 1942 г. получил тяжелое ранение и был снят с воинского учета по инвалидности. В 1942-1944 гг. работал директором школы в Удмуртии, а в 1944-1948 гг. заведовал Онуфриемским районным отделом народного образования. Был директором Павлышской средней школы. В 1942 г. получил тяжелое ранение и был снят с воинского учета по инвалидности. В 1942-1944 гг. работал директором школы в Удмуртии, а в 1944-1948 гг. заведовал Онуфриемским районным отделом народного образования. Был директором Павлышской средней школы. Плодотворно работал в области теории воспитания и обучения, разрабатывал основы педагогического мастерства, школоведение.

Сухомлинский говорил о воспитании всесторонне развитой личности, т.е. применения системного подхода, связи семейного и общественного воспитания, уважении личности ребенка. Утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую ребенка над коллективом. Говорил о необходимости изгнания из школ насилия и принуждения; о воспитании у детей этических представлений о долге, чести, достоинстве, добре и свободе. Сухомлинский говорил о воспитании всесторонне развитой личности, т.е. применения системного подхода, связи семейного и общественного воспитания, уважении личности ребенка. Утверждал гуманистическую педагогику, возвышающую ребенка над коллективом. Говорил о необходимости изгнания из школ насилия и принуждения; о воспитании у детей этических представлений о долге, чести, достоинстве, добре и свободе.

В практике работы считал важным создание высоконравственного коллектива единомышленников, в котором особое место должна занимать разнообразная совместная творческая деятельность учителей и учеников. В практике работы считал важным создание высоконравственного коллектива единомышленников, в котором особое место должна занимать разнообразная совместная творческая деятельность учителей и учеников. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

Сухомлинский говорил, что ребенка должен окружать мир труда, творчества и созидания; надо ввести ребенка в сложный мир человеческий отношений; показать красоту человека труда. Ребенок должен научиться чувствовать сердцем другого – это самое трудное, что есть в воспитании. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека; важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться. Сухомлинский говорил, что ребенка должен окружать мир труда, творчества и созидания; надо ввести ребенка в сложный мир человеческий отношений; показать красоту человека труда. Ребенок должен научиться чувствовать сердцем другого – это самое трудное, что есть в воспитании. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека; важно, чтобы у детей был друг, о котором надо заботиться.

Принципы В.А. Сухомлинского: смысл и содержание воспитания, понимаемого как единство педагогического влияния и самовоспитания ребенка, определяется постулатом: наивысшей ценностью является человек; эффективность педагогического влияния на коллектив и личность находится в прямой зависимости от гармонического единства нравственной культуры, духовного богатства, многообразия интересов носителя этого влияния;

воспитательное влияние педагога не является чем-то социально заданным, кем-то организованным, а происходит потому, что воспитателя и воспитанника объединяет общность духовных интересов, многогранной деятельности; воспитательное влияние педагога не является чем-то социально заданным, кем-то организованным, а происходит потому, что воспитателя и воспитанника объединяет общность духовных интересов, многогранной деятельности; результативность воспитательного влияния определяется в том числе и тем, насколько педагог внутренне глубоко понимает детство как особый, свойственный только детству, период развития человеческой индивидуальности; в воспитательном процессе воспитанник является помощником педагога. Мудрость последнего состоит именно в том, чтобы добиться положения, при котором воспитанник сам себя воспитывал.

2. хозяйственно-бытовая. Это заключается не только в обеспечении своего ребенка всеми благами, но и в умении сделать так, чтобы всего было в меру, без излишеств. 2. хозяйственно-бытовая. Это заключается не только в обеспечении своего ребенка всеми благами, но и в умении сделать так, чтобы всего было в меру, без излишеств. 3. функция первичной защиты. Важно, чтобы ребенок знал, что в любой момент может обратиться за помощью к родителям.

Читайте также: