Что должен знать ученик 3 класса школа россии

Обновлено: 05.07.2024

- грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфо­граммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безудар­ные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилага­тельных, время и число глаголов);

- изменять имена существительные по числам; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

- производить синтаксический разбор предложений: опреде­лять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

- писать (после предварительной подготовки) сочинение пове­ствовательного характера по сюжетной картинке, личным на­блюдениям.

- названия компонентов и результатов арифметических действий (сложение, вычитание, умножение, деление);


- осознанно читать вслух 65-75 слов в минуту;
- правильно, сознательно выразительно и с определенной скоростью читать доступный пониманию тест целыми словами с переходом к чтению словосочетаниями, соблюдением ударения в словах, правильной интонации и смыслового (логического) ударения и пауз;

- с помощью учителя определять главную мысль прочитанного программного произведения (рассказа, сказки);

- отыскивать в тексте слова и выражении, используемые автором для характеристики действующих лиц, для описания картин природы;

- самостоятельно находить в тексте незнакомые слова и выражения и с помощью учителя или по словарю выяснить их значения;

Посмотрим, какие знания и умения должны показывать наши школьники на выходе из третьего класса.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Устные монологические и диалогические высказывания третьеклассников усложняются и увеличиваются до 3-5 предложений на заданную тему. Также ребенок должен уметь устно и письменно формулировать просьбу, извинение, приглашение, благодарность, отказ - с использованием норм речевого этикета и в объеме 2-4 предложений.

При работе с текстом , ученик должен уметь:

  • Определять тему и главную мысль текста
  • Определять ключевые слова и связь предложений в тексте (видеть эту связь через личные местоимения, синонимы, союзы И, А, НО)
  • Выявлять и озаглавливать части текста
  • Составлять план повествовательного текста, чтобы на его основе создать свой текст (для пересказа или изложения) и откорректировать его

Интересно, что знать терминологию типов речи (повествование, рассуждение, описание) необязательно в третьем классе, это выносится в четвертый класс. Достаточно понимать, что тексты бывают разные, а для примеров даются простые случаи, без смешивания.

Знания фонетики и орфоэпии :

  • Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов с орфограммами (без транскрибирования): давать характеристику звукам по заданным параметрам (твердые/мягкие, звонкие/глухие), соотносить количество букв и звуков с учетом наличия в слове йотированных звуков (Е, Ё, Ю, Я) , мягких/твердых знаков и непроизносимых согласных
  • Правильно ставить ударение в словах в соответствии с нормами языка, при необходимости уметь уточнить правильность

Грамматика, морфемика, синтаксис:

- написание непроверяемых гласных и согласных в корне слова;

- написание парных звонких и глухих согласных в корне слова (в середине слова) (дубки, лодка, площадка) ;

- написание непроизносимых согласных в корне слова (честный, радостный) ;

- употребление разделительного мягкого знака (ь) и разделительного твердого (ъ) знаков;

- написание мягкого знака (ь) после шипящих на конце имен существительных женского рода ( мышь, рожь, ночь) ;

- написание безударных родовых окончаний имён прилагательных (у мная, умный, умное);

- раздельное написание частицы не с глаголами;

- раздельное написание предлогов со словами

ЛИТЕРАТУРА

В чтении темп возрастает до 60 слов в минуту - это минимум для третьеклассника. Чтение должно легко даваться как вслух, так и про себя, целыми словами, без пропусков букв и перестановки слогов. Разумеется, соблюдение орфоэпических и интонационных норм языка улучшается, в том числе при чтении наизусть. Помимо собственно умения хорошо читать, третьеклассникам положено:

  • Различать произведения фольклора и литературы, приводить примеры таких произведений в разных жанрах (сказки, былины, рассказы, стихи), а также приводить примеры фольклорных произведений разных народов России
  • Различать художественные и познавательные тексты
  • Определять главную мысль и тему произведения (такой же спрос и по русскому языку)
  • Понимать взаимосвязь между характером героя и его поступками, мыслями и чувствами
  • Выявлять причинно-следственную связь событий и эпизодов текста
  • Отличать автора произведения от героя и рассказчика
  • Давать характеристику (в том числе портретную) героям, определять авторское отношение к ним и их поступкам, к описываемой ситуации или событию, сравнивать героев одного произведения между собой и сопоставлять их по предложенным критериям (чем похожи, чем отличаются, какой контраст между ними, какие аналогии)
  • Находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении (навык пересекается с русским языком)
  • Находить и называть средства изображения героев и выражения их чувств, портрет героя, описание пейзажа и интерьера
  • Осознанно применять изученные литературные понятия для анализа и интерпретации произведения
  • Составлять план текста (вопросный, номинативный) с выделением эпизодов и смысловых частей
  • Уметь пользоваться словарями

В плане развитости речи должны быть достигнуты следующие предметные результаты:

  • Умение задавать вопросы к учебным и художественным текстам
  • Умение строить устное диалогическое и монологическое высказывание с соблюдением орфоэпических норм, правильной интонации
  • Устно и письменно формулировать простые выводы на основе прочитанного/прослушанного текста, подтверждать ответ примерами из текста
  • Подробно, выборочно или сжато пересказывать содержание произведения
  • Рассказывать о прочитанных произведениях
  • Читать по ролям, инсценировать
  • Придумывать продолжение прочитанного произведения
  • Сочинять произведения по аналогии с прочитанным
  • Составлять рассказ по иллюстрациям или по заданному началу
  • Составлять устные и письменные высказывания на заданную тему по содержанию произведения (не менее 6 предложений)

МАТЕМАТИКА

Навыки и умения, которые должны быть сформированы у детей, заканчивающих третий класс:

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

В третьем классе дети знакомятся с финансами, странами мира и их достопримечательностями, а еще учатся разоблачать мошенников, этот навык тоже является предметным. Полный список компетенций, рассматриваемых на аттестации:

ФГОС изучала Оля Иванова

По начальной школе у нас остался разбор основ четвертого класса и разбор каждого оставшегося предмета по отдельности. Подпишитесь на канал, чтобы читать и понимать ФГОС вместе.

Диагностика, напомним еще раз, — это прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение его результатов. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных для имеющихся условий результатов.

Различают диагностирование обученности, т. е. последствий, достигнутых результатов и обучаемости. Обученность рассматривается так же, как достигнутый на момент диагностирования уровень (степень) реализации намеченной цели. Целью дидактического диагностирования является своевременное выявление, оценивание и анализ течения учебного процесса в связи с его продуктивностью.

Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Цели диагностической работы:

  • Оценить общеобразовательную подготовку по русскому языку в 3 классе основной общеобразовательной школы общеобразовательных учреждений с целью установления соответствия качества подготовки требованиям государственных общеобразовательных стандартов и выявления динамики результативности обучения по русскому языку.
  • Выявить элементы содержания курса, вызывающих наибольшее затруднение.

Содержание и структура диагностической работы:

  • Содержание работ охватывает изученный материал за 3 класс.
  • Разделы курса по русскому языку разделены по темам курса.
    1. Фонетика и графика. (Приложение 1)
    2. Морфемный состав, словообразование. (Приложение 2)
    3. Морфология (Приложение 3)
    4. Синтаксис и пунктуация. (Приложение 4)
    5. Орфография (Приложение 5)
  • Работы состоят из двух частей: теоретической и практической.
  • Теоретическая часть включает в себя изученные правила.
  • Практическая часть состоит трёх частей, различающихся уровнем сложности:
    1. Часть А содержит знания базового уровня (уровня минимальных требований)
    2. Часть В содержит знания повышенного уровня.
    3. Часть С содержит задания олимпиадного характера.

Время выполнения работы:

На выполнение диагностической работы отводится 40 минут, инструктаж занимает не менее 5 минут.

Система оценивания результатов практической части:

Часть А каждое правильное задание оценивается 1 баллом

Часть В каждое правильное задание оценивается 2 баллами

Часть С каждое правильное задание оценивается 3 баллами.

Принципы составления диагностических работ:

  • Принцип соответствия. Диагностические работа в целом и отдельные ее задания соответствуют программному материалу 3 класса.
  • Принцип дифференциации. В диагностических работах выделяется уровень минимальных требований и повышенный уровень освоения материала русского языка. Объем заданий базового (минимальных требований) уровня составляет 50–75% работы.
  • Принцип полноты предполагает проверку сформированности основных видов деятельности соответствующего возраста. Однако отдельные варианты диагностических работ не претендует на полноту проверки по всем элементам содержания школьного курса, пройденного к моменту проведения диагностики в силу ограниченности времени выполнения задания учениками.
  • Подбор заданий для варианта диагностической работы определяется по наиболее важным темам, в соответствии с пройденными к моменту проверки элементами содержания.
  • Принцип отсроченности проверки. В диагностических работах проверяются остаточные знания по предмету.
  • Принцип дополнительности. Варианты диагностической работы включают разные виды заданий, например, с выбором ответа, задания на установление соответствия, со свободным ответом.

Примечания

При составлении тестов были использованы:

Русский язык 3 класс. Знания, умения, навыки (ЗУН)

К концу 3 класса ты должен знать:

Фонетика

  1. Чем отличается звук от буквы?
  2. Сколько основных (ударных) гласных звуков в русской речи?
  3. Чем отличается гласный звук от согласного?
  4. Как узнать, сколько в слове слогов?
  5. Какие гласные звуки обозначают два звука и когда?
  6. Характеристика гласного и согласного звуков.

Словообразование

  1. Что такое корень слова? Какие слова называются однокоренными?
  2. Что такое окончание слова?
  3. Что такое приставка?
  4. Что такое суффикс?
  5. Как образуются однокоренные слова?
  6. Как найти приставку?

Морфология

  1. Назови части речи.
  2. Что такое имя существительное?
  3. Что такое имя прилагательное?
  4. Что такое глагол?
  5. Что такое местоимение?
  6. Что такое числительное?
  7. Что такое наречие?
  8. Что такое предлог?
  9. Как узнать к какой части речи относится слово?
  10. Как изменяются слова? Как узнать, в каком числе стоит слово?
  11. Какие имена существительные отвечают на вопрос что? кто?
  12. Род имён существительных?
  13. Род имен существительных во множественном числе.
  14. Число имен существительных?
  15. Что такое склонение?
  16. Как определить падеж существительного?
  17. На что указывает Ь знак после шипящих у существительных?
  18. Как изменяются имена прилагательные?
  19. Род имен прилагательных. Вопросы.
  20. Число имен прилагательных. Вопросы.
  21. Изменение глаголов по числам? Вопросы.
  22. Изменение глаголов по временам? Вопросы.
  23. Глаголы прошедшего времени.
  24. Как изменяются глаголы в прошедшем времени?
  25. Неопределённая форма глаголов.

Орфография

  1. Какие слова пишутся с большой буквы?
  2. Правила переноса слов.
  3. Как проверить слово с парными согласными на конце?
  4. Написание каких гласных звуков в безударных слогах нужно проверять?
  5. Как проверить безударный гласный в корне слова?
  6. Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне?
  7. Как проверить безударную гласную в приставке?
  8. Правописание согласных в приставках?
  9. Как проверить безударную гласную в суффиксе?
  10. Как проверить слова с непроизносимой согласной?
  11. Как отличить предлог от приставки? Как они пишутся.
  12. Перед какими словами никогда не стоит предлог?
  13. Когда пишется Ъ разделительный знак?
  14. Когда пишется Ь разделительный знак?
  15. Какие имена существительные пишутся с заглавной буквы?
  16. Ь знак на конце существительных.
  17. Окончание имен прилагательных в ед. и мн. числе.
  18. Не с глаголами.

Синтаксис

  1. Что такое предложение?
  2. Как найти в предложении главные члены? Подлежащее и сказуемое?
  3. Что такое второстепенные члены предложения?
  4. Какая часть речи членом предложения не является?
  5. Что такое простое предложение?
  6. Что такое сложное предложение?
  7. Какие предложения называются простыми нераспространенными?
  8. Какие предложения называются простыми распространенными?
  9. Какие бывают предложения по цели высказывания?
  10. Какие бывают предложения по интонации?
  11. Когда в конце предложений ставится восклицательный знак?
  12. Что такое словосочетание?
  13. Какие члены предложения не могут образовать словосочетание?
  14. Каким членом предложения является существительное в Им. пад.?
  15. Каким членом предложение чаще всего бывает глагол?
  16. Что такое текст?
  17. Что такое тема текста?
  18. Что такое главная мысль текст?
  19. Что такое текст-повествование? текст- описание? текст- рассуждение?

Лексика

  1. Что такое антонимы?
  2. Что такое синонимы?
  3. Значение одинаковых глаголов в речи.

Ученик 3 класса должен уметь:

  1. Грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);
  2. Производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;
  3. Подбирать однокоренные слова разных частей речи;
  4. Распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);
  5. Изменять имена существительные по числам;
  6. Склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;
  7. Изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;
  8. Изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;
  9. Распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;
  10. Устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;
  11. Распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;
  12. Производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
  13. Интонационно правильно произносить предложения;
  14. Писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;
  15. Определять тему и основную мысль текста;
  16. Делить текст на части, соблюдать красную строку;
  17. Устанавливать связь между частями текста;
  18. Устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;
  19. Озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;
  20. Распознавать текст – повествование, описание, рассуждение;
  21. Писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;
  22. Составлять устный ответ-рассуждение.

Писать без ошибок слова с непроверяемыми написаниями: Автобус, адрес, аллея, аптека, библиотека, болото, ботинки, вагон, валенки, вдруг, вместе, вокруг, воскресенье, восток, вчера, герой, горох, декабрь, дорога, жёлтый, животное, завтра, завтрак, запад, завод, земляника, картина, картофель, квартира, килограмм, коллектив, коллекция, комбайн, комбайнер, комната, компот, корабль, космонавт, космос, Красная площадь, Кремль, кровать, лагерь, лестница, магазин, малина, месяц, метро, молоток, морковь, ноябрь, обед, овёс, овощи, огород, огурец, однажды, октябрь, орех, осина, отец, памятник, песок, пловец, победа, погода, помидор, понедельник, потом, праздник, приветливо, пшеница, пятница, ракета, рассказ, расстояние, растение, революция, рисунок, сахар, север, сегодня, сентябрь, сирень, совет, солдат, соловей, солома, столица, тарелка, топор, трактор, трамвай, ужин, улица, февраль, хоккей, хороший, чёрный, четверг, чувство, яблоко, яблоня, январь.

Чистописание

Дальнейшее закрепление гигиенических навыков письма. Упражнения в письме по одной линейке (усвоение новой высоты, ширины букв). Письмо заглавных и строчных букв и их соединений: 1) з, к, ж, в, ч, б, д, у, я и др.; 2) Г, П, Т, Р, 3, Е, Ю, У, Д, Ф, К, В и др.; 3) П, п, Ч, ч, Р, р, В, в, Е, е, 3, з, У, у и др. Упражнения в безотрывных соединениях букв типа ол, ое, во, вл, се, од, ас, об, уе, до, св и др. Связное, ритмичное письмо слов, предложений и небольших текстов.

Индивидуальный график сдачи и учет ЗУН по русскому языку за 3 класс 2008–2009 учеб. год

Написать объявление и электронное письмо? Сочинять сказки? Считать в пределах миллиона? Все это и не только будет прописано в новых школьных стандартах, которые совет при Минпросвещения рассмотрит уже послезавтра.

 Фото: iStock

В документе четко прописано: чему и в каком классе ребенка должны научить. Вот лишь некоторые требования из проекта новых школьных стандартов начальной школы.

Русский язык

- создавать небольшие устные и письменные тексты (3-5 предложений), (письма, поздравительные открытки, объявления);

- распознавать типы речи: повествование, описание, рассуждение (простые случаи);

- определять тему и основную мысль текста, самостоятельно озаглавить текст, пересказать;

- применять изученные правила правописания, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;

- определять род, склонение, число, падеж существительного;

- составлять предложения с однородными членами;

- правильно списывать, писать под диктовку тексты объемом не более 80 слов; писать подробное изложение (50-60 слов);

Фото: Министерство просвещения РФ

Литературное чтение

- различать произведения устного народного творчества и художественной литературы;

- находить в тексте средства художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение);

- сочинять сказки, рассказы по аналогии с прочитанным;

- писать сочинения на заданную тему (не менее 8 предложений) после предварительной подготовки;

- выбирать книги для самостоятельного чтения;

- среди рекомендованных для "началки" - "детские" произведения А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова, А.К. Толстого, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, А.А. Блока

Иностранный язык

- Вести диалог объемом 4-5 реплик;

- читать вслух и понимать учебные и адаптированные тексты объемом до 80 слов, построенные на изученном языковом материале;

- распознавать и употреблять в устной и письменной речи не менее 500 лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише);

Математика

- считать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 1 000 000;

- выполнять сложение и вычитание в пределах 100 - устно, с многозначными числами - письменно; умножение на 10, 100, 1000 - устно; умножение и деление на однозначное число в пределах 100 - устно, на двузначное число в пределах 100000 - письменно; деление с остатком в пределах 1000;

- находить доли величины (половина, треть, четверть, пятая, десятая часть);

- знать и использовать при решении задач единицы: длины, массы, времени, вместимости, цены и стоимости, площади, скорости;

- различать, называть геометрические фигуры: окружность, круг, изображать окружность заданного радиуса; пользоваться циркулем;

- заполнять данными предложенную таблицу, столбчатую диаграмму;

Фото: Евгения Смолянская

Окружающий мир

- рассказывать о государственных праздниках России; достопримечательностях столицы России и родного края;

- знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации;

- показывать на карте горы, равнины, реки, озера, моря, субъекты Российской Федерации и города России;

- ориентироваться на местности по местным признакам, Солнцу, компасу;

- использовать знания о взаимосвязях в природе для объяснения смены дня и ночи, смены времен года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон;

- ставить опыты по исследованию природных объектов и явлений, используя простейшее лабораторное оборудование;

- различать полезные и вредные привычки;

- осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов в сети Интернет;

- соблюдать правила безопасного поведения при использовании личных финансов, в том числе в сети Интернет; при использовании объектов транспортной инфраструктуры, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха;

- соблюдать правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста).

Не слишком ли много требований? Откуда они взялись? И не перегружают ли ребенка? Об этом "РГ" рассказала Руководитель центра начального общего образования Института стратегии развития образования РАО, член-корреспондент РАО Наталья Виноградова:

Фото: REUTERS

- Можно по-разному относиться к идее распределения требования стандарта по классам. Но в нашей стране огромная армия учителей, их опыт, педагогическая культура, знания-умения весьма различны. И на самом деле многим учителям, которые привыкли работать в определенных рамках, стандарт может облегчить работу. Тем более, что большинство из этих требований основаны на тех же самых примерных программах, которые уже "работают" в школах более 10 лет, - рассказала она. - А творческие учителя смогут за эти рамки спокойно выходить - давать больше, интереснее, разнообразнее. И еще мы забываем, что стандарт определяет требования к образованию на конец 4 класса, поэтому достижения выпускника начальной школы - это результат его образования за четыре года.

По словам Натальи Виноградовой, какие-то отдельные конкретные требования могут быть завышены. Но большинство предметных требований соответствуют возможностям и особенностям развития ребенка в этом возрасте.

- Нельзя сравнивать советских детей и детей современных - у последних гораздо больше возможностей, они живут в другом мире, развиваются по-другому. И средний уровень у них гораздо выше, чем был у ребят даже 10-20 лет назад. Это подтверждают и международные исследования, - говорит Наталья Виноградова. - Существенное улучшение достижений наших младших школьников ученые связывают, в том числе, и с введением стандартов. Я уверена, что доработанный стандарт работает на перспективу, в нем представлено содержание, которое актуально для современных детей. Например, большинство младших школьников уже общаются с компьютером, некоторые посещают Интернет. Должны они знать риски этой своей деятельности? Конечно! Вот и добавлено требование о правилах безопасного поведения в сети Интернет. Но это не означает, что все дети на отметку (!) будут сдавать эти правила. А вот ориентироваться в известных рисках на уровне подготовки к дальнейшему обучению - будут! Сегодня вряд ли кому непонятно, что образование должно работать на шаг вперед, давать детям больше, а требовать на базовом уровне.

Эксперт замечает: не стоит забывать о том, что 20 процентов программы в "началке" образовательная организация может формировать самостоятельно, исходя из своих традиций, способностей детей… 20 процентов для начальной школы, где все ребята должны освоить смысловое чтение, навыки письма, счета и вычислений, да и многое другое…. - это большой резерв для педагогического творчества.

Что еще важно? Некоторые неопытные учителя считают: "Все, что написано в учебнике, ребенок должен знать чуть ли не наизусть. Абсолютно все упражнения обязательны для выполнения". А это не так. В учебниках есть базовое содержание (его должны усвоить все дети!) и есть общий развивающий фон, который обеспечивает движение вперед успешным детям. Благодаря стандартам, учителя будут точно знать - вот этот базовый минимум я дать обязан. Все остальное - интеллектуальный фон обучения, который учитывает возможности, интересы, потребности ученика и обеспечивает его успешное перспективное развитие.

Читайте также: