Основные направления деятельности доу для детей с нарушением слуха

Обновлено: 06.07.2024

от 2 августа 2001 года N 809/23-16

Об организации в дошкольных образовательных
учреждениях групп для слабослышащих детей
со сложными (комплексными) нарушениями в развитии

В настоящее время среди воспитанников дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ) компенсирующего вида увеличилось число детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. Значительная часть таких детей не справляется с темпами освоения материала традиционных коррекционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и в результате оказывается неподготовленной к обучению в школе. Эти дети нуждаются в особой организации воспитательно-образовательной работы, содержание, формы и методы которой должны быть адекватными их возможностям.

В соответствии с пунктом 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 N 677, в ДОУ компенсирующего вида допускается открытие групп для детей со сложными дефектами (два и более дефекта).

Анализ опыта создания в Российской Федерации групп для детей со сложными нарушениями в развитии свидетельствует о том, что указанные формы работы не нашли широкого распространения. В настоящее время можно констатировать, что необходимое программно-методическое обеспечение разрабатывается в достаточной мере лишь для групп слабослышащих детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии. В соответствии с этим по просьбе органов управления образованием субъектов Российской Федерации, методических служб и руководителей ДОУ компенсирующего вида Министерство образования Российской Федерации направляет для использования в работе рекомендации по комплектованию, организации работы, отбору программно-методического обеспечения групп для слабослышащих детей со сложными нарушениями в развитии.

Группы для слабослышащих детей со сложными нарушениями в развитии создаются для дошкольников, у которых нарушение слуха сочетается с первичной задержкой психического развития, умственной отсталостью, нарушениями опорно-двигательного аппарата, мозговых механизмов речи, снижением зрительного восприятия.

Основными задачами работы групп для детей со сложными (комплексными) нарушениями в развитии (далее - групп) являются:

- углубленное медико-психолого-педагогическое изучение детей в процессе коррекционного воспитания и обучения; уточнение характера и степени выраженности каждого из нарушений;

- создание оптимальных условий для физического, познавательного, речевого и социально-личностного развития детей;

- осуществление психолого-педагогической коррекции нарушений в развитии воспитанников группы с учетом индивидуальных возможностей и личностных особенностей каждого ребенка;

- создание условий для формирования предпосылок к учебной деятельности и подготовка воспитанников к обучению на следующей ступени образования;

- определение формы дальнейшего обучения каждого воспитанника.

Комплектование группы осуществляется по заявлению родителей (законных представителей) и на основании заключения психолого-педагогической и медико-педагогической комиссий, которые устанавливают (уточняют) диагноз и дают рекомендации по выбору направлений коррекционно-педагогической работы с ребенком.

Предпочтительным вариантом является первоначальное (диагностическое) обучение ребенка со сложной структурой нарушений развития в обычной группе для слабослышащих детей (ясельной, младшей) с целью выявления особенностей развития и возможностей в обучении. В случае обнаружения значительных трудностей при обучении ребенка в обычной группе психолого-медико-педагогическая комиссия решает вопрос о целесообразности перевода ребенка в группу для детей со сложными недостатками развития. Вместе с тем не исключен и такой вариант, когда дети с выраженными нарушениями в развитии после первичного обследования на комиссии (установления диагноза) и при условии возрастного соответствия направляются в данную группу сразу.

Как показывает практический опыт, с целью наиболее эффективного обучения ребенка в группе и подготовки воспитанников к следующему звену обучения целесообразно обеспечить максимально долгое пребывание ребенка в группе, т.е. направлять в группу детей в возрасте 4-5 лет (с учетом трехлетнего срока воспитания и обучения в данной группе). В группу также могут приниматься дети и более старшего возраста (6 лет) на одно-двухлетний срок воспитания и обучения.

В одну группу могут направляться дети с разными вариантами сочетания недостатков в развитии. Их воспитание и обучение проводятся с учетом индивидуальных особенностей развития.

Практический опыт показывает, что нецелесообразно принимать в группу для слабослышащих детей со сложными (комплексными) недостатками развития:

- умственно отсталых (степени имбецильности и идиотии) слабослышащих детей;

- детей с психопатоподобным поведением;

- детей с текущими психическими заболеваниями (эпилепсией и др.);

- детей с тяжелыми нарушениями моторики, нуждающихся в индивидуальном уходе;

-детей с тяжелыми нарушениями речи (при сохранном слухе);

- детей с общими противопоказаниями для поступления в ДОУ.

Такие дети с целью осуществления индивидуальной коррекционно-педагогической работы по заключению медико-педагогической и психолого-педагогической комиссий и с согласия родителей (законных представителей) могут посещать индивидуальные занятия специалистов или зачисляться в группы кратковременного пребывания (письмо Минобразования России "Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии" от 29.06.99 N 129/23-16).

Наполняемость группы определяется в соответствии с пунктом 48 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении и составляет до 5 детей для обеих возрастных групп (до 3 лет и старше 3 лет).

В процессе обучения воспитанников в группе специалистам психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ (а при его отсутствии - специалистам психолого-педагогических и медико-педагогических комиссий) рекомендуется осуществлять длительное систематическое и планомерное изучение детей: осуществлять контроль за психофизическим состоянием, уточнять диагнозы, сравнивать и оценивать результаты коррекционно-педагогической работы на разных этапах обучения.

В конце каждого года обучения психолого-педагогическая и медико-педагогическая комиссии по результатам обследования воспитанников группы дают рекомендации о дальнейших формах обучения каждого ребенка. По заключению комиссии и при условии достижения ребенком определенного уровня развития он может быть переведен из группы для детей со сложными недостатками в развитии в компенсирующую группу (для слабослышащих детей).

При организации коррекционно-педагогического процесса в группе необходимо учитывать особенности психофизического состояния воспитанников (повышенная утомляемость, низкая работоспособность и т.п.) и обращать внимание на внешние признаки утомления: подавленность, вялость, раздражительность либо повышенная возбудимость и т.д.

С целью профилактики переутомления детей следует чередовать занятия, требующие от детей умственного напряжения, с занятиями физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла, включающими активную двигательную деятельность детей. В процессе каждого занятия должно быть предусмотрено чередование статистических и двигательных нагрузок; в середине каждого занятия, как рекомендуют медицинские работники, необходимо проводить физкультминутку.

В силу особенностей психофизического состояния воспитанников группы в режиме дня (в отличие от компенсирующих групп для слабослышащих детей) выделяется больше времени на проведение режимных моментов (завтрак, обед, подготовка к прогулке и т.д.), сокращается общее время занятий. Примерный режим дня для групп первого, второго-третьего годов обучения дан в приложении 1.

В течение дня необходимо предусматривать сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированной деятельности и отдыха детей. Не рекомендуется "поторапливать" детей во время питания, пробуждения, выполнения ими каких-либо заданий; тон педагога должен быть ровным, спокойным, доброжелательным.

Организационными формами проведения занятий с воспитанниками группы являются фронтальные (со всеми воспитанниками), подгрупповые (деление группы на 2 подгруппы); занятия малыми подгруппами (по 2-3 ребенка), индивидуальные. В первой половине дня рекомендуется проводить два занятия учителя-дефектолога (сурдопедагога) и одно занятие воспитателя; во второй половине дня - два занятия воспитателя. Продолжительность одного занятия в средней группе составляет 15 минут, в старшей - 20 минут, в подготовительной - 25 минут. Между занятиями необходимо предусмотреть перерывы не менее 10 минут. Индивидуальные занятия проводятся с каждым воспитанником группы ежедневно. Их длительность в средней группе - 15-20 минут на одного ребенка; в старшей и подготовительной - 20-25 минут. Примерное расписание занятий (для 3-го года обучения) дано в приложении 3.

В учебный план групп для детей со сложными нарушениями развития включаются все разделы работы, содержащиеся в Программе воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста (М., Просвещение, 1991). Примерный учебный план представлен в приложении 2.

Проведению фронтальных и индивидуальных занятий должно предшествовать всестороннее психолого-педагогическое обследование детей педагогом-психологом, учителем-дефектологом (сурдопедагогом), воспитателями и медицинскими работниками ДОУ (психолого-медико-педагогический консилиум учреждения) с целью определения уровня психофизического и социального развития ребенка, познавательной деятельности, изучения навыков игровой и изобразительной деятельности, а также состояния слуха и речи. Полученные в ходе обследования данные должны стать основой для планирования фронтальных занятий и составления индивидуальной программы коррекционно-педагогической работы с ребенком.

При планировании фронтальных занятий на основе Программы воспитания и обучения слабослышащих детей дошкольного возраста в соответствии с состоянием здоровья и особенностями их развития рекомендуется сокращать объем и содержание материала по разным разделам Программы; при необходимости предусматривать увеличение количества занятий по каждой теме, большую повторяемость тематического материала в разных видах занятий и нерегламентированной детской деятельности.

На индивидуальные занятия рекомендуется выносить материал из разных разделов работы, вызывающий наибольшие затруднения у каждого из воспитанников группы. Занятия по различным разделам Программы могут чередоваться. Например, в течение недели могут чередоваться индивидуальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению с занятиями по развитию речи и формированию элементарных математических представлений. Необходимость проведения индивидуальной работы по тем или иным разделам Программы определяется учителем-дефектологом (сурдопедагогом) в зависимости от уровня усвоения воспитанником программного материала.

Первый заместитель министра
А.Ф.Киселев

Приложение 1
к письму Минобразования России
от 02.08.2001 N 809/23-16


В последние годы всё чаще поднимается вопрос о значимости социализации и самореализации детей с особыми образовательными потребностями, их умению жить в обществе, учиться в течение жизни. Вместе с тем, в отношении образования лиц с особыми образовательными потребностями определяются и специфические цели. Так, для лиц с нарушениями слуха – овладение навыками восприятия устной речи по чтению с губ говорящего и с использованием остаточного слуха, развитие словесной речи. Специальное внимание уделяется развитию слухового восприятия, работе над произношением, чтению с губ, что способствует созданию слухо-зрительной основы формирования и совершенствования устной речи ребенка и сенсорной базы формирования навыков восприятия и воспроизведения различных неречевых звучаний, музыки. Для неслышащих и позднооглохших детей ввиду тяжелого нарушения слуха организуется специальная индивидуальная помощь в ходе всего учебно-воспитательного

процесса, включая индивидуальные и групповые занятия по обучению восприятию и развитию устной речи.

Данная категория детей разделяется на три группы: неслышащие, слабослышащие и позднооглохшие.

Для включения в образовательный процесс детей с нарушениями слуха дошкольные образовательные организации должны быть готовы к решению специфических задач, вытекающих из особенностей развития такого ребенка. К их числу можно отнести следующие:

- изучение особенностей развития ребенка с нарушениями слуха, определение оптимальной формы включения в образовательный процесс, определение содержания специальной педагогической поддержки;

- активизация компенсаторных возможностей ребенка, создание для них специальных образовательных условий, способствующих комплексному развитию личности, мобилизации сохранных функций организма, восполнению недостатка в сенсорной информации;

- обогащение социального опыта, подготовка к общению и совместной деятельности со здоровыми детьми;

- содействие физическому развитию, закрепление навыков личной гигиены, воспитание здорового образа жизни, трудолюбия, самостоятельности;

- рационализация режима дня;

- осуществление мониторинга навыков и умений детей с нарушениями слуха;

- обеспечение подготовки педагогических кадров, владеющих специальными методами и технологиями обучения детей с нарушениями слуха.

- формирование толерантной культуры поведения всех окружающих ребенка людей.

Следует уделять большое внимание проблеме адаптации ребенка к условиям детского сада. Дети слышащих и неслышащих родителей поступают с разным уровнем социального развития, что в определенной мере отражается на протекании адаптационного периода. Данные научных исследований, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка в процессе последующей адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Поэтому решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей с нарушением слуха в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ (дошкольных образовательных учреждений) и родителями. Детям с низким уровнем адаптации требуется особая забота как стороны воспитателей и педагога, так и со стороны родителей. Родителям позволяется приносить любимые малышом игрушки из дома, т.к. они являются частью привычной для ребенка обстановки. Родители должны создать бесконфликтный, спокойный климат в семье, не перегружать нервную систему ребенка: ограничить просмотр телевизора, избегать эмоционально насыщенных мероприятий, формировать у детей навыки самообслуживания и личной гигиены, стараться сохранять режим дня. Особое место здесь занимают родители и группа психолого-педагогического сопровождения (дефектолога, психолога, логопеда, сурдопедагога), составляющие рекомендации по вопросам обучения, воспитания и социализации ребенка с нарушениями слуха. Сурдопедагог дает рекомендации по поводу общения с детьми дома, уточняет речевой материал, который необходимо использовать для развития общения.

Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку в образовательно-воспитательном процессе, представляющий собой целостную, системно организованную деятельность специалистов, в ходе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития

У детей развиваются внимание, память, умственные способности, творческие возможности, навыки коллективной деятельности.

Методы, используемые в обучении детей с нарушениями слуха, рассчитаны на полисенсорный характер восприятия материала детьми с нарушенным слухом. Педагогический процесс строится на слухозрительной основе, что обязывает педагога проявлять постоянное внимание к контролю за пониманием воспринятого, к коррекции, уточнению звуко-слогового состава речи. Специфика наглядных средств – не иллюстрация, а наглядное раскрытие содержания.

Образование детей с нарушениями слуха проводится в условиях постоянного использования электроакустической звукоусиливающей аппаратуры различных типов. Слухопротезирование и интенсивная работа по развитию остаточного слуха требуют наличия аудиометров и помощи врача-сурдолога и аудиолога. Детский сад, ориентированный на детей с нарушениями слуха, должен располагать фонотекой, музыкальными инструментами, звучащими игрушками, специальными компьютерными программами, методической и детской библиотекой, а также кабинетами для проведения коррекционных занятий, залом для занятий коррекционной ритмикой

Организация обучения детей с особыми образовательными потребностями по 8 категориям в условиях инклюзивного образования. Методические рекомендации.– Астана: НАО имени И. Алтынсарина, 2016. –64 с.

Это самостоятельная отрасль специальной педагогики. Под специальной педагогикой понимается теория и практика особого образования лиц с нарушениями в психическом и физическом развитии, для которых процесс обучения при помощи традиционных педагогических методов вызывает сильные сложности, либо вовсе не возможен.

Слабослышащие и глухие дети

Практическая отоларингология дает четкое обозначение нарушенного слуха. Глухота – это стойкое нарушение слуха, которое препятствует общению даже если было проведено слухопротезирование. При таком состоянии возможно сохранение остаточного слуха, который позволяет слышать очень громкие неречевые звуки, либо отдельные звуки речи при сильном усилении их произношения.

Соответственно, по состоянию слуха детей принято разделять на глухих и слабослышащих. Глухие дети – это дети со стойким двусторонним нарушением слуха, которое может носить врожденный или приобретенный характер.

Ребенок, у которого есть остатки слуха, позволяющие ему овладеть речью, как правило, естественным путем, может быть назван слабослышащим. Если же ребенок не может овладеть речевыми навыками без специализированного педагогического процесса, то он определяется как глухой.

Объект, задачи и предмет дошкольной сурдопедагогики

Сурдопедагогика – это научная дисциплина, поэтому она имеет свой объект, предмет и задачи.

Соответственно, объектом является специализированное образование детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Предметом дошкольной сурдопедагогики являются процессы развития, воспитание и обучение детей с нарушенным слухом, а также научное исследование феноменов, порождаемых данными нарушениями.

Основные задачи дошкольной сурдопедагогики следующие:

  • оказание всяческого содействия в раннем выявлении детей с нарушенным слухом, оказание соответствующей педагогической поддержки и помощи;
  • помощь близким членам семьи в воспитании детей, имеющих данные проблемы;
  • определение закономерностей развития дошкольников и детей раннего школьного возраста с недостатками слуха;
  • изучение степени влияния слуховой функции на социальное, физическое, познавательное и речевое развитие, а также на комплексное развитие личности ребенка;
  • формирование основ развивающей и коррекционной работы: определение принципов, задач, специфики воспитания и обучения слабослышащих и глухих детей;
  • определение специфики воспитательного процесса и обучения детей, имеющих нарушения слуха, в условиях разных сроков обучения и различных форм организации (детские сады для детей с нарушенным слухом, специализированные группы при школах и т.д.);
  • использование и совершенствование методов коррекционно-педагогической работы с детьми (развитие слухового восприятия, речевых навыков и т.д.);
  • поиски различных форм организации педагогической поддержки детям с нарушенным слухом;
  • оказание всяческой поддержки и помощи детям с нарушенным слухом в их скорейшей интеграции в среду слышащих детей;
  • формирование и содействие в укреплении связи дошкольных учреждений со школой и различными общественными организациями.


Основные методы дошкольной сурдопедагогики

Сурдопедагогика основывается на обобщении и анализе теории и практических материалов, которые связаны с изучением, обучением и воспитанием детей с нарушенным слухом.

Не существует какой-то одной универсальной методики, которая будет на 100% эффективной. Результат достижим только в том случае, если используется целый спектр методов, каждый из которых может быть эффективным только в том случае, если комбинируется с другими, т.е. коррекционная работа носит комплексный характер. Ниже приведен основной перечень методик, используемых в дошкольной сурдопедагогике.

Используется для изучения процессов воспитания и коррекционной работы в ДОУ для детей с нарушенным слухом. Основная задача – это накопление и анализ тех фактов, которые характеризуют особенности деятельности ребенка, используемые приемы и методики.

Объект наблюдения – это дети дошкольного возраста, имеющие нарушения слуховой функции, в процессе проведения индивидуальных и фронтальных занятий, а также в обычном поведении.

При этом в процессе анализа важно отмечать не только положительные, но и отрицательные результаты. Плюс этой методики в том, что он не идет вразрез с намеченным планом работы, потому что носит естественный характер. Но есть один нюанс – в условиях дошкольного учреждения наблюдение лучше проводить за детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Использование данной методики в отношении детей младшего возраста приводит к нарушению естественности их поведения.

Важно понимать, что при наблюдении есть достаточная доля субъективизма, поэтому исследование лучше дополнять фотосъемкой, аудио и видео.

Подразумевает изучение именно медицинской документации, которая позволяет дать объективную оценку состояния ребенка. Изучается заключение психолого-медико-педагогической комиссии, история развития малыша, аудиограммы, а также другая информация, которая касается раннего развития ребенка, состояния слуховой функции и т.д.

Данная методика позволяет выявить причины и временной период снижения слуха, наличие других недоразвитий. Также изучаются условия, в которых пребывал ребенок с раннего детства, а также их роль на его развитие. Кроме того, анализируются тетради индивидуальной работы, протоколы педагогического обследования и т.д.

Эксперимент относится к активным методикам, потому что условия его проведения различны, в зависимости от цели. Он может проводиться в естественных или лабораторных условиях, быть фронтальным или индивидуальным и т.д.

В эксперименте важна достоверность полученных сведений, поэтому используется качественный и количественный анализ материалов.

Изучение работ ребенка

Изучение рисунков, поделок и других результатов деятельности малыша позволяет проанализировать его мышление, воображение, восприятие и другие характеристики. На основании анализа можно определить важные особенности личности ребенка. Конечно, при условии наличия соответствующих навыков анализа у сурдопедагога.

Анкеты, интервью, опросы

Используется при беседе с родителями, педагогами для сбора сведений, касающихся развития ребенка и его индивидуальных особенностей. Результат зависит от точности поставленных вопросов, а также правильности анализа полученной информации.

Работа со специализированными теоретическими материалами также является частью дошкольной сурдопедагогики. Это необходимая вспомогательная база, которая позволяет найти теоретическое обоснование того или иного явления.

В дошкольной педагогике под методами понимаются способы педагогического воздействия, направленные на достижение целей воспитания или обучения. Метод включает как способ деятельности педагога, направленный на организацию и руководство деятельностью детей, так способы и виды деятельности воспитуемых.

Выделяются методы, определяющие способы деятельности ребенка и познания окружающего:

  • Наглядные (наблюдение, рассматривание предметов, явлений, картин, демонстрация слайдов, диафильмов, использование компьютерных программ. К наглядным можно отнести также и использование ряда приемов, в основе которых лежит выполнение действий по подражанию, показ способа действия, образца задания и др.).
  • Практические (различные виды предметной и продуктивной деятельности, игры, элементарные опыты, моделирование; изобразительная и конструктивная деятельность, связанная с формированием практических умений и навыков — рисованием, лепкой, вырезыванием, наклеиванием аппликации, созданием построек и сооружений из различных материалов. Трудовое воспитание также связано с формированием практических умений, направленных на формирование культурно-гигиенических навыков, помощь детей в быту).
  • Словесные (инструкции, беседа, рассказ педагога, чтение детей и взрослых, рассказывание, объяснение педагога).

Программно-методическое обеспечение процесса воспитания и обучения детей с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие)

Программы

1. Носкова Л.П., Головчиц Л.А., Шматко Н.Д., Пелымская Т.В., Есимханова Р.Т., Катаева А.А., Короткова Г.В., Трофимова Г.В. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста. – М: Владос, 1991, 2001

Программа является комплексной и предназначена для работы с глухими детьми пред-дошкольного и дошкольного возраста от 1,5—2 до 7 лет, воспитывающихся в специальных детских садах и яслях-садах, детских домах, специальных группах дошкольных учреждений общего типа. Программа рассчитана на 5 лет обучения и содержит необходимый материал для организации воспитательно-образовательного процесса с каждой возрастной группой детей (1,5(2)—3, 3—4 года, 4—5, 5—6, 6—7 лет) по разным направлениям педагогической работы, обеспечивающей разностороннее развитие глухого ребенка-дошкольника и его подготовку к школьному обучению

Данная программа предназначена для работы со слабослышащими дошкольниками со сложными (комплексными) нарушениями в развития. Она рассчитана на трехлетний срок воспитания и обучения дошкольников ( их возраст -от 4 до 7 лет) в группах для детей со сложной структурой нарушений развития. Данные программные материалы также могут быть использованы для работы с детьми с трудностями в обучении в обычных группах детского сада для слабослышащих, в группах кратковременного обученияВ пособии раскрываются современные подходы к организации, отбору содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словесной речи глухих и слабослышащих дошкольников.

Методическое обеспечение

Представлен диагностический комплекс, который можно использовать для выявления особенностей зрительного восприятия, для раннего прогнозирования трудностей обучения ребенка, для определения специфических отклонений в развитии познавательной сферы ребенка, для составления индивидуальных программ психологической коррекции

2. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность слабослышащих детей дошкольного возраста к обучению в школе: Учебное пособие.-М.: Владос, 2004.

В пособии рассматривается проблема психологической готовности слабослышащих детей к обучению в школе, связанная с формированием важнейших качеств личности, освоению новой ведущей деятельности –учебной. Представлена диагностическая система, позволяющая определить уровни личностной, эмоционально-волевой, умственной готовности к школьному обучению слабослышащих детей, раскрываются различные уровни готовности к школе, предлагаются педагогические пути и средства, способствующие оптимизации подготовки к школе.

3. Носкова Л. П., Головчиц Л. А. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. Серия: Коррекционная педагогика–М: Владос, 2004 г.

В пособии раскрываются современные подходы к организации, отбору содержания, способам коррекционно-развивающего обучения словесной речи глухих и слабослышащих дошкольников.

4. Назарова Л.П. Методика развития слухового восприятия у детей с нарушениями слуха. -М.: 2001.

В пособии рассматриваются психолого-педагогические особенности развития слухового восприятия у глухих и слабослышащих детей, раскрываются содержание и технологии формирования слуховых представлений, слухового внимания на специфических и общеобразовательных формах организации учебной деятельности и в воспитательном процессе.

5. Трофимова Г.В. Развитие движений у дошкольников с нарушениями слуха. –М., 1999.

В пособии представлены методические разработки занятий, которые должны способствовать нормальному физическому развитию глухих и слабослышащих дошкольников. Содержание занятий предусматривает развитие у дошкольников основных движений и двигательных качеств, а также коррекцию типичных дефектов осанки и моторики

6. Леонгард Э.И., Самсонова Е.Г., ИвановаЕ.А. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард. –М.: Теревинф, 2009.

7. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. Учебное пособие. -М.: Владос, 2001.

В пособии представлена система воспитания и обучения детей с нарушениями слуха дошкольного возраста, уделено внимание дидактическим основам дошкольного воспитания, раскрываются организация и содержание коррекционно-педагогической работы с глухими и слабослышащими детьми в дошкольных образовательных учреждениях и семье

Большую роль в успешности работы является профессиональное обучение сурдопедагога, а также постоянное повышение его квалификации. Помимо специализированных ВУЗов, где можно получить данную специальность, есть профессиональные курсы в Москве для переподготовки специалистов.

Определите, какой логопедический массаж требуется при орофациальных и речевых дисфункциях.

Получите три комплекса логопедического массажа по авторской технологии. Освойте схему направлений и приемы массажных движений при повышенном тонусе и гиперкинезах в артикуляционных мышцах.

Вы получите 6 персональных сертификатов о прохождении обучения.
Каждый по 2 ак. часа!

Оценить 2455 0

Основные направления работы по развитию речи

Основной целью работы по развитию речи в детских садах для глухих или слабослышащих детей является формирование речи как средства общения. Реализация этой цели требует решения целого ряда конкретных задач на специальных занятиях: усвоения значения и накопления слов; обучения пониманию и использованию различных конструкций фраз, необходимых для общения; овладения разными формами речи; развития связной речи.

Конкретные направления работы по речевому развитию детей, представленные в используемых программах (1991), отражают психолингвистическую модель описания языка, в которую в качестве основных компонентов входят языковая способность, речевая деятельность, языковая система (Л. П. Носкова, 1991, 1993). Развитие этих трех компонентов языка происходит в течение пребывания детей в дошкольных учреждениях и в период школьного обучения. Каждое языковое явление должно соотноситься с наиболее благоприятной возрастной стадией.

Содержание занятий по развитию речи включает следующие основные направления работы.

1. Развитие языковой способности детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха. Понимание пути овладения языком как процесса развития у ребенка языковой способности связано прежде всего с формированием особого типа активности, готовности и умения воспринимать речь, подражать чужой речи, усваивать новые слова и выражения, применять их, несмотря на

несовершенство их звукового и смыслового наполнения, в реальных ситуациях общения, дополняя их указаниями на предметы, естественными жестами и другими средствами. На различных этапах обучения дошкольника развитие языковой способности предполагает формирование разнообразных речевых умений, однако оно всегда связано с речевой активностью ребенка, стремлением к использованию речи.

Для развития языковой способности имеет важное значение формирование различных видов восприятия: слухового, зрительного, тактильно-вибрационного. Особое значение для детей с недостатками слуха имеет создание условий для развития слухового и слухо-зрительного восприятия речи, улучшения восприятия звуковой и ритмико-интонационной стороны речи, что связано с постоянным использованием звукоусиливающей аппаратуры и систематической работой по развитию речевого слуха и обучению произношению.

Важное значение приобретают игры, направленные на развитие зрительного внимания и восприятия, — как связанные с развитием сенсорных способностей, так и непосредственно связанные с восприятием речи. Первоначально это проявляется в формировании внимания к лицу говорящего человека, мимике, соотнесению предметных и речевых действий.

Развитие языковой способности ребенка раннего и дошкольного возраста связано с подражанием предметным, игровым, речевым действиям. Детей специально учат подражать артикуляции педагога, произносить по подражанию лепетные и полные слова, организуя соответствующие игры. Важное значение в обучении придается развитию навыков отраженного и сопряженно-отраженного говорения как основы для развития в дальнейшем самостоятельного говорения.

На всех этапах обучения поощряется применение детьми усвоенных речевых средств, несмотря на их несовершенство в звуковом отношении. Речевая активность ребенка поддерживается и стимулируется. Педагог помогает ребенку выразить свои желания, просьбы, предлагая образцы высказываний, в качестве которых могут выступать таблички с напечатанными словами и фразами, устное говорение педагога, устно-дактильное воспроизведение. Для развития языковой способности важна организация интересной для ребенка деятельности. В связи с этим в занятия включаются игры, рисование, конструирование, действия с реальными предметами, по поводу которых может происходить общение и которые стимулируют речевую активность ребенка.

На разных этапах обучения в качестве одного из компонентов языковой способности выступает символизация, служащая переходом между предметом и словом. В процессе обучения используются различные типы символов, подкрепляющие и расширяющие значения слов: это различные картинки, пиктограммы, схемы, стрелки, планы, рисунки, фигурки на фланелеграфе. Очень важное значение следует придавать таким средствам символизации, как использование воображаемых ситуаций, действия с воображаемыми предметами, воображаемое превращение, применение предметов-заместителей. Эти средства позволяют абстрагироваться от предметной отнесенности слова, сделать его значение более обобщенным, что имеет значение в процессе усвоения языковых средств.

2. Формирование различных форм речи на каждом этапе обучения. Специальная отработка разных видов речевой деятельности. Взаимосвязь форм речи в обучении языку глухих и слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста определяется рядом факторов: возрастом ребенка, состоянием его слуха и исходного уровня речи, уровнем интеллектуального развития. В связи с этим использование разных форм речи выглядит по-разному применительно к глухим детям с длительным сроком обучения (четырех-пяти лет), с сокращенными сроками дошкольного воспитания (двух-трех лет); к слабослышащим детям; к глухим и слабослышащим детям со сложной структурой нарушений развития. Однако всегда устная речь выступает как исходная и основная на всех этапах обучения, поскольку она используется в качестве основного средства общения и является основой для формирования других форм речи.

На начальном этапе обучения глухих и слабослышащих детей (в возрасте двух-трех лет) исходной и ведущей является устная речь. Ребенок воспринимает слова и фразы слухо-зрительно, а в собственной речи приближенно воспроизводит слова (в виде голосовых реакций, звукосочетаний, контура слова, усеченного слова). Развитие восприятия и воспроизведения устной речи на данном этапе предполагает усиление работы по развитию слухового и слухо-зрительного восприятия, формированию первичных произносительных навыков. Развитие устной речи предполагает формирование таких видов речевой деятельности, как слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение.

Однако устная речь не может выступать для глухого и слабослышащего ребенка как единственная форма речи вследствие многочисленных трудностей в ее восприятии и воспроизведении. Поэтому уже на первом году обучения детей учат глобальному восприятию слов, предъявляемых в печатном виде на табличках. Письменная форма речи, которая выступает в качестве вспомогательной в обучении глухих и слабослышащих детей, помогает более точно зафиксировать сказанное, готовит ребенка к последующему анализу слова. Обучение глобальному чтению слов, которому уделяется значительное внимание на первом-втором годах обучения, проходит на различном тематическом материале с включением дидактических игр и речевых упражнений. В младшей группе дети воспринимают слова и предложения глобально и учатся соотносить их с предметами и явлениями. Овладение письменной формой речи предполагает формирование соответствующих видов речевой деятельности: глобальное, т. е. целостное, чтение слов, списывание отдельных знакомых слов печатными буквами.

В дошкольных учреждениях для глухих на третьем году обучения (в средней группе) в качестве вспомогательной используется дактильная форма речи. Дактилология необходима для анализа письменного слова, запоминания его структуры. Эта форма речи позволяет сформировать технику аналитического чтения в краткие сроки, примерно в течение квартала. Дактилология, по мере овладения ею, начинает выступать как самостоятельная форма речи, однако тесно связанная с двумя другими — устной и письменной. Через чтение и дактилирование у детей развивается умение точно воспринимать фразу или слово и более точно воспроизводить их структуру. В тех случаях, когда у детей будут возникать трудности в восприятии и воспроизведении слов или фраз, в помощь одной форме речи может быть привлечена другая.

В старшей и подготовительной группах повышается роль устной речи: дети воспринимают слухо-зрительно и воспроизводят устно весь знакомый отработанный материал. Письменная речь используется в виде аналитического чтения и самостоятельного письма детей печатными буквами. Дактилология подключается в случаях трудностей в восприятии нового или недостаточно усвоенного речевого материала, при запоминании структуры сложных слов.

В обучении слабослышащих детей формируется другая взаимосвязь форм речи. На всех этапах их обучения устная речь остается ведущей, она применяется как основное средство обучения и общения. Письменная речь в силу трудностей в восприятии устной речи используется параллельно, подкрепляя устную речь со стороны точности восприятия и воспроизведения. Письменная речь связана с формированием нескольких видов речевой деятельности: глобального и аналитического чтения, собственного письма печатными буквами, работой с разрезной азбукой.

В зависимости от структуры нарушений, успехов ребенка в овладении анализом слова и формирования навыков чтения педагог может ограничиться использованием только устной или письменной речи либо в качестве вспомогательного средства подключать дактилологию. Как правило, дактильная форма речи используется в работе с детьми со сложными недостатками развития или теми ребятами, кто длительное время не овладевает аналитическим чтением, не запоминает состав слова. После формирования техники чтения с использованием дактилологии детей переводят на устное чтение. В общении со слабослышащими детьми устно-дактильная речь не используется.

3. Работа над значением слов и накопление речевого материала в связи с тематической организацией занятий по развитию речи, использование его в различных ситуациях общения и детской деятельности. Программа по развитию речи предлагает 25 тем, которые в совокупности охватывают основные сферы деятельности дошкольника. Тематическая организация речевого материала на занятиях и включение его в речевое общение в разнообразной деятельности позволяют усваивать каждую речевую единицу в единстве содержания и формы путем включения их в разные виды речевой деятельности: говорение, слухо-зрительное восприятие, чтение глобальное и аналитическое, письмо.

Темпы усвоения и накопления речевого материала у всех детей оказываются разными. Это зависит от сочетания ряда факторов: сроков обучения, слуховых и интеллектуальных возможностей ребенка, методов обучения, сотрудничества педагогов и родителей. Условия употребления речевого материала связаны с ситуациями общения. Поэтому часть слов дается для активного использования детьми в самостоятельной речи, другие слова оказываются лишь в сфере понимания ребенком в определенных ситуациях.

Различные направления работы по развитию речи реализуются параллельно, в русле единой тематики, обусловленной возрастом детей и уровнем их общего и речевого развития.

Этапы формирования речи

В соответствии с возрастными особенностями и генетическими закономерностями усвоения языка выделяются этапы речевого развития детей в процессе целенаправленного обучения (Л. П. Носкова, 1993).

Читайте также: