План работы педагога психолога с детьми с овз в школе 2020 2021

Обновлено: 04.07.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

План работы педагога – психолога с детьми - инвалидами и детьми с ОВЗ

в МОБУ «СОШ № на 2020 – 2021 уч. год

Виды деятельности

Содержание работы

Ответственные

Сбор сведений о детях. Изучение личных дел обучающихся, медицинских карт, просмотр журналов

Выявление запроса со стороны медицинского персонала и родителей на оказание психологической помощи семьям с ребенком – инвалидом

Наблюдение за обучающимися на уроках и во внеклассной работе.

Заполнение индивидуальных учетных карточек с учетом индивидуальных особенностей и личностных качеств, рекомендаций для индивидуальной работы с каждым ребенком с учетом его возможностей.

психолог, кл. рук, сопедагог

Изучение социально-психологического климата в классном коллективе, социального статуса ребёнка.

Исследование семейной атмосферы (межличностное взаимодействие с ребенком, другими родственниками);
Определение семейной ситуации в процессе болезни ребенка (кризисная или нет).

психолог, кл. рук., соцпедагог

Определение задач и содержания профессиональной ориентации, социально-трудовой адаптации.

психолог, кл. рук.

Профилактическая и психокоррекционная работа

Снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитие психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодоление пассивности; формирование самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодоление отчуждённости и формирование коммуникативных навыков.

по запросу, по результатам диагностики

Просвещение и консультирование

Всеобучи: «Повышение уровня психологической культуры эмоциональной сферы детско - родительских отношений.

Создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей-инвалидов и детей с ОВЗ, вооружение родителей психолого-педаго­гическими знаниями с целью улучшения эмоционального климата в детско-родительских отношений

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 220 человек из 55 регионов

Курс повышения квалификации

Школьные службы примирения и восстановительная медиация

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 67 человек из 31 региона


Курс профессиональной переподготовки

Организация деятельности педагога-психолога в образовательной организации

  • Сейчас обучается 1353 человека из 84 регионов
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 613 369 материалов в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 03.03.2021 358
  • DOCX 37 кбайт
  • 21 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Елькина Юлиана Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Коррекционно-развивающая работа с детьми ОВЗ 2020-2021 уч.год

Практически в каждой школе учатся дети, которые испытывают трудности в обучении, обусловленные задержкой психического развития, сенсорными дефектами, нарушениями опорно-двигательного аппарата. Все они нуждаются в особой поддержке со стороны государства, семьи, педагогов, которые обеспечат им полную и полноценную интеграцию в общество, позволят не только особым образом осваивать общеобразовательные программы, но и обрести навыки социальной адаптации, реализовывать собственную жизненную компетентность.

Коррекционная работа представляет собой систему психолого-педагогических и медицинских средств, направленных на преодоление и/или ослабление недостатков в психическом и физическом развитии школьников с ОВЗ.

В соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с ОВЗ целью программы коррекционной работы является создание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения процесса освоения АОП обучающимися с ОВЗ, позволяющего учитывать их особые образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательном процессе.

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 15 человек

Адаптированная программа — 14 чел. ЗПР — 9 чел. РАС — 2 чел. СИПР — 1 чел. Вариант 1, умственная отсталость — 2 чел . Из них дети ОВЗ с инвалидностью – 4 человека

ОСНОВНОЕ ЗВЕНО — 11 человек

Адаптированная программа — 10 чел. ЗПР — 6 чел. Сладослышащий — 1 чел. Слабовидящий — 1 чел. УО – 2 чел. Из них дети ОВЗ с инвалидностью – 6 человек

Специалистами ОУ разработаны коррекционно-развивающие программы.

Учитель-логопед

- Рабочая программа по коррекционно-развивающему сопровождению учителя-логопеда с учащимися РАС начальное образование 270 часов;

- Рабочая программа по коррекционно-развивающему сопровождению учителя-логопеда учащимися с нарушением слуха и ЗПР начальное образование 204 часа;

- Рабочая программа по коррекционно-развивающему сопровождению учителя-логопеда с учащимися ЗПР начальное образование 270 часов

Педагог-психолог

- Рабочая программа по коррекционно-развивающему сопровождению педагога-психолога с учащимися ЗПР начальное образование 135 часов;

- Рабочая программа по коррекционно-развивающему сопровождению педагога-психолога с учащимися ЗПР основное образование 170 часов;

- Индивидуальная программа по коррекционно-развивающему сопровождению педагога-психолога с учащимися ОУ 4 класс 33 часа;

- Рабочая программа по коррекционно-развивающему сопровождению педагога-психолога с учащимися РАС начальное образование 68 часов.

Задачи коррекционной работы:

· Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных структурой и глубиной имеющихся у них нарушений, недостатками в физическом и психическом развитии;

· Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

· Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и групповых занятий для детей с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей обучающихся;

· Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ОВЗ;

· Оказание родителям (законным представителям) детей с ОВЗ консультативной и методической помощи по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам, связанным с их воспитанием и обучением.

Принципы коррекционной работы:

· Принцип приоритетности интересов обучающегося определяет отношение работников организации, которые призваны оказывать каждому обучающемуся помощь в развитии с учетом его индивидуальных образовательных потребностей.

· Принцип системности - обеспечивает единство всех элементов коррекционно-воспитательной работы: цели и задач, направлений осуществления и содержания, форм, методов и приемов организации, взаимодействия участников.

· Принцип непрерывности обеспечивает проведение коррекционной работы на всем протяжении обучения школьника с учетом изменений в их личности.

· Принцип вариативности предполагает создание вариативных программ коррекционной работы с детьми с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

· Принцип единства психолого-педагогических и медицинских средств, обеспечивающий взаимодействие специалистов психолого-педагогического и медицинского блока в деятельности по комплексному решению задач коррекционно-воспитательной работы.

· Принцип сотрудничества с семьей основан на признании семьи как важного участника коррекционной работы, оказывающего существенное влияние на процесс развития ребенка и успешность его интеграции в общество.

Характеристика основных направлений коррекционной работы.

Основными направлениями коррекционной работы являются:

1. Диагностическая работа ( сентябрь, январь, май), которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ОВЗ с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием основной образовательной программы.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной образовательной программы общего образования;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

В процессе диагностической работы используются следующие формы и методы работы:

― сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей (беседы, анкетирование, интервьюирование),

― наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности,

― беседы с учащимися, учителями и родителями,

― изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.) и др.

― оформление документации (психолого-педагогические дневники наблюдения за учащимися и др.).

2. Коррекционно-развивающая работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в психическом развитии и освоению ими содержания образования. Проводится согласно расписанию утвержденного директором школы

Коррекционно-развивающая работа включает:

― составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами),

― разработку оптимальных для развития ребенка индивидуальных коррекционно-развивающих программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями, организацию и проведение специалистами индивидуальных занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся,

― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения,

― социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

В процессе коррекционно-развивающей работы используются следующие формы и методы работы:

― игры, упражнения, этюды,

― беседы с учащимися,

― организация деятельности (игра, труд, изобразительная, конструирование и др.).

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся,

― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении образовательной программы.

В процессе консультативной работы используются следующие формы и методы работы: беседа, семинар, лекция, консультация, анкетирование педагогов, родителей, разработка методических материалов и рекомендаций учителю, родителям.

Психологическое консультирование основывается на принципах анонимности, доброжелательного и безоценочного отношения к консультируемому, ориентации на его нормы и ценности, включенности консультируемого в процесс консультирования.

4.Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания умственно отсталых учащихся, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями), и др.

Информационно-просветительская работа включает:

― проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей,

― оформление информационных стендов, печатных и других материалов,

― психологическое просвещение педагогов с целью повышения их психологической компетентности,

― психологическое просвещение родителей с целью формирования у них элементарной психолого-психологической компетентности.

5.Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие педагога и воспитанника и/или его родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.

Социально-педагогическое сопровождение включает:

разработку и реализацию программы социально-педагогического сопровождения учащихся, направленную на их социальную интеграцию в общество,

― взаимодействие с социальными партнерами и общественными организациями в интересах учащегося и его семьи.

В процессе информационно-просветительской и социально педагогической работы используются следующие формы и методы работы:

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе работы школы с детьми-инвалидами лежит социально-психологческая адаптация детей с особенностями здоровья, концепция развивающего обучения, принцип равных возможностей для всех обучающихся.

Цель: Психологическая поддержка детей-инвалидов и семей, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

1.Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями в развитии.

2.Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем.

3.Ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.

Направления в работе

Изучение личных дел учащихся, медицинских карт, просмотр журналов здоровья.

Сбор сведений об особенностях здоровья и развития учащихся.

Выявление запроса на оказание психологической помощи семьям с ребенком – инвалидом и детей с ОВЗ.

Выявление запроса со стороны медицинского персонала и родителей на необходимость коррекционной работы с ребенком-инвалидом и его родителями.

Наблюдение за учащимися с ОВЗ, инвалидами как на уроках, так и во внеклассной работе.

Изучение личностных особенностей и особенностей поведения инвалидов, учащихся с ОВЗ.

Исследование инвалидов, учащихся с ОВЗ с помощью психологических методик, диагностика.

Изучение социально-психологического климата в классном коллективе, социального статуса ребёнка в классе (общение, поручения, с кем дружит).

Изучение степени сплочённости в коллективе и его отношения к ребёнку-инвалиду. Место ребёнка в коллективе (лидер, предпочитаемый, пренебрегаемый или изолированный), изучение атмосферы в классе, способов общения.

Социально- психологическое сопровождение детей- инвалидов в семье (консультирование родителей, помощь, изучение семейных отношений, проблем воспитания и ухода).

Разработка рекомендации по каждому ребёнку - инвалиду, с описанием их индивидуальных особенностей.

Ребенку – инвалиду разрабатывается план индивидуальных занятий с учетом индивидуальных особенностей и личностных качеств, психолого-педагогические рекомендации для индивидуальной работы с каждым ребенком с учетом его возможностей, которые доводятся до сведения классных руководителей и учителей предметников. Разрабатываются рекомендации для родителей.

Профилактическая и коррекционная работа психолога (индивидуально или(и) в малых группах) с детьми-инвалидами.

Снятие нервно-психического напряжения; коррекция самооценки; развитие психических функций – памяти, мышления, воображения, внимания; преодоление пассивности; формирование у детей с ОВЗ самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодоление отчуждённости и формирование коммуникативных навыков.

Помощь в профессиональном самоопределении учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

Профессиональное личностное самоопределение включает в себя два принципиально важных условия: 1) активность субъекта профессионального выбора и обеспечение квалифицированной развивающей помощи с целью обоснованного и адекватного выбора профессии;

2) определение задач и содержания профессиональной ориентации, профессионально-трудовой подготовки и социально-трудовой адаптации выпускников.

Проведение родительского тренинга- практикума, направленного на сохранение, укрепление здоровья ребенка с ОВЗ, развитие духовной, психической, социальной составляющих личности, адекватного эмоционального реагирования в детско - родительских отношениях у семей с ребенком - инвалидом.

- Повышение уровня психологической культуры родителей, имеющих на воспитании ребенка – инвалида (обучение способам бесконфликтного общения, повышения эмоционально-волевой сферы, ознакомление с особенностями детско - родительских отношений):
- создание благоприятного психоэмоционального климата в семьях детей-инвалидов, вооружение родителей психолого-педаго­гическими знаниями с целью улучшения эмоционального климата в детско-родительских отношениях. При этом мы выделяем следующее:
• формирование позитивной самооценки родителей, снятие тревожности;
• формирование благоприятного эмоционального микроклимата в семье;
• развитие умений самоанализа и преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению;
• формирование позитивных эмоциональных установок в сознании родителей;
• оптимизация близких доверительных родительско-детских отношений;
• совершенствование коммуникативных форм поведения;
• формирование навыков адекватного общения с окружающим миром.

Взаимодействие с коллективом класса, в котором обучается ребёнок-инвалид.

-Формирование терпимого отношения к особенностям детей-инвалидов.

-Развитие навыков сотрудничества и взаимопомощи.

Психологическая информационно-просветительская работа с учащимися-инвалидами, их родителями и учителями-предметниками.

Психологическая помощь учащимся, родителям, учителям имеющим ребенка с ограниченными возможностями здоровья, контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.

Оказание психологической помощи и поддержки в трудных ситуациях, разработка рекомендаций по каждому конкретному случаю.

1. Избавьтесь от чувства вины и начинайте действовать.

2. Не ожидайте слишком многого сразу.

3. Будьте реалистичны.

4. Начните с того, что ребёнок умеет делать хорошо, а затем побуждайте его сделать немножко лучше.

5.Не злоупотребляйте, но и не пренебрегайте правилами.

8.Тщательно выбирайте темы для споров. Станьте специалистом в решении проблем.

9.Правильная помощь и в нужное время принесёт успех и радость и ребёнку, и тем, кто ему помогает.

- выслушивайте, не критикуя, ребенка с его чувствами и проблемами;

- прежде чем давать советы, поинтересуйтесь у ребенка, хочет ли он их выслушать;

- открыто обсуждайте с ребенком вопросы, вызывающие у вас беспокойство, но при этом тщательно выбирайте темы для дискуссий;

- старайтесь своевременно обсуждать и решать проблемы, не позволяя им накапливаться и обостряться;

- делайте акцент на хорошем;

- делайте замечания спокойным тоном;

- высказывайте больше позитивных, чем негативных комментариев;

- не забывайте о значении языка тела;

11. Назовите врага по имени.

12. Делите радость и боль.

Читайте также: