Как соотносится в индийской философии добро и зло кратко

Обновлено: 06.07.2024

По индийским верованиям человек рождается дважды: первый раз телом, а второй – духом. Это есть рождение в культуре, и такой человек называется дваждырожденным. Человек в Индии может быть физически закрепощен, но духовно свободен. Вера в перевоплощение душ уменьшает чувство страха, которое сильнее при ощущении единственности и конечности существования; настраивает на то, чтобы ближе подходить в своем мышлении к границе между жизнью и смертью и устремляться к потустороннему, лежащему за обычной жизнью. "Это не призыв отказаться от мира, а только призыв оставить мечту о его обособленной реальности" (Там же. С. 182). Причем эта устремленность не умозрительного или словесного свойства, а сопровождается тягой к проверке метафизических положений на собственном опыте. Престиж мудрецов и отшельников, которые посвящали себя этому, был и остается очень высок. Нравственный идеал Древней Индии – аскет, нищенствующий странник, достигший освобождения от оков чувственного бытия.

Поскольку наш мир всего лишь проявление высшей реальности, одним из основных достоинств человека выступает непривязанность к нему, освобождение от страстей и желаний, связанных с миром. Большое значение имело приобретение власти над собой. В описании идеального общества в "Рамаяне" есть такая строка: "И не было там над собой не имеющих власти" (Махабхарата. Рамаяна. М., 1974. С. 389). Достигалось это с помощью аскетизма и специальных упражнений. О йогах еще в древности рассказывали чудеса. Цель йоги – достичь полного освобождения от уз мира, спокойствия и состояния, в котором человек перестает чувствовать и мыслить и сливается с Единым. Йоги могут угадывать будущее, мгновенно перемещаться в любую точку пространства, изменять параметры своего тела и т. д. Изучение возможностей психики достигло впечатляющих размеров, и люди, овладевшие ими на практике, как и жрецы, почитались выше богов. Вера в то, что все в мире едино в своей основе, расширяло масштабы видения и способность к синтезу самых разнообразных взглядов. Эти черты характера определили индийскую мысль, но мышление, в свою очередь, влияло на развитие характера нации, так что нелегко выяснить, что первично, а что второично.

Положение, общее для всех индийских систем мысли, – о Единой истинной реальности, материализация которой – наша Вселенная. В "Махабхарате" имеется такое обоснование того, что индивидуальная душа человека – часть Единого: "ведь не может восстановиться разбитое палицей тело, так и обособленное сознание (джнана) стать иным не может" (Могшадхарма.

Ашхабад, 1983. С. 167). Значит, в этом случае и перевоплощение невозможно. Оно возможно, только если есть Единое, и оно само служит доказательством наличия Единого. Если бы Единое могло распадаться на части, то уже не было бы вечным. Единство и вечность оказываются двумя неразрывно связанными свойствами. Вечное и неизменное в то же время истинно. Слово "сат" (бытие) означает и реальность, и совершенство, поэтому Единое не только реальное, но и совершенное.

Индийская культура, подчеркивал Неру, не отрицает жизнь, но делает упор на ее конечную цель. "Индийские мыслители являются пессимистами, поскольку они смотрят на мировой порядок как на зло или ложь; но они оптимисты, так как чувствуют, что имеется выход из него в царство истины, которое является также благом" (Радхакришнан С. Индийская философия… С. 37). Индийская философия мистична, и это не удивительно, если согласиться, что чувственный мир – иллюзия ("майя"), а истина вне его. Значит, чтобы достичь истины, надо уйти из мира, погасить все чувства и мысли, поскольку они обусловлены этим миром. В этическом смысле отрешенность означает отказ от мирской суеты для настройки на божественную волну. Конечно, если считать, что настраиваться не на что, и ничего, кроме чувственного мира нет, иллюзией будут все подобные попытки.

Мир – иллюзия, потому что существует высшая реальность – Единое. Вивекананда приводил пример призмы, смотря через которую на качественно однородный предмет, видят его в цвете. Так на весь мир мы смотрим как бы через призму. Но наличие в культуре понятия "майя", конечно, не означает, что каждый индиец считает жизнь нереальной.

Добро и зло – свойства майи, но для слияния с Единым человек должен обладать определенным набором нравственных качеств: отрешенность от суеты, стремление к истине, воздержание, незлобивость, непричинение вреда живому и т. д. Особо следует отметить принцип ненанесения вреда живому ("ахимса"). "Доброта и сострадание ко всему живущему на земле является главной чертой индийской этики" (Радхакришнан С. Индийская философия… С. 183). Принцип ахимсы в отличие от христианского "непротивления злу" распространяется и на животных, в которых тоже может перейти в следующих воплощениях душа человека. По отношению к ненасилию диапазон древнеиндийских взглядов простирается от последовательной ахимсы джайнистов до оправдания насилия "Бхагавадгитой", а по отношению к страданию вообще – от понимания его как школы жизни, что получило законченное обоснование у Вивекананды, до стремления как можно скорее кардинально преодолеть его, отказавшись от цепи перевоплощений у буддистов. Что насилие – зло, не вызывает сомнений, а вот страдание – если и зло, то отнюдь не всегда и меньшее, чем насилие (лучше страдать самому, чем заставлять страдать других).

Мир – зло, но человек путем добра может освободиться от него. "После категории реальности наиболее важным понятием в индийской мысли является категория дхармы" (Радхакришнан С. Индийская философия… С. 38). Неру пишет, что "дхарма означает больше, чем религия. Корень этого слова имеет значение" держаться вместе". Это внутреннее строение вещи, закон ее внутреннего бытия. Это – этическое понятие, включающее кодекс морали, праведность и весь круг обязанностей и ответственности человека… Сама эта дхарма была частью риты, основного морального закона, направляющего жизнь вселенной и всего, что содержится в ней" (Открытие Индии… С. 47, 63). Дхарма – долг и имеет то же значение для индийской культуры, что права личности для западной. Понятие дхармы потому так важно для индийцев, что они видят высшую цель человека в слиянии с Единым, а чтобы достичь этого, необходимо личное нравственное совершенствование.

В каждом человеке есть индивидуальная душа – атман, которая соотносится с Единым, как капля воды с океаном, как воздух в сосуде с воздухом вокруг него. Приобщение к Единому идет через молитвы, ритуалы жертвоприношений, изучение Вед и т. д. Идеальная жизнь предполагает жертвенные церемонии, гостеприимство, милосердие, любовь к людям, защиту живого. Нравственный долг человека – дхарма – в соответствии с одним из древнейших индийских правовых трактатов "Законы Ману", имеет 10 признаков: "постоянство, снисходительность, смирение, непохищение, чистота, обуздание чувств, благоразумие, знание Веды, справедливость и негневливость" (Законы Ману. М., 1960. С. 125).

Отношения с другими людьми регулируются правилом: "Надо тщательно избегать всякого дела, зависящего от чужой воли, но что зависит от своей воли, надо исполнять ревностно. Все зависящее от чужой воли – зло, все зависящее от своей воли – благо; необходимо знать это краткое определение блага и зла" (Там же. С. 92).

Знание связано с добродетелью не на уровне интеллекта, а на уровне высшего духовного мышления (или сверхсознания), которое есть источник вдохновения поэтов, художников, проповедников. Так поэт оказывается близок пророку, а гений и злодейство становятся несовместными. Тут совпадение с античностью и разрыв с Западом, разведшим знания и добродетель.

Хронологически древнеиндийскую культуру можно разделить на три периода: 1) ведийский (приблизительно 1500-600 лет до н. э.); 2) эпико-религиозный (от 600 до 200 лет н. э., когда были созданы два главных индийских эпоса "Махабхарата" и "Рамаяна" и две религии – джайнизм и буддизм); 3) образование философских школ и индуизма (от 200 г. до н. э.).

Индийская мифология

Один из древнейших памятников мировой культуры, которому более 3000 лет, – Веды (в переводе с санскрита "знание"; тот же корень в русских словах "ведать", "ведьма") имеет мифологическую основу. В нем действуют дравидские боги, которым поклонялись еще до прихода ариев: Вишну – бог Солнца, Шива – бог Плодородия, Брахма – верховный бог, отождествившийся с Единым, и присоединившиеся к ним боги арийских племен во главе с Индрой – богом-громовержцем, аналогичным Зевсу древних греков и Перуну славян. Представление о каждом из трех высших богов развивалось своей кастой: Брахме‑кастой брахманов, Вишну‑кастой кшатриев, Шиве – двумя низшими кастами.

В Индии издавна бытовало представление о четырех стадиях жизни, которые должен пройти человек: ученика, изучающего Веды; главы семьи, приносящего жертвы; отшельника, соблюдающего пост; аскета, у которого нет жилища и собственности, а только стремление к слиянию с Единым. Им соответствуют четыре части Вед – гимны, брахманы, араньяки, упанишады.

Самая древняя из Вед – Ригведа ("Веда гимнов"). Гимны пелись во время жертвоприношений с целью умилостивить богов и природу. В Ригведе повествуется о созидающей роли жертвоприношения: учредив данный обряд, боги в ходе его "произносили имена всевозможных предметов и живых существ, которые тотчас же по назывании обретали бытие" (Мифологии древнего мира… С. 289). Так идея жертвоприношения связывается с рождением.

Весть. Книга советско-индийской дружбы / сост. Н.Скалдина. — М.; Дели, 1987.

Древнеиндийская философия / сост. В. В. Брудов. — Мм 1963.

Дхаммапада. — М., I960.

Классическая йога. — М, 1992.

Махабхарата. Рамаяна. — М., 2004.

Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии XX в. / под ред. Э. Комарова. — М, 1987.

Радхакришнан С. Индийская философия. — М, 2008.

Ригведа. — М, 1995.

Упанишады о венданты, шиваизма и шактизма. Антология избранных упанишад. — М, 2009.

ПРЕДПОСЫЛКИ ФИЛОСОФИИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ

«Есть в Поднебесной путь — будь на виду, А нет пути — скрывайся. Стыдись быть бедным и убогим,

1 Древнекитайская философия: в 2 т. / сост. Ян Хин Шун. — М., 1973. — Т. 2. — 18.

Итак, если бы Конфуцию предложили стать миллионером в нищей стране, лишившейся мощи и достоинства, он вряд ли согласился бы.

Философское представление о природе

Интересно сопоставить это учение с натурфилософскими представлениями древних греков, возникшими примерно в то же время, с их четырьмя главными элементами: водой, воздухом, огнем и землей.

1 Цит. по: Лунь юй. — Гл. 8, 13 (любое изд.).

2 История китайской философии / под ред. М.Л. Титаренко. — М, 1989. — С. 31.




Значение ритуала

Поскольку, однако, чувственное бытие текуче, возникает проблема обеспечения гармонии начал, являющейся источником развития. «А ведь гармония фактически рождает все вещи, в то время как единообразие не приносит потомства. Уравнение одного с помощью другого называется гармонией, благодаря гармонии все бурно развивается и рождаются предметы. Если же к вещам одного рода добавлять вещи того же рода, когда вещь используется до

1 Древнекитайская философия: в 2 т. / сост. Ян Хин Шун. — Мм 1973. — Т. 2. — С 179.

Стремление к постоянству связано у китайцев с тем, что они так же, как и индийцы, признают неизменное более истинным. Для самой возможности познания необходим покой — здесь китайская мысль также солидарна с индийской. Сердце выступает органом познания, а сердечный покой дает возможность достичь истины.

Три величайших мыслителя Древнего Китая, которым следует уделить наибольшее внимание: покрытый ореолом таинственности Лао-цзы, всеми почитаемый Конфуций и мало кому ныне известный Мо-цзы, который, однако, сформулировал за четыре с лишним века до Рождества Христова концепцию всеобщей любви.

Лао-цзы

1 История китайской философии / под ред. М. Л. Титаренко. — М, 1989. — С. 33.

Данный материал характеризует истоки философии Древнего Востока. Философия Древней Индии обладала определёнными специфическими чертами. Характерными только для данного региона (прежде всего тесная связь с религиозными учениями, существовавшими в данном регионе в глубокой древности). Показаны отличительные особенности философии этого региона также здесь характеризуются предпосылки возникновения одновременно с Индией философии на территории Древнего Китая. осуществляется характеристика тех отличительных черт которые присущи мыслителям данного региона, которые были свойственны только Китаю (обращение к проблемам морально-нравственного характера, а так же у роли государства и его взаимоотношениям с отдельным индивидом и обществом в целом.

Некоторые из основных проблем нашей жизни: откуда человек приходит в мир, в чем смысл его существования, что с ним будет после смерти и т.п. — вечны. Они издавна ставились раз­личными народами. Очевидно, что невозможно по-настоящему глубоко оценить новое, не уяс­нив его истоков, и это определяет интерес к древним культурам, порой так непохожим на нашу собственную.
Среди всех древних культур наиболее загадочна и поразительна индийская. В одежде, пове­дении, танцах, как и в мышлении индийца, мы замечаем много необычного для нас. В индийской культуре смещена привычная нам граница между жизнью и смертью.


Каждая культура имеет свою глубинную черту, которая сообщает ей уникальность и является самым ценным из того, что вносится ею в мировую цивилизацию. Чтобы понять какую-либо культуру, надо принять за основу изучения то, чем она наиболее отличается от нашей. Для ин­дийской культуры это концепция перевоплощения (реинкарнации) и воздаяния (кармы) как ре­зультат напряженного внимания к проблеме жизни и смерти и взаимопере -хода из жизни в смерть и из смерти в жизнь. В свою очередь, развитие концепции перевоплоще­ния предопределило духовно-мистическую направленность индийского национального характе­ра, а также то, что проблема жизни и смерти стала главной проблемой древнеиндийской фило­софии.








Видео YouTube



Полезен каждый опыт, который мы приобретаем, так как он способствует нашему развитию.

Это подобно тому, как искусный мастер работает с куском глины, из которого может получиться божественная форма. Так же на нас воздействуют различные события, происходящие в нашей жизни - даже если они и являются, с нашей точки зрения, ужасными. Однако они всего лишь ускоряют наше развитие, формируя нас и принося огромную пользу. Тем не менее это происходит лишь в том случае, если мы смотрим на все происходящее с точки зрения нашей духовной, бессмертной сущности. Мы должны придерживаться именно такого взгляда на нашу жизнь . Именно так мы должны думать, идя пути, ведущему к просветлению.
Тот простой факт, что вы хотите достичь Самореализации, сам по себе уже означает, что в предыдущих воплощениях вы усвоили сотни тысяч различных уроков. То есть, вы прошли почти через все рождения, которые только возможны на этой планете. Этот значит, что в данной жизни вам осталось пройти через то, что осталось непройденным ранее.

Наша жизнь является серией опытов, следующих один за другим. Каждый из них можно рассматривать как один из уроков в университете, в качестве которого выступает огромная Вселенная, в которой мы живем. Кто посещает эти уроки? Кто является студентом данного университета? Это не ваш инстинктивный ум и не ваш интеллектуальный разум. Этот студент - ваша душа , ваша сверхсознательная сущность, ваше замечательное тело света, которое развивается на протяжении многих воплощений, встречаясь лицом к лицу с жизненными тяготами и стрессами. Это тело света развивается когда интеллект отдает ему свою энергию. Это тело света развивается в то время, как инстинкт отдает ему свою энергию. Это тело света развивается, если физические элементы отдают ему свою энергию. Все они сливается с телом души. Таким образом, на планете Земля появляются новые, прекрасные существа Новой Эры. У каждого из них сквозь физическое тело будет струиться свет, и внутреним взглядом они будут видеть этот свет даже самой темной ночью.

На пути духовного развития понятия "добро" и "зло" должны быть отброшены - также как и многие другие понятия, включая концепцию взлетов и падений. Нет ни добра, ни зла. Вы не ведете свое сознание к взлетам, и вы не способствуете его падению. Все эти взгляды и термины пришли к нам благодаря различным философам, которые пытались объяснить высокие истины так, как они это могли. То, что хорошо - это плохо; то, что плохо - это хорошо. Не существует ни высшего состояния сознания, ни низшего. Просто их нет. Мы всего лишь воспринимаем мир с определенной перспективы и действуем в соответствии с ней.

Из книги Слияние с Шивой

Шиваитский индуизм
Трипундра — важный шиваитский символ в форме трех полос белого вибхути на лбу. Этот священный пепел обозначает чистоту и сгорание анавы, кармы и майи. Бинду, или точка на месте третьего глаза, ускоряет погружение внутрь себя. Аум.

Какова природа шиваитской теологии?

ШЛОКА 11
Шиваизм провозглашает: Бог Шива есть Любовь , Он одновременно имманентен и трансцендентен, Творец и творение. Этот мир является ареной нашей эволюции, которая постепенно ведет к мокше — освобождению от рождений и смертей. Аум.

Читайте также: