Какую роль играет пейзаж в конце 8 главы капитанской дочки кратко

Обновлено: 08.07.2024

Гринева поразила обстановка, которую он увидел на воен­ном совете Пугачева. Никто никому не оказывал предпочте­ния. Все имели почти равное право голоса, Пугачев слушал людей с интересом и уважением к их мнению. С точки зрения Гринева всё это было очень необычно. Традиционная иерар­хия военных советов требовала подчинения нижестоящих вы­шестоящим.

Глава IX. Разлука

Савельич предъявляет счет Пугачеву. Этот эпизод, несмотря на то, что он довольно драматичен, вызывает улыбку у читате­ля. Это происходит потому, что Пушкин использует прием не­соответствия. Савельич находится в полной зависимости от Пугачева, должен находиться в страхе и беречь свою жизнь. Он же, напротив, предъявляет список, по которому Пугачев дол­жен вернуть утраченное хозяйское добро. Интересно то, что этот эпизод помог углубить нам представление о Пугачеве: он не­грамотный, а выдает себя за царя. Ярче раскрывается образ слу­ги. Он действительно честно выполняет свой долг, что достой­но уважения.

Прощание с Марьей Ивановной. Страшные события сбли­зили героев. Гринев представил девушку как свою невесту. Он оставил её в крепости, потому что Маща заболела, впала в бес­памятство. Гринев принимает решение ехать в Оренбург, что­бы помочь девушке освободиться.

Он принимает единственно правильное решение, хотя это очень тяжело для него. Автор показывает с помощью данного эпизода, что Гринев способен управлять своими чувствами, не поддается панике и унынию.

Глава X. Осада города

Грустное впечатление оставляют описанные в этой главе события. Генерал не производит впечатления того, что он мо­жет решать какие-то военные проблемы. Он спокоен и занима­ется своим садом, хотя близка осада города.

При осаде города происходили события, которые были след­ствием проведения военного совета: начался голод, поднялись цены, жители понимали, что военные не в силах их защитить. Пугачев пока не шел не штурм города, предпочитал отдельные вылазки, против которых тоже были бессильны защитники го­рода.

Марья Ивановна писала о своем бедственном положении: Швабрин принуждал её выйти замуж, держал взаперти, угро­жал, что выдаст Пугачеву. Она вымолила 3 дня на обдумывание своего решения, за это время решится её судьба. Мы уже знаем, что кроме Гринева за неё заступиться некому, естественно по­этому, что она именно к нему обратилась за помощью.

Глава XI. Мятежная свобода

Гринев принял решение ехать в Белгородскую крепость, но по воле случая попал в стан пугачевцев. При встрече с Пуга­чевым и его соратниками Гринев находился в большой опасно­сти, но вел себя очень достойно. И вновь его спасло то, что он был искренен и выступал за правое дело.

Пугачевцы вели себя по-разному, они даже чуть не поссори­лись. Белобородов и Хлопуша спорили с Пугачевым и друг с другом. Белобородов предлагал повесить Гринева как вражес­кого лазутчика, Хлопуша же говорил, что на гостя нельзя под­нимать руку. То, что Гриневу удалось рассмешить Пугачева, решило исход дела. Читатель с интересом следит за ходом со­бытий. переживает за судьбу Гринева.

Сказка об орле и вороне очень интересна. Пугачев знает её с детства, возможно, она даже повлияла на формирование его характера. Он, несомненно, орел, не желающий жить скудной жизнью ворона, питающегося падалью, иначе говоря, живуще­го несвободной жизнью.

Для Пугачева полноценная жизнь вольная, даже если сопря­жена с опасностями.

Глава XII. Сирота

Гринев говорит твердо, абсолютно искренне, подчеркивает в своей речи воинственность людей Пугачева, что явно льстит бунтовщику. Гринев тонко улавливал перепады настроения Пугачева, пользовался этим. Он постоянно напоминал ему о том, что Маша сирота, это, скорее всего, и было одним из са­мых сильных аргументов.

Еще сыграла роль та же история, когда был освобожден сам Гринев. А причиной его освобождения был все тот же заячий тулуп. Добро вернулось к Гриневу, это, по Пушкину, один из законов жизни.

Глава XIII. Арест

Глава XIV. Суд

Опять дурную роль в его жизни сыграл Швабрин, он до­нес на Гринева, находясь в плену. Оправдан он был потому, что за него хлопотала Марья Ивановна, которая сама поехала в Пе­тербург, встретилась с императрицей, объяснила ей суть всего произошедшего. Справедливость восторжествовала.

Пугачев был казнен в конце 1774 года. Перед казнью он, как утверждает издатель, встретился глазами с Гриневым, который был в это время в толпе. Так закончилась эта удивительная ис­тория.

Гринев начал свой путь довольно бесславно: проиграл круп­ную сумму денег, ругался с Савельичем, кутил. Но добрые за­датки этого молодого человека показаны в той сцене, когда он дарит тулуп бродяге. Этим поступком он закладывает фунда­мент добрых отношений с Пугачевым. Когда начались военные действия, Гринев тоже пережил потрясение — казнь людей, сам был на волоске от смерти. Но ни разу в его голове не мелькнула мысль о возможности перехода в отряд Пугачева. В тексте не сказано, что Гринев вспоминал слова отца, но вел себя именно так, как велел ему отец в момент прощания.

Большое влияние на формирование его личности оказала любовь. По велению своего сердца Гринев выбирает всегда единственно правильное решение, потому что руководствуется правилом: береги честь.

Пушкин хочет сказать нам, что только честный человек идет по жизненному пути с достоинством.

Пушкин относится к своим героям по-разному. Обратим­ся к тексту.

Мы выбрали несколько комментариев для характеристики трех героев. Разговор об авторском восприятии осложняется тем, что в романе есть герой-рассказчик. Это он сопровождает свои записи данными комментариями. Через призму его оце­нок мы судим и об авторском отношении.

Это особый литературный прием, который позволяет автору добиться эффекта достоверности описания: ему хочется, чтобы читатель воспринимал слова очевидца, а не его, автора, челове­ка, жившего значительно позднее.

Швабрин осуждается. Он не наделен ни одной положитель­ной чертой, что свидетельствует о резко отрицательном отно­шении автора. Этот герой всегда изображается в сопоставле­нии с Гриневым, так Пушкин показывает бесчестие (Швабрин) и честь (Гринев). Автору, безусловно, нравится Маша. Перед читателем предстает почти идеальный образ русской девушки: Маша добрая, мягкая, спокойная, религиозная, преданная, са­моотверженная, сильная и волевая в конце романа.

Автор старался быть объективным в своем изображении. Он показывает разные стороны мятежников: то они злые, крово­жадные, страшные, то печальные и грустные. Также автор по­казывает разными людей, служащих императрице: среди них есть честные и бесчестные, верные присяге и предавшие её. С явным сочувствием к пленному башкиру показана сцена его допроса.

Смеем уверить, что в нашем романе время расчислено по календарю.

Начнем с цитаты.

На другой день Гринев, помилованный Пугачевым, приезжает в Оренбург.

«Как скоро сержант услышал, что я еду из Белогорской крепости, то и повел меня прямо к генералу.

Итак, в Белогорской крепости – морозная ночь, а всего лишь в сорока верстах от нее, в Оренбурге, на другой день – осень, генерал Р. работает в саду.

Время, прошедшее со дня выезда Гринева из дому до военного совета, вычислено М. Цветаевой достаточно точно: оно действительно равно почти трем месяцам (точнее, двум с половиной месяцам, – см. ниже).

При определении точного времени описываемых в повести исторических событий или картин природы мы не можем опираться на реальные даты, на данные исторической науки, так как эти данные выходили бы за пределы пушкинского текста. Пушкин в своей повести исторических дат не приводит (их можно вычислить лишь косвенным путем). Мы должны датировку пейзажа вычитывать непосредственно из текста повести.

Если определить промежуток времени между этими двумя эпизодами, то начало действия повести получит более точную датировку, определятся и даты пейзажей.

Минимальноэто время можно рассчитать по ходу сюжета как сумму отрезков времени, минимально занимаемых каждым событием в отдельности.

На следующий день Гринев приезжает в Белогорскую крепость. Всего, следовательно, он был в пути околовосьми дней.

Значит, взятие Нижнеозерной происходит не раньше чем через два месяца после приезда Гринева в Белогорскую крепость – примерно 10 ноября, так как Гринев, как уже ясно, появился в Белогорской 10 сентября или немного раньше. На следующий день после Нижнеозерной была взята Белогорская крепость, происходит совет пугачевцев (примерно 11 ноября); далее следует совет в Оренбурге (примерно 12 ноября).

Хотите продолжить чтение? Подпишитесь на полный доступ к архиву.

Когда В. Г. Белинский называл роман “Евгений Онегин” “энциклопедией русской жизни”, то в первую очередь, конечно, выделял разнообразие идей и картин общественной жизни, сельского и городского быта, показанных писателем. Но в этой “энциклопедии” заметное место заняли также описания природы, которые появляются на страницах романа то в виде отдельных штрихов и сравнений, то в виде развернутых картин в несколько строф. Интересно отметить, что пространно описывать родную природу поэт начинает только с четвертой главы, в которой перед нами постепенно раскрывается поэтическая душа Татьяны. Кажется, что автор через восприятие природы пытается раскрыть характер героев. В Лариной сливается особое восприятие мира, любви, жизни через природу. И недаром ведь Пушкин говорит: Татьяна (русская душою, Сама не зная, почему) С ее холодною красою Любила русскую зиму. Можно догадаться, почему из всех времен года Александр Сергеевич выбрал именно зиму, чтобы подчеркнуть “рус-скость”. Ведь первое, что всегда отмечали иностранцы, жившие в России, это долгая зима (подобной нет в Европе), русские холода, заснеженность. Это для нашей страны, можно сказать, характерное время года. А вот над нашим летом (не на нижней Волге, конечно) севернее Москвы романист посмеивается: Но наше северное лето Карикатура южных зим, Мелькнет и нет. Если, рассказывая о своем “милом идеале”, создатель романа дает, образно выражаясь, сочные, вольные описания, то непоэтичный Онегин порой вызывает у него слегка насмешливое отношение к природе. Даже сравнения, которые употребляет Евгений, говорят, насколько он равнодушен к ее красотам. Так, в разговоре с Ленским он сравнивает Ольгу с луной. Кругла, красна лицом она, Как эта глупая луна На этом глупом небосклоне. А ведь и Татьяна в пятой главе тоже сравнивается с луной, но совсем по-другому: “И, утренней луны бледней…” Онегин скучал в городе, где “равно он зевал средь модных и старинных зал”. Так же скучно ему и в имении, хотя “деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок”. Сам творец романа в стихах, как известно, очень любил природу, особенно осень: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась… Описание природы в произведении нераздельно связано с жизнью народа, подчеркивает единство крестьянского быта и природы. Пушкин едко противопоставляет свое “низкое” описание полей и лесов тому, как другие поэты описывают природу “роскошным” слогом в романтическом стиле. Но именно эти картины “низкой природы” удивительно западают в душу: Зима. Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь; Его лошадка, снег почуя, Плетется рысью как-нибудь… …Шалун уж заморозил пальчик: Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно… Великий художник слова в своих описаниях очень разнообразен. Стиль и язык его описаний постоянно меняются в зависимости от того, какие цели он ставит. Только что я привела бытовую зарисовку. А в сценах сна Татьяны, такого же романтического, как и любовь этой девушки к своему герою, и природа становится таинственной, загадочной: Пред ними лес; недвижны сосны В своей нахмуренной красе; Отягчены их ветви все Клоками снега; сквозь вершины Осин, берез и лип нагих Сияет луч светил ночных. А место, где похоронен Ленский, “поэт, задумчивый мечтатель”, убитый приятельской рукой, вновь описано так, чтобы подчеркнуть, каким видел мир этот юноша: Есть место: влево от селенья, Где жил питомец вдохновенья, Две сосны корнями срослись; …Там у ручья в тени густой Поставлен памятник простой. Прекрасны пушкинские описания зимы и осени. И мне хочется закончить сочинение не менее чудесным описанием весны, которым начинается седьмая глава: Гонимы вешними лучами, С окрестных гор уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года.

Похожие материалы:

Более новые статьи:

Помогите пожалуйста. роль пейзажа в романе .капитанская дочка.

Готовность к самопожертвованию

Главными качествами Савельича можно назвать его преданность и готовность отдать жизнь за Петра Гринева. Старый слуга понимает свою ответственность за молодого хозяина, оторванного от семьи. Он опекает его и старается оградить от опасностей. Это видно по следующим эпизодам:


Проблема старого слуги состоит в том, что за все сделанное для своего хозяина он не получил от того ни слова благодарности. Но крепостной даже не ждет этого.

Значение в романе

Трагедия Савельича состоит в том, что его преданность, честность и бескорыстие остаются неоцененными, их даже не замечают его хозяева. Описание этого крепостного содержит в себе своеобразное воззвание к господам, привыкшим к покорности своих слуг и воспринимающим ее как должное. Пушкин призывает не забывать, что крепостные — это тоже люди.

Повесть построена в форме семейных записок П. А. Гринева и представляет собою как бы взгляд современников Пугачева на крестьянскую войну 70-х годов XVIII в. Такое изложение сообщает повести характер показаний очевидца. При этом интересно, что автор записок, верный своему сословию дворянин, вынужден против своих классовых взглядов и настроений признать моральное величие Пугачева, его широкую, чисто русскую натуру и почувствовать все душевное превосходство вождя крестьянской войны над представителями господствовавшего класса.

В обрисовке образов Пушкин проявляет все сильные стороны своего реализма, ставя характер человека в зависимость от породившей и воспитавшей его среды. В повести много действующих лиц, и каждое из них дано впечатляюще, своеобразно, так что они все крепко запоминаются и не смешиваются одно с другим. Повесть написана сжато, точным, ясным и простым языком. Как и в других произведениях Пушкина, и здесь неразрывно сочетаются историческая достоверность и жизненная правда.

Употребление деталей в произведении

Рис. 1. А.С. Пушкин (Источник)
Первое, что отмечают все, писавшие о композиции пушкинского романа, – это то, что Пушкин (рис. 1) избегает лишних деталей. Скажем, в черновом варианте было описание постоялого двора (умёта): хозяйка засветила лучину, на столе стоял горшок со щами. Всё это Пушкин убирает. А если и встречается что-то в этом романе, то явно не случайно. Казалось бы, совершенно проходной вещью является то, что Гринёв встречает Ивана Ивановича Зурина и проигрывает ему сто рублей. Но в предпоследней главе именно майор Зурин командует отрядом, задержавшим Марью Ивановну и Петра Гринёва. В отряде Зурина Гринёв и остаётся. А что было бы с ним и с Машей, если бы отрядом командовал другой человек, ведь ямщик провозгласил, что едет государев кум с хозяюшкой? То есть Гринёва и Машу Миронову схватили правительственные войска как пугачёвцев. Это счастливая случайность.

Эпиграфы

Важно знать, что эпиграфы (об этом сообщается на последней странице романа) приисканы издателем (издателем А. П.) То есть если записки написаны Петром Андреевичем Гринёвым, то эпиграфы принадлежат издателю. Тут есть ещё спор: а вот эпиграф ко всему роману принадлежит издателю или всё-таки Гринёву? Но для нас это не принципиально.

Важно, что в эпиграфах, во-первых, есть отрывки из произведений XVIII века (дворянской русской литературы) и есть фольклор. Само их сочетание означает и противопоставление, и стремление к тому, чтобы народная культура и культура дворянская (культура высокого представления о чести и долге) соединились.

Об эпиграфах вы можете подробно прочитать в статье Г. Красухина, ссылку на которую можно найти в текстовых сносках.

Как работают эти эпиграфы, можно увидеть в эпиграфе к I главе:

– Был бы гвардии он завтра ж капитан. – Того не надобно; пусть в армии послужит. – Изрядно сказано! пускай его потужит… . . Да кто его отец? Княжнин.

Яков Борисович Княжнин – автор и трагедий, и комедий (рис. 2).

Рис. 2. Я.Б. Княжнин (Источник)

Происходит диалог эпиграфа и текста романа.

Автобиографические моменты в произведении

Родной отец, служивший при графе Минихе, и сын, которого зовут Пётр, постоянно сталкиваются с Лжепетром, с самозванцем, с Петром III, коим является Пугачёв. В одном исследовании есть любопытно сопоставление: в сентябре 1826 года Николай I требует, чтобы Пушкина привезли к нему в Москву на коронацию. Между Пушкиным и царём происходит довольно долгий разговор, подробности которого нам не очень известны. В этом разговоре царь спрашивает:

– Если бы ты был в Петербурге, Пушкин, на чьей бы стороне ты был?

– Я был бы на Сенатской площади. Там были бы все мои друзья, невозможно было бы отказаться.

Заметьте, что это – разговор на фоне виселиц. Только что повешены пятеро участников заговора.

Сцена разговора Пугачёва и Гринёва на фоне виселиц (это подчёркивается несколько раз). Пугачёв спрашивает у Гринёва:

– Признаёшь ли меня царём?

– Нет, — отвечает Гринёв.

– Но, по крайней мере, обещаешься против меня не воевать?

– Не могу обещать.

Вот этот разговор с властителем на фоне виселицы соотносится любопытно с автобиографическим моментом у Пушкина (рис. 7).

Капитанская дочка краткое содержание по главам подробно 8 класс

капитанская дочка пересказ

Краткий пересказ

Глава 1. Сержант гвардии

В самом начале кратко сообщаются биографические сведения о Петре Андреевиче Гриневе в его изложении. Он происходит из не очень богатой дворянской семьи, плохо образован из-за нерадения гувернёра Бопре. Действие повести начинается, когда Петра в сопровождении слуги Савельича отправляют на службу в Оренбург. По дороге Гринев знакомится с ротмистром Зуриным, который видя неопытность молодого человека уговаривает сыграть с ним в бильярд на деньги. В итоге Петр проигрывает огромную сумму — 100 рублей. Савельич отказывается выдавать деньги на уплату долга, но Гринев, верный своим представлениям о чести, вынуждает старого слугу сделать это.

Глава 2. Вожатый

Петр раскаивается и обещает Савельичу никогда не играть на деньги. Они продолжают путь из-за неблагоразумия Гринева сталкиваются с новой проблемой: не испугавшись надвигающегося бурана, он приказал ямщику ехать дальше. В результате они сбиваются с дороги. Им помог незнакомец, который вывел их к постоялому двору

Гриневу снится вещий сон: мать сообщает ему, что отец при смерти, но вместо отца в постели лежит странный бородатый мужик. Этот мужик хочет благословить Петра, но тот отказывается. Тогда лжеотец хватается за топор, повсюду появляются трупы, но Петр остаётся в живых.

В благодарность за помощь Петр угощает незнакомца вином и дарит ему свой заячий тулуп. Тот обещает всегда помнить об этой услуге. Наконец, Гринев и Савельич добираются до Оренбурга. Сослуживец его отца читает сопроводительное письмо, где наказывается не баловать молодого человека, и направляет его на службу в Белгородскую крепость.

Глава 3. Крепость

Гринев знакомится с комендантом и его женой, простыми в обращении и гостеприимными людьми. Ему много говорят о дочери Мироновых, Маше. От поручика Швабрина Петр слышит оценку девушки: она представляется корыстной и глупой. В конце главы происходит знакомство Гринева и Маши, после которого выясняется, что рассказы Швабрина — всего лишь злобные сплетни.

Глава 4. Поединок

Гринев завязывает тесные отношения с комендантской семьёй. Ему всё больше нравится Маша, поэтому едкие выпады Швабрина в её адрес злят молодого человека. Гринев пишет пылкий стихи о Маше и решает показать их Швабрину. Тот высмеивает и поэтический дар и адресата стихов. Завязывается ссора, которая оканчивается вызовом на дуэль. Комендантша пытается предотвратить это, а Маша рассказывает о том, что Швабрин сватался к ней, но получил отказ. Несмотря на все усилия Василисы Егоровны дуэль на шпагах происходит, и в кульминационный момент Петр, отвлёкшись на крик Савельича, получает ранение.

Глава 5. Любовь

Маша ухаживает за раненым Гриневым, и между ними возникает взаимное влечение. Петр отправляет письмо отцу, где рассказывает о случившемся, но получает от него гневный ответ: Швабрин уже сообщил старшему Гриневу об эпизоде с дуэлью. Отец ничего не желает слышать о браке, а Маша отказывается обвенчаться без благословения.

Глава 6. Пугачёвщина

Глава 7. Приступ

Войско Пугачева окружает крепость, и атаман предлагает сдаться без боя. Комендант отказывается и приказывает открыть огонь по мятежникам, но Пугачеву удается прорваться в крепость. После этого следуют присяга и казнь тех, кто не желает присягать. Савельичу удается выпросить помилование для Гринева.

Глава 8. Незванный гость

Маша прячется в доме попадьи, и опасаясь за ее жизнь, Гринев отправляется туда. В доме он сталкивается с пьнствующим Пугачевым и наиболее близкими его приспешниками. Выясняется, что Пугачев был тем самым незнакомцем, который спас Гринева в буран. В благодарность атаман дарит молодому человеку свободу и разрешает уехать в Оренбург.

Глава 9. Разлука

В Оренбурге Гринев должен сообщить, что Пугачев нападет на город через неделю. Вместе с Савельичем он покидает крепость, где в плену Швабрина остается Маша. Имущество Гринева разграблено, но Пугачев дарит ему коня, тулуп и сколько-то денег, которые посланец, впрочем, не отдает.

Глава 10. Осада города

В Оренбурге проходит военный совет, на котором лишь Гринев высказывается за нападение на повстанцев. Пугачев окружает город, начинается жуткий голод. Защитники предпринимают безуспешные вылазки в стан противника. В один из таких случаев Гриневу передают письмо от Маши, где она сообщает, что Швабрин вынуждает ее выйти за него замуж. Не получив от командования солдат, Грнинев решает лично спасти девушку.

Глава 11. Мятежная слобода

Повстанцы захватывают Гринева в плен и отправляют к Пугачёву. Тот желает выяснить, почему молодой человек хотел проникнуть в крепость, и Гринев честно рассказывает о своих планах вызволить Машу. Атаман по пути в крепость делится своими планами с молодым человеком: идти на Москву. Гринев упрашивает мятежника сдаться, но тот заявляет, что уже поздно и либо он победит, либо его дни закончатся на плахе.

Глава 12. Сирота

Маша живёт в тяжёлых условиях: Швабрин даёт ей только хлеб и воду. Столкнувшись с Пугачёвым, он рассказывает, что девушка — дочь непокорного коменданта. Только вмешательство Гринева останавливает гнев самозванца.

Глава 13. Арест

История создания повести

В 1834 году исторический труд о крестьянской войне был закончен и опубликован по разрешению императора. При его создании Пушкин пользовался тремя типами источников:

  1. Архивные данные.
  2. Устные разговоры со старожилами.
  3. Личный осмотр крепостей, где происходили основные сражения крестьянской войны.

Жанровая принадлежность произведения является дискуссионной темой. Обсуждаются два варианта, которые вкратце можно описать так:

Проза Пушкина

В итоге Пушкин формулирует два принципа, которые становятся основополагающими для его прозаических произведений: точность и краткость. Им он тщательно следует, что позволяет при сравнительно небольшом объёме произведений создать занимательный сюжет и эффектно его реализовать.

Действие произведения происходит в период восстания Емельяна Пугачева и основано на реальных событиях. Повесть написана в форме мемуаров главного героя Петра Андреича Гринева – его дневниковых записей. Произведение названо в честь возлюбленной Гринева – Марьи Мироновой, капитанской дочери.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Готовя выразительное чтение, стоит об­ратить особое внимание на то, что состоя­ние природы последовательно передается через восприятие Петруши, впервые от­правившегося в далекое странствие. При этом становится очевидна и его неопыт­ность и отсутствие стремления разобрать­ся в капризах природы. Для того чтобы подчеркнуть его почти детское упрямство, можно прочесть в лицах краткий диалог с ямщиком.

То, что у Аксакова было точным описа­нием картин природы, у Пушкина стало описанием жизни человека на фоне мощ­ной и непредсказуемой природы.

Когда Петруша заснул в кибитке под за­вывание бурана, ему приснился сон. Сон был тревожным и предвещал беду, при этом обозначил связь между героями про­изведения — Петрушей и Пугачевым, Пу­гачевым и Савельичем. Если между глав­ными героями возникла пока еще трудно объяснимая симпатия, то Савельич и Пу­гачев явно недолюбливали друг друга.

Первый разговор показывает особую роль путешествия вожатого по степям Оренбуржья. Пока его цель не ясна, но то, что она связана с последующими события­ми, читателю становится ясно.

Второй разговор крепко связывал судь­бу Петруши и Пугачева, хотя пока оба героя и не понимают этого. Савельич и тут выступает в роли заступника своего барчука: он яростно защищает его иму­щество.

Слова рассказчика запоминаются, точ­нее вспоминаются позже, потому что они предопределили многие события жизни героя. Протест и ворчание Савельича по­могают запомнить этот забавный эпизод.

Читайте также: