Кто такой пан кратко

Обновлено: 30.06.2024

1) Существующая этимология

а) Этимологический словарь Макса Фасмера

Пан, I, род. п. -а, "господин, помещик (в отношении к полякам)" (Аввакум 182 и сл.), укр., блр. пан, др.-русск. панъ, в зап. грам. XIV в. (см. Срезн. II, 875), др.-чеш. hpan "господин" (оdе раnа из *оtъ gъраnа), чеш., слвц. pan, польск. раn, в.-луж. раn, н.-луж. раn. .

Происходит из *gъраnъ, связанного чередованием с жупан; ср. др.-инд. goрas м. "пастух, страж", gopayati, … "оберегает, охраняет", goраnаm "защита", греч. gypi koiloma gis, нов.-в.-н. Kоbеn "свинарник"; см. Гуйер, LF 31, 105 и сл.; 36, 60; 40, 304; Младенов 410. Коми раn "господин" заимств. из русск. (Калима, RLS 99)… Соболевский (РФВ 71, 443) пытается неубедительно разграничить *раnъ и *gъраnъ и объяснить пан как реликт дакского. Нельзя также др.-чеш. hpan рассматривать как сокращение из zuраnъ, вопреки Брюкнеру (IF 23, 217; KZ 48, 226; Slown. 393), который видит здесь аварский элемент; см. жупан.

Пан.Корень – не выделен. Значение: истор. помещик, барин (в Польше, на Украине); вежливое обращение. Этимология – нет.

в) Древняя этимология

Великая польская хроника (vostlit.info)
Компиляция, история в этой работе доведена до 1202 г., известна в списках XV века; в ней нас интересуют интерпретация авторами термина ПАН.

2) Обобщение и вывод

* Этимология титула не известна, фиксируют в литературе с XIII-XIV века на территории Польши, Литвы, Галиции. Древние летописцы увязывали термин ПАН с потомками Яфета, а первым ПАНОМ считали Нимрода (внук Хама, НИМРОД, евр. букв. Восстанем), все - библейские лица.

* Попытки увязать термин ПАН с греческим богом пастушества, плодородия и дикой природы Паном, не имеет под собой идеологического основания. Не может христианская польско-литовская знать использовать имя языческого божества для своей идентификации (тождества), древнегреческий Пан не входит в систему иудаизма.

* Связь с древнеславянскими языками установить невозможно, т.к. мы их просто не знаем, эти племенные сообщества были бесписьменными. Термин ЖУПАН (gъраn) мог принадлежать любому древнему языку, в т.ч. тюркскому, немецкому; через Паннонию прошли десятки народов и сотни племен.

* Никто из исследователей не использовал идеологию иудеохристианства и её сакральный язык иврит для определения смысла титула ПАН.

Вывод
Для анализа титула ПАН необходимо найти аналогию в иврите и идеологии иудеохристианства – подобие (сходство предметов, явлений, процессов в каких-либо свойствах).

3) Терминология иврита и библейский образ

Иврит - ПАНИМ лицо, вид, образ, значение, человек и т.д.
Лингвисты считают, что вариант написания слова ПАНИМ, есть ПАНА; последнее является корнем.


Из прото-семитский * пан. В связи с (Пана, "к лицу") .

в) А что у нас в Библии по поводу термина ПАНА, ПАНИМ?

В Библии найдено 2109 слов с корнем ПАНА (ПАНИМ), применяемые в различных значениях. Пену+эл = лицо + Бог, см. эпиграф (Быт. 32:30).

* ивр. ПАН вид, образ.

* ивр. ПАНА поворачиваться, обращаться; а также – очищенные, лицо (в различных сочетаниях), вид (солидный), уважение, освобождаться от дел и т.д.

Этот корень иврита, очевидно, применятся в Польше и Литве в период христианизации, и обозначал новых администраторов – очищенных от язычества и обращенных в христианство; имевших власть уже от лица БОГА.

* ивр. ПЕНАИ досуг, свободное время; собственно шляхетство (паны) проводили время в войнах и в увеселениях (охота, балы); как правило, хозяйственную деятельность сами не вели вплоть до XVI века, земли сдавались в аренду; обычно имениями, селами и городами, сданными в аренду, управляли евреи-арендаторы.

* ивр. ПЕНЕИ ХА-АРЭЦ знать, знатные лица (земли, территории).

Итак, мы выявили, что термин ПАНА (ПАНИМ) употреблялся для обозначения человека (лица-личности) как представителя Бога, нам остаётся определить носителя терминологии иврита в ранней Польше и Литве.

г) Библейский образ

4) Краткие сведения о евреях Польши и Литвы

Принятие христианства в Польше произошло в 966 году при князе Мешко I; Литва признана христианским королевством в 1253 г., в дальнейшем Великое Княжество Литовское простиралось от Балтики и до Черного моря.

Первые сведения о евреях в Польше относятся к 1096 году, часть евреев Праги, в результате гонений со стороны крестоносцев, переместилась в Польшу, позже эта миграции непрерывно нарастала. С 1264 г. евреям Польши были предоставлены широкие привилегии и защита со стороны высшей администрации; евреи-торговцы на территории Литвы фиксируются с X века.

В Польше и Литве короли, князья, духовенство, магнаты (паны), средняя шляхта, чуть меньше мещане пользовались услугами евреев, откупщиков и кредиторов, и привлекали их для управления имениями; несмотря на постановления церковных соборов, власть использовала еврейских финансистов на протяжении всего средневековья.

Значительная часть монет, чеканившаяся польскими королями в XII-XIII вв. при посредничестве еврейских откупщиков носят легенды на иврите, факт, который современной русской нумизматикой просто игнорируется, ни в одной из работ в этой исторической области вы не найдете слово еврей. Польский король Болеслав IV (1146-1173) вверил чеканку и распространение монеты – евреям, Казимир II (1177-1194) разрешил наносить на монеты надпись на иврите (лучшего способа распространения иврита не придумаешь).

Таким образом, мы ответили на все вопросы философии в отношении титула ПАН (когда?, где?, для чего?, почему?, от чего?, кто носитель?, какова идеология и культурная традиция?). Титульный термин ПАН принадлежит сакральному ивриту, идеологии иудаизма.

Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/2 октября 2012.
Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует воздерживаться от переименований или немотивированного удаления содержания, подробнее см. руководство к дальнейшему действию.
Не снимайте пометку о выставлении на удаление до окончания обсуждения. Администраторам: ссылки сюда, история (последнее изменение), журналы, удалить .

Содержание

Первые упоминания титула на Руси

Традиция употребления титула Пан

Музыкальный греческий бог. Хранитель дикой природы, покровитель пастушества, скотоводства и плодородия. Пан отличался игривым и веселым нравом. Известен своими шумными гуляниями, которые пугали сельских жителей.

Происхождение

Исследователи считают, что Пан произошел от протоиндоевропейского бога, связанного с пастушеством. Зарождение его образа началось на территории Аркадии. При правлении Птолмеев почитался в том числе на территории Ближнего Востока.

Отождествления с другими божествами

Отождествляется с Фавном и Сильваном . В Малой Азии Пана отождествляли с Марсием .

Греческие авторы называли разных представителей древней мифологии в качестве родителей Пана . Гомер написал гимн, в котором Пан назван сыном бога Гермеса . Матерью Пана в разных источниках выступают разные женщины к примеру царица Пенелопа . Она в нескольких текстах указана как родившая бога Пана то от Гермеса, то от Аполлона . Существует сказание, в котором Пан является сыном Зевса и богини высокомерия Гибрис в других источниках матерью Пана названа Каллисто .

Гомер писал, что родившийся мальчик сильно напугал свою мать. Ребенок выглядел неестественно имел козлиные ноги, рога и бороду. Мальчик весело прыгал и смеялся. Женщина от сына отказалась. Гермес завернул новорожденного в заячью шкуру и отнес на Олимп . Богов необычный малыш развеселил как своим видом, так и поведением. Олимпийцы назвали мальчика Паном . В дальнейшем он не раз помогал им. За это боги сделали Пана созвездием Козерога .

Существует миф о любви Пана и нимфы по имени Эхо , у них даже была дочь Ямба. Появился миф благодаря невозможности объяснить странные звуки, которые пугали селян появляясь из глубин гор, лугов и полей. В дальнейшем неизвестные звуки, нарушающие тишину и пугающие людей, стали называться паническими.

Миф о любви Пана к Селене повествует о том, как бог, добивавшись расположения богини Луны подарил ей часть своего стадо.


Макробий так описывает "сферу влияния" этого бога:

Содержание

Происхождение имени

Гете поэтически описывает всеобщность Пана:

Облик Пана

Как сообщает в своей Истории Геродот (около 484 г до н. э. — около 425 г до н. э.):

Животные и растения Пана

Мифы о Пане

Как и другие духи природы, Пан кажется старше богов-олимпийцев, так как, согласно мифам, он подарил в Аркадии Артемиде охотничьих собак, ставших ее постоянным атрибутом, и научил Аполлона тайнам пророчеств. Как гласит схолия к поэту Пиндару:

Римский грамматик Сервий (IV в.) со ссылкой на Пиндара о том, что Пан — это сын Аполлона от Пенелопы (Georg. I 16). Древнегреческий драматург Эсхил (525 до н. э. — 456 до н. э.) различал двух Панов, один из которых был сыном Зевса и близнецом Аркаса, а другой — сыном Кроноса.
Происхождение Пана весьма запутанно. Согласно различным мифам, Пан — это сын Меркурия и Пенелопы: также Apld. Ер. 7,38, Cic. Nat. Deor. 111,22; сын Гермеса и Дриопы (Ном. Hymn. 19), или Пенелопы от всех женихов (Duris ар. Tzetz. sch. Lye. 772, Scrv. Aen. 11,44) или ее же от Аполлона (Euphorion in sch. Eur. Rhes. 36), или Гермеса от нимфы Орсинои (ibid.), или Зевса от нимфы Гибриды или Фимбриды (Apld. 1,4,1, sch. Pind. Pyth., arg.) или Ойнеиды (sch. Theoer. 1,3), или сын Зевса от Каллисто и брат-близнец Аркада (Epimenides in sch. Eur., loc. cit.), или сын Эфира от Ойнои (Araethus Tegeat. ibid.). Его называли также сыном Земли (Didymarchus in sch. Theoer. ioc. cit.), a согласно Аполлодору Афинскому (Scrv. Georg. 1,16) Пан вообще не имел родителей.


Так Тамус и сделал, и весть эта на берегу была встречена всеобщим плачем.

Пан как сексуальное божество



Величайшим любовным успехом Пана было завоевание им богини Луны Селены. Он достиг этого, завернувшись в овечью шкуру, чтобы скрыть свое волосатое тело черного козла, и увлек ее с неба в лес, где и соблазнил.

«Вот, обитатели горных склонов и логов природных,

(Имя — от бога Пана, что любит уединенье),

Ополчаются паны купно – ликом как будто

Люди, но рожки имеют и козью косматую шкуру!

Вот рогатолобая помесь: двенадцать панов,

Вооруженных рогами, все от родителя только

В числе 12 детей Пана Нонн Панополитанский называет Келеневса, Аргенноса, Айгокороса, Эвгенейоса, Дафойнея, Оместера, Фобоса, Филамна, Главка, Ксанта, Аргоса, Форбаса, а затем добавляет к ним Агрея и Номия.

Очевидно, в древности существовали сексуальные обряды, связанные с почитанием Пана. По словам Геродота:

Как отмечает немецкий писатель Фридрих Георг Юнгер (1898 — 1977):

Пан в астрологии


Поклонение Пану

Поклонение Пану началось на его родите, в Аркадии, горном районе Греции, культурно отделенном от других греческих областей, где была священная гора Пана — Меналион. Аркадские охотники бичевали статую бога, если он не помогал им в добыче зверей.

Также известен Храм Пана в ущелье реки Неда на юго-западе Пелопоннеса, руины которого сохранились до наших дней, и Храм Пана в Аполлонополисе Магна (Бехдет) в Древнем Египте. Этот город был культовым центром бога Хора Бехдетского, которого греки отождествляли с Аполлоном, а Алистер Кроули отождествил с Хадитом.

В честь Пана были названы город Паниум и река Баниас на Ближнем Востоке. С Паном связан город Панополь (коптский Хеммис, современный Ахмим) в северной Фиваиде, являющийся священным городом египетского итифаллического бога Мина, отождествлявшегося греками с Паном.

Пан у древних поэтов и философов

В античной литературе одно из первых упоминаний Пана встречается в третьей Пифийской оде Пиндара (522/518 до н. э. — 448/438 до н. э.):

Воедине с Паном величаемой девичьим пением

«Всепородитель, раститель всего, многославнейший демон,

Миродержавец, Пэан плодоносный, светящий, пещерный,

Тяжкогневливый, ты истинный Зевс, венчанный рогами,

Это ведь ты равнину земли незыблемой сделал,

Ты оттеснил неустанного моря тяжелую влагу,

Землю вращая в волнах Океана кружением вечным,

Воздух питающий — ты, что жить позволяет живому,

И невесомого пламени ты и краса и основа —

С легкостью все несовместное сходится волей твоею

В XXXIV орфический гимне Паном именуется Аполлон:

«У людей именуешься ты, о владыка,

Паном, богом двурогим, вздымающим бури свирелью,

Образ Пана в эпоху Нового времени


Образ Пана в западной эзотерике и Телеме


Герметический орден Золотой Зари, следуя за христианской традицией, отождествлял Пана с Дьяволом и с XV арканом Таро:

Образ Пана в учении Телемы

Образ Пана занимает важное место в символизме магического учения Телемы, созданного Алистером Кроули и встречается во многих его работах. В Телеме также Пан соединяет в себе ипостаси Пангенетора (благого бога-всеотца) и Памфага (всепожирателя).

В этой же работе Кроули соотносит с функцией Пангенетора Божественное имя сефиры Йесод Шаддаи Эль Хаи. Пану соответствует 26-й путь на каббалистическом Древе Жизни и буква Айин. С Паном также можно сопоставить знак один из пяти Знаков N.O.X. — Знак Vir, означающий выход мужской энергии и проникновение.

Алистер Кроули отождествлял Великого бога Пана с той Божественной ипостасью, которую ее враги называли невежественно Сатаной. Числовое значение Пана соответствует числовому значению имен Бафомета и Самаэля, дьявола в иудейской традиции:

Пан (PAN) = Пи (80) + Альфа (1) + Ню (50) = 131.

Также Кроули отождествлял Пана с Сетом.


В книге "Видение и Голос" Кроули описывает, в каких разных ипостасях может представать Пан перед адептами. То, как видит его каждый из адептов, зависит от этапа пути, где он находится в настоящий момент:

В комментарии Кроули поясняет:

Кроме того, образы человека (Водолей), овна, рака и козерога отсылают к четырем керубическим знакам зодиака и, таким образом, к четырем стихиям, что соответствует орфическим представлениям о Пане, которые нашли отражение в орфическом гимне Пану:

«Пана пастушьего мощного кличу — он все в этом мире —

В Телемском аббатстве, созданном Кроули, по вечерам в пятницу (день Афродиты) совершался специальный призыв Пана, а одной из стен аббатства было изображение Пана, нарисованное Кроули.

2. Голос флейты из сумрачных рощ на склонах дальних холмов.

3. Простерлись они от бурной реки до самого края пустыни.

5. Наверху — вечные шапки снегов.

6. И дым их курений возносится ввысь, в самые ноздри звезд.

8. Мне — только дальняя флейта, немеркнущий образ Пана.

9. Со всех сторон — Пан, открывшийся зренью и слуху;

10. Благоуханием Пана пронизано всё; вкусом его наполнился рот, и разразился язык мой чуднОй и чудовищной речью.

11. Все средоточия боли и наслажденья — в его могучих объятьях.

12. Шестое, тайное чувство воспламенилось Его сокровеннейшей сутью,

13. И я бросаюсь стремглав с обрыва существованья

15. Конец одиночеству, как и всему на свете.


Образ Пана в неоязычестве

Из рогатых богов материковой Греции современному миру лучше всех известен Пан, но, тем не менее, он — всего лишь один из многих рогатых богов восточного Средиземноморья. Об его универсальности свидетельствует имя, намекающее, что некогда он был единственным богом в своей местности. Все его изображения достаточно поздние — после V века до н.э. — но даже в самых ранних формах черты его остаются неизменными: длинное узкое лицо, остроконечная борода, небольшие рожки и козлиные ноги. Культовые сцены изображают его в сопровождении целой процессии пляшущих сатиров и нимф; сам бог при этом играет на свирели, носящей его имя. Облик его интересно сравнить с маленьким танцующим богом палеолита с одной стороны и с Робином Добрым-Малым с другой. Как любимое людьми малое божество он во многом подобен Энкиду, с которым его объединяют еще и копыта. Хотя все, что мы о нем знаем, датируется концом железного века, сам его культ, без сомнения, чрезвычайно древний и является для Греции исконным [22].

Образ Пана в сатанизме

Перед тем, как Христианство дало ему имена Сатана, Люцифер, и т.д, плотская сторона человеческой натуры была управляема богом, которого тогда называли Дионис или Пан, изображавшимся как сатир или фавн греками. Первоначально Пан был "славным малым" и символизировал плодородие и изобилие [23].

Библиография

  • Paul Newman. Aleister Crowley and the Cult of Pan. Greenwich Exchange, 2004.

Ссылки

Примечания

Читайте также: