Проект масленица в детском саду 2 младшая

Обновлено: 02.07.2024

Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный. Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Сроки реализации проекта: с 12 по 16 февраля 2018 г. Возраст детей: 5-7 лет. Актуальность проекта: Россия богата своими традициями, передающимися из поколе-ния в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Краткосрочный проект в логопедической группе

Тип проекта: познавательно - творческий, краткосрочный.

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Сроки реализации проекта: с 12 по 16 февраля 2018 г. Возраст детей: 5-7 лет. Актуальность проекта: Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В результате реализации этого проекта дети приобретают знания о смене сезонов, узнают новые песни, сказки, пляски, игры. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям. Усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родными, близкими, сотрудниками детского сада.

Цель: Повышение интереса к традициям русского народа (праздник Масленица) .

Развивающие: Развивать коммуникативные способности; Развивать память, мышление, внимание; Развивать интерес к русским народным традициям; Развивать художественно – творческую деятельность путем ознакомления с предметами декоративно – прикладного искусства русской культуры.

Воспитательные: Содействовать формированию сотрудничества в детскородительских отношениях; Воспитывать патриотизм, основанный на традициях народа; Формировать любовь к Родине, ее традициям. Формы реализации проекта:

1. Беседы по теме;

2. Совместная творческая деятельность;

3. Разучивание закличек, частушек, русских народных песен, игр; 4. Чтение стихотворений, художественных произведений;

5. Тематическое занятие. Этапы реализации проекта:

Подготовительный: Разработка содержания проекта, составление плана работы; Подбор информации и материалов для реализации проектных мероприятий (народные игры - забавы, частушки, иллюстрации, художественная литература, аудиозаписи с русскими народными песнями, тематическое занятие) ; Изготовление атрибутов для проведения подвижных игр; Подбор материалов для продуктивной деятельности; Заучивание закличек, частушек; Основной: Проведение тематического занятия; 1. Художественно-творческая деятельность.

2. Разучивание русских народных песен, закличек;

3. Чтение художественных произведений по теме.

4. Прослушивание музыкальных композиций. Заключительный:

2. Взаимодействие с родителями:

3. Изготовление куклы-Масленицы;

4. Приготовление блинов для чаепития;

Образовательные области. Формы и методы работы.

Речевая. Коммуникативная

2. Восприятие художественной литературы и фольклора.

Познавательно – исследовательская.

2. Отгадывание загадок о весне и зиме;

4. Раскраски (тема: Масленица)

Ожидаемый результат: Дети

1. Умеют поддерживать беседу по вопросам, высказывать свою точку зрения;

2. Имеют представление о народных праздниках, играх;

3. Владеют знаниями масленичной кухни;

4. Интересуются изобразительной детской деятельностью;

5. С интересом участвуют в народных играх;

6. Выражают положительные эмоции (интерес, удивление, восхищение) при прочтении литературного произведения, прослушивании музыкального произведения;

7. Проявляют интерес к искусству при просматривании картин;

8. Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач. Педагоги:

1. Накопление материала;

2. Установление социально-коммуникативных контактов между педагогами, детьми, и родителями. Родители: Ориентированы на приобщение детей к русской культуре в семье.

§ Разучивание песни «Ох, блины, блины, блины… «.

§ Знакомство со значением и символикой блинов.

§ Рисуем с детьми. Выставка рисунков.

§ Чтение масленичных закличек.

Приложение №1 Беседа про масленицу

1. Познакомить детей с праздником – Масленицей.

2. Развивать интерес к русско-народным праздникам, приобщать их к традициям русской и кубанской культуры

3. Воспитать чувство уважения к народным традициям русской культуры.

Предварительная работа: чтение сказок, пословиц, лепка снежной бабы, рассматривание иллюстраций с празднованием масленицы.

Поговорки про Масленицу.

Не житье, а Масленица.

Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

Масленица семь дней гуляет.

Масленица объедуха, деньгами приберуха.

Это Масленица идет, блин да мед несет.

Без блинов -не Масленица.

Блинцы, блинчики, блины, как колеса у весны.

Стихи про Масленицу.

Широкая Масленица - Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студѐную из дому прогнать!

Яркие салазки с горочек скользят.

Целый день веселье. Наступает вечер. Накатавшись вволю, все блины едят.

Все гулять, резвиться вышли, как один!

Игры и потехи, а за них - награда: Сдобный и румяный масленичный блин!

Каждая хозяюшка колдует у печи.

Кулебяки, сырники - всѐ им удаѐтся. Пироги и блинчики - всѐ на стол мечи!

Ледяные крепости, снежные бои.

Тройки с бубенцами на поля выходят. Парни ищут девушек - суженых своих.

Тѐща приглашает зятя на блины! Есть с икрой и сѐмгой, можно чуть попроще, Со сметаной, мѐдом, с маслом ели мы.

Вся родня встречается, водит хоровод.

Праздник продолжается, общее веселье. Славно провожает Зимушку народ!

ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.

Пышные гуляния Ярмарка венчает.

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать! Вас на Масленицу ждем!

Встретим масленым блином, Сыром, медом, калачом Да с капустой пирогом. Всех нас пост Великий ждет, Наедайся впрок, народ! Всю неделюшку гуляй, Все запасы подъедай.

А придет Прощеный день,

Нам покланяться не лень,

Приходите в воскресенье - Будем мы просить прощенья, Чтоб с души грехи все снять, С чистым сердцем пост встречать. Скрепим дружбу поцелуем, Хоть и так мы не воюем:

Ведь на Масленицу нужно Укреплять любовью дружбу. Приходите в гости к нам, Будем рады мы гостям! Как на масленой неделе Из печи блины летели! С пылу, с жару, из печи, Все румяны, горячи!

Всем блиночков подавай.

С пылу, с жару - разбирайте! Похвалить не забывайте.

Приложение №2

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костѐр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через него. А в завершении праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы. Так прощались с нею шутливо, и серьѐзно. Ведь потом эту развесѐлую неделю опять нужно было ждать целый год.

Любил Масленицу русский народ – широкую, весѐлую, разгульную.

Для каждого дня её придумал он особое название:

• ПЯТНИЦА - ТЁЩИНЫ ВЕЧЁРКИ

• СУББОТА - ЗОЛОВКИНЫ ПОСИДЕЛКИ – ПРОВОДЫ

• ВОСКРЕСЕНЬЕ - ПРОЩАНЬЕ, ЦЕЛОВНИКИ, ПРОЩЕНЫЙ ДЕНЬ.

С понедельника необходимо готовить вареники и печь блины (первый блин за упокой). Принято посещать друзей, у которых взрослые неженатые дети, и привязывать им колодки к ноге. И, конечно же, угощаться.

Масленицу возили на санях с причитанием встречи:

«Душа наша, масленица, перепелочьи косточки, бумажное твоѐ тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приходи к нам в гости, с нами поиграться, в блинах поваляться, сердцем потешиться! Приходи к нам в тесовый дом душою потешиться, сердцем повеселиться, речью насладиться! «.

Во вторник – гуляние: водят хороводы, ходят змейкой, поют песни – заигрыши:

Ой, Масленица – кривошейка, мы встречаем тебя хорошенько:

Сыром, маслом, калачом и печеным яйцом.

Ой, Масленица, покажися, мы опять – то тебя дождалися, Ой, с сыром, маслом, хлебом, мѐдом.

Ой, Масленица, протянися, ты за дуб да за колоду зацепися,

Ой, сказали нашей Масленице семь годиков, а ей – семь деньков. Ой, Масленица, протянися, ты за дуб да за колоду зацепися.

Пекут булочки, пирожки, припевая:

На – бе - ру му-чи-цы, Подо – лью во – ди – цы, Для де-тей хо-ро-ших На-пе-ку ле-пе-шек.

Я вкруг печки хожу, вкруг муравчатой.

Я на печку гляжу, на муравчатую. Открывайся, заслон, вынимайся пирог, Наедайся, душа, душа зятюшкина.

Он наелся, как бык, сам не знает, как быть.

Затем организуется сладкий стол.

В широкий четверг – всеобщее карнавальное гуляние, водят хороводы, играют в игры.

ИГРА 1. Дети в кругу, водящий ходит внутри круга, все поют:

«Я горю, горю, горю на калиновом мосту.

А кто любит меня, тот и выберет меня.

За правую ручку возьмѐт, да вдоль круга поведѐт.

Затем водящий меняется.

ИГРА 2. В кругу, движения в соответствии с текстом:

«По двору гуляет царь, царь, царь

Царевну выбирает царь, царь, царь Наступил на ножку, показал дорожку.

«Едет Масленица дорогая, наша гостьюшка годовая.

На саночках расписных, на кониках вороных.

Живѐт Масленица семь деньков,

Затем начинается катание детей на саночках с Масленицей.

Играют в масленичные игры.

«Прянична доска из елового пенька,

Из елового пенька, сбрось-ка паренька! «

На последнем слове водящий ударяет по колену одного из сидящих, и они вместе бегут вокруг лавки. Кто первый добежит до освободившегося места – садится, оставшийся – водит.

Масленицы со всеми присущими этому событию атрибутами.

Солнце звени, снег гони, Холстину земли на свет тяни.

Снег как мел, с неба летел, Зиму пролежал,

До свиданья, Масленица! До свиданья, Зима!

В этот день просили друг у друга прощение за причиненные ранее обиды, обнимали друг друга и целовали.

В последний день праздника, обычно к вечеру, разжигали костѐр. Веселились, пели и плясали вокруг, прыгали через костѐр. А в завершение праздника на этом костре сжигали чучело Масленицы. Так прощались с нею шутливо и серьѐзно. Ведь потом эту развесѐлую неделю опять нужно было ждать целый год. «Ты прощай, прощай, наша Масленица, Ты прощай, прощай, наша широкая.

Мы катаемся с горы от зари и до зари.

А сегодня в воскресенье наше кончится веселье. Ты прощай, прощай, наша Масленица! «.

Автор: Антонова Мария Васильевна воспитатель МКДОУ п. Кедровый
Описание материала: Данный материал может быть полезен воспитателям детских садов, работающих с детьми младшего дошкольного возраста.
Цель: Знакомство детей со старинными обычаями встречи весны.
Задачи: Познакомить детей с русским народным праздником Масленица, ее значением, символами, традициями проведения праздника.
Формировать интерес к народному фольклору, народным подвижным играм.
Развивать мелкую моторику пальцев рук, умение правильно держать карандаш, аккуратно, не выходя за контур раскрашивать картинку. Воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа, желание применять их в жизни.


Воспитатель: - Ребята, какое время года сейчас? (Зима)
Воспитатель: - Правильно, сейчас на дворе зима, но совсем скоро к нам придет весна. Вы заметили как, меняется погода, какое небо, солнце?
(Небо голубое, чистое, солнце светит ярко, от солнышка тепло).
Воспитатель: - Чтобы солнышко ярче светило, пригревало землю в давние времена, когда ваши бабушки и дедушки были такими же, как вы, люди пели для солнышка песенки - заклички. Послушайте одну из них.
Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!
Поскорей, не робей,
Нас ребят обогрей!

(Дети повторяют закличку со взрослым и два индивидуальных повтора).
Воспитатель: - Ребята, в старину на Руси люди отмечали самый веселый праздник - Масленица. Он длился целую неделю . Первыми праздновать начинали дети. Они делали из соломы большое чучело Масленицы,наряжали его и возили на санках по деревне. А в воскресенье чучело Масленицы сжигали. Так люди провожали зиму и встречали весну.
(Помещаю иллюстрации).




Воспитатель: - Люди собирались на площади, пели песни, водили хороводы, устраивали веселые представления. И взрослые, и дети катались с горы на санках, лыжах, веселились, шутили, ездили по деревне на лошадях.
(Помещаю иллюстрации).




Воспитатель:- А еще во время празднования Масленицы хозяйки всю неделю пекли блины и угощали ими всех родных и гостей, которые приходили к ним в дом.
(Помещаю иллюстрацию).



Если позволяет время можно включить видео ролик и дети потанцуют под веселую мелодию.


Краткосрочный, социально - познавательный, групповой.

Воспитанники младшего дошкольного возраста (3-4 года)

1 марта 2019г. – 7 марта 2019г.

Имея богатейшие народные традиции в проведении календарных праздников, в том числе праздника Масленицы, в котором переплелись народные и православные корни, мы последние десятилетия отходили от этих традиций, тем самым лишали возможности детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образцам устного и музыкального народного творчества. Мы разработали этот проект с целью приобщения детей к национальной культуре через организацию праздника Масленица.

Народный праздник Масленица

Древний русский народный праздник проводов зимы, история традиций, основа формирования патриотизма.

· познакомить с русским народным праздником Масленицей с его обычаями и традициями.

· сформировать представление у детей о празднике Масленица;

· познакомить с обычаями и традициями празднования Масленицы;

· закрепить представления о символах празднования Масленицы;

· способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в художественном творчестве

· воспитывать исконно русские традиции.

· укрепить связи дошкольного учреждения с семьей.

Принципы реализации проекта

· принцип систематичности и последовательности;

· Знакомство с темой проекта

· Изучение методических материалов, материалов сети интернет;

· Выявление проблемы, цели, задачи проекта;

· Подбор методического материала по данной теме;

· Создание развивающей среды для работы;

· Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон;

Практический – в результате чего был реализован проект:

· Восприятие художественной литературы

· Восприятие произведений изобразительного искусства

· Познавательно-исследовательская и продуктивная деятельность

· Развитие двигательной деятельности

· Игровая и познавательная деятельность

· Работа с родителями

Использование информационно-коммуникационных технологий, способствующие повышению качества, доступности и эффективности образования.

Проект реализуется: в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.

Формы реализации проекта: наблюдение, подвижные игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, рассматривание иллюстраций, праздник.

Методы и приёмы реализации проекта: организационные; мотивирующие; словесные; игровые; наглядные; нетрадиционные.

Продукт проектной деятельности

В результате проектной деятельности будут разработаны следующие методические продукты:

· выставка детских работ;

· освоение проектного метода;

· работа по сбору информации об истории праздника, ее обработке и поиску недостающей;

· выбор формы реализации проекта;

· помощь в написании сценария по воплощению проекта; организация выставки детских рисунков;

· организовать праздник для детей по данной теме;

· помощь в подборе музыкального сопровождения;

· разучивание закличек, пословиц, считалок для выступления во время праздника;

· организация места проведения праздника;

· проведение инструктажа по технике безопасности.

· формирование познавательно – речевой активности детей младшего дошкольного возраста;

· познакомить с произведениями художественной литературы о празднике Масленицы;

· участие детей в организации выставки рисунков;

· иметь представление о значении праздника в жизни человека;

· участие детей в развлечениях, организованных воспитателем, с помощью родителей.

· участие родителей в изготовлении атрибутов для развлечений;

· организовать в родительском уголке выставку рисунков.

познакомить детей с народным праздником Масленица, воспитывать интерес к праздникам и традициям русского народа

Беседа о Масленице, о том, как она празднуется на Руси.

расширять знания детей о видах устного народного творчества.

познаём секреты русской кухни.

продолжать расширять знания детей о видах устного народного творчества.

Разучивание поговорок про Масленицу и блины. Зимние забавы.

Праздник, посвящённый проводам зимы и встрече весны.

Этапы реализации проекта:

I этап: информационно-аналитический (подготовительный)

1. Знакомство с темой проекта

2. Изучение методических материалов, материалов сети интернет;

3. Выявление проблемы, цели, задачи проекта;

4. Подбор методического материала по данной теме;

5. Создание развивающей среды для работы;

6. Настроить детей и их родителей на совместную работу, создать положительный эмоциональный фон;

II этап: творческий (основной)

План реализации проекта

III этап: заключительный

1. Обобщение и анализ результатов работы;

4. Подведение итогов работы над проектом;

5. Определение перспектив (дальнейшая непрерывная систематическая работа по ознакомлению детей с народными традициями и культурой России, продолжение работы по использованию проектных технологий).

1. У детей повысился интерес и стремление изучать традиции родной страны.

2. Дети с большим интересом включались в различные виды деятельности, проявляя чувство ответственности за себя и за других.

4. Дети получили эмоциональное удовлетворение от участия в праздновании Масленицы.

5. Повысился уровень творческие способности детей и родителей в совместной деятельности.

6. Развились эмоционально – позитивные отношения между родителями и детьми, родителями и воспитателями.

7. Возросла степень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения.

Внедрение проекта в воспитательно - образовательный процесс помогло обогатить его содержание. Обеспечило развитие у детей любознательности, стремление изучить традиции родной страны. Работа по проекту помогла развить у них кругозор, эстетическую восприимчивость. Сделанная нами подборка игр на развитие двигательных способностей, разучивание с детьми народных песен, масленичных закличек дали возможность развивать чёткую выразительную речь, мимику, движения. Дети получили возможность почувствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.

Цель проекта: познакомить дошкольников с традициями праздника Масленицы и создать условия для совместной деятельности детей, педагогов и родителей.

• сформировать представление о традициях масленичной недели;

• закрепить знания о русском костюме, предметах быта, ремеслах и видах прикладного искусства;

• познакомить с народными играми, и художественным литературным и музыкальным материалом по теме;

• способствовать формированию активной жизненной позиции;

• вовлечь родителей образовательную деятельность;

• обогатить предметно-развивающую среду групп, музыкального зала и территории ДОО

Этапы работы над проектом

На подготовительном этапе воспитатели создали творческую группу, в состав которой вошли как педагоги, так и родители. Цель работы творческой группы – подготовить и провести мероприятия в рамках проекта.

Члены творческой группы побеседовали с родителями и узнали их мнение, нужно ли знакомить детей с традициями. Затем они изучили методическую литературу, подобрали материалы по теме проекта. Также они проанализировали предметно-развивающую среду как группах, так и на территории сада и разработали план по ее обогащению.

Работу с детьми в ходе подготовительного этапа проводили воспитатели и родители.

В совместной деятельности педагоги групп младшего возраста № 4 и 12 учились готовить тесто и выпекать настоящие блины.

В завершении проекта для детей дошкольного возраста прошло итоговое мероприятие – традиционные масленичные гуляния. Под народную музыку дети водили хороводы, участвовали в беге в мешках, в бою подушками, в перетягивании каната. Педагоги вместе с родителями организовали с детьми подвижные игры, на территории детского сада.

Благодаря проекту родители воспитанников оказались вовлечены в образовательный процесс. Они выступили не только в качестве организаторов мероприятий, но и сами в них участвовали.

3. Масленичные зазывалки.

Заря — зарница, Красная девица,

По полю ходила, Ключи обронила,

Ключи золотые, Ленты голубые,

Кольца обвитые - За водой пошла!

(Дети идут по кругу, Масленица движется в противоположную сторону.

Со платочком хожу,

К вам сейчас подойду.

(Масленица останавливается между двумя детьми.)

На плече платок лежит,

Кто быстрее добежит?

Раз, два, три – беги!

(Дети бегут, Масленица держит платок. Кто быстрее пробежит круг, схватит платок – тот победил.)

Дети строятся в две команды. Ведущим команд выдаются столовые ложки. По команде дети должны зачерпнуть молоко, добежать до стула, на котором стоит стакан. Вылить молоко из ложки в стакан и вернуться, передав ложку следующему игроку. Побеждает команда, у которой молока в стакане окажется больше.

Дети выбирают двух водящих, один из них — челночок, другой — ткач. Остальные встают парами в круг или полукругом лицом к центру. Дети в парах берут друг друга за руки и делают ворота. Челночок встает у второй пары, а ткач — у первой. По сигналу ткача челночок начинает бегать змейкой, не пропуская ворота, а ткач его догоняет. Если ткач догонит челночок прежде, чем он добежит до конца полукруга, то он становится челночком.

Ребенок, бывший челночком, идет к началу полукруга, выбирает игрока первой пары и встает с ним на противоположном конце полукруга, игрок, оставшийся без пары, становится ткачом. Если же челночок добежит до последних ворот и не будет пойман, то они с ткачом встают последними, а первая пара начинает игру. Один из игроков первой пары выполняет роль челночка, а второй — ткача.

Правила. 1. Челночок начинает игру только по сигналу ткача. 2. Ткач и челночок, пробегая под воротами, не должны трогать руками игроков, стоящих в парах.

Ход игры: Все играющие встают парами лицом друг к другу и берутся за руки - это ворота. Дети из последней пары проходят под воротами и встают впереди колонны, за ними идет следующая пара.

Правила: пройти нужно так чтобы не задеть ворота, дети держат друг друга за руки.

Цель: развивать быстроту и реакцию, воспитывать смелость.

Жила-была лисичка, которая хотела научиться шить, но иголка с ниткой и узелок никак не давались ей.

Итак, кто будет лисичка, кто иголка, кто нитка, а кто узелок? Выбрали?

Остальные участники встают в круг и берут друг друга за руки. Иголка, нитка и узелок образуют цепочку и бегают от лисы. Они то забегают в круг, то выбегают из него. а лиса за ними. Если ей удается кого-нибудь из них поймать или кто-то расцепит руки, лиса тут же занимает его место. Игрок возвращается в круг, а остальные участники выбирают новую лисичку.

Один пирог два раза не… (съешь)

Не вкусив горького, не узнаешь и … (сладкого)

Сам заварил кашу, сам ее и … (расхлебывай)

Кашу маслом не … (испортишь)

Хочешь есть калачи, не лежи на … (печи)

Кто хочет рыбку съесть, тот должен в воду … (лезть)

Не разбивши яйца, не сделаешь … (яичницу)

От черной курочки да белое … (яичко)

От черной коровы да белое … (молочко)

1. Ой, Масленица – кривошейка
Встречаем тебя хорошенько
Сыром, маслом, калачами
И румяным пирогом!

2. А мы Масленицу повстречали
Сыром гору поливали
На широкий двор зазывали
Да блинами заедали!

3. Широкая Масленица
Мы тобой не нахвалимся
Приезжай к нам в гости
На широкий двор
С детьми поиграть
На горках кататься!

4. Широкая Масленица

Мы тобою хвалимся

На горах катаемся

Как на масленой неделе

Из печи блины летели

Всем блиночков подавай

5. Будем Масленицу величать
Да блинами угощать!
Будем Масленицу хвалить
Да на саночках возить!

6. Наша Масленица, ты широкая,
В детский сад к нам пришла
И веселье принесла!

6.Как на масленой неделе
Из трубы блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
7. Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.

Читайте также: