А кнышев о великий и могучий новый русский язык план урока
Обновлено: 02.07.2024
РЦУ : развить логическое мышление, зрительну ю и сл у хов у ю виды памяти.
Оборудование : листы на каждую парту с историей возникновения письменности, с
функциями русского языка, классификацией языков, диски, ТСО.
1. Определите тему стихотворения. (В стихотворении говорится о русском языке)
2. Чем отличается это стихотворение? Что необычного в нем? (Это стихотворение в
3. Какие эпитеты использу ет автор? (великий, могучий, правдивый, свободный)
4. Почему написал это стихотворение? (Потому что он очень любил свой родной язык)
Скажите, как мы назовем сегодняшний у рок? (О великий, мог у чий русский язык!)
Этот урок мы проводим неслучайно, ведь 2007 год объявлен годом ру сского языка по
Указу Президента РФ В.В . П у тина № 1448 , подп исанный от 29 дека бря 2006 года.Об этом
Сегодня вы многое узнаете о русском языке, языке дружбы и братства, о
русском слове. Русский язык стремятся знать не только в нашей стране. Его изуча ют
более 20 миллионов человек на 5 континентах земного шара. Перед тем как приступить к
Задолго до того, как были придуманы буквы, люди почувствовали
необходимость передавать свои мысли тем, кто находится далеко. Ни телеграфа, ни
телефона, ни радио в те времена не было. Под рукой были только конкретные предметы :
камень, дерево. И тог да человек брал с у к и п ривязывал к нему т онкие ремешки и
веревочки разной длины и цвета. Каждая веревочка завязывалась различным способом,
каждый цвет имел собственное назначение (красный обозначал воин о в, белый – серебро,
У некоторых народов у зелки заменялись бусами из разноцветных морских
раковин. Чтобы н е выходило п у таницы, составивший письмо должен был сам п рочесть
его послу , а тот, придя в н у жное место, должен был вслух повтори ть его нужному
Наиболее древним видом пи сьм а, является изображение рис у нками –
пиктография. Раскопки древнейших мест поселения человека об наруживают искус но
выполненные очертания домашней утвари, фиг у р людей, животных. Этим вид ом письма
мы пользуемся и сегодня. Так, на вывесках булочной изображаем хлеб, часово й
мастерской – часы, магазина оптики – очки, парикмахерской – расческу и н ожницы,
5. В настоящее время можно встретить какой вид письма?
Многие поэты воспели о величии, могу ществе, красоте р у сского
Например: У нашего тувинского писателя М.Б - Х. Кенин –Лопсана есть стихотворени е
Стихотворение А.Я.Яшина Стихотворение Расула Гамзатова
Я люблю свой родной язык. И сказок тех, что в детстве слышал я,
Он понятен для всех, Но рассказал о далях беспредельных
Хочешь - песни, гимны пиши, Чтоб Родины величие постичь,
Хочешь – выскажешь боль души То был язык могучий, на котором
Будто хлеб ржаной, он пахуч , Писал и разговаривал Ильич.
Будто плоть земная, живу ч. И сердцем всем, сын горца, я привык
Изучайте родной язык! Считать родным великий тот язык.
8. Какие эпитеты использу ют авторы при оп ределе нии языка?
Есть много пословиц, поговорок, выражений, высказываний о русском языке.
3. Русский язык в умелых руках и опытных ус тах красив, певуч, выразителен, гибок,
4. Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть.(М.Горький)
5. Богатство языка есть богатство мыслей. (Н. Карамзин)
Сегодня у нас в гостях не только у чителя нашей школы, но и прису тств у ют
ученые –лингвисты, ученые –филологи, у ченые –языковеды. Где они находятся ?
(портреты ученых – лингвистов на задней части кабинета). Дава йте поз накомимся
Итак, посмотрим толкование слова язык в словаре Ожегова
Язык – 1.Исторически сложившаяся система зву ковых , словарных, грамма тических
средств, объективирующая работу мышления и являющ аяся орудием общения, обмена
мыслями людей в обществе.2.Совоку пность средств выражения в словесном творчестве,
основанных на общенародной зву ковой, словарной и грамматичес кой системе.3.Речь,
способность. 4. Система знаков (зву ков, сигналов), передающих инф ормацию.5. То, что
выражает, объясняет собой что - нибудь.6.Пленный, захваченный для полу чения н у жных
А может ли язык быть здоровым? Как понимаете это ? Подберите синоним к слов у
Как говорится, в здоровом теле – здоровый дух. А сейчас сделаем физминутку.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Янтарненская общеобразовательная школа I - III ступеней
в рамках всероссийского Дня русского языка
Кузнецова О.В.,
учитель Янтарненской
общеобразовательной
школы I - III ступеней
Цели урока: развивать познавательную активность учащихся, пробуждать интерес к русскому языку, воспитывать любовь к своему родному языку, приобщить к истокам и основам русской культуры.
Ход урока:
I . О значимости родного языка.
- Самая большая ценность народа - это язык, -язык, на котором он пишет, говорит и думает. Потому что, вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. А что такое родной язык для каждого из нас?
- Правильно , это песни, сказки, это голос мамы, это моя семья, на родном языке мы выражаем нашу радость, страдание.
- Прошу прочитать высказывания на доске.
1. Родной язык для каждого из нас - это голос любимой земли и матери. Он бесконечно дорог нам, это наша песня и сказка, отчий дом и очаг. Его прекрасными словами мы выражали и выражаем нашу радость и страдания, нашу любовь и надежду. К.Кулиев
2. Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Д.Лихачев
3. Русский язык в умелых руках и опытных устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен. А.И.Куприн
4. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием ; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И.С.Тургенев
- Какой язык вы считаете родным? Почему?
- Родной от слов род, Родина. Родной язык не выбирают, как не выбирают отца и мать. Но людям, для которых русский язык – родной, чрезвычайно повезло, потому
Русский язык:
- очень красивый, благозвучный, гибкий;
- богатейший по словарному запасу;
- на русском языке говорят многие народы.
В день солнечный июльский,
Цветы, цветы вокруг
Красив язык мой русский,
Как этот летний луг.
Иду тропинкой узкой-
Деревья до небес!
Могуч язык мой русский
Как этот русский лес!
И в радости и в грусти –
Он всякий час со мной.
Родной язык мой русский,
Как Родина родной! А. Шибаев
- Перед вами – "Тарабарская грамота". Сначала попробуйте прочитать ее без подсказки.
– Не получилось? Тогда подскажу: в этой грамоте буквы русского алфавита перемешаны с чужеземными. Теперь уже наверняка догадаетесь. Желаю удачи!
Детям дается время на выполнение задания.
(Скучен день до вечера, коли делать нечего).
- К какой нации вы принадлежите?
- Если я попрошу вас вспомнить, как вы провели выходные , как отдохнули, то вы станете припоминать события, которые с вами произошли. А на каком языке вы думали? Можете ответить: почему
- Так вот, когда русского писателя В.И.Даля спросили, не датчанин ли он (уж фамилия у него какая-то не русская), получили ответ…(слайд 3)
-Кто на каком языке думает, тот к той нации и принадлежит. В. И. Даль
II .Подумаем
-чем кончается день и ночь? (ь )
-чем кончается осень и начинается лето? (о)
- в каком слове 40 гласных? (сорок- а)
-в каком слове 100 согласных? (сто- л, сто- г, сто- н)
- какую ноту кладут в суп? (соль)
А сейчас проверим как вы приготовились к уроку дома.
– Дети читают пословицы о языке и о слове ( приготовленные заранее) и объясняют их смысл.
III .Какой должна быть речь?
- Давайте выразительно прочитаем это стихотворение и определим: какова основная мысль этого стихотворения?
Нас мыслей обжигает пламя,
Душа пытливая, как печь,
Всё время топится дровами.
- Правильно, наша речь должна быть правильной и выразительной, мы
должны чувствовать состояние другого человека и относится к нему с уважением.
Чтение стихотворения учащимися.
1. Поосторожней со словами,
Они и ранят, и казнят,
Они порой в душе, как камень,
Никем не убранный, лежат.
2. Поосторожней со словами:
Ведь словом можно и убить.
Прервав, как робкой свечки пламя,
Чужой судьбы живую нить.
3. Поосторожней со словами:
Все то, что высказано зря,
Как бумеранг придет с годами,
В груди раскаяньем горя.
4. Поосторожней со словами:
В словах - завет, в словах - запрет.
В словах всегда живем мы сами,
А жизнь – одна. Дублёра – нет!
(И. Яворовская)
IV .Физкультминутка.
V .Творческое задание.
-А как вы думаете, какое задание я вам приготовила ?
- Правильно. Нужно вставить слова, чтобы был понятен смысл поэтических строк
Белка … поёт (песенки)
Да … всё грызёт (орешки)
2.Старик ловил …(рыбу)
А старуха пряла …(пряжу)
3. Свет мои, зеркальце! (скажи)
Да всю правду (доложи):
Я ль на свете всех (милее),
Всех румяней и (белее?)"
- Отрывки из каких произведений прочитали? Кто автор этих строк? ( А.С. Пушкин. Великий русский поэт.)
VI . О богатстве русского языка .
1.Фразеологизмы.
- Русский язык богат и разнообразен , и то что понятно нам с вами, не всегда понимают иностранцы. Как объяснить им, что такое
ИСКРЫ ИЗ ГЛАЗ ПОСЫПАЛИСЬ?
- Шутки, которые понятны только русскому человеку.
- Давайте и мы с вами немного поиграем…
2.Составим поговорки…
1.Голоден как …(волк)
3. Упрям как (осел)
5. Труслив как…(заяц)
6. Скользкий как…(лед)
- Какие красивые получились предложения. А когда так говорят? (Поясняют дети)
- Но очень часто можно услышать неприличные, скверные, плохие слова. Эти слова просто отравляют всё вокруг.
- Наша речь, наш язык – богатство, которое необходимо оберегать от засорения, от небрежного обращения и сквернословия.
3. Чтение стихотворения учителем.
Великий и могучий русский язык
ОН и СТОЗВОННЫЙ,
Все, кто на нём изъясняться привык,
Любят ЧУДЕСНЫЙ наш русский язык! Наталия Скакунова
- Мы с вами учим русский язык, читаем произведения на уроках чтения. Конечно, хочется быть грамотным, хочется хорошо знать язык. А для чего?
VII .Подведение итога.
1.Упражнение: закончи предложение…
- Если мы будем хорошо знать русский язык, то сможем…
-лучше понимать друг друга
-писать без ошибок
-лучше понимать прочитанное
VIII .Заключение.
- В заключение послушайте стихотворение в котором автор так трепетно, с такой безграничной любовью призывает дорожить русским языком.
Д о р о ж и т е
Родным, милым словом:
М н о г о л и к и м -
Большим языком !
Нашей жизни ОН -
П е р в о о с н о в а –
Всем народам
Планеты - знаком !
Берегите ЕГО
От цветистых
Иностранных
И чуждых нам слов,
От наречий ручьистых -
Не затмил
Родника - Родников !
В нём черпайте
Живящую силу:
Русских говоров,
Песен, стихов. -
Всё, что дорого
С е р д ц у,
Чтоб слилось
В ЯЗЫКЕ, -
Как Основе Основ !
В этой иронической публикации журналист высмеивает любителей заимствований, показывая, насколько нелепой становится наша речь, перенасыщенная ими.
- Риэлтеры трастинговых офшорных компаний продолжают консалтинг мониторинга монетаристских ноу-хау по ваучерным фъючерсам. Как заявил генеральный адвайзер банкомата, их квалитет оставляет желать беттера, но скоро этот беттер придет всем.
- Партисипация российских хаки-плэйеров в чемпионшипе "Голден Шайбен" увенчалась нашей викторией. Счет финального гейма - thr-и один.
- Сегодня день индепендности эврибади. Пейджер президента выразил фрустрацию и регрет, что электоратчики Костромского Прованса выступают за индепендизацию ареала.
- В Центральном Хаузе пейнтеров, что на Крымском риверсайд-драйве, имъел мъесто быть оупенинг экспозишена-эксибишена народного фолк-артиста Руси Ильи Кабакова-Глазунова "Русский Фатерлянд, Лимитед". Органайзеры этого перформанса экспрессировали твердый опиньон, что мастерписам этого мастерписника, которого знает каждый эврибади, уготован долгий и полный лонг-лайф.
- Намедни исполняется 150-летний аниверсарий ремаркабельного русского райтера Льва Николаевича Фэта (Толстого.) Его арт, лэнгвидж и narodnaya smekalka в вербализации имэджей и сегодня совершает глубокую пенетрацию в душу контемпорального российского ридера. Известный филм-мейкер Станислав Спикерухин ("Так жить импоссибл"), отказался продюсировать римейк триллера "Детство, Отрочество, Пепси - Новое Поколение-98".
- 1-е место в горячей десятке фильмов занял классический блок-бастер С. Эйзенштейна "Армадилло Потемки".
- В дни скульных каникул в Гоки-Паки имени Горького устроен органайзинг катания тинейджеров на копытных компакт-животных,
- В память о чернухе 9 января 1905 года, вошедшей во все скулбуки как "блади уикенд", сейчас в нашей программе - минута молчания. А значит - рекламная пауза.
- Русское издание журнала "Плэйбой" ("Игривый Русский Парень") отметило юбилей своей экзистенции на российском маркете.
Это респектабельный хай-сэсайети мэгэзин, сексесс которого у российского читателя растет с быстрым спидом. Конгратъюлейшнз! Играй плэйбой, наяривай!
- В найт-клабе "СОХО" состоялся селебрейшн традиционного осеннего российского Халоуина. В перспективе в клабе - празднование Дня Святого Валентина, Сент-Патрика, Кристмаса, Рамадана, хэпи-бёсдеев, и других исконно-русских народных холидеев, тусовок и разборок, в которых засветятся НЕ ТОЛЬКО рейтинговые сингеры и перформеры, элитарные колумнисты и кутюрье с гламурными топ-моделями, заангажированные имидж-мейкеры и стебанутые ди-джеи, секъюрити со своими мануальными киллерами, киднэпперы со своими литл-бейби, НО ТАКЖЕ и простые русские пейзане, квас-мейкеры, трак-драйверы, а также алкоголические хард-дринкеры да и просто мазэ-факеры, которые любят во дворе доминировать "козла".
Вьюеры, уотчеры, лукеры - (от англ. view, watch, look) - зрители, смотрители, наблюдатели, соглядатаи
И.С.Тургенев • Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
Лихачев подчеркивает, что речь является показателем культуры человека, и упоминает людей, которые не говорят, а "плюются словами". За этими словами кроется обыкновенная трусость и духовная пустота.
А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. [1]
"Заговори, чтобы я тебя увидел", - метко сказал древнегреческий философ Сократ. Действительно, каждому из нас стоит задуматься о том, какими видят нас собеседники, что слышат они в нашей речи.
Многие писатели восхищались величием и красотой русского языка и посвятили ему немало своих произведений. Несомненно, каждому из нас знакомо одноименное стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева, в котором он воспевает "великий, могучий, правдивый и свободный русский язык". Для писателя язык и народ - неразделимые понятия: "но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!"
М.ЗОЩЕНКО "Обезьяний язык" - рассказ маленький /пр. пустословия,невежества,засорения языка/
Публицистическая статья посвящена проблемам языковых нелепостей, которыми полны речи политиков и некоторых журналистов. Автор приводит примеры абсурдных ударений в словах, иноязычных заимствований, свидетельствующих о неумении выступающих и пишущих использовать богатейший арсенал русского языка.
25–26 мая в Москве под председательством патриарха Кирилла прошел первый съезд Общества русской словесности , учрежденного на заседании Патриаршего совета по культуре 9 марта 2016 года.
Внеклассная работа по русскому языку "Великий,могучий русский язык". Цель урока развитие творческих способностей,позновательных интересов,обогащать словарный запас и речь учащихся,формировать орфографическую зоркость,развивать внимание,память. Конкурс состоит из десяти задания,где участники смогут показать свои знания по русскому языку и литературе,блеснутьсвоим остроумием и ораторскими способностями
Содержимое разработки
Тема: Великий, могучий русский язык
Цели: развитие творческих способностей, познавательных интересов обогащать словарный запас и речь учащихся, формировать орфографическую зоркость, развивать внимание, память, мышление,
прививать интерес к русскому языку с помощью игры, Оборудование: слайды, цветные иллюстрации, шары ,
Сегодня в нашем зале собрались самые весёлые ребята, чтобы блеснуть своим остроумием, эрудицией и ораторским искусством
"Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нашими предшественниками!" - призывал в одной из своих статей замечательный знаток и мастер языка Иван Сергеевич Тургенев.
Мы должны относиться к родному языку бережно, любовно, думать о нём, изучать его, страстно любить, и тогда нам откроется мир безграничных радостей, так как безграничны сокровища русского языка.
А теперь, давайте познакомимся с нашими участниками.
Итак…Наш 1-й конкурс “Визитка”, которая называется “Здравствуйте это мы”
Ни шагу назад, Не стой на месте. А только вперед И только все вместе.
- Девиз: Сильный победит одного, Умный – тысячу.
Мы красивы и умны, Будем гордостью страны! Победить хотим сегодня. Уверены в победе мы!
- Девиз: И, соревнуясь вместе с вами, Мы останемся друзьями. Пусть борьба кипит сильней, И дружба наша крепнет с ней!
Все вы знаете много народных пословиц и поговорок. Чтобы немного размяться, мы сейчас их вспомним. (Ведущий зачитывают начало пословицы, а команда должна продолжить. За верный ответ – 1 балл.)
1. Что посеешь, … (то и пожнешь).
2. Без труда… (не вынешь и рыбку из пруда).
3. Кончил дело – … (гуляй смело).
4. Волков бояться – … (в лес не ходить).
5. С кем поведешься – … (от того и наберешься).
6. Как аукнется – … (так и откликнется).
7. За двумя зайцами погонишься – … (ни одного не поймаешь).
8. Тяжело в учении – … (легко в бою).
9. Любишь кататься – …(люби и саночки возить).
10. Учение – свет, … (а неученье – тьма).
11. Семь раз отмерь… (один раз отрежь).
12. Не имей сто рублей,… (а имей сто друзей).
1. На карточках слово: - КОМ
Члены команд (один за другим) записывают каждый по слову (существительные - единственного числа, именительного падежа), начинающемуся с последней буквы слова, написанного предыдущим учеником. Например: ком-мак-колба-…
Через 1 минуты жюри производит подсчет слов. Каждое слово – 1 балл.
Для второй команде со словом СОМ.
3. Конкурс – (Слайд 3), Участникам нужно назвать фразеологизмы по картинкам
- Пользуясь данными словами, составьте новые - кто больше?
(камыш, каша, шрам, арык, карта, марш, штык, марка, крыша)
(каша, кашка, комар, паром, мошка, пар, рак, шар, ромашка, окрошка, окоп, мак)
Игра для болельщиков
Ведущий: Ответьте на вопросы: что это? кто это?
Этот автор спит в портфеле, (авторучка)
Этот пони – день недели. (понедельник)
Этот плот – из полотна, (полотенце)
Этот рак сильней слона, (трактор)
Эта марка ест бананы, (мартышка)
Этот сыр – с лесной поляны. (сыроежка)
5. Конкурс (слайд) Допишите стихотворение:
В ПОЛЕ ТРАВЫ ХОРОШИ,
А НА РЕЧКЕ … .
Я РУКИ В ВОДУ …
И В ВОДЕ …. .
ВОЗЛЕ ПОЛЯ, МИМО …
ШЛИ КОЛЮЧИЕ … .
Необходимо с помощью рисунка показать смысл пословицы. Учитывается, как правильно дети поняли, раскрыли смысл пословицы.
Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг. (Телефон) Этот сказочный герой любил кататься на печи. (Емеля) Это маленькие кони, а зовут их просто… (Пони) Сама не ем, а людей кормлю. ( Ложка) Чем кончается лето? (О) Любимое лакомство мышей? (Сыр) Игра в мячик с ракетками . (Теннис) Страшная, зубастая морская хищница . (Акула) К нам приехали с бахчи, полосатые мячи. (Арбузы) Сушёный виноград. (Изюм) Быть должны всегда в порядке твои школьные (Тетрадки)
Наш веселый дружный класс –
Ну, вглядись в него сейчас:
Этот пишет, этот спит,
Тот решает и ворчит,
Этот яблоко жует,
Русский списывает тот,
Эти прыгают, шумят,
Те поют, а те галдят…
Переменка это! Вот!
9-й конкурс – “Рассказ на одну букву” А сейчас командам предстоит составить рассказ на одну букву. Рассказ составляется спонтанно, каждый участник говорит по одному, два предложения, следующий его дополняет. Таким образом, должен получиться целостный рассказ, в котором все слова начинаются на одну букву.
10 конкурс капитанов
1.Сколько букв в русском алфавите? (33)
2.Сколько звуков в слове яд? (3)
3.Как погиб Колобок? (съела лиса)
4.Подлежащее и сказуемое являются … (грамматической основой)
5.Часть слова, которая стоит после корня (суффикс)
1. Сколько гласных буков в русском языке? (10)
2.Откуда пришла Айболиту телеграмма? ( из Африки)
3.Часть слова, которая стоит перед корнем (приставка)
4.Слова с противоположным лексическим значением (антонимы)
5.Сколько звуков в слове ель (3)
Ведущий: Вот и подошла к концу наша встреча, но встреча с русским языком не закончится никогда. Язык наш – друг наш. Помните об этом. Язык может быть оружием для защиты, но может и больно ранить.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
Подведение итогов игры.
-75%
Читайте также: