Какие бывают кабинеты в школе

Обновлено: 05.07.2024

К основным помещениям школ относятся классные комнаты, учебные кабинеты, лаборатории, спортивный зал, мастерские, кабинет обслуживающих видов труда; к вспомогательным (общешкольным) — пищеблок, вестибюль с гардеробом, рекреационные залы и коридоры, библиотека с читальным залом, лаборантские, инструментальная, комната учебных пособий, раздевальни и душевые при спортивном зале, туалеты и др. Сюда же относятся служебные помещения (кабинет директора, учительская, канцелярия, кабинет заведующего учебной частью и кабинет врача).

Учебные помещения делятся на собственно учебные, учебно-производственные и учебно-спортивные. Первые размещаются на любом этаже здания, кроме цокольного и подвального, рядом с местами для отдыха, гардеробами и выходом на пришкольный участок. Они отделены от общешкольных помещений, чтобы исключить проникновение в них запахов, пыли и шума. Учебно-производственные и учебно-спортивные размещаются на первом этаже (в торце здания) в специальных блоках или в отдельных зданиях.

Основными видами учебных помещений являются классная комната и учебный кабинет.

Классная комната обычно имеет прямоугольную форму с размещением окон на одной длинной стороне. Площадь её не менее 50 м2 из расчета 1,25 м2 на одного учащегося. Глубина (расстояние от окон до противоположной стороны) составляет 6,0 -6 ,3 м, длина - 8,0 - 8,4 м, высота - 3,0 м. Такие размеры обеспечивают благоприятные условия для занятий: учащиеся хорошо слышат речь учителя и без напряжения зрения видят написанное на доске. Угол рассматривания (горизонтальный угол между линией взора с плоскостью классной доски) составляет 35-40°, что создает наиболее благоприятные условия для зрительной работы учащихся во время чтения и письма.

В некоторых экспериментальных проектах школьных зданий архитекторами предлагается квадратная (глубина и длина одинаковые) и поперечная формы классных комнат (глубина больше длины). В таких классах парты устанавливают в четыре ряда, расстояние от классной доски до первых парт сокращается (менее 1,6 м), поэтому учащиеся, сидящие на передних партах в первом от окон и в четвертом рядах, написанное на доске видят под меньшим углом зрения (менее 35°). Это сопровождается большим напряжением зрения и ведет к быстрому наступлению утомления и способствует искривлению позвоночника. Вот почему занятия в таких классах, особенно с поперечной конфигурацией, недопустимы.

В классах квадратной конфигурации указанные выше недостатки можно избежать, увеличив размеры помещения до 64 м2 (8×8). Тогда расстояние от классной доски до первых парт будет состав­лять 3 м, а угол рассматривания- > 35°. Однако с увеличением глубины классного помещения уровень освещенности на поверхности парт, расположенных в четвертом от окон ряду, будет недостаточным, даже при устройстве дополнительного светового проема со стороны коридора.

Начиная с IV класса в средних школах введена кабинетная система. Площадь кабинетов должна быть больше, чем класса (до 66 м2), за исключением кабинета иностранного языка (32 м2), так как занятия в нем обычно проводятся с половиной учащихся класса. Количество их зависит от наполняемости школы (от одного до трех кабинетов по каждому учебному предмету), за исключением кабинетов географии, черчения, военного, ТСО и пения. Занятия в кабинетах позволяют широко использовать технические средства обучения в процессе занятий.

Однако при кабинетной системе сокращается продолжительность перемен, нарушается режим проветривания, рассаживание учашихся в соответствии с их ростом. Для размещения кабинетов в здании школы рекомендуется пользоваться вертикальными или горизонтальными связями между учебными кабинетами. Например, но вертикальной связи в отдельных блоках размещаются учащиеся V- VII и VIII - X классов. При горизонтальной связи на одном этаже школы находятся учащиеся двух-трех смежных классов. Например, первый этаж отводится для IV - VI классов, второй - для VII - VIII, третий - для IX - X классов.

Лаборатории предназначаются для выполнения учащимися лабораторных занятий по физике, биологии, химии. Они обычно занимают крылья здания. Лаборатории химия и физики, оборудованные вытяжными шкафами, размещаются на последнем этаже, а биологии, с уголком живой природы - на первом.

К помещениям для трудового обучения относятся столярные и слесарные мастерские (для мальчиков IV - VIII классов), кабинеты домоводства, швейный (для девочек IV - VIII классов) и мастерская для практикумов учащихся IX - X классов.

В школах небольшой вместимости (192-624 учащихся) допускается одна комбинированная учебная мастерская (66-82 м2) с помещением для инструментальной. Мастерские должны иметь звукоизолирующие капитальные стены и перекрытия. Они размещаются в торцах здания с отдельным выходом на участок.

Наиболее рациональной формой трудового обучения учащихся является организация межшкольных учебно-производственных мастерских. Производственное обучение учащихся целесообразно проводить не на производственных предприятиях, а в межшкольных учебно-производственных комбинатах (учебных центрах).

Спортивный зал предназначен для занятий по физическому воспитанию учащихся и занятий спортом. Он располагается либо на первом этаже с отдельным выходом на спортивный участок, либо в отдельном здании. При спортивном зале предусматривается снарядная для хранения гимнастических снарядов, комната инструктора, две раздевальни (0,8 м2 на одного школьника) с душевыми и туалетом.

Рекреационные помещения предназначены для отдыха учащихся во время перемены. Это могут быть коридоры или залы. Они также используются для сквозного проветривания учебных помещений. Чтобы не было большого скопления детей в одном помещении, рекреации размещают равномерно по всему зданию. Длина коридора, используемого для перемены, должна составлять 50-60 м, а ширина - не менее 2,8 м.

Площадь рекреационных помещений в школах, расположенных в I - III климатических районах, рассчитывается исходя из 0,6 м2 на одного учащегося; в IV климатическом районе - 0,42 м2. Цен­трализованный гардероб размещается на первом этаже при вестибюле, децентрализованный - в учебных секциях. Последний вариант необходим в школах большой вместимости, чтобы избежать большого скопления детей и встречных потоков, предупредить распространение инфекционных заболеваний среди школьников. Устройство раздельных гардеробов для учащихся младших, средних и старших классов обеспечивает быстрое и удобное обслуживание школьников. Такие гардеробы необходимы, кроме того, в противопожарных целях. При гардеробах предусматриваются сушильные шкафы.

Площадь раздевален вместе с вестибюлем рассчитывается исходя из 0,25 м2 на одного человека. Размеры вестибюля должны быть больше раздевальни, а окна для выдачи одежды - с длинны­ми прилавками (не менее 1 м на 40 учащихся).

Столовая (буфет) с отдельным выходом на хозяйственный двор размещается в специальном блоке на первом этаже или в цокольном этаже. Предназначена она для приготовления горячей пищи. В школе малой вместимости достаточен буфет, состоящий из зала для приема пищи и подсобного помещения. В школе средней и большой вместимости предусматриваются столовая с помещениями, комплекс которых зависит от способов приготовления пищи - из сырья или полуфабрикатов. Перед входом в столовую устанавливаются умывальники (один кран на 20 мест).

Площадь обеденного зала рассчитывается исходя из 0,65-0,75 м2 на одно посадочное место. Обеденные залы оборудуют столами на 4-6-10 мест в таком количестве, чтобы одновременно охватить питанием 25% учащихся. Время приема пищи в столовой или буфете устанавливается школьным расписанием. Контроль за работой пищеблока осуществляет директор школы и медицинский персонал.

Библиотека с читальным залом и книгохранилищем размещается на втором или третьем этажах. Размеры их зависят от типа школы и количества учащихся в ней.

Актовый зал с эстрадой, комнатой для киноаппаратуры имеет не менее двух выходов. Организуется он на последнем этаже, чтобы не нарушать режима школ. Площадь его устанавливается из расчета 0,6 м2 на одного человека. Площадь зала должна одновременно вмещать не менее 20-25% всех учащихся. Если площадь актового зала составляет 150 м,2 высота его должна быть 4 м, если меньше 150 м2, - 3 м.

Для кабинета врача в школах небольшой вместимости (до 30 классов) достаточна одна комната (12 м2). В школах большой вместимости нужны две комнаты (15 и 12 м2), одна из которых предназначена для зубного врача. Кабинет врача располагается на первом этаже.

Учительская размещается рядом с учебными помещениями (1,5- 2,5 м2 площади на один класс).

Туалеты с умывальными (для мальчиков и девочек) предусматриваются на каждом этаже (0,2м2 на одного учащегося), для персонала школы - отдельно.

В птколах, где имеются группы продленного дня, выделяют одно-два дополнительных помещения для тихих игр детей (площадью 50 -6 0 м2), которые непосредственно сообщаются с классами. Такая планировка целесообразна для школ, работающих в одну смену. В двухсменных школах все необходимые для школьников помещения (классы для приготовления уроков, комнаты для тихих игр, дневного сна) объединяются в отдельные блоки или секции.

Школы продленного дня организуются в зданиях с полным набором учебных помещений. Из них одна две классные комнаты оборудуются под спальные для учащихся I-II классов и детей с ослабленным здоровьем, выделяется помещение для хранения кроватей и постельных принадлежностей. Если для этих целей существующие помещения использовать невозможно, то делают пристройку к школьному зданию, в которую входят веранда (2,5м2 на одно спальное место), игровые комнаты, гимнастический зал и пищевой блок с обеденным залом.

В последние годы, особенно в больших городах, значительно повысилась этажность жилых домов, что привело к укрупнению микрорайонов и, следовательно, к увеличению количества детей школь­ного возраста. В связи с этим возникла необходимость строительства школ большой вместимости (на 40-50 классов). Они состоят из отдельных блоков, или секций, соединенных между собой теплыми переходами. Строительство таких школ экономично, позволяет обеспечить учащихся всеми необходимыми кабинетами, что делает обучение более эффективным.

санитарного инспектора СССР

И УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ

Правильное санитарное содержание школ обеспечивает оптимальные условия обучения и воспитания, благоприятствующие нормальному развитию детей и подростков, укреплению их здоровья и сохранению работоспособности в процессе учебных занятий, трудовой и творческой деятельности.

Настоящие Правила распространяются на все общеобразовательные школы - начальные, восьмилетние, одиннадцатилетние, трехлетние в составе IX - XI классов, вечерние (сменные), а также на учебные корпуса школ-интернатов.

Все учебные помещения должны иметь хорошее естественное освещение, для чего необходимо:

а) протирать ежедневно влажным способом стекла окон с внутренней стороны и тщательно мыть их снаружи не менее 3 раз в год и изнутри не менее одного раза в месяц.

Примечание. К мытью окон, безотносительно этажности здания, воспрещается привлекать учащихся даже старших классов;

б) окрашивать переплеты и проемы белой матовой стойкой краской не реже одного раза в год;

в) не закрашивать нижние секции окон белой краской, не вешать занавески и шторы, не расставлять на подоконниках комнатные цветы; цветы следует помещать в переносных цветочницах (высотой 65 - 70 см от пола); конструкции шторных устройств для затемнения специальных учебных помещений (кабинет физики, химии, кинокласс и др.) должна быть такой, чтобы в нерабочем положении шторы не препятствовали прониканию дневного света и не снижали освещенности;

г) сажать деревья от здания на расстоянии тройной высоты их во взрослом состоянии, но не более 10 м, с тем, чтобы кроны разросшихся деревьев не заслоняли окон; ветки растущих около здания деревьев коротко подрезать каждую весну.

2. Стены, потолок, полы, оборудование должны иметь матовую поверхность во избежание образования бликов; коэффициент отражения ограждающих поверхностей и поверхностей оборудования в учебных помещениях должен отвечать таблице 1.

│ N │ Ограждающие │Требуемый│Требуемый коэффициент отражения│

│п /п│ поверхности │ коэффиц .│обеспечивается│

│1. │Потолки│ 70 - 85 │Побелкой мелом│

│2. │Двери и двер -│ 70 - 85 │Покраской стойкой белой краской│

│3. │Стены (верх) │ 60 - 80 │Покраской мелом, клеевыми красками: │

│4. │Стены панели,│ 50 - 60 │Окраской поливинилацетатными и сили -│

││высотой 1,50 ││катными красками светлых тонов, ука -│

││- 1,75 м││занных в пункте 3, допускающих еже- │

││││недельное мытье стен мылом и теплой │

│5. │Парты, столы │ 35 - 50 │Окраской крышек парт и столов в зе - │

││и стулья││леный , светло-зеленый, светло-серый │

││││цвет или отделкой с сохранением тек-│

││││стуры ; откидная часть стола с двух│

││││сторон окрашивается в те же цвета,│

││││что и поверхность стола; остальные│

││││части парты, основание стола и стул │

││││окрашивают в светлые цветовые тона│

││││(светло-желтый цвет, цвет слоновой│

││││кости) или сохраняют натуральный │

││││цвет древесины. Используемые краски,│

││││эмульсии и эмали должны позволять│

││││ежедневную влажную уборку мебели│

│6. │Полы│ 25 - 30 │Использование насколько возможно│

││││светлых материалов для покрытия по - │

│7. │Классные │ 10 - 15 │Использованием линолеума, релина ,│

││доски││пластмасс или других материалов,│

││││обеспечивающих слегка упругую, ров- │

││││ную , без изъянов и трещин, гладкую │

││││матовую поверхность коричневого или │

││││темно-зеленого цветов; покрытие│

││││должно допускать ежедневное мытье.│

││││Примечание: Для кабинетов черчения│

││││доски черного цвета│

3. Во избежание уменьшения светоотражения ограждающих поверхностей: витрины, плакаты, таблицы, стенгазеты - следует развешать в классе на стене, противоположной классной доске, так, чтобы верхний край развешиваемых предметов не располагался выше 1,75 м от пола.

4. В учебных помещениях мебель должна размещаться: парты и столы в классах, учебных кабинетах и лабораториях так, чтобы свет падал с левой стороны от учащихся; верстаки в столярной мастерской - перпендикулярно или под углом 30 - 45° к окнам при расстоянии между верстаками в 80 см; верстаки в слесарной мастерской - вдоль окон в один ряд или в два ряда с расстоянием между рядами в 1,2 м; возможно размещение двухместных слесарных верстаков сдвоенными перпендикулярно к окнам; ножные машины в швейной мастерской - перпендикулярно окнам в один - два ряда так, чтобы свет на лапку машины падал слева.

Примечание. Падение света из окон спереди от учащихся не допускается. Поэтому окна в стене, на которой расположена классная доска, должны быть наглухо заделаны.

5. Окна учебных помещений, ориентированные на юг, юго-запад и запад, должны иметь солнцезащитные устройства (жалюзи, козырьки и пр.), исключающие возможное перегревание классных комнат.

6. В средней полосе СССР с октября по март месяц на первых двух уроках первой смены необходимо повышать уровень освещенности учебных помещений включением искусственного освещения. В дневные и вечерние часы искусственное освещение следует включать в соответствии с осветительным календарем (таблица 2). Электропроводка в классах должна позволять раздельное включение ламп, для освещения 3-го ряда (наиболее отдаленного от окон). Желательно использование фотоэлектрического реле, включающего автоматически искусственное освещение при снижении уровня освещенности учебных помещений естественным светом.

ОСВЕТИТЕЛЬНЫЙ КАЛЕНДАРЬ ДЛЯ СРЕДНЕЙ ПОЛОСЫ СССР

│ Месяц│ Число │Время включения│ Месяц │ Число │Время включения│

││месяца │искусственного ││месяца │искусственного │

││11 - 20│16,30││11 - 20│15,15│

││21 - 31│16,00││21 - 29│15,30│

││11 - 20│15,00││11 - 20│16,00│

││21 - 31│14,30││21 - 31│16,30│

││11 - 20│14,00││11 - 20│17,15│

││21 - 30│13,45││21 - 30│17,30│

││11 - 20│13,45││11 - 20│18,30│

││21 - 31│13,30││21 - 31│19,00│

││11 - 20│14,15││11 - 20│19,45│

││21 - 31│14,30││21 - 30│19,45 │

7. Минимальная освещенность от общего освещения в помещениях школы обеспечивается использованием люминесцентных ламп или ламп накаливания по действующим нормам (см. таблицу 4).

а) При освещении люминесцентными лампами в классе площадью 50 кв. м должно быть: либо 12 действующих светильников типа ШОД-2-40 или ШЛД-2-40 (две линии по 6 светильников в каждой), либо 8 светильников ШОД-2-80 и ШЛД-2-80 (по 4 светильника в ряду - для общего освещения; классная доска освещается двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ШМЗ или ШКД; в каждом светильнике ШОД или ШЛД помещаются лампы белого света (типа БС), расстояние одного ряда светильника от наружной стены - 1,2 м, второго ряда от внутренней стены - 1,5 м.

Примечание. Все светильники люминесцентного освещения: ШОД-2-40 (школьный общего освещения диффузный), ШЛД-2-40 (школьный люминесцентный диффузный), ШЛП (школьный люминесцентный потолочный), ШМЗ (школьный местного освещения зеркальный), ШКД (школьный, классная доска) должны быть укомплектованы бесшумными пускорегулирующими аппаратами (ПРА).

б) При освещении лампами накаливания в учебном помещении площадью 50 кв. м должно быть 7 или 8 действующих световых точек (7 - если напряжение в сети равно 127 вольтам, 8 - если напряжение в сети ровно 220 вольтам) общей мощностью 2100 - 2400 Вт; используются подвесные на штанге (высота подвеса над рабочей поверхностью - 1,9 м), светильники рассеянного света, преимущественно отраженного светораспределения , светильник кольцевой - СК-300: кольцевой металлической - КМО-300, с лампами накаливания мощностью 300 Вт; полиэтиленовый кольцевой рассеянного света - ПРК; светильники располагаются в два ряда при расстоянии от внутренней стены - 1,5 м и наружной - 1,3 м. Расстояние между светильниками в рядах должно быть 2,65 м, расстояние светильников от классной доски - 1,2 м, расстояние светильников от стены, противоположной классной доске - 1,6 м.

Допускается временное, по согласованию с местными санитарно-эпидемиологическими станциями, использование в учебных помещениях светильников типа закрытая люцетта , шар молочного стекла;

в) Для помещений временного пребывания учащихся могут использоваться светильники, указанные в табл. 3.

С 2010-2011 учебного года планировка пришкольной территории, внутренних помещений соответствуют современным стандартам, предъявляемым к учебным заведениям. Благоустроена пришкольная территория (скамейки, вазоны, клумбы).

Учебно-воспитательный процесс осуществляется на базе 19 предметных кабинетов, в том числе:

Все кабинеты оборудованы в соответствии с самыми высокими современными требованиями к организации учебно-воспитательного процесса и оснащены телевизорами, интерактивными досками с колонками, мультимедийными проекторами, документ-камерами и рабочими компьютерами с выходом в Интернет. В школе имеется локальная сеть.

Кроме ИТ-комплексов учебных кабинетов ИТ-инфраструктура школы включает в себя 2 компьютерных класса, на базе которых работает 22 ученических компьютера, 3 мобильных класса (42 ноутбука), цифровую фото-видеоаппаратуру. Работу школьной локальной сети, включающей 75 компьютеров, обеспечивают 2 сервера.

В школе созданы условия для удовлетворения потребности детей в двигательной активности, организованной физкультурно-оздоровительной деятельностью, занятиями в спортивных секциях. В составе спортивной базы пришкольный стадион с искусственным покрытием, баскетбольная и волейбольная площадки, детская игровая площадка, спортивный, тренажерный и хореографический залы. Школа имеет необходимый спортивный инвентарь.

Для досуговой деятельности и дополнительного образования в школе, кроме спортивной и информационной базы, имеются:

В организации учебного процесса не бывает мелочей.

Учебный кабинет в школе – место пребывания ученика и учителя, пространство их развития, творчества, индивидуальной, групповой, коллективной деятельности.

Место, где проводится учебная, факультативная и внеклассная работа с обучающимися и методическая работа по предмету.

Кабинет представляет собой сложную педагогическую систему, включающую учебное оборудование, рабочие места для обучающихся и учителя, технические средства, устройства, для хранения учебного оборудования.

Учитель – полноправный хозяин кабинета. Организации кабинета учебным оборудованием в большей мере отражает вкусы и склонности учителя, его методические приемы, педагогические интересы.

Деятельность учителей по оснащению однотипных кабинетов нередко принимает различные направления, отражая тем самым различие взглядов на то, какие именно средства обучения следует применять в тот или иной момент учебного процесса.

Кабинет создается постепенно, оборудуется и совершенствуется в течение нескольких лет.

От того, насколько грамотно оборудован, оснащен, оформлен кабинет, от того, насколько востребованы и эффективно работают имеющиеся в нем материалы, от того, насколько кабинет соответствует современным требованиям, во многом зависит успешность образовательной деятельности школы.

При непосредственной организации и оборудовании любого кабинета необходимо решить следующие проблемы:

– выбор помещения;
– планировка кабинета;
– комплектование кабинета учебным оборудованием;
– организация рабочих мест учителя и обучающихся;
– организация использования ТСО;
– создание рациональной системы хранения учебного оборудования;
– оформление интерьера кабинета.

Выбор помещения, планировка кабинета, организация использования технических средств обучения осуществляются в соответствии, с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. (Слайд 4)

Учебное оборудование, используемое в преподавании учебных предметов, согласно классификации делится на группы:

1. Натуральные объекты: – коллекции, живые растения, гербарии, микропрепараты. (Слайд 5)

2. Приборы, посуда, принадлежности для проведения демонстрационных и лабораторных работ. (Слайд 7)

3. Изобразительные средства обучения: объемные (модели, муляжи, рельефные таблицы); (Слайд 8)
плоскостные (модели – аппликации, таблицы на печатной основе, карты географические, исторические, дидактический, раздаточный материал). (Слайд 9)

4. Технические средства обучения (ТСО: аппаратура для проявления информации, заложенной в экранных средствах);
– традиционные экранно-звуковые средства (учебные кинофильмы, диапозитивы-слайды, транспаранты для наложения, таблицы – , представляющие собой “транспарант” из одного кадра и применяемые таблицы эпизодического пользования, видеофильмы). (Слайд 10)

5. Персональные электронно-вычислительные машины (ПЭВМ); пакеты прикладных программ. (Слайд 11)

6. Литература для учащихся: учебники, сборники задачи упражнений, хрестоматии, практикумы, рабочие тетради, справочники. (Слайд 12)

7. Литература для учителя: методическая литература, научно-популярная литература, справочники.

Учебное оборудование приобретается в соответствии с “Перечнем учебного оборудования”, утвержденным Министерством образования Российской Федерации. (Слайд 14)

В учебном кабинете различают следующие зоны:

1. Рабочую зону для учителя.

Во время урока учитель демонстрирует опыты, различное учебное оборудование. Для этого оборудуется рабочее место учителя, в состав которого входят:
– демонстрационный стол,
– классная доска,
– экран.

2. Рабочую зону для обучающихся.

Рабочие места должны быть приспособлены к разнообразным типам деятельности обучающихся:
– подготовительной,
– исполнительной,
– корректирующей,
– контролирующей.

Рациональная организация рабочего места обучающегося требует соблюдения следующих условий:
– достаточной рабочей поверхности для письма, чтения, проведения наблюдений;
– удобного размещения оборудования, используемого на уроке;
– необходимого уровня освещенности (150лк)
– соответствия стола и стула антропометрическим данным для создания удобной рабочей позы обучаемого.

3. Пространство для размещения учебного оборудования. (Слайд 20)

4. Зону расположения технической аппаратуры. (Слайд 21)

5. Зону для индивидуальной деятельности обучающихся, которая способствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении.

Результативность работы по предмету определяется целым рядом общепедагогических, психолого-педагогических, частнометодических факторов, индивидуальными особенностями, класса “отдельных учеников, индивидуальным стилем деятельности учителя” и многим другим. Значительно влияет на качество и характер результатов обучение школьников “сама организация учебного процесса”:

  • соответствие различным нормам и требованиям,
  • четкое следование логике программы и поурочного тематического планирования,
  • продуманность контроля и его разнообразие,
  • и конечно, эффективное использование учебного оборудования, которое необходимо для изучения различных разделов школьной программы по всем предметам, и это возможно, только при его рациональном размещении и правильном хранении.

С этой целью рекомендуется приобретать набор секций различного назначения: остекленные, с глухими дверками полками, которые можно по-разному комплектовать.

В целом система размещения учебного оборудования должна обеспечить:
– сохранность материальных средств обучения и наглядность их работы;
– постоянное место удобное для извлечения и возврата пособия;
– быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя пособий новыми.

Особую роль в организации учебного процесса играют учет и хранение работ обучающихся на всех этапах их обучения.

Основу подхода к вопросу учета и хранения работ обучающихся составляет мысль о разумном сочетании обязательных требований и вариативных решений, которые учитывают специфику предмета, профиля класса, контингента обучающихся, индивидуальный стиль работы учителя.

Организуя учет и хранение работ обучающихся, мы руководствуемся следующими принципиально важными моментами:
– открытость и понятность для учеников требований учителя к выполнению и оформлению работ и критериев проверки, информативность обучающихся о предъявляемых требованиях;
– соответствие требований учителя к работам обучающихся имеющейся нормативной базе по предмету;
– аккуратность домашнего и школьного хранения работ, продуманность логики и устройства “школьного” хранения работ;
– оперативность и своевременность проверки работ в соответствии с нормами по предмету;
– фиксация результатов проверки работ, отражение этих результатов в классном журнале, дневнике, листке успеваемости;
– соблюдение нормативов проверки работ, периодичности проверки, использование различных форм проверки;
–открытость результатов проверки для ученика, его родителей, классного руководителя, администрации и в то же время – конфиденциальность (недопустимость публичного обсуждения результатов (негативных) одного ученика с другими учениками, родителями других учеников).

Значительно облегчает работу учителя различные памятки (подсказки, помощники), содержащие требования к работам. (Слайд 27)

Эти памятки могут быть продиктованы обучающимся, розданы им в распечатанном виде для вклеивания в тетрадь. На основе памяток целесообразно оформить стенд в кабинете.

Целесообразно ознакомить родителей и классного руководителя с предъявляемыми требованиями. Кроме того, перед началом учебного года каждый учитель должен подготовить пакет документов, в который, наряду с тематическим поурочным планированием, входят графики проведения и проверки работ обучающихся, программы проведения промежуточной аттестации школьников. (Слайд 28)

Аккуратность “школьного” хранения работ обеспечивается наличием в учебном кабинет специального оборудованного места: полок, папок-коробов, папок-накопителей, “лотков” и т.д., с указанием класса, видов работ, наличие на стенде (в папке) в учебном кабинете графика проведения и проверки работ. (Слайд 29–31)

Создание условий одна из важнейших обязанностей школы в целом и каждого субъекта образовательного процесса в частности. От того, насколько точно выполняются требования, зависит эффективность обучения школьника, сохранность жизни и здоровья учеников и педагогов.

Грядущий учебный год запомнится не только разрешенными после пандемии торжественными линейками на свежем воздухе, но и новыми санитарными требованиями. На этот раз под пристальным вниманием государства оказались школьные кабинеты. В статье расскажем, как грамотно и безопасно организовать учебное пространство. А чтобы вы самостоятельно смогли провести ревизию, в статье указана ссылка на листы контроля с подробной информацией.

1. Мебель

А промежуток между учительским столом и стеной, а также последней партой и находящейся за ней стеной, теперь может быть любым.

2. Доска


  • освещение меловой доски;
  • расположение и диагональ интерактивной доски;
  • угол видимости остался таким же, однако, в связи с последними обновлениями, эта норма относится не только к трехметровым доскам.

3. Условия

Чтобы сделать процесс обучения максимально комфортным и безопасным, важно уделить время и условиям пребывания в классе. Естественное и искусственное освещение должно быть достаточным, лампы — исправны, а окна защищены от яркого солнечного света шторами из ткани или жалюзи.

  • целые и хорошо вымытые окна;
  • полы, стены, парты, стулья, шкафы не должны иметь сколы и иные повреждения;
  • полки шкафов, поверхности оборудования, а также книги нужно протереть влажной тряпкой, чтобы по возможности исключить вероятность возникновения аллергии у детей и педагогов.

4. Оборудование


5. Оборудование, используемое в учебном процессе

Правила, относящиеся к кабинетам физики и химии, изменены не были. А кабинет технологии теперь должен быть оборудован по-новому, но пока не уточняется, каким именно образом.

Читайте также: