Какую роль выполняют методологические подходы кратко обж
Обновлено: 02.07.2024
1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / И.М. Чиж, С.Н. Русанов, Н.В. Третьяков и др. // Под ред. чл.-корр. РАН, проф. И.М. Чижа. - М.: Издательство Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, 2014. - 210 с.
2. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник для бакалавров. /С.В. Белов. М.: Издательство Юрайт, 2013. – 682 с.
3. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова. - М.: Высшая шко-ла, 2009. — 616 с.
Кукин П.П. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк.— М.: Высшая школа, 2008. - 317 с.
Технические средства обучения
1. Мультимедийный проектор.
2. Компьютер (программное обеспечение Microsoft Power Point 2013).
Введение
Культура безопасности жизнедеятельности, как уровень развития человека и общества в обеспечении безопасности в повседневной жизни и в условиях чрезвычайных ситуаций, находится в центре внимания представителей естественных и социальных наук. Одним из направлений ее совершенствования является внедрение в систему общего и профессионального образования мировоззрения, способов, средств и форм взаимодействия людей с окружающей средой, необходимых для жизни, производственной деятельности, социального взаимодействия, духовного и физического развития.
1. Введение в проблему: основные понятия, термины, определения
Методология – это учение об организации деятельности. Предложенное определение детерминирует предмет методологии – организация деятельности.
Как профессиональная деятельность, безопасность жизнедеятельности – область практической деятельности, направленная на сохранение жизни и здоровья людей в различных условиях, в том числе и в условиях чрезвычайных ситуаций.
Как научная дисциплина, безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, его сообществам (государству, общественным и иным организациям) и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.
Как научная и учебная дисциплина, безопасность жизнедеятельности включает в себя следующие основные положения:
1. Человек живет и действует в условиях перманентных, постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, из чего следует, что любая деятельность человека потенциально опасна.
2. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают человеку, обществу и государству. Поэтому профилактика опасностей и защита от них – актуальная гуманитарная и социальная проблема, в решении которой должно быть заинтересовано и государство, и общество, и каждый человек.
3. Безопасность – это приемлемый риск, так как абсолютной безопасности не бывает, поскольку всегда существует некоторый остаточный риск. Исходя из этого, под безопасностью принято понимать такой уровень опасности, с которым можно смириться.
4. Данная дисциплина рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизнедеятельности и которые можно разделить по происхождению на природные, техногенные, антропогенные, биологические, экологические и социальные.
Вопросами жизнедеятельности, обеспечения ее безопасности человечество начало заниматься очень давно. Например, защита воина на поле боя – шлемы, кольчуги, защитные сооружения и т.д. Наиболее интенсивно это направление стало развиваться в эпоху научно-технического прогресса, когда появились железные дороги, автомобили, авиация. Необходимость защиты человека в этих технических системах от воздействия неблагоприятных факторов, которые в обычных условиях либо незначительны, либо отсутствуют, привела к развитию исследований в области медицины (гигиены, авиационная медицина и др.), психологии (психология труда, инженерная психология), технических наук. Появились новые научные направления – эргономика, экология, ноксология.
Экология – это наука об отношениях животных и растительных организмов со средой обитания. Экология человека изучает общие закономерности взаимодействия природы и общества.
Ноксология – изучает происхождение и совокупное действие опасностей, описывает зоны и показатели их влияния на материальный мир, оценивает ущерб, наносимый опасностями человеку и природе. В задачи ноксологии входит изучение принципов минимизации опасностей в источниках и основ защиты от них в пределах опасных зон.
Исходя из общности задач эргономики и экологии, заключающихся в сохранении здоровья людей, оптимизации условий, средств и процессов их деятельности, а также в разработке путей и способов защиты организма человека от неблагоприятных факторов, эти науки во многом обеспечивают решение проблем профилактической медицины.
Наряду с эргономикой и экологией некоторые разделы медицинской науки, такие как, авиационная, морская, космическая медицина, обеспечивают безопасность и необходимую работоспособность человека, в условиях, порой исключающих биологическую жизнь (например, космос). Наиболее часто человек во время полета на самолете сталкивается с перепадами барометрического давления, температуры, шумами, вибрациями, гипоксией и т.д., способных нанести серьезный вред организму человека.
В экологической традиции безопасность жизнедеятельности (БЖД) определяют как науку о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Описание презентации по отдельным слайдам:
Общенаучные методологические подходы к изучению проблем БЖ человека в среде обитания
Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс
Преподаватель-организатор ОБЖ Худых Олег Валерьевич
Научные основы общей теории БЖ
Основные объекты общей теории БЖ и научные подходы к их изучению
Моделирование;
Методологические подходы: системный, средовый, экологический, аналитический, функциональный (объектовый), синергетический.
Ключевые понятия темы:
Общая теория БЖ первоначально объединяла дисциплины:
Охрана труда
Техника безопасности
Пожарная безопасность
Охрана окружающей среды
Гражданская оборона
В настоящее время теория БЖ включает в себя:
психология
педагогика
медицина
физическая культура
экономика
теория качества
кибернетика
синергетика
теория образования
социология
биология
экология
валеология
эргономика
культурология
Спец. теории безопасности
Научные основы теории Безопасности Жизнедеятельности –
это междисциплинарный комплекс научных средств по изучению жизнедеятельности природных и социальных объектов в естественных и искусственных условиях обитания.
пища
вода
комфорт
защита
труд
отдых
Жизнь и здоровье человека = потребности
Основные ОБЪЕКТЫ теории БЖ
Личность (человек)
Общество
Государство
Условия жизнедеятельности (среда)
ПРЕДМЕТ исследования теории БЖ
ОПАСНОСТЬ
ОПАСНОСТИ
(опасные явления)
ОПАСНОСТЬ -
это свойство окружающей среды, в которой при определённых условиях проявляются природные и искусственные силы (энергии) разрушения, что может привести к отрицательным последствиям (вреду, ущербу) для жизнедеятельности человека и окружающей среды.
ОПАСНОСТИ (опасные явления) -
это процессы, события, факторы, ситуации, заключающие в себе угрозу здоровью человека непосредственно или косвенно .
Основополагающий подход к изучению проблем БЖ –
МОДЕЛИРОВАНИЕ объектов
Модель объекта – есть его теоретическое описание математическими методами в виде системных структур определённого иерархического подчинения и взаимодействия.
Методологические подходы –
это научные средства, определяющие способы изучения объектов природы и способы построения их системных моделей.
Они выполняют роль общих принципов и положений, которые диктуют методы изучения законов и условий жизнедеятельности природных и социальных объектов.
Методологические подходы:
Системный
Средовый
Экологический
Аналитический и функциональный
Синергетический
Холистический (основанный на целостном подходе к объектам, явлениям)
определяет представление модели объекта в виде целостной совокупности взаимосвязанных структурных составляющих (подсистем), взаимодействие которых обеспечивает функционирование всей системы в окружающей среде обитания.
Рассматривает окружающее пространство обитания как совокупность условно выделяемых сред, имеющих свои характеристики и факторы воздействия на объекты пространства.
Водная
Воздушная
Наземная
Техногенная (техническая)
Подземная
Социальная
Учебная
Рабочая, и т.д.
Среды:
Подразумевает учёт ближних и отдалённых последствий нарушения жизнедеятельности экологических систем биотопов вследствие антропогенных и природных процессов.
Аналитический и функциональный (объективный) подходы –
Вносят уточняющие характеристики в специфику изучаемой среды и функционирующих в ней объектов.
Требует выявления кризисных точек, в которых процессы события переходят из состояния синергии (совместного бытия) в процессы анархии – автономии, игнорирования или срыва порядка в потоках , что ведёт к негативным последствиям, хаосу и поиску путей спасения в катастрофической ситуации.
Уровни благополучия человека в среде обитания:
КОМФОРТНЫЙ
Оптимальный, уютный, безопасный (соответствует нормам СанПиНа)
ДОПУСТИМЫЙ
Приемлемый (в пределах нормы)
ОПАСНЫЙ
Экстремальный (ведет к нарушению здоровья и аварийным ситуациям)
ЧРЕЗВЫЧАЙНО ОПАСНЫЙ
Значительное превышение норм в течении короткого периода времени
Методологические подходы
Системный подход
Средовой подход
Экологический подход
Естественная среда обитания
Аналитический и функциональный подход
Синергетический подход
Возможно ли обеспечить человеку абсолютную безопасность ? (ДА или НЕТ – объяснить почему так считаете)
Домашнее задание:
выписать в тетрадь определения (можно своими словами)
Создать условия для формирования у суворовцев понимания принципов изучения проблем безопасности жизнедеятельности.
1. Познакомить суворовцев с подходами к изучению проблем безопасности жизнедеятельности.
2. Изучить с суворовцами уровни благополучия человека в среде обитания.
Теория безопасности жизнедеятельности первоначально объединяла в себе знания:
Охрана труда
Техника безопасности
Гражданская оборона
Охрана окружающей среды
Пожарная безопасность
В настоящее время теория безопасности жизнедеятельности включает в себя достижения:
Физической культуры
Теории качества
Кибернетики
Синергетики
Теории образования
Культурологии
Специальных теорий безопасности
Основные объекты исследования в общей теории безопасности жизнедеятельности:
*Государство;
*Условия жизнедеятельности.
Предмет исследования теории безопасности жизнедеятельности:
*Опасность для жизни объектов условий обитания.
это свойство окружающей среды, в которой при определенных условиях проявляются природные и искусственные силы разрушения, что может привести к отрицательным последствиям для жизнедеятельности человека и окружающей среды .
Методологические подходы – это научные средства, определяющие способы изучения объектов природы и способы построения их системных моделей.
Холистический
Аналитический
Функциональный
Синергетический
Экологический
Холистический подход рассматривает весь мир как единое целое, а выделяемые нами отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности.
Системный подход определяет представление модели объекта в виде целостной совокупности взаимосвязанных структурных составляющих, взаимодействие которых обеспечивает функционирование всей системы в окружающей среде обитания.
Средовый подход рассматривает окружающее пространство обитания как совокупность условно выделяемых сред, имеющих свои характеристики и факторы воздействия на объекты жизненного пространства.
Экологический подход подразумевает учет ближних и отдаленных последствий нарушения жизнедеятельности экологических систем биотопов вследствие антропогенных и природных процессов.
Аналитический и функциональный подходы вносят уточняющие характеристики в специфику изучаемой среды и функционирующих в ней объектов.
Синергетический подход требует выявления кризисных точек, в которых процессы события переходят из состояния синергии (совместного бытия) в процессы анархии – автономии, игнорирования или срыва порядка в потоках, что ведет к негативным последствиям и поиску путей спасения в катастрофической ситуации.
Уровни благополучия человека в среде обитания
Комфортный : воздействие на человека потоков масс, энергии и информации соответствует показателям благополучия для здоровья и работоспособности.
Допустимый : воздействие потоков на человека на границе нормы, провоцирует дискомфорт, снижение работоспособности, но неопасно для здоровья.
Чрезвычайно опасный : значительное превышение привычных энергетических воздействий потоков. Происходит в течение короткого периода времени, нет времени для организации защиты людей и среды в случае ЧС, поэтому катастрофичны и велики.
Безопасность подразумевает отсутствие угроз для жизни и здоровья и является понятием относительным – большая или меньшая степень безопасности в конкретных условиях среды обитания.
Жизнь и здоровье объектов живой и неживой природы в среде обитания зависит от силы и характера воздействия потоков масс вещества, энергии и информации в антропосфере биосферы Земли.
Потенциальную опасность представляет любая деятельность. Причины опасностей – это результат любой деятельности человека, природной стихии или техногенной энергии, которая и потенциальной энергии вещества, поля, системы превратилась в неуправляемую кинетическую энергию разрушения.
Комплексный подход по обеспечению безопасности жизнедеятельности людей в современном мире включает научное обоснование и законодательное закрепление правил культуры безопасности жизнедеятельности, организацию ее формирования на глобальном, государственном, общественном, личностном уровнях.
Стратегия управления безопасностью жизнедеятельности – стратегия управления риском потенциальной опасности. Управление риском означает перевод объекта управления из опасного состояния в менее опасное, допустимое и включает идентификацию опасностей, выбор мер их профилактики, защиту от остаточного риска.
Абсолютной безопасности не бывает, всегда есть некоторый риск, но грамотные действия человека, его ответственность и культура безопасности жизнедеятельности могут минимизировать риск развития опасной ситуации.
В этом видеоуроке мы поговорим о научных основах общей теории безопасности жизнедеятельности. Выясним, в чём сущность моделирования как научного метода в изучении проблем безопасности жизнедеятельности. Узнаем, что такое методологические подходы и какая им отведена роль в общей теории безопасности жизнедеятельности. А также познакомимся с основными видами методологических подходов.
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока "Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания"
Жизнедеятельность — это повседневная деятельность (жизнь) человека.
Долгое время теория безопасности жизнедеятельности человека была частью других наук и многовекового опыта человечества. Лишь в середине ХХ века общая теория безопасности жизнедеятельности была выделена в самостоятельную научную отрасль, и первоначально объединяла научные знания нескольких дисциплин: охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, охраны окружающей среды и гражданской обороны. В настоящее время теория безопасности жизнедеятельности включает в себя достижения психологии, педагогики, медицины, физической культуры, экономики, теории качества, кибернетики, синергетики, теории образования, социологии, биологии, экологии, валеологии, эргономики, культурологии и специальных теорий безопасности (радиационной, химической, экологической, биологической).
Научные основы теории безопасности жизнедеятельности — это междисциплинарный комплекс научных средств по изучению жизнедеятельности природных и социальных объектов в естественных и искусственных условиях обитания.
Вы уже знаете, что жизнь и здоровье человека неразрывно связаны с окружающей его средой обитания, которая позволяет ему удовлетворять свои жизненные потребности в пище, воде, комфорте и защите, в труде и отдыхе. А среда обитания рассматривается как совокупность факторов (энергий), которые оказывают прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность, здоровье человека и благополучие созданных им материальных ценностей.
Основные объекты исследования в общей теории безопасности жизнедеятельности — это личность (человек), общество, государство и условия жизнедеятельности. А предметом исследования теории безопасности жизнедеятельности является опасность (опасности) для жизни объектов условий обитания.
Опасность — это свойство окружающей среды, в которой при определённых условиях проявляются природные и искусственные силы разрушения, что может привести к отрицательным последствиям (вреду, ущербу) для жизнедеятельности человека и окружающей среды. Теория безопасности жизнедеятельности включает методы оценки вреда от поражающего воздействия опасностей на здоровье людей, методы оценки рисков (вероятности) ущерба благополучию объектов и среды жизнедеятельности.
Основополагающий общенаучный подход к изучению проблем безопасности жизнедеятельности — это моделирование объектов. Модель объекта представляет собой его теоретическое описание математическими методами в виде системных структур, определённого иерархического подчинения и взаимодействия. Чем более детально и математически верно спроектирована модель, тем больше её тождественность оригиналу и тем более информативны и достоверны все остальные научные исследования при работе с моделями.
Методологические (то есть исследовательские) подходы — это научные средства, определяющие способы изучения объектов природы и способы построения их системных моделей. В общей теории безопасности жизнедеятельности для разработки моделей среды обитания и деятельности в ней человека применяются следующие общенаучные, междисциплинарные методологические подходы: холистический, системный, средовый, аналитический, функциональный (объектный), синергетический и экологический.
Системный подход определяет представление модели объекта в виде целостной совокупности взаимосвязанных структурных составляющих (подсистем), взаимодействие которых обеспечивает функционирование всей системы в окружающей среде обитания.
Средовый подход рассматривает окружающее пространство обитания как совокупность условно выделяемых сред, имеющих свои характеристики и факторы воздействия на объекты жизненного пространства. Условно выделяют среды: водную, воздушную, подземную, наземную, техногенную (техническую), социальную, учебную, рабочую и другие виды сред, входящие в биосферу.
Жизнь и здоровье человека неразрывно связаны с окружающей его средой обитания, которая позволяет ему удовлетворять свои жизненные потребности в пище, воде, комфорте и защите, в труде и отдыхе.
Экология изучает законы выживания и взаимодействия любых живых систем в окружающей среде (биотической и абиотической), исследует характеристики экологических ниш биологических объектов (живых систем), включая человека. Поэтому в разработке моделей среды обитания применяют экологический подход.
Экологический подход подразумевает учёт ближних и отдалённых последствий нарушения жизнедеятельности экологических систем биотопов вследствие антропогенных и природных процессов.
Естественная (природная) среда обитания человека — это живая, саморазвивающаяся биосфера (система), способная к самовосстановлению без участия человека. Биосфера включает в себя все остальные среды и объекты, взаимодействующие между собой через взаимообмен веществом, энергией и информацией. В естественную среду идут потоки солнечной энергии, необходимой для фотосинтеза, являющейся фактором воспроизводства потоков растительной и животной масс вещества, потоков воздуха, воды, тепла и разных видов энергий от этих природных стихий. В естественной среде взаимодействуют потоки всех видов энергии: тепловой, световой, химической, физической, атомной и других, создающих уникальный микроклимат биологической ниши человека.
Неживая среда, искусственно созданная человеком внутри естественной среды обитания, называется техногенной. Она деградирует (разрушается) без постоянной заботы человека. Виды потоков в техносфере: потоки всех видов сырья для производственных процессов, потоки продукции и человеческих (витальных) ресурсов, потоки производственных и бытовых отходов (жидких и твёрдых, загрязняющих и убивающих разными видами энергий живое вещество биоты), а также значительные потоки энергий при техногенных авариях.
Аналитический и функциональный (объектный) подходы вносят уточняющие характеристики в специфику изучаемой среды и функционирующих в ней объектов.
Синергетический подход требует выявления кризисных точек, в которых процессы события переходят из состояния синергии (совместного бытия) в процессы анархии — автономии, игнорирования или срыва порядка в потоках, что ведёт к негативным последствиям, хаосу и поиску путей спасения в катастрофической ситуации. Синергетика, кибернетика, экология позволяют прогнозировать кризисные точки развития систем, чтобы минимизировать последствия кризисов и заранее предусмотреть возможные варианты возвращения к синергии.
Социальная среда необходима человеку для благополучия жизненного процесса за счёт обмена веществом, энергией и информацией с другими людьми в целях удовлетворения своих физических, материальных и духовных потребностей. Социальная среда создаёт и потребляет разнообразные виды энергетических и информационных потоков, направленных на обслуживание техносферы, создание новых техногенных образований, на взаимообмен между людьми на работе, отдыхе, на распределение финансовых и людских потоков, на регулирование и нивелирование негативных для жизни общества потоков энергий разрушения (военные конфликты, вооружение, наркотики, терроризм, экстремизм, алкоголь, курение) и так далее.
Однако биосфера является средой обитания не только для человека, но и для флоры и фауны, для всех живых организмов, которые нашли свои экологические ниши в жизненном пространстве общей среды обитания, наполняемой естественными и искусственными потоками вещества, энергии и информации.
Принято выделять несколько уровней благополучия человека в среде обитания:
• комфортный (оптимальный, уютный, безопасный): воздействие на человека потоков масс, энергии и информации соответствует показателям благополучия для здоровья и работоспособности (нормы СанПиНа);
• допустимый (приемлемый): воздействие потоков на человека на границе нормы, провоцирует дискомфорт, снижение работоспособности, но не опасно для здоровья (в пределах нормы);
• чрезвычайно опасный: значительное превышение привычных энергетических воздействий потоков. Происходит в течение короткого периода времени, нет времени для организации защиты людей и среды в случае чрезвычайной ситуации, поэтому катастрофичны и велики.
1. С момента своего появления на Земле человек живёт и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей (угроз здоровью и жизни). Безопасность подразумевает отсутствие угроз для жизни и здоровья и является понятием относительным — бо́льшая или меньшая степень безопасности в конкретных условиях среды обитания.
3. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные вещества. Потенциальную опасность представляет любая деятельность (это аксиома потенциальной опасности).
Опасность — это угроза здоровью и жизни любого живого существа и разрушению неживого объекта. Причины опасностей — это результат деятельности человека, природной стихии или техногенной энергии, которая из потенциальной энергии вещества, поля, системы, объекта превратилась в неуправляемую кинетическую энергию разрушения.
4. Невозможно обеспечить абсолютную безопасность (нулевой риск) в современных социоприродных и технических системах. Поэтому в мире принята Концепция приемлемого (допустимого) риска, который можно обеспечить техническими и инструментальными возможностями общества. Он представляет некий компромисс между уровнем безопасности и возможностями её достижения в тех пределах, которые общество признаёт допустимыми и закрепляет законами.
5. Стратегия управления безопасностью жизнедеятельности — это стратегия управления риском потенциальной опасности (минимизация риска). Управление риском означает перевод объекта управления из опасного состояния в менее опасное, допустимое (приемлемый риск) и включает идентификацию опасностей, выбор мер их профилактики, защиту от остаточного риска.
Ещё раз отметим, что абсолютной безопасности не бывает. Всегда есть некоторый риск. Но грамотные действия человека, его ответственность и культура безопасности жизнедеятельности могут минимизировать риск развития опасной ситуации.
Методология — это совокупность научных знаний, выступающих в роли руководящих принципов, приемов и средств реализации, организации теоретической и практической деятельности в различных областях.
При единой концептуальной базе исследования в основе одного методологического подхода могут находиться несколько научных и теоретических учений (концепций).
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Виды подходов в методологии, их сущность и характеристика
Методологические подходы в рамках педагогической деятельности и научных исследований подразделяют на следующие виды:
- Системный. Основывается на принципе системности и используется во время исследования каждого изучаемого объекта в отдельности, вне зависимости от его структуры как системы, компоненты которой постоянно взаимодействуют между собой и обусловливают свое развитие. Такой подход является наиболее важным для организации учебной деятельности, а также в рамках психологии управления.
- Концептуальный. Начало любого исследования или познания происходит с создания его концепции, включающей порядок его реализации, ключевые положения его направленности, преемственности и функциональности.
- Аспективный (или аспектный). В основе лежит изучение одной конкретной стороны — направления, проблемы, — которая является наиболее важной и значимой, а также осуществимой.
- Эмпирический. В основе эмпирического подхода находится уже имеющийся опыт (например, исследовательский опыт в рамках научной практики или реальной жизненной деятельности).
- Прагматический. Базой для этого подхода является учет целей и задач, достижение которых предполагается в результате исследования.
- Научный. Базируется, соответственно, на научных учениях и концепциях, то есть является научно целенаправленным.
- Деятельностный. В основе данного подхода лежит ориентир на деятельностную сторону объекта, который исследуется. Именно деятельность является непреложным условием реализации объекта (процесса) и его развития в различных аспектах.
Максимальной эффективности в процессе исследования или обучения можно добиться только при комбинировании нескольких методологических подходов.
За что отвечают методы в социальном образовании
Социальное образование в широком смысле — это социализация личности. Фактически оно представляет собой приобщение человека к социальной деятельности, его воспитание, овладение культурой общения и т.д. Таким образом, социальное образование имеет тесную связь с формированием социальной культуры, а также компетентности личности человека как потенциального профессионала (его обучение).
Основные функции методологических подходов
Выделяют следующие функции методологических подходов:
Ведущей в рамках современной педагогической науки является гносеологическая функция. Ее цель — познание человеком окружающей действительности. Эта функция является определяющей в педагогике, поскольку ею обуславливается выбор методов исследования.
Читайте также: