Какую роль выполняют методологические подходы кратко обж

Обновлено: 02.07.2024

1. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие / И.М. Чиж, С.Н. Русанов, Н.В. Третьяков и др. // Под ред. чл.-корр. РАН, проф. И.М. Чижа. - М.: Издательство Первого МГМУ имени И.М. Сеченова, 2014. - 210 с.

2. Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды (техносферная безопасность): учебник для бакалавров. /С.В. Белов. М.: Издательство Юрайт, 2013. – 682 с.

3. Белов С.В. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.В. Ильницкая, и др.; Под общей редакцией С.В. Белова. - М.: Высшая шко-ла, 2009. — 616 с.

Кукин П.П. Человеческий фактор в обеспечении безопасности и охраны труда: Учебное пособие / П.П. Кукин, Н.Л. Пономарев, В.М. Попов, Н.И. Сердюк.— М.: Высшая школа, 2008. - 317 с.

Технические средства обучения

1. Мультимедийный проектор.

2. Компьютер (программное обеспечение Microsoft Power Point 2013).

Введение

Культура безопасности жизнедеятельности, как уровень развития человека и общества в обеспечении безопасности в повседневной жизни и в условиях чрезвычайных ситуаций, находится в центре внимания представителей естественных и социальных наук. Одним из направлений ее совершенствования является внедрение в систему общего и профессионального образования мировоззрения, способов, средств и форм взаимодействия людей с окружающей средой, необходимых для жизни, производственной деятельности, социального взаимодействия, духовного и физического развития.

1. Введение в проблему: основные понятия, термины, определения

Методология – это учение об организации деятельности. Предложенное определение детерминирует предмет методологии – организация деятельности.

Как профессиональная деятельность, безопасность жизнедеятельности – область практической деятельности, направленная на сохранение жизни и здоровья людей в различных условиях, в том числе и в условиях чрезвычайных ситуаций.

Как научная дисциплина, безопасность жизнедеятельности – это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку, его сообществам (государству, общественным и иным организациям) и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека.

Как научная и учебная дисциплина, безопасность жизнедеятельности включает в себя следующие основные положения:

1. Человек живет и действует в условиях перманентных, постоянно изменяющихся потенциальных опасностей, из чего следует, что любая деятельность человека потенциально опасна.

2. Реализуясь в пространстве и времени, опасности угрожают человеку, обществу и государству. Поэтому профилактика опасностей и защита от них – актуальная гуманитарная и социальная проблема, в решении которой должно быть заинтересовано и государство, и общество, и каждый человек.

3. Безопасность – это приемлемый риск, так как абсолютной безопасности не бывает, поскольку всегда существует некоторый остаточный риск. Исходя из этого, под безопасностью принято понимать такой уровень опасности, с которым можно смириться.

4. Данная дисциплина рассматривает все опасности, с какими может столкнуться человек в процессе своей жизнедеятельности и которые можно разделить по происхождению на природные, техногенные, антропогенные, биологические, экологические и социальные.

Вопросами жизнедеятельности, обеспечения ее безопасности человечество начало заниматься очень давно. Например, защита воина на поле боя – шлемы, кольчуги, защитные сооружения и т.д. Наиболее интенсивно это направление стало развиваться в эпоху научно-технического прогресса, когда появились железные дороги, автомобили, авиация. Необходимость защиты человека в этих технических системах от воздействия неблагоприятных факторов, которые в обычных условиях либо незначительны, либо отсутствуют, привела к развитию исследований в области медицины (гигиены, авиационная медицина и др.), психологии (психология труда, инженерная психология), технических наук. Появились новые научные направления – эргономика, экология, ноксология.

Экология – это наука об отношениях животных и растительных организмов со средой обитания. Экология человека изучает общие закономерности взаимодействия природы и общества.

Ноксология – изучает происхождение и совокупное действие опасностей, описывает зоны и показатели их влияния на материальный мир, оценивает ущерб, наносимый опасностями человеку и природе. В задачи ноксологии входит изучение принципов минимизации опасностей в источниках и основ защиты от них в пределах опасных зон.

Исходя из общности задач эргономики и экологии, заключающихся в сохранении здоровья людей, оптимизации условий, средств и процессов их деятельности, а также в разработке путей и способов защиты организма человека от неблагоприятных факторов, эти науки во многом обеспечивают решение проблем профилактической медицины.

Наряду с эргономикой и экологией некоторые разделы медицинской науки, такие как, авиационная, морская, космическая медицина, обеспечивают безопасность и необходимую работоспособность человека, в условиях, порой исключающих биологическую жизнь (например, космос). Наиболее часто человек во время полета на самолете сталкивается с перепадами барометрического давления, температуры, шумами, вибрациями, гипоксией и т.д., способных нанести серьезный вред организму человека.

В экологической традиции безопасность жизнедеятельности (БЖД) определяют как науку о комфортном и травмобезопасном взаимодействии человека с техносферой.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Общенаучные методологические подходы к изучению проблем БЖ человека в среде о.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Общенаучные методологические подходы к изучению проблем БЖ человека в среде о.

Общенаучные методологические подходы к изучению проблем БЖ человека в среде обитания
Основы безопасности жизнедеятельности
11 класс
Преподаватель-организатор ОБЖ Худых Олег Валерьевич

Научные основы общей теории БЖ Основные объекты общей теории БЖ и научные по.

Научные основы общей теории БЖ

Основные объекты общей теории БЖ и научные подходы к их изучению

Моделирование; Методологические подходы: системный, средовый, экологический.

Моделирование;
Методологические подходы: системный, средовый, экологический, аналитический, функциональный (объектовый), синергетический.
Ключевые понятия темы:

Общая теория БЖ первоначально объединяла дисциплины:Охрана трудаТехника безоп.

Общая теория БЖ первоначально объединяла дисциплины:
Охрана труда
Техника безопасности
Пожарная безопасность
Охрана окружающей среды
Гражданская оборона

В настоящее время теория БЖ включает в себя:психологияпедагогикамедицинафизич.

В настоящее время теория БЖ включает в себя:
психология
педагогика
медицина
физическая культура
экономика
теория качества
кибернетика
синергетика
теория образования
социология
биология
экология
валеология
эргономика
культурология
Спец. теории безопасности

Научные основы теории Безопасности Жизнедеятельности – это междисциплинарны.

Научные основы теории Безопасности Жизнедеятельности –
это междисциплинарный комплекс научных средств по изучению жизнедеятельности природных и социальных объектов в естественных и искусственных условиях обитания.

пищаводакомфортзащитатрудотдыхЖизнь и здоровье человека = потребности

пища
вода
комфорт
защита
труд
отдых
Жизнь и здоровье человека = потребности

Основные ОБЪЕКТЫ теории БЖЛичность (человек)ОбществоГосударствоУсловия жизнед.

Основные ОБЪЕКТЫ теории БЖ
Личность (человек)
Общество
Государство
Условия жизнедеятельности (среда)

ПРЕДМЕТ исследования теории БЖОПАСНОСТЬОПАСНОСТИ (опасные явления)

ПРЕДМЕТ исследования теории БЖ
ОПАСНОСТЬ
ОПАСНОСТИ
(опасные явления)

ОПАСНОСТЬ - это свойство окружающей среды, в которой при определённых условия.

ОПАСНОСТЬ -
это свойство окружающей среды, в которой при определённых условиях проявляются природные и искусственные силы (энергии) разрушения, что может привести к отрицательным последствиям (вреду, ущербу) для жизнедеятельности человека и окружающей среды.
ОПАСНОСТИ (опасные явления) -
это процессы, события, факторы, ситуации, заключающие в себе угрозу здоровью человека непосредственно или косвенно .

Основополагающий подход к изучению проблем БЖ – МОДЕЛИРОВАНИЕ объектовМодел.

Основополагающий подход к изучению проблем БЖ –

МОДЕЛИРОВАНИЕ объектов
Модель объекта – есть его теоретическое описание математическими методами в виде системных структур определённого иерархического подчинения и взаимодействия.

Методологические подходы – это научные средства, определяющие способы изучен.

Методологические подходы –
это научные средства, определяющие способы изучения объектов природы и способы построения их системных моделей.
Они выполняют роль общих принципов и положений, которые диктуют методы изучения законов и условий жизнедеятельности природных и социальных объектов.

Методологические подходы:СистемныйСредовыйЭкологическийАналитический и функци.

Методологические подходы:
Системный
Средовый
Экологический
Аналитический и функциональный
Синергетический
Холистический (основанный на целостном подходе к объектам, явлениям)

Системный подход – определяет представление модели объекта в виде целостной.

определяет представление модели объекта в виде целостной совокупности взаимосвязанных структурных составляющих (подсистем), взаимодействие которых обеспечивает функционирование всей системы в окружающей среде обитания.

Средовый подход – Рассматривает окружающее пространство обитания как совоку.

Рассматривает окружающее пространство обитания как совокупность условно выделяемых сред, имеющих свои характеристики и факторы воздействия на объекты пространства.

ВоднаяВоздушнаяНаземнаяТехногенная (техническая)ПодземнаяСоциальнаяУчебнаяРаб.

Водная
Воздушная
Наземная
Техногенная (техническая)
Подземная
Социальная
Учебная
Рабочая, и т.д.
Среды:

Экологический подход – Подразумевает учёт ближних и отдалённых последствий.

Подразумевает учёт ближних и отдалённых последствий нарушения жизнедеятельности экологических систем биотопов вследствие антропогенных и природных процессов.

Аналитический и функциональный (объективный) подходы – Вносят уточняющие ха.

Аналитический и функциональный (объективный) подходы –

Вносят уточняющие характеристики в специфику изучаемой среды и функционирующих в ней объектов.

Синергетический подход – Требует выявления кризисных точек, в которых проце.

Требует выявления кризисных точек, в которых процессы события переходят из состояния синергии (совместного бытия) в процессы анархии – автономии, игнорирования или срыва порядка в потоках , что ведёт к негативным последствиям, хаосу и поиску путей спасения в катастрофической ситуации.

Уровни благополучия человека в среде обитания:КОМФОРТНЫЙОптимальный, уютный.

Уровни благополучия человека в среде обитания:
КОМФОРТНЫЙ
Оптимальный, уютный, безопасный (соответствует нормам СанПиНа)
ДОПУСТИМЫЙ
Приемлемый (в пределах нормы)
ОПАСНЫЙ
Экстремальный (ведет к нарушению здоровья и аварийным ситуациям)
ЧРЕЗВЫЧАЙНО ОПАСНЫЙ
Значительное превышение норм в течении короткого периода времени

Итоговые положения теории БЖС момента своего появления на Земле человек живёт.

Методологические подходы Системный подход Средовой подход Экологический подхо.

Методологические подходы
Системный подход
Средовой подход
Экологический подход
Естественная среда обитания
Аналитический и функциональный подход
Синергетический подход
Возможно ли обеспечить человеку абсолютную безопасность ? (ДА или НЕТ – объяснить почему так считаете)
Домашнее задание:
выписать в тетрадь определения (можно своими словами)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создать условия для формирования у суворовцев понимания принципов изучения проблем безопасности жизнедеятельности.

1. Познакомить суворовцев с подходами к изучению проблем безопасности жизнедеятельности.

2. Изучить с суворовцами уровни благополучия человека в среде обитания.

Теория безопасности жизнедеятельности первоначально объединяла в себе знания: Охрана труда Техника безопасности Гражданская оборона Охрана окружающей среды Пожарная безопасность

Теория безопасности жизнедеятельности первоначально объединяла в себе знания:

Охрана труда

Техника безопасности

Гражданская оборона

Охрана окружающей среды

Пожарная безопасность

В настоящее время теория безопасности жизнедеятельности включает в себя достижения: Психологии Педагогики Медицины Физической культуры Экономики Теории качества Кибернетики Синергетики Теории образования Социологии Биологии Экологии Валеологии Эргономики Культурологии Специальных теорий безопасности

В настоящее время теория безопасности жизнедеятельности включает в себя достижения:

Физической культуры

Теории качества

Кибернетики

Синергетики

Теории образования

Культурологии

Специальных теорий безопасности

Основные объекты исследования в общей теории безопасности жизнедеятельности: *Личность; *Общество; *Государство; *Условия жизнедеятельности. Предмет исследования теории безопасности жизнедеятельности: *Опасность для жизни объектов условий обитания. Опасность - это свойство окружающей среды, в которой при определенных условиях проявляются природные и искусственные силы разрушения, что может привести к отрицательным последствиям для жизнедеятельности человека и окружающей среды .

Основные объекты исследования в общей теории безопасности жизнедеятельности:

*Государство;

*Условия жизнедеятельности.

Предмет исследования теории безопасности жизнедеятельности:

*Опасность для жизни объектов условий обитания.

это свойство окружающей среды, в которой при определенных условиях проявляются природные и искусственные силы разрушения, что может привести к отрицательным последствиям для жизнедеятельности человека и окружающей среды .

Методологические подходы – это научные средства, определяющие способы изучения объектов природы и способы построения их системных моделей. Подходы: Холистический Системный Средовый Аналитический Функциональный Синергетический Экологический

Методологические подходы – это научные средства, определяющие способы изучения объектов природы и способы построения их системных моделей.

Холистический

Аналитический

Функциональный

Синергетический

Экологический

Холистический подход рассматривает весь мир как единое целое, а выделяемые нами отдельные явления и объекты имеют смысл только как часть общности.

Системный подход определяет представление модели объекта в виде целостной совокупности взаимосвязанных структурных составляющих, взаимодействие которых обеспечивает функционирование всей системы в окружающей среде обитания.

Средовый подход рассматривает окружающее пространство обитания как совокупность условно выделяемых сред, имеющих свои характеристики и факторы воздействия на объекты жизненного пространства.

Экологический подход подразумевает учет ближних и отдаленных последствий нарушения жизнедеятельности экологических систем биотопов вследствие антропогенных и природных процессов.

Аналитический и функциональный подходы вносят уточняющие характеристики в специфику изучаемой среды и функционирующих в ней объектов.

Синергетический подход требует выявления кризисных точек, в которых процессы события переходят из состояния синергии (совместного бытия) в процессы анархии – автономии, игнорирования или срыва порядка в потоках, что ведет к негативным последствиям и поиску путей спасения в катастрофической ситуации.

Уровни благополучия человека в среде обитания

Комфортный : воздействие на человека потоков масс, энергии и информации соответствует показателям благополучия для здоровья и работоспособности.

Допустимый : воздействие потоков на человека на границе нормы, провоцирует дискомфорт, снижение работоспособности, но неопасно для здоровья.

Чрезвычайно опасный : значительное превышение привычных энергетических воздействий потоков. Происходит в течение короткого периода времени, нет времени для организации защиты людей и среды в случае ЧС, поэтому катастрофичны и велики.

Безопасность подразумевает отсутствие угроз для жизни и здоровья и является понятием относительным – большая или меньшая степень безопасности в конкретных условиях среды обитания.

Жизнь и здоровье объектов живой и неживой природы в среде обитания зависит от силы и характера воздействия потоков масс вещества, энергии и информации в антропосфере биосферы Земли.

Потенциальную опасность представляет любая деятельность. Причины опасностей – это результат любой деятельности человека, природной стихии или техногенной энергии, которая и потенциальной энергии вещества, поля, системы превратилась в неуправляемую кинетическую энергию разрушения.

Комплексный подход по обеспечению безопасности жизнедеятельности людей в современном мире включает научное обоснование и законодательное закрепление правил культуры безопасности жизнедеятельности, организацию ее формирования на глобальном, государственном, общественном, личностном уровнях. 4 Стратегия управления безопасностью жизнедеятельности – стратегия управления риском потенциальной опасности. Управление риском означает перевод объекта управления из опасного состояния в менее опасное, допустимое и включает идентификацию опасностей, выбор мер их профилактики, защиту от остаточного риска. 5

Комплексный подход по обеспечению безопасности жизнедеятельности людей в современном мире включает научное обоснование и законодательное закрепление правил культуры безопасности жизнедеятельности, организацию ее формирования на глобальном, государственном, общественном, личностном уровнях.

Стратегия управления безопасностью жизнедеятельности – стратегия управления риском потенциальной опасности. Управление риском означает перевод объекта управления из опасного состояния в менее опасное, допустимое и включает идентификацию опасностей, выбор мер их профилактики, защиту от остаточного риска.

Абсолютной безопасности не бывает, всегда есть некоторый риск, но грамотные действия человека, его ответственность и культура безопасности жизнедеятельности могут минимизировать риск развития опасной ситуации.

Абсолютной безопасности не бывает, всегда есть некоторый риск, но грамотные действия человека, его ответственность и культура безопасности жизнедеятельности могут минимизировать риск развития опасной ситуации.


В этом видеоуроке мы поговорим о научных основах общей теории безопасности жизнедеятельности. Выясним, в чём сущность моделирования как научного метода в изучении проблем безопасности жизнедеятельности. Узнаем, что такое методологические подходы и какая им отведена роль в общей теории безопасности жизнедеятельности. А также познакомимся с основными видами методологических подходов.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Общенаучные методологические подходы к изучению проблем безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания"

Жизнедеятельность — это повседневная деятельность (жизнь) человека.

Долгое время теория безопасности жизнедеятельности человека была частью других наук и многовекового опыта человечества. Лишь в середине ХХ века общая теория безопасности жизнедеятельности была выделена в самостоятельную научную отрасль, и первоначально объединяла научные знания нескольких дисциплин: охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, охраны окружающей среды и гражданской обороны. В настоящее время теория безопасности жизнедеятельности включает в себя достижения психологии, педагогики, медицины, физической культуры, экономики, теории качества, кибернетики, синергетики, теории образования, социологии, биологии, экологии, валеологии, эргономики, культурологии и специальных теорий безопасности (радиационной, химической, экологической, биологической).


Научные основы теории безопасности жизнедеятельности — это междисциплинарный комплекс научных средств по изучению жизнедеятельности природных и социальных объектов в естественных и искусственных условиях обитания.

Вы уже знаете, что жизнь и здоровье человека неразрывно связаны с окружающей его средой обитания, которая позволяет ему удовлетворять свои жизненные потребности в пище, воде, комфорте и защите, в труде и отдыхе. А среда обитания рассматривается как совокупность факторов (энергий), которые оказывают прямое или косвенное воздействие на жизнедеятельность, здоровье человека и благополучие созданных им материальных ценностей.

Основные объекты исследования в общей теории безопасности жизнедеятельности — это личность (человек), общество, государство и условия жизнедеятельности. А предметом исследования теории безопасности жизнедеятельности является опасность (опасности) для жизни объектов условий обитания.

Опасность — это свойство окружающей среды, в которой при определённых условиях проявляются природные и искусственные силы разрушения, что может привести к отрицательным последствиям (вреду, ущербу) для жизнедеятельности человека и окружающей среды. Теория безопасности жизнедеятельности включает методы оценки вреда от поражающего воздействия опасностей на здоровье людей, методы оценки рисков (вероятности) ущерба благополучию объектов и среды жизнедеятельности.

Основополагающий общенаучный подход к изучению проблем безопасности жизнедеятельности — это моделирование объектов. Модель объекта представляет собой его теоретическое описание математическими методами в виде системных структур, определённого иерархического подчинения и взаимодействия. Чем более детально и математически верно спроектирована модель, тем больше её тождественность оригиналу и тем более информативны и достоверны все остальные научные исследования при работе с моделями.

Методологические (то есть исследовательские) подходы — это научные средства, определяющие способы изучения объектов природы и способы построения их системных моделей. В общей теории безопасности жизнедеятельности для разработки моделей среды обитания и деятельности в ней человека применяются следующие общенаучные, междисциплинарные методологические подходы: холистический, системный, средовый, аналитический, функциональный (объектный), синергетический и экологический.

Системный подход определяет представление модели объекта в виде целостной совокупности взаимосвязанных структурных составляющих (подсистем), взаимодействие которых обеспечивает функционирование всей системы в окружающей среде обитания.

Средовый подход рассматривает окружающее пространство обитания как совокупность условно выделяемых сред, имеющих свои характеристики и факторы воздействия на объекты жизненного пространства. Условно выделяют среды: водную, воздушную, подземную, наземную, техногенную (техническую), социальную, учебную, рабочую и другие виды сред, входящие в биосферу.


Жизнь и здоровье человека неразрывно связаны с окружающей его средой обитания, которая позволяет ему удовлетворять свои жизненные потребности в пище, воде, комфорте и защите, в труде и отдыхе.

Экология изучает законы выживания и взаимодействия любых живых систем в окружающей среде (биотической и абиотической), исследует характеристики экологических ниш биологических объектов (живых систем), включая человека. Поэтому в разработке моделей среды обитания применяют экологический подход.


Экологический подход подразумевает учёт ближних и отдалённых последствий нарушения жизнедеятельности экологических систем биотопов вследствие антропогенных и природных процессов.

Естественная (природная) среда обитания человека — это живая, саморазвивающаяся биосфера (система), способная к самовосстановлению без участия человека. Биосфера включает в себя все остальные среды и объекты, взаимодействующие между собой через взаимообмен веществом, энергией и информацией. В естественную среду идут потоки солнечной энергии, необходимой для фотосинтеза, являющейся фактором воспроизводства потоков растительной и животной масс вещества, потоков воздуха, воды, тепла и разных видов энергий от этих природных стихий. В естественной среде взаимодействуют потоки всех видов энергии: тепловой, световой, химической, физической, атомной и других, создающих уникальный микроклимат биологической ниши человека.

Неживая среда, искусственно созданная человеком внутри естественной среды обитания, называется техногенной. Она деградирует (разрушается) без постоянной заботы человека. Виды потоков в техносфере: потоки всех видов сырья для производственных процессов, потоки продукции и человеческих (витальных) ресурсов, потоки производственных и бытовых отходов (жидких и твёрдых, загрязняющих и убивающих разными видами энергий живое вещество биоты), а также значительные потоки энергий при техногенных авариях.


Аналитический и функциональный (объектный) подходы вносят уточняющие характеристики в специфику изучаемой среды и функционирующих в ней объектов.

Синергетический подход требует выявления кризисных точек, в которых процессы события переходят из состояния синергии (совместного бытия) в процессы анархии — автономии, игнорирования или срыва порядка в потоках, что ведёт к негативным последствиям, хаосу и поиску путей спасения в катастрофической ситуации. Синергетика, кибернетика, экология позволяют прогнозировать кризисные точки развития систем, чтобы минимизировать последствия кризисов и заранее предусмотреть возможные варианты возвращения к синергии.

Социальная среда необходима человеку для благополучия жизненного процесса за счёт обмена веществом, энергией и информацией с другими людьми в целях удовлетворения своих физических, материальных и духовных потребностей. Социальная среда создаёт и потребляет разнообразные виды энергетических и информационных потоков, направленных на обслуживание техносферы, создание новых техногенных образований, на взаимообмен между людьми на работе, отдыхе, на распределение финансовых и людских потоков, на регулирование и нивелирование негативных для жизни общества потоков энергий разрушения (военные конфликты, вооружение, наркотики, терроризм, экстремизм, алкоголь, курение) и так далее.

Однако биосфера является средой обитания не только для человека, но и для флоры и фауны, для всех живых организмов, которые нашли свои экологические ниши в жизненном пространстве общей среды обитания, наполняемой естественными и искусственными потоками вещества, энергии и информации.

Принято выделять несколько уровней благополучия человека в среде обитания:

• комфортный (оптимальный, уютный, безопасный): воздействие на человека потоков масс, энергии и информации соответствует показателям благополучия для здоровья и работоспособности (нормы СанПиНа);

• допустимый (приемлемый): воздействие потоков на человека на границе нормы, провоцирует дискомфорт, снижение работоспособности, но не опасно для здоровья (в пределах нормы);

• чрезвычайно опасный: значительное превышение привычных энергетических воздействий потоков. Происходит в течение короткого периода времени, нет времени для организации защиты людей и среды в случае чрезвычайной ситуации, поэтому катастрофичны и велики.

1. С момента своего появления на Земле человек живёт и действует в условиях постоянно изменяющихся потенциальных опасностей (угроз здоровью и жизни). Безопасность подразумевает отсутствие угроз для жизни и здоровья и является понятием относительным — бо́льшая или меньшая степень безопасности в конкретных условиях среды обитания.

3. Опасность хранят все системы, имеющие энергию, химически или биологически активные вещества. Потенциальную опасность представляет любая деятельность (это аксиома потенциальной опасности).

Опасность — это угроза здоровью и жизни любого живого существа и разрушению неживого объекта. Причины опасностей — это результат деятельности человека, природной стихии или техногенной энергии, которая из потенциальной энергии вещества, поля, системы, объекта превратилась в неуправляемую кинетическую энергию разрушения.


4. Невозможно обеспечить абсолютную безопасность (нулевой риск) в современных социоприродных и технических системах. Поэтому в мире принята Концепция приемлемого (допустимого) риска, который можно обеспечить техническими и инструментальными возможностями общества. Он представляет некий компромисс между уровнем безопасности и возможностями её достижения в тех пределах, которые общество признаёт допустимыми и закрепляет законами.

5. Стратегия управления безопасностью жизнедеятельности — это стратегия управления риском потенциальной опасности (минимизация риска). Управление риском означает перевод объекта управления из опасного состояния в менее опасное, допустимое (приемлемый риск) и включает идентификацию опасностей, выбор мер их профилактики, защиту от остаточного риска.

Ещё раз отметим, что абсолютной безопасности не бывает. Всегда есть некоторый риск. Но грамотные действия человека, его ответственность и культура безопасности жизнедеятельности могут минимизировать риск развития опасной ситуации.

Методология — это совокупность научных знаний, выступающих в роли руководящих принципов, приемов и средств реализации, организации теоретической и практической деятельности в различных областях.

При единой концептуальной базе исследования в основе одного методологического подхода могут находиться несколько научных и теоретических учений (концепций).

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Виды подходов в методологии, их сущность и характеристика

Методологические подходы в рамках педагогической деятельности и научных исследований подразделяют на следующие виды:

  1. Системный. Основывается на принципе системности и используется во время исследования каждого изучаемого объекта в отдельности, вне зависимости от его структуры как системы, компоненты которой постоянно взаимодействуют между собой и обусловливают свое развитие. Такой подход является наиболее важным для организации учебной деятельности, а также в рамках психологии управления.
  2. Концептуальный. Начало любого исследования или познания происходит с создания его концепции, включающей порядок его реализации, ключевые положения его направленности, преемственности и функциональности.
  3. Аспективный (или аспектный). В основе лежит изучение одной конкретной стороны — направления, проблемы, — которая является наиболее важной и значимой, а также осуществимой.
  4. Эмпирический. В основе эмпирического подхода находится уже имеющийся опыт (например, исследовательский опыт в рамках научной практики или реальной жизненной деятельности).
  5. Прагматический. Базой для этого подхода является учет целей и задач, достижение которых предполагается в результате исследования.
  6. Научный. Базируется, соответственно, на научных учениях и концепциях, то есть является научно целенаправленным.
  7. Деятельностный. В основе данного подхода лежит ориентир на деятельностную сторону объекта, который исследуется. Именно деятельность является непреложным условием реализации объекта (процесса) и его развития в различных аспектах.

Максимальной эффективности в процессе исследования или обучения можно добиться только при комбинировании нескольких методологических подходов.

За что отвечают методы в социальном образовании

Социальное образование в широком смысле — это социализация личности. Фактически оно представляет собой приобщение человека к социальной деятельности, его воспитание, овладение культурой общения и т.д. Таким образом, социальное образование имеет тесную связь с формированием социальной культуры, а также компетентности личности человека как потенциального профессионала (его обучение).

Основные функции методологических подходов

Выделяют следующие функции методологических подходов:

Ведущей в рамках современной педагогической науки является гносеологическая функция. Ее цель — познание человеком окружающей действительности. Эта функция является определяющей в педагогике, поскольку ею обуславливается выбор методов исследования.

Читайте также: