План подготовки занятий посещения и наблюдения за проведением занятий в начальной школе

Обновлено: 02.07.2024

Наблюдать предметы и явления можно в любой составляющей окружающего мира: в природе, окружающей социальной среде, помещении, на различного рода изображениях.

Обучающиеся наблюдают как самостоятельно, так и под руководством учителя.

Правильно организованные наблюдения помогают воспитанию таких необходимых качеств, как трудолюбие, аккуратность, дисциплинированность, чувство ответственности перед коллективом, бережное отношение к приборам, школьному имуществу, способствуют воспитанию воли и упорства в достижении цели, выработке у обучающихся умения работать систематически, развивать инициативу и самостоятельность.

При правильной организации наблюдений у обучающихся развиваются навыки пользования некоторыми приборами, умения, необходимые при оформлении записей наблюдений, составлении и чтении диаграмм и др. Все эти умения и навыки имеют большое значение в подготовке обучающихся к самостоятельной практической деятельности.[3, с.30]

Таким образом, наблюдения способствуют реализации деятельностного подхода в обучении, признанного ФГОС ООН в качестве важнейшего. Кроме того, они призваны развивать в детях важное качество личности – наблюдательность. Это важнейшая познавательная способность, необходимая не только для успешного учения. Она – ценнейшее качество любого специалиста. Быть наблюдательным – значит уметь смотреть и видеть, слушать и слышать. Достигается это в процессе кропотливой работы учителя и обучающихся путем многократных повторений и упражнений, которые могут быть организованы в разнообразных играх через специальные приемы. [6,с.12]

Процесс наблюдения начинает с того, что учитель предлагает осмотреть объект в целом, чтобы у обучающихся сложилось о нем целостное представление. Затем следует организовать рассмотрение предмета по частям. Необходимо ограничить внимание, сосредоточив его лишь на некоторых частях, иногда всего на одной. [7, с.40]

Другой прием- имитация учеником движений и звуков предметов, явлений окружающего мира. Например, повторить руками движения крыльев птицы, падающих листьев, и т.д.; голосом – звук грома, пение птицы или звуки других животных и т.д. попытка таких имитаций заставляет обучающихся внимательно всматриваться, вслушиваться в явления, улавливать такие тонкости, которые при первом наблюдении прошли мимо внимания.

Одним из важных путей поддерживания интереса к наблюдениям являются использование их в учебном процессе, выполнение на их основе разнообразных творческих работ не только на уроках по окружающему миру, но и на уроках чтения, русского языка, ИЗО, технологии и т.п.[8, с.104 - 107]

Испытанным приемом продуктивных наблюдений является их фиксирование. Необходимость фиксирования результатов наблюдений способствует развитию у обучающихся потребности выполнять эту деятельность с большим внимание и ответственностью, знакомит обучающихся с одним из существенных способов хранения информации, что очень важно для развития информационной культуры.

Таким образом, наблюдение является ведущим методом обучения младших школьников, выполняющим серьезные развивающие функции.

Список литературы

Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Наблюдения и опыты на уроках природоведения. - М.: Просвещение, 1988.

Барышева Ю.А. Наблюдение как метод познания окружающего мира младшими школьниками // Начальная школа. – 2011. - №7.

Блохина С.Н. Экскурсия в природу детей младшего школьного возраста. Методические рекомендации. 2011

Дубровина И.В., Андреева А.Д. Младший школьник: развитие познавательных способностей, 1999.

Иванова Т.Н. Формирование у младших школьников умения наблюдать в процессе проведения экскурсии, 2012.

Осипова М.П. Активизация познавательной деятельности младших школьников. // Мн.: Книга, 1987. – с.216

Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителей. – М.: Просвещение, 2008., с.175

Приложение

Комплекс уроков

Цель:

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умения наблюдать и выявлять условия необходимые для проращивания семян.

Развивающие: развивать внимание, наблюдательность, мыслительные операции, анализировать результаты опытов, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать интерес к самостоятельной работе, трудолюбие, бережное отношение к природе.

Планируемые результаты :

Личностные УУД:

Формировать позитивное отношение к себе и окружающему миру; интерес к окружающему миру; мотивацию к целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные результаты:

Познавательные УУД:

Выявлять сущность, особенности объектов; устанавливать причинно-следственные связи; описывать, сравнивать растения; формировать умение извлекать информацию из окружающего мира.

Коммуникативные УУД:

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; развивать умение слушать и понимать других.

Регулятивные УУД:

Развивать умение высказывать своё предположение; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; определять успешность выполнения своего задания; развивать умение высказывать своё предположение.

Оборудование: семена фасоли, стаканчики, вата.

Вводная часть.

- Ребята, сегодня наше занятие начнём с загадок:

В ночах и реках обитает, Кто-то утром рано не спеша

Но часто по небу летает. Надувает красный шар,

А как наскучит ей летать, А как выпустит из рук -

На землю падает опять. (Вода) Станет вдруг светло вокруг. (Солнце)

- Что значит для нас вода, солнце воздух? (Условия для жизни живых организмов).

- Какие условия нужны для жизни растений? (Свет, тепло, вода, воздух, питательные и минеральные вещества)

2. Основная часть.

- Давайте это проверим на сегодняшнем занятии? Давайте проведем опыт?

Перед Вами лежат семена. Кто-то знает, каких растений эти семена? (Примерные ответы детей). А также два стаканчика и кусочек ваты. Кто-то может догадался, чем мы сегодня будем заниматься?

- Да, мы попробуем прорастить эти семена. Но мы должны знать, что для этого нашим фасолинкам нужно. (вода, тепло, свет)

- Верно, на сегодняшнем занятии мы попробуем доказать, что растениям, чтобы расти нужны вода и тепло.

- Итак, чтобы проверить наше утверждение: растениям, чтобы расти нужны вода и тепло, проведём опыт.

Возьмём крупные, неповрежденные семена фасоли. Поместите их в два стаканчика. В один из стаканчиков на семена положим влажную ватку и будем следить, чтобы она была всегда мокрой. Поставим семена в какое место? (Светлое и теплое).

Один стаканчик с мокрой ваткой поставим в темное, прохладное место, другой закроем крышкой и тоже поставим в темное место.

- Как, вы думаете, что произойдёт через 3-4 дня? (семена должны дать корешки)

- Какие условия им помогут прорасти? (Тепло, вода, свет)

- А почему семена фасоли, гречки ,гороха, предназначенные для приготовления блюд, не прорастают? Где их хранят?(Их хранят в сухом тёмном месте).

- На этом занятие наше подошло к концу, встретимся через 3 дня и продолжим наблюдать за нашей фасолью. Не забывайте следить, чтобы ватка была всегда влажной и заполнять дневник наблюдений.

Итог занятия. Рефлексия.

Оборудование: пророщенные семена фасоли, емкость под рассаду, земля, вода.

Вводная часть.

- Достанем стаканчики с нашими семенами. Итак, все наши семена проросли, т.е. у них появились беленькие хвостики-корешки. Сегодня на занятии мы будем их сажать в землю. Но для начала посмотрите, что стало с фасолинкой, которая стояла в темном месте под крышкой? (она заплесневела). Да ребята, так как к ней не поступал кислород. А другом стаканчике семена ещё не проросли, т.к. им чего-то не хватило. Кто догадался чего? (Света).

Кто может подвести итог, что необходимо для проращивания семян?

Свет, влага, тепло, кислород. – вывод.

Запишите этот вывод у себя в дневнике наблюдений.

Практическая работа

А сейчас мы будем с вами сажать фасолины в землю, заранее подготовленную для этого. Насыпаем землю в стаканчик, делаем небольшое углубление в земле, кладём аккуратно туда проросшую фасоль и присыпаем сверху землей. Немного поливаем.

Один стаканчик, с посаженной фасолиной, поставим в темное, прохладное место.

Итог занятия. Рефлексия.

Растения растут повсюду, где есть для них условия. Но одни растения растут лучше только на открытых солнечных местах, другие могут расти в тени или даже в болоте. Одним нужно много влаги, а другие растут даже в сухих песках. Одни хорошо переносят зимнюю стужу, а другие погибают даже при небольшом заморозке. Для растений нужны определенные условия жизни и мы скоро выясним какие. Не забывайте следить за тем, чтобы почва у ваших будущих растений была всегда влажная. Стаканчики ваши поставим на окно, где много света и тепла. Не забудьте зафиксировать, когда появиться первый росточек.

Вводная часть.

Через 3-4 дня появляются первые росточки. Вы зафиксировали, когда же у вашей фасолины появился первый росток.

- Почему у Оли взошла фасоль на 3 сутки, а у Давида на 5. Почему это так происходит? (Глубоко посадил, мало света, плохо поливал, было холодно. Сделать и записать выводы в дневник.)

Основная часть.

- Теперь нужно проросток поливать, чтобы почва была влажной, через несколько дней появится стебелек, раскроются первые листочки.

Достаем тот стаканчик, который стоял без света и видим он тоненький слабенький, совсем не похож на ростки ребят. Делаем выводы: растениям необходим для роста: Свет, влага, тепло, кислород.

Если дальше ухаживать за этими растениями: поливать, держать в тепле и на свету, то растение разовьется. Оно зацветёт, даст плоды и семена.

Исследовательская деятельность далее происходит самостоятельно, учитель только наблюдает, где необходимо помогает и подсказывает.

Примерно через 1-1,5 месяца обучающиеся готовят доклад о проделанной работе.

Каким образом я проводил исследование?

Мои результаты исследования.

Выполнил ли я то, что задумал? Что оказалось трудным в моем исследовании, чего не удалось выполнить.

Итог занятия. Рефлексия.

Наша деятельность в этой области не закончилась. Далее вы с мамами и бабушками можете прорастить горох. Или же посеять семена рассады и также вести дневник наблюдений.

Сроки практики: 06.04.2015 – 19.04.2015

Выполнил студент 18 группы

Направления 050400.62 Психолого-педагогическое образование

Профиля Психология и педагогика начального образования

Клейнова Светлана Сергеевна

Руководитель практики от СОШ: Директор Сальманова Разия Хусаиновна

Студент группы ИД

Клейнова Светлана Сергеевна

Период педагогической практики 06.04.2015 – 19.04.2015

630017 г.Новосибирск, ул.Бориса Богаткова ,187

Телефон:260-39-29

Директор Сальманова Разия Хусаиновна

Зам. директора по начальным классам Давыдова Светлана Владимировна

Учитель начальных классов Петрова Лилия Яковлевна

Класс 2-ой Кабинет № 223

Индивидуальный план-график практики

Содержание работы на практику

Знакомство с администрацией, педагогами и психологом

Ознакомление с учебным кабинетом

Изучение программ по предмету

Беседа с учителем 2-го класса

Изучение классного журнала

Знакомство с учащимися 2-го класса

Беседы с учащимися

Составление и утверждение индивидуального плана

Изучение расписания и звонков 2-го класса.

Наблюдение учащихся на уроках

Посещение уроков в 2-м классе.

Наблюдение за учителем на уроке.

Наблюдение за использованием вербальных и невербальных оценок на уроке

Составление характеристики 2-го класса (Приложение 7)

Беседа с учителем

Изучение плана классного руководителя

Посещение урока учителя по предмету математика

Наблюдение и заполнение протокола за поведением учащегося на уроке и во внеурочное время.

Сос тавление плана проведения урока по математике во втором классе

Посещение классного часа и участие в его фрагменте

Наблюдение за вниманием учащихся на уроке

Проведение индивидуальной беседы с учеником

Наблюдение за ним в процессе беседы. Заполнение протокола бесседы.

Проведение родительского собрания с родителями в виде презентации (Приложение 10)

Составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося

Посещение урока по рисованию во 2-м классе

Подведение итогов практики. Составление отчета по практике

Список учащихся 2 -го класса

План размещения учащихся в классе.

t1582228045aa.jpg

Расписание звонков в школе № 11

Расписание звонков

на 2014-2015 учебный год

I смена II смена

Перемена 20 минут

Перемена 20 минут

Перемена 20 минут

Перемена 20 минут

Перемена 20 минут

Перемена 10 минут

Перемена 10 минут

Перемена 10 мин

Перемена 10 минут

Перемена 10 мин

Перемена 10 минут

Расписание звонков на субботу

9 .00- 9 . 35

Перемена 20 минут

9. 55 - 10 . 3 0

Перемена 20 минут

10. 50 -1 1 . 25

Перемена 10 минут

1 1 . 35 -1 2 . 1 0

Перемена 10 минут

1 2 . 2 0-12. 55

Перемена 10 минут

1 3 . 05 -13. 40

Расписание уроков во 2-м классе

План воспитательной работы учителя на период педагогической практики студента.

Задачи : воспитание понимания взаимосвязей между человеком, обществом и природой.

Классный час - Мои любимые уроки

Гражданско-правовое и патриотическое направление

Классный час - Человек, общество, природа

Всемирный день здоровья

Преподаватель физич. культуры

Экологическое и трудовое направление

Классный час – Где нас подстерегают опасности?

Соц. педагог, организаторы

Выпуск школьной газеты

Работа с родителями.

Встречи с родителями по успеваемости учащихся

Индивидуальный план студента-практиканта на период практики

Содержание работы на практику

Знакомство с администрацией, педагогами и психологом

Ознакомление с учебным кабинетом

Изучение программ по предмету

Беседа с учителем 2-го класса

Изучение классного журнала

Знакомство с учащимися 2-го класса

Беседы с учащимися

Составление и утверждение индивидуального плана

Изучение расписания и звонков 2-го класса.

Наблюдение учащихся на уроках

Посещение уроков в 2-м классе.

Наблюдение за учителем на уроке.

Наблюдение за использованием вербальных и невербальных оценок на уроке

Составление характеристики 2-го класса (Приложение 7)

Беседа с учителем

Изучение плана классного руководителя

Посещение урока учителя по предмету математика

Наблюдение и заполнение протокола за поведением учащегося на уроке и во внеурочное время.

Сос тавление плана проведения урока по математике во втором классе

Посещение классного часа и участие в его фрагменте

Наблюдение за вниманием учащихся на уроке

Проведение индивидуальной беседы с учеником

Наблюдение за ним в процессе беседы. Заполнение протокола бесседы.

Проведение родительского собрания с родителями в виде презентации (Приложение 10)

Составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося

Посещение урока по рисованию во 2-м классе

Подведение итогов практики. Составление отчета по практике.

Наблюдение, протоколирование и анализ посещенных воспитательных мероприятий группы.

внеклассного мероприятия проведенного во 2 классе СОШ 11

Учитель начальных классов: Курганова светлана Генадьевна

Присутствовали: учащиеся 20 человек и их родители.

Место проведения: классное помещение.

Цель: Выработка чувства любви и уважения к женщине – матери.

Вторая часть мероприятия: игры, конкурсы, утренник, также были направлены на воспитательную сторону. Звучала музыка, песни о наших любимых матерей, были и стихотворения. В конце мероприятия все спели песню о матери.

Родители были довольны, получили удовольствие, дети счастливы.

Выводы и предложения:

Данное мероприятие достигло своей цели, дети получили дополнительную динамику воодушевления на прекрасную жизнь – детства.

Анализ своих уроков и внеклассных занятий

Самоанализ урока по русскому языку во 2 классе.

В классе 20 учеников, из них высокий уровень обученности у 8 учеников, выше среднего у 2, средний уровень обученности у 5 учеников, низкий уровень обученности у 5 учащихся. В целом, учебные возможности класса средние. У учащихся сформированы первоначальные навыки самостоятельной, групповой работы, работы в парах.

При разработке данного урока учитывались возрастные и психологические особенности младших школьников, реальные возможности учеников 2 класса, все учащиеся которого имеют положительную мотивацию к учебной деятельности.

Цель деятельности учителя: Создать условия для формирования и проверки умения писать имена собственные с заглавной буквы.

Планируемые результаты:

• Умеют определять имена собственные;

• Умеют писать географические названия с большой буквы;

• Понимают значение верного написания слов для различения их по смыслу.

• Познавательные УУД: делают выводы о результате совместной работы группы;

• Регулятивные УУД: определяют и формулируют цель деятельности на уроке с помощью учителя; работают по предложенному учителем плану;

• Коммуникативные УУД: оформляют свои мысли в устной форме, высказывают своё предположение (версию) на основе работы с материалом, данным учителем (карточки, презентационные слайды, учебник).

• Осознают роль языка в речи и жизни людей;

• Понимают эмоции других людей, сочувствуют, сопереживают;

• Обращают внимание на особенности устных и письменных высказываний своих одноклассников.

Тип урока: Урок изучение нового

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, частично - поисковый, наглядный.

Оборудование: классная доска, экран, мультимедийный проектор.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация.

Структура урока соответствует типу урока и его дидактическим задачам. Основным этапом является этап закрепления изученного материала. При закреплении использованы материалы, активизирующие познавательную активность младших школьников.

На уроке были использованы следующие методы обучения :

по виду источника информации:

словесные (объяснение, беседа с учащимися);

наглядные (демонстрация презентации обучающего курса);

практические (работа с карточками)

по виду учебной деятельности:

проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).

Для активизации познавательной активности учащихся, повышения качества усвоения материала на уроке использовались информационные компьютерные средства.

Использование ИКТ способствовало поддержанию высокого темпа работы учащихся. Время, отведенное на все этапы урока, было рационально распределено.

Урок начинается с организационного момента и проверки домашнего здания. Этот этап, хотя и был непродолжительным, позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Следующий этап – словарная работа в форме ребусов. Учащиеся с интересом писали слова, разделяя их на группы: имена собственные и нарицательные. Итогом этого этапа была формулировка темы и целей урока.

Третий этап - обобщение изученного материала, проверка уровня сформированности знаний по изученной на уроке теме.

Задача данного этапа – актуализация ранее изученного материала, выявление пробелов в знаниях учащихся и их устранение, совершенствование знаний и умений. Для определения уровня знаний учащимся были предложены проблемные вопросы и задания. Через систему упражнений и показ слайдов, учащиеся записали известные им географические названия.

Учащиеся на уроке были достаточно активны и мотивированны. Каждому ребенку на уроке было комфортно, каждый ребенок был по своему успешен. На уроке проводилась физминутка, которая позволила снять физическую и эмоциональную напряжённость.

Учащиеся, на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Выбранная форма организации учебной деятельности школьников показала себя очень эффективной, т.к темп урока позволил выполнить больший объём заданий. Создание проблемных ситуаций (в самом начале урока) мотивирует учащихся к настрою в работе. Рефлексия учащихся дает осмысление своих действий и самооценку.

Учащиеся оценили не только впечатления от урока, но и уровень своих знаний по данному разделу.

Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

ДНЕВНИК ПО ПРАКТИКЕ

Деятельность студента, результаты выполнения, наблюдения, выводы

Пожелания, замечания, анализ проведенной работы. Отметка о выполнении заданий (заполняется учителем и преподавателем вуза, заверяется подписью).

В первый дь практики я познакомилась с базой практики, а именно знакомство с администрацией школы, педагогическим составом, психологом, мед работником, логопедом.

Учитель начальных классов показала мне учебный кабинет, где проходят занятия, и сказала, чмне, что это рабочее место для моей практики. Предоставила мне для ознакомления учебную программу для начальных классов, для того, чтобы я при составлении плана практики ориентировалась на нее.

Так же сегодня я познакомилась с детьми 2-го класса, с которыми буду проходить практику. Я провела беседу учащимися, представилась, познакомилась.

И последним моментом сегоднешнего дня было знакомствор с журналом.

Я считаю, что день пролшем плодотворно и хорошо, мне все очень понравилось

Мой день сегодня начался с общения с детьми, с целью знакомства и закрепления отношений. Я проводила беседы с учащимися, на которых пыталась узнать казждого, для дальнейшей работы.

Главным моментом сегоднешнего дня у меня было составление индивидуального плана на весь период практики.

Я изучила рассписание 2-го класса и расписание звонков.

Сегодня 08.04 я посетила, укори во 2-м классе, провела наблюдение за учащимися и учителем на уроках.

Составила протакол наблюдения.

Цель наблюдения за учителем была следующая: как учитель на уроке использует вербальные и невербальные оценки.

Мною было выявлено, что педагог часто использует на уроке как вербальные, так и невербальные оуенки, и в основном это положительные оценки.

Так же мною сегодня была составлена общая психолого-педагогическая характеристика на 2-й класс. (Приложение 7)

После составления плана мероприятия ч провела беседу с учителем, посоветовалась с ним, все ли я правильно делаю.

Сегодня так же я изучила план внеклассной работы учителя на месяц.

Посетила урок математики

Наблюдение и заполнение протокола за поведением учащегося на уроке и во внеурочное время.

Сегодня я составила конспект урока по математике, который планирую провести самостоятельно с учащимися 2-го класса.

После уроком я посетила внеклассное мероприятие проведенное учителем в классе, и составила анализ этого мероприятия.

Также посетила урок русского языка, на котором провела наблюдение за вниманием учащимися и запротоколировала это.

Также провела ндивидуальную беседу с учащейся 2-го класса. Заполнила протокол беседы с учащейся, это было одно из заданий практики с которым я успешно справилась.

Проведение родительского собрания с родителями в виде презентации (Приложение 10)

Составления психолого-педагогической характеристики личности учащегося

Посещение урока по рисованию во 2-м классе

Сегодня весь день я занималась составлением ответа по практике, подготовкой всех необходимых документов. Составила отчет по практике. Сделала выводы и самоанализ.

Наблюдение за поведением учащихся на уроке и во внеурочное время

Цель наблюдения - наблюдение за детьми на уроке и во внеурочное время.

Наблюдение за учащимися организуется в соответствии со следующим планом.

Обстановка – благоприятная атмосфера присутствовала в классе, наблюдение проводилось во время урока по математике. Все дети были рассажены по местам, которые отведены для учебы. Учитиль постоянно меняла свое место, то сидела за столом, то стояла у доски, то проходила между рядами.

Поведение – урок - математики, суть урока – изучение нового материала. Все дети внимательно слушали педагога. Уровень активности на уроке - средний, т.к учитель излогал новый материал, но перед началом нового изложения новый темы, она проверила домашнее задание, дети активно приняли участие, все были готовы ответить. Симптомы тревожности наблюдались у учеников такие как:

Наблюдение за уроком всегда связано с описанием. Описание урока – это фиксация сведений об объектах, данных в наблюдении за его ходом и развитием. Это необходимый и очень важный элемент в системе анализа урока. Описание урока дает возможность сравнить результаты наблюдения, систематизировать материал и создать основу для последующего анализа урока.

К описанию урока предъявляются определенные требования:

  • Описание урока необходимо осуществлять как с количественной, так и с качественной стороны. Такое единство обеспечит условия для более глубокого анализа урока.
  • Описание должно быть достоверным, четко отражающим характеристики, свойства и отдельные моменты урока, наблюдаемые явления.
  • Описание урока должно быть целенаправленным.

В соответствии с данными требованиями нами были разработаны листы наблюдения и оценки урока в зависимости от цели посещения. Данная программа наблюдения позволяет фиксировать как количественную так и качественную сторону урока, отвечает принципам систематичности и мобильности, удобна для заполнения и сравнения достигнутых результатов.

Лист наблюдения помещается на одном листе формата А 4, состоит из трех частей:

  • общие сведения,
  • количественные показатели (шкала оценивания выбирается самостоятельно);
  • выводы и рекомендации.

Данные листы наблюдения хранятся в персональных папках учителей для учета и анализа посещенных администрацией уроков.

По своему желанию администраторы могут заменять параметры для описания урока в зависимости от целей посещения. Мы предлагаем несколько вариантов листов наблюдения урока.

Лист наблюдения и оценки урока

Цель: проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся

Дата __________ класс ______ всего уч-ся ______ на уроке ______

ФИО учителя _____________________________________________________

Программа наблюдения

оценка

1. Формулировка цели контроля для учащихся (результаты обучения, которых необходимо было достичь в результате изучения темы)

3. Инструктирование учащихся по правилам выполнения проверочной работы

3. Предупреждение возможных ошибок в ходе выполнения контрольных заданий

4. Полнота, комплексность, разносторонность контроля (качество отбора материала)

5. Воспитывающая сторона проверки и оценки знаний учащихся

6. Развитие у учащихся навыков самоанализа и самоконтроля

7. Способы активизации учащихся при проверке и оценке знаний:

8. Наличие дифференцированных задач для учащихся различного уровня подготовки, с учетом их индивидуальных особенностей

9. Содержание и характер вопросов и заданий:
- воспроизводящие,
- проблемные,
- направленные на установление причинно-следственных связей,
- творческие.

10. Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

11. Степень самостоятельности учащихся в применении полученных знаний

12. Результативность урока (достигнута ли поставленная цель)

13. Методика подведения итогов урока

Выводы учителя, посетившего урок:____________________________________

Лист наблюдения и оценки урока

Цель: проанализировать работу по предупреждению неуспеваемости, реализацию индивидуального подхода к учащимся на уроке

Дата __________ класс ______ всего уч-ся ______ на уроке ______

Программа наблюдения

оценка

Формулировка цели для учащихся (реальность, достижимость, полнота)

Учет особенностей учащихся данного класса при планировании материала урока

Учет индивидуальных особенностей при организации проверки домашнего задания

Контроль усвоения материала учениками, пропустившими предыдущие уроки

Актуализация наиболее сложных для усвоения вопросов

Применение средств поддержания интереса к усвоению знаний

Проверка в ходе урока степени понимания учащимися основных элементов излагаемого материала

Разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал

Обобщение итогов усвоения основных понятий (законов, правил) по окончании изучения темы, раздела

Стимулирование вопросов со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала

Дифференцированная помощь учащимся на уроке (виды):

Четкость инструктажа учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверка степени понимания данных инструкций

Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

Контроль за деятельностью учащихся в течение урока

Выводы учителя, посетившего урок:__________________________________________

Лист наблюдения и оценки урока

Цель: проверить эффективность использования на уроке технических средств обучения, средств коммуникации

Дата __________ класс ______ всего уч-ся ______ на уроке ______

Программа наблюдения

оценка

1. Формулировка цели для учащихся (реальность, достижимость, полнота)

2. Рациональность сочетания форм, методов учебной работы с учетом специфики способов применения ТСО и средств коммуникации

3. Уровень технической подготовки к использованию ТСО на уроке (установка, регулирование, проверка качества)

4. Подготовка учащихся к восприятию демонстраций с использованием ТСО

5. Создание проблемной ситуации, решаемой с помощью ТСО

6. Управление восприятием учащимися информации, подаваемой с помощью технических средств обучения (попутные пояснения, вопросы, выделение главного)

7. Степень самостоятельности и рациональности приобретения знаний учащимися с использованием ТСО

8. Анализ совместно с учащимися учебного материала, воспринятого с помощью ТСО

9. Проверка в ходе урока степени понимания учащимися основных элементов излагаемого материала

10. Обобщение итогов усвоения основных понятий (законов, правил) по окончании изучения темы

11 Дифференцированная помощь учащимся на уроке

12. Четкость инструктажа учащихся о порядке выполнения видов работ на уроке, проверка степени понимания данных инструкций

13. Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

14. Контроль за деятельностью учащихся в течение урока

Выводы учителя, посетившего урок: ______________________________________________

Лист наблюдения и оценки урока

Цель: соблюдение требований к содержанию урока

Дата __________ класс ______ всего уч-ся ______ на уроке ______

Программа наблюдения

оценка

1. Соответствие содержания урока требованиям государственных программ

2. Полнота, достоверность и доступность изложения

3. Научный уровень излагаемого материала

4. Степень нравственного влияния, воспитательная направленность урока

5. Реализация развивающих возможностей урока в плане формирования активной учебной деятельности

6. Осуществление внутрипредметной связи, подготовка учащихся к восприятию нового на основе изученного ранее

7. Установление межпредметных связей

8. Рациональность нагрузки учащихся (чередование видов деятельности)

9. Контроль усвоения полученных знаний учащимися в течение урока

10. Реализация принципа политехнизма (раскрытие значения знаний для практики)

11. Эффективность приемов повышения познавательного интереса к занятию, специальности

12. Дисциплина и организованность учащихся на занятии

13. Рациональность распределения времени урока

14. Соотношение на уроке практического и теоретического материала

15. Методика подведения итогов занятия

16. Оценка качества знаний, умений, навыков (объективность, аргументация)

17. Результативность урока (достигнута ли поставленная цель)

Выводы учителя, посетившего урок: __________________________________

Лист наблюдения и оценки урока

Цель: определение характера взаимоотношений преподавателя и учащихся

Дата __________ класс ______ всего уч-ся в классе ______ на уроке ______

Программа наблюдения

оценка

1. Роль учителя в создании психологического микроклимата урока

2. Создание условий для взаимодействия учащихся друг с другом для развития взаимного уважения, ответственности и доверия

3. Эмоциональная и интеллектуальная атмосфера на уроке

4. Умение владеть классом

5. Реакция учителя на ошибки учащихся

6. Соблюдение норм педагогической этики

7. Дифференциация процесса обучения, осуществление индивидуального подхода

8. Темп работы учителя и его влияние на деятельность учащихся

9. Характер и тон дисциплинарных замечаний

10. Знание учителем каждого ученика и использование этих знаний для формирования познавательных интересов

11. Умение устанавливать обратные связи в ходе урока

12. Дисциплина и организованность учащихся на уроке

13. Применение методических приемов для поддержания устойчивого внимания учащихся (чередование видов деятельности, яркие примеры)

14. Стимулирование успехов учащихся (поощрение)

15. Методика подачи домашнего задания

16. Результативность урока (достигнута ли поставленная цель)

Выводы учителя, посетившего урок: _______________________________________


Планирование урока является важным элементом учебно-воспитательной системы. План урока – это пошаговое руководство, которое обеспечивает структуру для необходимого обучения. Это помогает учителю выбирать материалы, адаптировать деятельность к потребностям ученика, быть готовым к возможным проблемам.

Содержимое разработки

Статья по педагогике

Специальность: 44.02.02 Преподавание в начальных классах

Липовская Лидия Станиславовна

Преподаватель: Козлова Светлана Александровна

г. Нижний Новгород

Вам нравится планировать уроки? Если нет, то вы, возможно, делаете это неправильно! Это задача, которую многие учителя должны выполнять на регулярной основе, и она, безусловно, представляет собой проблемы. Но это также отличная возможность продемонстрировать свое творчество и создать увлекательные уроки.

Планирование урока является важным элементом учебно-воспитательной системы. План урока – это пошаговое руководство, которое обеспечивает структуру для необходимого обучения. Это помогает учителю выбирать материалы, адаптировать деятельность к потребностям ученика, быть готовым к возможным проблемам.

Планирование урока – это трудоемкая работа в деятельности учителя и его подготовке к занятиям. Оно подразумевает деление на два вида: работа по календарно-тематическому планированию и проектная подготовка на каждый урок.

Этот термин актуален в образовательной сфере, так как является одной из поставленных задач перед учителем. Можно сказать, не боясь ошибиться, что задача планирования присуще каждому педагогу.

Хотя конкретные названия и категории, включенные в различные форматы плана урока, могут незначительно отличаться, все они содержат четыре основных элемента.

Цель является самым важным элементом. В этом элементе описывается, что вы хотите, чтобы учащиеся изучали в процессе учебной деятельности.

С чего вы начнете урок? Как вы сразу же заинтересуете учащихся и привлечете их внимание? Перед переходом к новому материалу необходимо убедиться, что учащиеся помнят ранее изученный материала.

3. Деятельность.

В данном элементе нужно ответить на следующие вопросы: какие шаги или процедуры вы будете использовать, чтобы провести урок? Будет ли дискуссия? Небольшие групповые работы? Индивидуальная деятельность?

Как вы узнаете, усвоили ли учащиеся пройденный материал? Ваша оценка не всегда может проводиться в конце урока. Ваша оценка урока, возможно, уже состоялась на протяжении всей части занятия.

Помимо этих четырех элементов, планы уроков могут включать в себя и другие разделы.

Предварительный просмотр нового материала с обучающимися.

Предполагайте ответы детей еще на этапе разработки плана и подготовки к проведению урока.

После окончания урока просмотрите свой план и то, как он работал в действительности. Что вы будете делать по-другому в следующий раз?

Не забудьте сопоставить то, что вы преподаете со стандартами ФГОС.

Независимо от того, какой стиль или формат вы используете, разработка увлекательных планов уроков позволяет вам увидеть и усвоить общую картину того, чему вы учите своих учеников. Четкая запись ваших планов избавляет вас от утомительной задачи запоминать каждый шаг, который вы планируете сделать, чтобы провести урок. Это позволяет вам сосредоточить большую часть ваших умственных сил на контроле вовлеченности детей в процессе изучения материала и его понимания.

Хотя это действительно требует времени и усилий – написание качественного плана урока, на который вы можете ссылаться в течение всего периода занятий, это определенно того стоит.


-75%

Читайте также: