Почему в конце 17 века в правящих кругах россии сложилось убеждение кратко

Обновлено: 05.07.2024

Торговые контакты России с Востоком и Западом, постоянные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией в XVII в. во многом способствовали усилению зарубежного влияния. С воцарением династии Романовых началось систематическое приглашение для консультаций и на службу в Россию иностранных военных специалистов, врачей, аптекарей. Царь Алексей Михайлович стремился привлекать дать образование своим детям. Так, будущие царь Федор Алексеевич и царевна Софья Алексеевна были первыми правителями России, получившими элементы западного образования. Российские власти осознали необходимость реформ в России.


Предпосылки Петровских реформ

Почему к концу XVII в. в правящих кругах России сложилось убеждение в необходимости проведения в стране серьёзных реформ?

Россия никогда не была изолирована от мира, всегда торговала с западными, юго-восточными странами. Происходили военные конфликты на Западе – с Речью Посполитой (Польша и Литва), на юге с Крымским ханством и Османской империей. Уже царь Борис Годунов осознал важность многих нововведений в области культуры и военного дела сделанных в Европе. Смутное время с участием Польши и Швеции поставило Российское государство на грань гибели.

Уже при первом Романове – царе Михаиле приглашались на службу в Россию иноземные специалисты – военные и врачи. К концу 17 века элита России окончательно осознала, что без реформ страна не сможет противостоять Речи Посполитой, Швеции и Османской империи в военном и культурном плане.

Вопрос к пункту 1

Впервые стали широко приглашать на службу иностранных специалистов при Алексее Михайловиче.

Когда произошёл Соляной бунт? Какие последствия он имел?
Выясните, в чём были причины опалы А. Л. Ордина-Нащокина.

Основная причина отставки – противоречие его взглядов и взглядов Алексея Михайловича на внешнюю политику России. Царь Алексей Михайлович считал, что необходимо двигаться на Запад, вслед за Левобережной Украиной (Андруссовское перемирие с Польшей 1667 г.) присоединить Правобережную. Ордин-Нащокин настаивал на движении на северо-запад – на восстановление контроля над древнерусскими землями в Прибалтике, утерянными в ходе Ливонской войны. Ордин-Нащокин предполагал, что выход России к Балтийскому морю имеет более важное значение, чем возвращение Правобережной Украины. Так же он считал, что союз с Польшей необходим для противостояния угрозы с юга – Османской империи.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Приведите примеры усиления иноземного влияния в России в XVII в. Оцените значение этого влияния на реформаторскую деятельность представителей власти.
2. Расскажите о жизни и деятельности Симеона Полоцкого. Какое влияние он оказал на детей царя Алексея Михайловича?

Самуил Петровский-Ситнианович, выходец из Белоруссии, окончил Киево-Могилянскую академию и около 1656 г. постригся в монахи, приняв имя Симеона. Он жил в Богоявленском монастыре в Полоцке (отсюда прозвище – Полоцкий). Он писал стихи на белорусском и польском языках. Симеон выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства. С 1664 г. он обучал будущих служащих московских приказов при Заиконоспасском монастыре. Симеон Полоцкий дал Федору и Софье, детям царя Алексея Михайловича, образование с элементами западного образования, включавшего знание европейской истории, культуры, иностранных языков. Это способствовало тому, что Федор Алексеевич и царевна Софья пытались проводить реформы по западному образцу.

3. Какие реформаторские проекты принадлежали А. Л. Ордину-Нащокину? Что из них ему удалось воплотить, а что нет и почему?

А. Л. Ордин-Нащокин предлагал сократить дворянское ополчение, увеличить число стрелецких полков, ввести рекрутскую повинность, что должно было привести к постепенному переходу к постоянно действующей армии, элементы самоуправления по европейскому образцу. Данные цели достигнуты не были, так как в 1671 г. А. Л. Ордин-Нащокин был подвергнут опале. Он отменил привилегии иностранных компаний, предоставил льготы русским купцам (Новоторговый устав 1667 г.). По его проекту была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.

А. Л. Ордин-Нащокин был одним из самых известных политических деятелей России в XVII в. Он сделал многое для России не только внутри страны, но и во внешней политике. Он подписал союзный договор с Курляндией, перемирие со Швецией. Он понимал необходимость реформ, его предложения во многом опередили реформы Петра I.

5. Выскажите своё мнение о деятельности и государственных проектах князя В. В. Голицына. Почему многие его проекты так и не воплотились в жизнь?

Но высшие представители общества выступали против курса, намеченного В. В. Голицыным, так как это противоречило их интересам.

6. Как вы думаете, какие слои общества могли быть недовольны реформаторской деятельностью представителей власти? А кто был в ней заинтересован?

Реформаторской деятельностью представителей власти были недовольны многие слои населения. Верхние слои общества, царское окружение выступало против реформ, так как они угрожали их позициям в обществе и лишали привилегии (Голицын) на владении крепостными крестьянами.

Против реформ выступало духовенство, так как они были против привнесения западноевропейских нравов и обычаев, видя в этом угрозу своего могущества и влияния на общество.

В реформах были заинтересованы часть царского окружения, которое было образованным и видело преимущества в реформах, а также купечество, которое было заинтересовано в поддержке со стороны государства.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§2. Предпосылки Петровских реформ

Почему к концу XVII в. в правящих кругах России сложилось убеждение в необходимости проведения в стране серьёзных реформ?

1. Усиление иностранного влияния на Россию

Торговые контакты России с Востоком и Западом, постоянные войны с Речью Посполитой, Швецией, Крымским ханством и Турцией в XVII в. во многом способствовали усилению зарубежного влияния не только на формирование внешней и внутренней политики, но и на быт и традиции населения страны.

При каком правителе Российского государства впервые стали широко приглашать на службу иностранных специалистов?


Немецкая слобода под Москвой. Художник А. Н. Бенуа

2. Симеон Полоцкий

Выходец из Белоруссии Самуил Петровский-Ситнианович (1629—1680) окончил Киево-Могилянскую академию и около 1656 г. постригся в монахи, приняв имя Симеона. Он жил в Богоявленском монастыре в Полоцке (откуда и его более позднее прозвище — Полоцкий). Здесь же Симеон учительствовал, получив широкое признание у населения благодаря своим высоким профессиональным и нравственным качествам. Он писал стихи на белорусском и польском языках. Симеон выступал за объединение русского, украинского и белорусского народов в рамках единого Российского государства.

Слава о просвещённом монахе быстро распространилась по России, и Симеон был приглашён в Москву. С 1664 г. он обучал будущих служащих московских приказов в школе при Заиконоспасском монастыре на Никольской улице, возле Кремля. Симеон стал первым придворным поэтом, прославлявшим в своих произведениях царскую фамилию. Его публицистические работы также превозносили самодержавие.

Вскоре царь Алексей Михайлович, наслышанный о широкой образованности Симеона, поручил ему воспитание и образование своих детей. Двое из них — Фёдор и Софья — стали затем царствовать. Это были первые правители России, получившие элементы западного образования, включавшего знание европейской истории, культуры, иностранных языков. Неудивительно, что царствование Алексея Михайловича, Фёдора Алексеевича и правление царевны Софьи были отмечены попытками проводить реформы по западному образцу.

3. Политический курс Б. И. Морозова и И. Д. Милославского

Боярин Борис Иванович Морозов (1590—1661) был воспитателем царевича Алексея Михайловича. Когда в 16 лет его воспитанник вступил на престол, Морозов стал главой правительства, возглавив пять приказов. Вместо прежних бояр, занимавших должности не по способностям, а по родовитости, на место руководителей приказов были назначены люди незнатного происхождения, но обладавшие нужными навыками. Дьяком Посольского приказа стал ярославский купец Назарий Чистой. Его брат, тоже купец, возглавил Монетный двор. Советниками Морозова выступали известные предприниматели Андрей Виниус и Василий Шорин. Реформаторы стремились использовать в России голландский опыт предпринимательской деятельности. Стольник Илья Данилович Милославский (1595—1668) был направлен Морозовым в Голландию для изучения опыта формирования армии и производства вооружений. Из Европы он вернулся сторонником западного опыта.

Реформаторы предложили провести по европейскому образцу налоговую реформу, главной целью которой была замена прямого налогообложения косвенным. Были введены высокие налоги на соль и табак. Однако население не имело средств купить соль по новой цене. Начались народные волнения.

Когда произошёл Соляной бунт? Какие последствия он имел?

Одним из самых важных результатов реформ Морозова и Милославского стало создание русской регулярной армии. Их дело во многом продолжил А. Л. Ордин-Нащокин.

4. Реформы А. Л. Ордина-Нащокина

Псковский дворянин Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин (1605— 1680) был одним из самых известных политических деятелей России XVII в. Поступив на военную службу в 17 лет, он стал не только незаурядным военным деятелем, но и крупным дипломатом. В 1656 г. он подписал союзный договор с Курляндией, а в 1658 г. — крайне необходимое для России перемирие со Швецией. После этого царь Алексей Михайлович удостоил его чина думного дворянина, а после заключения Ординым-Нащокиным Андрусовского перемирия с Польшей (1667) — боярского достоинства. Тогда же Афанасий Лаврентьевич возглавил Посольский приказ. Во главе внешнеполитического ведомства он выступил за расширение экономических и культурных связей со странами Западной Европы и Востока. Ордин-Нащокин хотел обезопасить южные рубежи России. От соперничества с Польшей он предложил перейти к союзу с ней, направленному против турецкой угрозы.

В области внутренней политики предложения Ордина-Нащокина во многом опередили реформы Петра I. Он предложил сократить дворянское ополчение, увеличив число стрелецких полков, а также ввести в России рекрутскую повинность. Это предполагало постепенный переход к постоянно действующей армии. Ордин-Нащокин попытался ввести элементы самоуправления по европейскому образцу, передав некоторые функции суда и управления выборным представителям посадского населения. Стремясь достичь процветания российской экономики, он отменил привилегии иностранных компаний, предоставив льготы русским купцам (эти меры были закреплены в Новоторговом уставе 1667 г.), а также основателям ряда новых мануфактур. По проекту Ордина-Нащокина была установлена почтовая связь между Москвой, Вильно и Ригой.

Однако многое из задуманного ему так и не удалось осуществить. В 1671 г. Ордин-Нащокин был подвергнут опале, после чего постригся в монахи.

Выясните, в чём были причины опалы А. Л. Ордина-Нащокина.

5. Реформаторские планы В. В. Голицына

Во второй половине XVII в. российские власти осознали необходимость реформ в России. Началась разработка их проектов и даже конкретная деятельность по проведению некоторых из них в жизнь. Однако реформы велись крайне медленно и непоследовательно, многие планы так и остались лишь на бумаге.


Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

5. Выскажите своё мнение о деятельности и государственных проектах князя В. В. Голицына. Почему многие его проекты так и не воплотились в жизнь?

6. Как вы думаете, какие слои общества могли быть недовольны реформаторской деятельностью представителей власти? А кто был в ней заинтересован?

В. О. КЛЮЧЕВСКИЙ О А. Л. ОРДИНЕ-НАЩОКИНЕ

1. Нет ли противоречия между приведёнными высказываниями А. Л. Ордина-Нащокина? Ответ аргументируйте. 2. К какому виду исторических источников можно отнести данный документ?

Думаем, сравниваем, размышляем

1. Напишите короткий биографический очерк об одном из реформаторов XVII в. В конце очерка дайте собственную оценку его личности и государственной деятельности.

2. Используя материалы параграфа и Интернета, оцените позицию В. В. Голицына относительно преимущества наёмной армии перед иными принципами комплектования армии. Поддержите или опровергните эту позицию. Сделайте вывод.

Запоминаем новые слова

Реформы — преобразования, изменения, переустройство в той или иной сфере жизни общества.

Предпосылки Петровских реформ

Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!


Пармезан Черница

Лучший ответ:


Суррикат Мими

Восемнадцатый век - это век всеобщей модернизации. Во многих странах западной Европы уже прошли буржуазные революции и эти страны стремительно развивались идя в ногу со временем. Что же касается России, то в тоже время она оставалась все ещё сильно отсталым государством, по сравнению с остальными. Вот почему в конце 18 века в России остро назрел вопрос глубокого и серьёзного реформирования.

Некоторые общественные институты, созданные Петром, просуществовали ещё столетия после него. Хилая допотопная армия получила при Петре новое дыхание. Великий царь вывел военную мощь страны на высочайший уровень. Пётр создал Русский Военный Флот, благодаря которому во многом Россия фактически победила в долгой Северной войне. Не только государственного устройства и армии коснулись перемены. Пётр насильно окультуривал население страны. Царь заставил русскую знать менять все начиная со внешнего вида и заканчивая духовным развитием. Пётр рубил бороды дворянами и одевал их в европейские платья. Молодых людей из дворянский семей отправляли за границу обучаться ведению военных и государственных дел. По возвращению каждый из них был обязан служить родине, применяя полученные за рубежом знания.




Вы можете из нескольких рисунков создать анимацию (или целый мультфильм!). Для этого нарисуйте несколько последовательных кадров и нажмите кнопку Просмотр анимации.

Читайте также: