Педагогическая культура преподавателя высшей военной школы

Обновлено: 05.07.2024

Сила ума требует разнообразия, которого нельзя найти в исключительных навыках определенной профессии. Истинной школой командования является общая культура… Не было ни одного знаменитого полководца, который не черпал бы своего искусства из сокровищницы человеческого разума. В основе побед Александра Македонского мы, в конце концов, всегда находим Аристотеля.

С давних лет традицией русской армии было воспитание людей не только беспредельно преданных Родине и воинскому долгу, но и хорошо образованных, думающих, творческих, обладающих высокой культурой.

Только офицер, обогащенный знанием и пониманием общечеловеческих ценностей, глубоко усвоивший отечественные культурные традиции, может стать подлинным воспитателем, авторитетным, заботливым наставником своих подчиненных и добиться наибольших результатов в своей профессиональной деятельности. В свою очередь, нельзя воспитать и обучить будущего, по-настоящему высокопрофессионального офицера, если не воспитать в нем культурного человека.

Педагогическая культура офицера – специфическое проявление общей культуры в условиях военно-педагогического процесса. Но нельзя думать, будто офицер с высоким уровнем общей культуры обязательно обладает и педагогической культурой. Она возникает под влиянием педагогической деятельности, будучи необходимым условием ее осуществления. Это достигнутый офицером уровень владения военно-педагогическим опытом, степень его совершенствования в своей деятельности, мера развития личности, и для каждого военнослужащего данные уровень, степень и мера различны. Следовательно, можно говорить о высоком, среднем или низком уровнях развития педагогической культуры того или иного офицера.

Отдельные компоненты педагогической культуры в зависимости от психологических свойств личности (направленность, темперамент, характер, способности) могут получить особую окраску, наиболее выраженное проявление, показывая индивидуальный облик военного педагога. Это означает, что наряду с общими чертами педагогическая культура каждого офицера имеет самобытные, индивидуально неповторимые особенности.

Педагогическая культура офицера имеет сложную структуру. Она включает общую и профессиональную эрудицию; высокий уровень психолого-педагогических знаний; педагогическую направленность; культуру познавательной деятельности; культуру педагогического мышления; культуру речи; культуру педагогических чувств, культуру педагогически направленного общения и поведения; профессионально-этическую культуру; культуру внешнего вида; культуру рабочего места; педагогическое мастерство.

Все указанные компоненты тесно взаимосвязаны, находятся в постоянном взаимодействии и в то же время обладают относительной самостоятельностью. Содержание каждого из этих компонентов многогранно.

Профессиональная эрудиция офицера базируется на глубоком знании военного дела. В современную эпоху роль военных знаний в деятельности военнослужащего значительно повысилась. Это вызвано в первую очередь появлением новых видов оружия и боевой техники, новых форм и способов боевых действий, а также высокой интенсивностью развития и обновления современного оружия и техники.

Благодаря глубоким знаниям общих основ военного дела, особенностей боевых действий своего вида Вооруженных Сил и рода войск, а также свойств и возможностей оружия и боевой техники, имеющихся в части, способов их эффективного применения офицер способен на занятиях и учениях создавать реальную картину современного боя. Однако чтобы педагогически грамотно решать задачи обучения и воспитания подчиненных, он должен не просто знать соответствующие научные положения, законы, понятия и определения, но переработать их в собственном сознании в интересах военно-педагогического процесса. Он должен хорошо осознавать, как те или иные положения воспринимаются, понимаются и осознаются военнослужащими.

Воинская служба – это особый род человеческой деятельности, связанной с постоянным напряжением духовных и физических сил, с экстремальными ситуациями, с тяготами, лишениями, риском, а при выполнении задач в боевой обстановке – с угрозой для жизни военнослужащих. Поэтому для эффективного и качественного обучения и воспитания воинов офицеру необходимо хорошо владеть психологопедагогическими знаниями. Именно они в совокупности с педагогическими умениями и навыками определяют профессиональный облик военного педагога и выступают важнейшими средствами воспитательного воздействия.

Об этом писал еще в начале ХХ в. П. И. Изместьев, полковник Генерального штаба, участник русско-японской войны:

В наш век, век крайней нервозности как масс, так и отдельного человека, приходится более чем прежде считаться со слабостями человеческой природы. Современная тактика требует не только от начальника, но и от рядового бойца знания, инициативы и умения воздействовать на других – словом, тактика тоже сделалась более психологической. С этой точки зрения и приходится нам воспитывать солдата….

В педагогической культуре особая роль принадлежит военно-педагогической направленности. Это каркас, на который нанизываются основные профессионально-значимые свойства офицера-педагога. Военно-педагогическая направленность включает интерес к профессии военного, стремление и призвание трудиться в выбранной сфере, что становится постоянной жизненной потребностью, образом жизни.

Конкретным выражением педагогической направленности в военной деятельности служат практические дела офицера, его отношение к людям, которыми ему доверено руководить, чувство ответственности перед ними. Стержнем здесь становятся педагогические убеждения офицера. Именно они побуждают быть последовательным, логичным и целеустремленным в делах и в общении с подчиненными. Как показывает жизнь, офицеры, обладающие педагогической направленностью, в воинской службе добиваются высоких результатов.

В структуре педагогической культуры выделяют культуру познавательной деятельности, которая характеризуется высоким развитием познавательных процессов личности, постоянным, систематическим, целенаправленным стремлением к самообразованию, самосовершенствованию. Практика показывает, что наиболее авторитетные офицеры обычно отличаются постоянным творческим поиском, неудовлетворенностью своего общекультурного и профессионального развития. Культура познавательной деятельности офицера тесно связана с культурой педагогического мышления.

Культура педагогического мышления – это развитие:

• способности к педагогическому анализу, синтезу;

• таких качеств мышления, как критичность, самостоятельность, широта, гибкость, активность, быстрота;

• наблюдательности, педагогической памяти, творческого воображения.

Культура мышления неразрывно связана с мировоззрением офицера. Именно оно определяет помыслы и чувства, нравственные качества и гражданскую ответственность за результаты своего труда. В мировоззренческой культуре становятся очевидны процесс и результат формирования педагогических убеждений, процесс определения офицером своих интересов, предпочтений, ценностных ориентаций в профессиональной деятельности. Офицер выступает проводником политики государства в армии и на флоте, и успешность ее проведения во многом зависит от уровня его педагогической культуры мышления. Личным примером, взглядами и убеждениями он способствует формированию мировоззрения подчиненных, воспитывает у них чувства патриотизма, гражданственности и государственности.

Культура мышления связана также с культурой речи. Если офицер слабо владеет словом, то не сможет точно, ясно и кратко излагать свои мысли. Помимо этого, речь офицера во многом оказывается образцом для подчиненных, формирует их речевую культуру.

В армии и на флоте литературный язык принят как норма. Он требует обязательного соблюдения правил употребления слов, грамматических форм, произношения и ударения, действующих на данный момент. Грамматически правильная речь, ее лексическое богатство, выразительность, образность, владение техникой речи позволяют качественно решать разнообразные профессионально-педагогические задачи командира. Известный педагог В. А. Сухомлинский называл речевую культуру человека зеркалом его духовной культуры.

Тесно взаимосвязаны с культурой речи культура педагогических чувств и педагогического общения. Культура педагогических чувств офицера выражается в доброжелательном отношении к подчиненным, в умении чувствовать настроение, в понимании психологии военнослужащих. Она ярко проявляется в таких неотъемлемых качествах педагога, как педагогический такт, педагогическая наблюдательность и т. д.

Педагогический такт – это одновременно чувство меры, сознательная дозировка действия, способность проконтролировать его и, если это необходимо, уравновесить одно средство другим. Педагогический такт во многом зависит от личных качеств офицера, его кругозора, общей культуры, воли, гражданской позиции и профессионального мастерства; подсказывает военному педагогу меру проявления эмоций при применении средств педагогического воздействия. С ним связаны и такие качества личности, как выдержка, терпение, самообладание.

Развитие культуры чувств – задача более сложная, чем обогащение себя знаниями и развитие своего интеллекта.

Основу культуры педагогически направленного общения и поведения составляют личностные качества: доброжелательность, наблюдательность, справедливая требовательность, отзывчивость, интеллигентность.

Военно-педагогическая деятельность офицера реализуется в повседневном общении с подчиненными, и эффективность учебно-воспитательного процесса в огромной степени зависит от педагогической направленности общения и поведения руководителя.

Специфика военной службы вносит определенную сложность в общение офицера с подчиненными. С одной стороны, контакты между ними облегчаются, поскольку офицер, особенно младший, с личным составом проводит большую часть служебного времени. С другой стороны, их общение строго регламентируется требованиями воинских уставов, необходимостью соблюдения субординации между начальниками и подчиненными. Если в этих отношениях возникают элементы панибратства, это негативно отражается на воинской дисциплине. Но чрезмерно подчеркнутая официальная дистанция затрудняет взаимопонимание, также негативно сказывается на дисциплине. Как свидетельствует войсковая практика, только соблюдение уставных норм и овладение требованиями педагогического такта способно установить необходимую меру в этих отношениях.

Вместе с тем педагогически направленное общение и поведение офицера становятся также формами проявления многих других компонентов психологической культуры.

Культура педагогически направленного общения и поведения офицера неразрывно связана с его профессионально-этической культурой. Под ней понимается нравственное сознание, формируемое на уровне теоретических этических знаний, а также уровень нравственных чувств. Она отражает статусные связи и отношение к выполнению должностных обязанностей. В основе профессионально-этической культуры лежат принципы и нормы морали, требования военной присяги и уставов.

Для офицера высокой профессионально-этической культуры характерны активная жизненная позиция, единство слова и дела, дисциплинированность, организованность, честность, скромность, достойное поведение и другие нравственные качества.

Культура общения и поведения, культура внешнего вида и культура рабочего места офицера в известной мере есть внешний показатель глубинных составляющих.

Культура внешнего вида офицера проявляется в его аккуратности, подтянутости и собранности, сдержанности, эстетической выразительности, умении двигаться и уверенно держаться, управлять собственной мимикой и пантомимикой. Всем своим внешним видом, манерой разговаривать, держать себя, обращаться к окружающим офицер утверждает уставные нравственные отношения. Поведение человека в военной форме, по сути, есть та внешняя сторона, по которой окружающие судят о надежности, внутренней силе и нравственных качествах армии.

Культура рабочего места офицера предполагает умение организовать служебное и личное время, работать с документами, литературными источниками, умение фиксировать и обрабатывать необходимую информацию, отбирать ее и хранить, вести картотеки.

Важнейший компонент педагогической культуры – педагогическое мастерство. Интегративную характеристику педагогического мастерства и его места в педагогической культуре дает замечательный военный педагог А. В. Барабанщиков. По его мнению, педагогическое мастерство – это синтез развитого психолого-педагогического мышления, системы педагогических знаний, навыков, умений и эмоционально-волевых средств выразительности, которые в сочетании с высокоразвитыми качествами личности педагога позволяют ему успешно решать учебно-воспитательные задачи.

Структура педагогического мастерства офицера сложна, многогранна и определяется содержанием военно-педагогической деятельности, характером профессионально-творческих задач в воинской службе. Центральным компонентом педагогического мастерства считается развитое психолого-педагогическое мышление, обусловливающее творчество в педагогической деятельности. Мышление военного педагога-мастера характеризуется самостоятельностью, гибкостью и быстротой. Оно опирается на развитую педагогическую наблюдательность и творческое воображение как основы предвидения, без которого невозможно педагогическое творчество. У командира оно проявляется в способности с максимальной эффективностью, каждый раз по-новому и обоснованно применять в военно-педагогическом процессе различные методы и формы воспитания и обучения, профессиональные знания и личностные качества. Вместе с тем оно выражается и в сознании педагогических идей, способов учебно-воспитательной деятельности, и в умении решать нетиповые задачи.

Войсковая практика свидетельствует: для того чтобы быть успешным в военно-педагогической деятельности, офицеру необходимо обладать таким высокоразвитым качеством, как педагогический оптимизм. Это вера в свои силы и способности как военного педагога, а также вера в способности и возможности своих подчиненных достичь высоких личных и профессиональных результатов.

В педагогическое мастерство входят педагогические знания, педагогическая интуиция, умения и навыки в области педагогической техники, позволяющие военному педагогу с меньшей затратой энергии добиться больших результатов. В таком мастерстве можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

• мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности военнослужащих;

• мастерство убеждения;

• мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;

• мастерство владения педагогической техникой.

На практике эти элементы тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга.

Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства. Это та совокупность умений и навыков офицера как военного педагога, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных военнослужащих и коллектив в целом: умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с подчиненными, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки демонстрации своего отношения к поступкам подчиненных и др.

Между компонентами педагогической культуры существуют сложные связи и зависимости. Во многом они обусловливаются психическими свойствами личности офицера и условиями, в которых он формировался как человек и как специалист, в которых проходит его служба. Вот почему при общности основных компонентов педагогическая культура офицера всегда индивидуально неповторима.

В данной статье проведен анализ исследования личностных качеств педагогической культуры и профессионализма преподавателя высшей военной школы. Раскрыты пути совершенствования и развития его личностного роста.

Сущность и содержание педагогической культуры пока еще недостаточно исследованы, и в литературе нет однозначного подхода к данной проблеме. Да и само понятие не вошло в число строгих научных терминов и определений.

Чтобы полнее представить взгляды различных категорий военнослужащих относительно сущности и основных элементов педагогической культуры, в Высших военных учебных заведениях МО РФ был проведен анкетный опрос. Анализ анкет показал, что представления преподавателей о педагогической культуре базируются на собственных знаниях. Так, например, некоторые преподаватели, отвечая на вопрос анкеты, писали: "Педагогическая культура - это знания, умения и навыки преподавателя, которые способствуют высокой эффективности и качеству учебно-воспитательной работы" или: "педагогическая культура – это знания, умения, эрудиция, слитые воедино", или: "глубокое знание материала, умение доходчиво и понятно изложить суть дела".

Основная масса опрошенных офицеров склонна видеть в педагогической культуре значительно более сложное структурное образование, включая в нее не только чисто деловые, профессиональные качества, присущие опытному педагогу, но и целый ряд других личных качеств. Они показывают, что педагогическая культура - специфическая, широкая по своему содержанию категория. Педагогическая культура включает в себя нравственные качества, интеллигентность, эрудированность, знание предмета, способность к творчеству, научной работе, активное участие в воспитательном процессе, работу над собой, культуру поведения, чувство такта, здоровый юмор и т.д.

Итак, возникают вопросы: что же включают в себя понятия, формирующие представления о педагогической культуре.

Педагогическая культура имеет сложную структуру. В ней можно выделить две большие группы компонентов. К первой относятся личностные качества: военно-педагогическая направленность высокая психолого-педагогическая эрудиция; интеллигентность, гармония развитых интеллектуальных и нравственных качеств; педагогический оптимизм.

Во вторую группу включаются компоненты, относящиеся к практической деятельности: высокое педагогическое мастерство, постоянная опора на научные данные и передовой опыт в обучении и воспитании; чувство нового и творческий поиск в учебно-воспитательной и организаторской работе; педагогически действенное общение и поведение; активная устремленность к самосовершенствованию.

Компоненты педагогической культуры тесно связаны между собой и образуют сложную цепь взаимодействия. Так, педагогическая направленность требует постоянного самосовершенствования, без чего нет духовного и нравственного богатства. Вне самообразования не приходится рассчитывать ни на образованность (тем более эрудицию), ни на умение ориентироваться в учебной и политической информации, а без этого нет основы для формирования и развития педагогических убеждений. При отсутствии твердых убеждений мало вероятно проявление творчества, не применяется педагогическое мастерство, что отрицательно сказывается на эффективности и качестве боевой подготовки. Интеллигентность и уважение к людям благотворно воздействуют на культуру общения и поведения, на развитие контактов с коллективами обучаемых курсантов.

Объединяя все названные выше компоненты, педагогическая культура предполагает обязательность постоянного обогащения и развития их до уровня высшего порядка. В структурном плане она представляет синтез педагогических убеждений и мастерства, педагогической этики и профессионально-педагогических качеств, стиля учебно-воспитательной работы и отношения к своему делу и самому себе. В целом педагогическая культура выражает его стремление к непрерывному совершенствованию своей деятельности и своей личности. Она выступает и как норма деятельности и поведения, и как комплексная программа дальнейшего военно-педагогического развития. В известном смысле все это реальность и идеал в их диалектическом единстве. В ее нормах и компонентах воплощены исторически проверенные передовые традиции педагогической науки и практики, а также современные требования [2].

Как и любые другие, педагогические убеждения представляют собой знания, слившиеся с чувствами и волей человека и перешедшие в его внутреннюю позицию. Наличие устойчивых убеждений свидетельствует об уверенности человека в правоте своих взглядов, принципов, идеалов. Только при этом условии обеспечиваются цельность качественная определенность личности как педагога, его последовательность, логичность и целеустремленность при решении учебно-воспитательных задач.

Убежденность преподавателя – это всегда увлеченность. Увлеченность обучением, научными поисками, воспитательной деятельностью. Сила личного убеждения – важное условие успешной деятельности, внутренняя предпосылка яркой индивидуальности, самобытности. Педагогические убеждения побуждают к активности и самостоятельности, творческим поискам, лежат в основе смелых экспериментов, дерзаний и педагогического риска [1].

Исследователи проблем, связанных с процессом формирования убеждений, указывают, что именно благодаря убеждениям личность может проявлять самостоятельность, способность не поддаваться отрицательным воздействиям, активно влиять на внешние обстоятельства. Выступая в качестве непосредственных побудителей деятельности, педагогические убеждения позволяют офицеру, с одной стороны, свободно ориентироваться во всем многообразии учебных и воспитательных явлений, идей, теорий, а с другой – определяют его подход к работе, общий стиль и логику его практической деятельности [3, 4].

Эффективность педагогического воздействия обеспечивают, как правило, не один какой-нибудь прием, а стройная система методов и средств. В своей воспитательной работе важно придерживаться следующего:

а) никогда не навязывай своих взглядов, не переубеждай, а создавай ситуацию, когда обучаемый сам получит толчок для пересмотра своих позиций;

б) формализм – величайшее зло;

в) никогда не обещай того, что полностью от тебя не зависит, а что пообещал – выполни;

д) не подходи с готовыми решениями к человеку: вначале пойми его основной стержень, а затем действуй;

е) доводи каждое начатое дело до конца; если дал задачу обучаемому – обязательно найди время для контроля и проверки исполнения;

ж) система Ушинского – это Ушинский, система Макаренко – это Макаренко, система Сухомлинского – это Сухомлинский: в воспитании личность решает все;

з) коллектив – это не сумма личностей; коллектив развивается по своим специфическим законам, поэтому необходимо учитывать, что поведение человека в коллективе и вне его различно [1, 9, 11].

Динамика выработки педагогических убеждений формируются главным образом в процессе усвоения психолого-педагогических знаний и овладения опытом учебно-воспитательной работы, когда, на практике проверяется эффективность тех или иных взглядов и определяется свое отношение к ним. Это сложный и противоречивый процесс, в котором человек уточняет. Свое понимание отдельных позиций, а иногда и отказывается от некоторых своих взглядов.

Многое здесь определяется подходом к усвоению знаний. От того, что лежит в основе усвоения – сознательный анализ фактов и явлений или заучивание выводов в готовом виде – в большой мере зависят как глубина знаний, так и твердость, стойкость убеждений. Убеждения нельзя получить в готовом виде ни из лекций, ни из книг, ни из бесед. Они вырабатываются только в процессе собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно. Динамическую цепочку превращения педагогических знаний в убеждения схематично можно представить и следующем виде: знания – мнения – взгляды – реализация взглядов в личном опыте – убеждения. Образуется своеобразная пирамида, в основании которой – знания, в вершине – убеждения.

Нередко для этого мало однократного чтения, требуется еще не раз вернуться к прочитанному. На этом этапе мысленной обработки изучаемого материала и выработки отношений к его содержанию формируется предварительное мнение. Для окончательного оформления своей позиции часто бывает недостаточно одной книги, требуется аналогичная проработка и других источников. Чем больше прочитано нового материала, тем осмысленнее подход к нему, тем увереннее человек ориентируется в различных точках зрения. Он уже может определить личное отношение к прочитанному и выразить его словами. Когда поставленная проблема изучена достаточно полно, образуются взгляды, представляющие своеобразный комплекс обширных знаний, сложившихся мнений и анализа практического опыта. Педагогические взгляды выражают определенную точку зрения на сущность важнейших явлений боевой и политической подготовки, воспитательной деятельности [5, 6].

Подлинно современный человек характеризуется и современными взглядами и убеждениями. Идя в ногу с жизнью, постоянно следить за новинками литературы, оригинальными начинаниями и в то же время самому стремиться к поискам, новаторству в учебной и воспитательной деятельности. При этом новые педагогические идеи воспринимаются далеко не бесконфликтно. Зачастую их освоение вызывает довольно сложную внутреннюю борьбу. И эта борьба тем сильнее, чем значительнее расхождения между новыми и уже сложившимися суждениями [7].

Таким образом, педагогические убеждения, если они сформированы по ограниченной теоретической базе и усвоены некритически, могут принимать извращенный вид. Случается также, что ошибочные точки зрения в системе педагогических убеждений появляются в связи с негативным опытом, с которым иной раз сталкивается преподаватель. Учеба не может и не должна ограничиваться восприятием педагогических знаний на описательно-констатирующем уровне. Необходимо целенаправленно формировать положительное внутреннее отношение к важнейшим педагогическим идеям, готовность применять их на практике. В этих целях в лекциях и выступлениях обычно подчеркиваются теоретические идеи, которые должны послужить базой для педагогических убеждений, проводятся специальные тематические собеседования, дискуссии, практикуются устные и письменные рефераты и т.д. Положительный эффект могут дать и деловые игры, посвященные анализу той или иной учебно-воспитательной ситуации [8].

Может возникнуть вопрос: а как проверить, сложились ли твердые педагогические убеждения? О наличии убеждений и об их содержании судят исходя из практической работы. Педагогические убеждения не могут существовать без того, чтобы не проявляться в активной деятельности. Это не значит, однако, что не уметь их выражать словами. Стремление пропагандировать, распространять среди коллег свои взгляды, искать или готовить себе единомышленников также является показателем глубоких убеждений. И еще об этом свидетельствует чувство обостренной непримиримости к недостаткам, серым и невыразительным занятиям, безликим печатным материалам, методическим разработкам, формализму в воспитательной работе и т. д.

Ученые разных времен, задумываясь над проблемами обучения и воспитания, неизменно приходили и приходят к выводу о том, что успех педагогического воздействия во многом зависит от психолого-педагогической эрудиции преподавателя. Психолого-педагогические и методические знания являются своеобразным компасом в педагогической деятельности. По образному выражению А. С. Макаренко, педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнообразная наука. Она не выдает готовых рецептов на все случаи жизни, не предлагает готовых решений для выполнения всего многообразия педагогических задач. Вместе с психологией педагогика учит мыслить, анализировать, самостоятельно решать сложные проблемы формирования человека. Ныне ни у кого нет сомнения в том, что только, свободно владеющий научными основами военной психологии и педагогики, способен осуществить всесторонний анализ поступка, факта, а также определить эффективные формы воздействия в учебной и воспитательной области на курсанта [1, 2, 10].

Знания нужны не сами по себе. Что толку от эрудита, живущего только для себя? Человека высокой интеллигентности отличают интеллектуальная щедрость, готовность отдать другим то, чем он сам переполнен, теснейшая связь и взаимозависимость интеллектуальных и нравственных качеств.

Итак, педагогическая направленность определяется опытом практической деятельности. В то же время ведущая деятельность, самоотверженное погружение в нее питают и формируют призвание человека, создают предпосылки его педагогического роста и развития как личности. Требуя наибольшей отдачи знаний и даже подвижничества, такая деятельность представляет вместе с тем большие возможности для творческого роста и научных поисков [10].

Жизнь показывает, что каждый офицер может быть практическим педагогом и должен им стать. Однако мало провозгласить эту идею. Более сложной задачей является ее реализация на практике. Что же для этого нужно? Каковы практические рекомендации?

Первый шаг к осознанно психолого-педагогической значимости деятельности офицера любой специальности, уяснение возможности и необходимости развития у себя положительного отношения к обучению и воспитанию подчиненных. При этом следует помнить, что военно-педагогическая деятельность, способствует приобщению офицера к науке, развивает творческие способности.

Второй шаг – формирование устойчивых педагогических убеждении, увлеченности обучением и воспитанием. Иначе, просто осознание той или иной педагогической идеи, а ее внутреннее принятие, трансформирование ее в побудителя к определенным действиям, поведению.

Третий шаг – выход па практику. Именно здесь сформировавшаяся ранее система установок, убеждений, эмоциональных состояний и других компонентов педагогической направленности получает реальное претворение в жизнь, офицер утверждается в своём, профессиональном призвании, развиваются его педагогические способности. При этом очень важно, чтобы у него было педагогическое мышление, сознание высокой ответственности за качество обучения и воспитания, доверенных ему обучаемых. Такое ответственное отношение к делу служит эффективным стимулом развития педагогической культуры.

Таковы краткие основные проблемы педагогической культуры, как сложного многогранного явления, которые в работе только обозначены, но не раскрыты, (такая цель была бы невыполнимой).

Можно не соглашаться с положениями, оспаривать формулировки и выводы. Следует подчеркнуть, что, обычно, как нормы и манеры, гак и педагогическая культура преподавателя, хотя и определяются общей культурой педагога, но имеют относительную самостоятельность и не меняются во времени каждый год.

Правила, требования, составные части педагогической культуры могут не меняться продолжительное время.

Каждый преподаватель призван в своем идейном, профессиональном и педагогическом росте идти в ногу с общем уровнем, делать это оперативно, задавая тон росту всей системы обучения и воспитания.

Одним из направлений решения этой сложной задачи является рост педагогической культуры преподавателя, вобравшей в себя освещенные наукой новые идеи, требования и практический опыт.


В представленной статье осуществлен мониторинг широкого круга педагогических противоречий, которые связаны с проблематикой развития, формирования и поддержания на должном высоком профессионально-педагогическом уровне организации творческого педагогического сотрудничества в совместной деятельности в образовательном процессе.

Ключевые слова: творчество, педагогическое сотрудничество, качество

Педагогическое сотрудничество как одно из направленности педагогической науки стало проявляться в 80-х годах ХХ века, как схожесть взглядов и опыта педагогов и психологов как отечественной, так и зарубежной школы. (В. А. Шацкий, А. С. Сухомлинский, К. Д. Макаренко Н. П. Ушинский, Л. Н. Пирогов,) Данная направленность определила нововведение в образовании, воспитании и развитии обучающихся, более гибкие процессы в образовании, вызвала мощный отголосок, тенденцию обновить школу, содержание, традиционные формы и методы обучения, предложило мотивировать идеи гуманизма, квалифицирует школу, и как одну из главных составляющих — сотрудничество. Инициаторами данного поиска в этом направлении явились педагоги-новаторы из разных регионов и городов бывшего Советского Союза (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, Т. И. Гончарова, И. П. Иванов, Е. Н. Ильин, В. А. Караковский, С. Н. Лысенкова, Б. П. Никитин, Л. А. Никитина, В. Ф. Шаталов, МП. Щетинин и др.г

В этой ситуации педагогическое сотрудничество, а именно умение работать слажено, коллегиально, является важным фактором повышения эффективности образовательного процесса в вузе.

Таким образом, уровень педагогического сотрудничества преподавателей и курсантов на нынешнем этапе не позволяет в полной мере и качественно решать поставленные задачи. В этой связи возникает вопрос об оптимальности данного процесса посредством активизации взаимоотношений преподавателей и курсантов, их взаимопонимания, взаимодействия и взаимопомощи

Изучив (читая) проведенные исследования, видно, что основным недостатком в деятельности некоторого числа преподавателей выступают неумение общаться, сотрудничать и находить профессиональный интерес и мышление обучаемых. Курсанты, воспитание которых происходило в условиях демократизации, более открыто и свободно идут на контакт. Но в то же время они не обладают потребными навыками и умениями для сотрудничества, взаимопонимания и взаимодействия.

Оценивая общее состояние разработки проблемы педагогического сотрудничества, следует отметить, что различные ее моменты были раскрыты- в общей теории обучения и воспитания, дидактике высшей школы Ю. К. Бабанским, В. И. Дьяченко, В. И. Казаренковым, Т. Б. Казаренковой, П. И. Пидкасистым.

  1. Амонашвили Ш. А. Единство цели Пособие для учителя. (М.(Просвещение, 1987.
  2. Сластенин В. А. и др. Педагогика. М., 2000. — С. 156

Основные термины (генерируются автоматически): высшая школа, педагогическое сотрудничество, образовательный процесс, Педагогика сотрудничества, воспитание, педагог, педагогическая деятельность, педагогический процесс, респондент, совместная деятельность.


В представленной статье осуществлен мониторинг широкого круга педагогических противоречий, которые связаны с проблематикой развития, формирования и поддержания на должном высоком профессионально-педагогическом уровне организации творческого педагогического сотрудничества в совместной деятельности в образовательном процессе.

Ключевые слова: творчество, педагогическое сотрудничество, качество

Педагогическое сотрудничество как одно из направленности педагогической науки стало проявляться в 80-х годах ХХ века, как схожесть взглядов и опыта педагогов и психологов как отечественной, так и зарубежной школы. (В. А. Шацкий, А. С. Сухомлинский, К. Д. Макаренко Н. П. Ушинский, Л. Н. Пирогов,) Данная направленность определила нововведение в образовании, воспитании и развитии обучающихся, более гибкие процессы в образовании, вызвала мощный отголосок, тенденцию обновить школу, содержание, традиционные формы и методы обучения, предложило мотивировать идеи гуманизма, квалифицирует школу, и как одну из главных составляющих — сотрудничество. Инициаторами данного поиска в этом направлении явились педагоги-новаторы из разных регионов и городов бывшего Советского Союза (Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков, Т. И. Гончарова, И. П. Иванов, Е. Н. Ильин, В. А. Караковский, С. Н. Лысенкова, Б. П. Никитин, Л. А. Никитина, В. Ф. Шаталов, МП. Щетинин и др.г

В этой ситуации педагогическое сотрудничество, а именно умение работать слажено, коллегиально, является важным фактором повышения эффективности образовательного процесса в вузе.

Таким образом, уровень педагогического сотрудничества преподавателей и курсантов на нынешнем этапе не позволяет в полной мере и качественно решать поставленные задачи. В этой связи возникает вопрос об оптимальности данного процесса посредством активизации взаимоотношений преподавателей и курсантов, их взаимопонимания, взаимодействия и взаимопомощи

Изучив (читая) проведенные исследования, видно, что основным недостатком в деятельности некоторого числа преподавателей выступают неумение общаться, сотрудничать и находить профессиональный интерес и мышление обучаемых. Курсанты, воспитание которых происходило в условиях демократизации, более открыто и свободно идут на контакт. Но в то же время они не обладают потребными навыками и умениями для сотрудничества, взаимопонимания и взаимодействия.

Оценивая общее состояние разработки проблемы педагогического сотрудничества, следует отметить, что различные ее моменты были раскрыты- в общей теории обучения и воспитания, дидактике высшей школы Ю. К. Бабанским, В. И. Дьяченко, В. И. Казаренковым, Т. Б. Казаренковой, П. И. Пидкасистым.

  1. Амонашвили Ш. А. Единство цели Пособие для учителя. (М.(Просвещение, 1987.
  2. Сластенин В. А. и др. Педагогика. М., 2000. — С. 156

Основные термины (генерируются автоматически): высшая школа, педагогическое сотрудничество, образовательный процесс, Педагогика сотрудничества, воспитание, педагог, педагогическая деятельность, педагогический процесс, респондент, совместная деятельность.

Читайте также: