Школа как агент социализации

Обновлено: 04.07.2024

Я недавно писал, про то, что школа не нужна, а тут как раз подоспела самоизоляция с принудительным переводом детей на дистанционное обучение. И на меня посыпалась череда гневных комментариев, от родителей, которые сходят с ума взаперти с детьми)))

Для здравомыслящих людей очевиден глубокий кризис нашей системы образования. И не пнул ее только ленивый. Как кого и почему лучше учить, если будет интересно я напишу свои соображения отдельным постом. А тут мне захотелось разобрать другой популярный миф — социализацию, которой якобы учит школа.

Социализация, что это за зверь?

Википедия формулирует определение следующим образом:

Социализация — процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.

В этом смысле, конечно школа учит социализации. Вот только какой? В какую социальную среду интегрирует школа, каким нормам, правилам и ценностям она учит? Давайте вместе вспомним, какие главные правила и ценности в школе.

Чему официально учит школа

  • Дисциплина
  • Подчинение
  • Стандартизация человека
  • Избегание личной ответственности

Все, кто вспоминает в своих сладких грезах СССР эпохи индустриализации, конечно топят за вот это вот все. Вот только это ценности, которые были актуальны 100 лет назад. Когда диких неграмотных крестьян, населявших новую страну, нужно было срочно минимально обтесать и поставить к станку или под ружье.

А что сейчас?

Не знаю, какой новый мировой порядок нас ждет, но пока что мы существуем в весьма комфортном и достаточно цивилизованном обществе.

И когда кто-то говорит, что школа готовит к жизни в обществе, то возникает закономерный вопрос — в каком именно обществе планируют двигаться школьники в перспективе?

Потому что массовая индустриализация закончилась в прошлом веке и на заводах винтики-рабочие не нужны уже. А кроме конвеерного производства такие ценности актуальны в тюрьме или в армии только. Вам серьезно нужны школьники, которые планируют связать свою судьбу с криминальным миром?

Что фактически происходит в школьной социализации

Что в школе происходит в реальности на уровне социализации всем достаточно хорошо известно. Мы сейчас говорим не о платных учебных заведениях, не о гимназиях и лицеях, где администрация все-таки отрабатывает заказ родителей, которые им платят. А в самых обычных школах всегда происходит примерно одно и то же.

В данной работе Кристина рассматривает понятие агенты социализации. В следующих разделах она рассматривает конкретно агента социализации семья. школа, друзья. И по итогам проведенного опроса среди воспитанников школы-интерната и педагогов делает анализ. Анализ показан графически.

ВложениеРазмер
Агенты социализации семья, школа, друзья 54.55 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ТО «Северо-Агеевская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Тульская область, Суворовский район, п. Северо-Агеевский, ул. Школьная, д.2.

Агенты социализации (семья, школа, друзья) как источники правонарушений.

Исполнитель: Игнатова Кристина

Наталья Егоровна (89207528765)

  1. Введение………………………………………………. 3стр.
  2. Агенты социализации…………………………………..4стр.
  3. Семья…………………………………………………….5-6стр.
  4. Школа……………………………………………………7-9стр.
  5. Друзья и сверстники……………………………………10-12стр.
  6. Заключение………………………………………………13стр.
  7. Литература………………………………………………14стр.

В России на протяжении последних лет отмечается тенденция к социальной и нравственной деградации молодого поколения - рост подростковой и молодежной преступности. Что же влияет на молодое поколение так негативно и как помочь решить эту проблему. Чтобы преодолеть эту негативную тенденцию важно определить первопричину асоциальных проявлений, создать перспективные направления воспитания и социализации человека, разработать и реализовать с учетом этих направлений систему работы с несовершеннолетними правонарушителями.

На сегодняшний день в России наблюдается устойчивый рост преступности несовершеннолетних. Кражи, грабежи, разбои, изнасилования, завладение транспортными средствами без цели хищения исчерпывают перечень наиболее часто совершаемых подростками противоправных деяний.

Большое влияние оказывает социальная среда – это окружающие человека материальные и духовные условия его существования и деятельности. Каковы условия – такова и жизнь человека.

Я выбрала тему агенты социализации как источники правонарушении, потому что мне интересно как происходит наша адаптация в обществе. Как растет ребенок и, вырастая, становится правонарушителем. Какие механизмы и процессы позволяют нам усваивать ценности, нормы, идеалы. И какое влияние на нас имеют самое ближайшее окружение. Я сама жила в многодетной семье, где мне не смогли помочь ни материально, ни духовно и я оказалась в школе-интернате. Школа также была безразлична к тому, какая обстановка в семье.

Выбранная мною тема актуальна в любое время, так как для успешного развития и воспитания личности важно усваивать нормы поведения, ценности, социальные роли в обществе и помощниками в этом выступают агенты социализации, которые должны направлять ребенка в нужное русло.

Агенты социализации кто они? Люди, группы, институты, которые осуществляют социализацию. Агентами первичной социализации является: семья , приходящие друзья семьи, сверстники, учителя, няни, тренеры, врачи, лидеры молодежных группировок. Это среда — не только ближайшая к человеку, но и важнейшая для его формирования, т.е. стоящая на первом месте по степени значимости. Агенты вторичной социализации это администрация школы, университет, предприятия; армия, полиция, церковь, государство, СМИ. Агенты социализации, находясь в непосредственном взаимодействии с человеком, играют важнейшую роль в том. Каким вырастет человек, как пройдет его становление.

Социализация - процесс включения индивида в мир общества, в ходе которого он усваивает образцы поведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успешного функционирования в данном обществе. Содержанием процесса социализации является превращения человека из существа биологического в существо социальное. Это длительный процесс. Продолжающийся на протяжении всей жизни индивида и включающий ряд этапов: детство, юность, зрелость, старость. Невозможно обучиться социальной роли по книжкам или методом деловой игры, хотя усовершенствовать себя в ней таким образом можно.
Первичная социализация осуществляется в непосредственном окружении человека, особенно значима в ранние периоды жизни. Вторичная социализация осуществляется в опосредованном или формальном окружении, значима на более поздних этапах жизни.

Основными агентами социализации являются

школа друзья, сверстники

Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. С первых же часов жизни человека начинается процесс его социализации, в основе которого лежат связи между индивидуумами и освоение социальных навыков. В семье ребенок принимается, он ценен фактом своего существования. Семья обеспечивает не только опеку, защиту и социальную безопасность, но и эмоциональную поддержку отца и матери в тот период жизни, когда никто другой подобной защиты и поддержки им не предлагает.

Ключевая роль в социализации ребенка принадлежит маме. Главная задача матери - привить малышу желание принимать другого человека, слушать его и делать ему приятное.
По сравнению с другими институтами общества семья обладает максимальными возможностями в процессе приобщения детей к социальным ценностям и ролям.

Семья даст ребенку имя и включает его в родословную, уходящую на несколько поколений в прошлое. Социальное положение родителей определяет социальный статус ребенка на протяжении первых 20 лет его жизни. Профессия родителей определяет культурный и образовательный уровень семьи. В семье ребенок знакомится с правилами поведения в обществе и общения с другими людьми.

Эффективность семьи как агента социализации во многом определяется следующими факторами:

- материальным и социальным статусом семьи;

- степенью разрешения противоречия между семейными интересами и потребностями, с одной стороны, и производственной занятостью родителей, особенно матери - с другой;

- ролью отца и матери в общении с детьми;

Именно в семье пересекаются все силы общества, фокусируются социальные ценности и интересы. И это особенно актуально в период перехода от детства к юности, когда ярко демонстрируется претензия на взрослость, ориентация на нормы и ценности, принятые в мире взрослых, сложные и противоречивые переживания, порождаемые стремлением подростка к идентификации себя с этим миром. Традиционная семья через процесс социализации решает задачу преемственности поколений, сохранения нравственных ценностей и установок, бытового уклада, и даже профессиональных предпочтений. Выполняет она это весьма успешно, ибо ничто так не защищает личность, как устойчивый, стабильный институт семьи. Залогом этой стабильности является преемственность традиций, социальных ролей, обычаев, которые дают возможность личности выработать устойчивые адаптационные механизмы для жизни в социуме, даже в условиях ухудшения материального и социального положения.

Одновременно семья – это тот социальный институт, который может оказать негативное воздействие на процесс социализации. Низкое социальное положение родителей, алкоголизм, конфликты и раздоры, их подчиненное положение на работе, неполнота семьи (отсутствие одного из родителей), жестокое обращение родителей с детьми – все это накладывает отпечаток на характер, мировоззрение и социальное поведение ребенка, в конечном счете на его социальный статус и те социальные роли, которые ему приходится исполнять в будущем.

Родители хотят, чтобы их ребенок стремился походить на взрослых, наказывают его за ошибочные решения, проступки, нарушение нравственных принципов, норм поведения.

Именно семья стоит в центре всех проблем, связанных с психическим, физическим и социальным здоровьем молодежи. Считаю, что дети, подвергшиеся жестоким наказаниям, могут стать активными борцами с жестокостью или наоборот - садистами.

В школе ребенок получает навыки общения с посторонними людьми, понимания социальной системы и жизни в обществе.
Взаимодействие должно составлять суть отношений учитель-ученик. Именно оно может дать ребенку ощущение партнерства при участии в процессе обучения и вызвать интерес к учебе и желание продолжить его после школы.
Результаты образовательного процесса должны рассматривать не только уровень образованности личности, но и ее социальную зрелость, и приспособленность к жизни. Современная школа должна способствовать осмыслению учащимися мира социальных отношений, основ конституционного строя, прав, свобод и ответственности человека и гражданина, закономерностей экономической системы, роли семьи в жизни общества, обеспечивать проигрывание социальных ролей, а так же помочь ребенку выработать навыки сотрудничества, терпимости и преодоления трудных ситуаций.

То образование, которое дает школа, делится на две части. Первая - предметные знания языка, математики, естественных наук. Вторая - жизненный опыт, необходимый для жизни в сегодняшнем мире. Жизненный опыт включает в себя и то, что человек хорошо осознает и помнит. Для детей очень важно позитивное внимание, особенно со стороны взрослого. И основано оно должно быть на уважении. Дети очень чутки к невниманию и не всегда могут заявить о себе. Отсутствие взаимопонимания в отношениях учитель - ученик приводит к возникновению проблем у ребенка. Из-за этого начинается нарушения дисциплины (пропуски уроков), в это время ученик предоставлен сам себе и делает всё, что хочет. Негативное отношение к учителю может привести и к более серьезным правонарушениям в нашем жестоком мире, если учитель и ученик не найдут общий язык.

Кроме учителя, на ребенка оказывает влияние и сам детский коллектив. В процессе учебы и общения спонтанно возникают малые группы. Именно в группировании ребенок может найти удобное ему положение, через группы он приобретает опыт общения, возможно на всю жизнь. Влияние маленьких групп на развитие отдельных личностей велико. Наличие таких групп объясняется избирательностью человеческого общения. Педагог, зная неофициальную систему взаимоотношений, может управлять развитием коллектива. Необходимо так же знать каково положение каждого ребенка в коллективе. Обладая этими знаниями надо создать ситуации, в которых полностью раскрывается натура ребенка перед одноклассниками.

Школа как агент социализации сильно отличается от семьи тем, что это эмоционально нейтральная среда, где к ребенку относятся не как к единственному и любимому, а объективно, в соответствии с его реальными качествами. В школе ребенок узнает на практике, что такое соревнование, успех и неудача. Учиться преодолевать трудности и привыкает сдаваться перед ними. В школьный период социализации у ребенка формируется самооценка. Которая во многих случаях остается с ним на всю жизнь. Поскольку школа представляет собой часть более обширной социальной системы, она обычно отражает доминирующую культуру с ее ценностями и предрассудками. Для ребенка серьезной помехой в школе является принадлежность родителей к непрестижному классу, непрестижной профессии, бедность и.т.д. в школе ребенок начинает понимать, что такое социальная несправедливость.

Социализация в процессе воспитания в семье и школе имеет двойственный характер — не только регулируемый и целенаправленный, но и неуправляемый, стихийный. Конечно, на уроке в школе приобретаются важные знания, многие из которых имеют непосредственное социальное значение. Однако ученик усваивает не только материал урока и не только те социальные правила, которые декларируются учителем в процессе обучения и воспитания. Ученик обогащает свой социальный опыт за счет реально испытываемого или наблюдаемого опыта социального взаимодействия учителей и учеников, как между собой, так и внутри социальной группы. Этот опыт может быть как позитивным, т.е. совпадать с целями воспитания (в этом случае он лежит в русле целенаправленной социализации личности), так и негативным. В школе уже начинается влияние друзей и сверстников.

Задачи:
1.Охарактеризовать понятие и социально-психологические факторы социализации;
2. Дать понятие агента социализации в современном обществе;
3.Описать ресурсы системы образования по обеспечению социализации;
4.Проанализировать функции образования, направленные на социализацию личности учащихся и социализационный потенциал микросреды образовательного учреждения;
5.Изучить требования к образовательному учреждению, способного реализовать функции социализации.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы проблемы социализации в образовательных учреждениях 5
1.1 Понятие социализации в современной отечественной и зарубежной науке 5
1.2 Социально-психологические факторы социализации 8
1.3 Агенты социализации в современном обществе 9
2. Функции и ресурсы образовательного учреждения как агента социализации 13
2.1 Ресурсы системы образования по обеспечению социализации 13
2.2 Функции образования, направленные на социализацию личности учащихся 16
2.3 Социализационный потенциал микросреды образовательного учреждения 18
2.4 Требования к образовательному учреждению, способного реализовать функции социализации 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Прикрепленные файлы: 1 файл

Курсовая+работа (1)моя.docx

Таким образом, агенты социализации – это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь.

Кроме того, большое социализирующее воздействие на человека оказывают группы сверстников, и средства массовой информации. Развитие средств массовой коммуникации увеличило число возможных агентов социализации. Распространение массовых печатных изданий было позднее дополнено средствами электронной коммуникации.

2. Функции ресурсы образовательного учреждения как агента социализации

2.1 Ресурсы системы образования по обеспечению социализации

Система образования может быть рассмотрена на различных уровнях: общесоциальном, региональном, микросоциальном, а также в различных аспектах - неинституциализированном и институциализированном. Предмет нашего исследования ограничивает наше рассмотрение образования только как институциализированиой системы. Мы различаем здесь самообразование (в том числе и как систему) как институт социализации, и институциализированную систему образования, как такой способ существования образовательной сферы, в котором общество оформляет для ее существования отдельные социальные структуры - управления, образовательные учреждения, исследовательские учреждения и др.

Для нас особенно важны уровни региональный (в первую очередь поселенческий) и учебного заведения, где проявляются как общая социально-педагогическая ситуация, так и социальная ситуация региона (поселения, нации и др.), где можно анализировать качества и действия конкретных участников педагогического процесса (руководителей, педагогов, учащихся, родителей, социальные структуры и группы и др.).

Однако для конкретизации способов социализации личности мы должны вначале уточнить общие функции системы образования на уровне образовательного учреждения, выполнение которых позволяет поддерживать полноценную социализацию личности учащихся. Для этого остановимся коротко на возможностях (ресурсах), которыми располагает система образования и, опираясь на предложенное нами определение социализации, определим функции по ее поддержке. Только после этого можно сформулировать конкретные требования по поддержке социализации и определить параметры необходимой для этого модели образовательного учреждения. При этом, исходя из специфики объекта и предмета нашего исследования, мы будем ориентироваться на рассмотрение тех ресурсов, которые поддерживают социализацию именно подростков и юношей, имеющих некоторые затруднения в образовании и социализации. В этом отношении рассматриваемые нами ресурсы и функции и будут составлять основные средства поддержки социализации личности.

При рассмотрении социализационных ресурсов образования, исходя из понимания социализации как единства деятельности, общения и отношений личности, нужно обращаться к собственно образовательным аспектам (содержание и технологии образования), к социальным аспектам (общение, отношения, взаимодействия учащихся, педагогов как между собой, так и с внешней социальной средой) и личностным аспектам (направленность, мотивация, готовность к самоопределению и др.). Однако эти аспекты должны учитываться в той логике, которая позволяет организовывать действия субъектов образовательного процесса.

Поэтому ресурсами системы образования по обеспечению социализации являются:

• содержание и технологии образования (имеются в виду и обучение и воспитание):

• ролевые и личностные общения и отношения педагогов и учащихся

• микросреда образовательных учреждений, в которой организация и содержание жизнедеятельности направлены на актуализацию активности, свободы выбора, возможности самореализации личности учащихся

• возможности влияния на взаимодействия учащегося с социальной средой, включая отдельных личностей, группы, институты, социальные структуры, в том числе и на учащихся, так или иначе склонных к отклонениям от полноценной социализации, или уже проявивших такие отклонения. При этом образовательное учреждение может влиять на учащегося как на основе регулирования воздействия на него различных сфер, так и создавая условия для проявления активности учащегося в этих сферах.

Остановимся более подробно на общих характеристиках каждого из этих ресурсов.

Содержание и технологии обучения и воспитания аккумулируют в себе культурные достижения общества, и составляют основной потенциал социализации в системе образования. Традиционно само по себе образование как социальный институт считается одним "из путей социализации личности в процессе ее становления''

Выделяют общее и специальное образование. На уровне образовательного учреждения, которому по Закону об образовании РФ предоставлены права по формированию программ обучения, могут реализоваться общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) программы. Понятно, что для поддержки социализации личности необходимо совмещение различных программ: социализирующаяся личность нуждается в конкретизации своих планов, пробах различных видов деятельности, целостном образе потребностей будущего. Это необходимо как для адаптации, так и для развития социальной направленности и активности личности. Содержание образования должно обеспечить и возможность осознанного выбора.

Для того чтобы формировались социальные качества личности, необходимо изменять содержание образования таким образом, чтобы оно представало перед учеником не как отчужденное "знание о мире”, а как взятое в его отношении к жизни общества и самого ученика, как то, с чем ученик работает сам, а не "получает" из рук учителя. Поэтому для поддержки социализации особую роль начинает играть гуманитаризация и гуманизация знания, обеспечение его прикладного аспекта. В прикладном аспекте особенно важной является практическая направленность обучения, которая предполагает такой отбор содержания, который был бы специально направлен на применение знаний, умений и навыков в различных сферах человеческой деятельности, в повседневной жизни, в решении различного рода практических задач. Важным фактором социализации является и сама по себе система знаний, формируемая при усвоении учащимися содержания образования.

Таким образом, для поддержки социализации личности через содержание образования необходимо совмещение различных видов общих и профессиональных образовательных программ, их вариативность и разноуровневость, сочетание и интеграция общего и специального содержания образования при усилении его гуманитаризации, гуманизации и прикладного характера.

2.2 Функции образования, направленные на социализацию личности учащихся

Ресурсы системы образования позволяют сформулировать те функции системы образования, которые направлены на поддержку полноценной социализации личности учащихся.

Мы, таким образом, можем выделить следующие социализационные функции системы образования:

Функция общеобразовательной поддержки. Она актуализируется, когда обеспечена социально-личностная ориентация содержания и технологий образования. Функция поддержки профессионального самоопределения. Она реализуется через организацию профессионального обучения, связь с профессиональными образовательными учреждениями и предприятиями.

Функция социально-воспитательной активизации личностных ресурсов. Для ее выполнения требуется социально-личностная ориентированность взаимодействия учащегося в группе, с педагогами, с социальной средой, формирование социально-психологического микроклимата в образовательном учреждении, становление пространственно-временной благоприятной среды.

Функция общесоциальной поддержки. Она воплощается в жизнь через оказание учащимся материальной, социальной, личностной поддержки.

Профилактико-реабилитационная функция. Ее реализация требует действий по профилактике и по исправлению нарушений социализации.

Таким образом, определив в данном параграфе сущностные характеристики социализации и признаки полноценно социализирующейся личности, мы выяви ли социализационные ресурсы системы образования и сформулировали ее функции, соблюдение которых позволит поддержать социализацию личности, решив, таким образом, первую задачу нашего исследования. Ресурсы и функции составляют в совокупности основные средства поддержки социализации личности.

2.3 Социализационный потенциал микросреды образовательного учреждения

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка?

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Или быть может потому что так решило наше правительство? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества.

Несмотря на распространенное мнение, что роль школы, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, некоторые факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные учебные заведения по-прежнему занимают одну из ведущих позиций.

Что это за факторы? Давайте вместе их рассмотрим, но для начала разберемся с тем, что такое социализация.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Социализация личности - это многогранный процесс, включающий в себя как педагогические (воспитание и самовоспитание), так и социальные (объективные условия жизнедеятельности, различные социальные институты) воздействия, отражающиеся во взглядах и проявляющиеся в поведении личности. Они взаимосвязаны между собой и выступают в совокупности, обеспечивая как непосредственное, так и опосредованное влияние на личность ребенка.

Социализация - это процесс и результат усвоения и воспроизведения личностью социального и культурного опыта, присущего для данного общества, социальной общности, группы (то есть, усвоения и воспроизводства ценностей, норм, образцов поведения). Социализация человека может успешно изучаться только при условии объединения усилий многих наук - философии, истории, психологии, антропологии, культурологии, социологии, педагогики.

ШКОЛА, КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.

Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизма социализация, в следствии чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления:

  • социально-психологическое - неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).
  • социально-педагогическое - усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.

Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.

ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Одновременно с признанием школы, как одного из значимых инструментов социализации детей, специалисты констатируют тот факт, что школьная социализация сегодня имеет явную проблему. А именно, современные подходы к социализации личности в школе опираются преимущественно на теоретически-просветительском аспекте, исключая из жизни школьника активное социальное воздействие извне.

Пути решения этой проблемы специалисты видят в:

  • постепенном внедрении в систему работы учебных заведений психолого-педагогического проектирования социального развития личности,
  • стимулировании социально-коммуникативной активности школьников,
  • создании единой системы воспитательных воздействий семьи и школы.

Помимо этого, чтобы вклад учебного заведения в социализации молодого поколения был действенным и влиятельным, необходимо внедрять новейшие социальные программы в теорию и практику социального воспитания молодежи. Поэтому формирование социальной зрелости личности в условиях современного образовательного пространства является одной из наиболее актуальных проблем педагогической науки.

Читайте также: