Что такое стилобат кратко

Обновлено: 04.07.2024

Связанные понятия

Колоннада (фр. colonnade) — в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Цо́коль (итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) — подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь — стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости.

Коло́нна в архитектуре — столб, часто цилиндрической формы, обычно деревянный, каменный или металлический. В классической архитектуре поддерживает антаблемент (или арки).

Упоминания в литературе

Архитектура Гефестиона строго соответствовала канонам дорического стиля. Монументальная замкнутая колоннада включала в себя каноническое число опор: по 6 на фасадах и по 13 на боковых сторонах. Использование обязательных приемов классического зодчества – таких, как энтазис, курватура стилобата , утолщение угловых колонн, – сделало здание типичным образцом греческого храма. Безвестный создатель не отличался стремлением к новаторству, но все же дополнил дорический декор элементами ионического ордера. Небогатое убранство храма сохранилось хуже конструкций. От фронтонных композиций остались мелкие фрагменты, которые позволили установить, что на главном – восточном – фасаде здания изначально располагались рельефы со сценами подвигов Геракла. Плоская скульптура этой стороны воспроизводила облик девяти греческих муз. Посвященные Тесею восемь метоп северной и южной частей храма отличались динамизмом и смелым композиционным решением.

Ж.-Б. Валлен-Деламот вместе с А. Ф. Кокориновым облицевал финским гранитом высокий цоколь здания Академии художеств (1765–1788). Вместе с С. И. Чевакинским он использовал природный камень для художественной отделки кирпичной арки Новой Голландии (1765–1780). Д. Кваренги эффектно применил розовый гранит рапакиви для облицовки стилобата и лестниц портика Главного здания Петербургской Академии наук (1783–1789). Он же поставил мощные монолитные гранитные (из рапакиви) колонны в портике дворца А. А. Безбородко на Почтамтской улице (1790-е годы).

К алтарю ведет высокая лестница. Это делает сооружение мало доступным человеку, что не было свойственно традиционному классическому храму с невысоким стилобатом . Вместо стройного ясного сооружения появилась усложненная композиция из рядов колонн с пышным декоративным украшением.

К модели из Ниха, несомненно служившей для иллюстрации проекта, можно добавить модель алтаря в Баальбеке, предельно обобщенно показывающую в масштабе 1:30 одну из секций этого сооружения. К сожалению, не сохранилось ничего кроме нижней части от мраморной модели (подиум с шестью ступенями на главном фасаде, стилобат и базы колонн), открытой в Остии и атрибутируемой позднереспубликанской эпохе по причине ее типологического сходства с храмом Портуна на Форуме Боаруме в Риме. Это маленький простильный тетрастиль в масштабе 1:32, поскольку цифры на модели соответствуют отношению 2 футов к 29,6 см. В отличие от вотивных моделей, обычно лишенных центральных колонн на фасаде (прием, позволяющий открыть вид на священное изображение), в модели храма из Остии пронаос – настоящий тетрастиль, перекрывающий вид на вход; и это может быть аргументом в пользу ее интерпретации как проектной модели. К тому же каменные вотивные модели обычно сделаны из одного куска материала, в то время как модель храма из Остии состоит из подиума, прикрепленного к основному объему посредством металлических стержней, укрепленных в просверленных базах колонн.

Связанные понятия (продолжение)

Ба́за — основание, нижняя часть колонны, пилястры. В ордерной архитектуре база — обязательная часть колонн всех ордеров, кроме греко-дорического. База колонны в портике опирается непосредственно на опорную плиту (стилобат), в аркаде, при относительно широком просвете между колоннами — на высокий пьедестал (в этом случае базой называется деталь, переходная от пьедестала — к телу колонны).

Рото́нда (итал. rotonda, от лат. rotundus — круглый) — цилиндрическая постройка, обычно увенчанная куполом. По окружности ротонды часто расположены колонны.

Канелю́ра, каннелю́ра (от фр. cannelure, также ложок) — вертикальный желобок на стволе пилястры или колонны (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких), а также горизонтальные желобки на базе колонны ионического ордера.

А́ттик (от др.-греч. ἀττικός) — декоративная стенка, возведённая над венчающим сооружение карнизом. Впервые аттик стал применяться в древнеримской триумфальной арке, как её архитектурное завершение. Аттик часто украшается рельефами или надписями.

Дори́ческий о́рдер — один из ордеров классической архитектуры. Различают греческий и римский дорический ордер. Последний имеет разновидности — римский с мутулами и римский с зубцами (дентикулами).

По́диум (лат. podium, от греч. πόδιον — ножка, основание), по́дий — в архитектуре прямоугольная возвышенная платформа с лестницей с одной, как правило торцевой, стороны и отвесными остальными сторонами.

Портик (лат. porticus) — крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной — или глухой, или имеющей двери и окна.

Баля́сины (от др.-греч. βαλαύστιον — цветок дикого граната) в архитектуре — невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие поручни перил ограждений балконов, лестниц и т. д.; изготовляются из дерева, камня, металла, мрамора и др.Наиболее древний экземпляр изображения балясин найден на барельефах в Ассирии. Для декорирования фасадов, а также парков балясины начали применять в эпоху раннего Возрождения. Балясина в её современном виде предложена архитектором Джулиано.

Вазон — тип малой архитектурной формы, декоративная ваза, обычно каменная, металлическая или гипсовая, установленная на открытом воздухе. Также может быть в бетонном варианте с фактурой камня. Как правило, вазон не имеет никакого утилитарного назначения, но в некоторых случаях может служить клумбой. Вазоны широко использовались в европейской и русской архитектуре 18—19 веков, при декорировании парков, общественных построек и богатых домов. Широко использовали также в 1930—1950-е годы в СССР, в архитектуре.

Вестибю́ль (фр. vestibules) — помещение перед входом во внутренние части здания, предназначенное для приёма и распределения потоков посетителей.

Кори́нфский о́рдер — один из трёх греческих архитектурных ордеров. Представляет вариант ионического ордера, более насыщенный декором. Характерной особенностью этого ордера является колоколообразная капитель, покрытая стилизованными листьями аканта. Высота равна 20 модулям, диаметр составляет 1/10 часть высоты. Абака имеет вогнутые стороны, поддерживаемые четырьмя большими и четырьмя малыми завитками спиралеобразной формы. По окружности капители в два ряда расположены акантовые листья. Нижний ряд.

Э́ркер (нем. Erker) — выходящая из плоскости фасада часть помещения, частично или полностью остеклённая, улучшающая его освещённость и инсоляцию. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища. Зачастую эркер остеклён по всему периметру.

Капите́ль (от лат. caput — голова) — венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.

Горелье́ф (фр. haut-relief — высокий рельеф) — разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объёма изображаемых частей. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.

Консоль (фр. console) — в архитектуре тип опоры или кронштейна с одним жёстко закреплённым концом при втором свободном конце. Консоль применяется для подпорки какой-либо выступающей части сооружения, например, карниза, балкона, стенного вертикального уступа и др. Профиль консоли часто имеет форму завитка. Иногда консоль декорируется на концах двумя завитками-волютами, из которых прилегающая к стене больше по размеру и закручивается кверху, а вторая, меньшая по размеру, завивается в противоположную.

Тоска́нский о́рдер — архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме на рубеже I века до н. э. и I века н. э. Является упрощенным вариантом дорического ордера, от которого отличается гладким фризом и колонной без каннелюр.

Антаблеме́нт (фр. entablement от table — стол, доска) — балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза.

Полуколонна — колонна, обычно полукруглая в плане, выступающая из плоскости стены на половину или ¾ своего диаметра. Полуколонны с выступами на ¾ диаметра и более часто встречаются в мебели. Конструктивно полуколонна — контрфорс, увеличивающий устойчивость сооружения. Декоративно — элемент, применяемый для достижения лучшего оптического эффекта.

А́рка — архитектурный элемент, криволинейное перекрытие сквозного или глухого проёма в стене или пролёта между двумя опорами (колоннами, устоями моста). Как и любая сводчатая конструкция, создаёт боковой распор. Как правило, арки симметричны относительно вертикальной оси.

Раскрепованный ордер, раскреповка — способ пластического тектонического членения фасада, когда колонна (пилястра) вместе с находящейся над ней частью антаблемента и, если есть, с пьедесталом выдвинута по отношению к стене. Был широко распространен в Древнем Риме.

Триглиф (τρίγλυφος, от tri-, в сложных словах — три и glyphō — режу) — в архитектуре элемент фриза дорического ордера, представляющий собой вертикально стоящую каменную плиту с треугольными в плане продольными желобами. Триглифы чередуются с метопами, которые могли украшаться рельефами или живописью. Триглифы обычно размещаются по осям колонн и интерколумниев и на концах фриза в углах здания.

Фриз (фр. frise) — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Филёнка (от нем. Füllung — начинка, а также филёнка двери) — декоративный элемент, часть поля стены, двери или пилястра, заглублённая или имеющая обрамление, по форме близкая к прямоугольнику (обычно прямоугольная, но может иметь изломы в углах, также торцы могут заканчиваться полукружиями). Филёнкой также называется обрамление этого участка стены, а также часть стены вместе с этим обрамлением.

Обло́мы (от древнеславянского: лом, ломать, лама = яма или впадина) — протяжённые архитектурные элементы, различные по своему поперечному сечению — профилю, расположенные по горизонтали (на цоколях, в карнизах, междуэтажных поясах или тягах, базах колонн), иногда по наклонной (в карнизах фронтонов), кривой (архивольты арок, нервюры) или ломаной (обрамления порталов, окон) линии. Обломы, широко распространённые в ордерной архитектуре, служат для усиления архитектурного декора, образно-художественной.

Карни́з (от греч. κορωνίς) — выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

Композитный ордер — архитектурный ордер, возникший в Древнем Риме. Представляет собой сочетание элементов ионического и коринфского ордеров — в капители используются как волюты, так и орнамент в виде листьев аканта.

Пропиле́и (др.-греч. προπύλαιον, от др.-греч. προ — перед и др.-греч. πύλαι — ворота) — парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннами, расположенными симметрично оси движения на каком-либо (главным образом — священном) участке (позднее — в архитектурном ансамбле или в дворцово-парковом комплексе). Большинство пропилей в античное время представляли собой торжественно устроенные въезды или входы на участки храмов или административных зданий, и примыкали к ограде или крепостной стене.

Цо́кольный эта́ж — этаж, при отметке пола помещений расположенный ниже планировочной отметки земли на высоту не более половины высоты помещений.

Фронто́н (фр. fronton, от лат. frons, frontis — лоб, передняя часть стены) — завершение (обычно треугольное, реже — полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Кариати́да (греч. καρυάτιδα) — статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента, заменявшая собой колонну или пилястру.

Эксе́дра (греч. έξέδρα, сиденье за дверями) — полукруглая глубокая ниша, обычно завершаемая полукуполом. Экседра может быть открытой или украшенной колоннами. Экседры являлись обязательной частью античных терм и дворцов.

Замко́вый камень (иногда просто замо́к) — клинообразный или пирамидальный элемент кладки в вершине свода или арки. Часто выступает из плоскости арки, выделяется размерами, имеет орнаментальную или скульптурную обработку, получая таким образом и декоративную функцию, служит украшением арок и даже плоских перемычек.

Сегодня стилобатом называют цокольный этаж (или этажи), объединяющий воздвигнутые на нём корпуса. Для советской жилой застройки такое архитектурное решение было редкостью, но с развитием высотного строительства в последние 10 лет стилобат применяется всё чаще. На примере проектов Tekta Group эксперты компании показывают, почему стилобат превратился в неотъемлемую часть современных масштабных жилых комплексов и чем он удобен для жителей.

Стилобат – центр социальной жизни

Стилобат – это фактически полноценное здание, которое служит основой для других конструкций, построенных над ним. Иногда такая платформа может состоять из нескольких этажей. Зачем она нужна в современных новостройках?

Главная функция стилобата – это разграничение общественной и жилой части крупного комплекса. Обычно в стилобате предусматривается инфраструктура (от паркинга до ресторанов), а в построенных над ним корпусах – только квартиры.

В городском квартале Big Time стилобат состоит из надземной и подземной частей. В верхней части могут разместиться различные объекты инфраструктуры, скажем, магазин, салон красоты, аптека, ресторан и детский сад. В подземной – кладовые помещения, а также трехуровневый паркинг на 407 мест, попасть в который можно на лифте.

Стилобат – плюс к приватности

Стилобат образует искусственный подъем жилого комплекса над уровнем города. Это значит, что даже на первом жилом этаже окна квартир не просматриваются с улицы, как в типовых домах на низком фундаменте. То же касается и внутреннего двора, который будет находиться на высокой платформе или огорожен стилобатом по периметру комплекса.

Всё это дает жителям ощущение приватности, находятся ли они у себя дома, гуляют ли с детьми на игровой площадке или проводят семейное торжество в сквере комплекса. Помимо этого, на закрытый стилобат сложнее проникнуть злоумышленникам в отличии от проходных дворов спального пояса столицы. Еще один плюс – снижается шум с улицы, так как звуковые волны отражаются от стен стилобата, что сохраняет тишину во внутреннем пространстве комплекса и в квартирах.

В городском квартале Big Time крыша стилобата тоже станет приватным пространством для жителей. Территорию благоустроят и озеленят. Помимо игровых городков для детей, здесь планируется создать зоны отдыха со скамейками и цветочными клумбами.

Стилобат – надежная опора

Одна из главных функций стилобата – служить опорой нескольким многоэтажным корпусам. Прочность конструкций, объединенных общим фундаментом, в несколько раз выше, чем у отдельно стоящих зданий. Это усиливает их устойчивость в случае различных природных происшествий, увеличивает срок эксплуатации монолитных конструкций, который может достигать полутора сотен лет. Из-за широкой площади основания нивелируется эффект сжатия грунта – так называемая осадка здания – соответственно, исключается деформация конструкции, возникновение трещин или перекосов в лифтовых шахтах.

в античной архитектуре, верхняя поверхность ступенчатого цоколя (Стереобата) древнегреческого храма, на которой сооружалась колоннада. Иногда С. называют всю верхнюю ступень стереобата.

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое "Стилобат" в других словарях:

стилобат — стилобат … Орфографический словарь-справочник

стилобат — подножие, плита, стереобат, основание, ступень Словарь русских синонимов. стилобат сущ., кол во синонимов: 5 • основание (85) • … Словарь синонимов

стилобат — а, м. stylobate m. < stylobates <гр. stylos колонна + baino ступаю. Основание, подножие колонны. СИС 1954. Павильон представляет в плане полукруглую площадку на стилобате из красного финляндского гранита с крыльцом в три ступени. Нева 1996… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

СТИЛОБАТ — (греч. stylobates) в античной архитектуре каменные плиты под колоннами, верхняя ступень стереобата, в позднем словоупотреблении трехступенное подножие древнегреческого храма … Большой Энциклопедический словарь

СТИЛОБАТ — СТИЛОБАТ, стилобата, муж. (от греч. stylos колонна и batos доступный для прохода) (архит.). Нижняя часть здания, основание, на котором стоит одна или несколько колонн. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Стилобат — верхняя часть ступенчатого цоколя здания, в том числе подножие колоннады. Источник: Постановление Правительства Москвы от 22.06.2010 N 502 ПП Об утверждении Регламента подготовки и выдачи Государственной жилищной инспекцией города Москвы в… … Официальная терминология

СТИЛОБАТ — СТЕРЕОБАТ или СТИЛОБАТ В архитектуре нижняя часть, под пьедесталом колонны; нижняя часть здания; цоколь под резной работой. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. СТИЛОБАТ В архит. род пьедестала под… … Словарь иностранных слов русского языка

СТИЛОБАТ — в античной архитектуре каменные плиты под колоннами, верхняя ступень стереобата, а в более позднем словоупотреблении трёхступенчатое подножие древнегреческого храма (Болгарский язык; Български) стилобат (Чешский язык; Čeština) stylobat (Немецкий… … Строительный словарь

стилобат — а; м. [греч. stylobatēs] Архит. Верхняя часть основания (обычно ступенчатого) здания, подножие колоннады. * * * стилобат (греч. stylobátēs), в античной архитектуре каменные плиты под колоннами, верхняя ступень стереобата; в позднем… … Энциклопедический словарь

Стилобат — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете … Википедия

Стилобат и стереобат в архитектуре кратко

Стилобат - что это

пример стилобата

Верхняя – балочная - часть ордера называется антаблемент. Она опирается на стойки - колонны переменного сечения. Основание – трехступенчатый стереобат, укладываемый на фундамент. Верхняя ступень этого основания называется стилобат. Что это опора, воспринимающая основную конструктивную нагрузку, видно из общей архитектоники (конструктивно-визуальной взаимосвязи) ордера. Иногда опора не имела вид ступеней, и тогда стилобатом называли верхнюю поверхность стереобата, на которую опираются колонны.

Что такое стилобат? Сегодня стилобат в строительстве - это наземная часть сооружения, которая выступает в качестве возведенных больших площадок, которые кладутся друг за другом и расширяются внизу с помощью ступенчатых уступов.

схема древнего строения

Новое значение старого термина

Изучение и практическое применение греческих ордеров началось в эпоху Возрождения. Дворцы классической архитектуры украсили многие города планеты. Они возводились с использованием новых материалов и технологий, но сохраняли присущие ордерам пропорции и членения, особенно это касалось фасадов. И всегда видна большая роль прочного, надежного основания для здания. Это уже не просто постамент для установки колонн - это иногда несколько этажей цокольного типа. Стилобат выделяется из вышерасположенных элементов здания характером отделки или используемыми материалами, но сохраняет первоначальный смысл базы для всей постройки.

Композиционный приём

Изменилось и чисто архитектурное значение термина. Стилобат в современном строительстве несет большую композиционную, визуальную функцию. По сути она не изменилась с античных времен. Выполняя роль опоры, пьедестала, основания, стилобат придает зданию зрительную устойчивость, завершенность. Более тяжелые зрительно горизонтали подчеркивают устремленность вверх основных объемов. Выделить объект из общей застройки или природного окружения, придать ему новые образные свойства поможет визуально значимый стилобат. Что это самый подходящий способ избавиться от впечатления здания, осевшего в грунт, знают многие архитекторы.

Стилобат в современном строительстве

Особенно полезно использование стилобата при сложном рельефе. Он может компенсировать неровности, увеличивает полезный объём, помогает вписать здание наилучшим образом с точки зрения выразительности архитектурного облика.

Разнообразие функций

Максимально используя каждый метр участка застройки, стилобат здания может иметь самое разнообразное функциональное назначение. В многоэтажных жилых и коммерческих зданиях во встроенно-пристроенном нижнем этаже часто располагают парковки, торговые и развлекательные учреждения. Если на одном основании располагаются несколько строительных объёмов, то через общий этаж прокладывают линии коммуникаций.

После устройства гидроизоляции находит применение и кровля стилобата. На поверхности проводят благоустройство, её используют для зон отдыха, детских и спортивных площадок и т.п. Вокруг жилых домов это, по сути, приподнятая придомовая территория. Использование лестниц и пандусов придает такому окружению особую выразительность.

Стилобат здания

Примеров удачного использования этого архитектурного приёма много. Стилобат – что это с точки зрения строителя-конструктора? Прежде всего, это способ более равномерного распределения вертикальной нагрузки на основание. Давление от высотных зданий перестает быть точечным, что позволяет найти более экономичные решения для фундаментов. Это особенно важно при слабых грунтах, больших перепадах высот на участке. Расширяя инженерные возможности при строительстве, стилобат влияет на общую прочность постройки.

Что такое стилобат в строительсве

Конечно, строительство стилобатной части увеличивает затраты. Увеличивается объём одних из самых дорогих и ответственных видов работ: гидро- и теплоизоляции. Если предполагается эксплуатируемая кровля стилобата – необходим учет дополнительных механических нагрузок на перекрытия. Но возможность увеличения эффективности использования площади застройки до максимума окупает такие расходы.

Особенности постройки зданий

Методы изготовления этой детали позволяют добиться того, что все постройки, где она применяется, объединяются одним общим этажом цокольного типа. Особенно популярно в этом плане использование его для высотных зданий бизнес-класса, в которых находится в этой области многофункциональный центр. Например, 70 процентов площади уходит на сам объект строительства, а 25 процентов – на стилобатную часть общего цоколя под всеми сооружениями, а остальные 5 – на пристроенные помещения. Это всего лишь пример, на многое влияет проект застройщиков.

По причине того, что территорий для совершения на них возведения зданий с каждым годом становится все меньше, применение этой части может дать возможность расширения использования каждого квадратного метра всей площади. Стилобат в современном строительстве применяется в соответствие с особенностями ландшафта. Если рельеф имеет сложную форму, то целое основание придает фундаменту максимальную надежность.

Возведение на пьедестал

Стилобат видоизменился от подножия для колоннады в древнегреческом и римском ордере до полноценного эксплуатируемого объёма в крупных многофункциональных комплексах. Что такое стилобат в строительстве и архитектуре сейчас? Это один из самых популярных конструктивных и композиционных приемов в практике зодчих всего мира.

Читайте также: