Роль ислама в становлении казахской государственности план урока

Обновлено: 28.06.2024

Предмет: История
Категория материала: Конспекты
Класс: 7 класс
Автор: Гайдукова Надежда Анатольевна это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 21.04 Kb

Тема урока: Духовная культура. Распространение ислама.

Образовательная: понять роль и значение ислама в развитии духовной культуры тюрков, обеспечить усвоение новых понятий.

Развивающая: развитие умения переносить знания в новую ситуацию, самостоятельно добывать знание, развитие речи, обогащение словарного запаса.

Воспитательная: формирование ценностных ориентаций и убеждений, уважение к культуре тюркских народов, бережное отношение к культурному наследию.

Понятия: миссионер, суфизм, синтез тенгрианства и ислама, меценат, духовная культура, ислам, дуализм.

Организационный момент: проверить готовность учащихся к уроку.Основная часть1.Проверка домашнего задания.

-Терминологический диктант по понятиям: архитектура, портал, терракота, поливная керамика, декор, инкрустация, полихромный стиль, зернь.

По каким фактам мы можем судить об уровне городской культуры IX –начала XIII вв. на территории Казахстана?Какие строительные материалы использовали средневековые зодчие?Расскажите о керамике средневековых городов.Почему средневековые зодчие уделяли большое внимание строительству бань? Каким должны быть бани по Ибн-Сине?Чем характеризуется мусульманское изобразительное искусство, в чем его особенности?Какие ремесла были ведущими в кочевой среде? 2. Изучение нового материала.

- История ислама на территории Казахстана

VIII –IХ вв. Перед тюрками стояла важная стратегическая задача –выдержать натиск арабских завоевателей. Однако расстановка сил сложилась таким образом, что тюрки вынуждены признать гегемонию арабского халифата. Арабы распространили свою власть по всей территории Средней Азии и южного региона Казахстана. Арабская экспансия внесла кардинальные изменения в жизнь тюрков. Они утвердили арабское письмо, в сознании тюркских народов – новую религию –ислам.

Ислам является одной из крупнейших мировых религий, ему как и другим мировым религиям присуще стремление распространить свое влияние среди иноверцев, то есть, в своем историческом развитии он повторил тот же самый путь, который был пройден в сое время христианством. История ислама показывает, что арабский халифат стремился расширить свое влияние как за счет миссионерской деятельности, так и посредством завоевательных походов.

Самостоятельная работа учащихся с учебником – подтвердите слова учителя материалом учебника, выпишите даты, ответьте на вопросы:

Когда и кем ислам был объявлен государственной религией?Что способствовало распространению ислама на территории Казахстана?Каковы особенности его распространения здесь?Объяснить понятие миссионер.- Влияние ислама – работа в группах

1 группа – влияние ислама на архитектуру и искусство.

2 группа – влияние ислама на политическую жизнь.

3 группа – влияние ислама на социальные отношения и обыденную жизнь населения.

4 группа – влияние ислама на литературу и науку.

Заслушать представителей от групп.

Вывод: Под влиянием ислама в IX – XIII вв. развивается тюркская культура, в этот период слагается та знаменитая мусульманская культура. В отличие от арабского Востока, где с первой четверти XI в. начинается тенденция упадка науки, искусства, в тюркском мире в IX – XIII вв. происходит культурный подъем.

Закрепление 1 уровень

3. жертвенное животное у казахов.

1. Когда и кем ислам был объявлен государственной религией?

2.Расскажи о религиозных верованиях до принятия ислама.

3. В каких городах были раскопаны остатки мечетей?

1. На основе чего можно судить об укреплении позиций ислама в Казахстане?

IV. Рефлексия: Что интересного ты узнал сегодня на уроке?

Домашнее задание: параграф 18, ответить на вопросы к параграфу

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краткосрочный план по теме "Влияние ислама на формирование и развитие казахской государственности" в курсе "Светскость и основы религиоведения" для 9 класса.

ФИО учителя: Полошкова Е.А.

Тема: Влияние ислама на формирование и развитие казахской государственности.

Цель: Рассмотреть значение и роль ислама в становлении и развитии казахской государственности;

Развивать критическое мышление , навыки системного мышления ,устную речь, умение работать с различными источниками;

Воспитывать толерантность, гуманизм, уважительное отношение к другим конфессиям

Оборудование, наглядность: учебник, раздаточный материал, видеоресурс, презентация, интерактивная доска.

Тип урока: объяснение нового материала.

Формы и методы: интерактивное обучение

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организа-ционные

Используемые модули

Работа на создание коллаборативной среды.

Приветствие. Психологический настрой на урок.

Работа на создание коллаборативной среды.

Друзья мои! Я очень рада Войти в приветливый ваш класс! И для меня уже награда: Вниманье ваших умных глаз! Оглянитесь все вокруг:

Слева - друг, и справа – друг!

Грустных равнодушных нет!

Улыбнитесь всем в ответ!

Улыбнулись друг другу! Хорошее настроение сохранится у вас до конца урока!

Учащиеся улыбаются друг другу и приветствуют учителя.

Формативное оценивание (похвала)

Оценивание для обучения

Пробуждение интереса к получению новой информации.

Вступительное слово учителя.

Ислам был признан официальной идеологией на территории Казахстана с XV по XVIII века, т.е. со времени

основания Казахского ханства до начала присоединения к России. С образованием казахской народности и государственности внедрение ислама способствовало укреплению верховной власти и слиянию различных казахских племен в единую этническую общность на огромных степных просторах

Дешт-и-Кыпчака, южного и юго-восточного Казахстана. Свою приверженность исламу и шариату утверждали все казахские ханы от Керея и Жанибека до последнего

общеказахского хана Кенесары.

О влиянии ислама на формирование и развитие Казахского государства мы сегодня и будем говорить на уроке.

Далее идёт объявление темы и целей урока.

Прочитайте текст. Вместо пропусков вставьте пропущенные слова.

В ….. веке образовалось Казахское ханство. Основателями Казахского ханства являлись ……….. и ………… Благодаря исламу, на огромной территории сложились единый …………., единая ………………, общие ……………………… Ведущим течением ислама в Казахстане является ……………….. …………………………… ………………………. характеризующийся терпимостью к инакомыслящим, использованием обычного ………………… …………….. .

Учитель предлагает учащимся провести взаимопроверку, обменявшись тетрадями.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Краткосрочное планирование урока:

Ф.И.О. и место работы

Бекмачева Г.П.

Распространение ислама на территории Казахстана

описывать процесс возникновения и распространения ислама на территории Казахстана;

устанавливать особенности проникновения мусульманских идей на территорию Казахстана , определять изменение религиозной ситуации после захвата Казахстана монголами;

устанавливать взаимосвязь философских учений Х.А.Ясави , Ибн Сины, Баласагуни .

на основе духовно-нравственных ценностей воспитывать у них чувство толерантности и формировать гуманистическое мировоззрение.

Критерии успеха:

Все учащиеся смогут: знать о процессе возникновения и распространения ислама на территории Казахстана;

большинство учащихся будут уметь: устанавливать особенности проникновения мусульманских идей на территорию Казахстана , определять изменение религиозной ситуации после захвата Казахстана монголами

некоторые учащиеся смогут: устанавливать взаимосвязь философских учений Х.А.Ясави , Ибн Сины, Баласагуни .

Ключевые идеи/подход:

Таксономия Блума - через уровневые вопросы, направленные на освоение навыков анализа и синтеза учебного материала, развивать мышление и культуру речи учащихся

(рекомендованный МОН РК)

Ход урока/заметки учителя:

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Начало урока

1.Организационный момент (1 минута).

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.

2.Задача: активизировать мыслительную деятельность учащихся, повторить раннее изученный материал.

Задача: Обсудите и сформулируйте мнение о:

1группа. Всем мировым религиям в своем историческом развитии присуще стремление распространить свое влияние среди иноверцев. Обоснуйте причину этого. Почему некоторые богатые и густонаселенные тюркские государства оказались неспособными к защите и не могли дать отпор арабским завоевателям?

4 группа . С установлением господства Арабского халифата арабизации и исламизации подвергаются все социальные, политические и культурные сферы. В чем это проявлялось?

5группа. Почему период с IX по Х II вв. явился для исламизированных народов важной вехой в истории их духовного развития?

Обозначение темы и цели урока.

Организуют рабочее место

Отвечают на заданные вопросы

Определяют тему и цель урока

Карточки для деления на группы

Основная часть (35мин.)

Изучение нового материала.

Актуализация знаний.

Вспомним историю, в каких веках произошло распространение ислама на территорию Казахстана? История нашей страны уже много столетий неразрывно связано с исламом. Эта религия стала одним из главных источников становления самобытной духовности и культуры казахского народа.

-К каким векам датируется проникновение мусульманских идей на территорию Казахстана?

Организация практической работы:

2.Вставь пропущенные слова:

Тюрки до принятия ислама исповедовали … Ислам достиг своего расцвета на Востоке в …..-…… веках.

2.Работа над словами Х.А.Ясави. Назовите основные понятия мировоззрения Х.А.Ясави. Оформление кластера. Презентация.

Выполнение тестовых заданий двух видов (приложение 2,3)

Работа в парах.

Презентует каждый 4 участник группы.

Работа в группах.

Представляет работу спикер команды.

Работа индивидуальная. Взаимопроверка.

-располагает историческими событиями по истории возникновения и распространения ислама на территории Казахстана в правильной хронологической последовательности

Обучающийся устанавливает особенности проникновения мусульманских идей на территорию Казахстана , определяет изменение религиозной ситуации после захвата Казахстана монголами

Обучающийся устанавливает взаимосвязь философских учений Х.А.Ясави , Ибн Сины, Баласагуни .

Конец урока (5 мин)

Общая рефлексия (5 минут)

Задача: Определить персональный уровень удовлетворения потребностей учащихся.

На стикерах предлагается указать 3 момента, которые у них на уроке получились лучше всего и одно действие, которое поможет улучшить их работу на следующем уроке:

Записывают свои замечания на стикерах, презентуют.

Презентует каждый 5 учащийся.

Заметки учителя/Рефлексия:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дополнительный материал.

В VIII-IX вв. арабы распространили свою власть по всей территории Средней Азии и южного региона Казах­стана. Арабская экспансия внесла кардинальные изменения в жизнь тюрков. Они утвердили арабское письмо, в сознании тюркских наро­дов - новую религию - ислам.

История ислама на территории Казахстана.

Арабский халифат стремился расширить свое влияние, как за счет миссионерской деятельности, так и посредством завоевательных походов, включив территории Средней Азии, юг Казахстана и Семиречья. Эти государства из-за внутренних проти­воречий и междоусобиц не могли дать отпор арабам. В конце V II в. арабы стали вести завоевательные походы в Мавераннахре. Войска Арабского халифата, во главе с Кутейба ибн Муслим , смогли воспользоваться состоя­нием политической раздробленности. В течение V III —IX вв. мусульманскими войсками совершались походы на территорию Южного Казахстана и Семиречья. Наиболее сильное движение Муканны в Средней Азии, поддерживалось тюрками Семиречья. С 706 по 715 гг. арабам удалось захватить города Мавераннахра, откуда позднее стала чрезвычайно интенсивно развиваться мусуль­манская культура. По­беда тюрков и арабов над китайским войском в Атлахской битве 751 г. способствовала распространению исламской культу­ры среди тюрков Семиречья и юга Казахстана. Фон Грюненбаум , к примеру, пишет: «исламский мир нашел решение проблемы совместно

Формативное оценивание:

1. Вставь пропущенные слова:

Основатель тюркского суфизма ………….. в казахских поэмах описывается не только как проповедник, но и как духовный лидер, за которым идет народ.

Тюрки до принятия ислама исповедовали ……… Ислам достиг своего расцвета на Востоке в …..-…… веках.

2. Древние верования тюрков повлияли на местные формы ислама, тюркский ислам является синтезом ____________ и ___________ .

3. Закрытые тестовые задания с одним или несколькими правильными ответами.

1. Войсками Арабского халифата совершались походы на территории Южного Казахстана и Семиречья в течение

B) VI II -1X вв .

2. Когда Арабский халифат начал переживать кризис, видную роль в распространении ислама выполнили миссионеры из

Введение. Распространение религии Ислам на территории Казахстана арабами-миссионерами.
История нашей страны уже много столетий незыблемо связана с исламом. Ислам стал одним из главных источников формирования
самобытной духовности и культуры казахского народа. Древние тюрки, предки казахов, непосредственно участвовали в становлении исламской цивилизации и причастны ко многим ее победам. Распространение мусульманских идей на территорию Центральной Азии и
земли Казахстана относится к VII-VIII вв. н.э. Первое знакомство жителей региона с исламом происходило еще в 670-е гг., когда здесь появились первые арабы-миссионеры. В начале VIII в. в Центральной
Азии отмечается развитие миссионерской деятельности. Деятельность арабских проповедников и сегодня может служить образцом посвящения людей к вере путем убеждения и доброго примера. Идеалы
ислама утверждались в Центральной Азии с помощью благих дел.
Коренное население региона стало органической и неотъемлемой частью мусульманского мира. Утверждение исламских ценностей, сыграло большую роль в приобщении народов к гуманистическим традициям одной из мировых религий.


Ислам среди местного населения.
Введение ислама среди местного населения
проходило мирным путем и не привело к притеснениям и насилию. Ислам добровольно принимали представители разных сословий и народов. В литературных памятниках, эпосе и исторических документах не
были зафиксированы случаи неприязненного отношения к мусульманству. Деятельность арабских
проповедников и сегодня может служить образцом
посвящения людей к вере путем убеждения и доброго
примера. Идеалы ислама утверждались в Центральной Азии с помощью благих дел. Коренное население
региона стало органической и неотъемлемой частью
мусульманского мира. Утверждение исламских ценностей, сыграло большую роль в приобщении народов к гуманистическим традициям одной из мировых религий.

Принятие религии Ислам как государственной.
Распространение ислама на территории современного
Казахстана было процессом, продолжавшимся
несколько столетий. Вначале новая религия проникла в
южные районы. Уже к концу Х в. ислам утвердился
среди оседлого населения в Жетысу и на Сырдарье. В
начале X в. мусульманство принял родоначальник династии Караханидов Сатук, а его сын Богра-хан Харун
Муса в 960 г. объявил ислам государственной религией.Положение ислама утвердилось после принятия мусульманства Золотой Ордой при хане Берке (1255-1266
гг.), а также принятия его последующими ханами (Тудеменгу, Узбеком). К примеру, при хане Узбеке (13121342 гг.) в золотоордынской столице, городе Сарае,
функционировало 13 мечетей.

Роль Ислама в истории казахов. Основные тезисы

Формирование казахского этноса произошло в эпоху масштабных глобальных изменений на территории нынешнего Казахстана. Это были самые кровавые, жестокие и трагичные четыре столетия с XI по XV века. Поэтому, в таких самых трагичных условиях, сопровождающие потрясения, только великий фактор мог повлиять на формирование этноса и, таким фактором был Ислам.

История начала прихода Ислама на наши земли берет начало с 751 года с момента, когда Аббасидский Халифат вместе с Карлукским Каганатом нанесли сокрушительное поражение Танской империи. После этой победы началась исламизация степей, которая окончательно сформировалась в XI веке. Правление Государства Караханидов в этот период, где Ислам был государственной религией, окончательно сформировал исламское мышление в сознании кочевников. Однако наши предки кочевники-мусульмане еще не утвердились как этнос казах, этому есть доказательство трудов великого ученого тех времен, авторитет которого непререкаем и по ныне, собирателя сборника тюркских наречий Махмуда аль-Кашгари . Так вот, в этих трудах нет ни слова об этносе и этнониме “казах”.

После падения Караханидов, в степи пришли Каракидане (Каракитаи), они ввели репрессии против Ислама, разрушались мечети, происходили угнетения против мусульман. Кочевники мусульмане перекочевывали в сторону укреплявшегося Чингисхана. Чингисхан был толерантен ко всякой религии, при этом в его государстве все его подданные беспрекословно подчинялись законам Ясы, которые он утвердил. Свод законов Ясы по содержанию был комплементарен с Шариатом, поэтому кочевники-мусульмане в большинстве своем быстро стали основой армии Чингисхана.

Особенное устройство войска Чингисхана, которое состояло из десятин, сотен, тысяч и туменов, формировалось на принципе размежевания. Это означало, что в одной ячейке, будь то десятина или формирование крупнее, бок о бок сражались и подстраховывали друг друга от смерти мусульманин, язычник и кафир. Такие условия вырабатывали братство, т. е. полное доверие своей жизни брату по оружию. Но брат по оружию не был братом по вере. Величие Ислама в том, что после Чингисхана войско монголов в большинстве состояло из мусульман, братья по оружию немусульмане становились мусульманами. Всего через несколько десятилетий внук Чингисхана принимает Ислам и образовывает самое мощное государство Золотая Орда. Ислам вновь стал государственной религией в степях.

Этногеномика.

В основе этногеномики лежит исследование на предмет анализа палеоДНК. Этот анализ позволяет определить общегенетический портрет этноса и относительно точный возраст этногрупп. Единый этнос казахов состоит из сообщества родоплеменных этногрупп, например: Дулаты, Аргыны, Найманы, Алшины, Албаны и т. д. Так вот, после как провели анализ палеоДНК всех этногрупп, выяснили идентичность генетического портрета и один возраст. Возраст казахских этногрупп относят к периоду с XIII века по XIV век. А это как раз эпоха расцвета Золотой Орды. Таким образом, вне всяких сомнений можно сделать вывод, что именно в Исламе произошло формирование казахского этноса.

В XV веке образовалось Казахское Ханство. Новая веха в глобальной истории, когда образовывались этнонациональные принадлежности, коснулась и молодого этноса казахов. Но основе казахского этноса было образовано новое государство казахов. Огромные территории и кочевой образ жизни казахов сформировал три автономных центра. Эти три центра формировались из ментального принципа. Основа ментального принципа состояла из нескольких факторов, основные два — это географическое соседство этногрупп по кочевке и время принятия Ислама. Поэтому, Страший Жуз называется старшим потому, как сообщество этногрупп внутри этого Жуза первыми приняли Ислам. Средний Жуз и Младший Жуз приняли Ислам поочередно и их названия соответствуют времени принятия Ислама.

Триединство Жузов это уникальный по тем временам институт государственности. Во главе каждого Жуза стоял духовный лидер, их называли Би. Этимологически слово Би происходило от слова Билик (власть), т. е. звание Би означало обладатель власти. В понимании значения слова Би среди простых казахов, еще было, как обладатель права судить. Мы не помним из истории, что Бии становились монархами в своих Жузах, но мы помним и больше ассоциируем слово Би с теми, кто обладал полномочиями судьи, причем несомненным являлось то, что Бии были эталонами справедливости в степях. Таким образом, Бии обладали властью и судебным правом, что согласно Шариату означает полное соответствие каноническому слову Имам. Имамы трех Жузов самостоятельно принимали социальные и локальные политические решения на своих территориях, главный принцип это справедливость.

Государственная повестка формировалась путем созыва Имамов трех Жузов, авторитетных воинов и видных деятелей, под председательством Хана. Такой институт назывался курултаем. Курултай казахов решал государственные задачи на основе Шуры (Совет). Лучшие люди государства советовались и определяли дальнейший вектор, решающее слово в основном было за ними. Роль Ханов была аккумулировать общую повестку и эффективно реализовывать решение Курултая. Ханы Казахского государства не относились ни к одному из Жузов, они были прямыми потомками Чингисхана, но со временем ставшие казахами. Нейтральность ханов к Жузам была основным принципом для обладания верховной власти, поэтому Ханами казахов становились исключительно потомки Чингисхана (Торе), но власть ханов не была тотальной, над этой властью стояла Шура, т. е. Совет Курултая. В истории есть факты, когда Курултай смещал хана за то, что тот не справлялся со своими обязанностями. Поэтому, такой уникальный институт государственной власти порождал в сердцах юных, будущих ханов исключительно воинские, пассионарные качества, так как только авторитетные, смелые, справедливые Ханы утверждались Курултаем.

Читайте также: