Маркес сто лет одиночества краткое содержание анализ

Обновлено: 30.06.2024

"Первый в роду будет к дереву привязан, последнего в роду съедят муравьи" — предсказание цыгана Мелькиадеса. Кто знает, может быть Габриэль Гарсиа Маркес, сам того не ведая, предсказал судьбу рода человеческого? Первый человек был "привязан" к дереву познания добра и зла и вкусил с него запретный плод. Что же будет с последним, какими муравьями он будет съеден? Остаётся только гадать. То есть получается, что человека не могучие великаны уничтожат, а мелкие, безобидные на первый взгляд сущности? Может быть, это наши грехи?

"Сто лет одиночества" — самый знаменитый роман колумбийского писателя Габриэля Гарсии Маркеса , изданный в 1967 г. (на русский язык впервые переведён в 1970 г.). Стал для всего мира визитной карточкой не только самого писателя, но и всей колумбийской литературы, всего жанра магического реализма и всей латиноамериканской литературы вообще. Не буду высказывать своего личного отношения к произведению, а постараюсь сохранить объективность.

Сюжет и исторический контекст

Начав писать роман в 1965 и закончив его полтора года спустя, Маркес во многом пытался осмыслить жизнь и быт простых колумбийцев не только на фоне каких-то фантастических допущений (которые абсолютно гармонично соседствуют со вполне явной бытовухой), но и исторические проблемы и судьбы своей родины.

Так, участие полковника Аурелиано в Тысячедневной войне во многом отражает ощущения и чувства Маркеса и от той гражданской войны, которая началась в стране незадолго до начала работы над романом и продолжается и поныне, в некоторых преступлениях видны отголоски реальных преступлений из истории страны.

Все события романа разворачиваются в вымышленном колумбийском городе Макондо, который появился ещё в ранней повести "Палая листва" и проходит сто лет своей истории от рождения к расцвету, а затем — упадку и разрушению. Красной нитью через всю историю романа проходит история семьи Буэндиа, несколько поколений которой тоже то страдают в нужде, то купаются в славе, но никак не могут преодолеть одиночества, оставленности и заброшенности, жизни в нелюбви и отчаяния.

Семья Буэнди́а

  • Первое поколение: Хосе Аркадио Буэндиа — основатель рода и города Макондо. Волевой и упрямый человек, отличался большим интересом к техническим и научным новинкам (правда, реализация его замыслов при этом всегда оборачивалась той ещё катастрофищей), сошёл с ума, пытаясь отыскать философский камень, почти до самой смерти просидел привязанным к скамейке у каштанового дерева.
    Урсула Игуаран — его жена и мать семейства, воспитательница всей семьи вплоть до праправнуков. Умерла в возрасте около 120 лет, до самой смерти оставаясь единственной в семье Буэндиа, кому не изменяли ни здравый смысл, ни житейская мудрость.
  • Второе поколение: Хосе Аркадио — старший сын основателя семьи. Ироническая пародия на образ стереотипного мачо: половой гигант, авантюрист, любитель путешествий, брутальный силач и вообще красавец-мужчина. Женился по возвращении из странствий на дальней родственнице Ребеке и погиб от таинственного огнестрельного ранения.
    Полковник Аурелиано Буэндиа — его младший брат, сентиментальный и задумчивый. Традиционно самый знаменитый герой романа, трагический антигерой, ушедший в армию либералов с началом гражданской войны. Вернулся после войны в Макондо и до самой смерти мастерил ювелирных золотых рыбок. Отец 17 сыновей от нескольких матерей.
    Ремедиос Москоте — младшая дочь алькальда (градоначальника) города Макондо Дона Аполинара Москоте, обладательница ярко-зелёных изумрудных глаз. Любовь и недолгая супруга полковника Аурелиано.
    Амаранта — третий ребёнок Хосе Аркадио Буэндиа и Урсулы Игуаран. Росла вместе с нижеупомянутой Ребекой вместе, но девушки влюбились в одного мужчину, и Амаранта стала Ребеке злейшим врагом. Правда, к итальянцу - объекту воздыханий, Пьетро Креспи, потеряла всякий интерес, едва Ребека вышла замуж за Хосе Аркадио. Сама она - объект воздыханий племянника и внучатого племянника, но умерла в итоге старой девой.
    Ребека — сирота, усыновлённая семьёй Буэндиа. Была замкнутой девушкой, которая не могла избавиться от привычек есть землю, известку и сосать палец. Вопреки воле семьи, вышла замуж за Хосе Аркадио. После его смерти жила до конца жизни затворницей.
  • Третье поколение: Аркадио — незаконнорожденный сын Хосе Аркадио и Пилар Тернеры. Школьный учитель, во время гражданской войны ставший градоправителем Макондо по требованию дяди - полковника Аурелиано. Проявил себя как жестокий и деспотичный правитель, так что когда город взяли солдаты армии консерваторов, Аркадио был расстрелян.
    Аурелиано Хосе — незаконнорожденный сын полковника Аурелиано от той же Пилар Тернеры. В отличие от сводного брата, знал свою тайну происхождения, сопровождал отца в походах, а вернувшись, был расстрелян за неповиновение властям.
    Санта София де ла Пьедад — дочь владельца небольшого магазина, нанятая Пилар Тернерой переспать с Аркадио. Вышла за него замуж, а затем нашла в семье Буэндиа приют после его казни. После смерти Урсулы ушла неизвестно куда.
    Сыновья полковника Аурелиано — 17 сыновей полковника Аурелиано от разных женщин. Все были названы в честь отца, но с разными прозвищами. 16 сыновей были убиты в одну и ту же ночь, один пережил братьев надолго, но тоже был убит.
  • Четвёртое поколение: Ремедиос Прекрасная — дочь Аркадио и Санты Софии де ла Пьедад. Получила прозвище за свою красоту. Всеми считалась очень инфантильной, один полковник Аурелиано считал, что она единственный нормальный человек. Не по своей воле роковая женщина — все добивавшиеся её мужчины закончили плохо. Была вознесена на небо лёгким порывом ветра.
    Хосе Аркадио II — сын Аркадио и Санты Софии де ла Пьедад, брат-близнец Аурелиано II. Вырос худым как полковник Аурелиано. Ушёл по взрослении в надсмотрщики в банановую компанию, стал там профсоюзным лидером. Чудом выжил после расстрела мирной демонстрации бастующих рабочих и проснулся в поезде, везшем в море три тысячи мёртвых рабочих, стариков, женщин и детей. Выжил, выбрался, вернулся в Макондо и сошёл с ума. Остаток жизни провёл, разбирая пергаменты Мелькиадеса. Умер с братом в один миг.
    Аурелиано II — брат вышеуказанного, только вырос здоровым, в деда. Благодаря его страстной любви с Пьетрой Котес, её скот размножался так стремительно, что он стал одним из главных богачей Макондо. Женился, однако, не на ней, а на Фернанде дель Карпио, которая и стала матерью всех его детей.
    Фернанда дель Карпио — супруга Аурелиано II, скоро ставшая настоящей главой семьи и суровой хозяйкой рода Буэндиа, отобрав главенство у Урсулы.
  • Пятое поколение: Рената Ремедиос (Меме) — старшая дочь Аурелиано II. Была в любовной связи с Маурисио Вавилоньей, что плохо кончилось для него, когда об этом узнала Фернанда. После того, как любимый стал инвалидом, а её саму мать отправила в монастырь, замолчала до конца жизни.
    Хосе Аркадио — сын Аурелиано II. Нашёл клад и стал его проматывать с горожанами и детьми. Хотел оставить доход одному из тех, к кому привязался — своему неузнанному племяннику Аурелиано Вавилонье, но был убит теми детьми, кто был посвящён в тайну клада.
    Амаранта Урсула — младшая дочь Аурелиано II. Искренне полюбила присланного в дом Буэндиа мальчика, который рос в доме вместе с ней. Родила от него искренне желанного и любимого сына, но умерла в родах и не узнала многих роковых подробностей.
  • Шестое поколение: Аурелиано Вавилонья — сын Ренаты Ремедиос от Маурисио Вавилоньи. Стараниями бабки Фернанды рос в доме и почти никогда из него не выходил, и поневоле приучился к расшифровке пергаментов Мелькиадеса. Влюбился в росшую в доме девушку, которая умерла в родах, рожая их общего сына. После её смерти и гибели сына наконец расшифровал пергаменты Мелькиадеса — тут-то Макондо и пришёл конец от урагана.
  • Седьмое поколение Аурелиано — сын Аурелиано Вавилоньи и Амаранты Урсулы, единственный в семье Буэндиа, рождённый в любви. Тем не менее именно его рождение приводит к гибели и семьи, и города. Был съеден муравьями во время потопа перед ураганом.

"Однако прежде чем взглянуть на последний стих, он уже понял: ему никогда не покинуть эту комнату, ибо было предречено, что зеркальный (или зазеркальный) город будет снесён ураганом и стёрт из памяти людей в ту самую минуту, когда Аурелиано Вавилонья закончит чтение пергамента, и что всё написанное в них неповторимо отныне и навеки, ибо ветвям рода, приговорённого к ста годам одиночества, не дано повториться на земле" — Знаменитый финал романа, города Макондо и семьи Буэндиа.

Смысл названия книги Сто лет одиночества

Всякая книга начинается с названия, которое может либо сразу рассказать читателю, о чем пойдет речь, либо еще больше запутать и тем самым привлечь внимание.

Пространство произведения сложено и разнообразно. Маркес не предоставляет точной оценки происходящих событий. Также не дает оценку героям – положительные они или отрицательные.

О чем книга Сто лет одиночества

Местом действия романа становится город Макондо. Хосе Аркадио Буэндиа – основал это место. Хоть город и является фантазией Габриэля Гарсиа Маркеса, зато события, разворачивающиеся на страницах произведения, являются реальными (история Колумбии). Основатель Макондо пытается найти ответ на загадки вселенной. Во время этих поисков он знакомится с Мелькиадесом – главным в таборе цыган. Этот табор каждую весну во время своего путешествия заезжают в город.

Помимо Хосе Аркадио Буэндиа, в Макондо есть и высшая власть. Но герой пытается отстоять свое право на управление городом.

Начинается междоусобица, в которой активно участвует народ Макондо. Полковником является Аурелиано Буэндиа – сын Хосе. Он возглавляет мятежников, которые выступают против консерватизма. Аркадио, являющийся племянником Аурелиано, во время междоусобицы становится главой Макондо. Он управляет городом жестоко, его считают диктатором. Спустя восемь месяцев правления Аркадио берут в плен и расстреливают. Тем временем война становится бесконечной. Аурелиано уже не в силах больше воевать. Он подписывает перемирие и возвращается на родину.

В Макондо прибывает банановая компания. Город снова начинает процветать. Аурелиано II становится богачом – он выращивает скот. Своего богатства он добился благодаря отношениям с любовницей-колдуньей. В Макондо происходит банановая бойня. После этого события происходит забастовка рабочего класса. Забастовку правительство города подавляет при помощи оружия. Тела умерших выбрасывают в море. На Макондо обрушивается проклятие – пятилетний проливной дождь. В это время появляется Аурелиано Вавилонья. Как только прекратился дождь, умирает жена Хосе.

Теперь Макондо – это забытое Богом место, о котором никто уже и не помнит. Аурелиано Вавилонья – последний кто остался из рода Буэдиа. Он продолжает расшифровывать записи Мелькиадеса. Но из-за порочных отношений с Амарантой, своей же тетей, забрасывает это дело. Амаранта умирает при родах. Рождается сын Аурелиана с хвостом как у поросенка. Ребенка съедают муравьи. Герой вновь возвращается к расшифровке записей. В них говорится следующее: город исчезнет после обрушившегося на него смерча. В момент, когда Аурелиано закончил перевод последних слов, семейство Буэндиа стирается из истории.

Смысл произведения Сто лет одиночества

При помощи аллегории Габриэль Гарсиа Маркес изображает гибель, деградацию человечества. Аллегория заключается в основании и разрушении города.

Автор говори о том, что необходимо иметь добрые помыслы. А сила порочных замыслов обычно приводит к разрушениям. Позитивность – способность созидать и процветать. Смерч в романе играет роль негативной энергии, которая была вызвана жестокостью, злобой и насилием. Книга насквозь пропитана обреченностью.

Смысл финала книги Сто лет одиночества

Финал романа исследователями рассматривается, как идея завершенности не только истории большой семьи, но и всего мира. Все рождается и развивается, а потом погрязает в грехах. В итоге, все умирает при помощи естественных, обыденных причин (будь то смерть от муравьев или смерч).

Чтобы более точно раскрыть проблему человеческого одиночества, Маркес раскрывает внутренний сюжет при помощи внешнего.


Место и время действия

События романа происходят в XX столетии в Латинской Америке, в выдуманном городе Макондо.

Главные герои

  • Хосе Аркадио Буэндиа – глава большого семейства, основатель Макондо, упрямый и волевой мужчина.
  • Урсула Игуаран – супруга Хосе Аркадио, трудолюбивая, заботливая женщина, поставившая на ноги не только детей, но также внуков и правнуков.
  • Хосе Аркадио – старший сын четы Буэндиа, невероятной силы мужчина, импульсивный и упрямый.
  • Аурелиано Буэндиа – младший сын Буэндиа, полковник, задумчивый мужчина с прекрасно развитой интуицией.
  • Амаранта – дочь Урсулы и Хосе Аркадио, нежная и добрая, но глубоко несчастная в личной жизни.
  • Ребека – сирота, которую удочерили супруги Буэндиа, супруга Хосе Аркадио.

Другие персонажи

  • Мелькиадес – старый мудрый цыган, лучший друг старшего Хосе Аркадио, записавший столетнюю историю семейства Буэндиа.
  • Пилар Тернера – гадалка на картах, добрая, любвеобильная женщина.
  • Пьетро Креспи – музыкант, галантный итальянец, предмет вражды между Амарантой и Ребекой.
  • Ремедиос – красивая девочка, супруга Аурелиано.
  • Аркадио – внебрачный сын Хосе Аркадио и Пилар Тернера.
  • Санта София де ла Пьедад – супруга Аркадио.
  • Ремедиос Прекрасная – невероятно красивая, но умственно отсталая дочь Аркадио и Санта Софии де ла Пьедад.
  • Хосе Аркадио Второй и Аурелиано Второй – близнецы, родные братья Ремедиос.
  • Аурелиано Хосе – внебрачный сын Аурелиано Буэндиа и гадалки Пилар.
  • Геринельдо Маркес – полковник, порядочный, решительный, настойчивый мужчина, влюбленный в Амаранту.
  • Фернанда даль Карпио – супруга Аурелиано Второго, сухая, властная женщина.
  • Петра Котес – мулатка, любовница Аурелиано Второго.
  • Хосе Аркадио, Рената (Меме), Амаранта Урсула – дети Фернанды и Аурелиано Второго.
  • Маурисио Бабилонья – любовник Меме, отец ее сына Аурелиано.

Краткое содержание

С появлением цыган Хосе Аркадио Буэндиа узнал, что его старый приятель Мелькиадес умер.

Влюбленные все же сыграли свадьбу, но долгое время избегали близости. С вынужденным целомудрием было покончено, когда Хосе Аркадио убил Пруденсио Агиляра, посмевшего пошутить на эту тему. После того случая супругам стал являться призрак Агиляра, и они были вынуждены покинуть родную деревню, чтобы на новом месте основать Макондо.

Быстро возмужав, Хосе Аркадио утратил невинность с бойкой гадалкой по имени Пилар Тернера. Он обещал женщине жениться на ней, но узнав, что та ждет от него ребенка, испугался и покинул Макондо вместе с цыганским табором.

В январе Урсула родила здоровую крепкую девочку, которую назвали Амарантой.

Когда Урсула окончила строительство нового просторного дома, в Макондо прибыл коррехидор Аполинар Москоте – начальник, присланный в поселок правительством. Увидев девятилетнюю дочь коррехидора, зеленоглазую Ремедиос, Аурелиано влюбился в нее.

Аурелиано, страдающий от любви к маленькой Ремедиос, нашел утешение в объятиях добродушной Пилар. Женщина пообещала, что уговорит родителей Ремедиос дать согласие на их брак.

При встрече с Аурелиано Пилар призналась, что ждет от него ребенка. Хосе Аркадио настолько увлекся механическими игрушками, что спустя время сошел с ума, полагая, что время остановилось на понедельнике.

Когда Ремедиос достигла половой зрелости, она обвенчалась с Аурелиано. Из-за изощренных козней Амаранты свадьба Ребеки и Пьетро каждый раз откладывалась на неопределенный срок. За семь дней до венчания влюбленных в муках умерла беременная Ремедиос, и свадьба в очередной раз была перенесена из-за траура.

После окончания войны в Макондо привезли пленного Аурелиано Буэндиа, но никто не решился привести в действие смертный приговор. Вскоре военные перешли на сторону полковника и отправились с ним освобождать Виктора Медину.

Урсула забрала к себе Санта Софию де ла Пьедад с тремя детьми, и дом Буэндиа наполнился детскими криками. Без видимой причины Ребека застрелила любимого супруга, великана Хосе Аркадио, и до конца своих дней жила затворницей.

Близкий друг Аурелиано Буэндиа, полковник Геринельдо Маркес был давно влюблен в Амаранту. Он сделал девушке предложение руки и сердца, но она отказала.

От скуки Амаранта завела интрижку со своим племянником – Аурелиано Хосе. Тем временем полковник Аурелиано Буэндиа в течение нескольких лет пытался развязать войну в Колумбии и далеко за ее пределами.

Повзрослевший и возмужавший Аурелиано Хосе сделал предложение своей тетке Амаранте, но та отказала, опасаясь рождения детей со свиными хвостиками.

К Урсуле стали приходить женщины, которые просили окрестить детей – это были незаконнорожденные сыновья полковника Аурелиано Буэндиа.

Окончательно разочаровавшись в войне, полковник Геринельдо Маркес вновь принялся ухаживать за Амарантой. Но упрямая женщина и в этот раз отказалась выйти за него замуж.

Когда Аурелиано Буэндиа чуть было не расстрелял своего лучшего друга Геринельдо, он решил навсегда покончить с двадцатилетней войной против консерваторов. Подписав перемирие, полковник выстрелил себе в сердце, но промахнулся.

На радостях, что сын остался жив, постаревшая Урсула полностью обновила большой дом.

Отбив у брата-близнеца любовницу – мулатку Петру Котес, Аурелиано Второй стал с ней жить. Они развели скотоводческое хозяйство и невероятно преуспели в этом. Красавице Фернанде ничего не оставалось, как смириться с наличием любовницы у мужа.

В Макондо стали съезжаться внебрачные сыновья полковника Аурелиано Буэндиа. Один из них – Аурелиано Печальный – проложил к городу железную дорогу.

Ремедиос Прекрасная, столь чуждая всему земному, неожиданно для всех вознеслась душой и телом в небеса.

Макондо стали сотрясать волнения рабочих Банановой компании, и для подавления восстаний забастовщики были расстреляны.

После этого чудовищного события над городом разразился ливень, который не прекращался в течение пяти лет.

Почувствовав, что стареет, Аурелиано Второй вернулся к Фернанде. Он с удовольствием занялся воспитанием младшей дочери и внука, которого по традиции нарекли Аурелиано.

Аурелиано Второй мучительной смертью умер от рака горла. Перед кончиной он успел разыграть в лотерею свои земли и на вырученные деньги отправил Амаранту Урсулу учиться в Брюссель. Аурелиано Второй и его брат-близнец Хосе Аркадио Второй умерли в один миг.

Петра Котес, жалея семью своего любовника, втайне от Фернанды посылала в дом провизию. Спустя четыре месяца после смерти Фернанды в отчий дом вернулся ее сын – Хосе Аркадио. Ему удалось найти спрятанное Урсулой золото, но вместо того, чтобы вернуться в Рим и воплотить в жизнь самые смелые мечты, он принялся устраивать оргии с местными подростками. Смерть настигла Хосе Аркадио от рук его любимчиков, которые утопили его в купальне, а сами забрали оставшееся золото.

В Макондо вернулась Амаранта Урсула вместе со своим супругом Гастоном. Увидев страшное запустение в доме, она сразу же принялась приводить его в порядок.

Амаранта Урсула превратилась в роскошную молодую женщину, и Аурелиано Хосе страстно влюбился в нее. Спустя некоторое время они стали любовниками.

Заключение

Произведение Габриеля Гарсиа Маркеса по сути представляет собой всестороннее исследование человеческого одиночества. Подобное душевное состояние было характерно для каждого члена большого семейства Буэндиа, из-за которого в итоге оно и распалось.

Хронотоп романа ограничен на пространственном и проницаем на временном уровне. История основания Макондо имеет непосредственную параллель с грехопадением Адама и Евы и изгнанием их из рая: заключение брака между двоюродным братом и сестрой и последующее убийство Пруденсио Агиляра вынуждает Хосе Аркадио и Урсулу покинуть родную деревню и основать свою, в которой не будет места призракам былого.

Рождённые молодой четой дети – сыновья Хосе Аркадио-младший и Аурелиано и дочь Амаранта закладывают основу для реализации идеи преемственности родовых черт:

  • тяги к науке (Хосе Аркадио-старший, Хосе Аркадио Второй и Аурелиано Хосе);
  • домовитости (Урсула и Амаранта Урсула);
  • красоты (Ремедиос, Ремедиос Прекрасная и Рената Ремедиос (Меме));
  • постоянной жажды телесных наслаждений (Хосе Аркадио-младший, произвёдший на свет семнадцать сыновей от разных женщин полковник Аурелиано Буэндиа, ненасытная Ребека, Аурелиано Второй, Аурелиано Вавилонья и Амаранта Урсула);
  • сексуальной заинтересованности близкими родственниками (Урсула и Хосе Аркадио-старший – двоюродные брат и сестра (брак), Хосе Аркадио-младший и Ребека – троюродный племянник и тётя (брак), Аркадио и Пилар Тернера – сын и мать (попытка инцеста со стороны Аркадио), Аурелиано Хосе и Амаранта – племянник и тётя (секс), Аурелиано Вавилонья и Амаранта Урсула – племянник и тётя (брак));
  • воинственности и тяги к власти (полковник Аурелиано Буэндиа, Аркадио);
  • стремлении к бесконечному созиданию и последующему разрушению (делающий ограниченное количество золотых рыбок полковник Аурелиано Буэндиа, приводящая дом в порядок и тут же нарушая сделанное Амаранта Урсула);
  • склонности к убийству (Амаранта подсыпает морфий в кофе Ремидиос, Ребека убивает своего мужа Хосе Аркадио-младшего).

В рамках локально-ограниченной территории Макондо реализуется модель национального бытия, состоящая из реальных исторических (двадцатилетней войны между либералами и консерваторами, расстрелом трёх тысяч бастующих рабочих Банановой компании, ростом города и появлением в нём – первого кинотеатра, железной дороги, фабрики льда и т.п.), мифологических (сосуществование живых людей с призраками умерших, появление в Макондо Вечного Жида, пятилетний дождь – Всемирный потоп, гибель птиц и разрушение Макондо ураганом - Апокалипсис), аллегорических (научный прогресс и географические открытия, совершаемые Хосе Аркадио в рамках одного поселения) и бытовых (ежегодного прихода цыган, празднеств, устраиваемых в построенном Урсулой огромном доме, свадеб, рождений, смертей, похорон и т.п.) событий, в которых принимают непосредственное участие члены семьи Буэндиа.

Образ Макондо в романе имеет мифологическую основу – для большинства членов семьи Буэндиа он становится землёй обетованной, раем, из которого они либо не хотят, либо не могут уйти, а если и уходят, то всегда возвращаются, как, например, это сделала Амаранта Урсула, получившая в Европе прекрасное образование, большое количество денег и безмерно обожающего её мужа. Огромный каштан, растущий во дворе выстроенного Урсулой дома, около которого заканчивают свои последние дни родоначальник рода – Хосе Аркадио Буэндиа и его сын – полковник Аурелиано, - классический мифологический архетип мирового древа, связывающего воедино все сферы мироздания – небо, земную жизнь и преисподнюю.

Финал романа утверждает идею конечности родовой жизни и мира, как такового, - в начале рождающегося, затем развивающегося и погрязающего в грехах и в итоге – вырождающегося и разрушающегося под воздействием естественных причин (запустения, муравьёв и т.п.).

Читайте также: