Содержание и специфика деятельности тьютора кратко

Обновлено: 02.07.2024

Лекция 2 Методика тьюторского сопровождения

2.1.Классификация форм и методов тьюторского сопровождения

В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.

Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.

Актуальность: Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.

На практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения.

· Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) - индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.

· Групповая тьюторская консультация.

На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных

образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог - тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации. [3].

· Тьюториал (учебный тьюторский семинар)

Тьюториал это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний [2].

Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.

В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. [2].

Выбор каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.

Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки.

· Образовательное событие

В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.

Методы тьюторского сопровождения:

- методы практикоориентированной деятельности

- методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),

- проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),

- психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),

- методы активного обучения,

- методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)

- методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).

2.2.Технология тьюторского сопровождения.

Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.

Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования.

Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:

• технологии работы с портфолио;

• технологии группового и индивидуального консультирования;

• технологии профильных и профессиональных проб;

• активизирующей методики Н.С. Пряжникова;

Характеристика типовых задач тьютора в отношении обучающихся в дистанционном обучении

Типовые задачи

Действия тьютора

Знакомство (вхождение в деятельность)

· Определение целей и задач совместной деятельности.

· Оказание психологической поддержки, снятие барьеров,

· Диагностика начального и текущего состояния обучающихся.

· Разработка стратегии работы группы на презентацию.

· Определение собственной роли и позиции в группе.

· Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение.

· Определение учебного потенциала группы.

· Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом.

· Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе.

· Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся.

· Включение обучающихся в активную работу.

· Выделение индивидуальных проблем обучающихся.

· Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися.

· Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.

· Определение трудностей обучающихся, возникающих входе работы.

· Вовлечение всех обучающихся в работу группы.

· Формулирование проблемных вопросов, заданий,

· позволяющих активизировать обучающихся.

· Работа с проблемами, предложенными группой.

Организация изучения концепций курса

· Объяснение сложных вопросов, концепций,

· Системное представление концепций курса,

· Выделение главных идей в теме, курсе,

· Организация работы обучающихся с кейс-стади.

· Объяснение концепций курса.

· Демонстрация связи курса с реальной практикой

· Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией,

· видеть и формулировать проблему.

· Представление более полного и более широкого, чем

· в материалах курса, взгляда на изучаемую область.

· Подготовка и чтение мини-лекций.

· Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся.

· Работа с проблемами, предложенными группой.

· Оформление опыта обучающихся.

· Обзор материалов всего курса.

· Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся

· идей, адекватных изучаемым материалам.

· Оценка адекватности применения концепций.

Организация групповой и индивидуальной

· Организация групповой работы,

· Обучение обучающихся навыкам рефлексии,

· Обучение обучающихся практическому применению работы концепций.

· Организация межгруппового взаимодействия.

· Выбор адекватных методов обучения.

· Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы.

· Вовлечение всех обучающихся в работу группы.

· Обучение обучающихся навыкам эффективного общения.

· Выбор и использование разнообразных групповых упражнений.

· Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися.

· Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Обучение обучающихся способам рационального мышления.

Организация обратной связи и рефлексии

· Определение сильных и слабых сторон в деятельности

· Выделение индивидуальных проблем обучающегося;

· диагностика начального и текущего состояния обучающихся.

· Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.

· Организация обратной связи.

· Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы.

· Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию.

· Проведение рефлексии собственной деятельности.

· Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития.

· Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах.

· Предоставление обучающимся советов по организации личной работы.

· Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся.

· Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон.

· Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок.

Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.

Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:

· диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;

· мотивация и вовлечение обучающихся;

· управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;

· коррекция деятельности обучающихся;

· контроль выполнения заданий;

· рефлексия деятельности (своей и обучающихся).

Рассмотрим как, сопоставляются эти функции с типовыми задачами тью­тора по отношению к обучающимся (табл. 2):

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современному образованию необходимы квалифицированные специалисты в области тьюторства, призванные обеспечить выявление индивидуальных образовательных запросов своих подопечных, осуществлять организационную, консультационную и иную помощь при разработке и реализации индивидуальных образовательных сценариев, программ, маршрутов, проектов.

Сущность и специфика профессиональной тьюторской деятельности

Такой популярности и востребованности профессии способству­ют следующие факторы.

Во-первых, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны государства. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на принципах инди­видуализации и других принципах открытого образования. Полно­ценная реализация стандартов возможна при наличии в обра­зовании профессиональных тьюторов и/или педагогов с тьюторской компетентностью.

Именно профессиональный тьютор организует совместное обсуждение с обучающимся, его семь­ёй индивидуальных образовательных запросов, потребностей, целей, помогает оформить заказ на образование, сопровождает продвиже­ние обучающегося по индивидуальной траектории в пространстве образовательных учреждений.

Государство четко определило курс на развитие научно-техни­ческого творчества, на организацию проектной, исследовательской и иной деятельности детей и юношества. Тьюторское сопровождение на данном направлении придаст новый импульс этим видам деятель­ности, позволит в полном объеме реализовать их потенциал. Тьютор создает условия для осознания молодыми людьми проектной и иссле­довательской деятельности как культурных способов взаимодействия человека и ситуации, решения человеком образовательных, профес­сиональных, производственных и жизненных проблем.

Обязательства России по выполнению Болонских соглашений предполагают такое переустройство высшего профессионального образования, в котором ключевую позицию будет занимать тьютор - представитель профессии, предполагающей особое сопровождение разработки и реализации каждым студентом индивидуальной об­разовательной программы, предусматривающей профессиональное становление и развитие.

Во-вторых, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны общества. Это связано с существующими политичес­кими, социально-экономическими и нравственными тенденциями в современной России. Прежде всего, эта потребность продиктована становлением и развитием гражданского общества, принципиально новой позицией человека в нем. Передовая часть общества поддерживает модернизацию системы образования, так как стремится к возможности иметь диплом о высшем образовании международного образца.

В-третьих, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны обучающегося. У современного человека значительно возрастает потребность в самоактуализации, самообразовании, самореализации, что может стать результатами тьюторского сопровождения.

Обучающийся осознает необходимость разработки и реализации личной образовательной, профессиональной, жизненной програм­мы, продвижения по индивидуальной образовательной траектории. Также растет востребованность приобретения им опыта осознанного и ответственного выбора, включая опыт осознанного отказа от чего-либо. Актуализируется необходимость формирования субъектной позиции, позволяющей добиваться успеха в различных сферах жизни личности и общества.

Очевиден заказ на тьюторскую деятельность в обществе. Воз­никает закономерный вопрос: чем принципиально отличается про­фессиональная тьюторская деятельность от других социально-педа­гогических профессий? В чем её сущность?

В общих чертах можно отметить следующее: традиционные соци­ально-педагогические профессии направлены в большей степени на усвоение норм. Тьюторы же создают среду и условия для освоения нового, работают с непознанным, неопределенностью, инновациями.

Учитель-предметник при его гуманистической направленности отвечает за предметное обучение. Целью его профессиональной де­ятельности является обеспечение усвоения и освоения обучающимся основ науки, которую он преподает. Содержание, которое должен освоить обучающийся определяется государственным образова­тельным стандартом и учебной программой дисциплины. Даже при организации обучения с учетом индивидуальных особенностей обу­чающихся учитель-предметник не может до конца выйти за рамки программы. Учитель-предметник в пер­вую очередь озабочен освоением стандартов и успешной сдачей вы­пускниками основной и средней школы соответственно ГИА и ЕГЭ по предмету, т. к. он несет ответственность за обуче­ние.

Предметом профессиональной деятельности психолога в системе образования является психика субъектов образовательной деятель­ности. Целью профессиональной деятельности психолога является сохранение и укрепление их психического здоровья, создание и под­держание в коллективе образовательного учреждения благоприят­ного психологического климата, диагностика психологических особенностей обучающихся с целью их учета педаго­гами в практической деятельности.

Работа классного руководителя направлена на формирование классного коллектива. Его профессиональными целями является обеспечение соблюдения каждым членом классного коллектива при­нятых в образовательном учреждении правил и норм.

Классный руководитель пытается удержать и обеспечить эффектив­ную деятельность ученика в учебном пространстве школы, он следит за успеваемостью и посещаемостью, обеспечивает коммуникацию се­мьи со школой, школы с семьей. Зона ответственности классного ру­ководителя - классный коллектив, ученик как член коллектива, соб­людение им установленных в коллективе норм.

Целью деятельности социального педагога является успешная со­циализация каждого ребенка, нахождение каждым ребенком своего места в обществе, освоение им комфортных и приемлемых для него и для общества социальных ролей. Социальный педагог в российс­ком образовании работает, прежде всего, с детьми из проблемных, сложных, социально запущенных семей. Его работа тесно связана с работой инспекторов по делам несовершеннолетних, он являются связующим звеном между ребенком и педагогами, от­стаивая позицию ребенка. Кроме того, социальные педагоги занима­ются вопросами оказания социальной помощи и поддержки семье и ребенку.

В отличие от предыдущих профессий, целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и ре­ализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы.

Появление профессиональной и должностной по­зиции тьютора в образовательном учреждении как раз целесообразно в том случае, если возникает необходимость, становится актуальным и ценным для администрации школы, обучающихся, педагогическо­го коллектива и родительского сообщества предоставление возмож­ности обучающимся на разработку и реализацию полномасштабной индивидуальной образовательной программы. В других случаях можно ограничиться педагогами с тьюторской компетентностью.

Из сказанного можно сделать вывод, что современному образованию необходимы квалифицированные специалисты в области тьюторства, призванные обеспечить выявление индивидуальных образовательных запросов своих подопечных, осуществить организационную, консультационную и иную помощь при разработке и реализации индивидуальных образовательных сценариев, программ, маршрутов, проектов. Поэтому так актуальна задача по организации специальной подготовки профессиональных тьюторов. Это позволит расширить и модернизировать традиционные функции педагога, привести их в соответствие с требованиями времени, с образовательными запросами общества и образовательным заказом государства.

При отсутствии комплексного решения проблем подготовки ква­лифицированных современных педагогических кадров невозможен переход образовательной системы России в инновационный режим эффективного развития.

Многие родители предпочитают учить своих детей дома или в специальных школах. Для того чтобы ребенок получил хорошее образование и проявил свои способности в полную силу, они ищут подходящих специалистов. Предложений много, один из них — тьютор. Кто это и чем занимается представитель этой профессии, знают не все. Хотя именно его помощь необходима в подобных ситуациях.

Кто такой тьютор и чем он занимается

Особенности профессии

Профессия тьютор

Тьютор помогает ученикам открыть свои способности, выбрать направление развития. Часто в его должностные обязанности входят занятия с детьми, которые отличаются от других. Специалист создает подходящие условия для ребенка с ограниченными физическими или умственными возможностями, всесторонне развивает его, позволяет реализовать творческий и интеллектуальный потенциал.

Заниматься с учениками тьютор может лично на индивидуальных или групповых уроках. А также он проводит уроки дистанционно в онлайн-режиме. Для работы специалист должен получить высшее или среднее специальное образование, закончить педагогические и психологические курсы.

Обязанности тьютора

Работа заключается не только в проведении уроков и общении с детьми. Специалист выполняет сразу несколько функций. В обязанности тьютора входит:

Разработка методической литературы

  • разработка методической литературы;
  • распределение ресурсов для успешной учебы;
  • проведение индивидуальных тренингов;
  • выявление нарушений в психике ребенка;
  • консультирование учеников, родителей и преподавателей;
  • организация взаимоотношения школьников с учителями;
  • помощь выпускникам с выбором профессии.

Тьютор способствует тому, чтобы у детей был стимул к обучению. Он разрабатывает специальные методические планы для индивидуальной работы с каждым ребенком, занимается оценкой и распределением ресурсов, чем обеспечивает успешность образовательного процесса. Проводит личные беседы и тренинги.

Специфика деятельности заключается в том, что педагог на ранних стадиях выявляет у ребенка эмоциональные и психологические нарушения, которые мешают обучению.

Он консультирует родителей, самих детей, преподавательский состав, улучшает их профильные навыки и обучающие технологии.

Должностная инструкция

А также должностная инструкция включает помощь выпускникам в сфере профориентации. Тьютор выявляет наклонности ученика, его интересы, оценивает его способности и любовь к труду, соответствие характера выбранной профессии. Специалист организовывает конструктивное взаимодействие преподавателей с учащимися, рассматривает их позиции в конфликтных ситуациях. Он координирует деятельность учителей в заведениях, где обучаются дети с отклонениями.

Все свои функции специалист выполняет по методам работы тьютора: он собирает и систематизирует информацию, оформляет учебные планы соответственно требованиям и оценивает результаты труда.

Уровень заработной платы

Сколько получает тьютор в России, зависит от его квалификации, региона, количества отработанных часов и места работы. Зарплата в Москве достигает 50−90 000 рублей, но начальный оклад составляет 35 000. В Санкт-Петербурге деятельность такого педагога оплачивают в размере 40−45 тыс. руб. В менее развитых регионах зарплата тьютора не поднимается выше 35 000, но за качественное выполнение своих обязанностей он может получать доплату.

Зарплата

Многие специалисты предпочитают почасовую оплату, так как они часто занимаются с учениками вне государственных заведений. Обычная ставка педагога на территории стран СНГ составляет 200 рублей в час. Современные родители не жалеют денег на образование своих детей, поэтому зарплата педагогов с каждым годом растет. Если специалист окончил вуз, прошел несколько курсов, хорошо знает свою работу и качественно ее выполняет, то его ставка будет повышаться.

Открытых вакансий для тьюторов множества. Они могут найти себе работу в столице, регионах и за пределами России — в Беларуси, Украине и других странах СНГ. В Москве максимальный уровень заработной платы на 2019 год достигает 145 000 рублей в месяц, в Санкт-Петербурге — до 30 тыс., как и в небольших городах.

Требования к специалистам

Родители и директора учебных заведений выдвигают определенные требования к тьюторам. Современный квалифицированный специалист должен им соответствовать. Основные из них:

Стрессоустойчивость

  • тактичность;
  • стрессоустойчивость;
  • ответственность;
  • организованность;
  • оптимистичный настрой;
  • аналитическое мышление;
  • принципиальность;
  • терпеливость.

Цель работы специалиста — повысить уровень знаний ребенка. Для этого он должен быть всесторонне развитым и уметь творчески мыслить. Ему приходится работать с разными детьми, поэтому нужно запастись терпением и искать свой подход к каждому. В этом деле помогут тактичность, терпеливость и неконфликтность.

Но тьютор также должен проявлять строгость и правильно вести себя с учениками. Неприемлем не соответствующий педагогу внешний вид и неадекватное поведение. Дети должны уважать и слушать специалиста. Даже при совмещении работы в учебных заведениях и индивидуальных занятий тьютор остается ответственным и оптимистичным.

Требуется также достойный уровень образования. Диплом тьютора можно получить в государственном гуманитарном, педагогическом и психолого-педагогическом университетах. Для регионов достаточно окончить колледж или курсы по педагогике и психологии.

Навыки, которыми должен обладать тьютор:

Пользователь ПК

  • опыт развивающего обучения;
  • уверенный пользователь ПК;
  • умение анализировать разные уровни развития и обучения детей;
  • практика в использование современных технологических средств;
  • навыки самостоятельного развития.

Специалист должен знать основы психологии, педагогики, воспитательной работы и этики, гигиены и физиологии, а также разбираться в методиках мониторинга образовательных процессов.

Спросом пользуются тьюторы в возрасте от 27 до 40 лет с опытом работы или без него. Государственные учреждения готовы взять на должность специалиста, который прошел подготовку в учебном заведении или на курсах. Но предпочтение все же отдают тем, кто уже имеет опыт работы педагогом, учителем или воспитателем.

Условия работы

Тьюторов приглашают в разные частные и государственные заведения. Но условия работы редко привлекают молодых специалистов. Трудиться придется самостоятельно, проводя индивидуальные занятия с учениками, или в коллективе. В школах для тьюторов обустроены кабинеты, но они редко отдельные — обычно специалисты делят их с другими преподавателями.

График работы

График зависит от времени работы и расписания учебного заведения и нагрузки педагога. День не нормирован, постоянно возникают дополнительные нагрузки в сопровождении домашней подготовки. Карьерный рост у тьютора возможен.

При должном выполнении своих обязанностей и работы сверх нормы он может занять должность руководителя заведения или открыть собственный центр дистанционного обучения, школу, колледж. Специалисты востребованы также в детских садах, техникумах и гимназиях, университетах, частных центрах, благотворительных ассоциациях и в учреждениях инклюзивного образования.

Профессия тьютора довольно востребована, а при должном уровне образования она принесет высокий доход.

Специалист может помогать детям с проблемным здоровьем и их родителям. Но частые стрессы, тяжелая психологическая нагрузка, эмоциональная напряженность и недостаток свободного времени отпугивают молодых тьюторов. Более опытные с удовольствием выполняют свои обязанности.


В современную российскую систему образования понятие тьютор вошло лишь в 2008 году. Но в мировой практике оно существует еще со времен Средневековья: по некоторым данным, тьюторы появились в английских университетах — Кембридже и Оксфорде — в ХIII-XIV веках. Тогда к каждому студенту прикреплялся индивидуальный консультант, тьютор, который давал ему советы по выбору курсов, обучению, поведению.

В России это слово практически не использовалось до последнего времени, но это не значит, что функции тьютора никто не выполнял: гувернеры в богатых семьях или монастырские наставники в дореволюционной России; репетиторы, существовавшие во все времена — всех этих людей в той или иной степени можно назвать тьюторами. Разберемся, в чем специфика профессии тьюторов, где они трудятся и как ими стать.

Кто такой тьютер

Источник фото freepik

Наставник, опекун. Именно так переводится слово tutor с английского языка. В обязанности этого специалиста входит помощь ребенку в поиске своего места в жизни (звучит пафосно, но, по сути, так и есть).

Тьютор курирует развитие одновременно 5-6 своих подопечных, которых ведет много лет — зачастую с их раннего детства и до самого выпуска. За это время тьютер устанавливает не только доверительные, но и очень эффективные отношения с ребенком, что позволяет им совместно выработать индивидуальную программу обучения с учетом всех особенностей ребенка — физических, интеллектуальных, психологических.

С кем занимаются тьюторы

В обществе часто неправильно воспринимают функции тьютора — как помощника в обучении ребенка с особенностями развития в инклюзивной школе или детском саду. Безусловно, детей с ограниченными возможностями здоровья нужно курировать, — и эту функцию часто выполняют тьюторы, — но на деле область их деятельности значительно шире.

Тьюторы могут и должны заниматься не только с отстающими, но и, наоборот, с талантливыми детьми, для которых стандартная программа настолько проста, что они теряют к ней интерес, что может негативно сказаться на всей их судьбе в дальнейшем. В этом случае для учащегося разрабатывается программа, учитывающая его способности.

Бывают и дети, которым сложно находить общий язык со сверстниками или педагогами, и это тоже влияет на процесс обучения. Помощь тьютора, выработанная им совместно с ребенком тактика поведения должны снять проблему.

Но и это еще не все. В идеале тьюторство — это в первую очередь сопровождение индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения. Такая программа нужна любому ребенку, в том числе тому, который не испытывает проблем с учебой.

Особенности работы тьютора в детском саду

Сопровождение ребенка направлено в основном на помощь в выполнении чисто технических моментов (одевание, еда, самообслуживание, гигиенические навыки и так далее) и его может выполнять и неквалифицированный специалист — в том числе родители ребенка, его близкие, студенты.

Тьютор обязательно должен иметь профильное образование, обладать необходимыми знаниями и навыками. Его цель — помочь успешному включению ребенка с особенностями развития в образовательную среду детского сада.

Основными задачами тьютора в детском саду, таким образом, становятся:

  1. выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанника;
  2. вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
  3. подбор методических средств для создания индивидуальной образовательной программы ребенка;
  4. адаптация ребенка к коллективу;
  5. -контроль результатов реализации индивидуальной программы.

Тьютор в своей работе должен действовать заодно с родителями ребенка и воспитателем — обмениваться наблюдениями, фиксировать положительные или отрицательные изменения в поведении и состоянии ребенка, корректировать свою работу и образовательную программу в соответствии с ними.

Обычно все связанное с состоянием и развитием ребенка фиксируется тьютором в дневнике наблюдений и диагностических картах.

Основным результатом работы тьютора в детском саду является адаптация ребенка к жизни в коллективе, приведение его к такому состоянию, когда он сам осознает свои умения и особенности, знает, как пользоваться своими сильными сторонами и учитывать слабости; имеет интеллектуальное развитие соответствующее возрасту — то есть готов к школе.

Тьютор в средней школе

Источник фото ArthurHidden/freepik

В системе среднего образование с работой тьюторов знакомы, в основном, в инклюзивных школах, учреждениях для одаренных детей и инновационных учебных заведениях. Также тьюторы работают с детьми, находящимися на домашнем обучении.

Считается, что этими случаями необходимость в составлении индивидуальных планов обучения и развития для школьников ограничивается. Это неправильно и несправедливо. И в обычной школе все дети разные, и каждому из них совсем не помешает наставник, который поможет им осознать и раскрыть свои таланты, направит его развитие по пути наибольшей эффективности. Особенно это актуально для старшеклассников, стоящих перед ответственным выбором будущей профессии.

Кроме того, тьютор в школе:

  1. помогает адаптироваться в травматичной для ребенка ситуации перехода из ДОУ в школу и дальше: из начальной школы в среднюю — старшую — в ВУЗ;
  2. способствует установлению контактов со сверстниками;
  3. учит адекватному восприятию возникающих в ходе обучения проблем и методам их оптимального разрешения;
  4. составляет индивидуальную программу обучения и контролирует ее выполнение.

И именно тут возникает главная сложность. В инновационной, коррекционной школе или на домашнем обучении индивидуализация программ обучения обусловлена самой системой, — а что делать в обычной школе, где все учащиеся должны пройти определенную программу и сдать стандартные тесты? Готовы ли школы к тому, чтобы повсеместно вводить тьюторов, а значит, и индивидуализировать образование для каждого ребенка?

Именно в этой системе — не ограниченной жестко единой для всех учебной программой, а построенной с учетом различных образовательных запросов, — индивидуализированные программы обучения наиболее востребованы. Это мировая практика, и нам от нее не уйти.

Как стать тьютором

Итак, мы поняли, что профессия тьютора уже востребована во многих учебных заведениях, и в ближайшие годы приобретет еще большую популярность. Но где и как можно пройти профессиональное обучение на тьютора?

В отличие от иностранных вузов, традиционно включающих обучение тьюторов в свои программы, в России готовить этих специалистов стали совсем недавно.

Обязательным для тьютора является наличие не только высшего профильного (педагогического) образования, но и дополнительного профессионального образования по направлению профессиональной деятельности в образовательной организации (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. N 10н).

Также одним из требований к квалификации тьютора является стаж педагогической работы не менее 2 лет.

Магистерские программы тьторского образования также предоставляют всего несколько вузов: тот же МГПУ, Пермский госуниверситет, Дальневосточный федеральный университет и Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.

Поэтому наилучшей возможностью для получения профессии тьютора может стать программы профессиональной переподготовки. Обучение на курсах тьюторам предлагают многие педагогические вузы, и пройти их можно как очно, так и очно-заочно. Помимо того, в некоторых учебных центрах курсы переподготовки тьюторов можно пройти дистанционно. Время обучения зависит от конкретной программы, но обычно оно достаточно длительное — более 200 часов. В основном курсы переподготовки для тьюторов в образовании подразумевают дистанционное обучение.

Курсами повышения квалификации могут воспользоваться только те, кто уже имеет высшее образование. Для поступления необходимо предоставить документ об образовании или (для студентов) — справку с места учебы. Но принимаются только лица старше 18 лет.

При выборе программы переподготовки тьютора необходимо исходить из собственных возможностей и планов (т. к. программы рассчитаны на разное время, имеют различные направления — например, работа с детьми с РАС, одаренными детьми. сопровождение инвалидов), однако специалисты советуют обратить внимание на курсы, предоставляющие возможность получить не только теоретические, но и практические знания, то есть включают интерактив, лабораторную и аналитическую работу.

Может ли родитель быть тьютором своего ребенка

Часто родители детей с особенностями развития выражают желание устроиться тьютором, чтобы сопровождать своего ребенка в процессе обучения. Эксперты считают, что это не лучший вариант и для ребенка, и для родителя. Родители для этого должны иметь соответствующее образование и пройти дополнительные курсы — без соответствующей квалификации привлекаться к работе они не должны; а ребенку совсем не полезно замыкаться в общении только на членов своей семьи. Однако как временная мера такой вариант может рассматриваться. В крайнем случае родители могут работать помощниками тьютора или сопровождающими.

Для работы с детьми в инклюзивных и коррекционных школах могут потребоваться медицинское образование или специальные навыки — такие, например, как владение языком жестов или психологическая практика.

Необходимо отметить, что тьюторство в России постоянно развивается, и как достаточно новое явление постоянно требует от специалистов активного обмена опытом. Эту роль выполняют вебинары, конференции и другие мероприятия сообщества.

Каждый год в разных регионах страны проводится Летний Университет тьюторства. Также ежегодно — традиционно в конце октября - в Москве проводится тьюторская конференция. Важными ресурсами для тьютора являются вебинары, проводимые признанными экспертами. В этой связи стоит обратить особое внимание на деятельность Межрегиональной тьютерской ассициации .

Особенности профессии, доходы и перспективы

Источник фото lookstudio/freepik

Тем, кто хочет связать свою жизнь с тьюторством, нужно понимать, что эта профессия непростая. Помимо профессиональных знаний, тьютор должен обладать рядом психологических качеств: ответственностью, дисциплинированностью, коммуникабельностью, организаторскими способностями и даже ораторским талантом. Но главное, что необходимо для того, чтобы успешно справляться с обязанностями тьютора, — это искренняя любовь к детям, без которой невозможно создать атмосферу доверия и взаимопонимания между учеником и его наставником.

Хочется добавить, что профессия тьютора находится в списке профессий будущего, а недостаток специалистов компенсируется сейчас заработной платой.

По статистике, средняя зарплата тьютора в Москве может достигать 100 тысяч рублей, в провинции — традиционно ниже. Но нужно понимать, что доход сильно зависит не только от региона, но и от статуса учебного заведения, его формы собственности и других факторов. В любом случае тьютор получает больше, чем педагог.

Кроме того, обладая уникальными знаниями и умениями, он может построить собственный бизнес: заняться репетиторством, индивидуальным предпринимательством или даже открыть собственную школу или учебный центр.


Содержание деятельности тьютора раскрыто также через характеристику его деятельности в различных организационных формах обучения. Выделены особенности реализуемых тьютором технологий, методов и форм обучения:

1) тьютором используется совокупность педагогических технологий, характерных для модели открытого дистанционного образования. Ведущую роль играют технологии и методы активного обучения – дискуссии в малых группах, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, тренинги, применение которых не ограничивается только очными формами;

2) тьютор широко использует информационные технологии для организации взаимодействия с обучающимися на расстоянии. При этом тьютор адаптирует методы открытого дистанционного обучения для использования в процессе взаимодействия в Интернет-пространстве;

3) совокупность методов, применяемых тьютором в ОДПО, обеспечивает высокую интенсивность интеракций между субъектами образовательной деятельности;

4) ролевой репертуар тьютора включает в себя две ролевые позиции (содержательный лидер, равный) и четыре роли (эксперт, транслятор знаний и опыта, проводник, фасилитатор);

5) дифференциация средств педагогической деятельности тьютора (выбор ролевого репертуара и технологий) определяется способностью обучающихся быть субъектами личностно-профессионального развития. [29]

При этом на выбор оказывает влияние еще ряд факторов: требования программы обучения, предпочтения (стили и уровень компетентности) тьютора, предпочтения и учебные стили обучающихся, организационный контекст.

Определены организационно-педагогические условия, которые необходимы для эффективного осуществления педагогической деятельности тьютора:

1) реализация тьютором дополнительных функций, которые являются обеспечивающими по отношению к педагогической деятельности;

2) наличие совокупности ряда подсистем: организационно- административного сопровождения, методической поддержки и др.;

3) освоение тьютором смежных областей деятельности и последовательная смена им позиций монитора, методиста, наставника тьюторов, разработчика программ, исследователя;

4) наличие социально-профессиональной среды тьюторов: организация интенсивных социальных коммуникаций, как формальных, так и неформальных; работа тьютора в составе разных команд, как распределенных, так и локализованных; формализация результатов работы этих команд и трансляция их другим членам тьюторского сообщества; создание избыточной информационной среды: один и тот же тьютор может работать в разных командах, переходя из одной позиции в другую, получая при этом новые знания и информацию из различных источников.[24]

Заключение

Тьюторство представляет собой особую педагогическую позицию, которая напрямую связана со специально организованной системой образования. Тьюторская деятельность изменяет учебный процесс, режим и характер занятий согласно познавательному интересу, склонностям, способностям восприятия ученика или студента. Движущие силы в тьюторской службе - это педагог-тьютор и, конечно, его подопечный.

Стоит указать, что в ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус смещен в сторону самостоятельного формирования приемлемых для студента норм, которые всегда обсуждаются с тьютором.

В современной модели образования в высшей школе тьюторство существует как в очной, так и в заочной формах обучения и опирается на открытые образовательные технологии, то есть такие, которые позволяют тьютору реализовывать сопровождение индивидуальных образовательных программ студентов.




Решая первую задачу, мы изучили предмет и цели тьюторинга, выявили, что целью тьютора зачастую является достижение целей тьюторанта, а цель педагогической деятельности тьютора - создание образовательной среды, которая поможет обучающемуся находиться в зоне ближайшего развития.

Установили, что ключевой задачей тьютора является расширение трех взаимосвязанных и взаимодополняющих пространств: предметного, социального и антропологического. Под предметным расширением понимается изменение границ изучаемого материала посредством других предметных областей. Под социальным расширением понимается анализ инфраструктуры образовательных предложений в контексте их ресурсов, а также формированием индивидуальной образовательной траектории. Под антропологическим расширением понимается совокупность образовательных целей, потребностей, личностных качеств, целей, интересов и способностей.

При решении второй задачи, мы мы описали модели тьюторства в российских вузах и за рубежом и выяснили, что тьюторская модель образования в вузах России и за рубежом построена таким образом, что в основу формирования содержания образования, подбора технологий, методов и форм организации процесса обучения положена современная концептуальная образовательная модель, предлагающая основными подходами такие, как деятельностный и компетентностный.

В программе тьюторского сопровождения в вузе России на начальном этапе предполагается определение индивидуальных и образовательных потребностей студентов, проведение различных семинаров-тренингов для выявления их личностных особенностей, а также формирование образовательной и коммуникативной компетенции, создание мотивации обучения, помощь в адаптации к процессу обучения, организации индивидуальной учебной деятельности и т.д.

При решении третьей задачи, мы выявили дидактические особенности позиции педагога и установили, что одним из факторов тьюторского сопровождения является мониторинг усвоения содержания обучения, взаимодействия студентов и преподавателей, а также моральная помощь. Поскольку зачастую студент выбирает большое количество различных дисциплин, то ему приходится сталкиваться с трудностью совмещения занятий в соответствии с расписанием.

В связи с этим тьютору необходимо разработать учебный план, чтоб не только грамотно составить расписания занятий студенту, но и следить за соблюдением норм загруженности. Можно выделить цели тьюторской деятельности: индивидуальное сопровождение студента от его стремлений к будущей профессиональной деятельности; помощь студентам в выборе и реализации их индивидуальных образовательных траекторий; помощь в приобретении опыта в форме личностных ориентаций.

Необходимо помнить, что тьютор, прежде всего, - это организатор учебного процесса студента. Он готовит необходимые материалы по организации учебного процесса, составляет индивидуальный план работы со студентами, входит в состав учебно-методической комиссии.

Тьюторство - это новая идеология, базирующаяся на иных ценностях и подходах, что ведет к необходимости освоения педагогом новой профессиональной роли, осмысления и осознания другой философии, философии индивидуализации образовательного процесса, практического освоения других технологий, включая технологии открытого образования. Освоение новой профессиональной роли эффективнее происходит в процессе тьюторского сопровождения, которые понимают и принимают философию открытого образования, профессионально владеют технологиями тьюторского сопровождения, а таких специалистов в стране пока еще очень мало.


Содержание деятельности тьютора раскрыто также через характеристику его деятельности в различных организационных формах обучения. Выделены особенности реализуемых тьютором технологий, методов и форм обучения:

1) тьютором используется совокупность педагогических технологий, характерных для модели открытого дистанционного образования. Ведущую роль играют технологии и методы активного обучения – дискуссии в малых группах, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, тренинги, применение которых не ограничивается только очными формами;

2) тьютор широко использует информационные технологии для организации взаимодействия с обучающимися на расстоянии. При этом тьютор адаптирует методы открытого дистанционного обучения для использования в процессе взаимодействия в Интернет-пространстве;

3) совокупность методов, применяемых тьютором в ОДПО, обеспечивает высокую интенсивность интеракций между субъектами образовательной деятельности;

4) ролевой репертуар тьютора включает в себя две ролевые позиции (содержательный лидер, равный) и четыре роли (эксперт, транслятор знаний и опыта, проводник, фасилитатор);

5) дифференциация средств педагогической деятельности тьютора (выбор ролевого репертуара и технологий) определяется способностью обучающихся быть субъектами личностно-профессионального развития. [29]

При этом на выбор оказывает влияние еще ряд факторов: требования программы обучения, предпочтения (стили и уровень компетентности) тьютора, предпочтения и учебные стили обучающихся, организационный контекст.

Определены организационно-педагогические условия, которые необходимы для эффективного осуществления педагогической деятельности тьютора:

1) реализация тьютором дополнительных функций, которые являются обеспечивающими по отношению к педагогической деятельности;

2) наличие совокупности ряда подсистем: организационно- административного сопровождения, методической поддержки и др.;

3) освоение тьютором смежных областей деятельности и последовательная смена им позиций монитора, методиста, наставника тьюторов, разработчика программ, исследователя;

4) наличие социально-профессиональной среды тьюторов: организация интенсивных социальных коммуникаций, как формальных, так и неформальных; работа тьютора в составе разных команд, как распределенных, так и локализованных; формализация результатов работы этих команд и трансляция их другим членам тьюторского сообщества; создание избыточной информационной среды: один и тот же тьютор может работать в разных командах, переходя из одной позиции в другую, получая при этом новые знания и информацию из различных источников.[24]

Заключение

Тьюторство представляет собой особую педагогическую позицию, которая напрямую связана со специально организованной системой образования. Тьюторская деятельность изменяет учебный процесс, режим и характер занятий согласно познавательному интересу, склонностям, способностям восприятия ученика или студента. Движущие силы в тьюторской службе - это педагог-тьютор и, конечно, его подопечный.

Стоит указать, что в ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус смещен в сторону самостоятельного формирования приемлемых для студента норм, которые всегда обсуждаются с тьютором.

В современной модели образования в высшей школе тьюторство существует как в очной, так и в заочной формах обучения и опирается на открытые образовательные технологии, то есть такие, которые позволяют тьютору реализовывать сопровождение индивидуальных образовательных программ студентов.

Решая первую задачу, мы изучили предмет и цели тьюторинга, выявили, что целью тьютора зачастую является достижение целей тьюторанта, а цель педагогической деятельности тьютора - создание образовательной среды, которая поможет обучающемуся находиться в зоне ближайшего развития.

Установили, что ключевой задачей тьютора является расширение трех взаимосвязанных и взаимодополняющих пространств: предметного, социального и антропологического. Под предметным расширением понимается изменение границ изучаемого материала посредством других предметных областей. Под социальным расширением понимается анализ инфраструктуры образовательных предложений в контексте их ресурсов, а также формированием индивидуальной образовательной траектории. Под антропологическим расширением понимается совокупность образовательных целей, потребностей, личностных качеств, целей, интересов и способностей.

При решении второй задачи, мы мы описали модели тьюторства в российских вузах и за рубежом и выяснили, что тьюторская модель образования в вузах России и за рубежом построена таким образом, что в основу формирования содержания образования, подбора технологий, методов и форм организации процесса обучения положена современная концептуальная образовательная модель, предлагающая основными подходами такие, как деятельностный и компетентностный.

В программе тьюторского сопровождения в вузе России на начальном этапе предполагается определение индивидуальных и образовательных потребностей студентов, проведение различных семинаров-тренингов для выявления их личностных особенностей, а также формирование образовательной и коммуникативной компетенции, создание мотивации обучения, помощь в адаптации к процессу обучения, организации индивидуальной учебной деятельности и т.д.

При решении третьей задачи, мы выявили дидактические особенности позиции педагога и установили, что одним из факторов тьюторского сопровождения является мониторинг усвоения содержания обучения, взаимодействия студентов и преподавателей, а также моральная помощь. Поскольку зачастую студент выбирает большое количество различных дисциплин, то ему приходится сталкиваться с трудностью совмещения занятий в соответствии с расписанием.

В связи с этим тьютору необходимо разработать учебный план, чтоб не только грамотно составить расписания занятий студенту, но и следить за соблюдением норм загруженности. Можно выделить цели тьюторской деятельности: индивидуальное сопровождение студента от его стремлений к будущей профессиональной деятельности; помощь студентам в выборе и реализации их индивидуальных образовательных траекторий; помощь в приобретении опыта в форме личностных ориентаций.

Необходимо помнить, что тьютор, прежде всего, - это организатор учебного процесса студента. Он готовит необходимые материалы по организации учебного процесса, составляет индивидуальный план работы со студентами, входит в состав учебно-методической комиссии.

Тьюторство - это новая идеология, базирующаяся на иных ценностях и подходах, что ведет к необходимости освоения педагогом новой профессиональной роли, осмысления и осознания другой философии, философии индивидуализации образовательного процесса, практического освоения других технологий, включая технологии открытого образования. Освоение новой профессиональной роли эффективнее происходит в процессе тьюторского сопровождения, которые понимают и принимают философию открытого образования, профессионально владеют технологиями тьюторского сопровождения, а таких специалистов в стране пока еще очень мало.

Читайте также: