Содержание и специфика деятельности тьютора кратко
Обновлено: 02.07.2024
Лекция 2 Методика тьюторского сопровождения
2.1.Классификация форм и методов тьюторского сопровождения
В дидактике тьютор – это позиция, сопровождающая, поддерживающая процесс самообразования, индивидуальный образовательный поиск, осуществляющая поддержку разработки и реализации индивидуальных образовательных проектов и программ. На языке простом тьютор – это наставник.
Тьюторское сопровождение – это педагогическая деятельность по индивидуализации образования, направленная на выявление и развитие образовательных мотивов и интересов учащегося, поиск образовательных ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, на работу с образовательным заказом семьи, формирование учебной и образовательной рефлексии учащегося.
Актуальность: Одна из проблем, которая стоит перед учителем современной общеобразовательной школы, это низкий уровень заинтересованности учащихся и отсутствие мотиваций к получению знаний. Перед учителем стоит задача пробудить в детях личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться в жизни.
На практике хорошо себя показали следующие формы тьюторского сопровождения.
· Индивидуальная тьюторская консультация (беседа) - индивидуальная организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого учащегося.
· Групповая тьюторская консультация.
На этих занятиях, реализуется тьюторское сопровождение индивидуальных
образовательных программ школьников с похожими познавательными интересами. Педагог - тьютор одновременно осуществляет несколько видов работы: мотивационную, коммуникативную и рефлексивную. Тематику предстоящей тьюторской консультации желательно обсуждать вместе со всеми тьюторантами в группе. С одной стороны, это создает атмосферу доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества во время проведения самой консультации, а с другой, обеспечивает продуктивность консультации. [3].
· Тьюториал (учебный тьюторский семинар)
Тьюториал это активное групповое обучение, направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей школьников. Это открытое учебное занятие с применением методов интерактивного и интенсивного обучения. Тьюториал также имеет своей целью оживить и разнообразить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность школьников, вызвать проявление творческих способностей, побудить к применению теоретических знаний на практике. В роли ведущих тьюториала выступают тьюторы или преподаватели, осуществляющие тьюторское сопровождение школьников. Иногда ведущими тьюториала могут быть старшие школьники, имеющие опыт в данной области знаний [2].
Такая работа способствует овладению учащимися технологий индивидуальной и групповой рефлексии; выработке критериев оценки результатов эффективности индивидуальной и групповой работы.
В последнее время тренинги всё активнее применяются и преподавателями, и тьюторами как одна из эффективных форм организации тьюторского сопровождения. Освоение необходимых умений и навыков во время тренинга предполагает не только их запоминание, но и непосредственное использование на практике сразу же, в ходе тренинговой работы. В тренингах, так же как и в тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры, работа с электронными определителями и определителями на печатной основе, моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. [2].
Выбор каждый раз конкретных форм, методов и технологий самой тьюторской работы является строго индивидуальным выбором тьютора и зависит как от возрастных и личностных особенностей школьника, так и от личностных и профессиональных предпочтений самого тьютора.
Необходимо помнить, что для проведения тренингов с детьми и подростками необходимы специальные знания и навыки.
· Образовательное событие
В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения учащихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть: экскурсии в природу, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и др.
Методы тьюторского сопровождения:
- методы практикоориентированной деятельности
- методы проблемного обучения (разрешение проблемных ситуаций, метод обучающего кейса),
- проектные методы (разработка и защита ИОП, проекта, портфолио),
- психодиагностические (анкетирование, психологическая диагностика, индивидуальное и групповое консультирование, профконсультирование),
- методы активного обучения,
- методы анализа самоанализа (рефлексия, рефлексивный отчет образовательных целей, деятельности по их достижению, анализ и самоанализ способностей, склонностей)
- методы самостоятельной работы обучающегося (индивидуально и в группах).
2.2.Технология тьюторского сопровождения.
Под педагогическим тьюторским сопровождением можно понимать такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.
Технологии и методики, которые тьютор может использовать в своей работе с учащимися, – это технологии открытого образования.
Тьюторская деятельность может быть реализована с помощью:
• технологии работы с портфолио;
• технологии группового и индивидуального консультирования;
• технологии профильных и профессиональных проб;
• активизирующей методики Н.С. Пряжникова;
Характеристика типовых задач тьютора в отношении обучающихся в дистанционном обучении
Типовые задачи
Действия тьютора
Знакомство (вхождение в деятельность)
· Определение целей и задач совместной деятельности.
· Оказание психологической поддержки, снятие барьеров,
· Диагностика начального и текущего состояния обучающихся.
· Разработка стратегии работы группы на презентацию.
· Определение собственной роли и позиции в группе.
· Обеспечение принятия обучающимися учебных задач, проблем. Вовлечение обучающихся в процесс совместного целеполагания на обучение.
· Определение учебного потенциала группы.
· Установление контакта с обучающимися и контакта обучающихся друг с другом.
· Создание комфортной и безопасной атмосферы в группе.
· Постановка перед обучающимися творческих задач, проблем. Определение сильных и слабых сторон деятельности обучающихся.
· Включение обучающихся в активную работу.
· Выделение индивидуальных проблем обучающихся.
· Отбор тем и проблем для обсуждения с обучающимися.
· Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.
· Определение трудностей обучающихся, возникающих входе работы.
· Вовлечение всех обучающихся в работу группы.
· Формулирование проблемных вопросов, заданий,
· позволяющих активизировать обучающихся.
· Работа с проблемами, предложенными группой.
Организация изучения концепций курса
· Объяснение сложных вопросов, концепций,
· Системное представление концепций курса,
· Выделение главных идей в теме, курсе,
· Организация работы обучающихся с кейс-стади.
· Объяснение концепций курса.
· Демонстрация связи курса с реальной практикой
· Обучение обучающихся умениям работать с ситуацией,
· видеть и формулировать проблему.
· Представление более полного и более широкого, чем
· в материалах курса, взгляда на изучаемую область.
· Подготовка и чтение мини-лекций.
· Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся.
· Работа с проблемами, предложенными группой.
· Оформление опыта обучающихся.
· Обзор материалов всего курса.
· Выделение в текстах (письменных и устных) обучающихся
· идей, адекватных изучаемым материалам.
· Оценка адекватности применения концепций.
Организация групповой и индивидуальной
· Организация групповой работы,
· Обучение обучающихся навыкам рефлексии,
· Обучение обучающихся практическому применению работы концепций.
· Организация межгруппового взаимодействия.
· Выбор адекватных методов обучения.
· Обучение обучающихся навыкам самостоятельной работы.
· Вовлечение всех обучающихся в работу группы.
· Обучение обучающихся навыкам эффективного общения.
· Выбор и использование разнообразных групповых упражнений.
· Обобщение идей, предложенных группами и отдельными обучающимися.
· Формулирование проблемных вопросов, заданий, позволяющих активизировать обучающихся. Обучение обучающихся способам рационального мышления.
Организация обратной связи и рефлексии
· Определение сильных и слабых сторон в деятельности
· Выделение индивидуальных проблем обучающегося;
· диагностика начального и текущего состояния обучающихся.
· Определение успехов и слабых сторон каждого обучающегося.
· Организация обратной связи.
· Определение трудностей обучающихся, возникающих в ходе работы.
· Контроль динамики изменения обучающихся от занятия к занятию.
· Проведение рефлексии собственной деятельности.
· Оказание помощи обучающемуся при построении индивидуальной программы развития.
· Формулирование комментариев, объясняющих ошибки обучающихся, поясняющих трудные моменты в материалах.
· Предоставление обучающимся советов по организации личной работы.
· Выбор собственной линии поведения в ответ на негативные проявления обучающихся.
· Организация анализа обучающимися собственной деятельности, своих сильных и слабых сторон.
· Обучение обучающихся анализу своих успехов и ошибок.
Несмотря на большой список задач тьютора выделяют общее – функции тьютора в отношении обучающихся.
Основными функциями тьютора в отношении обучающихся выделяют следующие:
· диагностика состояния и процесса обучения обучающихся;
· мотивация и вовлечение обучающихся;
· управление деятельностью и мыследеятельностью обучающихся;
· коррекция деятельности обучающихся;
· контроль выполнения заданий;
· рефлексия деятельности (своей и обучающихся).
Рассмотрим как, сопоставляются эти функции с типовыми задачами тьютора по отношению к обучающимся (табл. 2):
Современному образованию необходимы квалифицированные специалисты в области тьюторства, призванные обеспечить выявление индивидуальных образовательных запросов своих подопечных, осуществлять организационную, консультационную и иную помощь при разработке и реализации индивидуальных образовательных сценариев, программ, маршрутов, проектов.
Сущность и специфика профессиональной тьюторской деятельности
Такой популярности и востребованности профессии способствуют следующие факторы.
Во-первых, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны государства. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов, основанных на принципах индивидуализации и других принципах открытого образования. Полноценная реализация стандартов возможна при наличии в образовании профессиональных тьюторов и/или педагогов с тьюторской компетентностью.
Именно профессиональный тьютор организует совместное обсуждение с обучающимся, его семьёй индивидуальных образовательных запросов, потребностей, целей, помогает оформить заказ на образование, сопровождает продвижение обучающегося по индивидуальной траектории в пространстве образовательных учреждений.
Государство четко определило курс на развитие научно-технического творчества, на организацию проектной, исследовательской и иной деятельности детей и юношества. Тьюторское сопровождение на данном направлении придаст новый импульс этим видам деятельности, позволит в полном объеме реализовать их потенциал. Тьютор создает условия для осознания молодыми людьми проектной и исследовательской деятельности как культурных способов взаимодействия человека и ситуации, решения человеком образовательных, профессиональных, производственных и жизненных проблем.
Обязательства России по выполнению Болонских соглашений предполагают такое переустройство высшего профессионального образования, в котором ключевую позицию будет занимать тьютор - представитель профессии, предполагающей особое сопровождение разработки и реализации каждым студентом индивидуальной образовательной программы, предусматривающей профессиональное становление и развитие.
Во-вторых, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны общества. Это связано с существующими политическими, социально-экономическими и нравственными тенденциями в современной России. Прежде всего, эта потребность продиктована становлением и развитием гражданского общества, принципиально новой позицией человека в нем. Передовая часть общества поддерживает модернизацию системы образования, так как стремится к возможности иметь диплом о высшем образовании международного образца.
В-третьих, оформляется заказ на тьюторское сопровождение со стороны обучающегося. У современного человека значительно возрастает потребность в самоактуализации, самообразовании, самореализации, что может стать результатами тьюторского сопровождения.
Обучающийся осознает необходимость разработки и реализации личной образовательной, профессиональной, жизненной программы, продвижения по индивидуальной образовательной траектории. Также растет востребованность приобретения им опыта осознанного и ответственного выбора, включая опыт осознанного отказа от чего-либо. Актуализируется необходимость формирования субъектной позиции, позволяющей добиваться успеха в различных сферах жизни личности и общества.
Очевиден заказ на тьюторскую деятельность в обществе. Возникает закономерный вопрос: чем принципиально отличается профессиональная тьюторская деятельность от других социально-педагогических профессий? В чем её сущность?
В общих чертах можно отметить следующее: традиционные социально-педагогические профессии направлены в большей степени на усвоение норм. Тьюторы же создают среду и условия для освоения нового, работают с непознанным, неопределенностью, инновациями.
Учитель-предметник при его гуманистической направленности отвечает за предметное обучение. Целью его профессиональной деятельности является обеспечение усвоения и освоения обучающимся основ науки, которую он преподает. Содержание, которое должен освоить обучающийся определяется государственным образовательным стандартом и учебной программой дисциплины. Даже при организации обучения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся учитель-предметник не может до конца выйти за рамки программы. Учитель-предметник в первую очередь озабочен освоением стандартов и успешной сдачей выпускниками основной и средней школы соответственно ГИА и ЕГЭ по предмету, т. к. он несет ответственность за обучение.
Предметом профессиональной деятельности психолога в системе образования является психика субъектов образовательной деятельности. Целью профессиональной деятельности психолога является сохранение и укрепление их психического здоровья, создание и поддержание в коллективе образовательного учреждения благоприятного психологического климата, диагностика психологических особенностей обучающихся с целью их учета педагогами в практической деятельности.
Работа классного руководителя направлена на формирование классного коллектива. Его профессиональными целями является обеспечение соблюдения каждым членом классного коллектива принятых в образовательном учреждении правил и норм.
Классный руководитель пытается удержать и обеспечить эффективную деятельность ученика в учебном пространстве школы, он следит за успеваемостью и посещаемостью, обеспечивает коммуникацию семьи со школой, школы с семьей. Зона ответственности классного руководителя - классный коллектив, ученик как член коллектива, соблюдение им установленных в коллективе норм.
Целью деятельности социального педагога является успешная социализация каждого ребенка, нахождение каждым ребенком своего места в обществе, освоение им комфортных и приемлемых для него и для общества социальных ролей. Социальный педагог в российском образовании работает, прежде всего, с детьми из проблемных, сложных, социально запущенных семей. Его работа тесно связана с работой инспекторов по делам несовершеннолетних, он являются связующим звеном между ребенком и педагогами, отстаивая позицию ребенка. Кроме того, социальные педагоги занимаются вопросами оказания социальной помощи и поддержки семье и ребенку.
В отличие от предыдущих профессий, целью профессиональной тьюторской деятельности является сопровождение разработки и реализации каждым обучающимся индивидуальной образовательной программы.
Появление профессиональной и должностной позиции тьютора в образовательном учреждении как раз целесообразно в том случае, если возникает необходимость, становится актуальным и ценным для администрации школы, обучающихся, педагогического коллектива и родительского сообщества предоставление возможности обучающимся на разработку и реализацию полномасштабной индивидуальной образовательной программы. В других случаях можно ограничиться педагогами с тьюторской компетентностью.
Из сказанного можно сделать вывод, что современному образованию необходимы квалифицированные специалисты в области тьюторства, призванные обеспечить выявление индивидуальных образовательных запросов своих подопечных, осуществить организационную, консультационную и иную помощь при разработке и реализации индивидуальных образовательных сценариев, программ, маршрутов, проектов. Поэтому так актуальна задача по организации специальной подготовки профессиональных тьюторов. Это позволит расширить и модернизировать традиционные функции педагога, привести их в соответствие с требованиями времени, с образовательными запросами общества и образовательным заказом государства.
При отсутствии комплексного решения проблем подготовки квалифицированных современных педагогических кадров невозможен переход образовательной системы России в инновационный режим эффективного развития.
Многие родители предпочитают учить своих детей дома или в специальных школах. Для того чтобы ребенок получил хорошее образование и проявил свои способности в полную силу, они ищут подходящих специалистов. Предложений много, один из них — тьютор. Кто это и чем занимается представитель этой профессии, знают не все. Хотя именно его помощь необходима в подобных ситуациях.
Особенности профессии
Тьютор помогает ученикам открыть свои способности, выбрать направление развития. Часто в его должностные обязанности входят занятия с детьми, которые отличаются от других. Специалист создает подходящие условия для ребенка с ограниченными физическими или умственными возможностями, всесторонне развивает его, позволяет реализовать творческий и интеллектуальный потенциал.
Заниматься с учениками тьютор может лично на индивидуальных или групповых уроках. А также он проводит уроки дистанционно в онлайн-режиме. Для работы специалист должен получить высшее или среднее специальное образование, закончить педагогические и психологические курсы.
Обязанности тьютора
Работа заключается не только в проведении уроков и общении с детьми. Специалист выполняет сразу несколько функций. В обязанности тьютора входит:
- разработка методической литературы;
- распределение ресурсов для успешной учебы;
- проведение индивидуальных тренингов;
- выявление нарушений в психике ребенка;
- консультирование учеников, родителей и преподавателей;
- организация взаимоотношения школьников с учителями;
- помощь выпускникам с выбором профессии.
Тьютор способствует тому, чтобы у детей был стимул к обучению. Он разрабатывает специальные методические планы для индивидуальной работы с каждым ребенком, занимается оценкой и распределением ресурсов, чем обеспечивает успешность образовательного процесса. Проводит личные беседы и тренинги.
Специфика деятельности заключается в том, что педагог на ранних стадиях выявляет у ребенка эмоциональные и психологические нарушения, которые мешают обучению.
Он консультирует родителей, самих детей, преподавательский состав, улучшает их профильные навыки и обучающие технологии.
А также должностная инструкция включает помощь выпускникам в сфере профориентации. Тьютор выявляет наклонности ученика, его интересы, оценивает его способности и любовь к труду, соответствие характера выбранной профессии. Специалист организовывает конструктивное взаимодействие преподавателей с учащимися, рассматривает их позиции в конфликтных ситуациях. Он координирует деятельность учителей в заведениях, где обучаются дети с отклонениями.
Все свои функции специалист выполняет по методам работы тьютора: он собирает и систематизирует информацию, оформляет учебные планы соответственно требованиям и оценивает результаты труда.
Уровень заработной платы
Сколько получает тьютор в России, зависит от его квалификации, региона, количества отработанных часов и места работы. Зарплата в Москве достигает 50−90 000 рублей, но начальный оклад составляет 35 000. В Санкт-Петербурге деятельность такого педагога оплачивают в размере 40−45 тыс. руб. В менее развитых регионах зарплата тьютора не поднимается выше 35 000, но за качественное выполнение своих обязанностей он может получать доплату.
Многие специалисты предпочитают почасовую оплату, так как они часто занимаются с учениками вне государственных заведений. Обычная ставка педагога на территории стран СНГ составляет 200 рублей в час. Современные родители не жалеют денег на образование своих детей, поэтому зарплата педагогов с каждым годом растет. Если специалист окончил вуз, прошел несколько курсов, хорошо знает свою работу и качественно ее выполняет, то его ставка будет повышаться.
Открытых вакансий для тьюторов множества. Они могут найти себе работу в столице, регионах и за пределами России — в Беларуси, Украине и других странах СНГ. В Москве максимальный уровень заработной платы на 2019 год достигает 145 000 рублей в месяц, в Санкт-Петербурге — до 30 тыс., как и в небольших городах.
Требования к специалистам
Родители и директора учебных заведений выдвигают определенные требования к тьюторам. Современный квалифицированный специалист должен им соответствовать. Основные из них:
- тактичность;
- стрессоустойчивость;
- ответственность;
- организованность;
- оптимистичный настрой;
- аналитическое мышление;
- принципиальность;
- терпеливость.
Цель работы специалиста — повысить уровень знаний ребенка. Для этого он должен быть всесторонне развитым и уметь творчески мыслить. Ему приходится работать с разными детьми, поэтому нужно запастись терпением и искать свой подход к каждому. В этом деле помогут тактичность, терпеливость и неконфликтность.
Но тьютор также должен проявлять строгость и правильно вести себя с учениками. Неприемлем не соответствующий педагогу внешний вид и неадекватное поведение. Дети должны уважать и слушать специалиста. Даже при совмещении работы в учебных заведениях и индивидуальных занятий тьютор остается ответственным и оптимистичным.
Требуется также достойный уровень образования. Диплом тьютора можно получить в государственном гуманитарном, педагогическом и психолого-педагогическом университетах. Для регионов достаточно окончить колледж или курсы по педагогике и психологии.
Навыки, которыми должен обладать тьютор:
- опыт развивающего обучения;
- уверенный пользователь ПК;
- умение анализировать разные уровни развития и обучения детей;
- практика в использование современных технологических средств;
- навыки самостоятельного развития.
Специалист должен знать основы психологии, педагогики, воспитательной работы и этики, гигиены и физиологии, а также разбираться в методиках мониторинга образовательных процессов.
Спросом пользуются тьюторы в возрасте от 27 до 40 лет с опытом работы или без него. Государственные учреждения готовы взять на должность специалиста, который прошел подготовку в учебном заведении или на курсах. Но предпочтение все же отдают тем, кто уже имеет опыт работы педагогом, учителем или воспитателем.
Условия работы
Тьюторов приглашают в разные частные и государственные заведения. Но условия работы редко привлекают молодых специалистов. Трудиться придется самостоятельно, проводя индивидуальные занятия с учениками, или в коллективе. В школах для тьюторов обустроены кабинеты, но они редко отдельные — обычно специалисты делят их с другими преподавателями.
График зависит от времени работы и расписания учебного заведения и нагрузки педагога. День не нормирован, постоянно возникают дополнительные нагрузки в сопровождении домашней подготовки. Карьерный рост у тьютора возможен.
При должном выполнении своих обязанностей и работы сверх нормы он может занять должность руководителя заведения или открыть собственный центр дистанционного обучения, школу, колледж. Специалисты востребованы также в детских садах, техникумах и гимназиях, университетах, частных центрах, благотворительных ассоциациях и в учреждениях инклюзивного образования.
Профессия тьютора довольно востребована, а при должном уровне образования она принесет высокий доход.
Специалист может помогать детям с проблемным здоровьем и их родителям. Но частые стрессы, тяжелая психологическая нагрузка, эмоциональная напряженность и недостаток свободного времени отпугивают молодых тьюторов. Более опытные с удовольствием выполняют свои обязанности.
В современную российскую систему образования понятие тьютор вошло лишь в 2008 году. Но в мировой практике оно существует еще со времен Средневековья: по некоторым данным, тьюторы появились в английских университетах — Кембридже и Оксфорде — в ХIII-XIV веках. Тогда к каждому студенту прикреплялся индивидуальный консультант, тьютор, который давал ему советы по выбору курсов, обучению, поведению.
В России это слово практически не использовалось до последнего времени, но это не значит, что функции тьютора никто не выполнял: гувернеры в богатых семьях или монастырские наставники в дореволюционной России; репетиторы, существовавшие во все времена — всех этих людей в той или иной степени можно назвать тьюторами. Разберемся, в чем специфика профессии тьюторов, где они трудятся и как ими стать.
Кто такой тьютер
Источник фото freepik
Наставник, опекун. Именно так переводится слово tutor с английского языка. В обязанности этого специалиста входит помощь ребенку в поиске своего места в жизни (звучит пафосно, но, по сути, так и есть).
Тьютор курирует развитие одновременно 5-6 своих подопечных, которых ведет много лет — зачастую с их раннего детства и до самого выпуска. За это время тьютер устанавливает не только доверительные, но и очень эффективные отношения с ребенком, что позволяет им совместно выработать индивидуальную программу обучения с учетом всех особенностей ребенка — физических, интеллектуальных, психологических.
С кем занимаются тьюторы
В обществе часто неправильно воспринимают функции тьютора — как помощника в обучении ребенка с особенностями развития в инклюзивной школе или детском саду. Безусловно, детей с ограниченными возможностями здоровья нужно курировать, — и эту функцию часто выполняют тьюторы, — но на деле область их деятельности значительно шире.
Тьюторы могут и должны заниматься не только с отстающими, но и, наоборот, с талантливыми детьми, для которых стандартная программа настолько проста, что они теряют к ней интерес, что может негативно сказаться на всей их судьбе в дальнейшем. В этом случае для учащегося разрабатывается программа, учитывающая его способности.
Бывают и дети, которым сложно находить общий язык со сверстниками или педагогами, и это тоже влияет на процесс обучения. Помощь тьютора, выработанная им совместно с ребенком тактика поведения должны снять проблему.
Но и это еще не все. В идеале тьюторство — это в первую очередь сопровождение индивидуальной программы развития, а не освоение программы обучения. Такая программа нужна любому ребенку, в том числе тому, который не испытывает проблем с учебой.
Особенности работы тьютора в детском саду
Сопровождение ребенка направлено в основном на помощь в выполнении чисто технических моментов (одевание, еда, самообслуживание, гигиенические навыки и так далее) и его может выполнять и неквалифицированный специалист — в том числе родители ребенка, его близкие, студенты.
Тьютор обязательно должен иметь профильное образование, обладать необходимыми знаниями и навыками. Его цель — помочь успешному включению ребенка с особенностями развития в образовательную среду детского сада.
Основными задачами тьютора в детском саду, таким образом, становятся:
- выявление индивидуальных особенностей, интересов, способностей, проблем, затруднений воспитанника;
- вовлечение ребенка в разработку его индивидуальных образовательных маршрутов, проектов;
- подбор методических средств для создания индивидуальной образовательной программы ребенка;
- адаптация ребенка к коллективу;
- -контроль результатов реализации индивидуальной программы.
Тьютор в своей работе должен действовать заодно с родителями ребенка и воспитателем — обмениваться наблюдениями, фиксировать положительные или отрицательные изменения в поведении и состоянии ребенка, корректировать свою работу и образовательную программу в соответствии с ними.
Обычно все связанное с состоянием и развитием ребенка фиксируется тьютором в дневнике наблюдений и диагностических картах.
Основным результатом работы тьютора в детском саду является адаптация ребенка к жизни в коллективе, приведение его к такому состоянию, когда он сам осознает свои умения и особенности, знает, как пользоваться своими сильными сторонами и учитывать слабости; имеет интеллектуальное развитие соответствующее возрасту — то есть готов к школе.
Тьютор в средней школе
Источник фото ArthurHidden/freepik
В системе среднего образование с работой тьюторов знакомы, в основном, в инклюзивных школах, учреждениях для одаренных детей и инновационных учебных заведениях. Также тьюторы работают с детьми, находящимися на домашнем обучении.
Считается, что этими случаями необходимость в составлении индивидуальных планов обучения и развития для школьников ограничивается. Это неправильно и несправедливо. И в обычной школе все дети разные, и каждому из них совсем не помешает наставник, который поможет им осознать и раскрыть свои таланты, направит его развитие по пути наибольшей эффективности. Особенно это актуально для старшеклассников, стоящих перед ответственным выбором будущей профессии.
Кроме того, тьютор в школе:
- помогает адаптироваться в травматичной для ребенка ситуации перехода из ДОУ в школу и дальше: из начальной школы в среднюю — старшую — в ВУЗ;
- способствует установлению контактов со сверстниками;
- учит адекватному восприятию возникающих в ходе обучения проблем и методам их оптимального разрешения;
- составляет индивидуальную программу обучения и контролирует ее выполнение.
И именно тут возникает главная сложность. В инновационной, коррекционной школе или на домашнем обучении индивидуализация программ обучения обусловлена самой системой, — а что делать в обычной школе, где все учащиеся должны пройти определенную программу и сдать стандартные тесты? Готовы ли школы к тому, чтобы повсеместно вводить тьюторов, а значит, и индивидуализировать образование для каждого ребенка?
Именно в этой системе — не ограниченной жестко единой для всех учебной программой, а построенной с учетом различных образовательных запросов, — индивидуализированные программы обучения наиболее востребованы. Это мировая практика, и нам от нее не уйти.
Как стать тьютором
Итак, мы поняли, что профессия тьютора уже востребована во многих учебных заведениях, и в ближайшие годы приобретет еще большую популярность. Но где и как можно пройти профессиональное обучение на тьютора?
В отличие от иностранных вузов, традиционно включающих обучение тьюторов в свои программы, в России готовить этих специалистов стали совсем недавно.
Обязательным для тьютора является наличие не только высшего профильного (педагогического) образования, но и дополнительного профессионального образования по направлению профессиональной деятельности в образовательной организации (Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. N 10н).
Также одним из требований к квалификации тьютора является стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Магистерские программы тьторского образования также предоставляют всего несколько вузов: тот же МГПУ, Пермский госуниверситет, Дальневосточный федеральный университет и Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет.
Поэтому наилучшей возможностью для получения профессии тьютора может стать программы профессиональной переподготовки. Обучение на курсах тьюторам предлагают многие педагогические вузы, и пройти их можно как очно, так и очно-заочно. Помимо того, в некоторых учебных центрах курсы переподготовки тьюторов можно пройти дистанционно. Время обучения зависит от конкретной программы, но обычно оно достаточно длительное — более 200 часов. В основном курсы переподготовки для тьюторов в образовании подразумевают дистанционное обучение.
Курсами повышения квалификации могут воспользоваться только те, кто уже имеет высшее образование. Для поступления необходимо предоставить документ об образовании или (для студентов) — справку с места учебы. Но принимаются только лица старше 18 лет.
При выборе программы переподготовки тьютора необходимо исходить из собственных возможностей и планов (т. к. программы рассчитаны на разное время, имеют различные направления — например, работа с детьми с РАС, одаренными детьми. сопровождение инвалидов), однако специалисты советуют обратить внимание на курсы, предоставляющие возможность получить не только теоретические, но и практические знания, то есть включают интерактив, лабораторную и аналитическую работу.
Может ли родитель быть тьютором своего ребенка
Часто родители детей с особенностями развития выражают желание устроиться тьютором, чтобы сопровождать своего ребенка в процессе обучения. Эксперты считают, что это не лучший вариант и для ребенка, и для родителя. Родители для этого должны иметь соответствующее образование и пройти дополнительные курсы — без соответствующей квалификации привлекаться к работе они не должны; а ребенку совсем не полезно замыкаться в общении только на членов своей семьи. Однако как временная мера такой вариант может рассматриваться. В крайнем случае родители могут работать помощниками тьютора или сопровождающими.
Для работы с детьми в инклюзивных и коррекционных школах могут потребоваться медицинское образование или специальные навыки — такие, например, как владение языком жестов или психологическая практика.
Необходимо отметить, что тьюторство в России постоянно развивается, и как достаточно новое явление постоянно требует от специалистов активного обмена опытом. Эту роль выполняют вебинары, конференции и другие мероприятия сообщества.
Каждый год в разных регионах страны проводится Летний Университет тьюторства. Также ежегодно — традиционно в конце октября - в Москве проводится тьюторская конференция. Важными ресурсами для тьютора являются вебинары, проводимые признанными экспертами. В этой связи стоит обратить особое внимание на деятельность Межрегиональной тьютерской ассициации .
Особенности профессии, доходы и перспективы
Источник фото lookstudio/freepik
Тем, кто хочет связать свою жизнь с тьюторством, нужно понимать, что эта профессия непростая. Помимо профессиональных знаний, тьютор должен обладать рядом психологических качеств: ответственностью, дисциплинированностью, коммуникабельностью, организаторскими способностями и даже ораторским талантом. Но главное, что необходимо для того, чтобы успешно справляться с обязанностями тьютора, — это искренняя любовь к детям, без которой невозможно создать атмосферу доверия и взаимопонимания между учеником и его наставником.
Хочется добавить, что профессия тьютора находится в списке профессий будущего, а недостаток специалистов компенсируется сейчас заработной платой.
По статистике, средняя зарплата тьютора в Москве может достигать 100 тысяч рублей, в провинции — традиционно ниже. Но нужно понимать, что доход сильно зависит не только от региона, но и от статуса учебного заведения, его формы собственности и других факторов. В любом случае тьютор получает больше, чем педагог.
Кроме того, обладая уникальными знаниями и умениями, он может построить собственный бизнес: заняться репетиторством, индивидуальным предпринимательством или даже открыть собственную школу или учебный центр.
Содержание деятельности тьютора раскрыто также через характеристику его деятельности в различных организационных формах обучения. Выделены особенности реализуемых тьютором технологий, методов и форм обучения:
1) тьютором используется совокупность педагогических технологий, характерных для модели открытого дистанционного образования. Ведущую роль играют технологии и методы активного обучения – дискуссии в малых группах, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, тренинги, применение которых не ограничивается только очными формами;
2) тьютор широко использует информационные технологии для организации взаимодействия с обучающимися на расстоянии. При этом тьютор адаптирует методы открытого дистанционного обучения для использования в процессе взаимодействия в Интернет-пространстве;
3) совокупность методов, применяемых тьютором в ОДПО, обеспечивает высокую интенсивность интеракций между субъектами образовательной деятельности;
4) ролевой репертуар тьютора включает в себя две ролевые позиции (содержательный лидер, равный) и четыре роли (эксперт, транслятор знаний и опыта, проводник, фасилитатор);
5) дифференциация средств педагогической деятельности тьютора (выбор ролевого репертуара и технологий) определяется способностью обучающихся быть субъектами личностно-профессионального развития. [29]
При этом на выбор оказывает влияние еще ряд факторов: требования программы обучения, предпочтения (стили и уровень компетентности) тьютора, предпочтения и учебные стили обучающихся, организационный контекст.
Определены организационно-педагогические условия, которые необходимы для эффективного осуществления педагогической деятельности тьютора:
1) реализация тьютором дополнительных функций, которые являются обеспечивающими по отношению к педагогической деятельности;
2) наличие совокупности ряда подсистем: организационно- административного сопровождения, методической поддержки и др.;
3) освоение тьютором смежных областей деятельности и последовательная смена им позиций монитора, методиста, наставника тьюторов, разработчика программ, исследователя;
4) наличие социально-профессиональной среды тьюторов: организация интенсивных социальных коммуникаций, как формальных, так и неформальных; работа тьютора в составе разных команд, как распределенных, так и локализованных; формализация результатов работы этих команд и трансляция их другим членам тьюторского сообщества; создание избыточной информационной среды: один и тот же тьютор может работать в разных командах, переходя из одной позиции в другую, получая при этом новые знания и информацию из различных источников.[24]
Заключение
Тьюторство представляет собой особую педагогическую позицию, которая напрямую связана со специально организованной системой образования. Тьюторская деятельность изменяет учебный процесс, режим и характер занятий согласно познавательному интересу, склонностям, способностям восприятия ученика или студента. Движущие силы в тьюторской службе - это педагог-тьютор и, конечно, его подопечный.
Стоит указать, что в ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус смещен в сторону самостоятельного формирования приемлемых для студента норм, которые всегда обсуждаются с тьютором.
В современной модели образования в высшей школе тьюторство существует как в очной, так и в заочной формах обучения и опирается на открытые образовательные технологии, то есть такие, которые позволяют тьютору реализовывать сопровождение индивидуальных образовательных программ студентов.
Решая первую задачу, мы изучили предмет и цели тьюторинга, выявили, что целью тьютора зачастую является достижение целей тьюторанта, а цель педагогической деятельности тьютора - создание образовательной среды, которая поможет обучающемуся находиться в зоне ближайшего развития.
Установили, что ключевой задачей тьютора является расширение трех взаимосвязанных и взаимодополняющих пространств: предметного, социального и антропологического. Под предметным расширением понимается изменение границ изучаемого материала посредством других предметных областей. Под социальным расширением понимается анализ инфраструктуры образовательных предложений в контексте их ресурсов, а также формированием индивидуальной образовательной траектории. Под антропологическим расширением понимается совокупность образовательных целей, потребностей, личностных качеств, целей, интересов и способностей.
При решении второй задачи, мы мы описали модели тьюторства в российских вузах и за рубежом и выяснили, что тьюторская модель образования в вузах России и за рубежом построена таким образом, что в основу формирования содержания образования, подбора технологий, методов и форм организации процесса обучения положена современная концептуальная образовательная модель, предлагающая основными подходами такие, как деятельностный и компетентностный.
В программе тьюторского сопровождения в вузе России на начальном этапе предполагается определение индивидуальных и образовательных потребностей студентов, проведение различных семинаров-тренингов для выявления их личностных особенностей, а также формирование образовательной и коммуникативной компетенции, создание мотивации обучения, помощь в адаптации к процессу обучения, организации индивидуальной учебной деятельности и т.д.
При решении третьей задачи, мы выявили дидактические особенности позиции педагога и установили, что одним из факторов тьюторского сопровождения является мониторинг усвоения содержания обучения, взаимодействия студентов и преподавателей, а также моральная помощь. Поскольку зачастую студент выбирает большое количество различных дисциплин, то ему приходится сталкиваться с трудностью совмещения занятий в соответствии с расписанием.
В связи с этим тьютору необходимо разработать учебный план, чтоб не только грамотно составить расписания занятий студенту, но и следить за соблюдением норм загруженности. Можно выделить цели тьюторской деятельности: индивидуальное сопровождение студента от его стремлений к будущей профессиональной деятельности; помощь студентам в выборе и реализации их индивидуальных образовательных траекторий; помощь в приобретении опыта в форме личностных ориентаций.
Необходимо помнить, что тьютор, прежде всего, - это организатор учебного процесса студента. Он готовит необходимые материалы по организации учебного процесса, составляет индивидуальный план работы со студентами, входит в состав учебно-методической комиссии.
Тьюторство - это новая идеология, базирующаяся на иных ценностях и подходах, что ведет к необходимости освоения педагогом новой профессиональной роли, осмысления и осознания другой философии, философии индивидуализации образовательного процесса, практического освоения других технологий, включая технологии открытого образования. Освоение новой профессиональной роли эффективнее происходит в процессе тьюторского сопровождения, которые понимают и принимают философию открытого образования, профессионально владеют технологиями тьюторского сопровождения, а таких специалистов в стране пока еще очень мало.
Содержание деятельности тьютора раскрыто также через характеристику его деятельности в различных организационных формах обучения. Выделены особенности реализуемых тьютором технологий, методов и форм обучения:
1) тьютором используется совокупность педагогических технологий, характерных для модели открытого дистанционного образования. Ведущую роль играют технологии и методы активного обучения – дискуссии в малых группах, мозговой штурм, анализ конкретных ситуаций, ролевые игры, тренинги, применение которых не ограничивается только очными формами;
2) тьютор широко использует информационные технологии для организации взаимодействия с обучающимися на расстоянии. При этом тьютор адаптирует методы открытого дистанционного обучения для использования в процессе взаимодействия в Интернет-пространстве;
3) совокупность методов, применяемых тьютором в ОДПО, обеспечивает высокую интенсивность интеракций между субъектами образовательной деятельности;
4) ролевой репертуар тьютора включает в себя две ролевые позиции (содержательный лидер, равный) и четыре роли (эксперт, транслятор знаний и опыта, проводник, фасилитатор);
5) дифференциация средств педагогической деятельности тьютора (выбор ролевого репертуара и технологий) определяется способностью обучающихся быть субъектами личностно-профессионального развития. [29]
При этом на выбор оказывает влияние еще ряд факторов: требования программы обучения, предпочтения (стили и уровень компетентности) тьютора, предпочтения и учебные стили обучающихся, организационный контекст.
Определены организационно-педагогические условия, которые необходимы для эффективного осуществления педагогической деятельности тьютора:
1) реализация тьютором дополнительных функций, которые являются обеспечивающими по отношению к педагогической деятельности;
2) наличие совокупности ряда подсистем: организационно- административного сопровождения, методической поддержки и др.;
3) освоение тьютором смежных областей деятельности и последовательная смена им позиций монитора, методиста, наставника тьюторов, разработчика программ, исследователя;
4) наличие социально-профессиональной среды тьюторов: организация интенсивных социальных коммуникаций, как формальных, так и неформальных; работа тьютора в составе разных команд, как распределенных, так и локализованных; формализация результатов работы этих команд и трансляция их другим членам тьюторского сообщества; создание избыточной информационной среды: один и тот же тьютор может работать в разных командах, переходя из одной позиции в другую, получая при этом новые знания и информацию из различных источников.[24]
Заключение
Тьюторство представляет собой особую педагогическую позицию, которая напрямую связана со специально организованной системой образования. Тьюторская деятельность изменяет учебный процесс, режим и характер занятий согласно познавательному интересу, склонностям, способностям восприятия ученика или студента. Движущие силы в тьюторской службе - это педагог-тьютор и, конечно, его подопечный.
Стоит указать, что в ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус смещен в сторону самостоятельного формирования приемлемых для студента норм, которые всегда обсуждаются с тьютором.
В современной модели образования в высшей школе тьюторство существует как в очной, так и в заочной формах обучения и опирается на открытые образовательные технологии, то есть такие, которые позволяют тьютору реализовывать сопровождение индивидуальных образовательных программ студентов.
Решая первую задачу, мы изучили предмет и цели тьюторинга, выявили, что целью тьютора зачастую является достижение целей тьюторанта, а цель педагогической деятельности тьютора - создание образовательной среды, которая поможет обучающемуся находиться в зоне ближайшего развития.
Установили, что ключевой задачей тьютора является расширение трех взаимосвязанных и взаимодополняющих пространств: предметного, социального и антропологического. Под предметным расширением понимается изменение границ изучаемого материала посредством других предметных областей. Под социальным расширением понимается анализ инфраструктуры образовательных предложений в контексте их ресурсов, а также формированием индивидуальной образовательной траектории. Под антропологическим расширением понимается совокупность образовательных целей, потребностей, личностных качеств, целей, интересов и способностей.
При решении второй задачи, мы мы описали модели тьюторства в российских вузах и за рубежом и выяснили, что тьюторская модель образования в вузах России и за рубежом построена таким образом, что в основу формирования содержания образования, подбора технологий, методов и форм организации процесса обучения положена современная концептуальная образовательная модель, предлагающая основными подходами такие, как деятельностный и компетентностный.
В программе тьюторского сопровождения в вузе России на начальном этапе предполагается определение индивидуальных и образовательных потребностей студентов, проведение различных семинаров-тренингов для выявления их личностных особенностей, а также формирование образовательной и коммуникативной компетенции, создание мотивации обучения, помощь в адаптации к процессу обучения, организации индивидуальной учебной деятельности и т.д.
При решении третьей задачи, мы выявили дидактические особенности позиции педагога и установили, что одним из факторов тьюторского сопровождения является мониторинг усвоения содержания обучения, взаимодействия студентов и преподавателей, а также моральная помощь. Поскольку зачастую студент выбирает большое количество различных дисциплин, то ему приходится сталкиваться с трудностью совмещения занятий в соответствии с расписанием.
В связи с этим тьютору необходимо разработать учебный план, чтоб не только грамотно составить расписания занятий студенту, но и следить за соблюдением норм загруженности. Можно выделить цели тьюторской деятельности: индивидуальное сопровождение студента от его стремлений к будущей профессиональной деятельности; помощь студентам в выборе и реализации их индивидуальных образовательных траекторий; помощь в приобретении опыта в форме личностных ориентаций.
Необходимо помнить, что тьютор, прежде всего, - это организатор учебного процесса студента. Он готовит необходимые материалы по организации учебного процесса, составляет индивидуальный план работы со студентами, входит в состав учебно-методической комиссии.
Тьюторство - это новая идеология, базирующаяся на иных ценностях и подходах, что ведет к необходимости освоения педагогом новой профессиональной роли, осмысления и осознания другой философии, философии индивидуализации образовательного процесса, практического освоения других технологий, включая технологии открытого образования. Освоение новой профессиональной роли эффективнее происходит в процессе тьюторского сопровождения, которые понимают и принимают философию открытого образования, профессионально владеют технологиями тьюторского сопровождения, а таких специалистов в стране пока еще очень мало.
Читайте также:
- Как колобок в школу пошел сценарий кукольного спектакля
- О чем говорили древнерусские имена кратко 5 класс
- Как понравиться одноклассникам в новой школе
- Попробуйте прочитать рассказ бирюк глазами цензора какие опасные для крепостников кратко
- Что изображали на своих картинах представители барбизонской школы