О чем говорили древнерусские имена кратко 5 класс

Обновлено: 02.07.2024

В Древней Руси имя имело важное значение. Считалось, что наречение именем давало человеку связь с миром, влияло на события в его жизни.

История древнерусских имен началась в ту пору язычества, когда люди поклонялись богам. Имя создавали из слов, которые выражали качества характера либо внешние черты, которые желали видеть в своих детях. Если ребенка хотели наградить покровительством кого-то из высших сил или, наоборот, уберечь от темных, выразить любовь или возлагаемые надежды – все это использовалось при выборе имени. В ход шли названия животных, рыб, птиц, растений и даже местности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока родного (русского) языка в 5 классе

автор Куприянова О.В.

учитель русскогоязыка МОУ Арефинская СОШ

Рыбинский район, Ярославская область

(курсивом выделены упражнения учебного пособия О.М. Александрова Русский родной язык 5 класс учебное пособие для общеобразовательных организаций. Москва Просвещение. 2019)

§ 9. О чём могут рассказать имена людей .

Личностные: воспитывать ценностное отношение к родному языку как хранителю культуры, воспитывать человеческое достоинство, уважение к личности; национальное самосознание.

Метапредметные : сравнивать и классифицировать языковой материал; строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировать свою точку зрения, соотносить информацию из разных частей текста, выявлять связь имен с историей государства, профессией;

Предметные: уметь отличать имена иноязычные от исконно русских, производить лексико-грамматический анализ слова - имени

Инструментарий учителя: учебное пособие: упр. 76, 77,78, рубрики

Домашнее задание: §9, упр. 80

Этап 1. Ценностно-эмоциональный

Учитель: (зачитывает отрывок из книги)

Нет меж живущих людей,

да не может и быть, безымянных:

В первый же миг по рождении каждый,

убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар,

от родимых своих получает.

Вот какими звучными стихами повествовал когда-то о человеческих именах великий старец Гомер. Ну что же? Прошли тысячелетия, а сказанное им и сейчас остается правдой.

Учитель: Я думаю, каждый из вас понял, о чем мы будем говорить сегодня.

Ученики: Мы будем говорить об именах.

Этап 2. Ценностно-познавательный

Учитель. Назовите свои имена (ученики называют свои имена) А вы знаете, что обозначают ваши имена, откуда они произошли?

Ученики. (вариант ответа) Нет, не знаем

Лингвистические заметки

Личные имена людей лингвисты называют антропнимами

ственные, называется оном́стикой (от греч. onomastikē — «ис-

Ономастика изучает также клички животных (Шарик, Мур-

зик), имена небесных тел (Большая Медведица) и др.

Ученик. Этот раздел языкознания называется ономастикой.

Учитель. Как лингвисты называют личные имена людей?

Ученик. Личные имена людей лингвисты называют антропонимами

Учитель. А что ещё изучает ономастика, кроме имен людей?

Ученик. Ономастика изучает также клички животных и имена небесных тел.

Учитель . Прочитаем два текста из упр. 76 и ответим на вопрос. (ученики читают вслух – можно оценить чтение)

76. 1) Перед вами два текста. Одна или несколько тем в них раскрывается?

1. До введения на Руси христианства личные имена бы-

ли похожи на прозвания, данные по тому или иному поводу.

Древнерусские имена были разнообразны. Например, в

именах был представлен весь числовой ряд от одного до деся-

ти: Перва и Первой, Второй, Вторак, Третьяк и т. д. Весь-

ма популярны были имена, данные по цвету волос и кожи:

Черныш, Черняй, Чернавка, Бел, Беляк, Белой, Белуха

и др. Были имена, которые присваивались в зависимости от

характера и поведения ребёнка: Бессон, Забава, Крик, Не-

улыба, Смеяна, Смирной и др. Имена давались и по назва-

ниям животных: Заяц, Волк, Соловей, Кот.

По именам можно узнать о соседях, рядом с которыми

жили русские: Чудин (представитель финно-угорского пле-

мени чудь), Карел, Татарин и др. Другие имена связаны с

ремёслами, число которых в Древней Руси было огромно, на-

пример: Дуло, Ложка, Шуба и др.

2. Новый период в истории русских имён наступил по-

сле введения христианства, вместе с которым вошли в прак-

тику именования так называемые календарные имена —

имена христианских святых, включённые в церковные ка-

лендари. Например: Иоанн, Михаил, Мария, Александр,

Ирина, Елена, Андрей и др. Эти имена стали составной ча-

стью русского языка, частью истории русского народа.

Древние русские имена церковь не признавала, поэтому,

например, княгине Ольге, одной из первых принявшей

христианство, при крещении было дано имя Елена. И всё же не-

которые древнерусские имена сохранились в употреблении

до наших дней: Ярослав, Вячеслав, Всеволод.

(По А. Сусловой, А. Суперанской)

Учитель. Как вы понимаете слово прозвание в первом предложении первого текста? Подберите синоним к этому слову.

Ученик. (варианты ответа) Слово прозвание - это имя.

Прозвание -зто прозвище

Учитель . О каких периодах истории русских имён идёт речь в текстах?

Ученик. В текстах идет речь о двух периодах. До введения на Руси христианства и после введения на Руси христианства

Учитель. Что такое календарное имя? Найдите и прочитайте фрагмент

текста, в котором раскрывается значение этого словосочетания.

Кратко запишите ответ. (ученики зачитывают и записывают в тетрадь: календарные имена —

имена христианских святых, включённые в церковные календари. Например: Иоанн, Михаил, Мария, Александр )

Учитель. О чём говорили древнерусские имена? Могло ли стать личным именем нарицательное существительное?

Ученик Древнерусские имена могли говорить о внешности и о характере человека. А имена нарицательные могли стать собственными.

Имена для заполнения таблицы: Ветка, Кузнец, Воин, Умник, Кожемяка, Плох, Молчан, Волк, Первак, Кудряш, Пырей, Третьяк, Чернава.

Учитель. Когда появились имена, которые мы употребляем и сегодня?

Ученик. Имена, которые мы употребляем сегодня, появились после принятия христианства на Руси. Но некоторые древнерусские имена остались до сих пор. Учитель. Прочитаем текст упр. 77 (чтение можно оценить)

77. 1) Прочитайте текст. О чём он? С какой целью написан?

Имена часто переходят из одного языка в другой. В исто-

рии мировой культуры известны массовые заимствования

личных имён, связанные с распространением мировых рели-

гий. Так, христианство несло с собой на Восток и на Запад

значительный массив личных имён, изначально единый. Так

что многие русские имена, как и имена западноевропейские,

пришли из Византии. Но, переходя из одного языка в другой,

те же самые имена менялись. В каждом языке они перестраи-

вались на свой лад в соответствии с нормами последнего.

В Западную Европу византийские имена заимствовались

через посредство латинского языка. При образовании из него

новых языков Европы они подверглись всем звуковым пере-

стройкам, какие происходили в этих языках. Так образова-

лись, например, имена Теодор, Марта, Барбара, Базиль

(Базилио, Базилиус), Беньямин. В нашей стране имена ча-

сто заимствовались из новогреческого, отражая преобразова-

ния, которые в нём произошли. Исторически те же имена

звучат по-русски: Феодор и Фёдор, Марфа, Варвара, Васи-

лий, Вениамин. Итальянское имя Джузеппе соответствует

нашему Иосиф. Немецкое Йозеф — тоже Иосиф. По-фран-

цузски это имя звучит Жозеф, а по-английски — Джозеф.

Английское и голландское Питер, французское Пьер, немец-

кое Петер — не варианты русского имени Пётр. Это резуль-

тат преобразования одного и того же греческого имени Пе-

трос в разных языках.

(По А. Суперанской)

Учитель: Сформулируйте основную мысль текста.

Ученик. Имена часто переходят из одного языка в другой. Но, переходя из одного языка в другой,

те же самые имена менялись. В каждом языке они перестраивались на свой лад

Диалог культур

Имена Иван (календарная форма — Иоанн) и Марья (Мария)

в прежние времена были самыми любимыми и распространённы-

ми у русских. Недаром во многих сказках действуют Иван-царе-

вич, Иван — крестьянский сын, Ивашка — Белая Рубашка и да-

же Иванушка-дурачок. Известны Марья Моревна, Марья-искус-

ница и др. Девочка Маша — непременное действующее лицо

многих сказок. Даже растение назвали иван-да-марья.

По своему происхождению оба эти, казалось бы, абсолютно

русских имени не русские, и даже не греческие (византийские),

каковыми являются многие из наших традиционных (календар-

ных) имён, а древнееврейские, связанные с зарождением христи-

анской религии. Они были известны задолго до нашей эры. Имя

Иван звучало в древней Палестине и Иордании Иоханан. На древ-

нееврейском языке это была целая фраза, означавшая «Бог милу-

Характерно, что имена Иван и Мария, заимствованные из

древней Палестины и Иордании во многие европейские языки, с

течением времени стали любимыми национальными именами в

тех странах, куда они попали, разумеется претерпев некоторые

преобразования в принявших их языках. Так, в немецком языке

это Иоханн(ес) (сокращённо Ханс) и Мари;во французском —

Джон и Мэри;в шведском — Юхан и Мария; в датском—

Ене и Мария. Во всех языках эти имена развили множество про-

изводных, сокращённых, усечённых и т. д. форм. Так, у русских

Иван — Ваня, Ванюша, Иваша, Иванушка, Ивантей и др.; у ан-

гличан — Джонни, Джек; у французов — Жан, Жано; у нем-

цев — Ханс (Ганс), Хеннер (Геннер), Хензель (Гензель) и т. д.

Имя Мария у русских развило формы Марья, Маня, Маша,

Машутка, Мара, Маруся, Муся, Мура; у греков — Мариора; у

болгар — Марица; у англичан — Молли, Полли; у немцев — Ма-

рика, Марихен; у французов — Мариан, Марион, Манон, Мариет;

у итальянцев — Мариетта, Маритта; у испанцев — Марита и т. д.

(По А. Суперанской) 78. 1) Прочитайте словарные статьи из словаря личных имён, разме-

щённого в книге выдающегося исследователя ономастики Владимира

Андреевича Никонова (1904—1988). Сформулируйте вопросы, ответы

на которые можно найти в словаре.

Ольга. Принесённое варягами старинное скандинавское

Стало церковным именем русских женщин, но не взято из

Византии, подобно другим, — в святцы вошло благодаря

княгине Ольге, матери Владимира I, которая первая из рус-

ских женщин приняла христианство, за что возведена в лик

святых. Не под новым именем, полученным при креще-

нии, — Елена, а под старым языческим. Имя пользовалось и

пользуется популярностью.

К русским принесено христианством из Византии,

но оставалось малоупотребительным.

В XX веке его частота значительна (от 12

до 19 на 1000 новорождённых).

Владимир. Средневековое составное

имя. По одной из гипотез, от славянских

слов владеть и мир. Согласно другой ги-

потезе, от слов из германских языков

знаменитый или предсказывать. Во-

шло в святцы как имя киевского князя

Владимира (960—1015), крестившего

Русь и возведённого в лик святых. Уди-

вительно, что в святцы вошло не христианское

имя Василий, которое он принял при крещении,

а языческое. Несколько веков имя оставалось

только княжеским. На все слои населения распространилось

в XIX веке. У нас оно в десятке самых частых.

Ученик. Иван и Мария имена древнееврейские, связанные с зарождением христианской религии. Ольга - скандинавское, Виктор – древнеримское. Обозначают они …

Учитель. А есть история вашего имени, расскажите. (Таблицы со значением и происхождением имен на партах или используем Словарь личных имён на портале

Учитель. Составьте предложения с вашим именем так, чтоб в одном имя было подлежащее, а в другом - второстепенный член предложения. (составляют, записывают в тетрадь, определяют падеж имени собственного)

Этап 3. Ценностно-рефлексивный

Учитель. Имена людей – часть истории народов. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная деятельность народов, их исторические контакты. У каждого из нас есть свои замечательные личные имена. Что такое имя? Посмотрим в словаре В.И. Даля

Учитель : назовите и запишите однокоренные слова к слову имя. (доска или карточки)

Наиболее часто встречаются однокоренные слова:

- именной (относящийся к имени);

- именовать (давать имя);

- именины (день ангела, соименного святого);

- именинник (у христиан это человек, называемый так в день ангела, соименного ему святого);

Учитель. Давайте поиграем

Конкурс знатоков "Имена".

2. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т.д.).

3. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).

4. Назовите самое распространенное мужское имя, которое встречается у многих народов.

(Иван – русское, Вано – грузинское, Ван – китайское, Ян – польское, Ганс – немецкое, Джованни – итальянское, Жан – французское, Жуан – испанское, Джон – английское).

5. Назовите имена былинных богатырей. (Алеша, Добрыня, Никита, Илья).

6. Назовите цветы, в названии которых встречаются имена собственные. (Иван-да-марья, Иван-чай, Лилия, Роза и др.).

7. Вспомните пословицы, поговорки, загадки, стихи и песни в которых есть имена.

8. Назовите имена с удвоенной согласной (Анна, Кирилл, Геннадий, Алла)

9.Назовите имена одинаково встречающиеся для женщин и мужчин (Евгений –Евгения, Валентин- Валентина, Александр - Александра)

Учитель. В нашем мире множество простых и интересных, порой замысловатых имён. Существует и мода на имена ( В Рыбинском ЗАГСе рассказали о самых популярных именах новорожденных в этом году. В числе востребованных мужских имен — Артем, Кирилл, Матвей и Михаил, а женских — Анастасия, Мария, София и Виктория). И какими бы не были наши имена, заимствованными или исконно русскими, модными или нет, надо помнить, что не имя красит человека, а человек имя.

Домашнее задание: упр. 80

80. Составьте словарик личных имён. Включите в него имена родите-

лей, родственников, одноклассников, друзей. Укажите происхождение

каждого имени, частоту его употребления (популярность) среди ис-

следуемых групп людей; не забудьте узнать, почему именно такое имя

дали вашим маме и папе, родственнику, другу, однокласснику. Сде-

лайте выводы. В работе используйте Словарь личных имён на портале

Цели: дать представление о происхождении имени, вызвать интерес к собственному имени; показать связь имен с историей определенной эпохи; развивать внимание, мышление, память, умение обобщать и систематизировать материал, создавать на его основе собственного рассуждения; сформировать умение через лексико-грамматический анализ слова – имени выявлять связь имен с историей государства, профессией; уметь отличать имена иноязычные от исконно русских; развивать индивидуальные творческие способности учащихся, инициативу, любознательность и самостоятельность;воспитать человеческое достоинство, уважение к личности; национальное самосознание, чувство ответственности за свои дела и поступки, чувство патриотизма.

Планируемые результаты.

  • Личностные: умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; уважительное отношение к имени, формирование чувства самоуважения и уважения к другим, учебно-познавательного интереса к учебному предмету.
  • Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, полученную на занятии, осуществлять анализ ситуации, проводить сравнение, группировку, обобщение.
  • Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности; воспитывать дисциплинированность, уважение не только к старшим, но и одноклассникам, формировать нравственные чувства, умение подбирать образные выражения, разбирать случаи из жизни и художественной литературы, раздумывать над поступками, оценивать поступки.
  • Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения.
  • Предметные: распознавание имен традиционных и новых, популярных и устаревших, а также имен, входящих в состав пословиц и поговорок и имеющих в силу этого определенную стилистическую окраску;

Технологии: коммуникативная технология, обучение в сотрудничестве, организация исследовательской деятельности, ИКТ.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

Утром ранним кто-то странный
Заглянул в мое окно,
На ладони появилось
Ярко рыжее пятно.
Это солнце заглянуло,

Будто руку протянуло,
Тонкий лучик золотой.
И как с первым лучшим другом,
Поздоровалось со мной!
С.Пшеничных

- Какое настроение вызвало у вас это стихотворении?

- Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы оно у всех сегодня было только хорошим на протяжении всего урока. Пусть ваши улыбки подарят всем радость. (СЛАЙД 1)

2. Этап актуализации знаний. Формулирование темы урока

У нас на уроке сегодня присутствуют гости, и в кабинете нас много.

- Все мы кто? Одним словом назовите. Правильно, люди.

- Посмотрите на всех и скажите, чем мы похожи между собой?

- Правильно, у нас есть тело, лицо, руки, ноги. Но в то же время мы разные, отличаемся друг от друга. Каждый человек неповторим. Как вы думаете, чем отличаются люди друг от друга? (ростом, возрастом, цветом волос, глаз, походкой и т.д).

У каждого из нас есть что-то такое, чего нельзя увидеть, это и отличает нас друг от друга. Об этом мы и будем говорить на уроке. Отгадав загадку, вы узнаете, что нас отличает друг от друга и сразу же определите тему урока.

Нас не было – оно было.
Нас не будет – оно будет.
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать
Надо вслух сказать.

- Что нужно вслух сказать? Правильно, имя.

- О чем будем говорить на уроке?

- А легко ли выбрать имя? Нет.

- Что для этого нужно знать? Знать историю имени, что обозначает, о чем может рассказать.

2. Постановка цели урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Какую цель вы поставите перед собой? Что вы должны узнать к концу урока?

Постараемся проследить историю возникновения и закрепления в быту современных имен, узнаем о том, какое значение, какой смысл вложен в ставшие для нас привычными имена. Поговорим о том, что означают наши имена, зачем человеку имя, какие имена часто употребляются, какие имена можно отнести к разряду редких, как происходит имянаречение, а так же узнаем много интересного и необычного, что связано с понятием имени.

- Эпиграфом нашего урока будет высказывание Гомера. Прочитаем его вслух. (СЛАЙД 3)

Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных;
В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный,
Имя, как сладостный дар, от родимых своих получает…
Гомер

- Слепой поэт Гомер, живший в Древней Греции, автор великих памятников литературы “Илиады” и “Одиссеи” свои размышления об именах выразил в этих стихотворных строках. Как вы понимаете слова Гомера? (Я думаю, что Гомер хотел сказать, что человека без имени не бывает. Имя есть у каждого. Это первый подарок, который родители преподносят своему ребенку).

- Имя сопровождает человека с первых до последних дней его жизни, еще до появления на свет малыша родители думают над тем, как назвать ребенка. Посмотрим, какие имена у нас есть в классе, Каждый назовите свое имя.

3. Этап открытия новых знаний. Введение в тему урока

- А что же такое имя? (СЛАЙД 4-5)

По словарю В.И.Даля.

В современном толковом словаре русского языка Т.Ф.Ефремовой.

- Может ли человек жить без имени? Почему?

Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени. Первое, что спрашивают, когда знакомятся с кем-то или приходят первый раз куда-то, - это имя. Без имени нельзя обойтись. Человека можно лишить всех богатств, но нельзя лишить имени.

- Что записано на экране? (разделы языкознания). Какое слово вам не знакомо? Какие есть предположения, что оно может обозначать?

- Ономастика изучает также клички животных (Шарик, Мурзик), имена небесных тел (Большая медведица) и др.

- Имена, как и всё на свете, имеют свою историю. Она тесно связана с историей народа и его языка. Имена возникают, изменяются, исчезают и вновь могут возродиться. В них отражаются быт, верования, чаяния, фантазия и художественная деятельность народов, их исторические контакты. В Древней Руси в далеком прошлом существовало ряд слов, имеющих то же значение, что и слово имя. Можете назвать? Это рекло (от слова нарекать), назвище, прозвище,название, прозвание, проименования.

Древние русские имена были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой его можно было выделить из семьи и рода.

​Организация и кураторство самостоятельной деятельности учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

- Сейчас, вы попробуете разделить старинные имена на группы и определить, как они получились. (Дети сначала работают в парах, после группируют на доске имена) (СЛАЙД)

Косой, Мал, Кудряш, Черныш, Милава, Кудряш (Внешность человека)
Молчан, Добряк, Умник, Несмеяна, Плакса (Черта характера)
Ждан, Большак, Меньшак, Третьяк, Второй (Место в семье)
Суббота, Зима, Дорога (Место и время рождения)
Метелица, Снегурочка. (Явления природы)
Заяц, Волк, Соловей, Кот (Названия животных)

- Ребята, на что похожи эти имена? (прозвища)

- Действительно, древние имена совсем не похожи на современные. Наши предки верили, что имя, данное человеку, не просто случайно придумано и дано ребенку родителями, оно срастается с человеком и обладает некоей таинственной силой. Поэтому уже тогда к наречению имени относились очень серьезно. Досталось человеку удачное имя – счастливой будет его жизнь. А не угадали с именем родители – жди беды.

Древним, языческим русским именем могло стать любое слово. В имени отражались основные черты характера, отличительный внешний признак, отношение родителей и т.д.

Было когда-то у славян имя Волчий Хвост, и считалось оно очень достойным. В X веке его гордо носил один из воевод князя Владимира. И был он прекрасным воином и искусным степным ловцом и охотником.

- А как, по вашему мнению, могло появиться имя Ждан? Наверное, родители очень ждали рождения ребенка, и когда он родился, назвали Жданом.

- А как появилось имя Первой, Второй? Родители просто указали порядок рождения детей. Вот и появились эти имена.

- Некоторые языческие славянские имена известны вам из художественной литературы. Где, в произведениях каких жанров вы могли встреть эти имена? В былинах, в сказках.

- Все вы знаете героя русских былин Добрыню Никитича. Как же могло появиться это имя?

Это имя мог получить человек, обладавший такой чертой характера, как доброта. Или он мог быть хорошим, т.е. добрым мастером в каком-либо деле.

- Из былин о Илье Муромце известно вам и имя Соловей. Как вы считаете, кого могли называть таким именем? Такое имя, скорей всего, давалось в древности талантливым певцам.

От его свиста травушка-муравушка к земле приклонялась, деревья гнулись и качались, а люди падали замертво. Этот разбойник, плененный Ильей Муромцем, очевидно, получил свое имя, потому что свистел не только очень сильно, но и виртуозно.

- Из летописей известен нам и человек по имени Кожемяка. Как же он получил свое имя? Конечно, по роду занятий. Мял человек кожи, обладал силой немереной, вот и получил такое имя.

Черной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку
Позвала к себе Чернавку…

- А вот как быть с такими именами: Неудача, Нелюб, Нехорошей, Кривой и даже Дурак? Может быть, родители просто прятали своего ребенка под таким именем?

Действительно, скорее всего, это имена-обереги, за которыми ребенка скрывали от нечистой силы, способной его погубить. Действительно, ну кто же позарится на Болвана, Кислокваса, Опухлого или Кривого?. Вот так и звали ребенка на людях, а дома он превращался в Любима, Ждана или Богдана.

Имя-талисман могло даже спасти от неминуемой погибели. И сейчас в Болгарии мальчиков называют Вылко, а в Сербии Вук, а ведь эти имена переводятся как Волк. Почему же мальчиков называют Волками? Послушаем историю возникновения этого имени.

Старинная легенда гласит, что в дружной и славной сербской семье Караджичей дети рождались часто, но все как один умирали во младенчестве. И старый серб вспомнил одно старинное поверье: если твои сыновья не живут на свете, назови того, кто вновь родится, Вуком. Волки сильны и выносливы; волка и смерть не берет. От такого имени сын твой станет сам крепок, как волк, и горе отойдет от твоего дома. Караджич и его жена так и поступили. Когда родился у них еще один ребенок, назвали его Вуком. Мальчик прожил долгую и славную жизнь. Стал известным языковедом и пламенным патриотом, и звали его Вук Караджич.

- А было ли имя Волк на Руси? Оказывается, было. Вот, что по этому поводу говорит история. В 1492 году по бездорожью Европы ко двору императора Максимилиана пробиралось русское посольство. В его составе ехал именитый московский дипломат, дьяк Волк Курицын.

Правда, у него было и другое имя – Иван. Документы зовут его то так, то этак: Иваном Курицыным, Волком Курицыным, даже Иваном – Волком Курицыным.

- Как вы думаете, почему же у дьяка было два имени? Наверное, это связано с принятием христианства. В первое время вместе с новыми православными именами сохранялись старые дохристианские имена.

- Действительно, после принятия христианства на Руси (конец 10 в.) положение изменилось, и привычные славянские языческие имена стали заменяться христианскими.

Некоторое время языческие и христианские имена существовали параллельно. Но постепенно христианские имена, дававшиеся детям при крещении и в соответствии со святцами (на доске), вытеснили языческие славянские имена.

- А что такое святцы вы знаете?

Словарь Т.А.Ефремовой: Святцы — мн. Книга, содержащая перечень святых по дням их поминовения.

Словарь С.И.Ожегова: Святцы – церковная книга с перечнем праздников и святых по дням их поминовения.

- Подберите и запишите в тетрадях однокоренные слова к слову святцы.

Это слова святой, святость, освятить, священный, святитель, освятить. Все эти слова имеют корень -свят-.

- С принятием христианства на Руси установилось новое правило. Родившемуся младенцу было принято давать имя одного из святых, почитаемых в день рождения ребенка. Этот особый обряд назывался крещением. Считалось, что при крещении ребенку давали не только имя, но и у него появлялся ангел-хранитель, который оберегал человека всю оставшуюся жизнь. Имя Иван чаще всего встречалось в святцах, поэтому на Руси было много Иванов. Сейчас не всегда придерживаются этого обычая, поэтому у некоторых день рождения и именины (День Ангела) не совпадают.

4. Включение в систему знаний. Закрепление

Представление исследовательских работ.

- А теперь у вас на столах листы со значением вашего имени, прочитайте и скажите, что нового вы еще узнали о своем имени. В честь какого святого было дано это имя и совпадают ли ваши дни рождения с именинами. (Ответы учащихся).

Самостоятельная работа. Упражнение 77 стр. 72.

Иван – Ян (польск.) – Джон (англ.). Чан – (кит).
Андрей – Анджей (польск.) – Андре (франц.).
Георгий – Джорж (англ.)
Евгений – Юджин (англ.)
Михаил– Майкл (англ.) – Михель (франц.), Михал (польск.)
Петр – Пьер (франц.) – Пит (англ.)
Мария – Мэри (англ.) – Мари (франц)

Исследовательская работа.

- А теперь проведите небольшое исследование по именам одноклассников. Из каких языков заимствованы имена уч-ся нашего класса и каких имен больше? (работа в парах).

- Существует ли мода на имена?

Мода на имена существовала всегда. Зачастую она связана с изменением ценностей в поколениях, поэтому практически каждое десятилетие несет свои имена. Наши имена в основном греческого и латинского происхождения, но для нас они стали "русскими" и очень близкими.

5. Подведение итогов

- Об именах сложены пословицы и поговорки, передающие суть отношений наших далеких предков к имени. Перед вами на экране написаны слова, постарайтесь сложить из этих слов известные вам пословицы и поговорки, в которых речь идет об именах. (СЛАЙД)

На столах карточки со словами из следующих пословиц и поговорок:

1. С именем Иван, без имени – болван.

2. Без имени ребенок – чертенок.

3. Нет имен супротив Иван, нет икон супротив Никол.

- Ребята, а как вы понимаете смысл сложенных вами пословиц? Первая пословица по смыслу перекликается со словами Гомера и говорит о том, что человека без имени не бывает. Человек и отличается от животного или неживого предмета тем, что у каждого из людей есть свое имя.

Пословицу можно объяснить так: с именем ты человек, а без имени человека нет.

Вторая пословица говорит об имени, которое ребенок получает при крещении. Получая имя, ребенок приобретает небесного покровителя, святого заступника. Говорят, что, когда человека зовут по имени, откликается его святой. Святой заступник остановит ребенка, когда тот задумает сделать что-нибудь плохое. Без такой помощи возникает опасность стать чертенком.

Я думаю, что смысл следующей пословицы в том, что много людей носят имя Иван, их много, и они сила. А самый почитаемый на Руси святой – Николай-чудотворец. Нет святого, которого почитают больше.

Тест

1. Как получали имена наши предки до принятия христианства:
А) по календарным святцам
Б) родители свободно выбирали имя
В) имя было характеристикой человека

2. Как получали имена наши предки после принятия христианства:
А) по календарным святцам
Б) по роду занятий
В) по месту жительства

4. Назовите имя, одинаково встречающееся для женщин и мужчин.
Валентин – Валентина
Василий – Василиса
Евгений – Евгения
Виктор – Виктория
Александр – Александра
Федор – Федора
Иван – Иванна

6. Рефлексия

- Ребята, вот и подходит к концу наш урок. Давайте подведем итог и скажем, что же нового мы узнали на уроке?

- Интересно ли вам было на уроке?

- Для чего нам нужны эти знания?

- Где вы можете их применить?

- Что больше всего вам понравилось?

- О чем же может рассказать имя?

- Нужны ли современным людям клички и прозвища?

- Какие имена бы мы не носили, что бы ни предопределяли нам наши имена, мы всегда остаёмся хозяевами нашей судьбы. Только от нас зависит какой след оставит наше имя на Земле. Я думаю, что каждый из нас хотел бы, чтобы его имя ассоциировалось у людей с чем-то хорошим, добрым, светлым. Об этом думали и мечтали разные люди в разные времена.

Наше имя связывает нас с нашей семьёй, с нашими друзьями и знакомыми, с нашей малой и большой Родиной и с историей нашей страны.

7. Домашнее задание

Составить словарик личных имен. Включите в него имена родителей, родственников, друзей. Укажите происхождение каждого имени, частоту его употребления, почему именно такое имя дали вашим маме и папе, родственнику, другу.


В Древней Руси люди предавали огромное значение выбору имени для ребенка. Считалось, что имя полностью влияет на дальнейшую жизнь и судьбу. Древнерусские имена имеют богатую историю. Они существуют с времен язычества, когда люди поклонялись богам. Как правило, имя для ребенка создавалось из частей таких слов, которые могли бы выражать качество характера. В древнерусских именах использовались названия растений, животных, птиц, рыб.

Происхождение древнерусских имен

Иногда имена давались учитывая внешние особенности ребенка. Например, Кудряш, Малыш, Косой, Черныш. Также имена давались ребенку исходя из положения в семье – Первуша, Второй, Третьяк. Черты характера влияли на имя, так, родители могли назвать ребенка Молчан, Плакс, Добр. По некоторым именам можно было узнать отношение родителей к ребенку – Любим, Нечай, Неждан.

Есть предположения, что в Древней Руси даже взрослые люди меняли свои имена исходя из определенных обстоятельств. Например, взрослого могли назвать Кожемяка, Мельник, Кузнец. Нужно отметить, что в Древней Руси можно было часто встретить такие имена как Черныш или Чернава. Такие имена принадлежали детям со смуглой кожей и темными волосами.

Именем Черныш в древности могли назвать ребенка и для того, чтобы защитить его от злых духов. Имена Косой, Рябой и прочие вовсе не означали наличие дефектов у ребенка. Они также предназначались для защиты от злых духов.

Значение древнерусских имен

Многие древнерусские имена используются в наши дни и становятся модными. Объяснить такое влечение к старым именам можно тем, что западные варианты уже надоели и хочется вернуться к истокам. Условно историю древних имен Руси можно поделить на три этапа:

  • Дохристианские – использовались самобытные прозвища.
  • После крещения Руси – в это время имена частично и полностью заимствовались у разных народов.
  • После Октябрьской Революции.

Древнерусский народ до христианства давал детям в качестве имен обычные прозвища. В древние времена, люди скрывали имя ребенка от врагов, так как считали, что этим можно навлечь беду. Древние имена русского народа раскрывают все богатство родного языка, поэтому вызывают большой интерес. Когда было введено христианство, на Руси появились календарные имена, к которым народ привык не сразу. После Октябрьской Революции детям чаще всего давали в качестве имен прозвища. Большие изменения произошли после войны. Новорожденные должны были пройти гражданскую регистрацию, а церковные свадьбы практически перестали проводиться.

В наши дни можно часто встретить древние имена. Некоторые из них сильно сокращены. Например – Аграфена, Агаша, Груня, Феня. Выбирая древнерусское имя для ребенка, следует учитывать его значение. В списке можно ознакомиться с популярными древними именами Руси, которые многие используют в современном мире. Несмотря на древнее происхождение этих имен, они актуальны сейчас.

Читайте также: