Что изображали на своих картинах представители барбизонской школы

Обновлено: 18.05.2024

БАРБИЗОНЦЫ – барбизонская школа, группа живописцев, работавших в 1830–1860-х во Франции, в жанре пейзажа. Они выбрали местом своего пребывания деревушку Барбизон, в лесу Фонтебло, недалеко от Парижа. В 1836 там обосновался Теодор Руссо, туда приезжают Жан Франсуа Милле, Нарсис Вержиль Диаз де ла Пенья, Жюль Дюпре, Шарль Добиньи, Констан Тройон.

Долгое время пейзаж в европейском искусстве занимал второстепенное положение среди других жанров живописи. Лишь на рубеже 18–19 вв. он постепенно приобретает более значимую роль, утверждается как самостоятельный жанр. Барбизонцы отвергают официальные правила изображения исторических, мифологических и героических пейзажей, открывают для себя сельскую природу, пишут этюды и картины на пленэре, с натуры. На их полотнах реалистически запечатленный обыденный пейзаж сочетался с возвышенно-романтическим восприятием природы в целом. Для показа таких мотивов им потребовалась большая наблюдательность, умение увидеть особенности в природе, найти новое цветовое решение. Художники обращались к показу сельской природы Франции (деревни, поля, реки, леса) и своими произведениями утверждали новые пути реалистического пейзажа, насыщали его глубоким чувством.

Утверждая эстетическую ценность национального ландшафта, барбизонцы особенно интересовались приемами передачи вибрации света и цвета, что позволяло передавать смену состояний природы, смене дня и ночи, времен года, достигли высокого мастерства в использовании валеров, т.е. нюансов цвета и света в границах одного тона.

Барбизонская школа является переходным этапом от романтизма к реализму и создает предпосылки для появления импрессионистического пейзажа. Благодаря барбизонцам появляется понятие работы художника на пленэре. До этого художники делали зарисовки, этюды на натуре, картины же создавали в мастерской. Художники-барбизонцы имели большое значение в развитии всего западноевропейского, американского, русского пейзажа.

Пьер-Этьен-Теодор Руссо

был общепризнанным главой барбизонцев. Руссо поражала красота природы, что и повлияло на его желание стать пейзажистом. Своей задачей он считал передать гармонию природы. Он пишет виды окрестностей Парижа, берегов Сены, Оверни, Нормандии, Мон-Сен-Мишель, Барбизона. Основной принцип его живописи: подчинение деталей главному, идеи композиции, показывая деталь материально, объемно. Он любил изображать широкие просторы, его привлекало в природе могучее и устойчивое: огромные дубы с мощными стволами и пышными кронами. Он пристально всматривался в природу, стремился запечатлеть ее различное состояние. После знакомства с творчеством Констебля пейзажи Руссо становятся более яркими, свежими. Руссо воспринимал природу не в статике, а в динамике: часто писал одно и то же место в разное время дня, в разное время года. Он одним из первых обратился к мотиву весны в пейзаже, показывая ее свежесть и блеск. Первым стал писать пейзажи при полуденном свете. Рынок в Нормандии (1932, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Гроза, равнина Монмартра (ок. 1835, Париж, Лувр), Болото в Ландах (1844–1853, Париж, Лувр), Аллея в лесу Л'Иль-Адам (1846–1849, Париж, Лувр), Дубы (1852, Париж, Лувр), Вечер в Кюре (1850–1855, США, Толидо, Музей искусств).

 Archivio I.G.D.A. ПЬЕР ЭТЬЕН ТЕОДОР РУССО. ПРУД

Жюль Дюпре

родился в Нанте в семье фабриканта. Попав в Париж, он копировал произведения старых мастеров в Лувре. Его первые работы произвели сильное впечатление на современников. Дружба с Руссо, поездка в Англию и знакомство с творчеством Констебля повлияло на пейзажную живопись Дюпре. В его раннем творчестве встречается романтическое восприятие природы, стремление к декоративному решению полотна, однако в дальнейшем проявляются реалистические, жанровые тенденции пейзажа. В конце 60-х он каждое лето ездил в Кайё-сюр-Мер и писал марины, морские пейзажи. В его картинах чувствуется эмоциональное отношение к действительности. Он стремился показать в пейзаже жизнь человека в обыденных аспектах. Пристань св. Николая в Париже (ок. 1840, Шантийи, Музей Конде), Большой дуб (1844-1855, Париж, Лувр), Вечер (1840-е, Москва, ГМИИ им. Пушкина), Пейзаж с коровами (1850, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Морской отлив в Нормандии (ок. 1870, Москва, ГМИИ им. Пушкина).

Нарсис Вержиль Диаз де ла Пенья,

испанец по происхождению, родился в Бордо. Несмотря на ряд драматичных событий детства (он рано осиротел, в результате болезни ему ампутировали ногу), его общение с природой пробудило в нем огромную любовь к ней. Сначала он работал художником на фарфоровой фабрике, а как художник-пейзажист Диаз начинает выступать в 40-е. Он превосходно передавал цвет, ставя его на первое место. Он много писал в живописных уголках леса Фонтебло, особенно осенью. В его полотнах деревья, земля, тени принимают необычный, причудливый и поэтичный вид. В природе Диаз стремился увидеть нечто праздничное. С 1844 его произведения, насыщенные декоративностью, пользуются большим успехом, охотно покупаются коллекционерами. После 1848 заметно влияние Руссо на его творчество. Пейзажи Диаза утрачивают внешнюю декоративность, становятся серьезнее, реалистичнее, проще, появляется более вдумчивое отношение к природе. Цвет используется для передачи тонкостей состояний натуры. От других художников барбизонской школы Диаз отличался тем, что в обыденных пейзажах он прежде всего стремился передать поэзию света и цвета. Пейзаж (1864, Санкт-Петербург, Эрмитаж), Дождливый день (1872, Москва, ГМИИ им. Пушкина), Лес в Фонтенбло (1872, Москва, ГМИИ им. Пушкина).

Шарль-Франсуа Добиньи

родился в семье художника. В юности едет в Италию и изучает памятники искусства. Его путь к реалистическому пейзажу шел через пленэрную живопись, работу над иллюстрациями (нач. 40-х), создание офортов. Он обратился к изображению жизни деревни, добивался в своих картинах впечатления тишины, спокойствия, поэзии. Путешествуя по рекам на лодке, он писал рассветы, вечера на берегах рек, показывая лирическое состояние природы. Он придавал большое значение свету: его краски нежные, светлые, спокойные. В 60–70-е годы Добиньи создает картины и в мастерской по этюдам, сделанным на природе, и на пленэре. Работы Добиньи полны лирики, поэзии, но одновременно объективны. Офорты Ласточки (1843), Гроза (1842), Ливень (1850–1851), Восход солнца (18550–1851), картины Весна (1857, Париж, Лувр), Сбор винограда (1863, Париж, Лувр), Деревня на берегу Уазы (1868, Москва, ГМИИ им. Пушкина), Берега Виллервиля (1875, Санкт-Петербург, Эрмитаж).

Жан-Батист-Камиль Коро

Франсуа Милле

Кто из представителей авангарда в русской скульптуре разработал оригинальный вариант поп-арта, так называемый гроб-арт?

Барбизонская школа состояла из художников-пейзажистов. Она получила свое название от местечка Барбизон - небольшой деревни в лесу Фонтенбло, где долгое время жили многие представители барбизонской школы. Пейзажи художников школы спокойные по цветовой гамме, они весьма реалистичны, но не лишены наивной романтики. Картины барбизонцев заложили основу, возникшего позже, импрессионизма , вытащили последователей школы и многих других художников из собственных студий на пленэр.

Художники барбизонской школы опирались на работы таких выдающихся деятелей искусства, как Якоб ван Рёйсдаль , Ян ван Гойен , Ричард Паркс Бонингтон , Мейндерт Хоббема , Никола Пуссен и Клод Лоррен . Также на барбизонцев повлиял ряд их современников, среди которых Эжен Делакруа , Камиль Коро и Гюстав Курбе .

Итак, перейдем к представителям барбизонской школы, ее основателям и вдохновителям.


Барбизонской школой живописи называют группу французских пейзажистов. Свое имя школа получила в честь небольшой деревни Барбизон на севере Франции, в Фонтенбло. В этом местечке жили такие известные художники-барбизонцы, как Милле, Руссо и многие другие представители этого течения. Они в своем творчестве опирались на голландские традиции живописи, которые провозгласили Якоб ван Рейсдаль, Ян ван Гойен, Мейндерт Хоббема и многие другие.

Барбизонская школа пейзажа отталкивалась и от стиля французских пейзажистов, таких как Клод Лоррен и Никола Пуссен. Помимо прочего, на творчество барбизонцев немало повлияли их современники, которые не входили в группу – Делакруа, Коро, Курбе.

Искусство пейзажа

Пейзажем называют жанр искусства, где главным предметом изображения является природа, будь она нетронутой и первозданной или в той или иной степени преображенная рукой человека. Особенное значение отдается перспективе и композиции, а также корректной передаче атмосферы, световой и воздушной среды, ее переменчивости. В картинах барбизонцев нередко мелькали деревенские пейзажи – художники стремились запечатлеть красоту, их окружающую.

Пейзажи считаются достаточно молодым жанром живописи. Много столетий природу и окружающую среду изображали в дополнение к персонажам на картинах. Природа скорее использовалась в качестве декорации, будь то иконопись или сцены жанровых сюжетов.

Позднее, с развитием научного прогресса, а также накоплением знаний о перспективе, правил композиции и колористике, природные виды стали полноценным участником общей композиции картины. Со временем природа стала центральным объектом изображения, что вылилось в отдельный жанр.

История

Долгое время картины художников-пейзажистов представляли собой обобщенные, идеализированные образы. Большим рывком в осознании художником значения пейзажей стало изображение некой конкретной местности. Так искусство пейзажа отошло от воображаемых, идеализированных видов и стало более понятным и приятным глазу. Публика стала больше доверять видам, которые были им знакомы или напоминали им о чем-то, что они видели в реальной жизни.

В качестве живописного жанра пейзаж заявил о себе в сфере европейского искусства, несмотря на то, что на Востоке уже давно существовали традиции пейзажного рисунка, который имел под собой глубокую и цельную философию, выражающую отношение жителей Древнего Китая, Японии и других восточных стран не только к природе, но и к жизни и смерти. Однако восточное пейзажное искусство со временем оказало немалое влияние на европейские художественные традиции.

Картины французских художников и других европейцев XVII-XVIII веков – образец эстетических представлений о пейзаже. Произведения импрессионистов и постимпрессионистов стали кульминацией развития этого жанра.

Расцветом пейзажного творчества стало появление пленэрного пейзажа, который связан с созданием тюбиковых красок. Картины пейзажей маслом, которым было легко пользоваться и можно было брать с собой, подняли этот жанр на новый уровень. Ведь это новшество позволило живописцу выйти из своей художественной мастерской и работать на открытом воздухе, при натуральном освещении. Это значительно обогатило мотивы пейзажных произведений, а также приблизило искусство к простому зрителю: деревенские пейзажи стали более реальными и понятными простой публике.

Особенности пейзажей

Картины художников-пейзажистов изображают открытое пространство, которое включает земную или водную поверхность. Также на полотне могут присутствовать различные здания или техника, растительность, метеорологические или астрономические явления.

Иногда пейзажист может включить и фигуративные образы – людей или животных. Но обычно они изображаются в виде мимолетных ситуаций, являясь дополнением к изображению природы, а не главной ее частью. В пейзажной композиции им отводится скорее роль стаффажа, чем главных героев.

В соответствии с мотивом можно выделить следующие разновидности пейзажей:

  • деревенский или сельский;
  • городской (в т. ч. индустриальный и ведута);
  • морской пейзаж или марина.

При этом пейзажи могут быть камерными или панорамными. Кроме того, пейзажные произведения различаются по характеру:

  • лирический;
  • исторический;
  • романтический;
  • героический;
  • эпический;
  • фантастический;
  • абстрактный.

Представители

Французская деревня Барбизон, которая находится близ королевской резиденции Фонтебло, манит своими красотами пейзажистов уже много веков. Природа в этом месте сохранила свою нетронутую красоту, густые леса и успокаивающую тишину. Это место стало идеальной колыбелью для Барбизонской школы живописи, в которую вошли такие известные художники, как Т. Руссо, Ж. Дюпре, Д. де ла Пенья, Ф. Милле. В те времена их легко было встретить на тропинках местных лесов и деревень с мольбертом или блокнотом. Они были одними из первых, кто прибегнул в своем творчестве к пленэрным зарисовкам.

Также в Барбизоне бывали Г. Курбье, молодые К. Тройон, Шантрейль, Ш. Добиньи, а также известный скульптор А. Бари. Кроме того, поблизости, в местечках под названием Шайи и Марлотт, трудились такие мастера, как К. Моне, П. Сезанн, Сислей, Ж. Сера. Художники снимали здесь жилье и свободно творили – так в Барбизоне было написано немало подлинных шедевров.

Барбизонцы в природе видели не только эстетическое, но и нравственное начало. Они считали, что она облагораживает человека, в противовес развращающему городу. Многие из них называли Париж Новым Вавилоном.

Но во взглядах барбизонцев также наблюдаются противоречия: хотя они стремились к честному изображения природы, при этом отрицали реализм как художественное направление, считая его слишком топорным и прозаичным. Также они не признавали острой социальной или тем более политической направленности в искусстве.

Значение

Начало XIX века стало временем борьбы романтизма и классицизма во французском искусстве. Академики признавали пейзаж в качестве фона, на котором разворачивается сюжетное действие с участием мифических персонажей. Романтики же создавали слегка приукрашенные пейзажи.

Когда на арену вышли барбизонцы, они привнесли новое значение пейзажному искусству: изображая реалистичную природу, они прибегали к мотивам своей родины с обыденными сюжетами, с участием обыкновенных людей, занятых своим повседневным трудом. Представители Барбизонской школы живописи создали особый, национальный реалистический пейзаж. Это стало огромным шагом в становлении не только французского живописного искусства, но и других европейских школ, которые вставали на рельсы реализма XIX века.

Значение барбизонцев заключается в создании реалистического пейзажа и подготовки творческой почвы для рождения импрессионизма. Характерным приемом представителей этой школы стало создание быстрого этюда на пленэре с последующим завершением работы в мастерской – этот прием предвосхитил подступающий импрессионизм.

Рейсдал

Рейсдал

Якоб Исаакс ван Рейсдал – один из наиболее значимых нидерландских художников-пейзажистов. В отличие от множества художников XVII века, он особенно тонко чувствовал атмосферу и настроение пейзажа и активно выделял роль пейзажной детали. Хотя в этот век голландская живопись переживала расцвет в этой области, работы Рейсдала не утонули в этом многообразии благодаря особой экспрессии, колориту и разнообразию сюжетов его работ. Творчество этого художника оказало большое влияние на множество поколений европейских пейзажистов, в том числе на представителей школы барбизонской живописи.

С переездом творца в Амстердам его работы приобрели новое качество: его манера стала более величественной и богатой. Именно тогда впервые из-под его кисти появилось на свет ставшее знаменитым рейсдаловское небо, затянутое облаками. Эта деталь впоследствии стала настоящей визитной карточкой художника.

Но небо не перетянуло на себя все внимание: Якоб ван Рейсдаль с особой дотошностью изображал все детали видимой реальности и своих наблюдений. Многие его картины даже выделяются подробной топографической точностью, но иногда он обращался и к своему воображению. К примеру, это относится к его пейзажам с водопадами: Рейсдал никогда не бывал в тех местах, где можно было встретить водопады, но он писал их, опираясь на картины Аларта ван Эвердингена, который бывал в Норвегии и Швеции.

Так Якоб ван Рейсдал написал свои скандинавские пейзажи, при этом никогда не бывая тех краях – свои работы он сотворил, опираясь на творчество известных ему художников. Интересно, что эта его серия породила огромное количество подражателей, которые пытались сымитировать манеру Рейсдала, который сам никогда не был в Скандинавии.

Но наиболее известными стали лесные пейзажи Рейсдала – именно по ним становится очевидным его влияние на Барбизонскую школу. Однако намного сильнее он повлиял на английских авторов – особенно это заметно по работам Гейнсборо и Констебла.

Руссо

Руссо

Дюпре

Дюпре

Самым близким по творческой манере к Руссо был Жюль Дюпре, который был старше его всего на год. На творчество Жюля повлияло путешествие в Великобританию и знакомство с работами Костебла, а также близкое общение с Каба. В нем усилились реалистические настроения, в результате чего Дюпре перестали принимать на Парижский салон.

Де ла Пенья

Де ла Пенья.

Нарсис Виржилио Диаз де ла Пенья не сразу пришел к реалистическому пейзажу. Его дружба с Руссо выпала на вторую половину его жизни. Поначалу он увлекался романтизмом – любимым художником де ла Пенья был Корреджи. Работы его выглядели празднично и ярко. Собрав лавры на Парижском салоне, с 1844 года Диаз вскоре начал работать совместно с Руссо.

Милле

Милле

В отличие от прочих барбизонцев, Жан-Франсуа Милле родился в деревенской среде, был сыном простого крестьянина. В начале своей карьеры он увлекался Пуссеном и Микеланджело, и, помимо пейзажей, рисовал и в других жанрах. Немалое влияние на формирование художника оказал Шарль-Эмиль Жак.

Добиньи

Добиньи

Другие барбизонцы

Тройон

Также стоит отметить других важных художников, которых причисляют к группе барбизонцев.

Кроме того, к кругу барбизонцев принадлежали Никола-Луи Каба, Огюст Анастази, Эжен Сисери, Анри Арпиньи, Франсуа Франсэ, Леон-Виктор Дюпре, Исидор Даньян и многие другие. Однако искусствоведы склоняются к мнению, что четко ограничить круг барбизонцев невозможно. Что касается последователей, многочисленные ученики школы так и не смогли превзойти своих учителей. Их картины находятся в небольших городах Франции и практически неизвестны.

Барбизонцы и Россия

Таким образом барбизонцы не только стали определенной ступенью в развитии живописного искусства, но и во многом определили развитие пейзажной живописи в дальнейшем. Их работы до сих пор высоко ценятся в среде искусствоведов и простых зрителей.

Барбизонская школа состояла из живописцев, занимающихся пейзажами. Она стала так называться из-за местечка Барбизон - маленькой деревни в лесу Фонтенбло, где значимую часть времени провели многие представители барбизонской школы. Пейзажи живописцев школы сдержанные по цветовой гамме, они реалистичны, но не теряют легкой романтики. Картины барбизонцев определили основу, появившегося позже, импрессионистского течения, вывели последователей школы и многих других живописцев из студий на пленэр.

Франсуа-Луи Франсэ. Орфей

Франсуа-Луи Франсэ. Орфей

Живописцы барбизона ориентировались на работы таких выдающихся деятелей искусства как:

Также на барбизонцев повлиял ряд их современников, среди которых:

Итак, перейдем к представителям барбизонской школы, ее вдохновителям и основателям.

10 художников барбизонской школы и их картины

Теодор Руссо. Вид в окрестностях Гранвиля

Теодор Руссо. Вид в окрестностях Гранвиля

Жюль Дюпре. Старый дуб

Жюль Дюпре. Старый дуб

Констан Тройон. Рыбак

Констан Тройон. Рыбак

Нарсис де ла Пенья. Идиллия

Нарсис де ла Пенья. Идиллия

Анри Арпиньи. Луг в Бурбонэ, пейзаж со старой плотиной

Анри Арпиньи. Луг в Бурбонэ, пейзаж со старой плотиной

Жан-Франсуа Милле. Осенний пейзаж со стаей индеек

Жан-Франсуа Милле. Осенний пейзаж со стаей индеек

Шарль-Франсуа Добиньи. Баржи на реке

Шарль-Франсуа Добиньи. Баржи на реке

Исидор Даньян. Сена, вид на Нотр-Дам

Исидор Даньян. Сена, вид на Нотр-Дам

Франсуа-Луи Франсэ. Сцена Бас-Мёдона

Франсуа-Луи Франсэ. Сцена Бас-Мёдона

Адольф Аппиан. В Вальромай Айне

Адольф Аппиан. В Вальромай Айне

К кругу художников-барбизонцев также причислялись:

  • Дюпре (1816—1879 годы);
  • Никола-Луи Каба (1812—1893 гг. );
  • Анастази (1820—1889 гг. );
  • Сисери (1813—1890) и некоторые другие.

Ученики художников-барбизонцев, в отличие от собственных учителей, не получили существенных результатов и для многих остались неизвестны.

Читайте также: