Попробуйте прочитать рассказ бирюк глазами цензора какие опасные для крепостников кратко

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 92

И. С. Тургенев.

Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.

Мастерство И.С. Тургенева в изображении картин природы и внутреннего состояния человека.

Художественные достоинства рассказа.

Урок разработала

Барьяхтар О.Б.,

учитель русского языка и

Тюмень, 2015 г.

Тип: урок формирования и совершенствования новых знаний ( вид урока: урок-исследование).

Форма работы обучающихся: индивидуальная, фронтальная, в парах.

Технологии: проблемно-поисковые, диалоговая технология, технология смыслового чтения.

- совершенствование умений анализа литературного произведения в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний;

- совершенствование навыков характеристики героя.

- развитие у обучающихся знаний о месте и роли внесюжетных элементов: пейзажа, интерьера, портрета как средств создания образа в реалистическом произведении;

- развитие умения анализа данного внесюжетного элемента как одного из путей

постижения идейно-тематического своеобразия художественного произведения;

Развивающие:

- развитие умений создания собственного высказывания в жанре характеристики героя;

- совершенствование навыков выразительного чтения;

- развитие способностей искать нужные цитаты;

- развитие аналитических умений и навыков обучающихся.

Воспитывающие:

- развитие у учащихся интереса к тексту, любви к русской прозе, любви к творчеству русского классика И.С. Тургенева;

- формирование положительных нравственных ориентаций.

Лексическая работа

2. 1. Волк-одиночка (обл.) 2. перен. Нелюдимый и угрюмы человек (разг.) ( Словарь русского языка. Под ред. С.И. Ожегова )

Интерьер – (от фр. – внутренний) – описание внутреннего убранства помещений, характеризующее эпоху, страну, общественное положение их владельца, его художественно-эстетические и социально-бытовые вкусы.

Пейзаж – (от фр. – ландшафт) – изображение природного окружения человека и образ незамкнутого пространства в словесно-художественном произведении.

Портрет – описание или создание впечатления от внешнего облика персонажа литературного произведения, в первую очередь мельчайших деталей лица, фигуры, одежды, манеры держаться.

Проблема – сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – это противоречия между персонажами художественного произведения (внешний конфликт) или во внутреннем мире героя (внутренний конфликт). Конфликты обусловливают поступки персонажей и, соответственно, развитие сюжета произведения.

Деталь — это подробность, которую автор наделил значимой смысловой нагрузкой. Художественная деталь является одним из средств создания или раскрытия образа персонажа.

Организационный момент.

Приветствие. Гости на уроке. Все самое лучшее, все самое хорошее. Слушаем и слышим.

Обозначение темы, целей урока.

Найдите ключевые слова цитаты.

Каким изобразил русского мужика И.С. Тургенев?

Учитель: определите цель вашей работы на уроке. ( Цель : Увидеть сторону русского мужика. Понять идею автора.)

Что нам необходимо сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Проанализировать рассказ, вчитаться в текст, рассмотреть героев рассказа).

Анализ рассказа.

Учитель: У вас на столах лежат выдержки из критических статей, воспоминаний самого автора. На слайде вопросы, на которые вы необходимо найти ответы. Просмотрите текст, найдите ответы на вопросы. (Засечь время). Карандаши возьмите в руки. Прямо в тесте отмечайте ответы.

Самостоятельно прочитайте:

Очерки Тургенева были восторженно встречены критикой и общественностью. Но в кругах правительства они вызвали осуждение. Было проведено специальное расследование по поводу того, как цензура могла пропустить такое издание. Сам писатель был арестован и отправлен в ссылку в свое родовое имение, село Спасское-Лутовиново, где провел около двух лет.

Вопросы по тексту:

К чему призывал В.Г. Белинский писателей XIX века?

2. Сколько рассказов в произведении?

3. Что объединяет все рассказы?

4. Какова основная тема всех рассказов сборника?

5. Как к книге отнеслись общественность и правительство?

Учитель: Определите тему произведения. (Крепостное право). Тема кроется в названии. Бирюк – крепостной.

Учитель: То есть у Бирюка был прототип (героя произведения) – оригинал, прообраз.

А кто такой Бирюк? А что за слово такое Бирюк? Давайте посмотрим в Толковый словарь и узнаем определение (после нахождения в словаре, открыть слайд)

(Бирюк, -а, м. 1. Волк-одиночка (обл.). 2. Перен. Нелюдимый и угрюмый человек (разг.). Смотреть бирюком. (Словарь русского языка С.И. Ожегова)

Сам Тургенев дает сноску: Бирюком называется в Орловской губернии человек одинокий и угрюмый.

Что узнали об этом слове нового?

Какие ассоциации возникают со словом волк, зверь? Запишите на опорном конспекте.

Какие чувства вызывает Бирюк? Почему?

Почему хорошего человека называют Бирюком? (запись в тетради вопрос).

Учитель: Что в художественном произведении помогает понять образ литературного героя?

- пейзаж как средство передачи внутреннего состояния героя.

Учитель: Бирюк. Ребята, а как в действительности звали этого человека? Кто и как его называет в произведении?

Он себя называет: Фомой; крестьяне – Фома Кузьмич (в глаза) и Бирюк (за глаза).

Самостоятельная работа. (5-7 минут).

Учитель: Каждой группе даны задания с вопросами подсказками. Ваша задача, пересмотрев вновь текст, найти ключевые слова, фразы, которые помогут вам выполнить задание.

1 ряд: Портрет – изображение в произведении внешности персонажа (включая его одежду, походку, жестикуляцию и т. п.). В портрете отражаются характер героя, его душевные качества и социальные условия его жизни.

Подобрать ключевые слова, которые помогут составить портрет Бирюка, его внешнюю характеристику и отношение к делу. От кого мы узнаем о Бирюке?

(От рассказчика-охотника, очевидца и участника событий, по слухам от крестьян, от мужика-порубщика)

Портрет Бирюка (по тексту рассказа)

Бирюк глазами рассказчика

Крестьяне о Бирюке (Фома Кузьмич)

Фома Кузьмич о себе (Зовут Фомой, а по прозвищу Бирюк)

Мужик о Бирюке

черная курчавая борода, мужественное лицо, сросшиеся брови,

Душегубец окаянный, кровопийца, зверь (3 раза),

Отношение Бирюка к работе

Сам Бирюк о себе

Крестьяне, отношение к Бирюку мужиков-крестьян

Должность свою справляю, господский хлеб даром есть не приходится. Я человек подневольный, с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходиться.

Вязанки хвороста не даст утащить, никому спуску не даешь, ничем нельзя его взять…

Сжить со свету, но не дается… его ненавидят, хотят убить.

С одной стороны, Бирюк___________________________________________________________________

С другой стороны, Бирюк__________________________________________________________________

Он такой, потому что______________________________________________________________________

Одинокий, бедный, несчастный, брошенный, понимающий, мужественный, добросовестный работник, человечный в отношении к людям, его можно пожалеть, жестокий, строгий, его хотят сжить со свету, крепостной, подневольный, должен подчиняться барину.

Учитель: Положительно относится к Бирюку…(кто?) автор…или …рассказчик?

Портрет дан глазами рассказчика, который видит его впервые (“вдруг” стр.215), встретил впервые “по одежке”. Автор свой взгляд, отношение выразил через образ рассказчика (героя художественного произведения) – он очевидец происходящего. Его образ дает неоспоримую достоверность происходящего.

Бирюк – радушный хозяин, пригласил заплутавшего куда? (домой)

Интерьер – часть изображенного мира художественного произведения, литературное описание внутреннего убранства какого-либо помещения. Используется для косвенной характеристики персонажа.

Перечитать описание интерьера избы Бирюка, найти выразительные средства, найти художественные детали.

(выпишите глаголы, характеризующие девочку); речь девочки.

Двое детей, девочке лет 12, второй младенец.

Босая, тоненький голосок, речь скудная.

Погасила, присела, начала качать, поправлять.

Одна комната, закоптелая, низкая, пустая, без палатей, перегородок. На середине висела люлька

Лучина горела на столе, вспыхивая и угасая

Хлеб и вода, нет чаю

Сердце мое заныло

Невесело войти ночью в мужицкую избу

Горький запах остывшего дыма неприятно стеснял мне дыхание.

Жизнь Бирюка ________________________________________________________

Не будьте ___________________________________________, - учит нас И.С. Тургенев.

Автор обнаружил __________________________________ государства к человеку ________________. Его ____________________________ не могут принести _________ Родине в ______________________условиях.

Убога, безотрадная, трагична, не быть равнодушными, несправедливое отношение, достойный, работоспособный, ответственны, достоинства, способности, польза, тяжелый.

3 . Пейзаж

- Каково значение слова пейзаж? Зачитайте и проанализируйте все пейзажные зарисовки по ходу развития сюжета рассказа.

– Какова роль образа-символа грозы?

– Как пейзаж связан с развитием действия всего рассказа?

– Какие чувства передает Тургенев в описании природы?

– В каком отношении к грозе находятся главный герой и рассказчик?

Пейзаж – изображение в художественной литературе картин природы; пейзаж может быть описанием места действия, но чаще он выполняет эмоционально-психологическую функцию, создает определенное, нужное автору настроение.

Роль пейзажа в создании образа героя и идее произведения.

Поведение охотника во время грозы, душевное состояние

Поведение Бирюка во время грозы

Пейзаж во время поимки порубщика

Знать, дождика-то нам не переждать… (в конце рассказа)

Вывод: Человек един с природой. Он ее охраняет. Она его понимает.

Тургенев - мастер _________. Человек у него ________________ к природе, он является ее ___________________. Природа в рассказе - _____________________ часть __________________, помогает раскрыть __________________ героев. Гроза – образ, _______. Бирюк – гроза _________. Гроза – психологическое _______________________ мужика, его ________________________________________________________________________.

Пейзажа, приближен, часть, неотъемлемый, содержание, характеры, символ, воры, состояние, страх, отчаяние, гнев.

Природа в рассказе - неотъемлемая часть содержания, помогает раскрыть характеры героев.

Гроза – образ, символ. Бирюк – гроза воров. Гроза – психологическое состояние мужика, его страх, отчаяние, гнев.

Учитель: Назовите кульминационную сцену в рассказе. (Разговор мужика с Бирюком). Чтение отрывка по ролям. Остальные ребята, следя по тексту, подчеркивают слова, характеризующие мужика: внешность, поведение (глаголы). И слова, которые характеризуют поведение лесника.

При свете фонаря я мог разглядеть его испитое, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, беспокойные глаза, худые члены…

М у ж и к Фома Кузьмич, а, Фома Кузьмич! – заговорил вдруг мужик голосом глухим и разбитым.

Б и р ю к. Чего тебе?

М у ж и к. Отпусти. Отпусти…с голодухи…отпусти.

Б и р ю к. Знаю я вас! Ваша вся слобода такая – вор на воре, - угрюмо возразил лесник.
(Бирюк отвернулся)
М у ж и к. Отпусти…приказчик…разорены, во как… Отпусти ! (Мужика подергивало, словно, лихорадка его колотила. Он встряхнул головой и дышал неровно).

Б и р ю к. Разорены. Воровать никому не след.

М у ж и к ( с отчаянием ). Отпусти, Фома Кузьмич…не погуби. Ваш-то, сам знаешь, заест, во как. Отпусти, ей-богу, отпусти! Я заплачу, во как, ей-богу. Ей-богу с голодухи… детки пищат, сам знаешь. Круто, во как, приходится.
Б и р ю к. А ты всё-таки воровать не ходи.

М у ж и к. Лошадёнку-то, хоть её-то… один живот и есть… отпусти!

Б и р ю к. Говорят, нельзя. Я тоже человек подневольный: с меня взыщут. Вас баловать тоже не приходится.
М у ж и к. Отпусти! Нужда, Фома Кузьмич, нужда, как есть того… отпусти!

Б и р ю к. Знаю я вас!

М у ж и к. Да отпусти!

Б и р ю к. Э, да что с тобой толковать; сиди смирно, а то у меня знаешь? Не видишь, что ли, барина?
М у ж и к ( внезапно выпрямился, глаза у него загорелись, на лице выступила краска ). Ну на, ешь, на, подавись, на душегубец окаянный: пей христианскую кровь, пей! Тебе говорю, азиат, кровопийца, тебе!
Б и р ю к. Пьян ты, что ли, что ругаться вздумал? С ума сошел, что ли?

М у ж и к. Пьян. не на твои ли деньги, душегубец окаянный, зверь, зверь, зверь!

Б и р ю к. Ах ты… да я тебя!

М у ж и к. А мне что? Всё едино – пропадать; куда я без лошади пойду? Пришиби – один конец; что с голоду, что так – всё едино. Пропадай всё: жена, дети – околевай всё… А до тебя, погоди, доберёмся! Бей, бей, на, бей!
Б и р ю к. Молчать!

М у ж и к. Не стану я молчать. Всё едино – околевать-то. Душегубец ты, зверь, погибели на тебя нету… Да постой, не долго тебе царствовать! Затянут тебе глотку, постой!
Б и р ю к. ( схватил за шиворот мужика, нахлобучил ему шапку на глаза, растворил дверь и вытолкал вон ). Убирайся к чёрту с своей лошадью, да смотри в другой раз у меня.

Поведение мужика (как оно меняется)

Поведение Бирюка (как оно меняется)

В лохмотьях, с длинной растрепанной бородой, морщинистое лицо, нависшие желтые брови, бесконечные глаза, худые члены

Попробуйте прочитать рассказ "Бирюк" глазами цензора. 1)Какие "опасные" для крепостников места были бы вычеркнуты или подчеркнуты? 2) Что написал бы цензор в своем отзыве о рассказе Тургенева?

Слушай. вот тебе мой совет. Внимательно прочитай данное произведение, подумай и проанализируй рассказ и найдёшь ответы. Как говорят американцы - помоги себя сам.

Лесник был сиротой, жена у него умерла, осталась одна дочь, лесник был злым на жизнь, потому что служил он барину, а барин приказал ему охранять лес и деревья, которые там находятся, а деревья эти часто воровали. Однажды бедняк с ветхой лошадёнкой решил незаметно срубить дерево для того, чтобы прокормить свою семью, бирюк заметил его и грозился жестоко наказать его, да и вдобавок отобрать у него его единственную кормилицу-лошадь. Но при виде барина, который стоял рядом и просил (хоть он и барин) отпустить бедняка, ведь у него дети голодные и не проживут они без этих дров, всё-таки отпустил он бедняка.

ПРОИЗВЕДЕНИЕ БЕРЮК ПОМОГИТЕ С ВОПРОСАМИ 1)поделись своими впечатлениями о леснике.которые сложились у вас во время первой его встречи с охотником 2)что можно узнать о жизни лесника прочитав описание его избы? 3) попробуй прочитать рассказ бирюк глазами цензора. какие опасные для крепостников места были бы вычеркнуты или подчёркнуты? что написал бы цензор в своём отзывео рассказе тургенева

Лесник был сиротой, жена у него умерла, осталась одна дочь, лесник был злым на жизнь, потому что служил он барину, а барин приказал ему охранять лес и деревья, которые там находятся, а деревья эти часто воровали. Однажды бедняк с ветхой лошадёнкой решил незаметно срубить дерево для того, чтобы прокормить свою семью, бирюк заметил его и грозился жестоко наказать его, да и вдобавок отобрать у него его единственную кормилицу-лошадь. Но при виде барина, который стоял рядом и просил (хоть он и барин) отпустить бедняка, ведь у него дети голодные и не проживут они без этих дров, всё-таки отпустил он бедняка.


Место и время действия

События рассказа происходят в середине XIX века в России, в Орловской губернии.

Главные герои

  • Бирюк (Фома Кузьмич) – лесник, суровый внешне мужчина.
  • Рассказчик – барин, от его лица ведется повествование в рассказе.

Другие персонажи

  • Мужик – бедняк, который рубил деревья в лесу и был пойман Бирюком.
  • Улита – двенадцатилетняя дочь Бирюка.

для самых нетерпеливых -

для самых компанейских -

для самых занятых -

для самых крутых -

Краткое содержание

Когда дождь прекратился, Бирюк сказал, что проводит рассказчика. Выйдя из дома, Фома услышал отдаленный стук топора. Лесник опасался, что упустит вора, поэтому рассказчик согласился пройтись до места, где рубили лес, хотя ничего и не слышал. В конце пути Бирюк попросил подождать, а сам пошел дальше. Сквозь шум ветра рассказчик услышал крик Фомы и звуки борьбы. Повествователь бросился туда и увидел у поваленного дерева Бирюка, который кушаком связывал мужика.

И что в итоге?

Барин — продолжает путь, попрощавшись с Бирюком.

Бирюк — отпускает вора-крестьянина.

Заключение

Читайте также: