Детский сад младшая группа тема недели как звери готовятся к зиме

Обновлено: 30.06.2024

Задача: продолжить формирование представление о подготовке животных к зиме, их приспособление к сезонным изменениям.

Оборудование: игрушки зайца, лисы, волка, белки, медведя, ежа корзинка, шишки, листья красные, жёлтые, оранжевые (дубовые, кленовые, берёзовые).

Методы и приемы: Словесный, наглядный, практический, игровой; приветствие, сюрпризный момент.

Активация словаря: осень, листочки, шишки, жёлуди, грибы, название цветов и игрушек: белочка, ёжик, заяц, лиса, волк, медведь, дупло, берлога, нора, логово.

Источник: Составлен воспитателем Чупиной В.Н.

Воспитатель: все здравствуйте!

Воспитатель: Какое время года к нам приближается?

Воспитатель: Правильно, сейчас у нас поздняя осень, и мы готовимся к зиме, правильно?

Воспитатель: А как мы, люди, можем к ней подготовиться?

(ответы детей). Беседа. (Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна и т. д.).

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также, как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы постараемся вспомнить с вами как разные животные готовятся к приходу зимы, я приглашаю вас на прогулку в лес навестить наших знакомых и посмотреть, как же они готовятся к зиме.

Воспитатель: мы в листочки превратились и тихонько закружились, покружились, полетели, на пенёчки тихо сели. (дети садятся на свои стульчики)

Воспитатель: Вот мы и оказались в лесу.

А в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это? (под столом, корзинка)

Воспитатель: что в ней лежит?

Дети: В корзинке грибочки, и шишки, и желуди, ягодки.

Воспитатель: отгадайте загадку и узнаете чья она.

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе,

*** С веточки на веточку

А не птица. Кто это, ребята?

Дети: Белка (игрушка белочки)

Воспитатель: Правда, белка. А где живет белка?

Воспитатель: Чем же занята белка осенью? (помогаю детям отвечать, дополняю ответы.)

Дети: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди - зимой все пригодится. А еще белочка на зиму меняет свою рыжую шубку на серую. Воспитатель: Белка прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток. Она не боится зимы.

Воспитатель: Ой, а кто это шишками кидается? (белочка). Приглашает на играть.

Воспитатель: поиграли, молодцы, а тут кто?

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку.

А летом серенький.

Никого не обижает,

А всех сам боится. Кто это?

Воспитатель: А как же он готовится к зиме?

Дети: Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета - она белая.

Воспитатель: А как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?

Дети: Чтобы в снегу не было видно.

Воспитатель: У зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам - так безопаснее - веточками деревьев, корой с их стеблей.

И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)

Зайке холодно сидеть, (встают)

Надо лапочки погреть. (гладят ручки)

Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. (прыжки на месте)

Кто-то зайку напугал - зайка - прыг - и убежал! (прыгают к воспитателю)

Воспитатель: а кто у нас возле елочки сидит?

Дети: лисичка (игрушка Лиса.)

Воспитатель: Молодцы! Как же лиса готовится к зиме?

Дети: Лиса осенью линяет и у нее шерсть вырастает теплая.

Воспитатель: А меняет ли лиса цвет шерсти?

Дети: Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она - сама хищник, и запасов не делает.

Воспитатель: Ой, ребята, слышите - чей это голос? Кто это так воет в лесу? (звучит аудиозапись воя волка). (достаю игрушку волка).

Воспитатель: Что ты, Волк, по лесу бродишь,

На зверюшек страх наводишь?

Отвечай скорее мне,

А готов ли, ты, к зиме?

Волк: да, шубка моя стала ещё толще, теплее, запасов мне не надо делать.

Воспитатель: волк и лиса - это хищные звери. (хором повторили)

Воспитатель: А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

Дети: Да они меняют свои шубки, у них отрастает другой более теплый мех, чтобы зимой не замерзнуть

Воспитатель: А кто мне скажет? Какие звери являются врагами зайца.

Дети: Лисы и волки.

Ребята, давайте и попросим злого волка, и хитрую лису уйти и не пугать нас и зайчика, что б они никого не покусали. (соглашаются уйти и никого не пугать, если мы с ними поиграем)

Воспитатель: поиграем с волком и лисой.

Игра в снежки. (дети снежками кидают в сторону волка и лисички, и они убегает в лес).

Воспитатель: Но совсем по- другому готовятся к холодам звери, которые укладываются в зимнюю спячку и делают себе запасы.

Воспитатель: кто из вас знает, кто еще спит зимой?

Воспитатель: - а кто это спрятался под листвой? (игрушка ёжика в на блюде с листвой).

Воспитатель: А где он прячется зимой?

Воспитатель: да, он приготовил себе норку под кучей листьев и хвороста. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.

Скрылась осень быстрым бегом,

Стало холодно в лесу.

А в своей норе под снегом,

Ёж под листьями уснул.

Воспитатель: давайте поможем ёжику собрать листочки, чтобы ему было зимой теплее и мягче спать и ждать весны.

Воспитатель: А вот еще одна загадка, кто еще спит зимой?

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос.

*** Бурый он и косолапый,

Ловит рыбу мощной лапой.

А ещё он любит мёд!

Кто сластёну назовёт? Кто это?

Дети: Медведь. (игрушка медведя)

Воспитатель: Да действительно медведь. А кто знает, где спит медведь?

Воспитатель: Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Надумает медведь спать укладываться, свернется калачиком и уснет до весны.

Воспитатель: Мишка, не ложись пока спать, поиграй с нами.

(Дети встают в круг. Медведь сидит в центре круга. Дети выполняют движения под слова):

Как-то мы в лесу гуляли (идут по кругу мелким шагом, широким шагом)

И медведя увидали (останавливаются, разводят руки, показывая на медведя)

Он под деревом сидит (присели)

И тихонечко храпит (Имитация храпа)

Мы вокруг него ходили (ходьба вокруг медведя со сменой направления)

И медведя мы будили (на месте топаем, хлопаем)

Ну-ка, Мишенька, вставай (грозят медведю пальчиком)

И детишек догоняй. (Убегают от медведя).

Итог занятия. (помогаю детям отвечать, дополняю ответы.)

Воспитатель: Каких животных мы встретили сегодня в лесу?

Дети: Зайца, белку, медведя волка, лису, ежика.

Воспитатель: А как мы их на зовём одним словом?

Воспитатель: Где они живут?

Воспитатель: Пусть звери живут в лесу, а нам ребята пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем наши глазки и покружимся, как листочки.

В деток превратитесь

В детский сад вернитесь!

Воспитатель: вот и вернулись, а помните кто из животных спит зимой?

Дети: Зимой спят медведь, ежик.

Воспитатель: Где спит медведь?

Дети: Медведь спит в берлоге.

Воспитатель: Какие животные не делают себе запасов на зиму?

Дети: Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса.

Воспитатель: Какие животные являются врагами для зайца?

Дети: Волк и лиса

Воспитатель: Где живет белочка?

Дети: Белочка живет на дереве в дупле.

Воспитатель: О чем мы говорили сегодня?

Дети: Как дикие животные готовятся к зиме.

Воспитатель: Сегодня все старались. Молодцы! Ребята, белочка и ежик, зайчик и мишка, волк и лиса говорят вам большое спасибо, за игры с ними, и они вам принесли угощения: яблоки.

- предметы кукольной одежды: декорации лесной полянки, мольберт, магнитная доска.

1. Воспитатель подходит к окну, смотрит в окно, собирает вокруг себя детей и читает стихотворение:

- Какое сейчас время года?

- Как мы стали одеваться?

- А я не умею одеваться!

Воспитатель предлагает детям показать и рассказать Антошке какую одежду одевают зимой, если идут на прогулку.

Дети имитируют движения последовательности одевания одежды, отвечая на вопросы воспитателя, что сначала, что потом.

2. Дидактическая игра: "Оденем куклу на прогулку".

Дети одевают нарисованного Антошку в кукольную одежду. (Рисунок 1).


Кукла Антошка спрашивает:

- Как готовятся звери к зиме в лесу?

Все дружно шагают по группе, воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения. (Рисунок 2).


По тропинке в лес пойдем,
Лужу мимо обойдем.
Посмотрим вверх на солнышко,
Посмотрим вниз на травку,
Перепрыгнем ручеёк.
Прыг - скок, прыг - скок.

На магнитной доске размещены деревья, елочки, пеньки (лесная полянка).

Воспитатель просит детей присесть на пеньки (стульчики) и сидеть тихо, иначе все животные испугаются, и они не увидят, как звери готовятся к зиме.

Воспитатель загадывает загадку:

Воспитатель спрашивает детей: Кто это?

Воспитатель прикрепляет на лесную полянку картинку "Медведи и медвежата".

- Пусто стало в лесу, нет малины, нет земляники!

- Что делать косолапому?

- Нашел медведь ямку, насыпал в неё сухих веток и листьев. Так получилась берлога. Позвал своих медвежат, да и уснул!

- Кто уснул в берлоге?

Воспитатель загадывает загадку:

Воспитатель показывает картинку "Зайцы с зайчатами" и рассуждает, почему летом зайцы в серой шубке, а зимой в белой.

Дети крепят к серым шубкам зайчат белые, чтобы волк зайцев не нашёл.

Воспитатель: Как зайцы готовятся к зиме?

Воспитатель загадывает загадку:

Я сегодня утром ловко
Шишек принесла в кладовку
Да на остреньких сучочках
Поразвесила грибочков. (Белка).

Воспитатель: Кто это?

Воспитатель показывает картинку "Белки с бельчатами" и спрашивает детей:

- Что собирает белка?

- Куда белка носит шишки и орешки?

- Почему белка так спешит?

- Как зовет белка детей?

- Где живут белки и бельчата?

Затем дети идут к Антошке, чтобы рассказать: Как звери готовятся к зиме?

Антошка благодарит детей за рассказ.

3. Подвижная игра - "Слышим - делаем":

Под музыку медведя, зайца и белки дети танцуют, воспитатель поет:

(Дети идут вперевалочку).

(Дети прыгают на двух ногах).

Скачет белка - шалунишка,
Рвет в сосновых ветках шишки,
Лапками сжимает ловко
И несёт в свою кладовку.

Тема недели: Кто как готовится к зиме


ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА :

1. Знакомство с доступными явлениями природы. Формирование элементарных представлений об изменениях в природе поздней осенью: похолодало, опали листья.

2. Формирование умения узнавать в игрушках, на картинках домашних и диких животных и называть их

3. Формирование навыков наблюдений за животными, птицами, не беспокоя их и не причиняя им вреда.

4. Формирование умений подражать движениям животных под музыку, под звучащее слово.

ЦЕННОСТИ:

-Воспитывать заботливое отношение к представителям живой природы.

-Расширять представления о птицах — голубях, воронах, воробьях, синицах, снегирях.

-Закреплять умение узна­вать воробья по внешнему виду.

-Наблюдать за повадками птиц около кормушки.

Для осуществления образовательной деятельности в семье РЕКОМЕНДУЕМ РОДИТЕЛЯМ:

— Пприучать ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться: при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках);

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ II МЛАДШИХ ГРУПП (3 — 4 ГОДА)

1. Знакомство с характерными особенностями поздней осени и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

2. Расширение знаний о диких животных. Знакомство с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.

2. Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных.

ЦЕННОСТИ:

-Прививать заботливое отношение к представителям живой природы.

Для осуществления образовательной деятельности в семье РЕКОМЕНДУЕМ РОДИТЕЛЯМ:

  • Понаблюдать за способом перенесения зимних условий насекомыми (обследовать деревья с трещинами дощатый забор, сложенные доски) и др;
  • Посетить с детьми зоопарк, побеседовать об увиденных животных;
  • Поиграть в дидактические игры на активизацию словарного запаса (употреблять в речи названий животных и их детенышей в форме единственного и множественного числа);
  • Привлекать ребенка к выполнению простейших трудовых поручений дома;
  • Почитать с ребенком дома русские народные сказки о животных, помочь ребенку понять смысл сказки.

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНИХ ГРУПП (4 — 5 ЛЕТ)

1. Расширение знаний о поздней осени (разнообразие явлений природы: моросящий дождь, ливень, туман).

2. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.

3. Расширение представлений о животных, птицах, их приспособлению к жизни в зимних условиях (прячутся, гибнут насекомые, птицы улетают на юг, некоторые животные меняют окрас).

4. Формирование элементарных экологических представлений (рассматривать растения, наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда).

ЦЕННОСТИ:

-Побуждать детей к бережному отношению к животному миру, способствовать проявлению заботы к животным в зимнее время года;

-Стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе (своевременно заметить животного, которое нуждается в помощи, покормить птиц);

-Воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка; Способствовать высокой эмоциональной отзывчивости, эмпатийности, формированию экологически ценного опыта общения с животными и растениями.

Для осуществления образовательной деятельности в семье РЕКОМЕНДУЕМ РОДИТЕЛЯМ:

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ ГРУПП (5 — 6 ЛЕТ)

1. Закрепление представлений о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.

2. Расширение обобщенных представлений об осени как времени года.

3. Расширение знаний о том, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ежи, черепахи, медведи впадают в спячку, зайцы, белки линяют, некоторые птицы улетают на юг).

ЦЕННОСТИ:

-Побуждать к познанию, как сезонные изменения влияют на жизнь растений, животных и человека.

-Стимулировать желание поддерживать беседу о животном мире в процессе различных видов деятельности.

-Мотивировать детей к проявлению чувства сопереживания, эмоциональной отзывчивости и чуткости к животному и растительному миру. Воспитывать заботливое отношение к представителям живой природы.

Для осуществления образовательной деятельности в семье РЕКОМЕНДУЕМ РОДИТЕЛЯМ:

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ К ШКОЛЕ ГРУПП (6 — 7 ЛЕТ)

1. Закрепление знаний об осени, о временах года, последовательности месяцев в году.

2. Формирование обобщенных представлений о приспособленности растений и животных к изменениям в природе.

3. Расширение и обогащение знаний об особенностях осенней природы ( наблюдение таких явлений природы как заморозки, первый снег, сильные ветры, дожди, иней, град, туман).

4. Расширение знаний о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда.

ЦЕННОСТИ:

Прививать интерес к живой природе,

-Поощрять желание подкармливать птиц и животных зимой.

— Способствовать пониманию того, что человек может помочь животным пережить холодную зиму.

Для осуществления образовательной деятельности в семье РЕКОМЕНДУЕМ РОДИТЕЛЯМ:


2. Прочитайте детям короткие сказки про зверей в лесу. Обсудите с ними их.

Мышка
По чистому снегу бежит мышка, за мышкой дорожка, где в снегу лапки ступали. Мышка ничего не думает, потому что в голове у нее мозгу – меньше горошины.

Увидала мышка на снегу сосновую шишку, ухватила зубом, скребет и все черным глазом поглядывает – нет ли хоря.
А злой хорь по мышиным следам ползет, красным хвостом снег метет. Рот разинул – вот-вот на мышь кинется…
Вдруг мышка царапнула нос о шишку, да с перепугу – нырь в снег, только хвостом вильнула. И нет ее.

Читайте также: