Детский сад младшая группа тема недели как звери готовятся к зиме
Обновлено: 30.06.2024
Задача: продолжить формирование представление о подготовке животных к зиме, их приспособление к сезонным изменениям.
Оборудование: игрушки зайца, лисы, волка, белки, медведя, ежа корзинка, шишки, листья красные, жёлтые, оранжевые (дубовые, кленовые, берёзовые).
Методы и приемы: Словесный, наглядный, практический, игровой; приветствие, сюрпризный момент.
Активация словаря: осень, листочки, шишки, жёлуди, грибы, название цветов и игрушек: белочка, ёжик, заяц, лиса, волк, медведь, дупло, берлога, нора, логово.
Источник: Составлен воспитателем Чупиной В.Н.
Воспитатель: все здравствуйте!
Воспитатель: Какое время года к нам приближается?
Воспитатель: Правильно, сейчас у нас поздняя осень, и мы готовимся к зиме, правильно?
Воспитатель: А как мы, люди, можем к ней подготовиться?
(ответы детей). Беседа. (Мы покупаем тёплые вещи, приготавливаем на зиму заготовки, утепляем свои дома, затыкаем окна и т. д.).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что звери, живущие в лесах, готовятся к зиме почти также, как и мы! Они тоже делают съедобные запасы, утепляют свои норки, меняют свою летнюю шкурку на зимнюю, а некоторые животные вообще всю зиму проводят в глубоком сне! Сегодня мы постараемся вспомнить с вами как разные животные готовятся к приходу зимы, я приглашаю вас на прогулку в лес навестить наших знакомых и посмотреть, как же они готовятся к зиме.
Воспитатель: мы в листочки превратились и тихонько закружились, покружились, полетели, на пенёчки тихо сели. (дети садятся на свои стульчики)
Воспитатель: Вот мы и оказались в лесу.
А в лесу надо вести себя тихо, не шуметь, а то можно испугать зверей.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это? (под столом, корзинка)
Воспитатель: что в ней лежит?
Дети: В корзинке грибочки, и шишки, и желуди, ягодки.
Воспитатель: отгадайте загадку и узнаете чья она.
Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе,
*** С веточки на веточку
А не птица. Кто это, ребята?
Дети: Белка (игрушка белочки)
Воспитатель: Правда, белка. А где живет белка?
Воспитатель: Чем же занята белка осенью? (помогаю детям отвечать, дополняю ответы.)
Дети: Белочка сушит грибы, собирает шишки, орехи и желуди - зимой все пригодится. А еще белочка на зиму меняет свою рыжую шубку на серую. Воспитатель: Белка прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток. Она не боится зимы.
Воспитатель: Ой, а кто это шишками кидается? (белочка). Приглашает на играть.
Воспитатель: поиграли, молодцы, а тут кто?
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
А летом серенький.
Никого не обижает,
А всех сам боится. Кто это?
Воспитатель: А как же он готовится к зиме?
Дети: Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета - она белая.
Воспитатель: А как вы думаете, зачем заяц меняет цвет?
Дети: Чтобы в снегу не было видно.
Воспитатель: У зайца много врагов. Выручают его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Кормится заяц по ночам - так безопаснее - веточками деревьев, корой с их стеблей.
И ушами шевелит. (показали руками длинные ушки)
Зайке холодно сидеть, (встают)
Надо лапочки погреть. (гладят ручки)
Зайке холодно стоять, надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Кто-то зайку напугал - зайка - прыг - и убежал! (прыгают к воспитателю)
Воспитатель: а кто у нас возле елочки сидит?
Дети: лисичка (игрушка Лиса.)
Воспитатель: Молодцы! Как же лиса готовится к зиме?
Дети: Лиса осенью линяет и у нее шерсть вырастает теплая.
Воспитатель: А меняет ли лиса цвет шерсти?
Дети: Она и зимой рыжая потому, что ей не от кого прятаться и маскироваться, она - сама хищник, и запасов не делает.
Воспитатель: Ой, ребята, слышите - чей это голос? Кто это так воет в лесу? (звучит аудиозапись воя волка). (достаю игрушку волка).
Воспитатель: Что ты, Волк, по лесу бродишь,
На зверюшек страх наводишь?
Отвечай скорее мне,
А готов ли, ты, к зиме?
Волк: да, шубка моя стала ещё толще, теплее, запасов мне не надо делать.
Воспитатель: волк и лиса - это хищные звери. (хором повторили)
Воспитатель: А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?
Дети: Да они меняют свои шубки, у них отрастает другой более теплый мех, чтобы зимой не замерзнуть
Воспитатель: А кто мне скажет? Какие звери являются врагами зайца.
Дети: Лисы и волки.
Ребята, давайте и попросим злого волка, и хитрую лису уйти и не пугать нас и зайчика, что б они никого не покусали. (соглашаются уйти и никого не пугать, если мы с ними поиграем)
Воспитатель: поиграем с волком и лисой.
Игра в снежки. (дети снежками кидают в сторону волка и лисички, и они убегает в лес).
Воспитатель: Но совсем по- другому готовятся к холодам звери, которые укладываются в зимнюю спячку и делают себе запасы.
Воспитатель: кто из вас знает, кто еще спит зимой?
Воспитатель: - а кто это спрятался под листвой? (игрушка ёжика в на блюде с листвой).
Воспитатель: А где он прячется зимой?
Воспитатель: да, он приготовил себе норку под кучей листьев и хвороста. С наступлением заморозков еж глубоко закапывается в свою нору и засыпает на всю зиму.
Скрылась осень быстрым бегом,
Стало холодно в лесу.
А в своей норе под снегом,
Ёж под листьями уснул.
Воспитатель: давайте поможем ёжику собрать листочки, чтобы ему было зимой теплее и мягче спать и ждать весны.
Воспитатель: А вот еще одна загадка, кто еще спит зимой?
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
*** Бурый он и косолапый,
Ловит рыбу мощной лапой.
А ещё он любит мёд!
Кто сластёну назовёт? Кто это?
Дети: Медведь. (игрушка медведя)
Воспитатель: Да действительно медведь. А кто знает, где спит медведь?
Воспитатель: Медведь готовится к зиме с лета, запасает жир, готовит себе уютную берлогу. Надумает медведь спать укладываться, свернется калачиком и уснет до весны.
Воспитатель: Мишка, не ложись пока спать, поиграй с нами.
(Дети встают в круг. Медведь сидит в центре круга. Дети выполняют движения под слова):
Как-то мы в лесу гуляли (идут по кругу мелким шагом, широким шагом)
И медведя увидали (останавливаются, разводят руки, показывая на медведя)
Он под деревом сидит (присели)
И тихонечко храпит (Имитация храпа)
Мы вокруг него ходили (ходьба вокруг медведя со сменой направления)
И медведя мы будили (на месте топаем, хлопаем)
Ну-ка, Мишенька, вставай (грозят медведю пальчиком)
И детишек догоняй. (Убегают от медведя).
Итог занятия. (помогаю детям отвечать, дополняю ответы.)
Воспитатель: Каких животных мы встретили сегодня в лесу?
Дети: Зайца, белку, медведя волка, лису, ежика.
Воспитатель: А как мы их на зовём одним словом?
Воспитатель: Где они живут?
Воспитатель: Пусть звери живут в лесу, а нам ребята пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем наши глазки и покружимся, как листочки.
В деток превратитесь
В детский сад вернитесь!
Воспитатель: вот и вернулись, а помните кто из животных спит зимой?
Дети: Зимой спят медведь, ежик.
Воспитатель: Где спит медведь?
Дети: Медведь спит в берлоге.
Воспитатель: Какие животные не делают себе запасов на зиму?
Дети: Не делают себе запасов на зиму волк, заяц, лиса.
Воспитатель: Какие животные являются врагами для зайца?
Дети: Волк и лиса
Воспитатель: Где живет белочка?
Дети: Белочка живет на дереве в дупле.
Воспитатель: О чем мы говорили сегодня?
Дети: Как дикие животные готовятся к зиме.
Воспитатель: Сегодня все старались. Молодцы! Ребята, белочка и ежик, зайчик и мишка, волк и лиса говорят вам большое спасибо, за игры с ними, и они вам принесли угощения: яблоки.
- предметы кукольной одежды: декорации лесной полянки, мольберт, магнитная доска.
1. Воспитатель подходит к окну, смотрит в окно, собирает вокруг себя детей и читает стихотворение:
- Какое сейчас время года?
- Как мы стали одеваться?
- А я не умею одеваться!
Воспитатель предлагает детям показать и рассказать Антошке какую одежду одевают зимой, если идут на прогулку.
Дети имитируют движения последовательности одевания одежды, отвечая на вопросы воспитателя, что сначала, что потом.
2. Дидактическая игра: "Оденем куклу на прогулку".
Дети одевают нарисованного Антошку в кукольную одежду. (Рисунок 1).
Кукла Антошка спрашивает:
- Как готовятся звери к зиме в лесу?
Все дружно шагают по группе, воспитатель читает стихотворение, дети выполняют движения. (Рисунок 2).
По тропинке в лес пойдем,
Лужу мимо обойдем.
Посмотрим вверх на солнышко,
Посмотрим вниз на травку,
Перепрыгнем ручеёк.
Прыг - скок, прыг - скок.
На магнитной доске размещены деревья, елочки, пеньки (лесная полянка).
Воспитатель просит детей присесть на пеньки (стульчики) и сидеть тихо, иначе все животные испугаются, и они не увидят, как звери готовятся к зиме.
Воспитатель загадывает загадку:
Воспитатель спрашивает детей: Кто это?
Воспитатель прикрепляет на лесную полянку картинку "Медведи и медвежата".
- Пусто стало в лесу, нет малины, нет земляники!
- Что делать косолапому?
- Нашел медведь ямку, насыпал в неё сухих веток и листьев. Так получилась берлога. Позвал своих медвежат, да и уснул!
- Кто уснул в берлоге?
Воспитатель загадывает загадку:
Воспитатель показывает картинку "Зайцы с зайчатами" и рассуждает, почему летом зайцы в серой шубке, а зимой в белой.
Дети крепят к серым шубкам зайчат белые, чтобы волк зайцев не нашёл.
Воспитатель: Как зайцы готовятся к зиме?
Воспитатель загадывает загадку:
Я сегодня утром ловко
Шишек принесла в кладовку
Да на остреньких сучочках
Поразвесила грибочков. (Белка).
Воспитатель: Кто это?
Воспитатель показывает картинку "Белки с бельчатами" и спрашивает детей:
- Что собирает белка?
- Куда белка носит шишки и орешки?
- Почему белка так спешит?
- Как зовет белка детей?
- Где живут белки и бельчата?
Затем дети идут к Антошке, чтобы рассказать: Как звери готовятся к зиме?
Антошка благодарит детей за рассказ.
3. Подвижная игра - "Слышим - делаем":
Под музыку медведя, зайца и белки дети танцуют, воспитатель поет:
(Дети идут вперевалочку).
(Дети прыгают на двух ногах).
Скачет белка - шалунишка,
Рвет в сосновых ветках шишки,
Лапками сжимает ловко
И несёт в свою кладовку.
Тема недели: Кто как готовится к зиме
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУПП РАННЕГО ВОЗРАСТА :
1. Знакомство с доступными явлениями природы. Формирование элементарных представлений об изменениях в природе поздней осенью: похолодало, опали листья.
2. Формирование умения узнавать в игрушках, на картинках домашних и диких животных и называть их
3. Формирование навыков наблюдений за животными, птицами, не беспокоя их и не причиняя им вреда.
4. Формирование умений подражать движениям животных под музыку, под звучащее слово.
ЦЕННОСТИ:
-Воспитывать заботливое отношение к представителям живой природы.
-Расширять представления о птицах — голубях, воронах, воробьях, синицах, снегирях.
-Закреплять умение узнавать воробья по внешнему виду.
-Наблюдать за повадками птиц около кормушки.
Для осуществления образовательной деятельности в семье РЕКОМЕНДУЕМ РОДИТЕЛЯМ:
— Пприучать ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться: при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках);
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ II МЛАДШИХ ГРУПП (3 — 4 ГОДА)
1. Знакомство с характерными особенностями поздней осени и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.
2. Расширение знаний о диких животных. Знакомство с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью.
2. Учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных.
ЦЕННОСТИ:
-Прививать заботливое отношение к представителям живой природы.
Для осуществления образовательной деятельности в семье РЕКОМЕНДУЕМ РОДИТЕЛЯМ:
- Понаблюдать за способом перенесения зимних условий насекомыми (обследовать деревья с трещинами дощатый забор, сложенные доски) и др;
- Посетить с детьми зоопарк, побеседовать об увиденных животных;
- Поиграть в дидактические игры на активизацию словарного запаса (употреблять в речи названий животных и их детенышей в форме единственного и множественного числа);
- Привлекать ребенка к выполнению простейших трудовых поручений дома;
- Почитать с ребенком дома русские народные сказки о животных, помочь ребенку понять смысл сказки.
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНИХ ГРУПП (4 — 5 ЛЕТ)
1. Расширение знаний о поздней осени (разнообразие явлений природы: моросящий дождь, ливень, туман).
2. Развитие умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения.
3. Расширение представлений о животных, птицах, их приспособлению к жизни в зимних условиях (прячутся, гибнут насекомые, птицы улетают на юг, некоторые животные меняют окрас).
4. Формирование элементарных экологических представлений (рассматривать растения, наблюдать за животными, не беспокоя их и не причиняя им вреда).
ЦЕННОСТИ:
-Побуждать детей к бережному отношению к животному миру, способствовать проявлению заботы к животным в зимнее время года;
-Стимулировать и поощрять гуманные проявления в поведении и деятельности в природе (своевременно заметить животного, которое нуждается в помощи, покормить птиц);
-Воспитывать радостные переживания от нравственно положительного поступка; Способствовать высокой эмоциональной отзывчивости, эмпатийности, формированию экологически ценного опыта общения с животными и растениями.
Для осуществления образовательной деятельности в семье РЕКОМЕНДУЕМ РОДИТЕЛЯМ:
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ ГРУПП (5 — 6 ЛЕТ)
1. Закрепление представлений о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека.
2. Расширение обобщенных представлений об осени как времени года.
3. Расширение знаний о том, как некоторые животные готовятся к зиме (лягушки, ежи, черепахи, медведи впадают в спячку, зайцы, белки линяют, некоторые птицы улетают на юг).
ЦЕННОСТИ:
-Побуждать к познанию, как сезонные изменения влияют на жизнь растений, животных и человека.
-Стимулировать желание поддерживать беседу о животном мире в процессе различных видов деятельности.
-Мотивировать детей к проявлению чувства сопереживания, эмоциональной отзывчивости и чуткости к животному и растительному миру. Воспитывать заботливое отношение к представителям живой природы.
Для осуществления образовательной деятельности в семье РЕКОМЕНДУЕМ РОДИТЕЛЯМ:
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ К ШКОЛЕ ГРУПП (6 — 7 ЛЕТ)
1. Закрепление знаний об осени, о временах года, последовательности месяцев в году.
2. Формирование обобщенных представлений о приспособленности растений и животных к изменениям в природе.
3. Расширение и обогащение знаний об особенностях осенней природы ( наблюдение таких явлений природы как заморозки, первый снег, сильные ветры, дожди, иней, град, туман).
4. Расширение знаний о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда.
ЦЕННОСТИ:
Прививать интерес к живой природе,
-Поощрять желание подкармливать птиц и животных зимой.
— Способствовать пониманию того, что человек может помочь животным пережить холодную зиму.
Для осуществления образовательной деятельности в семье РЕКОМЕНДУЕМ РОДИТЕЛЯМ:
2. Прочитайте детям короткие сказки про зверей в лесу. Обсудите с ними их.
Мышка
По чистому снегу бежит мышка, за мышкой дорожка, где в снегу лапки ступали. Мышка ничего не думает, потому что в голове у нее мозгу – меньше горошины.
Увидала мышка на снегу сосновую шишку, ухватила зубом, скребет и все черным глазом поглядывает – нет ли хоря.
А злой хорь по мышиным следам ползет, красным хвостом снег метет. Рот разинул – вот-вот на мышь кинется…
Вдруг мышка царапнула нос о шишку, да с перепугу – нырь в снег, только хвостом вильнула. И нет ее.
Читайте также: