Перечень творческих заданий по разным видам детской музыкальной деятельности в доу

Обновлено: 05.07.2024

Материал для музыкальных руководителей интересующихся развитием творчества в пении и других видах деятельности.

Оценить 3595 0

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4

Творческие задания и игры для развития песенного творчества дошкольников.

Составила: музыкальный руководитель Гаджиева Ирина Владимировна МБДОУ детский сад №4

г. Новочеркасск 2017 г.

Творческие задания и игры для развития песенного творчества дошкольников.

Н.А.Ветлугина предлагает упражнения для накопления слухового опыта, развития музыкально-слуховых представлений. Это подготовительный этап, предшествующий ( и сопутствующий ) первым творческим проявлениям детей :

1) самостоятельное нахождение тоники: закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую воспитателем; найти тонику после пения взрослого, остановившегося на неустойчивом звуке;

5)транспонирование простейших мотивов (мяу, ку-ку):воспитатель поёт первый звук.

Разработана серия творческих заданий для развития песенного творчества. (Н.А.Ветлугина.)

1)Импровизация имен, звукоподражаний, мелодий без слов;

3)Сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок в определенном жанре.)

Например,игровые задания на звукоподражание. Их цель заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе т.д.).

Цель: Развивать начальную ориентировку в песенном творчестве, развивать умение соотносить настроение игровой ситуации со звукоподражанием.

Описание игры.

Ситуации могут быть различными:

-детёныши удивились находке;

-детёныши радуются встрече с мамой, и т.д.

Для детей младшего дошкольного возраста можно предлагать задания, направленные на подражание звучания сигналов больших и маленьких детских игрушек, пения птиц, движения транспорта. В разном темпе и ритме.

Также могут быть такие творческие задания:

1. Петь самостоятельно, находя то высокие интонации (поет маленькая кукушка, мяукает котенок, лает маленькая собачка), то более низкие (поет большая кукушка, мяукает кошка, лает большая собака).

2. Импровизировать простейшие попевки, подражая звучанию горна, рожка и т.д.

3. Подражать ритмическому звучанию бубна.

В бубен бей, бей, бей, веселей, веселей. Там-там-там и т.д.

Может бубен загреметь будто гром. Бом-бом!

Может бубен зазвенеть ручейком.

( с элементами звукоподражаний и песенных импровизаций).

Цели:помогать детям создавать песенные импровизации, соответствующие настроению и характеру действий персонажей; развивать внимание дошкольников.

Описание игры.

Педагог рассказывает историю. Задача детей- в нужных местах исполнить вокальные импровизации. Вот примеры таких рассказов:

а) Настало утро, пропел радостно петушок-… . Часы пробили шесть часов- … .Стало слышно, как пастух заиграл на рожке, созывая стадо,- … . Коровы начали собираться и довольно замычали- … .

б)Дети собирались идти на день рождения к другу. Они бегом спустились по лестнице -… . и пешком пошли по улице- … . Когда они пришли к другу, каждый поздравил его.

Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело, испуганно и т.д., и с различной силой звука).

Цель: Формировать умение использовать знакомые способы песенной импровизации в новой игровой ситуации.

Цели: помочь детям найти способы творческой деятельности в пении и движении; закреплять исполнительские навыки.

Описание игры.

Педагог. Костя, ау, где ты, что делаешь?

Ребенок. Я около дуба, собираю желуди.

Педагог. Ау, Лена, где ты?

Ребенок. Я на лесной полянке. И т. д.

При повторе игры роль водящего, перекликающегося с игроками, может взять любой ребенок.

Начало стихотворений определяют заданность характера.Можно брать из сборников детских песен, загадок и т.д. К Использование стихотворений где два художественных образа.

1)Едут девочки в санях, ласковых, узорных.

А мальчишки на конях, серых, или черных.

2)Мельник на ослике ехал верхом

Мальчик за мельником плелся пешком.

Цель:Способствовать развитию песенного творчества в определенном жанре.

К детям приходит мишка, который просит ребят помочь сочинить песни для своих медвежат.

Педагог предлагает детям текст.

Кнам пришел сегодня Мишка

С ярким праздничным бантом.

С нами вместе поиграть,

С нами вместе поплясать.

Дети сочиняют плясовую. Или сочиняют для Мишки колыбельную:

Спать не хочет бурый Мишка-

Уж такой он шалунишка.

Я мишутку покачаю:

баю-баю, баю - баю.

Ход игры: Педагог сообщает детям, что сегодня в группу пришло письмо от сороки, в котором сообщается, что ее птенцы хотят поступить в музыкальную школу, но для этого им нужно спеть колыбельную, плясовую и марш, а какая мелодия в этих песнях должна быть они не знают. Просят ребят помочь.

Педагог предлагает детям тексты для сочинения мелодий.

1)Спят и травы, и цветы,

Баю, баю спи и ты.

2)Я притопну каблучком, я махну платочком.

Полечу я ветерком, закружусь листочком.

3) Мы идем, крепче шаг. Мы несем Российский флаг.

Сочинение детских оперных спектаклей. В оперном спектакле, сочиненном самими детьми, наиболее ярко проявляются усвоенные ими способы творческих действий в области певческой деятельности. Основой для организации вокально-творческой деятельности ребенка в данной ситуации может выступать тот или иной сказочный сюжет.

Важно также познакомить детей с жанровыми особенностями оперы, ее строением. Необходимо распределить роли, выявить характер персонажей оперы. Процесс воплощения художественного замысла включает поиск детьми средств музыкальной выразительности, при создании музыкальных образов действующих лиц оперы. Можно предложить детям сочинить продолжения, начало, либо середину оперы, музыкальной сказки.

Важно воспитывать интерес к пению и песенному творчеству.

1. Очень полезны игровые ситуации (воплощение игрового образа);

2. Домашнее задание (могут принять участие родители, старшие братья, сестры и т.д.).

3.Использование звуков природы, способствуют эмоциональному настрою ребенка, вызывает его непосредственную реакцию и помогает проникнуться настроением ситуации, более точно передать в пении свои чувства.

4. Со старшего возраста полезно создавать фонотеку детских индивидуальных кассет, на которых дети самостоятельно могут записать исполнение сочиненной им песни. Каждый ребенок имеет свою кассету, подписывает ее. В младшей и средней группе воспитатель записывает исполнение песенного творчества детей, затем вместе прослушивают.

5. Наличие музыкального центра в группе.

Таким образом, песенное творчество является важнейшим условием развития не только музыкальной, но и общей культуры ребенка. Оно формирует у детей эстетическое мировосприятие, обогащает эмоциональный опыт, побуждает осознавать окружающий мир в его звуковых проявлениях.

Цель: формировать умение составлять танцевально-образные композиции, согласуя их с характеристиками музыкальных произведений.

Описание игры.

Педагог просит детей вспомнить, каких обитателей рек и морей они знают.

Педагог. Сейчас мы все вместе будем петь вступительную песню. Но перед её исполнением нужновыбрать, какого морского или речного жителя каждый из вас будет изображать с помощью жестов и танцевальных движений. Итак, напеваем общую песенку:

Море волнуется - раз,

Море волнуется - два,

Море волнуется - три,

Морская фигура, спляши!

Стихи-подсказки.

Это - неуклюжий краб,

Он и ходит кое-как,

Вперевалку меж камней

Он торопится скорей.

Золотая рыбка (вальс).

На золотую рыбку

Мы смотрим все с улыбкой.

К танцу приглашает.

Морской конёк (полька).

Погляди, морской конёк ,

Как лошадка- прыг да скок,

Вместо ножек- завитушка,

Сам как детская игрушка.

Медуза (песня).

Медуза словно парашют,

И под водой она , как шут,

То стоит, а то колышется,

Будто песенка нам слышится.

Этапы формирования музыкально-игрового и танцевального творчества.

Детям предлагают создать музыкально-игровые образы в однотипных движениях отдельных персонажей (повадки и танцы задорных чижей, музыка Я. Дубравина; танцы веселых лягушат, музыка Ю. Литовко и. т. д).

Передача характера музыки в различных танцевальных жанрах(полька, вальс, галоп).

Развитие творчества детей в игре на музыкальных инструментах.

Условия для развития инструментального творчества.

1)Развитие основных музыкальных способностей- ладовое чувство, музыкально- слуховые представления и чувство ритма. Другие способности: воображение, образное мышление.

2)Владение элементарными навыками игры на муз. Инструментах, различными способами звукоизвлечения, позволяющими передать простейшие музыкальные образы.

3) Творческие задания различной степени сложности: от простых звукоподражаний до сочинения разных по жанру и характеру мелодий.

4)Парные задания на импровизацию музыкальных образов, контрастных между собой.

Этапы развития творчества детей в игре на муз. инструментах ( по возрастам )

1.Младший дошкольный возраст .

Дети импровизируют на шумовых ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания ( например, шум приближающегося и удаляющегося поезда ).

С детьми обсуждается какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать образ.(Снежинки-звенящие колокольчики,треугольники, металлофоны.)

2.Средняя группа.

Дети могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию.

3.Старший возраст.

Задания усложняют. Широко применяются различные виды контрастных сопоставлений : контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей, например, боевого и шутливого) ,контраст в пределах одного названия ( сочинение двух разных по характеру пьес, например, птичка поёт весело и грустно), контраст в пределаходного настроения ,передача возможных его оттенков ( весёлое , торжественное и весёлое, нежное ; светлая грусть и грусть- жалоба и т. д.).

Цель: Развивать песенное творчество,знакомить детей со взаимосвязью динамических средств муз. Выразительности и жизненных ассоциативно-пространственных представлений.

Пример: Вот по полю мышка бежит( издалека приближается к теремку:топ-топ-топ-от тихого к громкому звучанию).

Сказку можно озвучивать не только голосом, но и припомощи музыкальных инструментов.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Музыкально-творческие задания для детей дошкольного возраста

Вызвать у ребенка интерес к заданию.

Сформировать понимание и переживание музыкального образа.

Развить готовность свободно включиться в импровизацию.

Накапливать опыт положительных взаимоотношений.

Задания на развитие песенного творчества:

Дудочка поет веселую (грустную песню).

Поет большой (маленький) петушок.

Машина гудит далеко (близко).

Взрослый поет: Здравствуйте утята …

Взрослый: Ау, цыпленок, ты где?

Ребенок: Я здесь.

3. Спой свое имя.

4. Ответы на вопросы:

Взрослый поет вопрос: Лена, ты куда идешь?

Ребенок поет ответ: Я иду домой.

Взрослый: Кто поет чик-чирик?

Взрослый: Андрей-ротозей не гоняй голубей. Голуби боятся…

Ребенок: кушать не садятся.

6. Сочинение мелодий на заданные слоги: песенка медведя на слог ПА; песенка девочки Маши на слог ЛЯ.

7. Импровизация на заданный текст:

-распевание заданных фраз (маленький зайка, огромный мишка, маленькая мышка…)

-сочинение песенок на заданный текст (использование потешек, пестушек, загадок, пословиц, скороговорок…)

Не скребутся паучки, Топ-топ-топотушки!

Все по норкам спать легли. Пляшут зайки на опушке.

Не летят и гули: Пляшут лапки и хвосты.

Все давно уснули. Что стоишь? Пляши и ты!

Котя, котенька, коток,

Котя, серенький хвосток, (вслух)

Приди, Котя, ночевать,

Нашу деточку качать (про себя)

Уж как я тебе, коту,

За работу заплачу (вслух)

8. Сочинение мини-сказок, пропевание и обыгрывание их:

«Жил-был Мишка-топтыжка. Однажды шел он по лесной дорожке и напевал веселую песенку (слог ПА). А навстречу ему шла лисонька-лиса и пела свою песенку (на слог ЛЯ).

Идут они по дорожке, а навстречу им заяц (на слог ТИ).

Звери успокоили зайчишку (гладят)

-Ты не бойся нас, - пропел Медведь

-Давайте играть, - предложила лиса

-Поиграем в догонялки, - согласился зайка.

И все стали дружно и весело играть (проводится игра в догонялки)

Задания на развитие танцевального творчества.

9. Музыкальные игры-этюды:

- Несюжетные этюды (Детям предлагается прослушать русскую народную музыку, определить сколько частей в музыке и каков их характер, и на каждую часть придумать движения).

- Сюжетные этюды (могут быть исполнены одним ребенком или группой детей).

Например: Пошли подружки в поле погулять (гуляют), а там цветов красивых видимо-невидимо. Как зеленый ковер трава расстилается, под теплым ветерком цветы головками кивают (изображают цветы). Стали девочки цветы собирать – красный мак, белую ромашку, синие васильки, лиловые колокольчики, розовую кашку (собирают цветы). Нарвали большие букеты и стали плести венки (плетут венки). Надели венки, собой залюбовались (изображают). Притопнули каблучками и заплясали, развеселились (свободная пляска, используют русские народные движения). Довольные прогулкой, пошли девочки обратно (идут).

- Образные этюды (передать в движении эмоциональное состояние игрового персонажа).

Задания на развитие музицирования.

10. Узнать музыкальный инструмент, который соответствует загадке, показать, как на нем играют.

11. Сыграть на инструменте свою мелодию.

13. Озвучить мини-рассказ, сказку.

14. Укрась мелодию. Детям предлагается импровизировать на инструментах под знакомую русскую народную мелодию.

Перед вами сборник, включающий в себя 17 игровых заданий, направленных на развитие музыкальных способностей старших дошкольников. Он был разработан для того, чтобы более полноценно осуществлять реализацию модели развития музыкальных способностей детей с помощью музыкально-игровых заданий.

Сборник музыкальных игр построен с опорой на требования ФГОС ДО, ООП, возрастные особенности детей данного возраста, особенности организации педагогического процесса в дошкольных образовательных организациях.

Основная цель развития музыкальных способностей старших дошкольников – формирование целостной, гармоничной личности с развитым чувством вкуса, пониманием прекрасного и умением слушать, анализировать, эмоционально реагировать.

О. П. Радынова считает, что развитие музыкальных способностей должно осуществляться как четко продуманный педагогический процесс, который направлен на становление творческой личности малыша, воспитания музыкальной культуры.

Основное назначение музыкально-игровых заданий - формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувства ритма, слух. Музыкально - игровые задания обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различию основных свойств музыкального звука. Педагогическая ценность музыкально-игровых заданий в том, что они открывают перед ребёнком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

В ходе организации музыкально-игровых заданий следует использовать различные формы организации: фронтальная; групповая.

Для более целостного погружения детей в выполнение, задания предполагают использование звуковых (аудиозаписи) и технических (ноутбук, музыкальные колонки) средств.

Реализация музыкально-игровых заданий предполагает взаимодействие с родителями дошкольников (в виде сказочных персонажей). Привлечение различных социальных партнёров (субъектов) способствует сплочению коллектива родителей и детей.

Использование приведённых выше методов, форм и средств позволяет реализовать модель развития музыкальных способностей у старших дошкольников.

При реализации данной модели возможно определить уровни развития музыкальных способностей : низкий, средний и высокий.

Группировка заданий распределена по развитию музыкальных способностей : эмоциональной отзывчивости, ритмического слуха, на развитие музыкально – слуховых представлений и ладового чувства.

Цель данного сборника : преподнести музыкально-игровые задания, направленные на развитие музыкальных способностей у старших дошкольников.

Задачи :

• Формировать у детей музыкальные способности

• Развивать эмоциональную отзывчивость, ладовое чувство, ритмический слух, музыкально-слуховые представления.

• Побуждать детей к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных в процессе музыкальной деятельности

Музыкальные игры являются одним из средств развития музыкальной культуры дошкольника. Они способствуют развитию музыкального слуха, чувства ритма, творческих способностей детей.

Музыкально-игровые задания могут использоваться в режимных моментах и самостоятельной деятельности.

Музыкально-игровые задания, направленные на развитие эмоциональной отзывчивости

Описание дидактического пособия. Карточка, разделенная на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3.

Методика проведения. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характера и с помощью пособия определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки в такой последовательности, в какой изменялся характер музыки, объясняют свои действия. Цифры на фишках показывают эту последовательность.

Цель: Развивать память, эмоциональную отзывчивость, мышление.

Музыкальное сопровождение : диск 1, раздел 1, № 19.

Ход игры: Прослушивается музыкальное произведение или зачитывается отрывок на определенную эмоцию, а дети выкладывают эту эмоцию. Нужно сделать для каждого ребенка карточки с силуэтом лица человека, а брови, глаза, рот вырезать отдельно из черного цветного картона в соответствии с эмоцией и выкладывать на этом лице детьми после прослушанного произведения.

Ход игры: После прослушивания и обсуждения характера и настроения музыки, можно предложить детям нарисовать ее. Перед рисованием оговаривается, какая краска (цвет) соответствует какому настроению.

Музыкально-игровые задания направленные на развитие ладового чувства

Слушаем музыку

Игровой материал: 4—5 картинок, иллюстрирующих содержание знакомых детям музыкальных произведений (это могут быть и инструментальные пьесы, проигрыватель.

Ход игры: Дети рассаживаются полукругом, перед ними на столе располагают картинки так, чтобы они хорошо были видны всем играющим. Проигрывают какое-либо музыкальное произведение. Вызванный ребенок должен найти соответствующую картинку, назвать произведение и композитора, написавшего эту музыку. Если ответ правильный, все хлопают.

Игровой материал: На планшете располагаются иллюстрации к программным произведениях по слушанию или пению, в центре вращающаяся стрелка.

Ход игры: Вариант 1. В записи или на фортепиано исполняется знакомое детям произведение. Вызванный ребенок указывает стрелкой на соответствующую иллюстрацию, называет композитора, написавшего музыку.

Вариант 2. Ведущий исполняет на металлофоне мелодию программной песни. Ребенок стрелкой указывает на картинку, которая подходит по содержанию к данной мелодии

Вариант 3. Ребенок-ведущий стрелкой указывает на какую-либо картинку, остальные дети поют песню, соответствующую содержанию этой картинки.

Первый и второй варианты игры используются на музыкальных занятиях в разделе слушания и пения. Третий вариант обыгрывается детьми самостоятельно в свободное от занятий время.

Что делают в домике?

Игровой материал: На планшете изображены сказочные домики с открывающимися ставнями. В окошках домиков находятся рисунки, соответствующие музыке : танец, марш и колыбельная. Проигрыватель и поощрительные значки.

Игровой материал: Магнитофон, аудиозаписи полек, вальсов, народных плясовых мелодий; карточки с изображением деревянного башмака, туфельки, сапога.

Ход игры: Предварительно дети ознакомлены с разновидностями танцев, их характерными особенностями. Педагог-ведущий предлагает детям послушать музыку и угадать, какой звучит танец. Дети поднимают условно обозначенные карточки (сапог – плясовая, башмак – полька, туфелька – вальс). Правильно ответившие дети, исполняют импровизированный танец под ранее звучавшую музыку.

Музыкально-игровые задания, направленные на развитие ритмического слуха

Ход игры:

Предварительная работа: познакомить детей с музыкальными длительностями : четверть и восьмая. Долгий звук - четверть (в пособии елочка, цветок и т. д. большего размера, короткий звук - восьмая (меньшего размера).

1 вариант. Воспитатель или ребёнок-водящий показывает детям карточку с изображением ритмического рисунка знакомой детям песни (название песни указано на карточке). Прохлопывает ритм и предлагает детям отгадать название этой песни.

2 вариант. Воспитатель или ребёнок -водящий предлагает ребенку самостоятельно прохлопать ритмическую загадку.

3 вариант. При помощи картинок разного размера можно выложить ритм любой знакомой детям песни (самостоятельно или под руководством музыкального руководителя).

Игровой материал: – карточки – схемы для выполнения заданий по показу педагога, разрезные картинки для самостоятельной деятельности.

Ход игры: Музыкальный руководитель показывает детям карточку. Знакомит детей с правилами игры. Каждый символ соответствует определенному звучащему жесту (хлопки, щелчки, шлепки по коленям, притопы).

Ритмический рисунок может быть с разными длительностями.

Например, карточка № 1:

Большой цветок соответствует долгому звуку (четвертушка, 2 маленьких – коротким (2 восьмушки).

Шлеп – хлоп, хлоп, шлеп - хлоп, хлоп, шлеп - хлоп, хлоп, шлеп.

Ритмический рисунок может быть с одинаковыми длительностями.

Например, карточка № 2:

Хлоп-топ, хлоп-топ, хлоп, хлоп, хлоп – топ, хлоп, хлоп – топ.

Ритмический рисунок придумывается самостоятельно.

Когда игра будет освоена детьми, можно использовать 3 и 4 звучащих жеста.

1 вариант. Дети сначала при помощи взрослого выполняют задание, затем самостоятельно.

2 вариант. Самостоятельно придумывают, выкладывают и проигрывают любую ритмическую мозаику.

Игровой материал: плоские фигурки из картона (5 шт.). Можно использовать варианты: все куклы одной величины, но раскрашены по-разному, или куклы разного размера (по типу матрёшек) в одежде с различными узорами и т. д.

Педагог: Познакомьтесь, ребята к нам в гости пришли весё лые подружки: Дашенька, Глашенька, Сашенька, Иринушка, Маринушка. (Выставляет их в одну шеренгу.) Они очень любят плясать и хотят вас научить. Вот как умеет Дашенька!

Педагог берёт матрёшку и выстукивает деревянной подставкой ритмический рисунок. Дети повторяют ритм на деревянных ложках. Можно просто отхлопать ритм в ладоши. Ритмы так же можно демонстрировать детям, исполняя их на фортепиано.

Ход игры: Дети рассаживаются вокруг взрослого, у каждого из них муз. молоточки.

Взрослый медленно ударяет молоточком по ладони. Дети повторяют такой же ритмический рисунок.

Частыми ударами передает бег. Дети повторяют.

Педагог вновь медленно ударяет молоточком. Дети повторяют, стали быстро прыгать: скок, скок.

Педагог постепенно ускоряет ритм ударов молоточком.

Примечание: Вместо музыкального молоточка можно использовать бубен, деревянные ложки, металлофон или ксилофон.

Ход игры:

Педагог: На большой зеленой ветке – музыкальные конфетки. Как конфетку повернешь – звук чудесный пропоешь.

Педагог: Посмотрите, детки, - это сладкие конфетки.

Дети отхлопывают ритмический рисунок попевки, отстукивают на металлофоне и выкладывают его полосками на карточках.

Ход игры: Дети делятся на три группы по 4-5 человек в каждой.

Сначала игра проводится поочередно с каждой группой детей. Затем группы соединяются.

Примечание: Можно использовать музыкальное сопровождение.

Музыкально-игровые задания, направленные на развитие музыкально-слуховых представлений

Ход игры:

Потребуются четыре больших карточки и несколько маленьких (по числу играющих).

Ход игры:

Ход игры:

Когда дети научились различать музыку по жанровому признаку, предложить им творческие задания : самостоятельно придумать мелодию определенного жанра или вспомнить песню в этом жанре; тому, кто быстрее и лучше справится, предоставляется право назначить следующий жанр.

Кроме задания по песенному творчеству можно использовать задания по танцевальному творчеству, т. е. предложить детям придумать и исполнить движения, соответствующие жанру музыкального произведения. При подведении итогов игры дети сами выбирают наиболее понравившееся им исполнение и повторяют его все вместе.

Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.

Игровые действия: Угадывание жанра, выполнение соответствующих движений.

Игровая цель: Угадать первым.

Ход игры:

1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин. М. : 2013. -112 с.

2. Апраксина, О. А. Методика музыкального воспитания в школе / О. А. Апраксина. М. : 2013. - 224 с.

3. Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учеб. пособие для студ-овпед ин-тов. М. : Просвещение, 2013. 255 с.

4. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. : Просвещение, 2014. 325 с.

5. Деркунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. С-Пб. : Детство - Пресс, 2010. 650 с.

6. Дошкольная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. М. : Просвещение, 2013. 304 с.

7. Кононова Н. Г. Музыкально - дидактические игры для дошкольников : Из опыта работы муз. руководителя. М. : Просвещение, 2012. 96 с.

8. Комиссарова Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников : пособие для воспитателей и муз. руководителей дет. садов. М. Просвещение, 2016. 144 с.

9. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. : Педагогика, 2011. 87 с.

11. Никитин Б. П. Развивающие игры. М. : Педагогика, 2013. 24 с.

12. Оуэн М. Теория игр. М. : Просвещение 2011. 94 с.

13. Роот, З. Я. Музыкально-дидактические игры для детей дошкольного возраста : пособие для музыкальных руководителей / З. Я. Роот. - М. : Айрис-Пресс, 2014. - 64с. 45

14. Савенков А. И. Конкурс интеллектуалов для старших дошкольников // Детское творчество. 2014. с. 12-14.

15. Спиваковская А. С. Игра - это серьезно. М. : Педагогика. 2011. 34 с.

16. Сухомлинский А. В. О воспитании. М. : Политиздат, 2015. 102 с.

17. Турченко В. И. Педагогические условия и средства развития предпосылок самостоятельной сюжетно-ролевой игры у детей третьего года жизни : автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2015. 18 с.

19. Флерина Е. А. Эстетическое воспитание дошкольника. М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР. 2011. 333 с.

20. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Педагогика, 2011. 234 с.

Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста

Использование учебно-игровых пособий в развитии мыслительных способностей детей дошкольного возраста В современной системе российского образования, вместе с задачами обучения и развития познавательных способностей, большое внимание уделяется.

Музыкальные занятия открывают перед детьми удивительный мир звуков, мелодий и песен

Музыка сопровождает пребывание ребёнка в детском саду ежедневно. От пропевания первых потешек в младшей группе до исполнения вокальных номеров на выпускном — этап дошкольного образования, частью которого всегда было знакомство с музыкальным искусством. Прослушивание классических композиций и хоровое пение, обучение игре на простых инструментах и исполнение танцевальных движений в такт мелодии — эти и другие формы занятий развивают восприятие и мышление дошкольников.

Музыкальные занятия в детском саду: цели, задачи, виды

Отечественные и иностранные психологи открывают всё большее влияние музыки на формирование личности и развитие интеллекта ребёнка. В период дошкольного детства музыкальные занятия закладывают в детях способность восприятия образа, сотканного из звуков. Навыки пространственного мышления, речевое развитие, активное воображение находятся на высоком уровне у тех дошкольников, с кем регулярно и с раннего возраста проводились музыкальные занятия в разнообразных формах.

Музыкальное занятие с самыми маленькими

Знакомство с музыкальными инструментами и мелодиями является частью концепции бережного развития интеллекта

Подробнее об особенностях организации музыкальных занятий в старшей группе можно узнать из нашей статьи — Музыка с детьми: как провести занятие в старшей группе.

Музыкальное занятие в детском саду

Знакомство с музыкальным искусством осуществляется в рамках образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС

Таблица: задачи музыкального воспитания в детском саду

  • Формирование интереса к прослушиванию мелодий и исполнению песенок;
  • развитие эмоционального отклика на простое музыкальное произведение, фразу;
  • формирование умения воспроизводить эмоциональные впечатления от мелодии через элементарные танцевальные движения;
  • формирование способности извлекать звук из различных музыкальных инструментов.
  • Развитие слухового восприятия;
  • формирование умения определять характер музыки: народной, классической, детской;
  • побуждение к экспериментированию с извлечением звуков из инструментов, возможностями голоса, звукоподражанием;
  • формирование умения подыгрывать на детских инструментах: ксилофон, дудка, бубен, барабан, трещотка, колокольчик;
  • развитие эмоционального восприятия музыкальных образов и воспроизведения характера музыке и её текстового содержания в танце.
  • Обогащение представлений о средствах выразительности в музыкальных произведениях,
  • формирование первоначальных знаний о музыке как особом виде искусства, его особенностях и видах;
  • обучение выразительному пению;
  • формирование слушательской культуры;
  • развитие способности к импровизации: подпевания и подыгрывание, исполнение танцевальных движений;
  • побуждение к творческому самопроявлению: сочинений простых мелодий (колыбельных, маршей);
  • создание мотивации к коллективной деятельности на музыкальных занятиях.
  • Продолжать расширять представления о возможностях музыки, развивать заинтересованность в изучении этого вида искусства;
  • формирование чувства метра и ритма
  • развитие способности передавать настроение через наигрывание мелодии, исполнение песни и танца;
  • расширение знаний о музыкальной культуре: знакомство с композиторами и их произведениями, образцами народной музыки, музыкальными жанрами, современными композициями для детей;
  • стимулирование желания сольного выступления;
  • создание мотивации к хорошему исполнению во время занятий, музыкальных игр, досугов и праздников.
  • Развитие художественного вкуса, интереса к классической и современной музыке;
  • совершенствование различных видов слуха (звуковысотного, ритмического, тембрового, динамического);
  • расширение знаний о музыкальной культуре: знакомство с творчеством композиторов и исполнителей (певцы, музыканты, танцоры), музыкальными жанрами (опера, полька, тарантелла, инструментальный концерт) и понятиями (октава, ритм, темп, стаккато, нотная грамота);
  • развитие способностей к индивидуальному и коллективному исполнению;
  • побуждение к импровизации, привлечению фантазии в индивидуальное исполнение, создание мотивации к творчеству.

На занятиях формируются представления о разнообразии музыкальных инструментов, их звучании и истории

Виды музыкальных занятий

По предъявляемым задачам образовательного процесса видно, что музыкальные занятия развивают двигательные способности детей (разнообразие движений, координацию), внимательность, речевые навыки (подпевание, включение в активный словарь специальных терминов), умение работать в коллективе. От форм организации музыкального воспитания зависит успешность обучения: степень культуры слушания и исполнения. Музыкальные занятия — главная форма музыкального обучения в детском саду.

Структура типового занятия включает все виды деятельности, в т. ч. ритмико-музыкальные упражнения

Для воспитанников старшей группы доминантные занятия ритмической направленности включают элементы партерной гимнастики

Комплексное музыкальное занятие проводится муз. руководителем и воспитателем

Креативное занятие

Креативные занятия с дошкольниками имеют творческо-музыкальную направленность: музыка стимулирует детскую фантазию

Индивидуализация музыкальных занятий

Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в рамках индивидуального и дифференцированного подходов в соответствии с ФГОС ДО. Руководитель наблюдает за развитием музыкальных способностей и формированию предпочтений в пении и танцах у каждого воспитанника. Для удобства оценки педагог может провести мониторинг уровня умений и навыков детей несколько раз в течение учебного года. Условием для индивидуализации работы становится и низкий показатель музыкального развития, и высокий.

Работа музыкального руководителя с отстающими и одарёнными детьми предполагает создание карт (портфолио), в которых фиксируются данные мониторинга развития и для отстающих — план коррекции, для одарённых — план работы по развитию творческого потенциала. Вне основного расписания организуются дополнительные музыкальные занятия в индивидуальной форме или в подгруппах по 3–4 воспитанника. Такие занятия проводятся и в качестве репетиции сольных номеров к предстоящему празднику.

Пример карточки отстающего воспитанника:

  • Катя Иванова, 5 лет
  • развитие ритмического слуха — 2 (по шкале от 1 до 5)
  • эмоциональный отклик на музыкальные композиции — 3
  • выполнение танцевальных движений — 3
  • способность импровизировать — 1
  • коррекционная работа на ближайшие два месяца: дополнительные занятия в подгруппе, индивидуальные занятия в музыкальном и театрализованном уголках, проведение консультации с родителями по развитию музыкальных способностей ребёнка.

Примеры дифференцированных заданий:

Музыкальное занятие в ДОУ

Индивидуально-личностный подход осуществляется через игру на разный музыкальных интрументах

Основные приёмы на музыкальном занятии

Координационно-подвижная музыкальная игра

Такая игра даёт ощущение музыкальной динамики, темпа и пластического интонирования

Фонопедические упражнения

Такие упражнения являются частым приёмом развития голосовых способностей детей

Использование мнемотаблиц облегчает заучивание песенных текстов

Мотивирующее начало музыкального занятия

Перед музыкальным руководителем стоит задача по созданию заинтересованности детей в изучении музыки как особого вида искусства, мотивации к развитию творческих способностей. Результативность каждого занятия зависит от степени интереса в начале занятия. Для привлечения внимания детей к теме занятия педагог использует разнообразные приёмы:

  • привлечение сказочных персонажей к проведению занятия
  • создание проблемной ситуации
  • включение воспитанников в игровую ситуацию
  • изучение наглядных материалов: иллюстраций, игрушек, объектов мини-выставки
  • использование малых форм устного народного творчества: загадок, частушек, пословиц
  • просмотр видеоматериалов с последующим обсуждением

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Выставка музыкальных инструментов

Изучение экспонатов музыкальной выставки вызывает интерес к знакомству со звучанием инструментов и способами игры на них

Музыкальное занятие в детском саду

Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю, в музыкальном зале. Музыкальный руководитель определяет тему занятий на неделю в соответствии с календарным планированием, подбирает репертуар для слушания, пения, игре на инструментах, ритмических упражнений.

Таблица: картотека тем

Музыкальные занятия проводятся в первой половине дня и по длительности соответствуют нормам САНПиН:

  • младшие группы — 15 минут
  • средняя группа — 20 минут
  • старшая группа — 25 минут
  • подготовительная группа — 30 минут

Таблица: примерный временной план музыкальных занятий

Этап занятия Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Организационный момент, музыкальное приветствие 1 минута 1 минута 1 минута 1–2 минуты 1–2 минуты
Вводная часть 1–2 минуты 2 минуты 2 минуты 3 минуты 3–4 минуты
Слушание музыки 2 минуты 2 минуты 3 минуты 4 минуты 4 минуты
Ритмико-музыкальное упражнение 2–3 минуты 3–4 минуты 4 минуты 4 минуты 5 минут
Пение 2 минуты 2–3 минуты 4 минуты 5–6 минут 5–7 минут
Музыкальная игра 2 минуты 2 минуты 4 минуты 5 минут 5–7 минут
Подведение итогов занятия 1 минута 1 минута 1 минута 1–2 минуты 1–2 минуты

Таблица: примеры вводного этапа музыкального занятия

  1. Реагировать на смену частей музыки.
  2. Ходить ровным кругом.
  3. Формировать певческие навыки, начинать пение после вступления, петь слаженно в ансамбле, чётко произносить слова песен.
  4. Обучение пению по показу (по руке, по жесту) музыкального руководителя.
  5. Развитие слуха и голоса, чувства метроритма.
  6. Воспитывать любовь к классической музыке, знакомство с творчеством норвежского композитора Э. Грига.
  7. Формировать доброе и бережное отношение к природе, друг к другу.

Музыкальное развлечение и досуг

Досуговые мероприятия содержат в основе развлекательный элемент и призваны расширять кругозор детей, создавать хорошее настроение и укреплять дружеские отношения внутри коллектива. Рекомендуется устраивать развлечения и праздники совместно с родителями и с воспитанниками других групп.

Длительность музыкального досуга:

  • в младших и средней группах — не более 30 минут;
  • в старшей и подготовительной группах — не более 50 минут.

Примеры тем для музыкальных развлечений и досугов:

  1. Развивать музыкальный слух, память и внимание.
  2. Развивать чувство ритма, темпа, тембра, интонационной и двигательной выразительности.
  3. Развивать детскую фантазию, воображение с помощью различных видов искусства.

Открытое музыкальное занятие

Примеры методичеких целей для открытого музыкального занятия:

Интегрированное музыкальное занятие включает в себя рисование ладошкой

Программа музыкального кружка в детском саду

Для развития музыкальной культуры дошкольников организуется кружок дополнительного образования соответствующей направленности. Занятия кружка проводятся в музыкальном зале во второй половине дня один или два раза в неделю (длительность и частота определяется возрастными и индивидуальными особенностями воспитанников). Для функционирования кружка музыкальный руководитель разрабатывает программу, которая утверждается администрацией ДОУ.

  1. Общие сведения о кружковой работе: какие нормативные документы взяты в основу разработки, кто является руководителем кружка и его обязанности, кто участники кружка, цели и задачи, содержание работы кружка, контроль.
  2. Пояснительная записка: актуальность организации кружка музыкальной деятельности, условия для реализации программы, формы занятий, ожидаемый результат работы музыкального кружка.
  3. Календарно-тематическое планирование.

Функционирование музыкального кружка направлено на расширение представлений о музыкальном искусстве, знакомству с нотной грамотой в т. ч

Примеры музыкального приветствия в детском саду

Анализ музыкального занятия

С целью планирования дальнейшей работы и включение корректировки в образовательном процессе, а также выявления отстающих и одарённых воспитанников музыкальный руководитель проводит анализ занятия по следующим пунктам:

  1. Тема занятия, цель, образовательные, развивающие, воспитательные задачи
  2. Использованное оборудование и наглядные материалы
  3. Структура занятия
  4. Установление обратной связи с воспитанниками
  5. Содержание занятия, форма изложения материала
  6. Методы работы на занятии

Примеры выводов в результате анализа деятельности воспитанников и музыкального руководителя на занятии:

На основании анализа педагог вносит коррективы в конспект этого занятия: расширить материал по инструментам в соответствии с заинтересованностью воспитанников.

Обязанности музыкального руководителя в ДОУ и взаимодействие с воспитателями

  1. Организация и проведение музыкальных занятий различных видов в соответствии с образовательной программой детского сада
  2. Планирование и проведение мастер-классов и консультаций с воспитателями детского сада по развитию музыкальных способностей детей
  3. Взаимодействие с родителями воспитанников: приглашение на открытые занятия, привлечение к оформлению музыкального зала, проведение консультаций по музыкальному воспитанию в кругу семьи
  4. Планирование и организация музыкальных развлечений, досугов и праздников в детском саду
  5. Подготовка к детским утренникам, выпускному
  6. Выявление музыкально одарённых детей, подготовка к участию и сопровождение на конкурсы
  7. Самообразование, повышение исполнительского и педагогического мастерства: публикация методических разработок, проведение открытых занятий, участие в конференциях и семинарах

Постоянное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей способствует результативному проведению занятий и активному развитию музыкальных способностей детей. Воспитатель присутствует на музыкальных занятиях со своей группой и выполняет организаторскую функцию:

  • во время ритмико-музыкальных упражнений выполняет движения вместе с детьми
  • выполняет показ танцевальных движений
  • проводит познавательную или эвристическую беседу при изучении наглядного материала (знакомство с внешним видом инструментов, рассматривание репродукций)
  • во время хорового пения исполняет (по просьбе музыкального руководителя) отдельные фразы или куплет, в которых воспитанники испытывают сложности
  • распределяет роли для музыкальной игры-драматизации, инструменты для оркестровки
  • выбирает ведущего для проведения музыкальной игры

Воспитатель осуществляет преемственность занятий в музыкальном зале с образовательным процессом во всех режимных моментах. Музыкальное сопровождение подбирается воспитателем для утренней гимнастики, подвижных игр, мотивирующего начала занятий НОД. Аудиозаписи включаются фоном во время прослушивания литературных текстов, изготовления поделок, тихих игр и досугов в вечернее время.

Развитие музыкальных способностей ребёнка зависит от степени его вовлечённости в образовательный процесс. Мир звуков, мелодий и песен должен захватывать и звать в сферу прекрасного. Умение эмоционально ощущать музыкальные образы и понимать структуру песенных и танцевальных композиций свидетельствует о высокой степени развития мыслительных способностей ребёнка.

Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса - часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.

Читайте также: