Учебная и игровая деятельность в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

Из сказанного следует, что нельзя недооценивать значение игры для детей школьного возраста. Задача педагога - сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности к учебной. Решающая роль здесь принадлежит дидактическим играм.

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемыми педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется развивающее влияние игровой деятельности. Необходимость использования дидактических игр как средства обучения детей в дошкольный период и в младшем школьном возрасте определяется рядом следующих причин.

3. Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно непроизвольным развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактические игры как раз и способствуют развитию у детей психических процессов.

4. Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Основная трудность в начальный период обучения заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу. Побуждать же к учению должно то содержание, которому ребенка учат в школе. Существуют значительные трудности адаптации при поступлении ребенка в школу (освоение им новой роли - роли ученика, установление отношений со сверстниками и другими учениками). Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей.

А.И. Сорокина выделяет следующие виды дидактических игр: игры-путешествия, игры-поручения, игры-предположения, игры-загадки, игры-беседы. Охарактеризуем кратко каждый из этих видов.

Игры-путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. Они обостряют наблюдательность, облегчают преодоление трудностей. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т.д.

Игры-поручения по содержанию проще, а по продолжительности — короче. В их основе лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения.

Игры-загадки. В их основе лежит проверка знаний, находчивости. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

Игры-беседы. В их основе лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточивать внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется темой, содержанием игры. Игра, в свою очередь, должна соответствовать возможностям усвоения материала детьми.

Дидактическая игра имеет определенную структуру. Структура - это основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: 1) дидактическая задача; 2) игровая задача; 3) игровые действия; 4) правила игры; 5) результат (подведение итогов).

Дидактическая задача определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отражает его обучающую деятельность. Так, например, в ряде дидактических игр в соответствии с программными задачами учебных предметов закрепляется умение составлять из букв слова, отрабатываются навыки счета и т.д.

Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка. Самое главное: дидактическая задача в игре преднамеренно замаскирована и предстает перед детьми в виде игрового замысла (задачи).

Игровые действия - основа игры. Чем они разнообразнее, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. В разных видах игры игровые действия различны по их направленности и по отношению к играющим. Это, например, могут быть ролевые действия, отгадывание загадок, пространственные преобразования и т.д. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями. Правила содержат нравственные требования к взаимоотношениям детей, к выполнению ими норм поведения. В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение конкретной задачи учебного предмета.

Подведение итогов (результат) проводится сразу по окончании игры. Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили игровое задание; определение команды-победительницы и т.д. Необходимо при этом отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы, поскольку именно с их помощью решаются дидактические задачи.

В ситуации дидактической игры знания усваиваются более эффективно. Дидактическую игру и урок нельзя противопоставлять. Самое главное - и это необходимо еще раз подчеркнуть - дидактическая задача в дидактической игре осуществляется через игровую задачу. Дидактическая задача скрыта от детей. Внимание ребенка обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осознается. Это и делает игру особой формой игрового обучения, когда дети чаще всего непреднамеренно усваивают знания, умения, навыки. Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог - участники одной игры. Нарушается это условие - и педагог становится на путь прямого обучения.

Таким образом, дидактическая игра - это игра только для ребенка. Для взрослого она - способ обучения. В дидактической игре усвоение знаний выступает как побочный эффект. Цель дидактических игр и игровых приемов обучения - облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Сказанное позволяет сформулировать основные функции дидактических игр.

- Функция формирования устойчивого интереса к учению и снятия напряжения, связанного с процессом адаптации ребенка к школьному режиму.

- Функция формирования психических новообразований.

- Функция формирования собственно учебной деятельности.

- Функция формирования общеучебных умений, навыков учебной и самостоятельной работы.

- Функция формирования навыков самоконтроля и самооценки.

- Функция формирования адекватных взаимоотношений и освоения социальных ролей.

Итак, дидактическая игра - это сложное многогранное явление. В дидактических играх не только происходит усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально-волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактических игр в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребенку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.

Организовать и провести дидактическую игру - задача достаточно сложная для педагога. Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры.

1. Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

2. Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать и участвовать в игре.

3. Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно направлять игру в нужное русло.

4. Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения - эмоциональность, легкость, непринужденность.

5. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

6. Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

7. Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Далее, необходимо определиться с количеством играющих. В разных играх предусмотрено различное их количество. По возможности нужно стремиться к тому, чтобы в игре мог участвовать каждый ребенок. Поэтому, если игровую деятельность осуществляют часть детей, остальные должны выполнять роль контролеров, судей, то есть тоже принимать участие в игре.

Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий для игры. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры, в частности, как с наименьшими затратами времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игры, для того чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр. И наконец, важно продумать заключение, подведение итогов после проведения дидактической игры. Большое значение имеет коллективный анализ игры. Оценивать следует и быстроту, и - главное - качество выполнения игровых действий детьми. Обязательно нужно обратить внимание и на проявления поведения детей и качеств их личности в игре: как проявились взаимовыручка в игре, настойчивость в достижении цели. Необходимо постоянно демонстрировать детям их достижения.

Важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, включать разные виды деятельности детей. Игра, следовательно, может быть проведена на любом этапе урока. Она используется также и на уроках разного типа. Так, на уроке объяснения нового материала в игре должны быть запрограммированы практические действия детей с группами предметов или рисунков. На уроках закрепления материала используют игры на воспроизведение свойств действий и вычислительных примеров. В системе уроков по теме важно подобрать игры на разные виды деятельности: исполнительскую, воспроизводительную, преобразующую, поисковую.

Дидактическая игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.

Во-вторых, произошло увеличение на 17% количества испытуемых этой группы, выбравших познавательный мотив (среди других мотивов). В-третьих, увеличилось число детей с высоким и средним уровнем сформированности учебной деятельности.

На сильно мотивированных детей, то есть на детей, назвавших большее число мотивов и имеющих адекватные для учебной деятельности мотивы (преимущественно познавательные), длительное использование в учебном процессе дидактических игр значительного влияния не оказало, хотя имели место внешние проявления интереса. Успеваемость детей осталась на прежнем уровне; изменения в количестве и характере выбранных мотивов, в уровне сформированности учебной деятельности были несущественны. Следовательно, в первую очередь дидактические игры эффективны для детей со слабой учебной мотивацией и невысоким уровнем сформированности учебной деятельности.

Следует еще раз подчеркнуть качественные различия между игрой как таковой и учебной деятельностью: мотивом игры является само действие, мотивом учебной деятельности — стремление узнать новое, научиться тому, чего не знаешь.

Цели в игре, как правило, не осознаются. Главная роль в постановке игровой цели принадлежит детям. В учебной деятельности цели носят общественно значимый характер, и цель ставит педагог.

Игровые действия связаны с увлечением самим процессом игры, а не конечным результатом. Игровые действия не требуют четко отработанных навыков. Учебная деятельность оценивается не по результатам отдельных действий, а по конечному результату, который имеет и определенные критерии, и качественные характеристики.

В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета. Он дает ему новое игровое название, действует в соответствии с названием. Это - знак-символ, который имеет сходство с реальным предметом. В учебной деятельности дети оперируют знаками - буквами, цифрами и т.д. Они не имеют сходства с реальными предметами. В игре дети подчиняются свободному замыслу. Предварительный план в игре не обязателен. В учебной деятельности занятия проводятся по заранее продуманному плану, дети выполняют указания учителя.

В игре нет регламентации, только - режим. Учебная деятельность жестко регламентирована - уроки по 45 минут, перемены и т.д. Взрослый может руководить игрой, но должен считаться с интересами детей. Прямые указания могут разрушить игру. Участником и организатором игры педагог может и не быть. На уроках учитель полностью направляет деятельность детей.

Итак, к концу дошкольного детства максимального развития достигает сюжетно-ролевая игра, появляются игры с правилами и дидактические игры - переходные к учебной деятельности.

В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы, учебного предмета;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- в качестве технологий внеклассной работы.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком: наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата. Игра в ходе учебного процесса способствует формированию определенных навыков, развивает речевые умения, обучает умению общаться, способствует запоминанию материала, развивает способности и психические функции.

Игра является инструментом преподавания, активизирующего мыслительную деятельность учеников. Учебный процесс становится интересным, появляется стремление к овладению предметом. Игра создает эмоциональный настрой, желание учиться, пробуждает познавательную активность.

Игру можно считать эффективным, гибким и универсальным приемом обучения. Она призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и развивать мотивацию обучения. Нельзя не согласиться с тем, что детально продуманная и методически грамотно организованная игра является таким приемом обучения, который позволяет комплексно решать задачи практического, воспитательного, развивающего и образовательного характера. Учебная игра - это особым образом организованная обучающая деятельность (имеющая чаще всего развлекательную форму), предполагающая наличие проблемы и возможные пути ее решения. В процессе учебной деятельности могут быть реализованы одна или несколько обучающих задач. В зависимости от возраста учеников, специфики учебной дисциплины, конкретной цели и задач урока используются разные игры. Так, выше нами достаточно подробно были рассмотрены дидактические игры - наиболее распространенные в практике начального звена школы, отвечающие возрастным возможностям детей младшего школьного возраста.

В последние годы в школах все большую популярность завоевывают инновационные и деловые игры. Они используются и наиболее эффективны в старших классах школы, направлены на самораскрытие, на творческий потенциал учеников. Игровой метод - это форма воспроизведения социального и предметного содержания реальной действительности, в рамках которой учащийся усваивает абстрактные по природе знания, закрепляет умения и навыки в реальном процессе подготовки и принятия решения. Чаще всего используется игра-импровизация. Ее особенность состоит в том, что ученики знают основной сюжет, характер своей роли; сама же игра проходит в виде импровизации.

Для того чтобы игра успешно выполнила учебную задачу, необходимо соблюдение ряда условий:

- игра должна иметь общую и понятную всем участникам тему;

- ход игры координируется лидерской группой, выдвинувшейся из числа участников;

- обязательно наличие ведущего для снятия возможных конфликтов;

- в игровой группе необходимо поддерживать благоприятный морально-психологический климат;

- игру следует заранее готовить и проводить под руководством профессионального ведущего.

Считается, что владение технологиями игрового моделирования позволяет получить при использовании данного метода максимальный эффект не только в части обучения, но и в части реализации воспитательных целей.

В практике школ используются также активные методы обучения. Это - ускоренные способы обучения, направленные прежде всего на развитие и совершенствование психических навыков и личностных способностей ученика, необходимых для реализации учебной деятельности. Сюда относятся, например, специфические варианты уроков. Так называемый БИТ-урок был разработан в 70-х годах прошлого века. Это — интегрированный урок; он включает три элемента - беседу, игру, творчество. Преподаватель проводит предварительную беседу с учениками по теме урока, объясняет цели, создает нужную мотивацию, эмоциональный тон занятия, знакомит с материалами опорного конспекта. Затем проводится групповая игра-эстафета. Завершающая часть урока включает задание творчески применить полученные знания. Основное преимущество БИТ-урока заключается в его мобильности, развивающем характере и занимательности для учеников.

Игра является важным методом обучения не только детей дошкольного и младшего школьного возраста. В последнее время произошел резкий подъем интереса к ней в среднем звене общеобразовательной школы (А.А. Герасимова, Е.Н. Степанова, Н.Е. Щуркова); игровые методики практикуются сегодня в школе и на начальной ступени обучения, и в среднем звене, и в старших классах.

Игра - уникальная форма обучения; она позволяет сделать увлекательной работу учеников и на творческо-поисковом уровне, и при выполнении монотонной деятельности по запоминанию, повторению, закреплению и усвоению информации.

Игровая деятельность активизирует все психические процессы и функции детей, способствует использованию знаний в новой ситуации, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс. Игра — естественная для ребенка и гуманная форма обучения в любом возрасте.

В. А. Сухомлинский

Актуальность данной проблемы обусловлена современными требованиями развития педагогической теории и практики.

В соответствии с внедрением в систему образования ФГОС НОО на сегодняшний день российская школа переживает глобальные преобразования, основной целью которой стала не просто репродуктивная передача знаний, умений и навыков от учителя к ученику, а формирование и развитие способностей ученика самостоятельно ставить учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат, одним словом, научить учиться.

Начальная ступень образования является одним из важных периодов общего образования, в ходе которой, младшим школьникам предстоит освоить умение учиться, а также освоить учебный материал по основным учебным предметам.

В ФГОС НОО сказано о том, что основная задача, которая стоит теперь перед учителем заключается в формировании у младших школьников учебной мотивации, а также развитие у них универсальных учебных действий. Формирование у младших школьников системы универсальных учебных действий и мотивации к учению предполагает организацию учебно-познавательной деятельности.

Дети младших классов, а особенно первоклассники, подвижны, эмоциональны, у ребят повышенная утомляемость – значит, требуется смена видов деятельности, разнообразие заданий. Поскольку ведущей деятельностью детей – дошкольников была игра, то придя в школу, происходит смена ведущей деятельности на учебную. И конечно возникает вопрос: как же сделать так, чтобы переход от одной ведущей деятельности к другой происходил безболезненно? Одним из спасительных средств в этой проблеме является игра.

Сущность применения игровых технологий заключается в том, что игра является характерной и своеобразной формой активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Игра есть практика развития. Ребенок играет, потому что развивается, и развивается, потому что играет. Игра первая учит разумному и сознательному поведению. Это первая школа мысли для ребёнка. Детство —это время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать не доигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.

Все игры, используемые в ходе учебного процесса требуют от детей:

• воспроизводящей деятельности;

• исполнительской деятельности;

• преобразовательской деятельности;

• поисковой деятельности;

Для того, чтобы у ребёнка сформировалась учебная деятельность, необходимо чтобы переход от игры к учебному познанию осуществлялся плавно, именно поэтому, особенно в первом классе начальной школы, учителем используется очень много различных игр, игровых приёмов на уроках для того чтобы активизировать детей, поддерживать их интерес, стимулировать процесс самостоятельной познавательной деятельности.

Переходной формой от игры к учебе является дидактическая игра.

Дидактическая игра- это особая форма игрового обучения, когда у детей, чаще всего непреднамеренно формирование необходимых УУД.

Содержание игры и её условия должны обеспечивать и стимуляцию познавательного интереса и познавательной активности, и способствовать формированию определённых умений и навыков.

Игра может быть проведена на любом этапе урока :

• в начале урока- организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность;

• в середине урока- игра должна решать задачу усвоения темы;

• в конце урока- может носить поисковый характер.

В своей деятельности так же использую игры на разных этапах урока. Например.

В начале урока математики можно провести игры:

В середине урока русского языка использую игры такие, как:

В конце урока :

Игры, игры-путешествия, игры-спектакли, игры-экскурсии – вот далеко не полный перечень того, что позволяет сделать урок интересным, доступным, понятным, помогает повысить активность детей, усвоить знания, снять напряжение.

Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют.

Использование ИКТ в начальной школе Современный человек окружен таким количеством информации, которое он не в состоянии перерабатывать и использовать для развития общества.

Методы контроля обучения на уроках физической культуры рекомендуемых в начальной школе Контроль в физическом воспитании является разновидностью деятельности специалиста и необходимым составным элементом целесообразного построения.

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе рамках изучения темы факультативного занятия "Конструирование из геометрических фигур", попробовали создать проекты детских спортивных.

Проектная деятельность в начальной школе Проектная деятельность младших школьников в рамках реализации ФГОС слайд 2 «К школьнику относиться надо не как к сосуду, который предстоит.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных.

Экологическое воспитание на уроках окружающего мира и литературного чтения в начальной школе Эпиграф Если мы хотим достичь какого-то согласия с Природой, то нам в большинстве случаев придётся принимать её условия. Роберт Риклефс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в детском возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Игра - один из тех видов детской деятельности, которой используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, младших школьников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируется те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

В школьный период игра приобретает наиболее развитую форму и помогает развитию учебно-познавательной деятельности младших школьников. В тоже время, чаще всего наиболее активно игра используется в 1 классе, а в дальнейшем происходит снижение доля игры как метода обучения и воспитания.

Согласно ФГОС в начальной школе учитель должен научить ребёнка не только читать, писать и считать, но и должен привить две группы новых умений. Во-первых, это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. На первый план сегодня выходят образовательные результаты надпредметного, общеучебного характера.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования. Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования у младших школьников учебных умений, которые вносят существенный вклад в развитие познавательной деятельности ученика. В тоже время возрастные особенности развития детей младшего школьного возраста обуславливают необходимость плавного перехода от игровой к учебной познавательной деятельности, что осуществляется далеко не всегда. Именно поэтому проблема взаимодействия игровой и учебно-познавательной деятельности является актуальной.

Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определённого набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребёнка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребёнка найти своё место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей.

На протяжении нескольких лет я работала над методической темой “Игра как форма обучения и воспитания младших воспитанников”. Организация игровой деятельности является для меня актуальной и необходимой, так как я работаю вечерним воспитателем с воспитанниками 1-4 классов в лицее-интернате, и одним из оcновных видов деятельности моих воспитанников в свободное время являются игры.

Педагог- ключевая фигура реформирования образования. Каждый российский педагог, готовящийся реализовывать требования документа с названием “ФГОС основного общего образования”, знакомясь с его положениями, сопоставляя их с собственной профессиональной практикой, задает много вопросов. Один из которых: “Какие конкретные изменения в моей профессиональной деятельности должны произойти?” Задалась таким вопросом и я. Думая над темой данной исследовательской работы, я хотела, чтобы она была посвящена знакомой мне игровой деятельности и новым для меня методам работы, реализующим возможности для достижения более высоких результатов образования и воспитания.

Профессиональный стандарт педагога определяет, что педагог должен реализовывать воспитательные возможности различных видов деятельности ребёнка (учебной, игровой, трудовой, спортивной и художественной). Таким образом, исходя из современных требований и специфики моей педагогической деятельности, была сформулирована тема данной исследовательской работы: “Игровые технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников.Обучение в условиях внедрения ФГОС”

Объект исследования: процесс воспитания младших школьников

Предмет исследования: использование игровой деятельности в развитии младших школьников во внеурочной деятельности

  • Изучить и проанализировать возможность использования игровой деятельности в процессе раскрытия и развития потенциала младших школьников.
  • проанализировать современные требования к воспитательной работе;
  • охарактеризовать возможности игровых технологий в организации воспитательного процесса младших школьников во внеурочной деятельности.

Методы исследования: изучение и анализ нормативной документации и теоретической литературы, эмпирические методы научно-педагогических исследований.

1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1.Современные требования к воспитательной работе

В российском современном образовании в качестве одной из приоритетных целей воспитания принято всестороннее гармоническое развитие личности.

Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребёнка. Приведём выдержки из стандарта [1]:

…4.4. Часть четвёртая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе.

Педагог начальной школы должен:

Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.

Обеспечивать развитие умения учиться (универсальных учебных действий) до уровня необходимого для обучения в основной школе.

Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.

Данные требования необходимо соблюдать как учителям, так и воспитателям, работающим с младшими школьниками.

Для воспитателя одним из основополагающим документов в профессиональной деятельности является “Воспитательный компонент ФГОС ОО”. Методологической и ценностно-нормативной основой реализации воспитательного компонента ФГОС ОО является “Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России”. В ФГОС ОО для разных ступеней общего образования современный воспитательный идеал конкретизируется в виде “портрета выпускника” соответствующей ступени образования[2].

  • любящий свой народ, свой край и свою Родину;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  • любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
  • владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;

выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Выделяются три уровня воспитательных результатов: первый уровень результатов- приобретение обучающимся социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и социальной жизни; второй уровень результатов- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества; третий уровень- получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия, в котором он становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения результатов первого уровня важно организовать взаимодействие учащихся с носителем положительного социального опыта, при этом большую роль играет взаимодействие с педагогом. Для достижения результатов второго уровня важно иметь возможность позитивного эмоционального переживания в дружественной детской среде. Для достижения результатов третьего уровня важно дать возможность получения опыта самостоятельного общественного действия в окружающем социуме. Форсирование результатов не допустимо.

Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, если учащийся выступает субъектом обучения. Только в условиях полноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоническое развитие личности. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, создает условия для его личностного роста.

Для каждого педагога выбор методов воспитания должен носить комплексный характер, изменяться под воздействием постоянно меняющихся конкретных ситуаций, а сочетание различных методов помогает быстрее достичь поставленной цели. При этом каждый педагог выбирает актуальное направление, которое он больше использует в своей практической деятельности и накапливает опыт для своего педагогического исследования. Для меня таким направлением является игровая деятельность.

1.2.Игровые технологии в организации внеурочной деятельности младших школьников

В настоящее время, в свете модернизации образования и перехода на новые ФГОС, особое внимание уделяется развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий, т.е. применяемой педагогической технологией. К таким технологиям можно отнести игровую технологию.

Игра может быть включена в любой вид деятельности. Игра относится к косвенному методу воздействия, когда ребёнок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, когда он полноправный субъект деятельности. Поэтому в процессе игры дети сами стремятся к преодолению трудностей, ставят задачи и решают их. Игра - не только развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности. Игра - это средство, где воспитание переходит в самовоспитание.

У детских игр есть психологические особенности. В литературе игра рассматривается как:

1. Особое отношение личности к окружающему миру.

2. Особая деятельность ребёнка, которая изменяется и развёртывается как его субъективная реальность.

3. Социально заданный ребёнку и усвоенный им вид деятельности.

4. Деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребёнка.

5. Социально-педагогическая форма организации детской жизни.[4]

Проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной педагогике и психологии – 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации – в усвоении и использовании человеком общественного опыта[5]. Ребёнок, мало играющий, теряет в своём развитии, так как в игре, по выражению Л.С. Выготского, “ребёнок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя[6]”

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

- анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

- роли, взятые на себя играющими;

- игровые действия как средства реализации этих ролей;

- игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

- реальные отношения между играющими;

- сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Большинство игр отличает следующие черты:

- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);

- творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности (“поле творчества”);

- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция (“эмоциональное напряжение”);

- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития [7].

По мнению С.А.Шмакова, как феномен педагогической культуры игра выполняет следующие важные функции:

- Функция социализации. Игра – есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.

- Функция межнациональной коммуникации. Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру представителей разных национальностей, поскольку “игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны”.

- Функция самореализации ребенка в игре как “полигоне человеческой практики”. Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой – выявить недостатки опыта.

- Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра – деятельность коммуникативная, позволяющая ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.

- Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу диагностировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.). В то же время игра – “поле самовыражения”, в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.

- Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении. “Эффект игровой терапии определяется практикой новых социальных отношений, которые ребенок получает в ролевой игре. Именно практика новых реальных отношений, в которые ролевая игра ставит ребенка как с взрослым, так и со сверстниками, отношений свободы и сотрудничества, взамен отношений принуждения и агрессии, приводит в конце концов к терапевтическому эффекту”.

- Функция коррекции – есть внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко. Развлекательная функция игры, пожалуй, одна из основных ее функций.

Педагогические игры – достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса. Основное отличие педагогической игры от игры вообще состоит в том, что она обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом.

Педагогические игры достаточно разнообразны по:

- возрастным возможностям их использования;

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр. Г. К. Селевко предлагает следующую классификацию педагогических игр:

1. Деление игр по виду деятельности на физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.

2. По характеру педагогического процесса:

- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие;

- репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные.

3. Согласно Селевко по характеру игровой методике педагогические игры делятся на: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры драматизации.

4. По предметной области выделяют игры по всем школьным циклам.

5. По игровой среде, которая в значительной степени определяет специфику игровой технологии: различают игры с предметами и без них, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, с различными средствами передвижения [8].

Огромно значение игр во внеурочной деятельности. Игровая деятельность помогает сплотить детский коллектив. Включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других. Использование игр как средства воспитания стимулирует познавательный интерес ребёнка. Дети реализуют свои творческие возможности, а также получают новые знания в непринуждённой форме и закрепляют полученные.

Таким образом, игра - это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения и воспитания. Организовывая и вовлекая детей в различные виды игровой деятельности, мы всесторонне развиваем детей не так, как нам удобно преподносить материал, а как детям удобно и естественно его взять[9].

В вечернее время я организую игровую деятельность младших воспитанников таким образом, чтобы продолжить единый школьный учебно-воспитательный процесс и реализовывать воспитательные функции свободного времени. Ежегодно составляется программа игровой деятельности младших воспитанников в вечернее время. В ходе реализации этой программы постоянно обновляется игротека, младшим школьникам прививается культура игровой деятельности, разучиваются различные игры, проводятся спортивно-интеллектуальные и спортивно-творческие игровые мероприятия, турниры по интеллектуальным и настольным играм. Разнообразные игровые мероприятия проводятся в оборудованной игровой комнате, малом спортивном зале и на игровой площадке школьного двора. Некоторые результаты организованной мной игровой деятельности представлены в приложениях 1 и 2. В моей группе находятся воспитанники 1-5 классов. Все ребята с удовольствием участвуют в различных видах игровой деятельности. В играх дети прекрасно обучают друг друга. В зависимости от вида игровой деятельности решаются различные образовательные и воспитательные задачи, в том числе и социализация детей.

Проведя анализ литературы и своего практического опыта по использованию игровой деятельности, я прихожу к выводу об её значимости в решении различных педагогических задач. Возможности игровой деятельности в достижении образовательных и воспитательных целей обширны. Использование накопленного опыта и постоянное обновление арсенала игровой деятельности поможет мне способствовать развитию творческой активности и интереса школьников к познанию, чему уделяется особое внимание в свете модернизации образования и перехода на новые ФГОС.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Профессиональный стандарт педагога. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 18 октября 2013 г.

5. Выготский Л.С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка// вопросы психологии. 1989.-с.105.

6. Шмаков С.А.Игры учащихся- феномен культуры. М.: Новая школа. 1994.-с.14

7. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М.: Народное образование.2005. 450с.

Читайте также: