Чем отличается лирика от эпоса кратко

Обновлено: 04.07.2024

Драма один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой). Д. принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. Д. сформировалась на основе эволюции театрального искусства: выдвижение на первый план актёров, соединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовало её возникновение как рода литературы. Его специфику слагают: сюжетность, т. е. воспроизведение хода событий; драматическая напряжённость действия и его членение на сценические эпизоды; непрерывность цепи высказываний персонажей; отсутствие (или подчинённость) повествовательного начала. Герои Д. сами говорят за себя, все дано здесь под знаком происходящей между ними борьбыОтсюда и возможность появления в драматургии так наз. закона трех единств (действия, места и времени), схоластического в том виде, в каком его утверждала французская классическая теория Драма, литературное произведение, изображающее событие в действии, воспроизводимое пред зрителями на сцене. Сведения о характере и биографии персонажей мы получаем из отдельных реплик других персонажей или особой манеры говорения каждого героя. В Д.идет единая сюжетная линия.Компоненты сюжета драмы располагаются в строго определенной последовательности: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Действие Д. происх в реальном времени.

Своеобразие лирики в том, что в ней выдвигаются на первый план внутренний мир лирического героя, его переживания.




№3

Драма один из трёх родов литературы (наряду с эпосом и лирикой). Д. принадлежит одновременно театру и литературе: являясь первоосновой спектакля, она вместе с тем воспринимается и в чтении. Д. сформировалась на основе эволюции театрального искусства: выдвижение на первый план актёров, соединяющих пантомиму с произносимым словом, знаменовало её возникновение как рода литературы. Его специфику слагают: сюжетность, т. е. воспроизведение хода событий; драматическая напряжённость действия и его членение на сценические эпизоды; непрерывность цепи высказываний персонажей; отсутствие (или подчинённость) повествовательного начала. Герои Д. сами говорят за себя, все дано здесь под знаком происходящей между ними борьбыОтсюда и возможность появления в драматургии так наз. закона трех единств (действия, места и времени), схоластического в том виде, в каком его утверждала французская классическая теория Драма, литературное произведение, изображающее событие в действии, воспроизводимое пред зрителями на сцене. Сведения о характере и биографии персонажей мы получаем из отдельных реплик других персонажей или особой манеры говорения каждого героя. В Д.идет единая сюжетная линия.Компоненты сюжета драмы располагаются в строго определенной последовательности: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Действие Д. происх в реальном времени.

Своеобразие лирики в том, что в ней выдвигаются на первый план внутренний мир лирического героя, его переживания.

ЛИРИКА — один из четырех родов литературы, отображающий жизнь через личные переживания человека, его чувства и мысли. Виды лирики: песня, элегия, ода, дума, послание, мадригал, стансы, эклога, эпиграмма, эпитафия.

ЭПОС — один из четырех родов литературы, отражающий жизнь через рассказ о человеке и происходящих с ним событиях. Основные виды (жанры) эпической литературы: эпопея, роман, повесть, рассказ, новелла, художественный очерк.

Лирика интимна, один герой и его поступки, переживания и так далее. Если в фокусе лирики - состояния сознания, внутренний мир человека, который может не выходить наружу, то эпико-драматическое освоение жизни предполагает изображение внешней ее стороны, воплощения сознания в поступках, действиях персонажей в определенных границах пространства и времени. Лирика выражает чувства, переживания поэта. Не изображает, а выражает. Чаще существует в стихотворной форме.

К примеру, "Мцыри" Лермонтова - лирика, а "Война и мир" Толстого - эпический роман. Другой пример, "Калевала" - эпос северных племен, Былины - эпос восточных славян и так далее.

Роды литературы - Эпос, Лирика, Драма

Эпос, лирика, драма - три рода литературы. Промежуточный род литературы – лироэпика вобрал в себя черты эпических и лирических произведений. Чтобы разобраться в хитросплетениях определений, предлагаем вашему вниманию роды литературы в таблице с классификацией произведений русской литературы из школьной программы.

Делят произведения на роды не по форме, как можно ошибочно заключить, а по типу отношения автора к художественному целому. Грубо говоря – кто, о чем и как говорит. Изображение мира и человека в художественных произведениях разнится.

Так, эпос человека изображает объективно, для лирики свойственен субъективизм (в лирике всегда идет речь о себе, автор смотрит в себя), драма изображает человека в определенной жизненной ситуации, в действии, человека самого по себе, авторская речь играет вспомогательную роль.

Это хрестоматийное объяснение деления литературы на роды из учебников по теории литературы. Но существует и более простое – именно так репетиторы объясняют принцип деления произведений для абитуриентов, планирующих сдавать ЕГЭ по литературе:

Эпос – это повествование, проза.

Лирика – это стихи.

Драма – это пьесы.

Лироэпика – повествование в стихах либо проза с лирическими отступлениями.

Это деление на роды литературы более примитивное, зато более доступное. Объясняет подобный подход и деление на жанры: эпические жанры – жанры прозы, лирические – поэзии, драматические – виды пьесы.

Роды литературы в таблице

Литературный род

Итак, литературный род - это группа литературных жанров, обладающих сходными литературными признаками. Роды различаются способами изображения человека: эпос объективно изображает человека; лирика субъективно; драма изображает частную человека в переломные моменты.

Эпические жанры:

  • роман
  • роман-эпопея
  • повесть
  • рассказ
  • новелла
  • притча
  • очерк

Лирика

Лирические жанры:

  • лирическое стихотворение
  • элегия
  • послание
  • эпиграмма
  • эпитафия
  • ода
  • сонет
  • романс

Драма

Драматические жанры:

Можете написать так же или лучше? Хотите предложить нам свой материал? Отправляйте и мы обязательно его рассмотрим!

В этой статье мы, наконец-то, отвлечемся от твердых строфических форм и перейдем к другим — менее строгим — разновидностям стихотворений. Самыми крупными жанрами, на которые принято делить поэзию, являются эпос, драма и лирика.

Перейти к предыдущей части статьиЧто такое драма, думаю, большинство из вас представляет достаточно ясно. Это род литературы, рассчитанный на театрализованную постановку. Отсюда практически полное отсутствие повествовательного начала. Весь текст — исключительно на монологах и диалогах персонажей. Для драмы характерен четкий сюжет, построенный на каком-либо конфликте.

Хотя сегодня поэтическая драма сильно уступает прозаической, в старину она чаще писалась стихами, обычно нерифмованными. Достаточно вспомнить пьесы таких великих поэтов, как Эсхил, Софокл, Еврипид, Шекспир…

— …Умаялся? — Малость.— По общим? — По личным.— Стрелялось? — Привычно.— Горелось? — Отлично. — Так стало быть пожил?— Пасс в некотором роде.…Негоже, Сережа!…Негоже, Володя ! А помнишь, как матомВо весь свой эстрадныйБасище — меня-тоОбкладывал? — Ладно Уж… — Вот-те и шлюпкаЛюбовная лодка!Ужель из-за юбки?— Хужей из-за водки. Опухшая рожа.С тех пор и на взводе?Негоже, Сережа.— Негоже, Володя …

Долгое время эпическая поэзия служила своеобразной хроникой как исторических, так и мифических событий (в те времена миф был очень сильно смешан с реальной историей). Поэтому для эпосов характерны сюжетность, пристальное внимание к мелким деталям, именам и названиям. Недаром Мандельштам писал:

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.Я список кораблей прочел до середины:Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,Что над Элладою когда-то поднялся…

Но в те времена это была чуть ли не единственная возможность оставить память о себе в истории, а также придать рассказам убедительность и привкус реальности.

Я клавишей стаю кормил с рукиПод хлопанье крыльев, плеск и клекот.Я вытянул руки, я встал на носки,Рукав завернулся, ночь терлась о локоть. И было темно. И это был прудИ волны.- И птиц из породы люблю вас,Казалось, скорей умертвят, чем умрутКрикливые, черные, крепкие клювы. И это был пруд. И было темно.Пылали кубышки с полуночным дегтем.И было волною обглодано дноУ лодки. И грызлися птицы у локтя. И ночь полоскалась в гортанях запруд,Казалось, покамест птенец не накормлен,И самки скорей умертвят, чем умрутРулады в крикливом, искривленном горле.Б. Пастерна

На грани лирики, драмы и эпоса балансирует хорошо всем известная баллада. У этого жанра долгая история, он сильно видоизменялся и, несмотря на узнаваемость, плохо поддается четкому определению.

Немолод очень лад баллад,но если слова боляти слова говорят про то, что болят,молодеет и лад баллад… В. Маяковский

…Где Бланка, лилии белей,Чей всех пленял напев сиренный?Алиса? Биче? Берта? — чейПризыв был крепче клятвы ленной?Где Жанна, что познала, пленной,Костер и смерть за славный грех?Где все, владычица вселенной?Увы, где прошлогодний снег! О, государь! С тоской смиреннойНедель и лет мы встретим бег;Припев пребудет неизменный:Увы, где прошлогодний снег!пер. В. Брюсова

Такое представление о балладе сохранилось и в современной музыке, где балладой называют лирическое (обычно любовное) медленное произведение.

Однако русская поэзия полюбила совершенно другой тип баллады, распространившийся в Германии и Англии . Английская баллада не похожа на французскую. В ней очень сильно эпическое начало. Это сюжетное повествование, зачастую с мистическим и трагическим оттенком. Поэтому авторы нередко обращаются к древним сказаниям и легендам. Недаром баллады пережили свой расцвет в период романтизма.

Из вереска напитокЗабыт давным-давно,А был он слаще мёда,Пьянее, чем вино. В котлах его варилиИ пили всей семьёйМалютки-медоварыВ пещерах под землёй. Пришёл король шотландскийБезжалостный к врагам,Погнал он бедных пиктовК скалистым берегам. На вересковом поле,На поле боевомЛежал живой на мёртвомИ мёртвый на живом… Р. Л. Стивенсон , пер. С. Маршак

Формально английскую балладу легко узнать по стремительному чеканному ритму и лаконичному четкому языку.

…Сомкнутые веки.Выси. Облака.Воды. Броды . Реки.Годы и века. Конный в шлеме сбитом,Сшибленный в бою.Верный конь, копытомТопчущий змею…Б. Пастернак

Также для английской баллады характерна неравностопность (проще говоря, строчки имеют разный ритмический размер).

Трёх королей разгневал онИ было решено,Что навсегда погибнет ДжонЯчменное Зерно. Велели выкопать сохойМогилу короли,Чтоб славный Джон, боец лихой, Не вышел из земли… Р. Бернс , пер. С. Маршака

Читайте также: