Творческая деятельность детей 3 4 лет в детском саду

Обновлено: 04.07.2024

Со сказками все дружат,
И сказки дружат с каждым.
Они необходимы,
Как солнышку - привет!
Кто любит слушать сказки
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А может быть и нет.

Вид проекта: творческо-игровой.

Продолжительность проекта: с 1 декабря 2017г. по 29 января 2018г.

В настоящее время большинство детей воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. У большинства родителей нет времени сесть с ребенком и почитать книгу, что приводит к большому упущению взрослых в воспитании своих детей. Роль сказки очень велика в жизни ребенка, она представляет собой одно из средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Книга должна войти в мир ребёнка как можно раньше, обогатить мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребёнок должен любить книгу, тянуться к ней.

У современных детей телевизор, планшет, телефон и компьютер, как фон жизни, их воспринимают как членов семьи, многие кушают, играют и даже засыпают под его звуки. Одной из задач по воспитанию является – развитие интереса детей к сказкам, театрализованной деятельности.

Сказка - учит детей отличать хорошее от плохого (добро от зла, смекалку от глупости, слушаться родителей, не судить о людях по их внешнему виду, и дружить с друзьями), помогает детям развивать фантазию, не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности.

Актуально найти эффективные формы работы по приобщению детей к чтению, увлекая этим дошкольников и их родителей.

Понимая, что система работы в этом направлении требует организацию особых условий, создания обстановки, которая обеспечивала бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний, мы решили разработать этот проект, реализация которого будет осуществляться через постановку спектакля.

Разрабатывая проект, используем методику «трех вопросов:

Что хотим узнать?

С помощью чего узнаем?

Сказка очень интересная. Есть плохие и хорошие герои.

Зачем нужна сказка?

Почему мама мне не читает сказку?

Через просмотр сказок, чтение сказок, картинок о сказочных героях.

Цель: Обобщить знания детей по теме нашего проекта, через разные виды деятельности, прививать любовь к литературным произведениям и их героям.

- Вызвать у детей интерес к книгам, их рассматриванию (совместно с взрослыми и самостоятельно);

- Создавать атмосферу эмоционального комфорта, взаимопонимания и поддержки;

- Прививать умение прийти на помощь в трудную минуту;

- Продолжать пополнять книжный уголок: новинками литературы, аудио и видео презентацией, тематическими альбомами, речевым материалом;

- Создавать условия для творческо-игровой деятельности детей;

- Закрепить и расширить знания детей о содержании сказок;

- Развивать умения передавать образ сказочного героя: речью, движением, мимикой в процессе музыкально-театральной деятельности;

- Развивать элементы актерского мастерства;

- Прививать правила безопасного поведения на примере сказок;

- Способствовать поддержанию традиции семейного чтения;

- Продолжать вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс, показать ценность и значимость совместной деятельности детей и родителей.

- Разработка конспектов НОД по теме проекта;

- Составление картотек с речевым материалом (стихи, загадки, песни о сказочных героях)

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

«ФОРМИРОВАНИЕ

ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ

hello_html_5b56e7b3.jpg

г. Озерск, 2019 г.

Пояснительная записка

Актуальность

Цель программы

Задачи программы

Годовое перспективное планирование по художественно-эстетическому развитию

Годовое перспективное планирование по развитию восприятия

Организация работы с родителями на год

Методика диагностики

Список литературы

Пояснительная записка

Нормативно-правовая база для разработки программы:

- Конвенция о правах ребёнка;

- Декларация прав ребёнка;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155);

- Постановление Главного государственного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13"Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию, и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Возраст детей : младший дошкольный возраст (3-4 лет).

Срок реализации: программа рассчитана на 1 год обучения.

Реализация программы рассчитана на 72 календарных недели (36 недель в учебном году), и включает в себя 3 периода непосредственной образовательной деятельности в неделю. Длительность одного периода НОД в группе 3-4 лет – 15 мин; согласно СанПиН 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013 №26.

Формы, методы и приемы реализации программы:

Коллективная и индивидуальная форма художественно-творческой деятельности с детьми.

Традиционные и не традиционные приемы изобразительной деятельности.

Словесные методы (беседа, объяснение, познавательный рассказ).

Наглядные методы (картины, образцы, рисунки).

Игровые методы (дидактические, развивающие).

Выставки творческих работ в группе и в ДОУ.

Родительские собрания с использованием ИКТ.

Диагностические методы (анкетирование, интервьюирование, тестирование и др.).

Обсервационные методы (прямое и косвенное наблюдение).

Актуальность

Современному обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Поэтому изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно значимым, как для психологической науки, так и для педагогической практики.

Очевидно, что развитие человека не только интеллектуального, но и творческого, требует формирования у детей уже в дошкольном детстве творческих способностей. Сегодня ни у кого уже не вызывает сомнения, что приобщение к культуре и творчеству следует начинать с самого раннего возраста, когда ребенок начинает открывать для себя окружающий мир. Важную роль в этом призваны сыграть художественно-эстетические образовательные программы, главная задача которых – формирование эмоционально-познавательной сферы ребенка, его творческой деятельности и творческих способностей. В настоящее время идет активное их внедрение не только в школьную практику, но и в сферу дошкольного воспитания детей.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста - это актуальная задача государственного масштаба, ибо от того, насколько сегодняшний дошкольник сможет овладеть способами творческой самореализации, зависит завтрашний уровень технической и духовной стороны нашего общества. Поэтому формирование творческой личности является одной из важнейших педагогических и психологических задач на современном этапе.

Анализ литературных источников показал, что проблема формирования творческих способностей детей интересовала отечественных и зарубежных исследователей. Процесс становления творческой личности занимал выдающихся педагогов 20-х и 30-х годов XX века: Б.В Асафьева, П.П. Блонского, А.В Луначарского, С.Т. Шацкого, Б.Л. Яворского и др. Проблему детского творчества и формирования творческих способностей детей в нашей стране также исследовали ученые В.А. Левин, А.Н Лука, А.А Мелик-Пашаев, Р.С. Немов, Б.М. Теплова.

Однако многие вопросы исследования творческих способностей дошкольников остаются весьма значимыми и в настоящее время.

Цель программы

Целью программы является формирование творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

Программа направлена на художественно-эстетическое развитие в процессе продуктивной деятельности с помощью различных средств, методов, приемов, материалов и предназначена для образования детей 3 - 4 лет.

Задачи программы

Развивать восприятие предметов и явлений окружающего мира как эстетических объектов.

Совершенствовать изобразительные навыки и умения, технику изображения.

Обучать приемам нетрадиционных техник изображения в рисовании, лепке и аппликации с использованием различных материалов.

Создавать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.

Развивать творческое воображение, художественно-творческие умения и навыки.

Воспитывать чувство прекрасного, положительное отношение к творческой продуктивной деятельности.

Развивать умение совместной деятельности, коммуникативные навыки.

Годовое перспективное планирование

по художественно-эстетическому развитию*

Месяц и неделя

Наименование мероприятия

3 - 4 неделя

Диагностика

1. Образовательная область: художественное творчество (рисование).

2. Образовательная область: художественное творчество (аппликация).

3. Образовательная область: художественное творчество (лепка).

Установить уровень умений и навыков продуктивной деятельности

Диагностика восприятия

Определить уровень развития восприятия

Диагностика речи

Выявить умения устанавливать причинно-следственные связи, заменять их на противоположные

(рисование поролоновым тампоном и гуашью)

Д.Н. Колдина Рисование с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий. стр. 11

Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые предметы и аккуратно закрашивать их. Воспитывать отзывчивость и доброту

Т. С. Комарова Занятия по изобразительной

деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. стр. 32

Учить детей выбирать большие и маленькие предметы круглой формы. Закреплять представления о предметах круглой формы, их различии по величине. Учить аккуратно наклеивать изображения

Т. С. Комарова

Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. стр. 60

Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей: шарика и палочки; соединять части, плотно прижимая их друг к другу. Упражнять в раскатывании глины прямыми и круговыми движениями ладоней

Рисование Осенний дождик (рисование цветными карандашами)

Д.Н. Колдина Рисование с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий. стр. 17

Цель. Учить детей рисовать цветными карандашами короткие линии, передавая падающие капельки дождя; закреплять умение правильно держать карандаш. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения

Составила Рябухина О.А.

Цель. Познакомить детей с нетрадиционной формой аппликации, наклеивание природного материала (сухих листочков) на шаблон. Закреплять представления о времени года - осень. Упражнять в аккуратном намазывании определённого места клеем и приклеивании измельченных листочков путем посыпания и прижимания

Т.С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий, стр. 60 (аналог)

Цель. Продолжать учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей: шарика и палочки; учить сплющивать шарик; соединять части, плотно прижимая их друг к другу. Упражнять в раскатывании глины прямыми и круговыми движениями ладоней

Рисование Апельсин и мандарин (рисование кистью и гуашью)

Д.Н. Колдина Рисование с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий. стр. 13

Цель. Учить детей рисовать и закрашивать кистью округлые формы большого и маленького размера; учить правильно держать кисть, набирать краску на ворс, тщательно промывать кисть. Развивать речь и мышление. Учить осознанно переключать внимание

Т.С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий, стр. 48

Цель. Учить детей наклеивать круглые предметы. Закреплять представления о различии предметов по величине. Закреплять правильные приемы наклеивания (брать на кисть немного клея и наносить его на всю поверхность формы)

Т.С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий, стр. 78

Цель. Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части друг к другу. Вызывать стремление украшать предмет мелкими деталями (помпон на шапочке, пуговицы на платье). Уточнить представления о величине предметов. Закреплять умение лепить аккуратно. Вызывать чувство радости от созданного

Д.Н. Колдина Рисование с детьми 3–4 лет. Конспекты занятий, стр. 24

Цель. Учить детей делать ватной палочкой. Развивать эстетическое восприятие зимнего пейзажа

Т.С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий, стр. 70

Цель. Закреплять знания детей о круглой форме, о различии предметов по величине. Учить составлять изображение из частей, правильно их располагая по величине. Упражнять в аккуратном наклеивании

Т.С. Комарова. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий, стр. 78 (аналог)

Цель. Продолжать учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части друг к другу. Вызывать стремление дополнять предмет мелкими деталями (ручки палочки). Уточнить представления о величине предметов. Закреплять умение лепить аккуратно. Вызывать чувство радости от созданного

* представлен ознакомительный фрагмент годового перспективного планирования

Годовое перспективное планирование

по развитию восприятия*

Месяц и неделя

Наименование мероприятия

- расширить представление о игрушках;

- учить собирать целое из частей;

- развивать зрительное восприятие, внимание;

- развитие моторики пальцев рук.

Цель: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы

Цель: развивать объем, концентрацию и устойчивость зрительного внимания

Цель. Учить выбирать предметы по образцу на ощупь; развивать внимание; формировать эмоционально-положительное отношение к игре

Цель: определять направление источника звука, ориентироваться в пространстве, понимать наречия спереди, сзади, сверху, снизу

Цель: Развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать инструменты на слух по их звучанию

Цель: развивать внимание, память, наблюдательность.

Цель. Продолжать осуществлять выбор по образцу, опираясь на тактильно-двигательный образ предмета; закреплять знание слов-названий предметов, их формы, величины

* представлен ознакомительный фрагмент годового перспективного планирования

Организация работы с родителями*

Наименование мероприятия

Установить отношения родителей к вопросу о формировании творческих способностей

Раскрытие важности совместной творческой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста, влиянии этой деятельности на дальнейшее развитие ребенка как личности.

*представлен ознакомительный фрагмент годового перспективного планирования

дети занимаются

Ребята четвёртого года жизни только начинают открывать огромный и прекрасный мир вокруг себя. Сориентироваться в нём, получить много полезной и разнообразной информации им помогут воспитатели детского сада. Этому послужат как образовательные ситуации в разные моменты дня, так и непосредственная образовательная деятельность (НОД), которую педагоги организуют и проводят в строгом соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) и требованиями образовательных программ.

Задачи и приёмы дошкольного образования во второй младшей группе

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
  • формирование общей культуры личности детей.

Все эти задачи решаются в процессе обучения и воспитания в детском саду в течение дня с учётом возрастных особенностей детей.

Мальчик и девочка рассматривают счёты

Забота государства о маленьких гражданах отражена в федеральном государственном стандарте дошкольного образования

Применительно к воспитанникам второй младшей группы (дети 3–4 лет) задачи конкретизируются:

Психологические особенности детей четвёртого года жизни

Педагог рисует с детьми

Чтобы новые требования к дошкольному образованию стали реальностью, педагоги должны видеть в воспитаннике равную себе личность

Расширяется и круг интересов дошкольников: они обращают внимание не только на явления и предметы, которые находится рядом, в непосредственной близости, но и воспроизводят в игре, беседе то, с чем сталкивались раньше и получили сильное впечатление (гроза, путешествие на поезде, самолёте, участие в общественных мероприятиях, праздниках). Интересны детям четвёртого года жизни профессии взрослых, польза, которую приносит та или иная профессия. Для любознательных трёхлеток порой бывает настоящим открытием узнать, что их мама и папа, которых они раньше видели только в кругу семьи, работают продавцом, поваром, инженером, водителем, строителем, делают важные и полезные вещи для других людей. Дети гордятся своими близкими, желают им подражать. Это говорит о совершенствовании мыслительных процессов, о том, что ребёнок начинает понимать: люди вокруг — члены не только его семьи, но и общества.

Как и раньше, трёхлетки любят игры и манипуляции с предметами, природным материалом (водой, песком), но теперь их внимание не поглощает механическое выполнение действий. Дети способны делать простые умозаключения, приобретать опыт в процессе действий и использовать его в дальнейшем. Например, если предложить им для игр сухой песок, они быстро поймут, что из него невозможно лепить куличи, пирожки, и воспользуются для игры песочной мельницей, а вот влажный песок, наоборот, станет материалом для приготовления разнообразного кукольного угощения.

Девочка делает аппликацию из листьев

Дошкольник четвёртого года жизни способен размышлять, сопоставлять информацию и делать умозаключения

Педагогические приёмы, актуальные для детей второй младшей группы

В своей работе педагог использует ряд эффективных для малышей 3–4 лет приёмов:

  • объяснения (с опорой на чувственный опыт воспитанников);
  • чтение сказок, потешек, коротких стихотворений, загадок;
  • показ действий на собственном примере;
  • эмоциональный настрой (этому способствуют сюрпризные моменты, использование на занятиях музыкальных произведений и др.);
  • педагогическая драматургия (например, занятия в форме путешествий), театрализация;
  • игровые методы;
  • рассматривание непосредственно изучаемых объектов или их изображений, макетов, моделей т. д.

Словесные инструкции для малышей необходимо подкреплять демонстрацией правильных действий.

Организация НОД во второй младшей группе детского сада

Воспитатель ДОУ использует различные формы организации образовательного процесса в течение дня. Это беседы, чтение художественной литературы, образовательные ситуации во время режимных моментов, игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные). Но наиболее эффективной, позволяющей вести работу с детьми систематически и выполнить максимум предусмотренных программой задач является непосредственная (организованная) образовательная деятельность, то есть НОД или ООД.

  • Полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение личностного развития.
  • Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования.
  • Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  • Формирование познавательных интересов и действий ребёнка в различных видах деятельности.

Главной становится не обучающая роль педагога, а совместная деятельность взрослого и детей, направленная на выполнение определённых задач (образовательных для воспитателя, игровых, исследовательских — для детей). Преобладает деятельностный подход в обучении и воспитании. Дошкольники выступают не в роли пассивных получателей знаний (слушают, выполняют указания), а участвуют в процессе наравне со взрослым, согласно возможностям возраста и индивидуальным предпочтениям.

Малыши играют с крупным конструктором

Дети должны не внимать инструкциям воспитателя, а получать знания деятельным путём

Советы по организации НОД в младшей группе

В организации занятий по-новому не возникнет трудностей, если педагог будет учитывать, что ребёнок младшего дошкольного возраста — личность, со своими желаниями, предпочтениями, особенностями. Их нужно уважать, как и право личности на свободный выбор деятельности, но не в ущерб интересам других детей. Поэтому свободный выход из НОД, переход к другой деятельности отдельных воспитанников возможен, если они не мешают остальным. Если НОД продумана педагогом до мелочей, обычно всем трёхлеткам интересно участвовать в ней.

Бывает, что у ребёнка нет настроения, он утомлён, тогда следует поручить его заботам няни и продолжить работу с остальными дошкольниками. Иногда отказ принимать участие в занятии служит признаком заболевания, поэтому за малышом нужно понаблюдать в течение некоторого времени.

ФГОС дошкольного образования провозглашает педагогику сотрудничества. Воспитателю следует помнить, что общение, совместная деятельность, игра должны приносить радость и пользу обеим сторонам. И ребёнку, и взрослому всегда есть чему поучиться друг у друга. Чем опытнее и мудрее педагог, тем с большим вниманием он прислушивается к своим маленьким собеседникам, находит в работе с ними новое и полезное для совершенствования своего мастерства.

Дети и педагог стоят перед импровизированным пешеходным переходом в помещении группы

Важная информация подаётся в виде игры, что облегчает малышам её усвоение

Новые требования предусматривают гибкость, вариативность занятия. Педагог может отступить от плана, если возникли обстоятельства, которые нельзя оставить без внимания. К примеру, перед рисованием зимнего дерева воспитатель запланировал показать ребятам иллюстрацию, но прошёл обильный снегопад, украсивший все деревья волшебными нарядами. В таком случае целесообразно полюбоваться деревьями и кустами в зимнем убранстве из окна, поскольку будут выполнены сразу две задачи: обогатится опыт детей наблюдением за реальными явлениями природы и привлечётся внимание к её красоте.

Дети непредсказуемы. Поэтому воспитателю при подготовке НОД следует предусмотреть варианты неожиданного хода событий, быть готовым ответить на вопрос не по теме занятия и потом вернуть внимание малышей к основному виду деятельности.

Педагог и дети сидят за столом, у одной девочки ножницы в руках

Личная заинтересованность педагога в происходящем на занятии не оставит малышей равнодушными

Структура и длительность НОД в младшей группе детского сада

Занятия с детьми младшей группы проводят по всем пяти образовательным областям, их количество в неделю рекомендовано примерными образовательными программами.

Базовый вид деятельности Периодичность
Физическая культура в помещении 2 раза в неделю
Физическая культура на прогулке 1 раз в неделю
Познавательное развитие 2 раза в неделю
Развитие речи 1 раз в неделю
Рисование 1 раз в неделю
Лепка 1 раз в 2 недели
Аппликация 1 раз в 2 недели
Музыка 2 раза в неделю

Согласно санитарным правилам и нормам, длительность НОД в младшей группе ДОУ не должна превышать 15 минут. Однако интегрированные и комплексные занятия могут быть чуть длиннее (на 5–7 минут) за счёт совмещения и интеграции видов деятельности. В таком случае вместо двух занятий в день проводят одно.

Таблица: структура и длительность этапов НОД в младшей группе

  • В середине НОД, если не было повышенной двигательной активности, проводят физкультминутку.
  • На занятиях по лепке, рисованию, конструированию проводят пальчиковую гимнастику или пальчиковые игры.
  • Подводя итог, вспоминают только положительные моменты, а не ошибки и промахи детей.
  • Если есть возможность, группу делят на подгруппы. Одна занимается математикой, развитием речи, другая музыкой или физкультурой.

Осуществление индивидуального подхода

Индивидуальные задания в ходе фронтальных (со всеми детьми) занятий по математике, речевому и познавательному развитию в младшей группе давать не рекомендуется, поскольку дети ещё малы и могут спутать задания, ориентируясь на соседа. Дифференцировать материал можно, если проводится занятие по подгруппам (та подгруппа, которая справляется быстрее, получит больше на 1 задание). Индивидуальный подход осуществляется педагогом последовательно: на занятии подмечается, кто из детей испытывал трудности, отставал, а в свободное время ведётся индивидуальная работа в нужной области.

Мальчик и девочка вырезают из цветной бумаги

Каким бы ни было занятие по форме, оно должно приносить радость малышам

Мотивация познавательной и продуктивной деятельности детей

Современные дошкольники имеют доступ к новейшим гаджетам, планшетам и айфонам, их не удивишь волшебными мультфильмами, сказочными приключениями, яркими игрушками. Чем же привлечь малыша к занятию? Тут на первый план выходит мастерство и заинтересованность самого педагога в положительном результате.

Педагог держит большого плюшевого мишку, дети улыбаются

Необычная ситуация или приход в группу сказочного персонажа привлечёт внимание детей к занятию

Темы и задачи при планировании НОД во второй младшей группе

Комплексно-тематический подход к планированию образовательной работы в ДОУ помогает в течение года ознакомить малышей со всеми сферами жизни человека, явлениями и объектами природы, доступными их пониманию. Это способствует всестороннему развитию воспитанников, позволяет выявить интересы и предпочтения ребят (одни любят игры, беседы и художественные произведения о транспорте, другие о животных, третьи о сказках) и вести в дальнейшем индивидуальную работу с учётом детских увлечений.

Темы НОД обычно сочетаются с темой недели (месяца), что позволяет выстроить образовательную деятельность в стройную логическую цепочку. Такой подход облегчает работу воспитателя, и сами дети лучше усваивают материал, поскольку в пределах тематического блока имеют дело с близкими по смыслу понятиями (животные домашние и дикие, овощи и фрукты, профессии, детский сад, домашняя техника и т. д.). В конце тематического отрезка проводится итоговое мероприятие, а также беседы, игры на закрепление полученных знаний.

Наиболее успешным будет проведение НОД, в которых используют, чередуя или интегрируя, различные виды детской деятельности (но не более 2–3 сразу), объединённые сюжетом по одной теме. Сочетают такую деятельность:

  • игровую;
  • коммуникативную;
  • трудовую;
  • познавательно-исследовательскую;
  • музыкально-художественную;
  • продуктивную;
  • чтение.

Задачи каждой отдельной НОД зависят от образовательной области, успешности детей (одни группы быстрее усваивают материал и нет необходимости повторять несколько раз, закреплять), требований программы.

Дети играют с картонными воротами и машинками

Наиболее успешно проходят занятия, в которых интегрируются несколько образовательных областей

Таблица: фрагмент картотеки НОД в младшей группе ДОУ (с учётом темы недели)

Чтобы занятие прошло интересно, оживлённо и принесло малышам пользу и радость, воспитателю необходимо продумать такие моменты:

  • Предварительная работа. Беседы, рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе и окружающем мире. Дети должны хорошо ориентироваться в предлагаемом материале. иначе они растеряются и их активность будет низкой.
  • Какую использовать наглядность. На занятии по ознакомлению с природой возможно использовать живые объекты (растения, животных), а если берут картины или иллюстрации, игрушки, то они должны максимально соответствовать реально существующим природным объектам. На других занятиях (по математике, художественной литературе, речевому развитию) принцип природосоответствия не соблюдают так строго.
  • Как рассадить, разместить детей. Если предстоит занятие-путешествие или квест, воспитатель должен хорошо продумать, достаточно ли будет места для передвижения детей и выполнения заданий.
  • Литературное и музыкальное оформление. Художественное слово, музыка оживят и украсят НОД, сделают её особенно интересной для детей.
  • Подведение итогов. Добрые слова, похвала и поощрение должны достаться всем малышам. Похвалить можно и детей в целом, и отметить особые успехи 2–3 ребят. На неудачи внимание обращать не стоит.
  • Каждая НОД должна содержать в себе побуждение к новой познавательной деятельности, открытиям и достижениям. Поэтому замечательно будет, если сказочный персонаж подарит детям не конфеты или игрушку, а новую книгу сказок, раскраски, развивающую игру.

Дети рассматривают глобус

Одна из главных целей НОД — стимулировать детскую любознательность и познавательный интерес

Карамелька: Молодцы, вы дружно надували шар, закройте теперь глазки.
Дети с закрытыми глазами ждут. Воспитатель выносит воздушный шар.

  • Нос всю жизнь нам верно служит.
    Носик с нами очень дружит.
    Носик очень помогает,
    Запахи все различает.
  • У людей и у зверушек
    Есть по паре чутких ушек!
    Ушки звуки различают,
    Они слышать помогают!

Если вы хотите организовать развивающие игры-занятия, запомните 3 правила.

Правило первое

Не давайте малышу для постоянного пользования игрушки, с которыми будете проводить игры, чтобы у него не пропал интерес к ним.

Правило второе

Во время игры ребенка не должны отвлекать посторонние предметы. Все лишнее нужно убрать из поля зрения малыша.

Правило третье

Пусть игры будут достаточно простыми и совсем короткими. Даже 5 минут вполне достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребенок довел начатое дело до конца. А после этого замените игру на новую — и вы увидите, что внимание ребенка снова оживет.


Подобрать фигуры: куб, цилиндр (или шар), треугольную призму, прямоугольный брусок. Должно быть по 2—3 фигуры каждого вида. Демонстрация на кубах Монтессори.

Начинаем игру. Ребенку надо опустить письма (фигуры) в ящик, причем каждое письмо в свое отверстие. Не подсказывайте малышу, куда опустить письмо, пусть он пробует и ошибается, фигура сама поможет ему найти правильный выход из каждой ситуации. Вам же остается следить, чтобы ребенок не проталкивал фигуры в отверстия со всей силой, а перебирал возможные варианты, поворачивая фигуры сложной формы (призму, брусок) так, чтобы добиться соответствия разворота форме прорези. Когда все письма будут отправлены, их можно передать адресату — кукле или мишке или другой любимой игрушке.


Можно устроить интересное соревнование по сворачиванию разноцветных лент, наклеенных на стержни (которые несложно сделать, например, из карандашей). Если ленты будут разной длины, то сворачивание длинной (наматывание на стержень) займет больше времени. Обратите внимание ребенка на то, что одну из лент удается свернуть быстрее, чем другую. Разверните в полную длину и положите рядом так, чтобы разница в длине была хорошо заметна. Пусть ребенок сам догадается о причине неудач того соревнующегося, чья лента длиннее. Вы увидите, что после этого он сразу станет обращать внимание на длину ленты, которую берет!

Если у вас есть кубы разных размеров, проведите с ребенком эту игру. Пусть он убедится на собственном опыте, что, для того чтобы башня была достаточно устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше — меньше, а еще выше — совсем маленькие. Приучайте последовательно отбирать кубики, выбирая каждый раз самый большой. Для сравнения по величине их надо прикладывать один к другому. Построив башню из настоящих кубиков, можно перейти к строительству башен или лесенок из картонных фигур, выкладывая их на столе так, чтобы снизу вверх размер уменьшался. Игра будет проходить намного интереснее, если вы дадите ребенку маленькую куклу и покажете, как она умеет залезать на башню или подниматься по лестнице. Поиграв с куклой, ребенок лучше поймет и смысл последовательного расположения фигур.


Игра на развитие внимания.

Перед ребенком ставятся две игрушки. Он должен сначала сказать, чем они похожи, а затем — чем отличаются друг от друга. Например, мишка и зайчик похожи тем, что они пушистые, у них есть лапки, глазки, ушки. А отличаются они тем, что мишка — большой, а зайчик — маленький, мишка — коричневый, а зайчик — белый и т.п. Можно называть признаки по очереди с ребенком. Также рекомендуется сравнивать любые пары игрушек. А если вы хотите усложнить игру, поставьте перед ребенком более похожие игрушки (две разные машины, два разных мяча).


Игра на развитие внимания.

Предложите малышу выбрать из 4—6 шариков такой же (по цвету, величине, рисунку), как тот, который у вас в руках, или выбрать такой же кубик, домик и т.п. Чтобы ребенку было интереснее играть, можно загадывать с ним предметы по очереди и, конечно же, делать при этом ошибки, которые малыш обязательно заметит. Порадуйтесь вместе его догадливости, возможности сотрудничать со взрослым на равных. Можно усложнить игру, увеличивая количество предметов, различия которых не так заметны.


Игра на внимание.

Заранее нарисуйте картинку (ваши художественные способности здесь не имеют никакого значения), на которой опущено 5—6 ошибок. На картинке, изображающей детей, играющих во дворе зимой, можно нарисовать дерево с листьями, цветы, мальчика в сандалиях, девочку с корзинкой грибов и т.п. Естественно, что содержание картинки и допущенные на ней ошибки должны быть понятны малышу. Ответы опять-таки интереснее давать по очереди. Усложняя игру, можно увеличить количество ошибок и сделать их более незаметными.


Игра на внимание.

Эта игра научит ребенка внимательно следить за движениями взрослого и подражать им. Предложите ему быть вашим зеркалом и повторять все ваши действия. Вы поднимаете одну руку — ребенок тоже; вы топаете двумя ногами — ребенок тоже; вы машете сначала одной кистью, а потом двумя — и ребенок тоже.

Эта игра дает большие возможности варьирования предлагаемых ребенку действий. Затем, когда ребенок научится с легкостью копировать их, можно предложить ему последовательность действий.

Развивать внимание ребенка можно и на утренней зарядке, при выполнении любых двигательных упражнений. При этом малыш должен выполнять все действия по команде взрослого, быстро переходя от одного вида движений к другому: прыгать, останавливаться, шагать.


Игра на развитие памяти.


Игра на развитие памяти.

Вы можете нарисовать простой узор.
Этот узор вы даете ребенку рассмотреть за 1—2 минуты, а затем просите его нарисовать точно такой же по памяти. Можно дать подобное задание и на создание простой прослойки из строительного материала. Даете ребенку возможность 1—2 минуты рассмотреть ее, а затем предлагаете по памяти (ваша постройка разбирается или закрывается листом бумаги) воспроизвести ее из своих кубиков. Эти задания можно изменять и предлагать ребенку неоднократно, постепенно усложняя их.


Игра на развитие мышления.


Игра на развитие мышления.
Эта простейшая конструктивная игра, с которой можно начинать вводить ребенка в мир объема и формы. Вам потребуются основные детали из обычного детского строительного набора: куб, цилиндр, призма, конус, параллелепипед. На первых порах одновременно используются 2—3, а впоследствии 4 формы. Эта игра только для вас и вашего ребенка — только для двоих. Отберите себе и ему по 2—3 одинаковые детали. Затем на столе перед ребенком сложите небольшую постройку. Поставьте детали рядом или одну на другую. Например, призму положите на куб (по типу домика), а справа или за домом положите параллелепипед. Вы не будете испытывать недостатка в вариантах расположения форм.
Когда все будет расставлено, предложите ребенку точно так же поставить его детали. Если сразу это не получится, не сердитесь, повторите все сначала — игра достаточно сложна для вашего малыша. Попросите его самого построить что-нибудь и сделайте так же. Когда увидите, что дело пошло на лад и ребенок справляется с игрой, можете сами ошибиться, и пусть он вас поправит.

Угадай, кого загадали!


Игра на развитие ориентирования в пространстве.
В игре вместе с малышом могут участвовать его любимые игрушки. Например, кукла с мишкой и зайчик. Важно, чтобы они были достаточно крупные и их можно было посадить или поставить перед ребенком, за ним и сбоку от него. Ребенка поставьте или посадите в центре, а игрушки разместите вокруг. Скажите, что загадали одну из них, а ему надо угадать, какую. Адрес загаданной игрушки, например, такой: она сидит сбоку от тебя (или перед тобой, за тобой). Он должен назвать игрушку, находящуюся в указанном месте. Затем меняйтесь местами, рассадите игрушки вокруг себя. Теперь загадывать адрес игрушки будет ребенок. В дальнейшем, если малыш не испытывает затруднений, попробуйте ввести дополнительное различение: справа и слева. Надеемся, ваш ребенок вполне с этим справится.

Во что с этим можно играть?


Данная игра направлена на развитие творческих способностей. Вам потребуется заранее отобрать и приготовить несколько предметов, не имеющих четкого назначения: палочка, кубик, коробочка, камешек, картонка — и т.д. Игра состоит в том, чтобы придумать, чем они могут быть: вместо какого реального предмета использоваться. В начале игры вы берете любой предмет, допустим, палочку, показываете его ребенку и предлагаете придумать, чем он может быть в игре. Будет прекрасно, если малыш сам назовет возможные варианты, а если он затрудняется, помогите ему. Должно быть, вы не забыли: палочка может быть градусником для куклы, ложечкой, ключом, удочкой. Кубиком нельзя кормить куклу, а коробочкой измерять температуру, ибо одним из обязательных условий игры, которое неукоснительно следует соблюдать, является некоторое сходство с реальным предметом. Следуя этим нехитрым правилам, вы можете стать хорошим партнером в любой детской игре. Когда ребенок поймет, как надо играть, каждый новый предмет вы будете выкладывать на стол и по очереди придумывать, во что с ним можно играть. Попробуйте предложить веселое соревнование — кто назовет больше. Пусть победителем окажется ребенок.
Полезно поиграть с ребенком в противоположную игру: предложите ему придумать, какие предметы можно использовать вместо ложки для куклы, вместо кроватки, вместо машины и т.д. Это также поможет ему легко замещать один предмет другим, шире используя возможности воображения.

Читайте также: