План урока конституция рк

Обновлено: 07.07.2024

1. Слово учителя : Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего классного часа "Конституция Республики Казахстан- основной закон моей страны". Наша основная цель -детальное рассмотрение норм конституции.

"Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалом свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию!" - именно так начинается Конституция нашей республики, принятая 30 августа 1995 года на республиканском референдуме. Этот день празднуется, как День Конституции.

  1. Общие положения (ст.1-9)
  2. Человек и гражданин (ст. 10-39)
  3. Президент (ст. 40-48)
  4. Парламент (ст. 49-63)
  5. Правительство (ст. 64-70)
  6. Конституционный совет (ст. 71-74)
  7. Суд и правосудие (ст. 75-84)
  8. Местное государственное управление и самоуправление (ст. 85-89)
  9. Заключительные и переходные положение (ст. 90-98)

2. Проблемный вопрос:

В каком разделе больше всего статей? Почему?

/Во 2 ом разделе "Человек и гражданин". Потому что Конституция защищает и гарантирует права и свободы человека -гражданина РК, регламентирует его обязанности./

3. У нас на доске есть запись: "Я - гражданин РК", а гражданин -это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей. Понятие "гражданин" неразрывно связано с понятиями "честь" и "достоинство".

Давайте просмотрим 1 раздел. Конституции "Общие положения" (каждый раздел показывается не более 1 мин на интерактивной доске)

4. А теперь блиц- турнир "Мы знаем общие положения Конституции РК"

  1. Является ли Казахстан унитарным государством? Что значит "унитарное"? (неделимое)
  2. Кто является единственным источником государственной власти? (народ)
  3. На основе чего осуществляется государственная власть в РК? (на основе Конституции)
  4. Как признаются и защищаются государственная и частная собственность? (равным образом)
  5. В чьей собственности находится земля в РК? (в государственной)
  6. Какой язык является государственным в РК? (казахский)
  7. Назовите символы РК? (Герб, гимн, флаг)
  8. Назовите авторов гимна РК.(Ж. Нажимеденов, Н. Назарбаев, Ш.Калдаяков)
  9. Назовите авторов герба РК. (.Ж.Малибеков, Ш. Валиханов)
  10. Назовите авторов флага РК. (Ш.Ниязбеков)

5. А сейчас посмотрим раздел II Конституции РК "Человек и гражданин" Итак, игра "Публичная лекция". Пока звучит кюй Курмангазы, вы должны подготовить публичную лекцию "Я - гражданин РК, мои права и обязанности", затем представителю каждой команды дается 2 мин. для выступления.

6. А сейчас посмотрим раздел III "Президент". И вновь игра - турнир ораторов - конкурс капитанов "Президент в жизни народа" 1 мин.

  • логика выступления:
  • художественность и деловитость речи
  • общение с публикой
  • этичность
  • схема: тезис - аргумент - иллюстрация.

7. Рассмотрим раздел IV "Парламент".

И сейчас игра "Да и нет" (каждый команде по вопросу, отвечать надо "да" и "нет")

  1. Парламент является высшим представительным органом РК (+)
  2. Полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно. (+)
  3. Парламент состоит из 3-х палат (-)
  1. Мажилис состоит из ста десяти депутатов (-)
  2. Депутат Парламента может одновременно быть членом обеих палат (-)
  3. Срок полномочий депутатов Сената - 9 лет (-) 6.
  1. Срок полномочий депутатов Мажилиса - 5 лет (+)
  2. Депутат Парламента приносит присягу народу Казахстана (+)
  3. Законы РК выступают в силу после их принятия Парламента (-) предписания Президента.

8. Итак, раунд V и раздел 45. "Правительство"

  1. Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед :. (Президентом РК, а в случаях предусмотренных Конституцией, - перед Мажилисом Парламента и Парламентом )
  2. Члены Правительства приносят присягу : (народу и Президенту Казахстана)
  3. Премьер-министр Республики издает распоряжения, имеющие обязательную силу. (по всей территории Республики).

9. Раздел 6 "Конституционный Совет".

Конституционный Совет РК состоит из 7 членов, полномочия которых длятся 6 лет.

Чем может заниматься член Конституционного Совета?

Необходимо вычеркнуть ненужное.

10. Раздел VII "Суд и правосудие"

Правосудие в РК осуществляется только судом.

Игра "Наши жизненные приоритеты".

Какими приоритетами прежде всего должен обладать судья?

Фабула игры: в полукруг собираются представители разных профессий. Я называю предмет вы определяете его важность в жизни людей.

Итак, какой мы можем сделать вывод, что вы извлекли из этого исследования?

Духовные ценности вечны и для всех одинаковы.

11. Раздел VIII "Местное государственное управление и самоуправление.". Просмотрев этот раздел, мы проведем открытую кафедру (1 мин на участника).

Итак, на кафедру выходит любой участник нашей игры в роли акима нашего района, гражданина РК, жителя планеты Земля, говорит о своих общественных интересах, личной озабоченности всем происходящим в нашем районе, как если бы ему предоставили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством о какой-либо проблеме нашего района.

12. Раздел 9 и игра "Пирамида". В пирамиде 7 ступеней и первая ступень - Конституция. Отразите её суть в этой пирамиде.

13. Нашу большую игру я хочу закончить стихотворением:

Благодарен будь Отчизне,
Ведь небезмятежна жизнь страны.
Не держи в душе к ней укоризны,
И подари ей все цветы весны.

Не смотри на Родину сурово,
Верь в её прекрасный взлет.
Обратись к ней с добрым, нежным словом,
И успех к тебе волнующий придет!

Не жди ты чьих-то пламенных призывов,
Вложи в страну дела свои с душой.
И на глазах твоих свершится диво -
Гордиться ты начнешь самим собой!

Станет милей тебе страны рассвет
И ты поймешь степи неповторимость.
И навсегда храни ты в сердце солнца свет,
Казахской Родины родительскую близость.

14. Подведение итогов.

Используемая литература.

1. "Конституция Республики Казахстан"

3. Калинкина Е.Г. О программе "Гражданское образование" // Школа, апрель 1999.

4. Калинкина Е.Г., Калинкина Н.Н. Механизм реализации интеллектуальной собственности в образовательном процессе: новые педагогические технологии// Интеллектуальная собственность и форы ее реализации. Материалы международной научной конференции. - Нижний Новгород, 1998.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Совершенствование знаний и умений учащихся

Используемые наглядные пособия: карта, отрывок из видеофильма, иллюстративные материалы.

Повторение изученного материала проводится по вопросам и заданиям к параграфу учебника.

План изучения нового материала:

1. Конституция – Основной закон страны.

2. Республика Казахстан – демократическое, правовое, светское и социальное государство.


Актюбинская область,

г.Шалкар средняя школа № 5

учитель истории Әбдіғапарова Әлия Пауединқызы

§56. Конституция Республики Казахстан

Тип урока: Совершенствование знаний и умений учащихся

Используемые наглядные пособия: карта, отрывок из видеофильма, иллюстративные материалы.

Повторение изученного материала проводится по вопросам и заданиям к параграфу учебника.

План изучения нового материала:

1. Конституция – Основной закон страны.

2. Республика Казахстан – демократическое, правовое, светское и социальное государство.

Изучение нового материала учитель начинает с объяснения. Учащимся демонстрируется отрывок из видеофильма о Конституции Республики Казахстан.

Опорный конспект по датам:

* 28 января 1993 г. – принятие первой Конституции РК

* 30 августа 1995 г. – принятие второй Конституции РК

* 7 октября 1997 г. – внесены изменения в Конституцию РК

Конститу́ция (от лат. constitutio — устройство, установление, сложение) — основной закон государства

Нормативный правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности.

Демокра́тия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любымобщественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью.

Правово́е госуда́рство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов.

Права́ челове́ка — права, образующие основу правового статуса личности.

Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права́ и свобо́ды челове́ка и граждани́на). Конкретное выражение и объём этих прав впозитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Рассмотреть процесс принятия Конституции 1993, определить причины необходимости принятия новой Конституции, ее основные положения. Развивать умение сравнивать и анализировать положения Конституции при работе с документами, выделять главное, уметь делать выводы основываясь на фактах. Правового, нравственного, патриотического воспитания, воспитание законопослушности, уважения к Конституции и др государственным законам. Правовой всеобуч.

Ключевая идея: Развитие Казахстана в условиях независимости потребовало принятие Основного закона страны- Конституции. Принятая Конституция 1993года заложила основу строительства государственности Казахстана, Конституция 1995 года содержит огромный потенциал для дальнейшего социально-экономического, правового и политического развития государства.

Результат учебной деятельности: Учащиеся знают основные положения Конституции, определять значение принятых Конституции 1993,1995г. Умеют работать с историческими документами, анализировать , сравнивать, находить решения в различных правовых ситуациях. Применять свои знания в реальных условиях.

Ход урока: Орг момент

Тема урока: Конституции независимого Казахстана

Цели урока: Рассмотреть процесс принятия Конституции 1993, определить причины необходимости принятия новой Конституции, ее основные положения. Развивать умение сравнивать и анализировать положения Конституции при работе с документами, выделять главное, уметь делать выводы основываясь на фактах. Правового, нравственного, патриотического воспитания, воспитание законопослушности, уважения к Конституции и др государственным законам. Правовой всеобуч.

Ключевая идея: Развитие Казахстана в условиях независимости потребовало принятие Основного закона страны- Конституции. Принятая Конституция 1993года заложила основу строительства государственности Казахстана, Конституция 1995 года содержит огромный потенциал для дальнейшего социально-экономического, правового и политического развития государства.

Результат учебной деятельности: Учащиеся знают основные положения Конституции, определять значение принятых Конституции 1993,1995г. Умеют работать с историческими документами, анализировать , сравнивать, находить решения в различных правовых ситуациях. Применять свои знания в реальных условиях.

Ход урока: Орг момент

Психологический настрой учащихся. (выберите смайлики)

Выберите пожалуйста смайлики соответственно вашему настроению на данный момент, и конечно не забывайте, что оно может изменяться в ходе урока, и в конце урока когда у вас все получиться вы можете сменить их.

Я вам желаю только успеха.

На стадии вызова

- актуализировать знания учащихся

Индивидуальная работа учащихся

Поэтому я вам предлагаю выполнить следующую работу

Учащиеся на листах в виде кирпичей пишут основные признаки, понятия характеризующие Конституцию

Плюрализм, гарантия прав и свобод, обязанности, целостность и неприкосновенность, формы собственности, высшая юридическая сила, принцип разделения власти, политическая стабильность, президентская форма правления, унитарное, правовое , народовластие, высшие ценности человек, его жизнь, права и свободы, общественно согласие.

ключевое слово.

2 прилагательных, описывающих тему.

3 глагола, характеризующих действие.

Фраза из 4-х слов, которая содержит основную мысль.

Синоним к слову

Устанавливает, гарантирует, провозглашает

Заложила основы развития государства

Дайте: определение: Что такое Конституция?

Учитель: Вы знаете что в истории независимого государства были приняты два основных закона – Конституции. Когда они были приняты?

28 января 1993г

30 август 1995г

Ответы Учащихся : С момента приобретения независимости РК действовала Конституции КССР от 1978 года и наравне с ней Конституционный закон РК от 16 декабря 1991 года.

Московченко Никита – значении Конституционный закон РК от 16 декабря 1991 года.

Процесс принятия Конституции 1993 года

Учитель: Конечно же долго Казахстан не мог бы развиваться только на основе Конституционный закон РК от 16 декабря 1991 года. И поэтому назрела необходимость принятия полноценного документа.

А как это происходило расскажет Огнева Анна и Раевская Лариса

Опережающее задание о Конституции 1995 года.

Учитель: Прошло всего два года с момента принятия Конституции 1993года, в обществе происходят глубокие преобразования и идет разработка нового проекта Конституции.

Учитель: общество все больше стало убеждаться в необходимости конституционной реформы, из-за разразившегося политического кризиса, который стал вторым за год. Кризис законодательного органа сопровождался отставкой правительства и кризисов исполнительной власти, что неизбежно вело к снижению устойчивости в стране , потерю авторитета в глазах населения все системы государственной власти. Поэтому разработка и принятие новой конституции происходило в очень сложное время.

Как это происходило расскажет Бенгард Ивана

Выступление учащихся – защита своих работ

Задания для работы в парах:

№1- диаграмма Венна Определите общие и отличительные признаки путем сравнительного анализа Конституции 1993, 1995годов.

Вывод: Конституция от 1995 года содержит большой потенциал для дальнейшей политической модернизации и социально-экономического развития страны.

Главный итог всех изменении это переход от президентской к президентской- парламентской форме правления и дальнейшей демократизации общества.

Учитель: Спасибо за работу, конечно на этом мы работу по изучению положении Конституции не завершаем, будем очень часто возвращаться к ее положениям. Знать конституцию я считаю должен каждый грамотный в правовом отношении гражданин.

Задания: Что здесь лишнее?

Бипатризм, демократия, гражданство, обязанности

Ассамблея народов Казахстана, Мажилис, плюрализм, депутат, Сенат

Унитарное, мусульманское, Правовое, Светское, Социальное.

Предлагаю решить следующие ситуации:

Гражданин К. 1967 года рождения, выдвигает свою кандидатуру на пост Президента Республики Казахстан, при этом отмечая, что он имеет на это право в соответствии с Конституцией. Однако сам он переехал в Казахстан совсем недавно- 12 лет назад, получил гражданство, с высшим образованием, женат, прекрасно владеет государственным языков и готов сдать соответствующий экзамен.

Возможно ли избрание данного гражданина К. на пост Президента РК? Свой ответ обоснуйте.

№2 О назначении премьер –министра

При назначении на должность главы правительства Президент страны осуществляет предоставляемое им Конституцией право самостоятельно выбирать кандидатуру и без каких либо согласовании назначать премьер-министра.

№3Конституционный Совет его полномочия

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется Конституционным Советом, Верховным судом, местными и другими судами Республики, учрежденные законом. Судебная власть осуществляется от имени народа и имеет свое назначение защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организации, обеспечение исполнения Конституции, законов, международных договоров.

В ответах статьи - Конституции.

Рефлексия психологического настроя

Дерево оценивания,

поменяйте смайлики.

В 11 классе 8 учащихся. Тип урока: изучение нового материла.

Урок прошел на высоком методическом уровне.

В течении всего урока учителю удалось создать комфортный благоприятный климат для обучения, для этого был проведен психологический настрой и формирование групп с учетом интересов учащихся .

Содержание всего урока способствовало правовому, нравственному, патриотическому воспитания, воспитание законопослушности, уважения к Конституции и других государственным законам.

Цель урока: Опираясь на структуру документа, изучить содержание Конституции РК.

Задачи:

-выяснить на конкретном материале, Конституции 1993 и 1995 годов;

- закрепить полученные знания с помощью сравнения Конституций 1993-1995 годов.

-формировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения;

-развивать наблюдательность, умение сравнивать и анализировать учебный материал;

-развивать интерес учащихся к праву, с помощью составления проектов.

-воспитывать самостоятельность у учащихся через индивидуальную работу;

-воспитывать умения и навыки коллективной работы, через работу в парах и группах.

Оборудование: мультимедийный комплекс, раздаточный материал, ватманы, маркеры.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методические приемы: аналитическая работа с документом, самостоятельная работа, творческая работа.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, работа в парах, работа в группах

Ключевые идеи: развитие мыслительной деятельности учащихся в групповой работе, развитие творческих способностей учащихся.

ВложениеРазмер
konstitutsiya.ppt 2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Повторение. Конституция - основной Закон страны

КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство). Конституция – Основной Закон государства, определяющий, - Как устроено государство, - Как образованы органы власти, - Каковы права и обязанности граждан.

Основы Конституционного строя Правовое государство Унитарное государство Республиканская форма правления Демократическое государство Человек и его права – высшая ценность Светское государство

Государственная власть Законодательная Судебная Исполнительная

Защита проектов : 1 группа: Казахстан – демократическое государство 2 группа: Конституции 1993 года и 1995 года.

Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую КОНСТИТУЦИЮ. Раздел I. Общие положения (ст. 1-9) Раздел II. Человек и гражданин (ст. 10-39) Раздел III. Президент (ст. 40-48) Раздел IV. Парламент (ст. 49-63) Раздел V. Правительство (ст. 64-70) Раздел VI. Конституционный Совет (ст. 71-74) Раздел VII. Суды и правосудие (ст. 75-83) Раздел VIII. Местное государственное управление и самоуправление (ст. 85-89) Раздел IX. Заключительные и переходные положения (ст. 90-98)

Вывод : Конституция – это Основной закон страны, все принимаемые законы должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить. Перед Конституцией стоят три задачи: Закрепить и гарантировать права человека. Упорядочить государственную власть, используя “непревзойдённое изобретение человечества” принцип разделения властей. Утвердить правосудие – независимую и сильную власть, защищающую права человека.

Домашнее задание : § 36, запишите в тетрадь в виде кратких тезисов основные положения действующей Конституции Казахстан, разделив их по разделам.

Читайте также: