План урока конституция рк
Обновлено: 07.07.2024
1. Слово учителя : Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего классного часа "Конституция Республики Казахстан- основной закон моей страны". Наша основная цель -детальное рассмотрение норм конституции.
"Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалом свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию!" - именно так начинается Конституция нашей республики, принятая 30 августа 1995 года на республиканском референдуме. Этот день празднуется, как День Конституции.
- Общие положения (ст.1-9)
- Человек и гражданин (ст. 10-39)
- Президент (ст. 40-48)
- Парламент (ст. 49-63)
- Правительство (ст. 64-70)
- Конституционный совет (ст. 71-74)
- Суд и правосудие (ст. 75-84)
- Местное государственное управление и самоуправление (ст. 85-89)
- Заключительные и переходные положение (ст. 90-98)
2. Проблемный вопрос:
В каком разделе больше всего статей? Почему?
/Во 2 ом разделе "Человек и гражданин". Потому что Конституция защищает и гарантирует права и свободы человека -гражданина РК, регламентирует его обязанности./
3. У нас на доске есть запись: "Я - гражданин РК", а гражданин -это лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей. Понятие "гражданин" неразрывно связано с понятиями "честь" и "достоинство".
Давайте просмотрим 1 раздел. Конституции "Общие положения" (каждый раздел показывается не более 1 мин на интерактивной доске)
4. А теперь блиц- турнир "Мы знаем общие положения Конституции РК"
- Является ли Казахстан унитарным государством? Что значит "унитарное"? (неделимое)
- Кто является единственным источником государственной власти? (народ)
- На основе чего осуществляется государственная власть в РК? (на основе Конституции)
- Как признаются и защищаются государственная и частная собственность? (равным образом)
- В чьей собственности находится земля в РК? (в государственной)
- Какой язык является государственным в РК? (казахский)
- Назовите символы РК? (Герб, гимн, флаг)
- Назовите авторов гимна РК.(Ж. Нажимеденов, Н. Назарбаев, Ш.Калдаяков)
- Назовите авторов герба РК. (.Ж.Малибеков, Ш. Валиханов)
- Назовите авторов флага РК. (Ш.Ниязбеков)
5. А сейчас посмотрим раздел II Конституции РК "Человек и гражданин" Итак, игра "Публичная лекция". Пока звучит кюй Курмангазы, вы должны подготовить публичную лекцию "Я - гражданин РК, мои права и обязанности", затем представителю каждой команды дается 2 мин. для выступления.
6. А сейчас посмотрим раздел III "Президент". И вновь игра - турнир ораторов - конкурс капитанов "Президент в жизни народа" 1 мин.
- логика выступления:
- художественность и деловитость речи
- общение с публикой
- этичность
- схема: тезис - аргумент - иллюстрация.
7. Рассмотрим раздел IV "Парламент".
И сейчас игра "Да и нет" (каждый команде по вопросу, отвечать надо "да" и "нет")
- Парламент является высшим представительным органом РК (+)
- Полномочия Парламента могут быть прекращены досрочно. (+)
- Парламент состоит из 3-х палат (-)
- Мажилис состоит из ста десяти депутатов (-)
- Депутат Парламента может одновременно быть членом обеих палат (-)
- Срок полномочий депутатов Сената - 9 лет (-) 6.
- Срок полномочий депутатов Мажилиса - 5 лет (+)
- Депутат Парламента приносит присягу народу Казахстана (+)
- Законы РК выступают в силу после их принятия Парламента (-) предписания Президента.
8. Итак, раунд V и раздел 45. "Правительство"
- Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед :. (Президентом РК, а в случаях предусмотренных Конституцией, - перед Мажилисом Парламента и Парламентом )
- Члены Правительства приносят присягу : (народу и Президенту Казахстана)
- Премьер-министр Республики издает распоряжения, имеющие обязательную силу. (по всей территории Республики).
9. Раздел 6 "Конституционный Совет".
Конституционный Совет РК состоит из 7 членов, полномочия которых длятся 6 лет.
Чем может заниматься член Конституционного Совета?
Необходимо вычеркнуть ненужное.
10. Раздел VII "Суд и правосудие"
Правосудие в РК осуществляется только судом.
Игра "Наши жизненные приоритеты".
Какими приоритетами прежде всего должен обладать судья?
Фабула игры: в полукруг собираются представители разных профессий. Я называю предмет вы определяете его важность в жизни людей.
Итак, какой мы можем сделать вывод, что вы извлекли из этого исследования?
Духовные ценности вечны и для всех одинаковы.
11. Раздел VIII "Местное государственное управление и самоуправление.". Просмотрев этот раздел, мы проведем открытую кафедру (1 мин на участника).
Итак, на кафедру выходит любой участник нашей игры в роли акима нашего района, гражданина РК, жителя планеты Земля, говорит о своих общественных интересах, личной озабоченности всем происходящим в нашем районе, как если бы ему предоставили такую кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством о какой-либо проблеме нашего района.
12. Раздел 9 и игра "Пирамида". В пирамиде 7 ступеней и первая ступень - Конституция. Отразите её суть в этой пирамиде.
13. Нашу большую игру я хочу закончить стихотворением:
Благодарен будь Отчизне,
Ведь небезмятежна жизнь страны.
Не держи в душе к ней укоризны,
И подари ей все цветы весны.Не смотри на Родину сурово,
Верь в её прекрасный взлет.
Обратись к ней с добрым, нежным словом,
И успех к тебе волнующий придет!Не жди ты чьих-то пламенных призывов,
Вложи в страну дела свои с душой.
И на глазах твоих свершится диво -
Гордиться ты начнешь самим собой!Станет милей тебе страны рассвет
И ты поймешь степи неповторимость.
И навсегда храни ты в сердце солнца свет,
Казахской Родины родительскую близость.
14. Подведение итогов.
Используемая литература.
1. "Конституция Республики Казахстан"
3. Калинкина Е.Г. О программе "Гражданское образование" // Школа, апрель 1999.
4. Калинкина Е.Г., Калинкина Н.Н. Механизм реализации интеллектуальной собственности в образовательном процессе: новые педагогические технологии// Интеллектуальная собственность и форы ее реализации. Материалы международной научной конференции. - Нижний Новгород, 1998.
Тип урока: Совершенствование знаний и умений учащихся
Используемые наглядные пособия: карта, отрывок из видеофильма, иллюстративные материалы.
Повторение изученного материала проводится по вопросам и заданиям к параграфу учебника.
План изучения нового материала:
1. Конституция – Основной закон страны.
2. Республика Казахстан – демократическое, правовое, светское и социальное государство.
Актюбинская область,
г.Шалкар средняя школа № 5
учитель истории Әбдіғапарова Әлия Пауединқызы
§56. Конституция Республики Казахстан
Тип урока: Совершенствование знаний и умений учащихся
Используемые наглядные пособия: карта, отрывок из видеофильма, иллюстративные материалы.
Повторение изученного материала проводится по вопросам и заданиям к параграфу учебника.
План изучения нового материала:
1. Конституция – Основной закон страны.
2. Республика Казахстан – демократическое, правовое, светское и социальное государство.
Изучение нового материала учитель начинает с объяснения. Учащимся демонстрируется отрывок из видеофильма о Конституции Республики Казахстан.
Опорный конспект по датам:
* 28 января 1993 г. – принятие первой Конституции РК
* 30 августа 1995 г. – принятие второй Конституции РК
* 7 октября 1997 г. – внесены изменения в Конституцию РК
Конститу́ция (от лат. constitutio — устройство, установление, сложение) — основной закон государства
Нормативный правовой акт высшей юридической силы государства или государственно-территориального содружества в межгосударственных объединениях, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности.
Демокра́тия — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любымобщественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью.
Правово́е госуда́рство — государство, вся деятельность которого подчинена нормам и фундаментальным принципам права. Подчинённость деятельности верховных органов власти стабильным законам или судебным решениям является отличительным признаком конституционных политических режимов.
Права́ челове́ка — права, образующие основу правового статуса личности.
Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права́ и свобо́ды челове́ка и граждани́на). Конкретное выражение и объём этих прав впозитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий — Всеобщая декларация прав человека ООН.
Цели урока: Рассмотреть процесс принятия Конституции 1993, определить причины необходимости принятия новой Конституции, ее основные положения. Развивать умение сравнивать и анализировать положения Конституции при работе с документами, выделять главное, уметь делать выводы основываясь на фактах. Правового, нравственного, патриотического воспитания, воспитание законопослушности, уважения к Конституции и др государственным законам. Правовой всеобуч.
Ключевая идея: Развитие Казахстана в условиях независимости потребовало принятие Основного закона страны- Конституции. Принятая Конституция 1993года заложила основу строительства государственности Казахстана, Конституция 1995 года содержит огромный потенциал для дальнейшего социально-экономического, правового и политического развития государства.
Результат учебной деятельности: Учащиеся знают основные положения Конституции, определять значение принятых Конституции 1993,1995г. Умеют работать с историческими документами, анализировать , сравнивать, находить решения в различных правовых ситуациях. Применять свои знания в реальных условиях.
Ход урока: Орг момент
Тема урока: Конституции независимого Казахстана
Цели урока: Рассмотреть процесс принятия Конституции 1993, определить причины необходимости принятия новой Конституции, ее основные положения. Развивать умение сравнивать и анализировать положения Конституции при работе с документами, выделять главное, уметь делать выводы основываясь на фактах. Правового, нравственного, патриотического воспитания, воспитание законопослушности, уважения к Конституции и др государственным законам. Правовой всеобуч.
Ключевая идея: Развитие Казахстана в условиях независимости потребовало принятие Основного закона страны- Конституции. Принятая Конституция 1993года заложила основу строительства государственности Казахстана, Конституция 1995 года содержит огромный потенциал для дальнейшего социально-экономического, правового и политического развития государства.
Результат учебной деятельности: Учащиеся знают основные положения Конституции, определять значение принятых Конституции 1993,1995г. Умеют работать с историческими документами, анализировать , сравнивать, находить решения в различных правовых ситуациях. Применять свои знания в реальных условиях.
Ход урока: Орг момент
Психологический настрой учащихся. (выберите смайлики)
Выберите пожалуйста смайлики соответственно вашему настроению на данный момент, и конечно не забывайте, что оно может изменяться в ходе урока, и в конце урока когда у вас все получиться вы можете сменить их.
Я вам желаю только успеха.
На стадии вызова
- актуализировать знания учащихся
Индивидуальная работа учащихся
Поэтому я вам предлагаю выполнить следующую работу
Учащиеся на листах в виде кирпичей пишут основные признаки, понятия характеризующие Конституцию
Плюрализм, гарантия прав и свобод, обязанности, целостность и неприкосновенность, формы собственности, высшая юридическая сила, принцип разделения власти, политическая стабильность, президентская форма правления, унитарное, правовое , народовластие, высшие ценности человек, его жизнь, права и свободы, общественно согласие.
ключевое слово.
2 прилагательных, описывающих тему.
3 глагола, характеризующих действие.
Фраза из 4-х слов, которая содержит основную мысль.
Синоним к слову
Устанавливает, гарантирует, провозглашает
Заложила основы развития государства
Дайте: определение: Что такое Конституция?
Учитель: Вы знаете что в истории независимого государства были приняты два основных закона – Конституции. Когда они были приняты?
28 января 1993г
30 август 1995г
Ответы Учащихся : С момента приобретения независимости РК действовала Конституции КССР от 1978 года и наравне с ней Конституционный закон РК от 16 декабря 1991 года.
Московченко Никита – значении Конституционный закон РК от 16 декабря 1991 года.
Процесс принятия Конституции 1993 года
Учитель: Конечно же долго Казахстан не мог бы развиваться только на основе Конституционный закон РК от 16 декабря 1991 года. И поэтому назрела необходимость принятия полноценного документа.
А как это происходило расскажет Огнева Анна и Раевская Лариса
Опережающее задание о Конституции 1995 года.
Учитель: Прошло всего два года с момента принятия Конституции 1993года, в обществе происходят глубокие преобразования и идет разработка нового проекта Конституции.
Учитель: общество все больше стало убеждаться в необходимости конституционной реформы, из-за разразившегося политического кризиса, который стал вторым за год. Кризис законодательного органа сопровождался отставкой правительства и кризисов исполнительной власти, что неизбежно вело к снижению устойчивости в стране , потерю авторитета в глазах населения все системы государственной власти. Поэтому разработка и принятие новой конституции происходило в очень сложное время.
Как это происходило расскажет Бенгард Ивана
Выступление учащихся – защита своих работ
Задания для работы в парах:
№1- диаграмма Венна Определите общие и отличительные признаки путем сравнительного анализа Конституции 1993, 1995годов.
Вывод: Конституция от 1995 года содержит большой потенциал для дальнейшей политической модернизации и социально-экономического развития страны.
Главный итог всех изменении это переход от президентской к президентской- парламентской форме правления и дальнейшей демократизации общества.
Учитель: Спасибо за работу, конечно на этом мы работу по изучению положении Конституции не завершаем, будем очень часто возвращаться к ее положениям. Знать конституцию я считаю должен каждый грамотный в правовом отношении гражданин.
Задания: Что здесь лишнее?
Бипатризм, демократия, гражданство, обязанности
Ассамблея народов Казахстана, Мажилис, плюрализм, депутат, Сенат
Унитарное, мусульманское, Правовое, Светское, Социальное.
Предлагаю решить следующие ситуации:
Гражданин К. 1967 года рождения, выдвигает свою кандидатуру на пост Президента Республики Казахстан, при этом отмечая, что он имеет на это право в соответствии с Конституцией. Однако сам он переехал в Казахстан совсем недавно- 12 лет назад, получил гражданство, с высшим образованием, женат, прекрасно владеет государственным языков и готов сдать соответствующий экзамен.
Возможно ли избрание данного гражданина К. на пост Президента РК? Свой ответ обоснуйте.
№2 О назначении премьер –министра
При назначении на должность главы правительства Президент страны осуществляет предоставляемое им Конституцией право самостоятельно выбирать кандидатуру и без каких либо согласовании назначать премьер-министра.
№3Конституционный Совет его полномочия
Правосудие в Республике Казахстан осуществляется Конституционным Советом, Верховным судом, местными и другими судами Республики, учрежденные законом. Судебная власть осуществляется от имени народа и имеет свое назначение защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организации, обеспечение исполнения Конституции, законов, международных договоров.
В ответах статьи - Конституции.
Рефлексия психологического настроя
Дерево оценивания,
поменяйте смайлики.
В 11 классе 8 учащихся. Тип урока: изучение нового материла.
Урок прошел на высоком методическом уровне.
В течении всего урока учителю удалось создать комфортный благоприятный климат для обучения, для этого был проведен психологический настрой и формирование групп с учетом интересов учащихся .
Содержание всего урока способствовало правовому, нравственному, патриотическому воспитания, воспитание законопослушности, уважения к Конституции и других государственным законам.
Цель урока: Опираясь на структуру документа, изучить содержание Конституции РК.
Задачи:
-выяснить на конкретном материале, Конституции 1993 и 1995 годов;
- закрепить полученные знания с помощью сравнения Конституций 1993-1995 годов.
-формировать элементы творческого поиска на основе приёма обобщения;
-развивать наблюдательность, умение сравнивать и анализировать учебный материал;
-развивать интерес учащихся к праву, с помощью составления проектов.
-воспитывать самостоятельность у учащихся через индивидуальную работу;
-воспитывать умения и навыки коллективной работы, через работу в парах и группах.
Оборудование: мультимедийный комплекс, раздаточный материал, ватманы, маркеры.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методические приемы: аналитическая работа с документом, самостоятельная работа, творческая работа.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, работа в парах, работа в группах
Ключевые идеи: развитие мыслительной деятельности учащихся в групповой работе, развитие творческих способностей учащихся.
Вложение | Размер |
---|---|
konstitutsiya.ppt | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторение. Конституция - основной Закон страны
КОНСТИТУЦИЯ – (от лат. constitution установление, устройство). Конституция – Основной Закон государства, определяющий, - Как устроено государство, - Как образованы органы власти, - Каковы права и обязанности граждан.
Основы Конституционного строя Правовое государство Унитарное государство Республиканская форма правления Демократическое государство Человек и его права – высшая ценность Светское государство
Государственная власть Законодательная Судебная Исполнительная
Защита проектов : 1 группа: Казахстан – демократическое государство 2 группа: Конституции 1993 года и 1995 года.
Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую КОНСТИТУЦИЮ. Раздел I. Общие положения (ст. 1-9) Раздел II. Человек и гражданин (ст. 10-39) Раздел III. Президент (ст. 40-48) Раздел IV. Парламент (ст. 49-63) Раздел V. Правительство (ст. 64-70) Раздел VI. Конституционный Совет (ст. 71-74) Раздел VII. Суды и правосудие (ст. 75-83) Раздел VIII. Местное государственное управление и самоуправление (ст. 85-89) Раздел IX. Заключительные и переходные положения (ст. 90-98)
Вывод : Конституция – это Основной закон страны, все принимаемые законы должны ориентироваться на Конституцию и не могут ей противоречить. Перед Конституцией стоят три задачи: Закрепить и гарантировать права человека. Упорядочить государственную власть, используя “непревзойдённое изобретение человечества” принцип разделения властей. Утвердить правосудие – независимую и сильную власть, защищающую права человека.
Домашнее задание : § 36, запишите в тетрадь в виде кратких тезисов основные положения действующей Конституции Казахстан, разделив их по разделам.
Читайте также: