План урока зимнее утро 7 класс

Обновлено: 06.07.2024

Стихотворение изучают в школе как одно из самых ярких и выразительных произведений о зиме. Оно представляет собой блестящую зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.

Мы живо ощущаем доброе, жизнерадостное настроение человека, которому по-настоящему хорошо: впереди и новые стихи, и новые друзья, и женитьба на любимой женщине, и счастливая семейная жизнь. Всё прекрасно, и будто не решён один вопрос: работать ли дома, в тепле, или выехать на прогулку по родным и дорогим его сердцу местам?

Стихотворение было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии. В Тверскую губернию к своим знакомым Пушкин заехал (а бывал он там подолгу и неоднократно) на обратном пути с Кавказа. Поэт был на подъёме творческих сил и помногу писал.

Обратимся к языку стихотворения. "Зимнее утро" – при всей своей простоте – не такое уж простое.

IV. Первичное восприятие.

V. Лингвистический анализ стихотворения "Зимнее утро".

(слайд 12)

Чтение первой строфы:

Мороз и солнце; день чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный –
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

А теперь коснёмся ещё одного слова в этой строке. Это существительное нега. Оно тоже небезынтересно. В словаре С.И. Ожегова оно толкуется: "Нега – и.ж. (устар.) 1. Полное довольство. Жить в неге. 2. Блаженство, приятное состояние. Предаться неге".

На современный русский язык его в данном случае лучше всего перевести словом сон, поскольку сон – это самое полное "состояние безмятежного покоя".

Спустимся строчкой ниже. Во-первых, это слово Аврора. Как имя собственное, оно начинается с большой буквы, но по своему значению выступает здесь как нарицательное: латинское имя богини утренней зари нарицает самоё утреннюю зарю. По современным правилам должно быть Навстречу северной Авроре. А у Пушкина родительный падеж – Авроры. Это не опечатка и не ошибка, а ныне устаревшая форма. Для Пушкина и его современников это была норма.

Скажем несколько слов о словосочетании Звездою севера явись. Слово звезда (севера) обозначает здесь самую достойную женщину Петербурга, а не употребляется в прямом значении – небесное тело.

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела –
А нынче… погляди в окно:

Здесь мы обратим внимание на слова вечор, мгла, нынче. Мы знаем, что слово вечор и обозначает вчера вечером. В обычном употреблении слово мгла значит сейчас тьма, мрак. Поэт использует это слово в значении "густой снег, скрывающий в тумане, как своеобразная завеса, всё окружающее". Слово нынче означает сегодня.

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

В третьей нет ничего несовременного, и ни в каких пояснениях она не нуждается.

Четвёртая и пятая строфы

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Весёлым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Поэт говорит: "Приятно думать у лежанки".

– Понятно ли вам это предложение?

Мешает нам тут слово лежанка. Лежанка – невысокого (на уровне современной кровати) выступа у русской печки, на котором, греясь, отдыхали или спали.

В самом конце этой строфы странно и непривычно звучит слово запречь вместо современного запрячь от глагола запрягать.

Во времена Пушкина та и другая форма существовала, и форма запречь появилась у Пушкина для рифмовки со стоящим выше словом печь.

VI. Чтение стихотворения "Зимнее утро".

(слайд 13, по щелчку открывается запись, указывающая, как читать строфу)

– Давайте обратимся к прочтению стихотворения. Прочитайте про себя первую строфу.

– Как, с каким настроением надо её читать?

1 строфа – восторженность, призыв.

(Аналогично работаем с остальными строфами-абзацами).

2 строфа – тревожность, тоска, печаль, последняя строка – радостное удивление.

3 строфа – восторг, радость, чувство любования картинами природы.

4 строфа – чувство спокойствия, удовлетворения, мечтательность.

5 строфа – предвкушение удовольствия, приятных впечатлений.

VII. Вывод.

Наше знакомство с произведением "Зимнее утро" подходит к концу. Это стихотворение настолько вдохновляет своими образами, что многих воодушевляет на написание музыки. Послушайте одну из таких композиций. (слайд 14, слайд 15)

Сколько зимних "утр" сменилось весенними днями, летними вечерами, осенними ночами, а "летучих дум небрежные созданья", как шутя, называл свои произведения Пушкин, до сих пор живут, радуют и волнуют нас, учат жить проще и добрее, честнее и чище.

1.научить определять настроение стиха, находить тропы, с помощью которых это настроение и создается, учить определять стихотворный размер.

2. развитие литературоведческой зоркости, навыков выразительного чтения и связной речи;

3. воспитывать любовь к родной природе;

Методические приемы : аналитическая беседа, сжатый пересказ статей учебника.

Словарная работа : богиня Аврора

Теория: строфа, антитеза , эпитет, сравнение, ямб, хорей.

Наглядность и оборудование : презентация, аудиозапись, учебный фильм

Слово учителя.

Сегодня мы продолжим знакомство с А.С. Пушкин. У каждого человека есть альбом, куда он помещает фотографии, иллюстрирующие различные моменты своей жизни. Представьте, что мы перелистываем такой альбом А.С. Пушкина. Расскажите, пожалуйста, о событиях его жизни поэта, опираясь на эти изображения.

I.Повторение. Видеоопрос. 5 мин.

Просмотр учебного фильма

Комментарий учителя: Позднее в своих стихах поэт так напишет об этом событии: «Старик Державин нас заметил

Ребята читают это стихотворение наизусть.

Слово учителя .

За последнее время на наших уроках я сама читала стихи, вы слышали исполнение басни профессиональными артистами, сегодня еще один вариант исполнения.

Спасибо, Паша. Прежде чем начать подробный разговор об этом стихотворении, скажите мне, как вы поняли, где находится герой стихотворения? (В сельском доме зимой, рядом с ним подруга). Анализировать стихотворение мы будем по строфам.

Запись в тетрадь.

Строфа-сочетание стихов, образующее единство.

2.Анализ стихотворения по строфам.

· Какое чувство передает первая строфа стихотворения? (Чувство радости, восхищения красотой природы и молодой девушкой)

· Кто такая Аврора? ( Богиня утренней зари в древнеримской мифологии).

· Как вы думаете, почему поэт обращается к образу античной мифологии? (Для создания более возвышенного, торжественного настроения.)

После разбора каждой строфы читаем ее выразительно.

· Какое настроение присутствует во второй строфе? (печаль, тревожность)

· С помощью чего это происходит? (олицетворение- вьюга злилась, мгла носилась, эпитеты – мрачные тучи, мутное небо, сравнение- луна, как бледное пятно, глухие согласные).

· Что мы видим в третьей строфе? (Опять ощущение радости и спокойствия)

· Сравните настроение во второй и последующих строф, к какому приему опять прибегает поэт? (С помощью антитезы поэт воспоминаниями о вчерашней вьюге подчеркивает радость и торжество солнечного утра)

· Было ли у вас такое чувство: на улице мороз, а дома тепло, хорошо; с одной стороны, не хочется двигаться с места, и в то же время солнце манит на улицу

· Что дальше происходит в стихотворении?(герой призывает свою подругу совершить путешествие)

· Найдите глаголы в последней строфе, определите их форму, передают ли они ощущение движения, прорыва?

Почему при чтении стихотворения у вас возникает чувство радости?

В заключение попросим одного или двух учеников прочи­тать это стихотворение выразительно, обращая внимание на интонации стихотворения.

Определите стихотворный размер этого стихотворения.

Ученик цветным маркером на доске делит 1-ю строфу на слоги, указывает ударный и безударные слоги и определяет размер стихотворения, опираясь на схему на доске.

Весь класс читает строфу и отстукивает размер стиха в ладоши.

· Как вы думаете, почему для своего стихотворения поэт воспользовался именно этим стихотворным размером?

Проверка домашнего задания.

Ребята читают, найденные ими стихи других поэтов, написанные ямбом и хореем.

на конкретном материале гуманистических чувств человека; любовь и уважение к человеку, сострадание и сопереживание.

1.Юрий Павлович Казаков –писатель честный, правдивый, искренний, не утаивающий ничего невыгодного для своих героев. Его волнуют нравственные проблемы. Как нужно жить? Какими качествами нужно обладать? Что лежит в основе человеческого поведения?

Что такое добро? Что такое зло?

Чтобы вы смогли более глубоко проникнуть в душевный мир героев, осмыслить их психологическое состояние, предлагаю обсудить ряд вопросов:

- Что такое добро? Что такое зло?

(поступки, совершаемые нами во благо других, даже если при этом мы должны жертвовать собой)

(зло –поступки, совершаемые нами во вред другим для достижения собственных целей)

- Где существует добро и зло – во внешнем окружающем мире или в душе человека?

(добро и зло существует не извне, в душе человека)

-Читаем высказывание Александра Исаевича Солженицына(на доске)

- Можно ли однозначно оценивать человека, добрый он или злой?

(нельзя, в душе человека постоянно происходит борьба добра и зла, человеку

2.Анализ рассказа по плану

1.Веселое утро (ответ)

-Каким было настроение Яшки после пробуждения и почему? Какие слова помогают понять это настроение?

(настроение было добрым, радостным, веселым, утро показалось прелестным)

- Найдите описание деревни. Для чего оно дано?

(утро было тихое, мирный радостный рассвет, трудовой встает над землей. Природа вызывает у Яшки радостное настроение)

-Ваши впечатления. Какое утро у композитора? Что вы услышали?

(покой, тишина, умиротворение, радость)

2.Яшка будит Володю. (Рано) (ответ)

- Почему прелесть утра для Яшки была отравлена? Что его разозлило?

(он не получил ожидаемого признания)

- Найдите слова, передающие раздражительное состояние Яшки. (выраз. чтение)

(Яшка разозлился, зло ответил, съязвил и т.д.)

- Чтобы понять, какие чувства испытывает в этот момент Яшка, прочитайте по ролям диалог Яшки и Володи. (чтение по ролям). Как удалось передать чувства героев? Какие?

(спросить 1-2 ученика) (злость, раздражение).

- Как Володя реагирует на раздражительное отношение к себе Яшки вначале и по пути к колодцу? Что чувствовал? (выборочное чтение)

- Чему завидовал и чем восхищался Володя, глядя на Яшку?

- Какие по характеру приятели могли нравиться Яшке? Почему он идет на рыбалку с Володей?

3. У колодца. ( ответ)

Проанализируйте сцену у колодца. Как и почему изменилось отношение Яшки к Володе?

4. По дороге на рыбалку ( ответ)

- Какими своими знаниями об окружающем мире, о природе поделился деревенский житель Яшка с москвичом Володей?

5. Найдите описание природы и определите роль пейзажа в этом отрывке. ( между мальчиками возникли добрые отношения, красота утра их радует, солнце взошло, стало светло, стало спокойно на душе у мальчишек, злость уснула. Природа созвучна настроению героев).

6. Найдите описание омута. Какое настроение оно создает? ( тревожное состояние рассказ Яшки про осьминога)

Все изменения в настроении Яшки теперь связаны с рыбалкой. Давайте проследим за этими изменениями.

10. Володя тонет.

- Какие чувства испытывает Яшка, понимая, что Володя тонет?

- Найдите слова, показывающие, что Яшке страшно.

-Дается описание тихого утра. Перечитайте, определите роль пейзажа в этом отрывке.

-Художественный пересказ от лица Яшки

11. Любовь истинная.

Почему Яшка плачет так горько и безутешно? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости характера? ( Яшка еще всерьез не встречался с жизнью, с ее суровостью, непредсказуемостью, он испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался мысли, что Володя мог утонуть, жалел его) Это трагическое событие потрясло Яшку, оставило след у обоих мальчиков.

Из чувства жалости и сострадания рождается любовь к человеку, любовь к ближнему.

12. Описание природы в чаще рассказа какие мысли и чувства вызывает.

( вызывает светлые чувства, радостные. Рассказ со счастливым концом.)

Яшка не только спас Володю. Он поднялся на новую нравственную высоту, преодолев злость, раздражения, страх за свою жизнь. Через чувства жалости и сострадания к Яшке пришла настоящая истинная любовь, которая одна должна царить в душе человека.

13. Сравнительная характеристика мальчиков.

( как они просыпаются, готовятся к рыбалке)

И Яшке и Володе не хочется так рано вставать. Яшка берет удочки, готовит червяков, будит Володю. Володя только успевает одеться, Яша чувствует себя в деревне свободно, спокойно, многое знает о жизни природы, о рыбалке. Володя, напротив, робел, не умел различать голоса птиц, не умел ловить рыбу- все это ему предстояло узнать и освоить. Однако оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу, Володя не хуже Яшки, он просто другой, любознательный. Оказавшись а такой ситуации выстояли, оказались мужественными стойкими.

Загляни в будущее героев?

Они вырастут добрыми, смелыми, мужественными, отзывчивыми.

Катя нарисовала иллюстрацию к рассказу. Какой момент изобразила Катя? Что получилось удачно?

Нажмите, чтобы узнать подробности

- акцентировать внимание на академическом языке ( лексика, включающая терминологию и фразы, необходимые для достижения целей обучения предмета: лирика, лирический герой, пейзаж, душевное состояние, передача чувств)

Привитие ценностей

Привитие ценностей патриотизма, любви к природе.

Межпредметные связи

Навыки использования

Слушание муз.композиции Вивальди на ноутбуке. Чтение дескрипторов

Предварительные знания

Этот раздел основан на навыках слушания, говорения, чтения и письма, сформированных на предыдущих уроках, а также на личном опыте учащихся.

Этапы урока

Запланированная деятельность

-Что такое лирика?

-Основные особенности лирики.

-Имеет ли место быть захватывающий сюжет в лирике?

-Основная отличительная черта поэзии А.С.Пушкина.

-Чьи чувства отражены в лирическом произведении?

-Кем по сути является лирический герой? Презентация

Определение жанра. Привести аргументы.

ФО. Взаимооценивание одноклассников

Определение темы, основной мысли стихотворения.

ФО. Учитель комментирует в случае необходимости.

Поиск художественно-изобразительных средств языка (эпитеты, сравнения, метафора, олицетворение).

ФО. Взаимооценивание одноклассников

Определение стихотворного размера с.87-88

Индивидуальная работа. Работа с картиной И.Шишкина. Подобрать строки из стихотворения, которые соответствуют настроению картины.

Работа в парах, затем в группах. Характеристика лирического героя.

ФО. Две звезды, одно пожелание

Листочки с вопросами

Рефлексия. Чему я научился на уроке?

Дополнительная информация

Дифференциация – как Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися?

Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися?

Межпредметные связи Связи с ценностями (воспит. элемент)

Группы будут поддерживать друг друга. Задания даны ученикам с учетом их интересов и склонностей. Задания по определению темы, основной мысли, поиска худ.средств языка ученики будут выполнять самостоятельно, учитель будет комментировать в случае необходимости. Работа с картиной Шишкина дана ученикам со слабой мотивацией. Работа по выявлению значений слов, характеристики героя дана ученикам с сильной мотивацией. Составление картинно-эмоционального плана дано ученикам со средней мотивацией.

Метод наблюдения Вопрос и ответ (целевые и случайные). Оценивание ответа одноклассника. Ситуация успеха.

Кабинет организован для групповой работы. Умение работать в группе (взаимоуважение) Отвечать на вопросы и активно слушать других в ходе обсуждения в классе.

Размышления над уроком. Ответы на вопросы из левой колонки.

Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Что учащиеся выучили сегодня? Какая атмосфера царила в классе? Сработала ли дифференциация, проводимая мной? Уложился (лась) ли я в сроки? Какие отступления были от плана урока и почему?

Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?

Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об изучении)?

Что я узнал(а) на уроке о классе или отдельных учениках, что поможет мне подготовиться к следующему уроку?

Что такое лирика?

-Основные особенности лирики.

-Имеет ли место быть захватывающий сюжет в лирике?

-Основная отличительная черта поэзии А.С.Пушкина.

-Чьи чувства отражены в лирическом произведении?

-Кем по сути является лирический герой?

Что такое лирика?

-Основные особенности лирики.

-Имеет ли место быть захватывающий сюжет в лирике?

-Основная отличительная черта поэзии А.С.Пушкина.

-Чьи чувства отражены в лирическом произведении?

-Кем по сути является лирический герой?

Что такое лирика?

-Основные особенности лирики.

-Имеет ли место быть захватывающий сюжет в лирике?

-Основная отличительная черта поэзии А.С.Пушкина.

-Чьи чувства отражены в лирическом произведении?

-Кем, по сути, является лирический герой?

1 задание. Определите жанр и его признаки. Дескрипторы: 1. отожествляет формальные признаки жанра произведения; 2. указывает его содержательные признаки; делает вывод о жанре произведения;

2 задание. Определяет тему и идею произведения. Дескрипторы:1.выделяет в произведении ключевые слова и словосочетания; 2.выделяет в произведении основную мысль; 3. определяет название произведения с темой или идеей; 4.формулирует тему и идею произведения.

3 задание. Поиск художественно-изобразительные средств языка:. Дескрипторы. 2 примера на каждое средство: эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения. 2. Ответить на вопрос, для чего автор использует эти художественные средства языка?

Работа с картиной И.Шишкина. Подобрать строки из стихотворения, которые соответствуют настроению картины. Прочитать эти строчки. Назвать чувства лирического героя, которые он испытал, глядя на эту картину зимнего леса.

Работа в парах, затем в группах. Характеристика лирического героя. Объясняет свое мнение о поступках героев. Дескрипторы. 1. формулирует свое мнение о поступках героев; 2. приводит аргументы в доказательство своего мнения; 3. приводит примеры, подтверждающие аргументацию.

Читайте также: