Что такое реформизм кратко

Обновлено: 04.07.2024

— политическое течение в рабочем движении, отрицающее необходимость социалистической революции и диктатуры пролетариата.

Смотреть значение Реформизм в других словарях

Реформизм М. — 1. Политическое течение, движение, ставящее своею задачей осуществление социальных изменений путем реформ.
Толковый словарь Ефремовой

Реформизм — - идейно-теоретическое и общественно-политическое течение, отдающее реформе предпочтение перед революцией, считающее реформу лучшим способом осуществления общественных.
Политический словарь

Социал-реформизм — - политическая идеология, ориентированная на эволюционное развитие, демократический социализм и его достижение путем реформирования капиталистического общества.
Политический словарь

Реформизм — реформизма, мн. нет, м. (полит.). Буржуазная политика в рабочем движении, отрицающая революцию, противящаяся, в интересах сохранения капиталистического общества, революционной.
Толковый словарь Ушакова

Реформизм — -а; м. Политическое течение в рабочем движении, подменяющее классовую революционную борьбу политикой социальных реформ.
◁ Реформистский (см.).
Толковый словарь Кузнецова

Социал-реформизм — -а; м. Совокупность политических взглядов, основанных на сочетании идеологии реформизма и социалистических идей; общественное течение с таким уклоном.
◁ Социал-реформистский (см.).
Толковый словарь Кузнецова

Реформизм — в рабочем движении - политическое течение, стремящееся креформированию капитализма. Возник в последней четв. 19 в. (Э. Бернштейн,Г. Фольмар, А. Мильеран и др.), получил распространение.
Большой энциклопедический словарь

Социал-реформизм — то же, что реформизм в рабочем движении.
Большой энциклопедический словарь

Реформизм — в рабочем движении - политич. течение, отвергающее необходимость революц. преобразования капиталистич. общества и по существу подменяющее борьбу рабочего класса против.
Советская историческая энциклопедия

Социал-реформизм — теория и практика реформизма в социалистич. движении. См. в ст. Социал-демократизм, Реформизм, Ревизионизм, Оппортунизм.
Советская историческая энциклопедия

Реформизм — - англ. reformism; нем. Reformismus. Полит, течение, отрицающее необходимость революции, выступающее за классовое сотрудничество и пытающееся с помощью реформ превратить капиталистическое общество.
Социологический словарь

РЕФОРМИЗМ — РЕФОРМИЗМ, -а, м. Течение в революционном движении, провозглашающее политику социальных реформ, сотрудничество классов. || прил. реформистский, -ая, -ое.
Толковый словарь Ожегова

Реформизм - это политическое движение, которое ставит своей первостепенной задачей с помощью реформ создать основу для продвижения к социализму и созданию социального равенства. Данное движение получило свое широкое распространение среди социал-демократических партий. Началом возникновения реформизма считается конец девятнадцатого века. Реформизм отрицает необходимость классовой борьбы.

Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

в рабочем движении - политич. течение, отвергающее необходимость революц. преобразования капиталистич. общества и по существу подменяющее борьбу рабочего класса против капитализма, за диктатуру пролетариата и социализм борьбой за реформы, не затрагивающие основ капиталистич. строя.

Р. как альтернатива революц. марксистской теории возник в последней четв. 19 в., когда успехи рабочего движения заставили бурж. либералов приспосабливать свои концепции к меняющимся условиям, рядиться под социалистов, а среди определ. части социалистов стали распространяться иллюзии относительно возможности постепенного врастания капитализма в социализм, исключающего революц. действия пролетариата. В основе Р. лежит идея клас. сотрудничества. Социальную базу Р. составили мелкобурж. слои, рабочая аристократия и рабочая бюрократия, а также другие прослойки рабочих, попавших под влияние бурж. идеологии, особенно выходцы из непролетарской среды.

В конце 19 в. среди идеологов Р. были не только скрытые, но и откровенные противники марксизма (напр., лидеры Фабианского общества, правые лидеры Независимой рабочей партии в Англии, нек-рые реформистские проф. лидеры). Однако в условиях теоретич. победы марксизма в междунар. рабочем движении наибольшее распространение получил Р., рядящийся в марксистские одежды, но выхолащивающий из марксизма революционное содержание под видом его ревизии (см. Ревизионизм). Эта разновидность Р. получила первоначально наиболее яркое выражение в социал-демократич. партии Германии. В вышедшей в 1899 работе "Предпосылки социализма и задачи социал-демократии" (рус. пер. 1901) Э. Бернштейн под видом "улучшения" теории Маркса пытался обосновать отказ от идеи революц. преобразования общества. Ревизуя экономич. теорию Маркса, ссылаясь на "гибкость", "изменчивость" и "способность к развитию" политич. учреждений капиталистич. общества, Бернштейн утверждал, что революция не является необходимой и возможной, что путь к социализму - это путь постепенного, медленного врастания будущего общества в настоящее. Лозунг Бернштейна "движение все, конечная цель - ничто" выразил сущность междунар. Р. в целом и его ревизионистской разновидности - в частности. Одним из практич. воплощений Р. стал мильеранизм. Последоват. и решит. борьбу против Р. повели рус. большевики во главе с В. И. Лениным. Идейная и организац. борьба, к-рая развернулась в России между подлин- ными марксистами-революционерами и представителями реформистских течений, выросших на рус. почве, - экономистами, легальными марксистами, а затем меньшевиками, имела исключительно важное междунар. значение. В этой борьбе Ленин отстоял идейную чистоту марксизма и развил его дальше. Победой марксизма над Р. в известной мере обусловлено перемещение в начале 20 в. центра мирового революц. движения в Россию.

Однако в подавляющем большинстве партий 2-го Интернационала Р. не получил необходимого отпора со стороны их центристского руководства и все шире распространялся, опираясь на поддерживавшие его социальные слои. Центристские лидеры социал-демократич. партий (К. Каутский и др.), выступая иногда против тех или иных аспектов реформизма, на деле сближались с открытыми реформистами. На Западе действит. борьбу против ревизионизма вели лишь немногие революционеры-социалисты, такие как Р. Люксембург, К. Либкнехт, П. Лафарг; к тому же они проводили эту борьбу не всегда последовательно. Разразившаяся в 1914 первая мировая война вскрыла внутр. гнилость реформистских и социал-шовинистич. концепций, утвердившихся к тому времени среди идеологов 2-го Интернационала; наступил крах этой крупнейшей в то время междунар. орг-ции пролетариата.

После Окт. революции 1917 в России произошло дальнейшее обострение борьбы революц. и реформистского течений в междунар. рабочем движении. Большинство реформистских лидеров 2-го Интернационала заняло открыто антисов. позицию.

К. Каутский, окончательно порвавший с революц. марксизмом, опубликовал в 1918 "Диктатуру пролетариата" - книгу, по определению Ленина, ". во сто раз более позорную, более возмутительную, более ренегатскую, чем знаменитые "Предпосылки социализма" Бернштейна" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37, с. 101 (т. 28, с. 85)). Р. становился офиц. идеологией с.-д. партий, у руководства к-рыми стояли правые социал-демократы и центристы. Оставшиеся верными марксизму левые социал-демократы создали коммунистич. партии. С созданием коммунистич. партий и Коммунистич. интернационала (1919) Р. оказался организационно отмежеванным от революц. крыла марксизма.

Ведя непримиримую борьбу против идеологии реформизма, Коммунистич. интернационал стремился, преодолевая сопротивление реформистских лидеров, к установлению контактов с реформистскими партиями и профсоюзами с целью сплочения рабочего класса и всех трудящихся, выступающих против наступления капитала и войны, за прогрессивные реформы и повышение жизненного уровня народа. Исключительно важное значение имел VII конгресс Коминтерна (1935), определивший тактику единого рабочего и нар. фронта (ее основы были сформулированы Лениным еще на III конгрессе Коминтерна), победа к-рого в Испании (1936) и Франции (1936) показала возможность и необходимость совместных действий компартий и реформистских рабочих партий и организаций в борьбе против фашизма, наступления капитала, за демократические реформы.

В годы 2-й мировой войны коммунисты совместно с деятелями реформистских партий участвовали в ряде стран в борьбе против гитлеровских оккупантов, в антифаш. Движении Сопротивления. После войны контакты, установившиеся между рабочими партиями и орг-циями, были в странах Запада разрушены реформистскими лидерами, к-рые осуществили дальнейший крен вправо. Если между двумя мировыми войнами "социалистический" реформизм еще сохранял в большинстве стран марксистскую терминологию (отказавшись от марксизма по существу), то в послевоен. период в ведущих социал-демократич. партиях наблюдается полный и широко афишируемый отход от марксистских идей, к-рый был осуществлен под флагом мировоззренческого эклектизма. Мировоззренческий эклектизм получил отражение в программных документах социал-демократич. орг-ций. Так, напр., программа социал-демократии ФРГ (Бад-Годесбергская программа, 1959) определяет СДПГ как сообщество людей, представляющих различные верования и мировоззрения. Пренебрежением к вопросам мировоззрения пронизана офиц. Декларация Социалистического интернационала, принятая в 1951 во Франкфурте. Во Франкфуртской декларации говорится: "Безразлично, черпают ли социалисты свои убеждения в результатах марксистского или какого-либо иного социального анализа, или же в религиозных и гуманных принципах, все они стремятся к общей цели. " ("Die Dokumente f?r Parteipolitische Entwicklung in Deutschland seit 1945", Bd 3, В., 1963, S. 61).

Совр. Р. не имеет единой мировоззренческой основы (ее заменяет филос. эклектика, включающая различные направления новейшей бурж. философии, как, напр., неокантианство, неопозитивизм, экзистенциализм и др.), не имеет четко сформулированных программных и тактич. установок. Значит. влияние на идеологию послевоенного Р. оказали концепции, связанные с усиленным подчеркиванием "этико- педагогического" характера социализма. С точки зрения теоретиков совр. Р. (В. Эйхлер (ФРГ), А. Филип (Франция), О. Поллак (Австрия) и др. ) социализм - не закономерный продукт естеств.-ист. развития, а нравственный идеал, одинаково доступный всем членам общества. Этим отрицается особая историч. миссия рабочего класса, являющегося руководящей силой в социалистич. преобразовании всего общества; вопрос о частной собственности на орудия и средства производства остается без ответа.

В борьбе против революц. марксизма совр. реформисты выдвинули доктрину "демократического социализма", понимая под демократией гармонич. единство всех социальных слоев и групп, включая капиталистов, и обосновывая тем самым допущение и даже поощрение капиталистич. элементов в экономике. Бад-Годесбергская программа СДПГ признает "свободную конкуренцию и свободную предпринимательскую инициативу" и выдвигает лозунг: "Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо", что означает, по существу, апологию капиталистич. строи. Эта попытка совместить несовместимое - частную собственность на средства и орудия произ-ва и социальную справедливость - весьма характерна для совр. Р. Характерно также для современного Р. стремление примирить и соединить науку и религию.

В своих теоретич. построениях идеологи совр. Р., такие, как Дж. Стрейчи (Англия), Б. Каутский и К. Чернец (Австрия) и др., использовали многочисл. экономич. и политич. теории, появившиеся в послевоен. период в США и Зап. Европе. Кажется, нет ни одной сколько-нибудь значит. бурж. теории, к-рая не была бы взята на вооружение теоретиками реформизма. Здесь и теория "индустриального общества", произвольно объединяющая в одну формацию капитализм и социализм, и теория "народного капитализма", затушевывающая коренную проблему капитализма - проблему собственности, и мн. другие. При этом капиталистич. гос-во провозглашается надклассовым "гос-вом всеобщего благоденствия" и на него возлагается функция осуществления социалистич. преобразований, слово "капитализм" заменяется различными маскирующими его сущность терминами (напр., "свободное предпринимательство"), клас. борьба объявляется мн. идеологами совр. Р. устаревшим понятием или опасным пережитком прошедших лет. Все это делает совершенно проницаемой и без того тонкую перегородку, к-рая отделяет Р. в рабочем движении от ординарного бурж. Р., считающего капитализм "вечным строем" и стремящегося лишь к его улучшению. Совр. Р.- разновидность бурж. идеологии.

Отмеченные факторы содействуют тому, что все большее число рабочих, разочаровавшись в реформистской политике социал-демократии, покидает ряды с.-д. партий, а их место занимают гос. служащие, бурж. интеллигенция, мелкие предприниматели. Отрыв социал-демократич. лидеров от рабочего движения становится все более явным. Тем не менее социал-демократия, за к-рой еще следует значит. часть рабочего класса, представляет собой достаточно влиятельную политич. силу.

Достижения в области социального обеспечения (напр., послевоен. реформа здравоохранения в Англии, широкий охват пенсиями в сканд. странах), участие ряда с.-д. партий и профсоюзов в борьбе за повышение заработной платы используются реформистами для того, чтобы задержать освобождение значит. слоев рабочего класса, служащих и интеллигенции в капиталистич. странах из плена теоретич. иллюзий реформистских идеологов. В целях распространения среди трудящихся реформистских взглядов с.-д. лидеры используют проведенную в ряде капиталистич. стран (Англия, Франция, Австрия, Италия и др.) национализацию многих отраслей пром-сти, к-рую они, отрицая гос.-монополистич. характер этой реформы, оценивают как "внедрение социализма". В то же время в нек-рых странах (напр., в Англии) отказ реформистских лидеров, находящихся у власти, от практич. осуществления дальнейшей национализации вызывает недовольство среди рабочих и создает для реформистских партий угрозу сужения их массовой базы.

После 2-й мировой войны, в условиях углубления общего кризиса капитализма, коммунистич. и рабочие партии ведут активную борьбу за прогрессивные реформы; они считают, что в совр. обстановке рабочий класс может навязать буржуазии осуществление таких мероприятий, к-рые выходят за пределы обычных реформ и имеют жизненно важное значение для победы социалистич. революции. В борьбе за эти реформы коммунисты направляют свои усилия на создание широкого антимонополистич. фронта, в рамках к-рого должно быть упрочено сотрудничество всех прогрессивных сил. Важнейшая предпосылка укрепления этого сотрудничества - диалог между коммунистами и социал-демократами, в ходе к-рого изолируются наиболее реакционные слои социал-реформизма.

Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др., Соч., 2 изд., т. 19; Ленин В. И., Крах II Интернационала, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 26 (т. 21); его же, Марксизм и реформизм, там же, т. 24 (т. 19); его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский, там же, т. 37 (т. 28); его же, Реформизм в рус. социал-демократии, там же, т. 20 (т. 17); Великий Октябрь и мировой революц. процесс, М., 1967; Междунар. революц. движение рабочего класса, 3 изд., М., 1966; Междунар. встреча, посв. 30-летию VII конгресса Коминтерна, Прага, 1966; Грибанов С., Ундасынов И., Проблема единства рабочего класса в борьбе за социальный прогресс, "МЭ и МО", 1966, No 3; Дворкин И. Н., Критика экономич. теорий правых социалистов (зап.-герм. и австрийских), М., 1959; Зедер Г., Очерк правосоциалистической идеологии, пер. с нем., М., 1959; Лейбзон Б. M., Шириня К. К., Поворот в политике Коминтерна, М., 1965; Черняев А. С., Современный реформизм в рабочем движении Зап. Европы, "ВИ КПСС", 1962, No 1; Историческое значение Великой Октябрьской социалистической революции. Материалы международной теоретической конференции, М., 1967; Бернштейн Э., Классы и классовая борьба, пер. с нем., М., 1906; его же, Проблемы социализма и задачи социал-демократии, пер. с нем., M., 1901; Гильфердинг Р., Капитализм, социализм и социал-демократия, пер. с нем., М.-Л., 1928; Каутский К., Демократия и диктатура, пер. с нем., X., 1918; его же,. Общественные реформы, пер. с нем., М., 1905; Мильеран A., Французский реформистский социализм. Программа и метод, пер. с франц., Ростов н/Д., 1905; Adler M., Links-Sozialismus. Notwendige Betrachtungen ?ber Reformismus und revolution?ren Sozialismus, Karlsbad, 1933; Renner K., Marxismus, Krieg und Internationale, Stuttg., 1917; Philip A., Pour un socialisme humaniste, P., 1960; Strachey J., The end of Empire, L., 1959; Czernetz K., Vor der Entscheidung. Welt in Wandlung, W., 1958; Kautsky B., Der Weg zum neuen Programm der SP?, в кн.: Sozialistische Partei ?sterreichs, W., (1959).

О христианском богословии и церквях, известных как реформатская вера, см. Кальвинизм. О либеральной ветви иудаизма см. Реформировать иудаизм.

Реформизм это политическая доктрина отстаивая реформа существующей системы или учреждения вместо его отмены и замены. [1]

В рамках социалистическое движение, реформизм - это точка зрения, согласно которой постепенные изменения через существующие институты могут в конечном итоге привести к фундаментальным изменениям в обществе. политический и экономические системы. Реформизм как политическая тенденция и гипотеза социальных изменений вырос из противостояния революционный социализм, который утверждает, что революционные потрясения являются необходимой предпосылкой для структурных изменений, необходимых для преобразования капиталистическая система к качественно иному социалистическая система. Отвечая на уничижительную концепцию реформизма как нетрансформационного, нереформистская реформа был задуман как способ поставить человеческие потребности выше капиталистических. [2]

Как учение, левоцентристский реформизм отличается от правоцентристский или прагматическая реформа, которая вместо этого направлена ​​на защиту и проникновение статус кво предотвращая его фундаментальные структурные изменения, в то время как левый реформизм утверждает, что накопление реформ может в конечном итоге привести к появлению совершенно иных экономических и политических систем, чем те, которые существуют сегодня. капитализм и бюрократия. [3]

Содержание

Обзор

Есть два типа реформизма. Никто не намерен вызывать социализм или фундаментальное экономическое изменение общества и используется для противодействия таким структурным изменениям. Другой основан на предположении, что, хотя реформы сами по себе не являются социалистическими, они могут помочь сплотить сторонников дела революция популяризируя дело социализма в рабочий класс. [4]

Французский социальный теоретик Андре Горц критиковал реформизм, защищая третью альтернативу реформизму и социальная революция что он назвал "нереформистские реформы", в частности, сосредоточены на структурных изменениях капитализма в отличие от реформы улучшить условия жизни при капитализме или поддержать его через экономические интервенции. [6]

В наше время некоторых реформистов считают правоцентристский. Например, исторический Партия реформ Канады выступали за структурные изменения в правительстве, чтобы противостоять тому, что они считали лишением избирательных прав западных канадцев. [7] Некоторые социал-демократические партии, такие как вышеупомянутые Социал-демократическая партия Германии и канадский Новая демократическая партия до сих пор считаются реформистскими и считаются левоцентристский. [8]

Социализм

В 1875 г. Социал-демократическая партия Германии (СПД) приняла Готская программа который предложил "все законные средства" на пути к "социалистическое общество"и подвергся критике со стороны Карл Маркс, которые считали коммунистическая революция необходимый шаг. Одним из делегатов съезда СДПГ был Эдуард Бернштейн, который расширил эту концепцию, предложив то, что он назвал "эволюционный социализм". Бернштейн был ведущим социал-демократ в Германии. Реформизм Бернштейна был быстро выбран революционные социалисты, с участием Роза Люксембург осуждая Бернштейна Эволюционный социализм в ее эссе 1900 года Реформа или революция? [9]

В то время как Люксембург умерла в Немецкая революцияреформисты вскоре столкнулись с Большевики и их спутник коммунистические партии за поддержку интеллектуалы и рабочий класс. В 1959 г. Программа Годесберга (подписано на партийном съезде в столице Западной Германии Бад-Годесберг) ознаменовало смещение СПД от ортодоксальный марксист программа, поддерживающая конец капиталистическая система реформистскому, сосредоточенному на социальная реформа. [10]

После Иосиф Сталин консолидированная власть в Советском Союзе, Коминтерна начал кампанию против реформистского движения, осуждая их как социал-фашисты. Согласно с Бог-неудачник от Артур Кестлер, бывший член Коммунистическая партия Германии, крупнейшая коммунистическая партия в Западной Европе в межвоенный период, коммунисты присоединившись к Советскому Союзу, СДПГ продолжала считать настоящим врагом Германии даже после Нацистская партия пришел к власти. [11]

Термин применялся к элементам в британской Лейбористская партия в 1950-е годы и впоследствии на партийной либеральный-крыло. Энтони Кросланд написал Будущее социализма (1956) в качестве личного манифеста в пользу переформулирования термина. Для Кросланда актуальность национализация, или общественная собственность, для социалисты был значительно сокращен в результате современного полная занятость, Кейнсианский управление экономикой и сокращение капиталистической эксплуатации. После третьего подряд поражения его партии в 1959 всеобщие выборы, Хью Гейтскелл попытался переформулировать первоначальную формулировку Статья IV. в устав партии, но безуспешно. Некоторые из молодых последователей Гайтскелла, в основном Рой Дженкинс, Билл Роджерс и Ширли Уильямспокинул лейбористскую партию в 1981 году, чтобы основать Социал-демократическая партия, но главная цель Гайтскеллиты в конечном итоге был достигнут Тони Блэр в его успешной попытке переписать статью IV в 1995 году. Использование этого термина отличается от постепенность связанных с фабианством (идеология Фабианское общество), который сам по себе не следует рассматривать как параллельный Марксистский реформизм связанные с Бернштейном и СДПГ, поскольку изначально фабианцы явно отвергли ортодоксальный марксизм.

Читайте также: