Проект теневой театр в детском саду

Обновлено: 07.07.2024

Предмет: Творческие работы и методические разработки

Класс: Педагоги

Тип материала: Методические разработки

Краткое описание работы: Основной целью проекта является: развитие творческих способностей детей средствами теневого театра.

Актуальность проекта

Существует признанное мнение, что теневой театр, безоговорочно призван самым романтичным, самым загадочным видом театрального искусства, где соединяются элементы театральной постановки, графики и мультипликации. Возможно, именно это делает его особенно привлекательным в глазах маленьких зрителей. Только представьте, когда гаснет свет и в тишине таинственного полумрака оживают силуэты сказочных персонажей, малыши забывают обо всем на свете.

О пользе теневого театра сегодня говорят не только педагоги, но и психологи. Как известно, они активно выступают против того, что дети подолгу просиживают перед экраном телевизора и компьютера по той простой причине, что готовое, законченное теле изображение усыпляет детскую фантазию, приучая мыслить стандартно. Совсем другое дело – теневой театр. Здесь вместо готового изображения малыши получают силуэт, намек, символ. А значит, ребенок может достроить визуальную картинку самостоятельно. Участвуя в теневых театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. У детей формируется уважительное отношение друг к другу: они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Театральные теневые игры обогащают эмоциональную сферу детей, учат их понимать свои чувства и по мере сил управлять ими.

Теневой театр – особый вид театра известный с древних времен. Первые упоминания о нем встречаются в хронике китайского писателя – историка ГаньБао. Помимо китайского театра теней, издавна известны
теневые театры Индонезии, Турции. Обычно теневое представление в этих странах вел один человек (даланг), который рассказывал зрителям о событиях, происходящих на экране. Спектакли проходили по ночам на открытом воздухе. Представление продолжалось порой всю ночь напролет. Основной принцип теневого театра очень прост – использование тени от фигуры или предмета, падающий на экран при освещении их каким-либо источником света.

Практическая значимость представленного проекта состоит в возможности применения его в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.

Основной целью моего проекта является: развитие творческих способностей детей средствами теневого театра.

Я ставила перед собой следующие задачи:

  • Познакомить детей с теневым театром.
  • Создать условия для развития творческой активности детей.
  • Развить артистические способности, исполнительские умения и эмоциональную сферу дошкольника.
  • Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

Основные формы реализации проекта:

  • чтение литературных произведений и стихов;
  • продуктивная деятельность;
  • дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры;
  • беседы;
  • рассказывание, разучивание стихов, разыгрывание и драматизация;
  • рассматривание разных видов теневых театров, иллюстраций, фотографий, видео и фото презентаций;
  • досуг;
  • работа с родителями.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный этап.

2. Мультимедийное знакомство детей с разными видами теневого театра.

II. Практический этап.

Все необходимое для театра мы приготовили очень быстро вместе с детьми и их родителями. Для представления нам пригодился телевизор, который стоял в подготовительной группе. Телевизор этот не настоящий, его нам делали когда-то родители. Наши ребята с радостью примеряют на себя роль телеведущего какой-либо телевизионной программы. Мы взяли ватман и приклеили его в центр экрана телевизора, получился чистый лист, на котором можно было творить все, что угодно. Лампы я покупала на прищепке, они очень практичны. Главное, чтобы свет располагался между актером и экраном, для этого лампу прикрепляют по бокам, и направляют на экран. На этот экран мы закрепили 2 лампы.

Идея создания теневого театра вылилась в огромный проект в старшей группе. Воспитатели беседовали с детьми на тему: что такое теневой театр, какой он бывает, как его изготовить и как показать, что для этого нужно и т.д. Ребятам были показаны теневые театры по сценарию известных сказок, был показан пальчиковый теневой театр в стихах. Когда экран был готов, ребятам было предложено после тихого часа, когда уже на улице темно, показать свой теневой театр ладошек. Конечно, это был не театр, а первые шажки. Дети так позитивно включились в магию происходящего на экране. Необычность зрелища так захватило их и перенесло в мир волшебной сказки, принесло радость и непередаваемый восторг, что они сами захотели стать участниками этого необычайного процесса и нарисовать фигурки.

Картинок получилось много, поэтому выставить все картинки на праздник не представлялось возможным. Мы отобрали с ребятами некоторые картинки на праздник, для сюрприза родителей, сложили из них небольшие зимние сюжеты, а остальные, так как опыта держания таких фигурок у детей еще не было, ребята сами предложили попробовать показать в группе, до праздника. Конечно, все держалось в тайне от родителей.

В таком театре можно широко использовать творческие способности и особенности ребенка. Ребенок, обладающий хорошей пластичностью, подвижностью, чувством ритма, координацией движений, но в тоже время плохо владеет своим голосом: тембровой окраской, подражанием, громкостью. И наоборот, ребенок хорошо владеет своим голосом, но скован в движениях. Все это дает возможность ребенку в процессе обучения стать активным участником в постановке спектакля теней. В теневом театре слова играют вспомогательную роль по отношению к движению, пантомиме, жесту.

III. Заключительный этап.

На этом же празднике проходило еще одно увлекательное действие. Я заранее приготовила нетканый материал. Это укрывной материал для мини теплиц. Разрезала нужное количество материала, так, чтобы за ним помещались 5-6 детей, написала маркером цифры. Воспитатели держали этот материал. Дети выходили по 5-6 человек, вставали напротив какой – либо цифры и начинали двигаться под музыку. С обеих сторон были направлены лампы, дети двигались под музыку, появлялись тени на ткани. Получился теневой театр под музыку. Ребята примеряли на себя интересные роли – кто- то стал ежом, кто – то белкой и тут мы объявили охоту, но не на животных, а на детей. Родители угадывали своего ребенка по силуэтам и жестам.

Из всех видов кукольного театра в детских садах наименьшей популярностью пользуется теневой театр. И как мне кажется, незаслуженно обделен вниманием педагогов. Магия театра теней создает теплую, домашнюю атмосферу, где даже самый застенчивый и робкий ребенок проявит желание быть актером, ведь за ширмой его не видно, и он потихоньку начинает раскрепощаться. Жаль, что этот своеобразный и очень интересный жанр мало используется в дошкольном образовании, этот очень интересный и увлекательный мир – театр теней.

Проведя такую работу, я заметила, что улучшился психологический комфорт в группе, дети стали более раскрепощёнными, стал лучше развиваться духовный потенциал и творческая активность детей средних и подготовительных групп. А родители были в восхищении от увиденного и получили несказанное удовольствие от такого волшебства!

© 2020 "Мелодинка. Олимпиады и публикации". Всероссийские олимпиады и публикации для учащихся и педагогов музыкальных школ, средне-специальных учебных заведений искусства и культуры, музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки. Все права защищены. Копирование и распространение материалов возможны только с письменного разрешения администрации сайта.

Организатор проекта "Мелодинка. Олимпиады и публикации":
Всероссийское СМИ "Талантоха". Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77-56409, выдано 11.12.2013 г. Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 г

Существует признанное мнение, что теневой театр, безоговорочно призван самым романтичными самым загадочным видом театрального искусства. Где соединяются элементы театральной постановки, графики и мультипликации. Возможно, именно это делает его столь привлекательным в глазах маленьких зрителей. Только представьте, когда гаснет свет и в тишине таинственного полумрака оживают силуэты сказочных персонажей, малыши забывают обо всем на свете….

ВложениеРазмер
Проект "Теневой театр в детском саду" 175 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный долгосрочный проект

Стебенькова Анна Владимировна, воспитатель

МБ ДОУ « Центр развития ребёнка

Данный проект разработан и представлен с целью оказать информационную и педагогическую помощь родителям детей дошкольного возраста и воспитателям дошкольных образовательных учреждений в организации и проведении работы с детьми в возрасте от 4 до 7 лет с использованием творческих способностей детей с

использованием теневого театра.

Представленная работа раскрывает поэтапный вектор реализации основных задач формирования креативного мышления дошкольников, умению общаться в детском коллективе, открыто проявлять творческие способности через теневой театр.

Каждый этап работы достаточно подробно представлен предварительной работой по подготовке сопутствующего оборудования, костюмов, атрибутов и т.д. Подготовлена и апробирована серия игр, этюдов и упражнений для вовлечения детей разных темпераментов и творческого потенциала, что позволяет построить работу индивидуально с каждым ребёнком, подгруппой детей, сборным разновозрастным детским коллективом. Так же позволяет добиться успешной самореализации каждого дошкольника через активное вовлечение родительской общественности. В тоже время помогает педагогу раскрыть свои возможности как актёра, режиссёра, постановщика театрализовано теневого действия .

В свете ФГОС ДО к структуре и условиям реализации основной образовательной программы организация дошкольного образования меняется коренным образом. В стандарте образования заложены основные принципы:

полноценное проживание ребёнком всех этапов детства;

построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений; поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; реализация проекта в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое и эмоциональное развитие ребенка. Так же нужно учитывать тот факт, что стандарт направлен на решение задач охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

Существует признанное мнение, что теневой театр, безоговорочно призван самым романтичными самым загадочным видом театрального искусства. Где соединяются элементы театральной постановки, графики и мультипликации. Возможно, именно это делает его столь привлекательным в глазах маленьких зрителей. Только представьте, когда гаснет свет и в тишине таинственного полумрака оживают силуэты сказочных персонажей, малыши забывают обо всем на свете…. О пользе теневого театра сегодня говорят не только педагоги, но и психологи. Как известно, они активно выступают против того, что дети подолгу просиживают перед экраном телевизора и компьютера по той простой причине, что готовое, законченное телеизображение усыпляет детскую фантазию, приучая мыслить стандартно. Совсем другое дело – теневой театр. Здесь вместо готового изображения малыши получают силуэт, намек, символ. А значит, ребенок может достроить визуальную картинку самостоятельно. Участвуя в теневых театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. У детей формируется уважительное отношение друг к другу: они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Театральные теневые игры обогащают эмоциональную сферу детей, учат их понимать свои чувства и по мере сил управлять ими.

Наши дети – натуры удивительно открытые и творческие. И игра для них – та волшебная призма, сквозь которую они познают мир и находят свое место в нем.

При организации театрализованной теневой деятельности учитывается психологическая комфортность, которая предполагает снятие всех стрессообразующих факторов; даёт некую раскрепощённость, стимулирующую развитие духовного потенциала и творческой активности.

Актуальность данного проекта определяется: потребностью в поиске новых, более эффективных путей и способов решения задач обучения, воспитания и развития детей в современных условиях.

Данной работы является обобщение теоретического и практического материала по проблеме театрально-творческой деятельности детей дошкольного возраста, обоснование необходимости широкого внедрения в воспитательный процесс детских театрализованных теневых представлении, а также возможностей театрально-творческой деятельности в интересах обучения, воспитания и развития детей-дошкольников.

В связи с этим основной целью моего проекта: развитие творческих способностей детей средствами теневого театра.

Объект исследования: процесс формирования способностей у детей дошкольного возраста через теневой театр.

Предмет исследования: театрализованная деятельность как фактор формирования личности ребенка через теневой театр.

В ходе исследования было выдвинуто предложения о том, что теневой театр является не только неисчерпанным источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, но и позволяет решать многие педагогические задачи, в том числе развитие художественного вкуса, творческих способностей, формирование устойчивого интереса к театральному искусству.

  1. Познакомить детей с теневым театром.
  2. Создать условия для развития творческой активности детей.
  3. Развить артистические способности, исполнительские умения и эмоциональную сферу дошкольника.
  4. Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

Сроки проекта: 2 года октябрь 2013г – апрель 2014г; октябрь 2014г – апрель 2015г.

1 этап: Накопительный.
2 этап: Творческий - репетиционный.
3 этап: Результативный.

Технологическое обеспечение проекта

Организация работы с детьми

Воспитательно- образовательные задачи.

Для изобразительной деятельности.

Чтение детской художественной литературы, слушание аудиозаписей, просмотр муль-, видеофильмов , рассматривание иллюстраций, наблюдение ситуаций в жизни

Развивать интерес и любовь к прослушиванию художественных произведений; знакомство с выразительными средствами речи: интонацией, темпом, тембром; работа над звукоподражанием.

Познакомится с текстом произведения и событиями, их характеристикой.

Повторить текст сказки.

Познакомиться особенностями речи каждого персонажа.

Учить детей связно и живо рассказывать сказку, передавать диалогическую речь.

Учить детей работать с куклой теневой.

Работа со светом.

Познакомиться с внешним теневым видом героев событиями, которые предстоит изобразить. Показать возможный вариант трактовки внешнего вида образа, показать характерные позы персонажей, композиционное изображение отдельных событий. Закрепить знания о внешнем виде строении частей тела, характерные позы, окраска.

Придумывание совместно с детьми сказок, фантастических историй, рассказов, небылиц

Развивать творческое воображение и умение реализовать замыслы в речи.

Составление текстов из личного опыта, в продолжение известного произведения, придумывание сценариев театральных этюдов, постановок

Создание книжек с собственными теневыми иллюстрациями

Включение различных видов подвижных игры

Учить снимать зажатость и скованность.

Развивать двигательные способности детей, ловкость подвижность.

Театральные игры – развивают воображение и фантазию. Развивать умение оправдывать свои действия нафантазированными причинами.

Уметь ориентироваться за ширмой, равномерно размещаться по ширме, не сталкиваясь с друг другом куклы.

Познакомиться с сюжетом игры и продолжить играть самостоятельно.

Проигрывать подвижные речевые игры.

Игры с предметами.

Специальные театральные игры (этюдные)

Движение в разных темпах. Тренировка внимания.

Повтори действие за героями сказок по иллюстрациям

Знакомство с теневым театром

Особенности театрального искусства.

-искусство, творящееся каждый раз заново;

Развивать умение искренне верить в любую воображаемую ситуацию.

Развивать умение двигаться за ширмой, не сталкиваясь с друг с другом.

Формировать интерес к теневому театру, желание управлять куклами различных систем.

Изготовление атрибутов к постановки театра, реквизит, теневой театр.

Включение различных видов релаксационных игр и упражнений

С помощью ритмопластики развивать чувство ритма и координацию движений, пластическую выразительность -и музыкальность.

Умение напрягать и расслаблять поочередно мышцы всего тела, руки.

Развитие воображения (способность к пластической импровизацией под музыкой)

имитационные игры, игры-путешествия.

Игры занятия, беседы с детьми познавательного характера.

Участие детей в создании сопутствующей развивающей среды

Обогатить развивающею среду в группе. И пополнить атрибутами театральный уголок. модернизация классификации театрализованных игр с учетом современных

разработка картотеки и тематики художественной литературы с учетом

возрастных особенностей детей для занятий познавательного цикла;

изготовление с родителями, детьми, педагогами сказочных

игрушек, рисование пригласительных билетов, театральных и сказочных

Изготовить теневые декорации для сказки и персонажи сказок

Пение, элементарное музицирование, танцы.

Воспитывать готовность к творческому пению. Развивать произвольное внимание, память, наблюдательность.

Умение согласовывать свои действия партнерами, менять свое отношение к предмету места действий и партнера по танцу.

Развивать музыкальный слух.

Совершенствовать навыки действия с воображаемыми предметами, и с предметами заменителями.

Изготовление элементарных костюмов

(листики для феи, цветы, блески)

Самостоятельная художественная деятельность:

Подводить детей к умению проявлять самостоятельность в выборе варианта постановки сказки (тип театра, сольное или коллективное исполнение).

Самостоятельно ввести новый тип игры спектакля (спектакль пантомима, спектакль ритмопластики, фольклорный спектакль, спектакль балет)

Учить детей самостоятельно выбирать средства для передачи образов, передачи диалогов, действий героев, совершенствовать исполнительские умение детей, стимулировать желание изменять действия, вводить свои реплики.

Показ сказок для ночующих детей

Изготовление мини – декораций для спектакля (спектакль пантомима, спектакль ритмопластики, фольклорный спектакль, спектакль балет)

Игра- драматизация в группе детей, на театральной сцене перед детьми и взрослыми

Показывать сочиненные этюды по сказкам, басням; развивать навыки действия с воображаемыми предметами.

импровизировать игры - драматизации на темы знакомых сказок.

Перессказывание сюжета по ролям.

Используя иллюстрации и схемы накладывание грима на лицо.

Воспитательно – образовательные задачи.

Организация работы с родителями воспитанников

-Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников;

- Групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных;

- Организация дней открытых дверей;

- Совместные проведения досугов;

- Целевые и спонтанные беседы с родителями воспитанников;

- Собрание для родителей.

Наблюдение за действиями ребёнка во время театрализованного действия

Применение опыта в домашних условиях.

Участие в создании развивающего пространства

Участие в подготовках к праздникам(пошив костюмов);

Оказание помощи в оборудовании комнаты сказок; Изготовление панно по сказкам, установление и закрепление атрибутов на сцене. Оказание помощи в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек раскрасок, аудио – видеоматериалов для детей.

Непосредственное участие в совместных мероприятиях

Театрализованные представления с воспитанниками и родителями (где родители выступают в качестве исполнителей главных ролей)

Стимулирование усилий ребёнка

Воспитательно - образовательные задачи.

С педагогами ДОУ детей разных возрастов

Подготовить консультации для педагогов

Со специалистами ДОУ

Интегрированные НОД, занятия, развлечения, взаимосотрудничество, обмен опытом и т.д.

С социальными партнёрами: детская библиотека, детский дом № 2

Материально-технические ресурсы проекта :

- аудио, видеоматериалы, обучающий электронный материал;

- костюмы для театрализованной деятельности;

- атрибуты для разных видов театров;

- методические разработки, подборки сценариев, развлечение, занятий, упражнений и т.д.

Новизна: заключается в том, что в работе используется теневой театр.

Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое особенное место, стать полноценным членом общества. Таким образом, подобная организация театрализованной деятельности способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех участников процесса.

Тип проекта : творческий

Цель проекта : развитие творческих способностей детей средствами теневого театра.

• Познакомить детей с теневым театром.

• Создать условия для развития творческой активности детей.

• Развить артистические способности, исполнительские умения и эмоциональную сферу дошкольника.

• Активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь.

Театрализованная деятельность интегрирует в себе следующие образовательные области:

Прогнозирование результатов проекта :

• Овладение навыками теневого театра.

• Развитие выразительности речи, движений. Повышение речевой активности детей.

• Развитие зрительного восприятия и внимание, пространственного мышления, мелкой моторики

• Развитие коммуникативных способностей, взаимодействия со сверстниками.

• Развитие творческого воображения и фантазии.

• Повышение интереса родителей к работе ДОУ.

Участники проекта : дети старшей группы, педагог, родители воспитанников.

Сроки реализации проекта : 27.08.2021-01.09.2021 г.

Основные принципы педагогической деятельности:

Принцип эмоциональной привлекательности: предполагает создание ситуаций психологического комфорта для детей, а также подбор эмоционально насыщенных игровых заданий и упражнений;

Принцип творчества: определяет характер действий детей.

Основные формы реализации проекта :

• Чтение литературных произведений и стихов;

• Дидактические, театрализованные, сюжетно-ролевые игры;

• Рассказывание, разучивание стихов, разыгрывание и драматизация;

• Рассматривание разных видов теневых театров, иллюстраций, фотографий, видео и фото презентаций;

• Работа с родителями.

Формы работы с родителями:

• Совместное изготовление игрушек и пособий для организации предметно-развивающей среды.

• Привлечение родителей к проведению совместных мероприятий.

• Открытые показы занятий и театральных представлений.

• Консультирование родителей по ведущим и текущим вопросам.

• Организация посещений объектов культуры и культурных мероприятий.

Этапы реализации проекта.

1. Подготовительный этап

Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности.

• Знакомство детей с историей Теневого театра, его разновидностями.

• Работа над выразительностью речи, интонацией, и пантомимой.

• Просмотр интерактивных спектаклей теневого театра.

• Работа с рукой и светом.

• Изготовление теневой ширмы, атрибутов декораций для постановок, персонажей для сказок.

2. Основной этап

• Организация проведения театрализованных игр, драматизаций, инсценировок.

• Драматизация теневых сказок

• Проведение ОД по театральной деятельности

• Создание книжек с собственными теневыми иллюстрациями

• Придумывание совместно с детьми сказок, фантастических историй, рассказов, небылиц

3. Заключительный этап

• Анализ и подведение итогов реализации проекта

• Выставка детских работ

• Фото отчет на сайте ДОУ

Занятия включают в себя несколько частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.

1. Подготовка к занятию или вводная часть.

2. Теоретическая часть:

Цель: введение в тему (чтение, обсуждение литературного произведения).

3. Этюды, игры, упражнения, направленные на развитие воображения, восприятия, развитие выразительности речи, пальчиковая гимнастика и т. п.

4. Практическая часть: самостоятельная творческая деятельность ребенка (продумывание образа героя, декораций, составление макета спектакля, изготовление кукол и декораций для спектакля, показ сценок и спектаклей с использованием разных видов теневого театра).

Таким образом, у каждого ребенка появлялось чувство принадлежности к общему делу и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Все занятия в театре теней имеют общую гибкую структуру, наполненную разным содержанием. Знания, полученные на занятиях, дети переносили в свободную деятельность в группу или на уличную площадку.

Магия театра теней создает теплую, домашнюю атмосферу, где даже самый застенчивый и робкий ребенок проявит желание быть актером, ведь за ширмой его не видно, и он потихоньку начинает раскрепощаться. Жаль, что этот своеобразный и очень интересный жанр мало используется в дошкольном образовании, этот очень интересный и увлекательный мир – театр теней.

Проведя такую работу, я заметила, что улучшился психологический комфорт в группе, дети стали более раскрепощёнными, стал лучше развиваться духовный потенциал и творческая активность детей. А родители были в восхищении от увиденного и получили несказанное удовольствие от такого волшебства!

1. Антипина, Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. Игры, упражнения, сценарии. - М., 2003.

2. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. : Просвещение, 1991.

4. Гончарова, О. В. Театральная палитра. Программа художественно-эстетического воспитания. – М. : Изд-во Сфера, 2010.

6. Куцакова, Л. В., Мерзлякова, С. И. Воспитание ребенка – дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно – творческого: В мире прекрасного - Программно – методическое пособие. – М., 2003.

10. Мигунова, Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учебн. -метод. пособие. – НовГУ имени Ярослава Мудрого – Великий Новгород, 2006.

Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизации внимания.

Обучающая: Учить согласовывать свои действия при проведении игры-инсценировки, продолжать знакомить детей с русским народным творчеством-сказкой.

Воспитательная: Воспитывать интерес и бережное отношение к предметам театрально-игрового оборудования, формировать желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности, побуждать детей выражать удовольствие радость от эмоционального сотрудничества и сопереживания.

Материал и оборудование:

Ширма, лампа, черные силуэты персонажей сказки.

Действующие лица: ведущий, репка, дед, бабка, внучка, жучка, мурка, мышка.

Расказчик :Ребята, вы любите сказки?

Педагог:Сейчас мы вам покажем одну из любимых вами сказок

Посадил дед репку.

Репка выросла большоя- пребольшая.

Пошел дед репку рвать:

вытянуть не может.

Позвал дед на помощь бабку.

Бабка, Бабка - где же ты?

Репку дёргать помоги!

Бабка хватается за Дедку, пытаются вытянуть репку.

вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку!

Ну-ка, Внученька, беги,

Репку дёргать помоги!

Выбегает Внучка, хватается за Бабку. Пытаются вытянуть репку

Внучка за бабку,

вытянуть не могут.

Позвала Внучка Жучку.

Жучка! Жученька! Беги,

Репку дергать помоги!

Выбегает, гавкая Жучка, хватается за внучку.

Жучка за внучку,

внучка за бабку

вытянуть не могут.

Позвала Жучка Мурку.

Кошка Мурка, беги,

Дёргать репку помоги!

Мягко ступая, выходит Кошка

Жучка за внучку,

внучка за бабку,

вытянуть не могут.

Позвала Мурка мышку.

Репку дёргать помоги!

Жучка за Внучку,

внучка за бабку,

и все вместе вытянули репку!

Вот и вытянули репку,

Что в земле сидела крепко.

Репка выдёргивается, все падают.

Педагог (обращается к зрителям) :

Велика ль у Мышки сила?

Это дружба победила!

На здоровье кушай, Дед,

Долгожданный свой обед!

Вот и сказочки конец,

А кто слушал- молодец!


Действующие лица: Ведущие – 2 детей, Лиса, Заяц, Барашек, Коза, Собака, Волк, Медведь, Петух.
На сцене ширма с экраном. Перед ширмой на ковре в центре находятся закрытая коробка, мяч и кукла. Сбоку с одной стороны оформлен игровой уголок, с другой размещен столик с настольной лампой, стулья.
Под музыку из-за ширмы выходят две девочки, играют с куклой, мячом и убирают на полку. Увидев, коробку, открывают, заглядывают в нее, удивленно достают маски лисы и зайца, детскую книгу. Надевают маски, берут книгу, садятся за столик. Включают настольную лампу (основной свет гаснет) и читают название книги. На экране появляется название сказки.


Ведущий 1.
У лесочка на опушке,
В лубяной своей избушке
Мирно Заяц жил Косой
Рядом с рыжею Лисой.
На экране слева и справа две избушки. Из окошка лубяной избушки выглядывает Заяц, из окошка ледяной – Лиса.
Ведущий 2.
А ленивая Лисица
Не хотела потрудиться
Дом построить лубяной
И вселилась в ледяной.
На экране появляется красное солнце, ледяная избушка медленно опускается вниз.


Ведущий 1.
Но весною снег растаял,
У Лисы избы не стало.
Лиса под музыку подходит к лубяной избушке.
Стала рыжая Лисица
К Заюшке на двор проситься.
Лиса (жалобно)
Добрый Заинька, пусти,
Чаем сладким угости!
Заяц (выглядывает из окошка).
Заходите, заходите,
В тесноте, да не в обиде!


Экран закрывается для смены декораций.
Ведущий 2.
Зайка, доброе сердечко,
Рыжую пустил на печку.
Около печки стоит Лиса, Заяц у стола.
Лиса.
Да, я вижу тесновато,
Для двоих-то маловато!
Вон пошел отсюда, Зайка,
Я теперь в избе хозяйка!
Экран закрывается для смены декораций.



Ведущий 1.
Идет Заяц, слёзы льёт.
А навстречу ему барашек идет.
Под кустом на пеньке сидит Заяц, под музыку выходит Барашек с барабаном.
Барашек.
Я Барашечка-баран,
Стучу громко в барабан.
Что ты, заинька, сидишь,
Плачешь, да и весь дрожишь?
Заяц.
Жил в избе я лубяной,
А Лисица — в ледяной.
Вот растаял снег весной,
Избы не стало ледяной.
Жить лиса ко мне пришла,
Меня тут же прогнала.






Вид проекта: игровой, информационно-творческий.

Срок реализации: долгосрочный (начало с января 2020 г.).

Участники: дети 5 – 6 лет, родители, воспитатели.

1. Актуальность темы.

Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии.

Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном. Кроме того, коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, вовлечение в действие, активизируя при этом все имеющиеся у него возможности; на самостоятельное творчество; развитие всех ведущих психических процессов; способствует самопознанию, самовыражению личности при достаточно высокой степени свободы. Она создает условия для социализации ребенка, усиливая при этом его адаптационные способности, корректирует коммуникативные отклонения; помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, значимости. Театральная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, побуждает их к созданию новых образов. Значение и специфика театрального искусства заключаются в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность. Эта деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию новых образов, побуждает к мышлению.

2. Проблематика темы.

Дети с нарушениями речи отличаются неуверенностью в себе, частой отвлекаемостью и повышенной двигательной активностью. Поэтому немаловажное значение имеет взаимосвязь логопедической работы с привлечением театрализованной деятельности, использованием атрибутов и их элементов. Театрализованная деятельность в работе с детьми логопедической группы помогает развивать интересы и способности ребенка, способствует к стремлению и познанию нового, лучшему усвоению информации, а самое главное - это коррекция звукопроизношения, фонематического слуха, лексико – грамматического строя речи. Использование театрализации вносит в детский сад атмосферу праздника, улучшает эмоциональное состояние ребенка, позволяет детям проявить инициативу. Огромный интерес у детей нашей группы вызывает использование теневого театра.

В реализацию этого проекта возможно активно включать родителей воспитанников.

3. Цель и задачи проекта.

Цель: Развивать речь и совершенствовать артистические навыки детей логопедической группы.

- формировать у детей интерес к театрально – игровой деятельности;

- познакомить с новым видом театра (теневой театр);

- развивать артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, речевое дыхание, правильное звукопроизношение; формировать лексически и грамматически правильную речь;

- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, снимать мышечное напряжение, формировать правильную осанку;

- развивать артистизм, коммуникацию.

4. Формы реализации проекта

Основные формы реализации проектных задач:

чтение детских сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, дидактические игры, игры в теневой театр, беседы

5. Ожидаемые конечные результаты:

В ходе реализации задач по воспитанию и развитию у ребенка театральной деятельности предполагается, что дети приобретут:

- необходимый минимум знаний по сказкам;

- желание читать новые сказки;

- овладеют навыками игры в теневой театр;

- разовьют творческий потенциал;

- продолжат развивать артикуляционную моторику, фонематическое восприятие, речевое дыхание; в процессе работы над ролью автоматизируют произношение некоторых звуков и будут продолжать развивать лексически и грамматически правильную речь

6. Этапы реализации проекта

- изучить литературу по теме;

- сделать ширму для теневого театра;

- подобрать сказки для чтения;

- подобрать соответствующие сказки с фигурками и адаптированным текстом для постановок в теневом театре;

- составить тексты бесед с детьми и взрослыми.

- составить план проекта;

- определить сроки реализации и ответственных.

III. Основной (практический)

- сделать с детьми фигурки с персонажами сказок;

- определить среди детей желающих, быть кукловодами;

- совместно с родителями разучить роли;

- показать сказки зрителям (детям и взрослым).

- проанализировать результаты проекта;

- обобщить опыт работы.

7. Таблица с планированием работы

Главной целью проекта было развитие речи и совершенствование артистических навыков у логопедических детей старшей группы. В подготовительном этапе определили цели и задачи проекта, подготовили и изучили необходимую литературу по теме, сделали ширму для теневого театра, подобрали сказки для чтения детям, составили тексты бесед с детьми и их родителями, составили план проекта, определи сроки реализации и ответственных.

Дети старшей группы проявили активный интерес к игре в Теневой театр, с удовольствием участвовали в подготовке и с желанием играли в самом спектакле. По ходу подготовки к спектаклю столкнулись с трудностями: логопедическим детям было очень непросто говорить за героев даже выученный текст, особенно тяжело давались разные голосовые интонации, казалось бы, простой, на первый взгляд, сказки. Недостаточно хорошо развитая мелкая моторика иногда ограничивала амплитуду движений, и манипуляции плоскостными фигурами были не всегда точными.

Читайте также: