Для чего нужен алфавит 5 класс кратко

Обновлено: 03.07.2024

Алфавит является базой для изучения любого языка. Конечно, научиться говорить можно и без знания алфавита, доказательством чего являются дети, которые учатся говорить, не имея ни малейшего понятия о том, что такое алфавит. Но научиться говорить – это лишь один из шагов в изучении языка, ведь кроме этого надо научиться еще и читать, и писать. А вот эти занятия освоить без знания алфавита едва ли получится. Ведь для того, чтобы научиться понимать буквы и читать их, для начала их нужно просто выучить. Аналогичная ситуация и с письмом – чтобы написать букву, нужно знать как она выглядит и какой звук обозначает. Таким образом, можно прийти к крайне логическому выводу – без алфавита невозможно освоить язык. И это касается не только родного языка, который мы, по сути, учим с самого рождения, а и любого другого языка, за изучение которого вы решите взяться. К тому же, алфавит можно назвать неотъемлемой частью развития цивилизации и культуры, ведь именно благодаря освоению языка, человек может начать осваивать и другие науки, а также передавать свои знания другим людям. Так что прогресс без языка был бы невозможен, так как знания утеривались бы со временем, а так как язык невозможно выучить без алфавита, то можно сделать еще один вывод – алфавит является важной частью прогресса.

Пожалуйста, если вы используете блокировщики рекламы, отключите их на данном сайте. Из-за минимальной доходности блога я вынуждена работать только офф-лайн, поэтому вы не можете получать новые уникальные материалы. Давайте помогать друг другу! Спасибо.

суббота, 1 декабря 2018 г.

Для чего нужен алфавит?

Представьте, как тяжело в этом смысле приходится народам, имеющим язык с иероглифической письменностью, ведь иероглиф чаще всего передаёт не звуки, а слоги (причём у каждого слога своё значение), а порой целые слова и понятия…

В статье использовалась литература:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: повторить алфавит; познакомить ребят с историей возникновения букв, с историческими изменениями в составе алфавита; пользоваться алфавитом.

Тип урока. Комбинированный

Вид урока. Урок общеметодической направленности

Методы и приемы обучения: частично-поисковый, репродуктивный.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Этапы урока

Формирование УУД и технология оценивания

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть сегодня. Стряхните сон и напряжение. У нас много интересной работы: мы будем узнавать новое, рассуждать, доказывать.

ΙΙ.Актуализация знаний.

- Какой раздел науки о языке мы изучаем?

- Что изучает фонетика? (звуки речи)

- Что вы знаете о звуках речи?

- Перечислите, пожалуйста, всегда твердые звуки [ж, ш, ц]. Всегда мягкие [ч, щ, й]. Всегда глухие [х, ц, ч, щ]. Сонорные [р, л, м, н, й].

Словарно – орфографическая работа:

Схв…тить, кол…екция, ше…ский, зап…х, верё…ка, прож…вать (в городе), чес…ный.

- Посмотрите, какое слово получается из вставленных букв? (Алфавит).

- Назовите тему нашего урока?

- Ребята, скажите, пожалуйста, где требуется знание алфавита, зачем нужно знать алфавит?

(Размещение слов в словарях и справочниках, названия учреждений и фамилий жителей в телефонном справочнике, фамилии авторов в библиотечной картотеке)

- А теперь скажите, чем же мы с вами будем заниматься на уроке?

(Сегодня мы не будем учиться писать буквы, а посмотрим, умеете ли вы правильно называть буквы русского алфавита, узнаем, какое большое значение в жизни человека имеет знание алфавита, познакомимся с историей возникновения букв)

Коммуникативные УУД:

строить речевое монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Познавательные УУД:

1. делать выводы, обобщения;

2. осуществлять самоконтроль и самооценку;

3. преобразовывать информацию из одной формы в другую.

ΙΙ I .Формулирование проблемы. Открытие нового знания.

- Как вы думаете, что такое алфавит?

(Буквы, расположенные в определенной последовательности, составляют алфавит)

Работа с учебником

- Ребята, откройте свои учебники на стр.136, давайте прочитаем текст упражнения 300.

- Определите тему данного текста. (Алфавит и азбука)

- Ребята, объясните постановку знаков препинания в данном предложении, начертите схему.

- Алфавит раньше выглядел по-другому. А что же открывают нам начертания букв славянского алфавита? Узнать это нам поможет Рыгина Настя.

Начертания букв славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших пращуров. Создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий не случайно давали наименования буквам. Они хотели, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждая ценность слова и мысли. И хотя для современных читателей буква есть буква, пусть даже декоративно украшенная, для древнерусского книжника понятие декоративности было чуждым. Он не просто украшал букву орнаментом, он, прежде всего, передавал и украшал мысль. Он не считал букву просто обозначением звука, для него очень много значило, которое таило в себе чертеж мира.

Буква УК. Начертание этой буквы орнаментальное, оно пронизано символикой огня, заключенного внутри. Слева на рисунке изображена чаша мудрости, в которой мы видим огонь, а справа – заключено солнце.

Буква УК обозначала учение.

Буква АЗ. Аз – причудливый человекообразный зверь напоминает нам изображение знаменитых симургов. Симурги, соединяющие в себе свойства птицы, зверя и человека, представляли соединение трех царств: неба, земли и царства подземного. Такие звери, наподобие древнеегипетских сфинксов, символизировали собою вечность, мироздание, а также солнце и изначальный свет. Аз – первая буква алфавита, свет – основа мира. В древнерусской культуре буква Аз имела особое значение. От нее произошло само название - азбука.

Буква РЦЫ. На картинке мы видим человечка, в руках у него жезл премудрости с трилистником на конце. Он трубит, о чем-то возвещая. О чем? Символ становится понятным, ведь буква Рцы означает одновременно глагол повелительного наклонения: рцы значит говори. Здесь мы видим премудрость, трубящую рог и одновременно созывающую слушателей: говори и слушай премудрость. Таково значение начертания этой буквы.

-Спасибо, Настя! Вот, оказывается, какие тайны хранит старая азбука.

- А знаете ли вы алфавит? Давайте проверим.

(Чтение алфавита по памяти)

- А теперь проверьте себя по учебнику, упр.290

Самая молодая.

У буквы ё особое положение в русском письме. Она и есть, и её как бы нет. Действительно её встретишь не в любом тексте, чаще всего она встречается в специальной литературе, на письме же её часто заменяют буквой е. Но мы с вами должны помнить, что это разные буквы и каждая буква должна выполнять свои обязанности.

Коммуникативные УУД

1 . Р азвиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3 . Оформлять свои мысли в устной форме.

ΙV . Развитие умений – применение знания.

- Давайте проверим ваше знание алфавита. Для этого выполним упражнение 298.

- А теперь попробуйте составить алфавитный список одноклассников, сидящих с вами на одном ряду.

- Для чего мы выполняли эти задание?

- Ребята, вы все любите приключения и тайны. Сегодня нам предстоит немного потрудиться: разгадать зашифрованные слова. И в этом вам поможет знание алфавита. Вам хорошо известно, что в русском алфавите 33 буквы. Каждая буква имеет свое место: первая буква – А, вторая – Б, третья – В и так далее, пользуясь данной информацией, расшифруйте представленный слова.

Шифровальщик.

Прочитайте и запишите зашифрованные слова.

- Чтобы правильно и быстро выполнить это упражнение, какими знаниями нужно владеть?

Расшифруйте текст:

Зашифруйте самостоятельно по 3 слова.

- А в этих словах буквы забыли о том, что у них есть свои места, разбрелись и разломали слова. Поставьте буквы в алфавитном порядке и восстановите слова.

Например: хоулп – лопух.

Шуть, ытон, кёжи, шёр, отен, тосмы, сон, нибыт.

(Тушь, ноты, ёжик, ёрш, енот, мосты, нос, бинты)

Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

- Ребята, вы любите отгадывать загадки? Давайте проведем буквенный диктант.

Быть нам рядом не годится!

Можешь в этом убедиться -

Посмотри на алфавит,

В этой букве нет углов

И она бы укатилась,

Если масса разных слов

Без нее бы обходилась! (О)

Две соседки в алфавите

Так похожи, ой-ой-ой!

Их почти не различите,

Только точки у одной! (Е - Ё)

Ею можем обозначить

Что в задачке неизвестно,

А взглянув на все иначе,

В ней увидим просто крестик! (Х)

Эта буква как жучок

Растопырила шесть ног,

И, конечно, знаешь ты,

Растянули мы немножко,

Ну, и что произошло? (Ю)

Очень быстро превратить -

Надо только опустить! (Н)

ТАВТОГРА́ММА - игровое стихотворение, в котором все слова начинаются с одной и той же буквы, например:

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж чрезвычайно четко.

Павел Петрович пошёл погулять,

Поймал перепёлку, пошёл продавать,

Просил полтинник-

Получил подзатыльник.

Кот Котофей крадётся к канарейке.

Света с Сашей считали сорок.

Самостоятельное составление учащимися тавтограмм – предложений или текстов.

Предметные результаты

научиться составлять различные списки в алфавитном порядке

Познавательные УУД:

1. Объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы с алфавитом

Регулятивные УУД

1. Р азвиваем умение высказывать своё предположение.

2. О ценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. П рогнозировать предстоящую работу.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Р азвиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

2. О ценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Ф ормируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

V . Итог урока.

- Ребята, теперь вы знаете про алфавит немного больше. Вы славно поработали. И я думаю, что информация, полученная сегодня на уроке, вам пригодятся в жизни.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня работал лучше всех и достоин хорошей оценки?

– Поставьте каждый себе ту оценку, которую вы заслужили.

VI. Домашнее задание

Прочтите веселые стихи.

Африка
Вдоль по жаркой Африке
Бегают жирафики,
Наизусть жирафики
Знают карту Африки –
Как посмотрят сверху вниз:
Вот Марокко, вон Тунис,
Сенегал, Ангола, Гана,
Чад, Нигерия, Гвиана,
Того, Ливия, Заир,
Эфиопия, Алжир,
Конго, Кения, Уганда,
Мавритания, Руанда,
Камерун, Кот-д`Ивуар,
Мозамбик, Нигер, ЮАР,
Вот Либерия и Гамбия,
Танзания и Замбия,
Свазиленд и Сомали,
Джибути, Судан, Мали,
С высоты жирафьей шеи
Видно сразу две Гвинеи.
Вот Ботсвана, вот Габон,
Вот Бенин, Зимбабве вон.
Если б мне могли на час
Шею дать жирафью,
Я бы выучил тотчас
Эту географию. (А.Усачев)

- Возьмите географическую карту и проверьте, все ли страны Африки выучили наизусть жирафики. Какие страны не упоминаются в стихотворении? А вы могли бы посоревноваться с жирафиками и выучить наизусть страны жаркого континента?
Расположите названия африканских государств из этого стихотворения по алфавиту. Именно так поступают составители географических атласов. Зачем они это делают, мы думаем, вы знаете.

Краткое описание документа:

Он является письменной основой большинства языков РФ и СНГ, письменность для которых ранее XX века отсутствовала или была заменена в годы советской власти. По алфавиту расположены слова в словарях, книги на полках в библиотеке, составляются списки и т.д.

Алфавит нужно знать для того чтобы можно было хорошо общться, без букв люди совсем не чего не смогут, если бы люди не знали великий алфавит, то остановилось бы производство, люди не смогли бы общаться друг с другом. Алфавит должен знать любой человек, без алфавита человека даже нельзя назвать человеком.

Алфавит нужно знать для того, чтобы можно было хорошо общаться.Без букв люди совсем не чего не смогут.Если бы люди не знали великий алфавит, то остановилось бы производство, люди не смогли бы общаться друг с другом. Алфавит должен знать любой человек!Без алфавита человека даже нельзя назвать человеком.

ТО ЧТО ПОСЛЕ ВСТРЕЧИ С ВСАДНИКОМ АШИКУ ДАЕТСЯ ШАНС НА ИСПОЛНЕНИЕ ЛЮБОГО ОДНОГО ЖЕЛАНИЯ.

1)в данной поэме показное действие Екатерины можно рассматривать как измену одной целой армии всей России во время революции. что чем больше положительного отношения и "по жирнее кусок" то туда люди и ломятся, а не остаются при том что имеют и не борятся за лучшее и своё!
2)в данной поэме не изображены революционные действия потому что судьба героя отражает судьбу всей России во время предательства.

В комедии отрицательно изображается и поместное дворянство. Добчинский и Бобчинский – бездельники, переносчики городских вестей, сплетники, лгуны – ничем не отличаются от других чиновников. Хлестаковщина включает в себя все пороки властвующих кругов. Это повсеместное явление, порожденное укладом крепостнического общества. Такие, как Хлестаков, будут жить всегда.

Читайте также: