Образовательный музей педагогический школьный детский

Обновлено: 04.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Современный музей образовательного учреждения (школьный музей) является уникальной точкой преломления культуры и образования .

В сочетании школьный музей ключевым является слово музей . Как и любой другой, он обладает рядом характеристик и функций, присущих этому социальному институту. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет, хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания. Школьный музей обладает достаточным для реализации этих функций фондом музейных предметов, а также экспозиционно-выставочным пространством, на базе которых он главным образом и осуществляет свою деятельность.

Не являясь музейным учреждением в традиционном смысле, школьный музей, вместе с тем, имеет ряд признаков, как общих для музея, так и специфических для его школьного аналога.

Безусловно, основным признаком любого музея, в том числе и школьного, - наличие фонда подлинных материалов, представляющих собой первоисточники сведений об истории общества. Эти предметы и документы составляют основу музея.

Каждый музей предполагает наличие экспозиции. Экспозиционные материалы музея должны с достаточной полнотой и глубиной раскрывать содержание избранной темы. Материалы экспозиции выставляются в определенной системе - в соответствии с логикой разделов музея.

Музей истории школы № 1 был создан коллективным трудом, в результате совместной деятельности учителей, учеников и их родителей, выпускников, ветеранов Великой Отечественной войны. Профиль музея - историко – краеведческий. Одно из направлений музея – изучение отдаленных результатов деятельности школы. Наша школа имеет богатую и интересную историю и хотелось бы об этом рассказывать поколениям: как учили и учились раньше и теперь, какие они, учителя и выпускники прошлых лет? А в нашей школе есть о ком рассказывать. Интересны судьбы выпускников, учителей и директоров, ведь для многих нынешних учеников – это их бабушки, дедушки, папы и мамы. Часть педагогического коллектива – учителя – выпускники этой школы. Мы можем гордиться своими выпускниками: ветеранами ВОВ, тружениками тыла, государственными служащими, медалистами, спортсменами, призерами олимпиад, конкурсов…

Руководитель Музея истории школы с 1967 по 2010 год, заслуженный учитель РФ, ветеран труда, отличник народного образования, почётный гражданин города Салехарда,Колмакова Лидия Филипповна. На протяжении долгих лет неоценимый вклад в развитие музея вносила директор школы, а впоследствии ( с 2005 года) ученый секретарь музея, Морозова Синикамал Акрамовна.

В результате разнообразных форм поисковой работы в течение всего времени существования музея, в экспозициях музея имеются подлинные экспонаты. (Фонд экспонатов состоит из документов; личных вещей; фотографий, писем; воспоминаний героев экспозиций, подарков; спортивных кубков; печатных материалов, связанных с деятельностью педагогов и выпускников; альбомов; электронных носителей).

Музейный фонд школы формируется в соответствии с концепцией музея, комплектование коллекций проводится с учетом истории формирования собрания и той коррекцией, которую задает современный уровень музееведения в целом.

На сегодняшний день в школьном музее 305стендов, 160 альбомов , 199 именных папок, огромный фотоархив, видеозаписи о выпускниках школы, дипломы, награды, грамоты учащихся военных и послевоенных лет, картины и подарки выпускников школы.

Музей - гордость школы. Здесь проходят уроки Мужества, классные часы, встречи с ветеранами, выпускниками школы, интересными людьми, уроки литературы, истории.физики.

Наша школа стала хранилищем памяти о людях, учившихся в ней, так или иначе связанных с нею. Собранные материалы в школе со временем станут бесценным достоянием ушедшей эпохи.

В какой-то степени школа выполняет функции архива. Здесь уместно говорить о создании истории школы. И тут никто кроме учителей и учеников не составит ее полноценную летопись.

Программа авторская, так как в отсутствие типовой программы она составлена на региональном материале краеведения. Программа является комплексной, сочетающей в себе курсы краеведения, истории, музееведения. Программа интегрированная, так как включает сведения из географии, культурологии, этнографии, археологии. Программа рассчитана на 3 года, что составляет 204 часа.

Традиционными стали уроки Мужества, лекции, классные часы, круглые столы, уроки физики, математики , истории, тематические выставки, фестивали, конкурсы, соревнования по военно-прикладным видам спорта, праздники, которые проводятся с участием ветеранов Великой Отечественной войны, тружениками тыла.

Для реализации основных направлений и функций музея созданы следующие профильные функциональные группы:

поисково-собирательская группа (группа переписки) осуществляет комплектование музейного собрания

фондовая (группа музейного оборудования) обеспечивает учёт и хранение фондов

экспозиционно-выставочная (группа моделирования музейных предметов) отвечает за разработку и создание экспозиций музея

массово-просветительская проводит экскурсии, лекции, беседы, встречи с гостями музея, музейные праздники, организует публикации в СМИ.

Овладение основами музейного дела, знакомство со спецификой различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведческих изысканий оказывают определенное влияние на профессиональную ориентацию учащихся.

Музейные предметы попадают в музей различными путями: они могут быть найдены поисковыми отрядами, переданы дарителем.

Коллекция школьного музея - результат длительной, творческой работы учащихся и педагогов, которая используется для дальнейшей учебно-познавательной деятельности учащихся, для включения школьников в общественную работу.

На современном этапе одной из форм работы школьного музея является использование информационных технологий. Традиционные направления деятельности школьного музея - поисковая, фондовая, экскурсионно-лекторская, экспозиционная, пропагандистская – реализуются новыми средствами.

Это применение компьютерной техники для создания электронной базы данных фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации, формирования в фондах школьного музея электронной библиотеки, коллекции аудио- и видеозаписей, коллекции фотографий.

Одним из способов использования информационных ресурсов музея является формирование электронных каталогов. При их создании описания предметов отбираются из базы данных на основе выдвинутой идеи, необходимым образом группируются, сопровождаются статьями, то есть происходит интерпретация информации.

Создаются электронные экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного пространства. Применяется офисная и компьютерная техники для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов, создаются презентации для использования в учебной деятельности и демонстрации их в рамках школьных мероприятий.

Музей школы представляет фонды в таком объеме, чтобы электронные материалы музея можно было использовать в учебной или воспитательной работе. Публикация на сайте воспоминаний очевидцев событий, уникальных текстовых, фотодокументов, аудио- и видеозаписей позволяет с максимальной полнотой продемонстрировать все многообразие хранимых в экспозиции и в запасниках музея материалов.

Создание единого электронного фонда материалов школьного музея позволяет решать проблемы наполнения ресурсной базы информационного образовательного пространства школы, города.

Информационные технологии привлекают учеников в музей, вызывают интерес к разнообразным областям знаний, к изучению истории своей страны, воспитывают у учащихся чувство уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков.

На решение этих вопросов направлена сложившаяся в нашей школе система воспитательной работы с учащимися, задачами которой являются:

-развитие и воспитание гражданина России;

-возрождение и воссоздание духовности в школе, предоставление возможности детям глубже почувствовать свои национальные корни;

-знакомство с традициями и обрядами русского народа и вовлечение детей в организацию праздников и досуга.

Более двадцати лет назад в нашей школе начали создавать экспозицию предметов народного быта Нижегородского края. Сейчас эта экспозиция переросла в музей, где сделан макет части интерьера крестьянской избы с русской печкой, размещены сундуки, прялки, предметы быта, народная одежда. Все краеведческие материалы обработаны, систематизированы и соответственно оформлены. Они составили следующие разделы:

-интерьер русской избы

-вышивка, ткачество, кружевоплетение

-предметы труда и быта.

Музей получил свидетельство о регистрации.

Музей играет значительную роль в воспитательной работе школы. Это не застывшая экспозиция предметов народного быта, у музея есть своя душа, согретая заботой детей и взрослых. Ремонт помещения, розыск экспонатов, оформление экспозиций, подготовка к праздникам – это общее коллективное дело, которое объединило школьников, их родителей и педагогов.

Работа школьного музея возглавляется Советом, который руководит разнообразной деятельностью краеведов, связанной с пополнением музейного фонда новыми экспонатами, изучением имеющихся краеведческих материалов, подготовкой новых тематических экспозиций.

На базе музея проводятся уроки, семинары для учителей, мастер-классы, экскурсии, народные праздники, посиделки, конкурсы, ведется научно-исследовательская работа. Наш музей работает в тесной связи с городским краеведческим музеем и Дворцом детского творчества, осуществляющим координацию деятельности по развитию и организации работы школьных музеев города.

Экспозиция музея воссоздает обстановку старинной русской избы. Некоторые из предметов музея датируются концом XIX начала XX века.

Все здесь как в старину: печка, ухваты, керосиновые лампы, чугунки, глиняная и деревянная утварь, плетеные лапти, туеса. Здесь гости узнают о назначении предметов домашнего обихода, которые уже стали историей.

Экскурсоводы, одетые в старинные наряды, рассказывают о русских традициях, обрядах и давно забытых бытовых укладах, показывают, как наши предки пользовались бытовыми вещами, и каждый желающий может попробовать это сделать своими руками. Б ыт в старину был тяжел. Это видно детям по рубелю для стирки белья, по прялке, по коромыслу. Но тем острее осознается мудрая любовь человека к красоте, благодаря которой затейливо украшались и эти предметы, и многие другие - скатерти, рушники, посуда, половики.

Наш музей – не музей в обычном понимании этого слова, когда все экспонаты располагаются под стеклом, здесь можно все потрогать, поиграть, даже нарядиться в костюмы. Только прикасаясь к подлинным предметам старины, ребенок почувствует свою неразрывную связь с историей. Только предметы, сделанные руками его далеких предков, донесут до сознания ребенка представление о жизни людей в далеком прошлом.

А, наверное, каждый по себе знает, что прикосновение к старой настоящей вещи затрагивает такие струны души, которые молчат при рассматривании иллюстраций или современных копий. Это тем более важно для впечатлительной детской души, для которой при этом "знания" об исторических предметах превращаются в "личную причастность к истории народа". Невозможно на вербальном уровне объяснить детям значение давно вышедших из употребления слов. Таких, например, как туесок, короб, кочерга, коромысло, рубель и других. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе игры-занятия, эти предметы становятся узнаваемыми.

Школьный музей – это творческая среда, в которой общаются дети, родители, учителя. Традиция музея – проводить отчетные выставки творческих работ обучающихся. Подобные творческие мероприятия несут высокий, эмоциональный, положительный заряд для учителей, детей и их родителей. В этом случае музей превращается в выставочный зал, в котором авторами представленных рисунков, поделок являются юные художники. Дети и их родители обсуждают творческие работы, общаются друг с другом, происходит формирование семейных ценностей средствами изобразительного искусства.

Ежегодно кружковцы становятся победителями городских и областных конкурсов. Дети гордятся тем, что в музее остаются предметы, сделанные их руками на занятиях кружка: крестьянские традиционные куклы, глиняные игрушки, народные росписи. Так ребята понимают, что прошлое, настоящее и будущее неразрывны, мы – часть единого древа жизни.

Воспитывая любовь к родному краю, давая проявить себя в творчестве, мы оберегаем ребенка. Поднимаем своего рода иммунитет к таким социальным болезням, как лень, равнодушие. Самые яркие детские впечатления остаются на всю жизнь. Очень хотелось бы, чтобы знания о родной культуре дети пронесли через всю жизнь.

Прошлое имеет большую власть над человеком. Оно заставляет нас остановиться хотя бы на мгновение в нашей быстротечной жизни, задуматься над предметом старины, подивиться мастерству человека, восхититься его талантом и трудолюбием. Самая большая ценность – это ценность доброты. Если мы научим ребенка понимать искусство, он станет нравственно лучше, а, следовательно, счастливее.

Приглашаем всех желающих в наш музей! Вы окунетесь в атмосферу тех далеких лет, почувствуете причастность к культуре своего народа, получите массу впечатлений и положительных эмоций.

Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности музея, являются:

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность музея в образовательной организации.

Задачи музейной педагогики :

Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;

Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;

Развитие творческих и организаторских способностей, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;

Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;

Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.

Расширить представления педагогов о мини-музеях в ДОУ как форме организации развивающей предметно-пространственной среды;

Познакомить педагогов с основными принципами, этапами создания мини-музея.

Как передать культурное наследие наших предков сегодняшним поколениям?

В этом нам могут помочь музейные занятия.

Для формирования у воспитанников ДОУ нравственных качеств патриота, гражданина одних занятий явно недостаточно. Пришли дети с другим миропониманием, с другим мироощущением. Они не понимают многих слов, привычных для нашего поколения – веретено, коромысло, сундук и т. д.

Как объяснить им то, что мне кажется естественным и простым? Как не дать прерваться памяти поколений?

Необходимость обновления методов и форм образовательного процесса привела к активному внедрению средств музейной педагогики в дошкольное образование. На мой взгляд, именно музейная педагогика помогает решать многие проблемы в воспитании и обучении детей.

Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

Мне представляется самой главной задачей музейной педагогики – сохранение памяти и традиций наших предков. Сегодня мне хочется заострить ваше внимание лишь на одной из составляющих технологии музейной педагогики – формах работы.

Существуют разные классификации форм музейной деятельности.

1) формы, производные от образовательно-воспитательной функции музея (лекция, консультация, музейное занятие);

2) формы, производные от рекреационной функции музея (экскурсия, спектакль, концерт, бал, мастер-класс, виртуальный музей).

Как вы считаете, какие из представленных форм работы являются традиционными, а какие нетрадиционными?

Традиционная форма занятий в музее — экскурсия, в настоящее время заменяется и комбинируется с нетрадиционной, проводятся интерактивные занятия, используются современные технологии (автогид, аудиогид). Музейные занятия можно приравнивать по значению с занятием по ознакомлению с окружающим миром, при условии содержания соответствующего тематике материала.

К нетрадиционным моделям проведения занятий, которые могут применяться и в музейной педагогике, относятся:

- интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;

- занятия в форме соревнований и игр, конкурсов, турниров, эстафет, викторин;

- занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, репортаж;

- занятия с использованием фантазии: занятие-сказка, занятие -сюрприз;

Особенно эффективна в музейной педагогике технология коллективных творческих дел, а именно создание музейных экспозиций.

Музей – это научно- просветительское учреждение, осуществляющее комплектование, хранение и изучение памятников естественной истории, материальной и духовной культуры – первоисточников знаний о развитии природы и человеческого общества.

- Мини-музей – это познавательный центр, тематический уголок, зона удивления, любования, в шаговой доступности;

- Мини-музей – уголок для опытно-исследовательской деятельности, уголок самостоятельной деятельности, уединения.

- Мини-музей – как центр при проведении тематического вечера, праздничного мероприятия

Мини-музей в ДОУ – это особый вид детского музея, это своего рода проектная деятельность. Одна из основоположников отечественного дошкольного образования XX века Е. И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку. Давайте перечислим, какие основные преимущества, на ваш взгляд, существуют при создании мини-музеев в ДОУ?

Особенность мини – музея :

• В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно!

• Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать.

• В обычном музее ребёнок – лишь пассивный созерцатель, а здесь он – соавтор творец экспозиции. Причём не только он сам, но и его родители.

• Каждый мини – музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.

Основа мини-музея состоит в необходимости интересно и необычно рассказать о том или ином явлении, предмете, чтобы у посетителей мини-музея появился интерес, желание узнать, откуда это берется.

Порядок размещения экспонатов имеет некоторые правила:

• крупные изображения и связующие тексты помещаются в верхней части экспозиционного пояса, а иногда и над ним;

• мелкие предметы, изображения и документы, требующие детального рассмотрения, помещаются на уровне глаз;

• наиболее важные по содержанию экспонаты должны занять лучшую экспозиционную площадь, что бы можно было их увидеть в первую очередь;

• не связывая себя необходимостью располагать экспонаты по всей стене (стенде, щите, тем не менее их надо размещать в определённой системе, которая позволяла бы воспринимать сгруппированные экспонаты в единстве.

Как сделать так, чтобы музей не только "хранил и показывал", но и обеспечивал активную деятельность воспитанников в процессе приобщения к культуре своего народа?

Ответ очевиден – привлечь детей и их родителей к поиску экспонатов, проведению экскурсий, сбору материала, а также к созданию экспозиций.

ПЛАН РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МИНИ-МУЗЕЯ

1. Подготовительный этап:

• Определение темы и название музея

• Выбор места для размещения

• Выбор инициативной группы

2. Практический этап:

• Вспомогательный фонд музея

• Основной фонд музея

• Перспективный план свободной деятельности в музее ( например: цветов на год).

3. Презентационный этап:

• Заседание инициативной группы.

• Участие в конкурсе мини-музеев.

Мини- музей требует огромных сил, поэтому привлекайте детей, родителей, жителей города, села к работе музея и не забывайте свое прошлое.

Феномен мини-музея в детском саду состоит том, что его образовательно-воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в осуществлении различных направлений музейной деятельности : поисковой, исследовательской, просветительной… "

Музей – это храм Прошлого, отражение Настоящего, окно в Будущее.

Покидая музей, мы выходим из него богаче, чем были, когда входили в его двери.

Хорошо, что в есть музеи.

Значит, нить времён не прервалась.

Значит, вместе все-таки сумеем

С прошлым удержать незримо связь.

Ты в музей пришёл не просто гостем,

Память сердца здесь ты оживи.

Может, станет хоть немного проще

Нам понять сегодняшние дни.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Казачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества. Картотека казачьих народных игр

Казачьи игры как средство приобщения к наследию донского казачества. Картотека казачьих народных игр Казачьи игры обладают не только многовековой историей казачества, но и позитивным воздействием на физическое и духовное развитие дошкольников.

Музейная педагогика как современная педагогическая технология

Музейная педагогика как современная педагогическая технология В настоящее время проблема патриотического воспитания актуальна и требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания.

Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая

Музейная педагогика в ДОУ. Оформление стенда к 9 мая Музейная педагогика в ДОУ В 2020 году наша страна отмечает 75-летие Великой Победы над фашизмом. Подготовка к этой памятной и дорогой сердцу.

Лекция 3. Интеграция музея в воспитательный компонент образования

Слайд 1. Интеграция деятельности музея в образовательно-воспитательный процесс в соответствии с программой воспитания образовательной организации.

Слайд 2. Основные вопросы лекции:

1. Содержательные компоненты музейной педагогики. Основные направления деятельности музея образовательной организации.

2. Методы, формы, приемы и средства организации воспитательной деятельности.

3. Технологии проведения экскурсий, организации выставок.

4. Критерии эффективности деятельности музея образовательной организации.

Как часть социокультурного пространства, образовательная среда музея, объединяя элементы образовательных систем, образовательный материал и субъектов образовательного процесса, является средством формирования культурного опыта каждой личности.

Рассмотрим выделенные содержательные компоненты более подробно.

Понимание образовательной среды музея связано со становлением музейной образовательной деятельности и музейной педагогики, с их базовой установкой на развитие музейными средствами эмоциональной, познавательной и мотивационной сфер. Существующая взаимосвязь между исторически сложившимся пониманием образовательной деятельности музея и современным осмыслением значения музейной образовательной среды, позволяет сделать вывод о том, что эта специфическая среда, имеющая длительный опыт образовательной деятельности, являет особой частью социально-культурной среды. Образовательная среда музея, имея в своей основе в преобладающем большинстве случаев информационные принципы работы с посетителями, расширяет представление людей о картине мира и направлена на передачу узкоспециальных знаний. В музейной среде есть возможность не только испытать эмоциональный подъем, очищение, но и прикоснуться к прошлым эпохам, а также почувствовать свое место в истории, чего не могут дать другие образовательные институты (А. Робер).


Рис. 1. Содержательные компоненты музейной педагогики

Образовательная среда музея позволяет выстраивать многоуровневое взаимодействие взрослого и детей в пространстве современного искусства в форме диалога ребенка с самим собой: как автора и зрителя (Я – Я другой), ребенка – зрителя с автором художественного произведения (Я – Автор), ребенка – зрителя с иной культурой (Я – Культура) и разных культур между собой (Культура – Культура).

Выдающийся педагог начала XX века А.В. Бакушинский, рассматривая образовательную деятельность художественного музея как педагогический процесс, подчеркивал, что значительная роль в этом принадлежит педагогам, пред которыми стоят обязательные условия:

знать историко-искусствоведческий контекст произведения;

уметь самому переживать произведения искусства;

учитывать психологические особенности группы.

Музейному педагогу, как профессионалу, должны быть присущи следующие качества:

1) знание коллекций;

2) умение организовывать образовательный процесс;

3) хорошая ориентировка в экспозициях для оптимального выбора маршрута движения детей по музею;

4) способность легко варьировать и приспосабливать музейные программы к конкретной аудитории;

5) умение задавать вопросы и выслушивать ответы;

6) умение свободно общаться с аудиторией;

7) обладать знаниями в области возрастной физиологии, психологии и педагогики.

Приведите пример фрагмента экскурсии для разных уровней с использованием конкретного музейного предмета.

При реализации любых программ в музее необходимо обеспечить несколько уровней взаимосвязи, представленных на рис. 2.


Рис. 2. Уровни взаимосвязи музейного педагога и ребенка в образовательном пространстве музея

Осуществляя познавательную деятельность в образовательном пространстве музея, музейный педагог должен выбрать методику, способствующую наиболее точной интерпретации новых музейных понятий. В образовательном пространстве музейная педагогика использует различные обучающие методики, опираясь на данные возрастной психологии, физиологии и педагогики.

Основные функции и формы деятельности МУЗЕЯ отражены в ПОЛОЖЕНИ И О МУЗЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ .

3.1. Интеграция деятельности МУЗЕЯ в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения.

3.2. Осуществление музейными средствами учебно-воспитательных задач на основе музейных коллекций.

3.3. Сохранение историко-культурного и природного наследия как национального достояния.

Школьный музей является своеобразной платформой, объединяющей культурную и познавательную составляющие образовательного процесса. В школьном музее можно изучать учебные дисциплины, реализовывать программы внеурочной деятельности и дополнительного образования, организовывать исследовательскую деятельность.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации" (ред. от 17 февраля 2021 г.) определены основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (статья 3). Одним из принципов является воспитание гражданственности, патриотизма, ответственности, трудолюбия и свободного развития личности. Одной из самых актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования полноценной, здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические, духовные ценности. Обращение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в культурно-историческое пространство, что создает почву для осознания им себя как субъекта культуры. Особая роль в этом принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В настоящее время наше общество начинает все яснее сознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие национальной культуры. Сегодня как никогда важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами своей собственной культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками.

В центре примерной программы воспитания в соответствии с ФГОС общего образования находится личностное развитие обучающихся, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности.

Примерная программа воспитания – это не перечень обязательных для школы мероприятий, а описание системы возможных форм и способов работы с детьми.

На основе примерной программы воспитания образовательные организации разрабатывают свои рабочие программы воспитания. Примерную программу необходимо воспринимать как конструктор для создания рабочей программы воспитания. Он позволяет каждой образовательной организации, взяв за основу содержание основных ее разделов, корректировать их там, где это необходимо: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которая школа будет осуществлять в сфере воспитания.

Выделение в общей цели воспитания целевых приоритетов, связанных с возрастными особенностями воспитанников, не означает игнорирование других составляющих общей цели воспитания. Приоритет — это то, чему педагогам, работающим со школьниками конкретной возрастной категории, предстоит уделять большее, но не единственное внимание.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом деятельность музея может способствовать достижению следующих образовательных результатов:

− сформированность российской гражданской идентичности, любви к Отечеству и чувства гордости за свой край;

− готовность и способность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

− сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

− сформированность мотивации школьников к целенаправленной

− сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в разных видах деятельности.

Метапредметных:

− умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая второстепенные и приоритетные задачи;

− умение самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать свою деятельность;

− умение использовать различные ресурсы для достижения целей;

− умение устанавливать контакты с представителями социума;

− овладение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;

− способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач.

− приобретение опыта предметной деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках различных направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

Приведенные виды и формы деятельности носят примерный характер. Если школа в организации процесса воспитания использует потенциал экскурсий, походов и экспедиций, то в данном модуле Программы ее разработчикам необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в работе именно их школы. При этом в их реализации педагогам важно ориентироваться на целевые приоритеты, связанные с возрастными особенностями их воспитанников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:

- качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов;

- качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;

- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;

- качеством существующего в школе ученического самоуправления;

- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений;

- качеством проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;

- качеством профориентационной работы школы;

- качеством работы школьных медиа;

- качеством организации предметно-эстетической среды школы;

- качеством взаимодействия школы и семей школьников.

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.

Музейная деятельность детей должна быть интегрирована в учебновоспитательный процесс. Через разные формы музей связан с преподаванием конкретных учебных дисциплин, организацией внеурочной деятельности и дополнительным образованием. Благодаря интеграции ресурсов музея в учебно-воспитательный процесс формируется единое образовательное пространство, способствующее воспитанию гражданской позиции личности и патриотических качеств у школьников, расширению кругозора, развитию познавательных интересов и способностей, овладению учебно-практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности; повышается эффективность достижения образовательных результатов.

Можно выделить следующие взаимосвязанные направления совместной деятельности взрослых и детей: поисковое, исследовательское, оформительское, методическое, информационно-презентационное, проектное. Каждое из направлений предполагает определенные виды деятельности обучающихся.


Формы работы с музейной аудиторией – это способы реализации культурнообразовательной деятельности музея. Все они обладают как устойчивостью, так и подвижностью. К базовым формам относятся экскурсия, лекция, консультация; в современной музейной практике активно используются также научные чтения (конференции, сессии, заседания), клубная работа (кружок, студия), конкурсы (олимпиада, викторина), концерты (литературный вечер, театрализованное представление), музейный праздник, историческая игра. Их синтез и соединение с формами, заимствованными из других практик, становятся основой для появления новых форм (экскурсия-урок, театрализованная экскурсия, арт-терапевтическое занятие), что стимулирует расширение музейной аудитории и интеграцию музея в местное сообщество.

Проведите ранжирование данных форм в порядке уменьшения популярности использования.

Ведущая форма культурно-образовательной деятельности музея – экскурсия.

Порядок этапов для подготовки экскурсии.

1) определение цели и задач экскурсии;

2) выбор темы;

3) отбор и составление списка литературы;

4) определение источников экскурсионного материала;

5) отбор и изучение экскурсионных объектов;

6) составление маршрута экскурсии;

7) предварительный объезд или обход маршрута;

8) подготовка контрольного текста экскурсии;

10) определение методических приемов проведения экскурсии;

11) определение техники ведения экскурсии;

12) составление методической разработки;

13) составление индивидуального текста экскурсии;

14) прием (сдача ) экскурсии; 15) утверждение экскурсии.

Слайд 11. Чек-лист к открытию музея.

ü Разработать рекламную продукцию ( буклеты , путеводители , объявления, листовки, памятки, закладки и т.п.) и организовать рекламную кампанию музея в местной печати, телевидении.

ü Написать сценарий проведения экскурсии и провести официальное открытие музея.

Источники информации

• Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание: Опыт исследований на материале пространственных искусств / А.В. Бакушинский. – М.: Культура и просвещение, 1992. – 66 с.

• Развитие музейного пространства с учетом целей воспитания ( ссылка на видеолекцию )

• Актуальная информация о примерной программе воспитания

• Содержани е, виды и формы деятельности в соответствии с Программой воспитания

• 0 Примерная программа воспитания и социализации обучающихся на

ступени основного общего образования D (презентация)

• 9 Музейная педагогика в культурно - образовательной и практической D деятельности личности

Читайте также: