Для чего нужны музыкальные инструменты в доу

Обновлено: 05.07.2024




ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ДОУ, ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Введение.

Музыка - одно из самых сильных и ярких средств воспитания детей. Приобщением к ней вводим ребенка в мир волнующих, радостных переживаний.

Роль музыкального воспитания детей дошкольного возраста очень важная, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать, как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкальноритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.

Знакомство с детскими музыкальными инструментами и умение играть на них не только повышает интерес дошкольников к музыкальным занятиям.И способствует развитию певческих навыков, музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет кругозор, развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. С помощью игры на музыкальных инструментах можно развить музыкальную способность - умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает

умственные операции: сравнение, анализ сопоставление, запоминание - и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.


Многие озвученные игрушки появились еще в далеком прошлом. Об этом свидетельствуют экспонаты Музея игрушек в Загорске. Наиболее древние игрушки относятся к 1-2 векам. Это погремушки и трещотки из дерева, просверленных костей, более поздние - из металла. В древнерусских городах при раскопках найдено немало глиняных свистулек, ярких, с рисунками, деревянные рожки, дудки, жужжалы, гусельки. Звучание этих игрушек было не очень определенным по высоте и тембру, но и они развлекали ребенка, развивали его музыкальные способности. Часть игрушек вошла в обиход дошкольных учреждений. Свистульки, разнообразные дудочки (типа мирлитона), гармошки не утратили своего значения в современных условиях.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-годы стал музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд - металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах.

Чтобы развивать музыкальную память ребенка, можно рекомендовать родителям приобрести отдельные произведения (не только вокальной, но и инструментальной музыки) и слушать вместе с детьми дома.

Детские музыкальные игрушки и инструменты можно сгруппировать в зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания.

СТРУННЫЕ -цитры, домры балалайки и другие народные инструменты, у которых звук возникает, когда ребенок касается струны пальцами, щипками или медиатором.

ДУХОВЫЕ - свирели, флейты саксафоны, кларнеты, триолы - их звук возникает от воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого ребенком в трубки.

КЛАВИШНО-ЯЗЫЧКОВЫЕ - баяны, аккордеоны, гармоники- издающие звук в результате нажатия клавишей, которые доставляют воздух к язычкам.

УДАРНО-КЛАВИШНЫЕ -металлофоны, ксилофоны - их звук возникает от удара молоточкам о клавишу инструмента.

УДАРНЫЕ - бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны - звук у них возникает от удара рукой или палочками.

Дети должны знать названия инструментов, которыми они пользуются, характер звучания инструментов (у цитры звуки мягкие, нежные, у металлофона - звенящие, у тарелок - громкие, звонкие, у барабана - гремящие), приемы игры на них, расположение высоких и низких звуков на различных инструментах, названия нот до, ре, ми, фа, соль, ля. си - и обозначение их на пластинках металлофона.

Дети должны овладеть простейшими приемами игры на разных инструментах (мягкое движение кисти при пользовании молоточком - в игре на металлофоне, ксилофоне, правильное расходование дыхания при игре на свиреле). Приглушать звучание тарелок, треугольников, правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы.

Играть в оркестре, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. Играть индивидуально простейшие песенки, импровизировать ритмические и мелодические попевки.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку - основа музыкальности.

В музыкально-дидактических играх роль инструментов возрастает. Детям предлагаю различать звуки по их высоте, длительности, тембру, динамике. Звуковысотный слух - использование Валдайских колокольчиков, музыкальная лесенка.

При игре на цитрах медиатор зажат между большим и указательным пальцами. Звук извлекается легким, упругим движением. Надо стремиться не задевать лишних струн.

Кастаньеты звучат очень громко, и если дети должны выполнить ритмический рисунок, то можно взять кастаньеты в правую руку и слегка ударить по ладони левой. Тогда звук сразу приглушается и ритмический рисунок хорошо слышен. При игре на треугольниках надо ударять палочкой посередине горизонтальной линии. Звук также должен быть легким и упругим, если треугольник звучит излишне долго, надо придержать его рукой, тогда звук сразу прекращается. Бубен издает различные звуки в зависимости от того, ударяют в него пальцами, или мягкой частью ладони, или одним большим пальцем. Если менять место удара, то можно достигнуть интересного чередования звуков.

Дети могут самостоятельно называть друг друга, придумывая определенный ритм, затем они выкладывают на фланелеграфе этот же ритм, используя карточки:

Этот ритмический рисунок они потом исполняют на металлофоне или на ударных инструментах, предлагаю детям позвать друг друга, но по-разному: ласково, обычным именем. Дальнейшее обучение идет в следующей последовательности. Дети осваивают игру на одном инструменте, потом на другом, третьем. Осваивают навыки исполнения ритмических рисунков,

отрезки звукорядов и более широкие интервалов. Далее дети играют в оркестре, используя разные инструменты. Разучиваю с ними пьесы, песни, попевки. Чем сложнее пьеса, фортепианная обработка песни, тем более неторопливым должен быть процесс разучивания ее. Надо дать детям возможность почувствовать настроение музыки, прислушаться к ее выразительным и изобразительным средствам.

В средней группе впервые начинаю обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры. Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху. Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется индивидуальная постоянная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты - нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.

Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым. в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений О позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта, слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте).

Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов.

Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяю моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом та, а более короткие восьмые - слогом ти. Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.

В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.

Обучая игре на музыкальных инструментах, учитываю индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах - струнных, духовых, клавишно-язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкапьных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой.

Программа воспитания в детском саду в ср. гр. предусматривает обучение детей игре на металлофоне простейших мелодий, построенных на 1-2 звуках. На первых занятиях следует рассмотреть с детьми инструмент.

занятие. Это - металлофон. Музыкальный инструмент, состояний из металлических пластинок, (показать их). Молоточек - извлекает звуки. Познакомить с расположением высоких и низких звуков на инструменте. Пропеть на слоги "ля", "динь" высокие и низкие звуки, играя на металлофоне.

занятие. Дети должны научиться обращаться с молоточком /вначале без металлофона/. Предварительно полезно провести игру - упр-я для кисти руки /потряхивание кистями, круговые движения кулачком в разные стороны. Затем объяснить, как держать молоточек: за кончик палочки, очень легко, между первым и вторым пальцами правой руки. Лежать молоточек должен на середине второго пальца, а большой палец придерживает сверху. Чтобы получился красивый, звук, молоточек должен коснувшись пластинки, быстро от нее отскочить. Если нужен долгий звук, то молоточек надо задержать на пластинке. Удар должен приходиться на середину пластинки и бить легким, кисть свободная.

Дети определяют, кто на каком инструменте играет /соотв. ср. грв/ За ширмой стоят те же инструменты. Муз. рук.ль. или кто-либо из детей играет на любом из них, а остальные отгадывают. Кто отгадал, находит картинку и выкладывает ее.

занятие. I/. "Тучка" на фланелеграфе. Набежала тучка, дождь пошел: Капельки дождя сначала редко капают, /поют -"кап-кап-кап/, потом чаще, чаще звенят, дождь усиливается: /поют "кап-кап-кап"/

Прослушайте мелодию /спеть/, а вы будете отвечать, как эхо. а/ пропеть вместе со мной, б/ я проиграю, а вы прохлопаете

1/ Дети! послушайте, какую я придумала песенку про молоточек: "Молоточек позвони, всех ребят повесели"

Цель игры: узнать по ритмическому рисунку, исполненному выстукиванием деревянными кубиками, как позвала - обычным именем или ласковым.

Спросить индивидуально. Проиграть на металлофоне созвучно с ф-но. От ритмического рисунка к речитативу переход, к коротким попевкам.

полугодие Знакомство с 3 ступенькой лесенки: вверх - вниз двигают игрушки. Знакомство с металлофоном, на одном звуке. В конце ср.гр. играть в пределах терции.

Б/ "Бубен или погремушка?" - Послушать, как они звенят узнать, на чем играю. Под погремушку прыгать, под бубен шагать. Предложить поиграть на бубне и погремушке.

2/ "Петрушка спрятал наши игрушки - спрятать за ширму муз, игрушки/барабан, бубен, звоночки, погремушки. Петрушка за ширмой играет. Дети узнают, узнавшему дают угаданную игрушку. Сыграть всем плясовую, Петрушка пляшет.

3/ Игра "Два колокольчика" - Учить детей различать высокий и низкий нефиксированный звук с большим диапазоном. Показать каждый из колокольчиков. Обратить внимание, как звенит колокольчик. Детям узнать, какой звенит колокольчик / у козы - большой, у козленка маленький/

7/ Кто в этом, домике живет? - разнообразные игрушки животных и птиц с детками 2/Учить различать ритм шага и бега:

Б/ "Бубен или погремушка?" - Послушать, как они звенят узнать, на чем играю. Под погремушку прыгать, под бубен шагать. Предложить поиграть на бубне и погремушке.

2/ "Петрушка спрятал наши игрушки - спрятать за ширму муз, игрушки/барабан, бубен, звоночки, погремушки. Петрушка за ширмой играет. Дети узнают, узнавшему дают угаданную игрушку. Сыграть всем плясовую, Петрушка пляшет.

3/ Игра "Два колокольчика" - Учить детей различать высокий и низкий нефиксированный звук с большим диапазоном. Показать каждый из колокольчиков. Обратить внимание, как звенит колокольчик. Детям узнать, какой звенит колокольчик / у козы - большой, у козленка маленький/

квартал. Знакомство с трехступечатой лесенкой дети определяют движение вверх, вниз, двигают различные игрушки по лестнице, поют, знакомство с металлофоном.

"Молоточек позвони" - всех ребят повесели - игра детей на одной нотке; Сначала дать детям послушать песню, затем пометить бумажкой игру Ла одном звуке.

"Веселые музыканты" - закрепить названия муз. инструментов и умение определять их на слух и звучание.

"МУЗЫКАЛЬНОЕ ЭХО"- звуковысотность повторить ритмический рисунок за муз, рук. хлопками, притопом, двумя пальцами по ладони "поезд" - чередование, ударов ноги то носком то каблуком. Закрепляя игрой на металлофоне.

"Лесные гости" - учить производить простейший ритм. Пособия: от 2 до 10 карточек, на каждой изображен медведь, лиса, заяц от 6 до 30 кружков.

Ход игры. До игры познакомить с ритмами характерными каждому зверю, как ходит медведь и т.д. Участники от 2 ДО 10. Каждому по 1 карточке.

Муз. рук-ль: Из леса к нам спешат гости, а кто спешит послушайте и узнайте, слушают все, отвечают очереди. Задача не только узнать гостя, но и простучать и проиграть на металлофоне, как ходит зверь.

Правильно ответивший ребенок берет любой цветной кружок и закрывает к картинку, кто скорее закроет, тот и выигрывает.

Инструментальное творчество детей, как правило, проявляется в импровизациях, т.е. сочинении во время игры на инструменте, непосредственном, сиюминутном выражении впечатлений. Оно так же возникает на основе имеющегося у детей жизненного и музыкального опыта. Одно из условий обеспечивающих успешное инструментальное творчество — владение элементарными навыками игры на музыкальных инструментах, различными способами звукоизвлечения, которые позволяют передать простейшие музыкальные образы (цокот копыт, волшебные падающие снежинки). Важно, чтобы дети понимали, что создавая какой либо образ, необходимо выразить настроение, характер музыки. В зависимости от характера образа, который предстоит передать, дети выбирают определенные выразительные средства, это помогает детям глубже прочувствовать и осознать особенности выразительного языка музыки, побуждает к самостоятельным импровизациям.

Необходимо с раннего возраста создать условия для развития основ музыкальной культуры детей. Одни дети способны достичь высокого уровня музыкального развития, другие, возможно, более скромного. Важно, чтобы с раннего детства дети учились относиться к музыке не только как к средству увеселения, но и как к важному явлению духовной культуре. Пусть это понимание будет примитивным, но оно значимо для личности.

Только развивая потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы детей (музыкально-эстетическое сознание), можно приобщить их к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для последующего овладения человеком музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной деятельности будет развито музыкально - эстетическое сознание детей, это не пройдет бесследно для их последующего развития, духовного становления.

Приобретая в процессе музыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Важно, чтобы в процессе музыкального воспитания приобретение знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способствовало развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Общество заинтересовано сохранить и передать будущим поколениям духовные ценности, в том числе музыкальную культуру. Дети должны развиваться через познания культурного наследия, воспитываться так, чтобы быть способными его приумножать.

Решение задач музыкального воспитания детей зависит от педагогического мастерства, условий, методов воспитания, внимания, как родителей, так и воспитателей.

Музыка необходима малышам не только для формирования его эмоционального воспитания, но и для развития слухового аппарата и творческого мышления.

Музыка, и в частности музыкальные игрушки, позволяют детям учиться чувствовать разницу между тембром, высотой звука, его тональностью и т. д. Родители могут вместе со своим чадом слушать классические музыкальные произведения, танцевать зажигательные танцы или даже устроить настоящий концерт с помощью детских инструментов.

Музыкальные инструменты для детей с самого юного возраста позволяют формировать их слуховой аппарат, тренировать двигательные навыки и даже развивать образное мышление. Действительно, как это ни странно, но развитие мозга ребенка нераздельно связано с музыкой и ее восприятием, ведь именно чувство ритма и формируют музыкальные инструменты.

У маленьких детей, как правило, внимание неустойчивое, поэтому он любит заниматься только тем, что ему особенно интересно. Поэтому на занятиях музыке многие преподаватели совмещают разные принципы обучения, добавляя в учебный процесс музыкальные игры, танцы под зажигательные композиции и т. д. Кроме того, постоянное привлечение музыкального игрового материала позволяет делать занятия более эффективными, ведь дети намного лучше учатся играя, да и информация так запоминается гораздо быстрее.

Детские музыкальные инструменты внешне похожи на настоящие и бывают:

со звуком неопределенной высоты: погремушки, маракасы (облегченные, бубны, барабаны, тарелки (детские, треугольники, румба, кастаньеты, трещотки.

построенные на одном звуке: свирели, дудки, рожки, мирлитон.

с диатоническим и хроматическим звукорядом.

Для детского музыкального творчества и игры можно использовать детские ударные инструменты, русские народные ударные инструменты, струнные инструменты, духовые и клавишные инструменты, музыкальные инструменты-самоделки, музыкальную игрушку.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними

Техническая лёгкость игры на детских музыкальных инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации. Таким образом, эти инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании.

Вовлекая детей в музицирование, мы обогащаем их жизнь музыкой, прививаем им желание и умение это делать, учим выразительно пользоваться звуками. Это нужно, чтобы человек знал: музыка – чудесный источник положительных эмоций, который есть в нё м самом: пой, играй, насвистывай, двигайся под музыку и делай это так, как ты можешь и хочешь. Развивая творческие способности детей, можно предложить с помощью музыкальных инструментов озвучить сказку, театральную постановку, чтобы выход каждого героя сопровождался игрой оркестра. Для этого хорошо посоветоваться с детьми, сочинить, придумать вместе с ними соответствующие инструменты для персонажей сказки.

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической и другой музыкой.

Музицирование весьма эффективно влияет на развитие ребёнка и в других видах музыкальной деятельности. У них улучшается качество пения (поют чище и выразительнее, музыкально – ритмических движений (чётче воспроизводят ритм). Для многих игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, отношений между детьми

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Работа с оркестром формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться успехам, у них появляется чувство ответственности, дисциплинированности. Участие в оркестре развивает организованность, сплочённость, взаимопонимание. Игра на детских музыкальных инструментах – очень разносторонняя форма музыкальной деятельности. Это и самостоятельное индивидуальное музицирование в часы игр, и коллективный оркестр, выступающий со своими номерами перед сотрудниками и родителями на праздниках и концертах.

Идея использовать для обучения самодельные шумовые инструменты проста и мудра : детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки

Таким образом, игра на инструментах — интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность.

Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов

Мастер-класс по изготовлению музыкальных инструментов .

Роль кукольного театра в жизни дошкольника

Роль кукольного театра в жизни дошкольника Театр – волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей.

Роль театра в жизни дошкольника

Роль театра в жизни дошкольника Роль театра в жизни дошкольника Эмоции, или чувства, играют важную роль в жизни детей. Положительные эмоции — удовольствие, радость,.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Музыка - одно из самых сильных и ярких средств воспитания детей. Приобщением к ней вводим ребенка в мир волнующих, радостных переживаний.

Роль музыкального воспитания детей дошкольного возраста очень важная, ведь в эти годы закладывается основа, на которой позже будет производиться знание художественных пристрастий человека, его представлений и вкусов. Особая роль в воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности. Так, восприятие музыки может существовать, как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам. Исполнительство и творчество осуществляется в пении, музыкально­ритмических движениях и игре на музыкальных инструментах.

Знакомство с детскими музыкальными инструментами и умение играть на них не только повышает интерес дошкольников к музыкальным занятиям,

Но и способствует развитию певческих навыков, музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет кругозор, развивает волю, стремление к достижению цели, воображение. С помощью игры на музыкальных инструментах можно развить музыкальную способность - умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности предполагает

умственные операции: сравнение, анализ сопоставление, запоминание - и, таким образом, влияет не только на музыкальное, но и на общее развитие ребенка.

ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ИГРУШКИ.

Многие озвученные игрушки появились еще в далеком прошлом. Об этом свидетельствуют экспонаты Музея игрушек в Загорске. Наиболее древние игрушки относятся к 1-2 векам. Это погремушки и трещотки из дерева, просверленных костей, более поздние - из металла. В древнерусских городах при раскопках найдено немало глиняных свистулек, ярких, с рисунками, деревянные рожки, дудки, жужжалы, гусельки. Звучание этих игрушек было не очень определенным по высоте и тембру, но и они развлекали ребенка, развивали его музыкальные способности. Часть игрушек вошла в обиход до­школьных учреждений. Свистульки, разнообразные дудочки (типа мирлитона), гармошки не утратили своего значения в современных условиях.

Инициатором обучения детей игре на музыкальных инструментах уже в 20-годы стал музыкальный деятель и педагог Н.А.Метлов. Ему принадлежит идея организации детского оркестра (сначала шумового, потом смешанного). Он провел большую работу по созданию и совершенствованию детских музыкальных инструментов, имеющих звукоряд - металлофона и ксилофона. Был отобран репертуар, включающий народные попевки и другие произведения, удобные для исполнения на детских музыкальных инструментах.

МУЗЫКАЛБНЫЕ ИГРУШКИ И ИНСТРУМЕНТЫ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

Детские музыкальные игрушки и инструменты можно сгруппировать в зависимости от способа звукоизвлечения и характера звучания.

Есть два типа музыкальных игрушек-инструментов.

Не озвученные музыкальные игрушки-инструменты.

Звучащие музыкальные игрушки-инструменты. Они делятся на струнные, духовые и ударные.

СТРУННЫЕ -цитры, домры балалайки и другие народные инструменты, у которых звук возникает, когда ребенок касается струны пальцами, щипками или медиатором.

ДУХОВЫЕ - свирели, флейты саксафоны, кларнеты, триолы - их звук возникает от воздуха, вдыхаемого и выдыхаемого ребенком в трубки.

КЛАВИШНО-ЯЗЫЧКОВЫЕ - баяны, аккордеоны, гармоники- издающие звук в результате нажатия клавишей, которые доставляют воздух к язычкам.

УДАРНО-КЛАВИШНЫЕ -металлофоны, ксилофоны - их звук возникает от удара молоточкам о клавишу инструмента.

УДАРНЫЕ - бубны, кастаньеты, треугольники, тарелки, барабаны - звук у них возникает от удара рукой или палочками.

СОДЕРЖАНИЕ И ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ.

Дети должны знать названия инструментов, которыми они пользуются, характер звучания инструментов (у цитры звуки мягкие, нежные, у металлофона - звенящие, у тарелок - громкие, звонкие, у барабана - гремящие), приемы игры на них, расположение высоких и низких звуков на различных инструментах, названия нот до, ре, ми, фа, соль, ля. си - и обозначение их на пластинках металлофона.

Дети должны овладеть простейшими приемами игры на разных инструментах (мягкое движение кисти при пользовании молоточком - в игре на металлофоне, ксилофоне, правильное расходование дыхания при игре на свиреле). Приглушать звучание тарелок, треугольников, правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивая кастаньеты, маракасы.

Играть в оркестре, соблюдая общую динамику, темп, своевременно вступать и заканчивать игру. Играть индивидуально простейшие песенки, импровизировать ритмические и мелодические попевки.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку - основа музыкальности.

В музыкально-дидактических играх роль инструментов возрастает. Детям предлагаю различать звуки по их высоте, длительности, тембру, динамике. Звуковысотный слух - использование Валдайских колокольчиков, музыкальная лесенка.

Музыкальный репертуар для игры на детских музыкальных инструментах можно условно разделить на три группы:

первоначальные упражнения для введения в обучение игре на инструментах;

попевки, песенки, считалки для индивидуальной игры (преимущественно в самостоятельной деятельности).

пьесы, песни для коллективного исполнения.

При комплектовании оркестра желательно, чтобы были представлены все группы инструментов. Однако следует добиваться, чтобы инструментов с нежным, тихим звучанием (цитры, металлофоны) было больше, так как они точнее по своему строю и удобнее для игры. Детей в оркестре рассаживаю так, чтобы справа от меня находились низко звучащие инструменты, а слева - высокие; ударные размещаются сзади. Часто организую оркестр, состоящий из одних металлофонов, как в сопровождении фортепиано, так и без сопровождения. Игра в оркестре развивает у детей эстетический вкус, чувство ритма, музыкально - слуховые представления (слышат свои и чужие ошибки). Дети учатся подбирать по слуху знакомые мелодии, песни не только на своем

инструменте, но и на других, сами придумывают незатейливые мелодии. Дети знакомятся с названиями нот, узнают расположение звуков на инструменте.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ.

При игре на цитрах медиатор зажат между большим и указательным пальцами. Звук извлекается легким, упругим движением. Надо стремиться не задевать лишних струн.

Кастаньеты звучат очень громко, и если дети должны выполнить ритмический рисунок, то можно взять кастаньеты в правую руку и слегка ударить по ладони левой. Тогда звук сразу приглушается и ритмический рисунок хорошо слышен. При игре на треугольниках надо ударять палочкой посередине горизонтальной линии. Звук также должен быть легким и упругим, если треугольник звучит излишне долго, надо придержать его рукой, тогда звук сразу прекращается. Бубен издает различные звуки в зависимости от того, ударяют в него пальцами, или мягкой частью ладони, или одним большим пальцем. Если менять место удара, то можно достигнуть интересного чередования звуков.

Дети должны узнать как назвали девочку: Ира или Ирочка:

Дети могут самостоятельно называть друг друга, придумывая определенный ритм, затем они выкладывают на фланелеграфе этот же ритм, используя карточки:

Этот ритмический рисунок они потом исполняют на металлофоне или на ударных инструментах, предлагаю детям позвать друг друга, но по-разному: ласково, обычным именем. Дальнейшее обучение идет в следующей последовательности. Дети осваивают игру на одном инструменте, потом на другом, третьем. Осваивают навыки исполнения ритмических рисунков,


на близких, узких интервалах, мелодий, включающих

отрезки звукорядов и более широкие интервалов. Далее дети играют в оркестре, используя разные инструменты. Разучиваю с ними пьесы, песни, попевки. Чем сложнее пьеса, фортепианная обработка песни, тем более неторопливым должен быть процесс разучивания ее. Надо дать детям возможность почувствовать настроение музыки, прислушаться к ее выразительным и изобразительным средствам.

В средней группе впервые начинаю обучать детей игре на музыкальных инструментах, имеющих звукоряд. Наиболее удобен для этого металлофон. Он достаточно прост в обращении, не требует постоянной настройки, как струнные инструменты. Дети уже знакомы с тембром этого инструмента, приемами игры. Существует несколько способов обучения игре на мелодических музыкальных инструментах: по нотам, по цветовым и цифровым обозначениям, по слуху. Обучение детей игре по нотам очень трудоемко, хотя иногда используется на практике. Далеко не все дошкольники овладевают нотной грамотой, если не ведется индивидуальная постоянная работа. Важно, чтобы дети понимали связь расположения нот на нотном стане со звучанием их в мелодии, исключив механическое воспроизведение нотных знаков.

Цветовая система, распространенная за рубежом, удобна для быстрого овладения детьми игрой на инструментах. Определенное цветовое обозначение (цветные клавиши, пластины металлофона) закрепляется за каждым звуком. Ребенок имеет запись мелодии в цветовом обозначении: используются цветные кружочки или цветное изображение нот, с ритмическим обозначением и без него. Играть по этой системе очень легко, но при таком способе игры (вижу зеленое обозначение ноты - нажимаю на зеленую клавишу) слух не участвует в воспроизведении мелодии, ребенок играет механически.

Подобным способом детей обучают играть по цифрам, наклеенным около каждой пластины металлофона, и записи мелодии в цифровом обозначении. Может моделироваться и обозначение длительности (длинные и короткие палочки и т. д.

Цифровая система, предложенная в 30-е гг. Н. А. Метловым. в то время, может быть, была оправданной, но в дальнейшем стала использоваться реже, так как она приводит к механическому воспроизведению мелодии.

Оба способа обучения детей (с использованием цветовых и цифровых обозначений О позволяют легко и быстро получить нужный результат, но не имеют развивающего эффекта, слишком велика в этих способах доля механического воспроизведения мелодии.

Наибольший развивающий эффект обучения достигается лишь при игре по слуху. Этот способ требует постоянного развития слуха, серьезной слуховой подготовки. Начиная с младшего возраста важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте. Чтобы накапливать слуховой опыт, развивать слуховое внимание детей, используются дидактические пособия, моделирующие движение мелодии вверх, вниз, на месте. Это музыкальная лесенка, перемещающаяся с цветка на цветок (ноты) бабочка и т. д. Одновременно пропеваются звуки мелодии, соответствующие по высоте моделируемым соотношениям звуков. Можно также показывать рукой движение звуков мелодии, одновременно воспроизводя ее (голосом или на инструменте).

Когда ребенок играет мелодию на одном звуке, он должен точно воспроизвести ритмический рисунок. Для этого, пропевая мелодию со словами, можно ориентироваться на ритм стихов.

Для осознания соотношений длительностей звуков мелодии применяю моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть, восьмые). Чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок мелодии, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе. При этом эффективен прием подтекстовки длительностей, принятый в релятивной системе: четверти обозначаются слогом та, а более короткие восьмые - слогом ти. Широко применяется прием прохлопывания ритмического рисунка мелодии или воспроизведение его на музыкальных инструментах.

В старшей и подготовительной к школе группах диапазон попевок расширяется. Дети уже лучше ориентируются в расположении звуков мелодии, действуют более самостоятельно.

Обучая игре на музыкальных инструментах, учитываю индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети достаточно легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. После того как металлофон освоен, дети в старшей и подготовительной к школе группах обучаются игре на других мелодических инструментах - струнных, духовых, клавишно-язычковых. Каждый ребенок может постепенно овладеть игрой на нескольких музыкапьных инструментах. Полезно сочетать индивидуальную работу с детьми и работу по подгруппам, а также со всей группой.

В процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста решается множество образовательных задач: воспитание художественного вкуса у детей, эмоциональной отзывчивости на музыку, а также развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности: восприятия (слушание музыки) и исполнительства (певческой деятельности, игры на музыкальных инструментах, музыкально - ритмической деятельности).

Для осуществления этих задач по музыкальному воспитанию, поставленных учебной программой дошкольного образования, необходимо комплексное воздействие на каждого ребёнка основных видов музыкальной деятельности: пения, музыкально-ритмического движения, слушания музыки, игры на детских музыкальных инструментах.

В детских садах с целью приобщения ребёнка к музыке, развития у него музыкальных способностей используются различные музыкальные инструменты, игрушки, картины и наглядные пособия. Однако, успех музыкального воспитания во многом зависит не только от достаточного оснащения занятий дидактическими пособиями и другими материалами. Но и от правильного их применения вне занятий с учётом возраста детей, их заинтересованности и конкретных возможностей детского сада.

ДЕТСКИЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ:

1. Детские музыкальные инструменты со звуком неопределённой высоты: погремушки, маракасы, бубны, барабаны, треугольники, румба, кастаньеты, трещотки, деревянные ложки (большие и маленькие, бубенцы, коробочка, колотушка, свистулька.

2. Детские музыкальные инструменты, построенные на одном звуке:

дудки. Желательно иметь ещё: свирели, рожки, мирлитон.

3. Детские музыкальные инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом: металлофон, ксилофон.

А сейчас, я хочу остановиться на том, что такое музыкальная игрушка и как её использовать в самостоятельной деятельности детей в группе.

МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРУШКА бывает неозвученная и озвученная.

НЕОЗВУЧЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРУШКА.

1. Игрушки-инструменты (пианино, рояль, балалайка, гармошка). Их изготавливают из фанеры, картона. Их желательно иметь в каждой возрастной группе и использовать для создания игровых ситуаций. (Дети напевают, представляя себя играющими на музыкальных инструментах).

Таким образом, неозвученные игрушки-инструменты упражняют детей в умении правильно воспроизводить мелодию, стимулируют их самостоятельную деятельность. Игрушки - инструменты в основном применяются для детей 3-4 лет.

ОЗВУЧЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ИГРУШКА

Музыкальные волчки разной величины со звучанием в верхнем и нижнем регистрах. Используют для детей раннего возраста с целью привлечения их внимания к мелодичному звучанию и развитию у них слухового сосредоточения.

Музыкальные молоточки - цветные пластмассовые, с полой ручкой, которая заканчивается двухсторонним основанием молотка, на

основании которого гофрированный цветной набалдажник. При ударе по основаниям молоточка издаются разные звуки (разница в терцию)

Игрушка успешно пользуется в младших группах при выполнении игровых заданий для восприятия ритмических отношений.

В старших группах музыкальный молоточек применяют в игре

Музыкальная книжка, на каждой странице которой нотная строка с мелодией одной из детских песен (программных) и цветная иллюстрация (небольшая картинка, сюжет её точно соответствует названию песни. Нижняя часть каждой страницы срезана так, чтобы оставалась открытой основная часть книжки - клавиши (по типу детского пианино). Перелистывая книгу, дети (старшей группы) по картинкам узнают песню и озвучивают её - играют, нажимая на клавиши.

Музыкальную книжку дают детям 6-7лет для самостоятельной деятельности. Благодаря действиям с этой игрушкой у ребят развивается музыкальная память, закрепляется навык самостоятельного музицирования.

ОЗВУЧЕННЫЕ ОБРАЗНЫЕ ИГРУШКИ, изображающие различных животных

(кошку, собаку, лошадь, петуха, гуся и пр., используются в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста для привлечения их внимания к звукам различной высоты (большая собачка и щенок, большой петушок и маленький, кошка и котёнок и т. д., а также для различения звуков по тембру (лошадь, утка, корова, курица, коза и т. д.) . Все виды игрушек на подражание голосам птиц и животных способствуют музыкально – сенсорному развитию детей.

ЗАВОДНЫЕ ИГРУШКИ используются для музыкальной деятельности детей: пляшущий медведь; заяц играет на барабане (ксилофоне), Петрушка, играющий на тарелках; поющая птичка и пр. Педагоги показывают эти игрушки на занятиях с малышами, чтобы привлечь их внимание к новому музыкальному произведению, вносят как развлечение на празднике или дают детям для игры.

ИГРУШКИ ОБРАЗНЫЕ (кукла, мишка, заяц, собака, кошка и пр.) также используются на музыкальных занятиях и в самостоятельной деятельности.

Хорошо также иметь картинки с изображением различных музыкальных инструментов. Их можно использовать в группе для закрепления детей с этими инструментами.

Музыкальные игрушки и инструменты вызывают у ребёнка большой интерес. Их применение обогащает музыкальные впечатления для дошкольников, развивает их музыкальные способности.

Игра на музыкальных инструментах, не имеющих звукоряда, помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей.

Мелодические музыкальные инструменты все три основные музыкальные способности: ладовое чувство, музыкально - слуховые представления и чувство ритма. Что бы сыграть мелодию по слуху, нужно иметь музыкально - слуховые представления о расположении звуков по высоте и ритмические представления.

При подборе мелодии необходимо также ощущать тяготения к устойчивым звукам, различать и воспроизводить эмоциональную окраску музыки. Кроме того, игра на музыкальных инструментах развивает волю, стремление к достижению цели, воображение.

Важно привлекать внимание детей к выразительности тембра каждого инструмента, использовать образные сравнения, характеристики. Дети должны почувствовать выразительные возможности инструментов, научиться использовать разнообразие тембровых красок. Тем самым развивается музыкальная отзывчивость на музыку – основа музыкальности.

В игре на музыкальных инструментах, мы должны учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка. Одни дети легко подбирают попевки, с другими необходима более детальная подготовительная работа. Здесь большую помощь оказывают музыкально-дидактические игры, которые также необходимо иметь в группе для самостоятельной деятельности.

Благодаря музыкально - дидактическим пособиям и играм дети с интересом обучаются простейшим приёмам игры на разных инструментах, учатся пользоваться динамическими оттенками, подбирать по слуху, играть в ансамбле. Всё это делает игру не только интересной, но и ценной для их музыкально-сенсорного развития.

Итак, к концу пребывания в детском саду дети приобретают устойчивые вокальные навыки, умение выразительно передавать характер музыки в движениях и игре на музыкальных инструментах, а также получают сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах. А значит, дошкольники подготавливаются к изучению дальнейших знаний в музыкальном воспитании и нотной грамоты в школе и т. д.

ПРИМЕРНОЕ НАПОЛНЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В МЛАДШИХ ГРУППАХ

• Куклы-неваляшки;

(петушок, котик, зайка и т. д.)

• Игрушки-инструменты с фиксированным звуком –органчики, шарманки;

• Игрушки-инструменты со звуком неопределённой высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан;

• Музыкально-дидактические игры

• Набор неозвученных образных инструментов (гармошки, дудочки, балалайки и т. д.)

Читайте также: