Экологические проблемы современности план урока

Обновлено: 02.07.2024

Урок теме позволит обучающимся расширить и углубить знания о глобальных экологических проблемах; выявить причины возникновения глобальных экологических проблем и пути их решения.

4. Глоссарий по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке);

Проблемы устойчивого развития, парниковый эффект, озоновый слой, атмосфера, гидросфера, кислотные дожди, сохранение биоразнообразия, охрана природы, Красная книга, восстановительная экология.

Биосфера - живая оболочка планеты

Глобальная экологическая катастрофа – такое состояние географической среды на Земле, когда жизнь на ней становится невозможна.

Экологические проблемы- любые проблемы, связанные с воздействием человека на природу и обратным воздействием изменяющейся среды на здоровье и хозяйственную деятельность людей.

Экологические проблемы- общечеловеческие проблемы, охватывающие весь мир, создающие угрозу всему человечеству и требующие для своего решения объединенных усилий всего мирового сообщества.

Антропогенное воздействие – любой вид хозяйственной деятельности человека в его отношении к природе.

Эрозия (от лат.erosio –разъедать) – разрушение и снос почвенного покрова потоками воды или ветром.

Восстановительная экология - раздел прикладной экологии, ориентированный на восстановление поврежденных, деградировавших или разрушенных экосистем, преимущественно с помощью активных хозяйственных мероприятий.

Экологическая сукцессия — в широком смысле определяется как смена одного сообщества другим в результате нарушений, произошедших на данном участке местности. Поскольку сукцессия может происходить на протяжении столетий, то для ее изучения довольно трудно проводить экспериментальные исследования.

5. основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц);

6. открытые электронные ресурсы по теме урока (при наличии);

Образовательный портал для подготовки к экзаменам Гущин Д. Д.

7. теоретический материал для самостоятельного изучения;

Экологическими проблемами можно назвать ряд факторов, означающих деградацию окружающей нас природной среды. Зачастую они вызваны непосредственной деятельностью человека. По мере развития промышленности появились проблемы, напрямую связанные с нарушением равновесия, ранее установленного в экологической среде, которые сложно компенсировать. Экологические проблемы мира многообразны. На сегодняшний день ситуация в мире такова, что мы находимся в критическом состоянии, близком к краху.

Среди глобальных проблем экологии можно отметить такие, как:

– уничтожение тысяч видов животных и растений, увеличение числа исчезающих видов;

– сокращение запаса полезных ископаемых и других жизненно необходимых ресурсов;

– истребление лесного массива; – загрязнение и осушение мирового океана; – нарушение озонового слоя, который защищает нас от излучения из космоса;

– загрязнение атмосферы, нехватка чистого воздуха в некоторых областях;

– загрязнение природного ландшафта.

Сегодня практически не осталось поверхности, на которой не находились бы искусственно созданные человеком элементы. Неоспорима и пагубность влияния человека как потребителя на природу. Ошибка в том, что окружающий нас мир является не только источником богатств и различных ресурсов. Человеком утеряно философское отношение к природе как к матери всего живого. Проблемы современности заключаются в том, что в нас не воспитывают любовь к природе и заботу о ней. Человек как существо само по себе эгоистичное, создает условия для собственного комфорта, нарушая и губя природу. Мы не задумываемся о том, что тем самым вредим сами себе. Именно по этой причине сегодня необходимо уделять особе внимание не столько решению экологических проблем, сколько воспитанию человека как части природы. Проблемы окружающей среды изначально разделяют по уровню их масштабности на региональные, локальные и глобальные. Примером локальной проблемы можно назвать фабрику, которая не очищает стоки перед тем, как сделать сброс в реку, и таким образом загрязняет воду и уничтожает живые организмы, обитающие в этой воде. Говоря о региональных проблемах, в качестве примера можно привести всем известную ситуацию в Чернобыле. Трагедия затронула тысячи жизней людей, а также животных и другие биологические организмы, которые ранее проживали на данной территории. И, наконец, глобальные проблемы – это те критические ситуации, которые отражаются на населении всей планеты и могут быть смертельно опасными для миллионов из нас.

Экологические проблемы мира сегодня требуют незамедлительного решения. Прежде всего, как упоминалось выше, стоит обратить внимание на человеческий фактор. Придя к гармонии с природой, люди перестанут относиться к ней исключительно потребительски. Далее необходимо предпринять ряд мер по общей экологизации. Для этого понадобятся разработки новых природосберегающих технологий на производстве и в быту, нужна экологическая экспертиза всех новых проектов, требуется создание безотходного производства замкнутого цикла. Возвращаясь к человеческому фактору, стоит упомянуть, что здесь не помешает и умение экономить, ограничивать себя. Разумное расходование таких ресурсов, как энергия, вода, газ и т. д. может спасти планету от их недостатка. Стоит знать и помнить о том, что в то время, пока у тебя в кране течет чистая пресная вода, некоторые страны страдают от засухи, а население этих стран умирает от нехватки жидкости. Экологические проблемы мира можно и нужно решать. Помните, что сохранность природы и здоровое будущее планеты зависит исключительно от нас самих! Безусловно, благополучие невозможно без использования ресурсов, но стоит задуматься и о том, что нефть и газ могут закончиться уже через несколько десятков лет. Экологические проблемы мира затрагивают всех и каждого, не оставайтесь равнодушными!

8. Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий).

1.Парниковый эффект в биосфере наблюдается вследствие накопления в атмосфере …

2. Появление озоновых дыр приводит к …

3. К глобальным изменениям в биосфере, снижению плодородия почвы, вызванным воздействием человека, относят …

2) ядовитых веществ

3) углекислого газа

5)усилению парникового эффекта

6) повышению температуры воздуха

7) уменьшению прозрачности атмосферы

8) повышению ультрафиолетового облучения

9) развитие промышленности и транспорта

10)эрозию и засоление, опустынивание

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

1.Парниковый эффект в биосфере наблюдается вследствие накопления в атмосфере …3) углекислого газа, 9) развитие промышленности и транспорта

2)Появление озоновых дыр приводит к …8) повышению ультрафиолетового облучения

3)К глобальным изменениям в биосфере, снижению плодородия почвы, вызванным воздействием человека, относят..10)эрозию и засоление, опустынивание

11) осушение болот

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

Подсказка: Накопление в атмосфере углекислого газа, развитие промышленности и транспорта приводит к парниковому эффекту в биосфере.

Появление озоновых дыр приводит к повышению ультрафиолетового облучения.

Сохранение ______ означает поддержание __________ механизмов природы, обеспечивающих бесперебойное __________ и устойчивое ________ биогеоценозов и _________в целом. Под охраной редких и _________видов следует понимать комплекс___________ и общественных мер, обеспечивающих ___________ и воспроизводство видов, __________и отдельных особей данных видов.

Развитие, биосферы, исчезающих, популяций, разнообразия, регулирующих, функционирование, государственных, сохранение

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

Сохранение разнообразия означает поддержание регулирующих механизмов природы, обеспечивающих бесперебойное функционирование и устойчивое развитие биогеоценозов и биосферы в целом. Под охраной редких и исчезающих видов следует понимать комплекс государственных и общественных мер, обеспечивающих сохранение и воспроизводство видов, популяций и отдельных особей данных видов.

Сергей Смирнов

ВложениеРазмер
urok.docx 28.61 КБ
prezentatsiya_microsoft_office_powerpoint.pptx 1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Экологические проблемы планеты. Экология как наука. Кислотные дожди. Озоновая дыра. Парниковый эффект. Радиоактивные отходы. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.

Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать.

Гарин Н. (Гарин-Михайловский) (1852–1906)

– русский писатель, инженер-путеец.

Тема, которой мы посвятим наш урок актуальная, жизненно-важная для всего живого на нашей планете. Я надеюсь, что после этого урока многие из вас по – иному посмотрят на окружающий нас мир.

Итак, тема нашего урока ……….

В тетрадях записывается число и тема урока: "Экологические проблемы современности".

Изобразите в виде кластера, что для вас означает данное понятие.

Экосистема— биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, системы связей, осуществляющей обмен веществом и энергией между ними. Одно из основных понятий экологии . Самой крупной экосистемой является биосфера. Человек – элемент биосферы. Все жизненные ресурсы – воздух, воду, пищу, значительную часть энергетических и строительных ресурсов человек берет из биосферы. В биосферу же сбрасывает отходы – промышленные и бытовые. Долгое время такой тип деятельности человека не нарушал экологического равновесия в биосфере. Но в последнее столетие, расширяя промышленную деятельность, человечество все активнее вторгалось в живой мир Земли. В настоящее время на Земле не осталось ни одного участка суши или моря, где не обнаружены следы деятельности человека. Деятельность человека оказывает такое заметное действие на биосферу, что это приводит к серьезным экологическим проблемам.

выявление негативных воздействий .

-прочитайте текст стр…. 164-165 и выясните какое негативное воздействие оказывается на тот или иной компонент биосферы (вода, воздух, почва, растения и животные) и найдите решение этой проблемы. Результаты своей работы внесите в таблицу (работа в группах_

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Сформировать целостное представление о глобальных проблемах экологии, причинах их возникновении, последствиях, возможных путях их решения.

роблемах экологии, причинах их возникновении, последствиях, возможных

путях их решения.

Сформировать целостное представление о глобальных

проблемах экологии, причинах их возникновении, последствиях, возможных

путях их решения.

Задачи урока:

Обучающая:

Поиск, систематизация информации по экологическим проблемам, определение причинно – следственных связей экологических проблем, нахождение оптимальных путей решения экологических проблем

Развивающая:

Совершенствовать навыки работы с дополнительными источниками информации, формировать умение обучающихся устанавливать причинно – следственные связи, обобщать, делать выводы.

Воспитательная:

Ориентировать обучающихся на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране окружающей природной среды, воспитывать коммуникативную культуру, формировать активную жизненную позицию.

Оборудование: Стол для судьи и присяжных, стол для секретаря, ноутбук, плакаты экологического содержания, высказывания об охране природы.

Участники: Секретарь, Судья, Адвокат, Прокурор, Присяжные заседатели, Истец- Вселенная, Обвиняемый- Человечество, Свидетели- Атмосфера, Гидросфера, Литосфера, Биосфера.

1. Организационный момент.

Добрый день! Сегодня у нас необычный урок. Нам предстоит выяснить какие экологические проблемы стоят перед человечеством. Осознать всю остроту и масштабность данных проблем. Вы сегодня должны применить свои знания для решения тех проблем, которые будут поставлены перед вами, смело высказывать свои мысли, отстаивать свою точку зрения и выслушать мнение другого человека.

2. Вступительное слово учителя.

Какая проблема заложена в легенде? (ответы учащихся)

Сегодня нам предстоит раскрыть основные экологические проблемы современности.

2. Основная часть.

Суд над Человечеством.

Секретарь: Прошу всех встать- суд идёт!

(судьи проходят и садятся за стол)

Судья: Здравствуйте! Прошу садиться!

Слушается дело о загрязнении окружающей среды и об экологических проблемах современности. Дело состоит из двух частей. В первой - Вселенная обвиняет Человечество, во второй части Человечество рассматривается как сила, способная восстановить природные богатства земли. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Подсудимому инкриминируются следующие деяния:

Загрязнения и перерасход природных вод.

Загрязнение и истощение почвы.

Нерациональное использование природных ресурсов.

Судья: Слово предоставляется адвокату. Что вы можете сказать в защиту подсудимого?

Судья: Приступим к рассмотрению дела. Слушаем свидетелей со стороны обвинения.

Прокурор: Вызывается свидетель Атмосфера.

Секретарь: Свидетель, в суде вы должны говорить правду, только правду и ничего кроме правды.

Свидетель Атмосфера: До сих пор крупнейшим виновником загрязнения воздуха является транспорт, хотя мощности заводов и фабрик продолжают вносить существенный вклад. На сегодняшний день существует около полумиллиарда автомобилей на дорогах, в среднем по одному на каждые два человека. Практически все они работают на бензиновых и дизельных двигателях, которые сжигают нефть, чтобы освободить энергию.

В настоящее время в атмосферу в результате деятельности человека поступают углекислый газ, угарный газ, оксиды азота и серы, хлорфторуглеводороды, метан и другие углеводороды.

В результате возникает смог, кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры.

Прокурор: Поясните, свидетель, о таких явлениях как смог, кислотные дожди, парниковый эффект, озоновые дыры.

Свидетель Атмосфера:

Смог — чрезмерное загрязнение воздуха вредными веществами, выделенными в результате работы промышленных производств, транспортом и теплопроизводящими установками при определённых погодных условиях. Смог образуется, когда солнечный свет действует на смесь загрязняющих газов, таких как оксиды серы и азота, несгоревших углеводородов и оксида углерода, поэтому его иногда называют фотохимический смог (поскольку химические реакции вызываются энергией света). Одним из самых вредных компонентов смога является озон, который может вызвать серьезные затруднения дыхания и даже смерть.

Кислотные дожди – это серьезная экологическая проблема, причиной которой является загрязнение окружающей среды. Их частое появление пугает не только ученых, но и простых людей, ведь подобные осадки могут оказать негативное влияние на здоровье человека. Характеризует кислотный дождь пониженный уровень pH.

Адвокат: Свидетель, как же влияют кислотные дожди на живые организмы?

Свидетель Атмосфера: Кислотные дожди могут стать причиной гибели рыб, земноводных, насекомых. Также в районе, где отмечены такие осадки, можно заметить кислотные ожоги на листьях деревьев, отмирание некоторых растений.

Отрицательные последствия выпадения кислотных дождей существуют и для человека. После ливня в атмосфере скапливаются токсические газы, и вдыхать их крайне не рекомендуется. Небольшая прогулка под кислотным дождем может стать причиной астмы, сердечных и легочных заболеваний.

Парниковый эффект, подъем температуры на поверхности планеты в результате тепловой энергии, которая появляется в атмосфере из- за нагревания газов. Некоторые газы являются причиной того, что атмосфера выполняет роль как стекла в парнике. В результате температура на поверхности планеты выше, чем должна была бы быть.

Ученые подозревают, что увеличение выбросов углекислого газа как следствие деятельно-сти человека (особенно автомобильным транспортом и промышленностью). Способству-ют глобальному потеплению.

Озо́новая дыра́ — это локальное падение концентрации озона в озоновом слое Земли. По общепринятой в научной среде теории, во второй половине XX века всё возрастающее воздействие антропогенного фактора в виде выделения хлор- и фторсодержащих фреонов привело к значительному утончению озонового слоя.

Первая большая озоновая дыра была обнаружена над Антарктидой в 1985 году. Ее диаметр составлял около 1000 км, причем она появлялась каждый год в августе, а к началу зимы исчезала. Тогда исследователи определили, что концентрация озона над материком снижена на 50 %, а наибольшее его уменьшение было зафиксировано на высотах от 14 до 19 км. Впоследствии еще одна крупная дыра (меньших размеров) была обнаружена над Арктикой, сейчас же ученым известны сотни подобных явлений, хотя самой огромной по-прежнему остается та, что возникает над Антарктидой.

Судья: У прокурора будут еще вопросы к свидетелю Атмосфере?

Прокурор: Нет, Ваша честь.

Судья: У адвоката?

Адвокат: Я хотел бы внести поправку в показания свидетеля.

Судья: Пожалуйста, мы вас слушаем.

Судья: Хорошо, мы приобщим это к делу.

Секретарь: Для дальнейшего слушания дела в зал суда вызывается свидетель Гидросфера.

Свидетель Гидросфера: Вода – один из важнейших природных ресурсов. Суммарный расход ее на каждого жителя планеты в среднем составляет около 100 т в год. Бурно развиваются водоемкие отрасли промышленности, растет потребление воды в коммунальном хозяйстве. В настоящее время 2/3 мирового потребления воды приходится на орошаемое земледелие. Развитие хозяйства требует все большего расхода пресной воды, которая, несмотря на очистные сооружения, возвращается в водоемы все-таки загрязненной. Во многих странах собственных водных ресурсов не хватает. Около 2/3 населения мира потребляет воду, которая уже использовалась в производстве.

Немалую опасность представляет загрязнение Мирового океана – гигантского фильтра, принимающего загрязненную воду суши и возвращающего ее чистой вместе с осадками. Однако с каждым годом ему все труднее выполнять эту функцию. Наибольшую угрозу для Океана представляет загрязнение нефтью, морская добыча и транспортировка которой морским путем постоянно возрастают. Так, 1т нефти образует на воде пленку площадью около 12 км 2 , а в результате аварии танкера в море могут вылиться сотни тысяч тонн топлива. Нефтяная пленка приводит к гибели планктона, рыбы, морских птиц.

На мелких частицах нефтепродуктов поселяются небольшие морские животные, которыми питаются рыбы и киты. Вместе с пищей они заглатывают и нефть. Вследствие этого некоторые из них гибнут. Другие пропитываются нефтью настолько, что их опасно употреблять в пищу.

Морские течения быстро разносят опасные вещества на тысячи километров. Загрязнены даже воды Антарктики, следы отравляющих веществ выявлены в скорлупе яиц пингвинов. Поэтому нетрудно себе представить масштабы загрязнения Мирового океана.

Судья: Спасибо, садитесь. Я обращаюсь к адвокату Человечества. Осознает ли Человечество свои ошибки?

Адвокат: Да, Человечество признает свои ошибки. Для того, чтобы уменьшить загрязнения, устанавливают специальные очистные сооружения. Бытовые и промышленные воды подвергают многоступенчатой процедуре очистки, включая механическую, физико-химическую и биологическую обработку.

Судья: У прокурора будут еще вопросы к свидетелю Атмосфере?

Прокурор: Нет, Ваша честь.

Судья: У адвоката?

Адвокат: Нет, Ваша честь.

Секретарь: Для дальнейшего слушания дела в зал суда вызывается свидетель Литосфера.

Свидетель Литосфера: Я хочу чётко проговорить свои проблемы, а это загрязнение и истощение почвы, нерациональное использование природных ресурсов. Причинами загрязнения и истощения земель могу назвать следующие:

Открытая разработка полезных ископаемых.

Орошение и осушение.

За один год сжигается такое количество ископаемого топлива, на производство которого природа затратила миллионы лет. Запасов каменного угля может хватить на 600 лет, а природного газа на 100 лет. Увеличение добычи полезных ископаемых к экономическим проблемам добавляет экологические: 10% сырья из недр планеты превращается в готовую продукцию, 90% – в отходы, загрязняющие биосферу.

Хочу добавить, в нашем сельском хозяйстве в больших количествах применяются пестициды, которые используются человеком для борьбы с вредителями различных культур и уничтожения паразитов домашних животных. Воздействие пестицидов может подавлять иммунную систему, что увеличивает риск инфекционных заболеваний и рака. Имеются доказательства связи пестицидов с различными видами нарушений центральной нервной системы и периферической нервной системы (депрессивные состояния, которые могут приводить к самоубийствам; личностные изменения, включая потерю способности к концентрации и нарушение памяти, речи, повышенную чувствительность к запахам и т.п.). Вредное воздействие пестицидов на детей может приводить к внутриутробным нарушениям развития мозга, отставанию в развитии и повышенной агрессивности. Воздействие некоторых пестицидов приводит к ряду репродуктивных расстройств (например, бесплодие, снижение вероятности забеременеть, спонтанные выкидыши и мертворождения, преждевременные роды, замедление внутриутробного развития, повышение перинатальной смертности). Воздействие пестицидов на родителей приводит к тому, что их дети могут родиться с различными дефектами (например, заячья губа и волчья пасть, дефекты опорно-двигательного аппарата и различных органов).

Судья: Спасибо, садитесь. Я обращаюсь к адвокату Человечества, что делает человек, чтобы предостеречь развитие заболеваний у людей от избытка вносимых минеральных удобрений на поля и пестицидов.

Адвокат: В некоторых странах уменьшается применение пестицидов или полностью от них отказываются. Так, в некоторых хозяйства Краснодарского края, Омской, Полтавской и других областей отказались от применения пестицидов.

Судья: У прокурора будут вопросы к свидетелю Литосфере?

Прокурор: У меня дополнительная информация. Археологи выяснили, что упадок многих цивилизаций был вызван не внешними причинами и не воинами, а медленным экологическим самоубийством- неспособностью сохранять свои земельные и водные ресурсы. Потеря почвенного плодородия привела к упадку некогда процветающую цивилизацию майя в Северной Америке. Северная Африка, когда-то кормившая всю Римскую империю, сегодня представляет собой в основном пустыню.

Судья: Спасибо. Будут ли вопросы у адвоката?

Адвокат: Нет, Ваша честь.

Секретарь: Приглашается свидетель Биосфера.

Свидетель Биосфера: Одна из проблем - это сокращение лесов. Из всех типов растительного покрова Земли наибольшее значение имеют леса. Они сосредоточивают более 80 % общих запасов фитомассы планеты, ежегодно синтезируют 65% органического вещества, образующегося на суше, производят более 60% биологически активного кислорода и поглощают углекислый газ в объеме, в 2-3 раза превышающем его поступление от сжигания топлива, дыхания и других источников. Серьезную озабоченность и тревогу вызывает неуклонное сокращение площадей и изменение качества лесов, происходящее в последнее время угрожающе быстрыми темпами. По данным ООН, в середине 80-х г.г. прошлого века в мире ежегодно уничтожалось 11 млн. га тропических лесов, а в начале 90-х, уже 17 млн.га. Скорость обезлесения составляет сейчас в среднем 0,6 % в год. По мнению многих специалистов, если ситуация не изменится к лучшему и тропические леса будут вырубаться со скоростью, которая в настоящее время в 10-15 раз превосходит их естественное возобновление, то уже в первой половине нового столетия эти леса исчезнут с лица Земли, а это приведет к деградации всей глобальной экологической системы.

Другая - сокращение биоразнообразия. Основными причинами сокращения биологического разнообразия являются:

- разрушение естественных экосистем в результате вырубки лесов, расширения пахотных и пастбищных площадей, строительства городов, прокладки дорог, каналов, других коммуникаций;

- рост населения планеты и развитие его хозяйственной деятельности; загрязнение атмосферы производственными выбросами;

- применение ядохимикатов в сельском хозяйстве, вызывающее гибель насекомых, птиц, рыб, некоторых видов животных.

Сейчас темпы исчезновения отдельных биологических видов в 50— 100 раз превышают естественный показатель. Примерно четверти всех биологических видов животных и растений планеты угрожает исчезновение в ближайшие 20—30 лет. В каталоги внесены 14 млн. видов животных и растений, исчезнувших к настоящему времени.

Адвокат: Скажите, свидетель, какие меры по защите природы человек предпринимает?

Свидетель Биосфера: На сегодняшний день используется несколько форм охраны видов растений и животных:

В 1948 г. была создана Красная книга, в которой регистрируются виды:

-исчезающие – спасение их возможно только при специальных мерах охраны;

-редкие – малая численность и ограниченный ареал могут привести к их исчезновению;

-сокращающиеся – численность неуклонно падает;
-неопределенные – состояние популяции мало изучено.

Разработано международное соглашение об ограничении торговли животными и растениями названных четырех категорий.

Судья: У сторон будут вопросы к свидетелю?

Прокурор: Нет.

Адвокат: Нет, Ваша честь.

Судья: Истец, у Вас есть дополнения к делу?

Вселенная: Нет, Ваша честь.

Судья: Суд переходит к судебным прениям. Слово предоставляется стороне обвинения.

Сторона обвинения считает, что в ходе судебного разбирательства вина подсудимого полностью доказана, и обвинение ходатайствует перед судом о признании его виновным. Обвинение считает целесообразным наказанием за инкриминируемое деяние – изгнание с нашей Вселенной. Спасибо за внимание.

Судья: Для того, чтобы вынести правильное решение нам необходимо посовещаться.

Секретарь: Встать! Суд удаляется на совещание. Прошу садится!

3. Рефлексия.

Работа в группах.

Создание экологического письма, обращенного к человечеству.

4. Домашнее задание:


Структура разработанного урока ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а так же на решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

В содержание урока рассматриваются понятие о глобальных экологических проблемах, их типах и взаимосвязях, пути решения, роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Разработанный урок предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности. К ним относятся:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;

- обоснование суждений, доказательств, объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

- владение основными видами публичных выступлений, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Знания, умения и навыки, приобретенные входе этого урока, учащиеся могут использовать в практической деятельности и повседневной жизни.

Цель урока: освоение системы географических знаний о географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения.

1)Сформировать понятие о глобальных экологических проблемах человечества, геоэкологических процессов и явлениях;

2)Воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

3)Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с экологическими проблемами мира, его регионов и крупнейших стран.

Тип урока – изучение нового материала.

Метод и приемы обучения - беседа, словесно- наглядный; поисковый;

самостоятельная работа учащихся.

Структура урока

I Вводная часть – 5 минут

1. Организация класса.

2. Актуализация знаний, подготовка учащихся к восприятию нового материала.

II Главная часть – 25 минут

1. Изучение нового материала.

III Заключительная часть – 10 минут

1. Выявление понимания изученного материала. (Дискуссия за круглым столом).

2. Совершенствование знаний. (Выполнение заданий).

3. Домашнее задание.

I Вводная часть

Тема урока – глобальные экологические проблемы. В настоящее время особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Глобальные проблемы вашими глазами – вот цель нашего урока. Что мы можем сделать в деле охраны природы здесь и сейчас. Мы можем создать письмо – обращение или плакат. Поэтому подумайте о том, что можно нарисовать, написать в ходе урока.

II Главная часть

Глобальными проблемами называют те проблемы, которые, во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации; в – третьих, требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.

Все глобальные проблемы можно объединить в 3 группы:

Проблемы экономического и политического взаимодействия государств (интерсоциальные). Среди них наиболее злободневными являются:

- глобализация политической власти и структуры гражданского общества

- преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка.

Проблемы взаимодействия общества и природы (эколого-социальные). В первую очередь это:

- предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды

- обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем, энергией, продовольствием)

- освоение Мирового океана и космического пространства.

Проблемы взаимоотношений людей и общества (социокультурные). Главные из них:

- проблема роста народонаселения

- проблема охраны и укрепления здоровья людей

- проблемы образования и культурного роста.

2-ой: Моя планета – человечий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан?!

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу…

3-ий: Прежде люди не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня начали осознавать: наш дом, - планета Земля, в опасности! Она медленно погибает…

4-ый: Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных.

5-ый: Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.

6-ой: В минуту вырубаются 20га тропических лесов.

7-ой: 5 млрд тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу.

Так что же? Земля – исчезающая планета?

Нет! Колокола тревоги зазвучали вовремя. Но опасность катастрофы слишком велика.

- Каков же диагноз?

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Черные, раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

Черные сотрешь ли, человек?

III Заключительная часть

Учитель приглашает всех за круглый стол. Ребята рассказывают о проблемах, учитель задает вопросы, направленные на участие каждого в деле охраны природы.

После дискуссии об экологических проблемах, учащиеся выполняют задания:

1) Определите степень санитарного благоустройства нашего села по показателям:

1. Выявите наличие ливневой канализации, мусоросборников, урн, асфальта.

2. Отметьте санитарно-гигиеническое состояние участков около магазинов, пищевых бачков, мусорных контейнеров, урн.

3. Выявите причины загрязнения территории отходами.

4. Как местные жители (Вы) воспринимают загрязнение территории их проживания отходами.

2) Составьте список предметов, которые из отходов могут превратиться в доходы.

3) Класс поделить на 2 команды: на листе бумаги перечислите причины загрязнения воздуха в нашем районе.

Расскажите о влиянии состояния воздуха на самочувствие жителей нашего города и села.

4) Перенесемся в 2100 год. Воздух в городе кристально чист и прозрачен – ни копоти, ни пыли, ни газа. Пофантазируйте, каким образом удалось прекратить загрязнение окружающей среды.

5) Назовите причины загрязнения берегов рек бытовыми отходами.

6) Сколько воды мы потеряем за сутки, месяц, год, если из плохо закрытого крана капает вода – 50 капель в минуту.

Так что же нам делать?! Детство, отрочество, юность – прекраснейшая пора, когда не только весь мир, но и сам себе кажешься вечным, бессмертным. И вдруг это великое чувство вечности зеленого мира будет утрачено?

Человечество вступает в новую эру существования – в эпоху, требующую кардинальной перестройки основных ценностных шкал, новых принципов морали и нравственности, новых способов разрешения противоречий. Иначе говоря, мы вступили в эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится думать по-иному.

Вы слышали о Всемирной стратегии охраны природы, которую называют еще стратегией выживания человечества? Документ подготовлен Международным союзом охраны природы, одобрен Генеральной ассамблеей ООН и представляет собой своего рода кодекс поведения на Земле. Стратегия призывает все страны мира объединить силы для спасения флоры и фауны.

Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – вот в чем вопрос. От личного участия каждого в движении за мир и за здоровую биосферу зависит, каким станет лик Земли и где находится человечество в данный момент – в начале или в конце своего путешествия в будущее.

Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано… Земля с ее биосферой – величайшее чудо, и она у нас только одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Мир спасет надежда, если она останется жить в каждом человеческом сердце.

Что сделать для того, чтобы человечество сохранило все живое? Что же могу сделать я? Один из 6млрд людей. Если только задавать вопросы и ждать, что кто-то сделает за тебя, ничего не получится. Но если на вопросы отвечать делом, то каждый и все вместе смогут многое.

Учитель задает домашнее задание: написать письмо-обращение к жителям села. (Учебник стр. 311-317)

Спасибо за урок!

    Баринова И.И. Современный урок географии. Часть 1: Методические разработки уроков. М.: Школьная Пресса, 2002 – 128с.

Зубанова С.Г., Щербаков Ю.В. Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. М.: Глобус, 2009. – 173с.

Максаковский В.П, География.10 класс. М.: Просвещение, 2008.

Романова А.Ф. Нестандартные уроки. География. Волгоград: Учитель, 2003. – 105 с.

Читайте также: