Анализ стихотворения есенина зима кратко
Обновлено: 04.07.2024
История создания
Центральным образом в стихотворении становится зима. Это время года нравилось поэту. Он с неподдельной силой описывает ситуацию.
Читайте по теме:
Композиция
4 катрена в стихотворении – вот классика жанра, как говорится. Стандартный размер с интересным текстом. Композиция максимально проста.
Стихотворение стоит отнести к пейзажной лирике. В ней поэт подробно описывает зиму.
Средства выразительности
Читайте по теме:
Эпитеты
Дивной красоты, белой пеленой – эпитеты просты, но они рисуют пейзаж, создают стихотворное настроение.
Олицетворения
Метафоры
Система образов
Образы зимы в стихотворении разнообразны.
Образы пташек по-детски трогательны. Они противопоставлены суровой непогоде. Нежные, беспомощные, маленькие, жмутся они к окнам, надеясь уцелеть в снежной буре.
В стихотворении много контрастов. Зима противопоставлена весне, жизнь – смерти.
Центральная тема стихотворения – суровая красота русской зимы. В своем произведении автор восторженно демонстрирует всю силу и прелесть зимней поры, которую невозможно победить или обуздать. Единственное, что остается птицам и деревьям, уставшим от бесконечных бурь и снегопадов – терпеливо ждать прихода весны.
Однако первое впечатление обманчиво, и автор показывает нам истинное лицо зимы – суровое, безжалостное, леденящее душу. Для всего живого на земле она может быть не только любящей матерью, но злобной мачехой, наказывающей нерадивых детей.
Лирический герой не описан детально в стихотворении, но можно смело предположить, что он, сидя в теплом уютном доме, любуется зимним пейзажем из окна. Чувства и эмоции его весьма разнообразны: расслабленное умиротворение от созерцания зимнего леса, жалость к замерзшим пичужкам, предвкушение скорого прихода весны.
В произведении Есенина природа живет, дышит, действует, чувствует. Она может быть радостной и грустной, нежной и грубой, доброй и злой. Но, несмотря на всю свою противоречивость, она вызывает искреннее восхищение и любовь.
Композиция
Композиция произведения линейная. В 4 строфах стихотворения рассказывается о лютости зимы.
В первых двух строфах подробно и образно описан снегопад: сначала поэт говорит о наступлении зимы, звуках, которые его сопровождают; затем переносит изображение в деревенский двор, масштаб происходящего меняется. Мы видим крошечных птенчиков, сидящих у тёплого окна избы.
Кульминация стихотворения – это его третья строфа. Метель достигает предела злости, а птички сжимаются под вихрями снега.
В последней строфе намечается спад напряжения: птички засыпают, убаюканные воем вьюги.
История создания
Стихотворение о зиме было написано Есениным в 1910 году, когда ему едва исполнилось 15 лет. Уже тогда он был влюблен в поэзию, но не думал, что именно она станет призванием всей его жизни.
Юному Есенину удалось придать образу зимы некую изюминку, многогранность, благодаря чему стихотворение надолго запоминается. Уже в начале своего творческого пути поэт умел удивительно тонко и умело вдыхать жизнь в неодушевленные предметы.
Художественные особенности
Язык стихотворения прост и понятен даже детям. Поэт пользуется общелитературными словами. Среди них преобладают прилагательные и глаголы, ведь поэт создаёт описание и одновременно передаёт контрасты, которые проявляются через действия.
Поэт использует приёмы народного творчества:
Необычность стихотворения связана с его особой ритмикой и строфикой. Есенин находит интонацию, схожую с завыванием ветра, рёвом метели. Это делает стихотворение лёгким для восприятия, музыкальным.
Тема стихотворения
Главные герои стихотворения Есенина — суровая зима со своими слугами (вьюгами и метелями) и воробушки, которым нужно выжить в стужу и дождаться прихода красавицы-весны. Оно пронизано оптимизмом и призывает читателя быть стойким перед лицом бед. При этом поэт затрагивает проблему сурового русского климата, восхищается красотой и неповторимостью холодного времени года.
Радуя красотой заснеженных долин, зима приносит беду тем, у кого нет еды и крова. Чтобы пережить суровые времена, крестьянин трудится круглый год, обеспечивая хлебом свою семью и господ. О диких зверях и птицах некому позаботиться. Они оставлены на произвол судьбы и только мечтают о потеплении.
В авторских строках звучит тревога за судьбы маленьких птиц, трепетом перед натиском стихии, уважением к холодной красоте зимнего леса. Природа у Есенина живет, дышит, чувствует. Несмотря на противоречивый нрав, она вызывает восхищение.
Средства художественной выразительности
В стихотворении используются следующие тропы:
В целом стихотворение держится на антитезе: вьюга, метель противопоставлена сиротливым воробышкам.
Содержание произведения
В лирических строках Сергея Александровича описан день снегопада. Природное явление привычно для жителей средних и северных широт в холодный период года, и под конец зимы не вызывает никаких эмоций. Однако в сочинении поэт сумел подобрать слова и описать метель в разных образах.
В начале произведения описывается заснеженный мир, в котором властвует зима, баюкая мохнатый лес. В авторских строках чувствуется умиротворение и спокойствие, которым веет от заснеженных шапок деревьев, сугробов. Ощущается безмолвие седых косматых облаков, плывущих в далекую страну.
Однако зимняя погода изменчива. Настроение композиции быстро меняется, и вот уже по двору шелковым ковром стелется метелица. Усиливается ветер, и приближается снежная буря, готовая смести все на своем пути. В предчувствии непогоды воробьи, как сиротливые дети, жмутся друг к другу. Они рассчитывают вместе дать отпор ненастью.
Однако зима угадывает их замысел и злится еще больше. Из заботливой покровительницы полей она превращается в надменную и коварную ведьму, которой известно о своей власти над природой. В ярости она стучит по ставням и усиливает натиск. Но это не пугает крохотных птичек — они засыпают под песни метели и видят сны о красавице-весне. План пересказа стихотворения на уроке литературы может выглядеть так:
- В лесу господствует зима.
- Равнодушные облака.
- Метелица во дворе.
- Голодные воробушки.
- У окна.
- Гнев вьюги.
- Птичий сон.
Символика и ритм
Сергей Александрович использует двусложный четырехстопный ямб с пиррихием. Наряду со спокойной общей интонацией произведения и отсутствием восклицаний и вопросительных предложений, такой размер стихосложения создает ощущение безжизненности и мрачности в период царствования зимы.
В произведении присутствует намеренная сбивка стихотворного ритма, которая, как виртуозный прием художественной выразительности, помогает передать смену настроений зимы от тихого пения колыбельной и до устрашающего рева.
Кроме того, писатель намеренно обращается к образу воробья — серой и неприметной птички, как символу простого человека из народа, который истинно любит свою родину. Как эти маленькие птички стойко зимуют на родимой земле и не стремятся в теплые края, так и русский крестьянин, согласно замыслу автора, ни на что не променяет своей родной сторонушки.
Вот уж осень улетела, И примчалася зима. Как на крыльях, прилетела Невидимо вдруг она.
Вот появилися узоры На стеклах дивной красоты. Все устремили свои взоры, Глядя на это. С высоты
Снег падает, мелькает, вьется, Ложится велой пеленой. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает.
Краткий анализ
В произведении противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение одиночества, любование красотой природы и тоска по идеалу, безысходность и надежда. Ранний труд демонстрирует самобытность творчества, которая всегда будет отличать Есенина от других поэтов Серебряного века.
Стекла в окнах больше не прозрачные. Они расписаны ледяными узорами, все смотрят на это ежегодное чудо. Снег идёт, падает с высоты, окутывает землю белым одеялом. Солнце мигает в облаках – то оно есть, то его нет. И сверкает иней под его зимними лучами. Красота.
Картинка к стихотворению Зима
Популярные темы анализов
В 1811 году император Александр 1 подписал указ об открытии Царскосельского Лицея. Это высшее учебное заведение занималось подготовкой дворянских детей к несению государственной службы.
Ах, каким наивным был поэт в свои семнадцать лет! После окончания лицея он свято верил в свободу высказывания своей точки зрения. Он ещё не знал, что такое цензура. Поэт уже начал купаться в лучах своей славы. Он был уверен, что литературному творчеству
Родилась Марина Цветаева в московской интеллигентной семье. Жизнь ее протекала до совершеннолетия весело и радостно. Но вскоре все ее безоблачное детство внезапно закончилось. Поэтессу постигла череда разочарований. Она, конечно,
Выдающийся русский поэт XX века. Знаток народного языка и народной души. В своих стихах Сергей Есенин предстает тонким лириком, мастером пейзажа и человеком, глубоко понимающим и любящим свою страну - Русь. Сергей Есенин - уникальная фигура XX века. Его стихи читают и любят уже на протяжении двух столетий.
p, blockquote 1,0,0,0,0 -->
p, blockquote 2,0,0,0,0 -->
Вот уж осень улетела
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.
p, blockquote 3,0,0,0,0 -->
p, blockquote 4,0,0,0,0 -->
Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты
p, blockquote 5,0,1,0,0 -->
Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.
p, blockquote 6,0,0,0,0 -->
Дата создания: 1911–1912 г.
p, blockquote 7,0,0,0,0 -->
p, blockquote 8,0,0,0,0 -->
p, blockquote 9,0,0,0,0 -->
p, blockquote 10,1,0,0,0 -->
Большая часть лирики, относящейся к тому периоду, отличается подражательным характером и скромной художественной ценностью. Было бы странно и нелепо обвинять в этом исключительно Сергея Александровича. Дело в том, что в Спас-Клепиках не нашлось ни одного преподавателя, который мог разглядеть в Есенине задатки великого лирика. Некому было сориентировать юношу в многообразии литературного мира. Все учителя оказались не способны помочь ему расти и развиваться в творческом плане.
Учащиеся и преподаватели школы (3-й справа в верхнем ряду Сергей Есенин)
p, blockquote 12,0,0,0,0 -->
Сергей Есенин (справа) с Григорием Панфиловым (фрагмент фотографии), 1911
p, blockquote 13,0,0,0,0 -->
p, blockquote 14,0,0,0,0 -->
p, blockquote 15,0,0,1,0 -->
Федот Васильевич Сычков. Катание с горок. 1910г
p, blockquote 16,0,0,0,0 -->
В своей ранней лирике Сергей Александрович Есенин часто обращается к теме природы и смены времен года. Чувствуется его желание продолжать традиции классической литературы XIX века.
p, blockquote 17,0,0,0,0 -->
Стихотворение написано не позднее начала 1912 года. Его автору идет семнадцатый год, скоро школьная жизнь останется позади. Семья поддерживает его желание учиться дальше, но неодобрительно относится к мечтам о поэтическом поприще. А вот учитель литературы Е. Хитров настоятельно советовал ему пробиваться в Петербурге или Москве. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей со смешанной рифмой (перекрестной, смежной и парой нерифмованных строк), 4 строфы. Кроме одной, все рифмы открытые. Лирический герой – рассказчик, наблюдатель. Настроение героя приподнятое, интонация радостная. Автор не решился расцветить строки риторическими вопросами и восклицаниями.
p, blockquote 18,0,0,0,0 -->
p, blockquote 19,0,0,0,0 --> p, blockquote 20,0,0,0,1 -->
Читайте также: