Анализ стихотворения есенина зима кратко

Обновлено: 04.07.2024

История создания

Центральным образом в стихотворении становится зима. Это время года нравилось поэту. Он с неподдельной силой описывает ситуацию.

Читайте по теме:

Композиция

4 катрена в стихотворении – вот классика жанра, как говорится. Стандартный размер с интересным текстом. Композиция максимально проста.

Стихотворение стоит отнести к пейзажной лирике. В ней поэт подробно описывает зиму.

Средства выразительности

Читайте по теме:

Эпитеты

Дивной красоты, белой пеленой – эпитеты просты, но они рисуют пейзаж, создают стихотворное настроение.

Олицетворения

Метафоры

Система образов

Образы зимы в стихотворении разнообразны.

Образы пташек по-детски трогательны. Они противопоставлены суровой непогоде. Нежные, беспомощные, маленькие, жмутся они к окнам, надеясь уцелеть в снежной буре.

В стихотворении много контрастов. Зима противопоставлена весне, жизнь – смерти.

Центральная тема стихотворения – суровая красота русской зимы. В своем произведении автор восторженно демонстрирует всю силу и прелесть зимней поры, которую невозможно победить или обуздать. Единственное, что остается птицам и деревьям, уставшим от бесконечных бурь и снегопадов – терпеливо ждать прихода весны.

Однако первое впечатление обманчиво, и автор показывает нам истинное лицо зимы – суровое, безжалостное, леденящее душу. Для всего живого на земле она может быть не только любящей матерью, но злобной мачехой, наказывающей нерадивых детей.

Лирический герой не описан детально в стихотворении, но можно смело предположить, что он, сидя в теплом уютном доме, любуется зимним пейзажем из окна. Чувства и эмоции его весьма разнообразны: расслабленное умиротворение от созерцания зимнего леса, жалость к замерзшим пичужкам, предвкушение скорого прихода весны.

В произведении Есенина природа живет, дышит, действует, чувствует. Она может быть радостной и грустной, нежной и грубой, доброй и злой. Но, несмотря на всю свою противоречивость, она вызывает искреннее восхищение и любовь.

Композиция

Композиция произведения линейная. В 4 строфах стихотворения рассказывается о лютости зимы.

В первых двух строфах подробно и образно описан снегопад: сначала поэт говорит о наступлении зимы, звуках, которые его сопровождают; затем переносит изображение в деревенский двор, масштаб происходящего меняется. Мы видим крошечных птенчиков, сидящих у тёплого окна избы.

Кульминация стихотворения – это его третья строфа. Метель достигает предела злости, а птички сжимаются под вихрями снега.

В последней строфе намечается спад напряжения: птички засыпают, убаюканные воем вьюги.

История создания

Стихотворение о зиме было написано Есениным в 1910 году, когда ему едва исполнилось 15 лет. Уже тогда он был влюблен в поэзию, но не думал, что именно она станет призванием всей его жизни.

Юному Есенину удалось придать образу зимы некую изюминку, многогранность, благодаря чему стихотворение надолго запоминается. Уже в начале своего творческого пути поэт умел удивительно тонко и умело вдыхать жизнь в неодушевленные предметы.

Художественные особенности

Язык стихотворения прост и понятен даже детям. Поэт пользуется общелитературными словами. Среди них преобладают прилагательные и глаголы, ведь поэт создаёт описание и одновременно передаёт контрасты, которые проявляются через действия.

Поэт использует приёмы народного творчества:

Необычность стихотворения связана с его особой ритмикой и строфикой. Есенин находит интонацию, схожую с завыванием ветра, рёвом метели. Это делает стихотворение лёгким для восприятия, музыкальным.

Тема стихотворения

Главные герои стихотворения Есенина — суровая зима со своими слугами (вьюгами и метелями) и воробушки, которым нужно выжить в стужу и дождаться прихода красавицы-весны. Оно пронизано оптимизмом и призывает читателя быть стойким перед лицом бед. При этом поэт затрагивает проблему сурового русского климата, восхищается красотой и неповторимостью холодного времени года.

Радуя красотой заснеженных долин, зима приносит беду тем, у кого нет еды и крова. Чтобы пережить суровые времена, крестьянин трудится круглый год, обеспечивая хлебом свою семью и господ. О диких зверях и птицах некому позаботиться. Они оставлены на произвол судьбы и только мечтают о потеплении.

В авторских строках звучит тревога за судьбы маленьких птиц, трепетом перед натиском стихии, уважением к холодной красоте зимнего леса. Природа у Есенина живет, дышит, чувствует. Несмотря на противоречивый нрав, она вызывает восхищение.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

В целом стихотворение держится на антитезе: вьюга, метель противопоставлена сиротливым воробышкам.

Содержание произведения

В лирических строках Сергея Александровича описан день снегопада. Природное явление привычно для жителей средних и северных широт в холодный период года, и под конец зимы не вызывает никаких эмоций. Однако в сочинении поэт сумел подобрать слова и описать метель в разных образах.

В начале произведения описывается заснеженный мир, в котором властвует зима, баюкая мохнатый лес. В авторских строках чувствуется умиротворение и спокойствие, которым веет от заснеженных шапок деревьев, сугробов. Ощущается безмолвие седых косматых облаков, плывущих в далекую страну.


Однако зимняя погода изменчива. Настроение композиции быстро меняется, и вот уже по двору шелковым ковром стелется метелица. Усиливается ветер, и приближается снежная буря, готовая смести все на своем пути. В предчувствии непогоды воробьи, как сиротливые дети, жмутся друг к другу. Они рассчитывают вместе дать отпор ненастью.

Однако зима угадывает их замысел и злится еще больше. Из заботливой покровительницы полей она превращается в надменную и коварную ведьму, которой известно о своей власти над природой. В ярости она стучит по ставням и усиливает натиск. Но это не пугает крохотных птичек — они засыпают под песни метели и видят сны о красавице-весне. План пересказа стихотворения на уроке литературы может выглядеть так:

  1. В лесу господствует зима.
  2. Равнодушные облака.
  3. Метелица во дворе.
  4. Голодные воробушки.
  5. У окна.
  6. Гнев вьюги.
  7. Птичий сон.

Символика и ритм

Сергей Александрович использует двусложный четырехстопный ямб с пиррихием. Наряду со спокойной общей интонацией произведения и отсутствием восклицаний и вопросительных предложений, такой размер стихосложения создает ощущение безжизненности и мрачности в период царствования зимы.

В произведении присутствует намеренная сбивка стихотворного ритма, которая, как виртуозный прием художественной выразительности, помогает передать смену настроений зимы от тихого пения колыбельной и до устрашающего рева.

Кроме того, писатель намеренно обращается к образу воробья — серой и неприметной птички, как символу простого человека из народа, который истинно любит свою родину. Как эти маленькие птички стойко зимуют на родимой земле и не стремятся в теплые края, так и русский крестьянин, согласно замыслу автора, ни на что не променяет своей родной сторонушки.

Вот уж осень улетела, И примчалася зима. Как на крыльях, прилетела Невидимо вдруг она.

Вот появилися узоры На стеклах дивной красоты. Все устремили свои взоры, Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется, Ложится велой пеленой. Вот солнце в облаках мигает, И иней на снегу сверкает.

Краткий анализ

В произведении противопоставлены чувство нежной материнской любви и ощущение одиночества, любование красотой природы и тоска по идеалу, безысходность и надежда. Ранний труд демонстрирует самобытность творчества, которая всегда будет отличать Есенина от других поэтов Серебряного века.

Стекла в окнах больше не прозрачные. Они расписаны ледяными узорами, все смотрят на это ежегодное чудо. Снег идёт, падает с высоты, окутывает землю белым одеялом. Солнце мигает в облаках – то оно есть, то его нет. И сверкает иней под его зимними лучами. Красота.

Картинка к стихотворению Зима

Зима Анализ стихотворения

Популярные темы анализов

В 1811 году император Александр 1 подписал указ об открытии Царскосельского Лицея. Это высшее учебное заведение занималось подготовкой дворянских детей к несению государственной службы.

Ах, каким наивным был поэт в свои семнадцать лет! После окончания лицея он свято верил в свободу высказывания своей точки зрения. Он ещё не знал, что такое цензура. Поэт уже начал купаться в лучах своей славы. Он был уверен, что литературному творчеству

Родилась Марина Цветаева в московской интеллигентной семье. Жизнь ее протекала до совершеннолетия весело и радостно. Но вскоре все ее безоблачное детство внезапно закончилось. Поэтессу постигла череда разочарований. Она, конечно,

Выдающийся русский поэт XX века. Знаток народного языка и народной души. В своих стихах Сергей Есенин предстает тонким лириком, мастером пейзажа и человеком, глубоко понимающим и любящим свою страну - Русь. Сергей Есенин - уникальная фигура XX века. Его стихи читают и любят уже на протяжении двух столетий.

Зима, Зимний лес, Зимний пейзаж

p, blockquote 1,0,0,0,0 -->

p, blockquote 2,0,0,0,0 -->

Вот уж осень улетела
И примчалася зима.
Как на крыльях, прилетела
Невидимо вдруг она.

p, blockquote 3,0,0,0,0 -->

p, blockquote 4,0,0,0,0 -->

Вот появилися узоры
На стеклах дивной красоты.
Все устремили свои взоры,
Глядя на это. С высоты

p, blockquote 5,0,1,0,0 -->

Снег падает, мелькает, вьется,
Ложится белой пеленой.
Вот солнце в облаках мигает,
И иней на снегу сверкает.

p, blockquote 6,0,0,0,0 -->

Дата создания: 1911–1912 г.

p, blockquote 7,0,0,0,0 -->

Зима, Зимний лес, Зимний пейзаж

p, blockquote 8,0,0,0,0 -->

p, blockquote 9,0,0,0,0 -->

Здание школы, в которой учился С. Есенин в г. Спас-Клепики

p, blockquote 10,1,0,0,0 -->

Большая часть лирики, относящейся к тому периоду, отличается подражательным характером и скромной художественной ценностью. Было бы странно и нелепо обвинять в этом исключительно Сергея Александровича. Дело в том, что в Спас-Клепиках не нашлось ни одного преподавателя, который мог разглядеть в Есенине задатки великого лирика. Некому было сориентировать юношу в многообразии литературного мира. Все учителя оказались не способны помочь ему расти и развиваться в творческом плане.

Учащиеся и преподаватели школы (3-й справа в верхнем ряду Сергей Есенин)

Учащиеся и преподаватели школы (3-й справа в верхнем ряду Сергей Есенин)

p, blockquote 12,0,0,0,0 -->

Сергей Есенин (справа) с Григорием Панфиловым (фрагмент фотографии), 1911

Сергей Есенин (справа) с Григорием Панфиловым (фрагмент фотографии), 1911

p, blockquote 13,0,0,0,0 -->

p, blockquote 14,0,0,0,0 -->

p, blockquote 15,0,0,1,0 -->

Федот Васильевич Сычков. Катание с горок. 1910г

Федот Васильевич Сычков. Катание с горок. 1910г

p, blockquote 16,0,0,0,0 -->

В своей ранней лирике Сергей Александрович Есенин часто обращается к теме природы и смены времен года. Чувствуется его желание продолжать традиции классической литературы XIX века.

p, blockquote 17,0,0,0,0 -->

Стихотворение написано не позднее начала 1912 года. Его автору идет семнадцатый год, скоро школьная жизнь останется позади. Семья поддерживает его желание учиться дальше, но неодобрительно относится к мечтам о поэтическом поприще. А вот учитель литературы Е. Хитров настоятельно советовал ему пробиваться в Петербурге или Москве. По жанру – пейзажная лирика, по размеру – хорей со смешанной рифмой (перекрестной, смежной и парой нерифмованных строк), 4 строфы. Кроме одной, все рифмы открытые. Лирический герой – рассказчик, наблюдатель. Настроение героя приподнятое, интонация радостная. Автор не решился расцветить строки риторическими вопросами и восклицаниями.

p, blockquote 18,0,0,0,0 -->

p, blockquote 19,0,0,0,0 --> p, blockquote 20,0,0,0,1 -->

Читайте также: